Реферат по предмету "Менеджмент"


Деятельность профсоюзов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙНАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРАМЕНЕДЖМЕНТАРЕФЕРАТ
подисциплине: «Экономика труда и социально – трудовые отношения»
на тему: «Деятельностьпрофсоюзов»
Подготовила:
студентка ІІІ курса
экономическогоф-та
гр.0201“б”
СавченкоЭ. Р.Донецк 2006

Введение
Становлениедемократического, правового, социально ориентированного государства,возрождение украинской государственности послужили причиной бурного развитияобщественных институтов, важнейшее место среди которых принадлежит объединениямграждан.
Часть1 статьи 36 Конституции Украины провозгласила, что граждане Украины дляосуществления и защиты своих прав и свобод, а также удовлетворенияполитических, экономических, культурных и других интересов имеют право наобъединение в политические партии и общественные организации. Объединениемграждан является добровольное общественное формирование, созданное на основеединства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод. Такимобразом, объединение граждан может быть признано таковым лишь при наличииследующих условий: оно является исключительно добровольным образованием,создающимся на основе общих интересов, и лишь гражданами для реализации своихправ и свобод. Объединение граждан, независимо от названия, может бытьобщественной организацией или политической партией.
Общественнойорганизацией, в соответствии с Законом «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 г., является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих социальных, экономических,творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общихинтересов. К общественным организациям часть 3 статьи 36 Конституции относитпрофессиональные союзы. Участие граждан в профессиональных союзах допускаетсятолько с целью защиты собственных трудовых и социально-экономических прав иинтересов.
Дефиниции«профсоюз» и «некоммерческая организация» во многом схожи. И в первом и вовтором случае — это объединения, которые ставят перед собой цель — обеспечениеи защиту социально-приоритетных интересов физических лиц, их создавших.Граждан, которые объединились в профсоюз, связывает общность производственных ипрофессиональных интересов.

Деятельность профсоюзов.
Гражданскиеорганизации как субъект социальной политики, выражая интересы различныхсоциальных групп, общностей, классов, слоев населения способны сделатьзначительный вклад в стабилизацию процессов социального развития общества.
Средиобъединений граждан особый статус имеют профессиональные союзы. Статуспрофсоюзов напоминает правовое положение многих видов объединений, поскольку вовсех уставах (творческих союзов, благотворительных и молодежных организаций,религиозных объединений) предусмотрена та или иная организациясоциально-правовой защиты трудовых прав и интересов физических лиц.
Профсоюзы – это массовые самоуправляемыеобщественные объединения, которые создаются трудящимися для защиты своихсоциальных, экономических и профессиональных прав, для выражения интересовнанимаемых работ­ников, для борьбы за социальную справедливость, с цельюсодействия созданию для человека соответствующих условий работы и жизни. Ониимеют ряд особенностей:
— это, самое массовое объединение трудящихся, доступное для всех;
— этоорганизация, которая своей целью и интересами находится ближе, чем другиеобщественные организации, к экономике, производству, т.е. решающей сферыприложения творческих усилий человека, в которой реализуются коренные интересытрудящихся.
Формаорганизации профсоюзов может быть разнообразной. Как пра­вило, критериемвступления являются профессия члена профсоюза (ли­тейщики, бухгалтеры,транспортные работники и др.). Такая организация по профессиональным признакамраспространенная в Дании, Исландии, Великобритании и других странах. На одном итом же крупном предпри­ятии работников могут представлять десяток профсоюзов.Другим крите­рием членства может быть область экономики (металлургия, угольнаяпромышленность и т. п.). Такие профсоюзы характерны для Германии, Франции,Италии, Норвегии и Швеции. В этом случае на предприятии функционирует намногоменьше профсоюзов — может быть даже один для рабочих и служащих. Третийвариант, характерный для Японии, Швейцарии и других стран, отличается тем, чтокаждое предприятие имеет свой собственный профсоюз, который существенносказывается на разности в уровнях заработной платы на разных предприятиях.
Профсоюзможет рассматриваться с разных точек зрения, например, как клуб, информационноеагентство или организация, стремящаяся увеличить занятость. В обмен на членскиевзносы профсоюз как клуб предлагает некоторый набор «продуктов» — от информациии юридических услуг до коллективных соглашений об уровне зарплаты и занятости.
Вэкономическом анализе профсоюзов выделяют три основные проблемы:
1.Формирование целей и политики профсоюзов.
2.Процесс переговоров, который определяет степень достижения целей.
3.Воздействие профсоюзной активности на уровень и структуру заработков,распределение доходов, объем выпуска и продуктивность.
Основнаяцель, которую ставятперед собою профсоюзы, — повышение уровня заработной платы, сохранение рабочихмест для членов профсоюза, участие трудящихся в управлении производством ираспределении выработанного продукта, а также улучшение условий труда.
Учитываяэто, в их деятельности нередко возникают противоречия. Первое из них связано стем, что повышение уровня ставок заработной платы может привести к увеличениюуровня безработицы в стране. Дело в том, что соглашения и договоры в границахсоциального партнерства составляются на сравнительно продолжительный срок (отодного до трех лет) и не пересматриваются на протяжении этого периоданезависимо от изменения экономической ситуации. Такая жесткость ставокзаработной платы приводит к тому, что их уровень становится менее чувствитель­нымк соотношению спроса и предложения на отдельных рынках труда. Это означает, чтопричины безработицы могут состоять в соглашении по ставкам заработной платы,уровень которой превышает возможности фирм и приводит к увольнениям работников.Казалось бы, что профсоюзы при таких условиях должны снизить свои требования,тем не менее, этого, как правило, не происходит, так как они защищают интересыбольшинства работающих, нередко за счет меньшинства безработных. Более того,безработные часто не являются членами профсоюза и не имеют возможности влиятьна их политику так же, как работающие. Итак, рабочие с гарантированнойзанятостью невольно выиграют от увольнения других.
Второепротиворечие связано с разницей в уровнях заработной платы работников разныхобластей, даже если они выполняют одинаковую работу, при условии объединения ихв союз за профессиональным или отраслевым признаком.
Третьепротиворечие в работе профсоюзов обусловлено их борьбой за улучшение условийжизни, в соответствии с которой к коллективным соглашениям включаются пункты отехнико-технологическом перевооружении производства, уменьшении сферыиспользования ручной работы и т.п. Тем не менее, такое требование нередкоприводит к сокращению численности работников и противоречит требованиюобеспечения занятости.
Ещеодно противоречие состоит в том, что, содействуя участию трудящихся вуправлении производством, создавая своей деятельностью предпосылки формированиястабильных механизмов согласования интересов и предотвращения конфликтов,профсоюзы невольно ослабляют свою роль в современном производстве. Сейчас во многихстранах трудящиеся перестают испытывать потребность в профсоюзах, количествоработников, которые принимают участие в разных объединениях, постепенноуменьшается. По данным ООН, в 1989 — 1990 гг. лишь 12% рабочей силы былообъединено в профсоюзы во Франции, 16% — в Испании, 17% — в США, 26%. — вШвейцарии, 42% — в Великобритании и т. д. Этому определенной мерой оказываетсодействие тенденция децентрализации трудовых отношений на рынках труда разныхстран (снижение коллективных переговоров к уровню предприятий) ииндивидуализации трудовых отношений (замена коллективных соглашений и договоровна индивидуальные соглашения и контракты).
Законодательствоо профессиональных союзах составляют Конституция Украины, Закон Украины «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 г., Закон Украины «Об объединениях граждан», и другие нормативно-правовые акты, которые им непротиворечат.
ЗаконУкраины от 15 сентября 1999 года в ст. 1 определяет профессиональный союз какдобровольную неприбыльную общественную организацию, которая объединяет граждан,связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности(обучению). Профессиональные союзы создаются с целью представительства, осуществленияи защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза.
Созданиепрофессиональных союзов происходит также на основе свободного волеизъявленияграждан Украины, без разрешения органов исполнительной власти или собственниковпредприятий (учреждений, организаций).
Средиадминистративно-правовых отношений в деятельности профсоюзов особое значениеимеют их взаимоотношения с органами исполнительной, законодательной и судебнойвласти. Статья 12 Закона о профсоюзах закрепляет принцип независимостипрофсоюзов в своей деятельности от органов государственной власти и органовместного самоуправления. Законом специально предусмотрено, что профсоюзы неподотчетны и не подконтрольны указанным органам, а также другим общественныморганизациям, политическим партиям, работодателям. Этим органам и ихдолжностным лицам запрещается вмешиваться в деятельность профсоюзов в техслучаях, если это «может повлечь за собою ограничение прав профсоюзов иливоспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности». Подобнаяформулировка ограничивает прерогативы государства, его органов и должностныхлиц во взаимоотношениях с профсоюзами, предусмотренные Законом, который, какизвестно, в определенных случаях предполагает вмешательство государственныхорганов в деятельность объединений. При толковании ст. 12 Закона о профсоюзахследует иметь в виду, что им ограничены прерогативы лишь одной ветви власти —исполнительной.
Профсоюзыи их члены зависят от органов законодательной власти: ее распоряжения, воплощенныев форме закона, обязательны для выполнения всеми его членами, а в некоторыхслучаях (например, Кодекс законов о труде) непосредственно затрагивают статуспрофсоюзов, компетенцию его органов, права и обязанности их членов. Словом,правовая регламентация деятельности профсоюзов представляет собой одну из формих взаимоотношений с органами законодательной власти. В известных случаях впроцессе законодательной регламентации допускаются некоторые ограничения правпрофсоюзов, например при реализации гражданами, объединенными в профсоюз,своего права на забастовку и прочие виды коллективного протеста против действийработодателей. Осуществление профсоюзами своих прав, закрепленных Законом,представляет собой наиболее распространенную форму взаимоотношений профсоюзов иисполнительной власти.
Субъектамиадминистративно-правовых отношений в данном случае являются работодатель, влице руководителя органа исполнительной власти и соответствующих должностныхлиц, и представитель профсоюзного органа. Возникающие в этой сфере общественныеотношения имеют все признаки административно-правовых. Прежде всего, онихарактеризуются неравенством сторон. Субординация обнаруживается в том, чтоЗаконом предусмотрены права профсоюзов в их взаимоотношениях с работодателем, обязанностипоследних удовлетворить эти права. Органы государственной власти любого уровняобязаны согласовывать с профсоюзами проекты законодательных актов, которыекасаются социально-трудовых прав рабочих. Обязанность также распространяется ина органы исполнительной власти при разработке ими проектов соответствующихнормативно-правовых актов. Учитывая то, что в процессеисполнительно-распорядительной деятельности практически каждый нормативныйправовой акт органа исполнительной власти затрагивает сферу социально-правовыхотношений, можно сделать вывод о значимости полномочий, предоставленныхпрофсоюзам Законом в их взаимоотношениях не только с органами исполнительной,но и с органами законодательной власти.
Законодательствомпредусмотрены отдельные виды нормативных актов органов исполнительной власти,требующие согласования с профсоюзом в процессе не только их разработки, но иосуществления. Среди них — акты, которые предусматривают ликвидациюпредприятия, учреждение его подразделений.
Административно-правовыеотношения возникают также при ликвидации или реорганизации профсоюза. Впублично-правовой сфере участие органа исполнительной власти или другого органагосударственной власти, чаще всего — судебного, обязательно. Анализируемойобласти присущи пять видов правоотношений, любому из которых соответствуетособый статус: реорганизация, прекращение деятельности, приостановлениедеятельности, запрет деятельности и ликвидация профсоюза.
Учредителямиобщественных организаций могут быть лица, которые достигли возрастадееспособности (18 лет) и являются гражданами Украины, иностранными гражданамиили лицами без гражданства. Что касается профессиональных союзов, то их могутобразовывать лишь граждане Украины, которые работают на предприятии, вучреждении или организации независимо от форм собственности и видовхозяйствования; лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно; лица, которыеучатся в учебном заведении. Иностранные граждане и лица без гражданства немогут создавать профессиональные союзы, но законодатель предоставил им право навступление в профсоюз, если это предусмотрено их уставами.
Уровеньюнионизации отрасли, то есть сте­пень охвата работников профсоюзным движениемзависит от двух факторов, как на любом рынке, — спрос на членство в профсоюзе ипредложение его услуг. Спрос, т.е. желание работников состоять в союзе, — зависит от «цены» (от первоначальных и ежемесячных взносов), а также от того,сколько времени может отнимать у человека участие в профсоюзной деятельности.При прочих равных условиях, чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот.
Профсоюз,в свою очередь, не может предоставлять свои услуги даром. Он несет определенныерасходы при проведении коллективных переговоров. В период между, переговорамипрофсоюзные функционеры контролируют соблюдение условий контракта. Поэтомулогично предположить, что при прочих равных условиях профсоюз может предложитьтем больше услуг (т.е. охватить больше работников), чем выше цена этих услуг.Так что кривые спроса и предложения на рынке услуг профсоюза имеют привычныйвид (рис. 1.1).

 «цена»членства
/>/> в профсоюзе
/>

/>/> P0/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/> 
 0 U0процент работников,
 входящихв профсоюзРисунок 1.1 Модель юнионизации рынка труда
Положениекривых предложения и спроса обусловлено некоторыми факторами, которые могутвызвать их сдвиги.
Во-первых,кривая спроса определяется теми выгодами, которые работник ожидает получить отпрофсоюза. Например, если разница в зарплате членов профсоюза и работников, невходящих в профсоюз, растет, то, при прочих равных условиях, кривая спросасдвинется вверх и Uo (процент работников, входящих в s
профсоюз)возрастет.
Второй фактор — вкусы ипредпочтения работника. Если, например, изменяется отношение общества кпрофсоюзам и законодательство защищает работника от увольнения, то спросвозрастает и уровень юнионизации — тоже.
Состороны предложения, все, что влияет на организационные расходы, влияет и наположение кривой предложения. Так, принятие законодательства, облегчающеговступление в профсоюз, сдвинет кривую S вправо. Наоборот, изменения в структуреотрасли, которые затрудняют организацию работников, сдвинут кривую предложениявлево и, следовательно, Uo снизится.
Законодательноерегулирование в демократическом обществе имеет значение только присуществовании в нем консенсуса о реальной действенности законов.
Каждыйгражданин должен иметь возмож­ность реализовать гарантированные ему закономправа. Признание закона значительными группами общества, принципиальнаяготовность на основе существующего порядка разрешать возникающие в сфереинтересов конфликты и искать компромиссы — предпосылка социального партнерства.В этом случае профсоюзы являются как противодействующей, так и организующейсилой одновременно. Это означает, что они представляют интересы наемныхработников перед работодателями, благодаря готовности к переговорам — способствуют социальной стабильности, а посредством единого и организованногопредставительства интересов уменьшают вероятность спонтанных и неконтролируемыхзабастовок, которые являются одним из существенных средств влияния нанимаемыхработников и их профсоюзов на работодателей. Забастовки бывают однодневные имногомесячные, количество людей, которые могут принимать в них участие,колеблется от десятков к тысячам. Для обеспечения эффективности проведениязабастовок профсоюзы используют разные средства.
Так,в периоды, если забастовки не проводятся, члены профсоюза делают регулярныевзносы в забастовочный фонд, из которого они получают материальную помощь. Отсуммы средств, накопленных в таких фондах, определенной мерой зависитпродолжительность забастовки.
Чтобыувеличить свои силы во время трудовых конфликтов, профсоюзы сотрудничают друг сдругом:
а) вовремя забастовки в случае потребности один из профсоюзов может взять на себяфинансирование затрат другого за счет своего забастовочного фонда. Как правило,при этом в обмен на возможность использования своего фонда такой профсоюзтребует предоставления ему права влиять на решение относительно забастовки.
б)другим способом предоставления поддержки являются забастовки солидарности.
Конституциятакже гарантирует тарифную автономию. Это означает, что работодатели и наемныеработники через профсоюзы, помимо установленных законом минимальных норм, могутавтономно, без вмешательства государства регулировать условия и оплату труда работающих.Для работников, занятых в государственных организациях, тарифные договорызаключаются между профсоюзами и государством как работодателем. Государство вэтом случае также подпадает под действие тарифной автономии, и его правовойстатус аналогичен статусу частного предпринимателя. Профсоюзам дляосуществления их требований Конституцией гарантировано право на забастовку какспособ борьбы за улучшение условий труда, поскольку без этого они нерасполагали бы никакими средствами давления на работодателей. В тарифныхдоговорах могут регулироваться все вопросы, касающиеся оплаты и условий труда,отпуска. Поскольку некоторые из этих вопросов решаются в законодательномпорядке, то тарифные договоры могут предусматривать только улучшение положенияработников.
Профсоюзы в Украинесейчас сталкиваются с проблемой гиперинфляции и угрозой полной остановкипроизводства, которое существенно влияет на характер их деятельности. Главныйпрофсоюз старается самоутвердиться, а новые профсоюзы еще далеки от того, чтобыбыть представительными. Реального партнера, таким образом, в границахсоциального партнерства, которое уже начало формироваться в Украине, еще нетиз-за того, что правительство не разделяет свои функции определяющего органаполитики, законодателя, собственника и работодателя. Частный же сектор еще непредставляет собой реальной организованной силы.
Необходимаразработка концепции социального партнерства для разных периодов — спада,стабилизации, подъема в экономике. В числе нерешенных остается проблема целесообразнойпоследовательности в разработке и заключении договоров и соглашений.Работодателю и работникам через профсоюз надо договориться по многим вопросам,касающимся всех работников, и внести взаимные обязательства в коллективныйдоговор.      
Такимивопросами являются:
— форма, система и размер заработной платы, денежные вознаграждения, пособия,компенсации, доплаты;
— механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции;
— занятость работников;
— продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков;
— меры по улучшению условий и охраны труда работников;
— медицинское и социальное страхование;
— интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья;
— техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.
Входе коллективных переговоров социальные партнеры должны также договориться овозможном предоставлении льгот для работников, совмещающих работу с обучением,о дополнительных льготах и компен­сациях за счет предприятия, включаядополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию,компенсацию транспортных и командировочных расходов, бесплатное и частичнооплачиваемое питание работников, о работе дошкольных и других ведомственныхсоциальных учреждений.
Такимобразом, в условиях рыночного хозяйства свободные и независимые профсоюзыявляются гарантами социальной справедливости и безопасности. Использованиерыночного механизма населением зависит, главным образом, от того, удается лирегулировать рынок в рамках закона и политики. Так, например, на рынке трудазаметно улучшение позиции наемных работников по отношению к работодателямтолько при сильных профсоюзах. Профсоюзы являются противовесом властипредпринимателей. Но социальные достижения и законы, охраняющие права, неприходят автоматически, их надо завоевывать.

Заключение
Такимобразом, профсоюзы – это коллективные организации, чья первостепенная задача –улучшать финансовые и нефинансовые условия занятости своих членов. Они могутобъединять как работников одной отрасли, независимо от их профессии (например,всех, кто работает в автомобилестроении – от главного конструктора досекретарши), так и работников одной профессии, независимо от места работы(например, адвокатов).
Профсоюзымогут оказывать позитивное воздействие на продуктивность. Позитивная рольпрофсоюзов определяется тем, что они выступают в качестве «голоса масс»,способного выражать предпочтения и претензии работников к нанимателямнепосредственно высшему управленческому персоналу, а также дают возможность работникам уча­ствоватьв разработке норм и правил труда на внутреннем рынке.
Однакоединства во взглядах на профсоюзы как экономическое явление среди ученых нет.Как пишет в своей книге «LabourEconomics» английский экономист Дж.И. Кинг: «Единственный безоговорочный вывод- то, что профсоюзы в экономике имеют значение, но в каком направлении и докакой степени распространяется их экономическое влияние — все еще неясно».
Ростпродуктивности достигается, прежде всего, потому, что работники вместо тогочтобы «голосовать ногами», теперь могут выражать свое недовольство уровнемзарплаты и условиями труда непосредственно нанимателю. Соответственно,сокращается текучесть рабочей силы (работникам невыгодно увольняться, еслипрофсоюз может добиться лучших условий). В этой ситуации, кроме того,нанимателю выгодно вкладывать деньги в обучение работников, что такжеспособствует росту продуктивности.
Во-вторых,профсоюз как «голос масс» может передавать менеджерам информацию о новыхметодах работы или использования техники, предлагаемых работниками, что выгоднодля обеих сторон.
Инаконец, доказано, что объединенных в профсоюз работ­ников характеризует болеевысокий уровень трудовой морали, мотивации и прилагаемых усилий.
Список использованнойлитературы:
1. Есинова Н.И. Экономика труда и социально – трудовые отношения: Учебн.пособие. – К.: Кондор, 2003
2. Калина А.В. Економіка праці: Навч. посібник для студентіввищ. навч. закладів. – К.: МАУП, 2004
3. Завіновська Г.Г. Економіка праці: Навч. посібник. –К.: КНЕУ, 2003
4. Колосницына М.Г. Экономика труда:Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.:«Академкнига», 2003
5. Буряк П.Ю., Капнінський Б.А., Григор’єваМ.У. Економіка праці і соціально – економічні відносини: Навч. посібник. – К.:Центр навч. літератури, 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.