1. Государственнаяинновационная стратегия антикризисного развития
В соответствии с теориейМ.Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторовпроизводства, инвестиций, инноваций и благосостояния (высший уровень развития).Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия,Великобритания, Франция) в настоящее время развиваются преимущественно наоснове активизации инновационной деятельности. Российской экономике необходимос первого и второго уровней развития переходить на третий – на основеинноваций. В условиях современного рынка система, недооценивающая рольинновационного потенциала, сталкивается с ослаблением своих позиций на рынках,потерей потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствуетвозникновению кризисной ситуации и приводит к краху всей системы. Необходимоотметить, что часть вышеперечисленных «симптомов» также применима и кгосударственному сектору, который, по своей природе, является поставщикомспецифических услуг для особенного потребителя – общества в целом. Такимобразом, развитие инновационного сектора является одним из приоритетныхнаправлений государственной политики в условиях стремления общества игосударства выйти на качественно новый уровень развития.
Объектом инновации вантикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новыетехнологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методыуправления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорениянаучно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка,усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действияконкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развитиястановится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями– важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой вомногом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможностинаходить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечитьдостижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причемнаибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационнаядеятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процессуправления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессеантикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколькомасштабные инновационные стратегии, призванные координировать направленияразвития предприятия на протяжении длительного периода времени.
Однако общей целью всехнациональных инновационных систем являются:
- созданиедополнительных рабочих мест в сферах науки, производства и услуг;
- увеличениепоступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производстванаукоемкой продукции и доходов населения;
- повышениеобразовательного уровня населения;
- решениеэкологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.
Для регулирования ихразвития все государства определяют условия осуществления инновационногобизнеса, разрабатывают прогнозы технологических изменений и стратегиюинновационного развития экономики, определяют на этой базенаучно-технологические приоритеты, содействуют формированию и совершенствованиюинновационной инфраструктуры, непосредственно и косвенным путем стимулируют инновационнуюдеятельность, участвуют в организации исследований и разработок. Во всехстранах национальные инновационные системы необходимо вместе с темрассматривать и как один из основных инструментов регионального развития. Вобозримой перспективе в России неизбежно сочетание активного инновационногоразвития, предполагающего реализацию на мировых рынках собственныхинновационных разработок, и «имитационного», базирующегося наосвоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенном внедрении всобственную инновационную систему. Необходимо при этом учитывать и тот факт,что субъекты Российской Федерации существенно различаются по экономическому,природно-ресурсному и научно-технологическому потенциалу, по уровнюсоциально-экономического развития. Ситуация в России принципиально отличаетсяот ситуации в ЕС, где такие региональные различия по планам его развития недолжны превышать 25 %. Для каждого региона (или группы регионов) Россиитребуется индивидуальный подход к решению проблем инновационного развития. Вкаждом регионе или группе регионов должны быть созданы национальныерегиональные инновационные системы, а на федеральном уровне инновационнаясистема, соответствующая задачам макроэкономической политики. Федеральная ирегиональные системы сформируют единую Российскую инновационную систему.
К настоящему времени вэтой сфере уже сложились многоуровневые отношения между регионами и Федерацией,в рамках которых решаются вполне определенные задачи. На федеральном уровнеопределяются приоритеты развития экономики в целом, разрабатываются иреализуются программы и проекты, имеющие значение для всех регионов. Нарегиональном уровне определяются приоритеты субъекта Российской Федерации,формируются и выполняются региональные программы и проекты. На федерально-региональномуровне — формируется единая нормативно-правовая база инновационнойдеятельности, обеспечивается согласование интересов государства и регионов,определяется степень участия федерации в решении региональных проблем, арегионов — в решении федеральных. На межрегиональном уровне решаются проблемывзаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес длянескольких регионов, в частности, в рамках федеральных округов. Намуниципальном уровне осуществляются конкретные мероприятия по обеспечениюжизнедеятельности и развития территорий.
Существует рядобъективных причин, определяющих повышение роли региональных органов управленияв развитии научно-технической деятельности. Во-первых, инновационнаядеятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному управлению.Региональные звенья управления лучше приспособлены к решению ее задач. Во-вторых,на региональном уровне, на основе существующих неформальных контактов и общихинтересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило,полнее обеспечивается необходимое взаимодействие между образованием, наукой ивысокотехнологичным производством, соединение образовательного, научного ипромышленного потенциалов, являющееся ключевым условием успешного продвиженияновшеств по инновационной цепочке. Предлагается в этой связи создать Российскуюдвухуровневую (федерально-региональную) инновационную систему как системугенерации и поддержания инновационных процессов, действующую в рамкахреализации инновационной политики государства.
Основная цель системы — обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основеинтенсификации инновационной деятельности. Для достижения этой цели, преждевсего, должна быть разработана и законодательно утвержденафедерально-региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетноеразвитие научно-технологического комплекса страны и высокотехнологичнойпромышленности.
2. Характеристикадосудебной санации должника
Досудебнаясанация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемыесобственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями(участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целяхпредупреждения банкротства (ст.2 Закона).
Нужны лидосудебные меры в рыночном государстве? Для ответа на данный вопрос достаточнопривести статистику демонстрирующая результаты досудебных процедур, применяемыхв странах Западной Европы к проблемным предприятиям-должникам, экономическое ифинансовое состояние которых вызывает озабоченность их руководителей игосударственных органов, призванных вести учет и контроль деятельностизарегистрированных юридических лиц. Как правило, 75% таких предприятий удаетсявывести из кандидатов в банкроты. И только 15% дел попадают в производствосудов. Причем, как правило, эти 15% имеют криминальный характер банкротства. Мерыпо восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общейобязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаковбанкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам)должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения оналичии признаков банкротства.
Всоответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственникимущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительнойвласти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органыместного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаныпринимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Осуществляемыев рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми — как экономическими(модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификацииперсонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими(получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либопрекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений,заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужогонезаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное,чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность егоэкономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновенияпризнаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсногопроцесса) сделать возможным введение восстановительных процедур. Данные «меры»принимаются на основании соглашения с должником (например, продление кредитногодоговора или заключение нового). Помимо названных мер, названными субъектами можетбыть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашенияденежных обязательств и обязательных платежей и восстановлениеплатежеспособности должника (досудебная санация). Как подчеркивают эксперты, посути своей досудебная санация — это договор между должником и субъектом,предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так какон не назван в качестве такового ни ГК РФ, ни даже Законом, который исходит издоговорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор»применительно к досудебной санации не употребляет. Введение в Закон положений одосудебной санации (санация — оздоровление) призвано привлечь внимание кнеисправным должникам еще до возбуждения производства по делу о банкротстве варбитражном суде. Однако имеющихся в Законе норм не представляется достаточнымдля создания эффективного механизма финансового оздоровления как внесудебноймеры. Для решения данного вопроса были предприняты неоднократные попыткипринятия специального федерального закона. На данный момент принят лишь ФЗ. «Офинансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Мерами по восстановлениюплатежеспособности при проведении процедуры досудебной санации являетсяфинансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств иобязательных платежей, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, вкачестве принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользутретьих лиц, предоставивших эту помощь. Предоставление помощи относится и к органамисполнительной власти и местного самоуправления, которые в пределах своихполномочий обязаны принять своевременные меры для предотвращения банкротствахозяйствующего субъекта. Однако данная норма в отношении государственныхорганов представляется скорее декларативной, а попросту мертвой. Понятно, чтосвоевременными мерами могут быть большей частью меры финансовые (льготы,субсидии и пр.). Но для их реализации необходимы дополнительные денежныесредства, которые ежегодно должны закладываться в бюджеты, начиная отгосударственного и заканчивая местными. Наше государство, к сожалению, к этомупока не готово материально.
Следует заметить, что взападных странах к процедуре досудебной санации относятся крайне отрицательно.Причина в том, что финансовое оздоровление предприятия, еще не являющегосядолжником, отрицательно сказывается на развитии свободной конкуренции. А это несоответствует принципам рыночной экономики. Отличительной особенностью Закона«О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»является то, что в нем не регламентируются ни порядок, ни сроки, ниответственность участников досудебной санации, ни контроль за проведением еепроцедуры. Участники досудебной санации самостоятельно определяют всенеобходимые, на их взгляд, положения для проведения мер по восстановлениюплатежеспособности предприятия. Таким образом, закон делает процесс досудебнойсанации практически бесконтрольным со стороны государственных органов. Вотличие от досудебной санации, санацией является система мер, осуществляемых вовремя производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признаниядолжника банкротом и его ликвидации, которые направлены на оздоровлениефинансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полномобъеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризациипредприятия, долгов, капитала и (или) изменение организационно-правовой ипроизводственной структуры должника. В российском законодательстве обанкротстве санацию определяют как процедуру внешнего управления. Санацияосуществляется после вынесения судом определения о назначении процедуры санациии управляющего санацией. Для этого достаточно лишь ходатайства комитетакредиторов, суд не имеет права отказать в проведении процедуры санации вследствиеотсутствия реальной возможности восстановить платежеспособность должника. Сроксанации составляет не более двенадцати месяцев, однако по ходатайствукредиторов он может быть продлен еще на шесть месяцев либо сокращен. Напомним,что в соответствии с ранее действующим законодательством срок санации присогласии всех кредиторов не ограничивался. Управляющим санацией может бытьфизическое лицо, имеющее лицензию, выданную в установленном законодательствомпорядке, и действующее на основании постановления арбитражного суда.Кандидатуры управляющего санацией и инвестора (инвесторов) могут бытьпредложены комитету кредиторов любым из кредиторов. Руководитель предприятиятакже может быть управляющим санацией при условии, если на это есть согласиекомитета кредиторов и (или) инвесторов. С момента назначения управляющегосанацией приостанавливаются полномочия руководителя и органов управлениядолжника. Последние обязаны в течение трех дней со дня принятия решения осанации передать управляющему санацией бухгалтерские и другие документыдолжника, печати и штампы, материальные ценности. Довольно часто руководствопредприятий преднамеренно возбуждает процедуру банкротства с целью проведениясанации. Инициатором банкротства, как правило, выступают работники, перед которымиу предприятия существуют долги по заработной плате. Назначается «свой»управляющий санацией, половина кредиторов, как обычно, пропускают публикацию обанкротстве, оставшиеся продлевают долговые обязательства, кроме того, удачнопогашается бюджетный долг. Для реализации процедуры санации управляющийсанацией обязан разработать ее план. Закон предоставляет управляющему тримесяца для разработки данного плана. В течение четырех месяцев с моментапринятия решения о санации план должен быть утвержден комитетом кредиторов.Сама процедура санации, как уже говорилось, занимает двенадцать месяцев, вРоссии она значительно короче. В соответствии с законодательством о банкротствеРФ, срок разработки плана внешнего управления не должен превышать одного месяцас момента назначения внешнего управления.
Закон предъявляет целыйряд требований к содержанию плана санации. Во-первых, план должен содержатьмеры по финансовому оздоровлению должника, а именно мероприятия относительновосстановления платежеспособности должника, условия участия инвесторов в полномили частичном удовлетворении требований кредиторов, срок и очередность выплатыдолжником или инвестором долга кредиторам и условия ответственности инвестораза невыполнение взятых в соответствии с планом санации обязательств. Во-вторых,план санации должен предусматривать срок восстановления платежеспособностидолжника, не превышающий предельных сроков внешнего управления. План санацииутверждается арбитражным судом, контролируется поквартально комитетом кредиторови может быть скорректирован при одобрении комитета кредиторов. Закон закрепляетнеограниченный перечень мероприятий относительно восстановленияплатежеспособности должника. Одним из таких мероприятий является в первуюочередь реструктуризация предприятия. Реструктуризация может быть операционной(представляет собой комплекс мер по совершенствованию менеджмента предприятия вцелях улучшения показателей его текущей деятельности и восстановленияплатежеспособности) и финансовой (комплекс мер, направленных на изменение суммыи (или) сроков уплаты долга, а также других статей баланса, для того, чтобыпредоставить предприятию время для возобновления платежеспособности). Мерами повосстановлению платежеспособности должника являются также перепрофилированиепроизводства; рассрочка или списание части долгов; ликвидация дебиторскойзадолженности; уменьшение акционерного капитала путем сокращения выпуска новыхакций и их обмена на большое количество старых акций, выпуска новых ценныхбумаг для мобилизации денежного капитала; предоставление правительственныхсубсидий, льготных займов, льгот по налогообложению; национализацияпредприятий; применение антимонопольного законодательства
План санации обязательнодолжен учитывать интересы и приоритеты кредиторов, налоговых органов,заимодавцев, акционеров и владельцев иных ценных бумаг, поставщиков и др. Ноглавное, план санации должен быть выполнимым, эффективным и реалистичным.
В идеальном вариантепосле проведения процедуры санации предприятие восстанавливает свое финансовоеположение. В ином случае осуществляется процедура ликвидации предприятия. Закон«О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»содержит своеобразный «обрыв» между завершением процедуры санации ипродолжением процедуры банкротства. В соответствии с частью 2 пункта 1 Законаустанавливается, что план санации обязательно должен содержать условия о срокеи очередности выплаты должником или инвестором долга кредиторам, а такжеусловия ответственности инвестора за неисполнение принятых на себя, согласноплану санации, обязательств. Однако пункт 8 этой же статьи закрепляет, что вслучае нарушения сторонами договоров, заключенных в соответствии с планомсанации, в период проведения процедуры санации защита нарушенного права,которое возникло в связи с проведением процедуры санации, осуществляется впроцедуре производства по делу о банкротстве.
Как видно, законодателивновь забыли установить ответственность за неисполнение принятых обязательств.На этот раз ответственность касается управляющего санацией и инвестора,которая, в идеальном варианте, должна наступать в случае нарушения процедурыосуществления санации. Права кредиторов вновь остались незащищенными.
Вообще-то законодательнозакрепленная процедура санации содержит ряд неурегулированных положений.Например, вопросы реализации предприятия должника, приватизации его имущества ипр. Однако существующий порядок осуществления санации и, главное, желание ееучастников восстановить платежеспособность должника лишь подтверждают принцип «спасениеутопающих — дело рук самих утопающих». Нам же представляется, что закондостаточно качественно регулирует добровольное восстановлениеплатежеспособности должника путем проведения санации, а все неурегулированныемоменты могут быть улажены в договорном порядке.
3. Анализ показателейпроизводительности труда на МП «ДРСУ»
В качестве анализируемогопредприятия выберем МП «ДРСУ». Данные для анализа производительности трудапредоставляется планово – экономическим отделом предприятия (Фома П – 1, Т – 1,З -1, План «Социального развития предприятия»).
Таблица № 1 Данные дляфакторного анализа выработки продукцииПоказатель 2006 год Откл-ние План Факт Объем выполненных работ, тыс. руб. 1369740 1341889 -27851 Среднесписочная численность 1719 1740 21 в том числе рабочих 1380 1400 20 Удельный вес рабочих, % 80 80 Отработано дней одним рабочим за год 230 226 -4 Средняя продолжительность рабочего дня, ч 8 7,9 -0,1 Отработано всеми рабочими, тыс. ч 2539,2 2499,6 -39,6 Отработано одним рабочим, ч 1840 1785,4 -54,6 Среднегодовая выработка, тыс. руб.: одного работающего 796,8 771,2 -25,6 одного рабочего 992 958,4 -33,6 Среднедневная выработка рабочего, тыс. руб. 4,3 4,2 -0,1 Среднечасовая выработка рабочего, руб. 539 537 -2 Непроизводительные затраты рабочего времени, тыс. ч - 14,7 - Изменение стоимости работ в результате структурных сдвигов, тыс. руб. - 3421 -
Расчет основныхпоказателей выработки производился следующим образом:
Общее количествоотработанного времени= ССЧ рабочих * Отработано дней одним рабочим * Средняя продолжительностьрабочего дня = 1380*230*8 = 2539,2 тыс.часов
Среднегодоваявыработка одного работающего = Объем выполненных работ / ССЧ ппп = 1369740 / 1719 = 796,8тыс. руб.
Среднегодовая выработкаодного рабочего =Объем выполненных работ / ССЧ рабочих = 1369740 / 1380 = 992 тыс. руб.
Среднедневнаявыработка рабочего =Объем выполненных работ / ССЧ рабочих * Количество отработанных дней = 1369740/ 1380* 230 = 4,3 тыс.руб.
Среднечасоваявыработка рабочего =Объем выполненных работ / ССЧ рабочих* Количество отработанных дней * Средняяпродолжительность рабочего дня = 539 руб.
Исходя из данных таблицы № 1 видно, что среднегодоваявыработка работника предприятия ниже плановой на 25,6 тыс. руб. Она уменьшиласьза счет среднечасовой выработки на 2,8 тыс. руб., за счет целодневных простоевна 13,7 тыс. руб. и на 9,1 тыс. руб. за счет внутрисменных простоев.
Далее необходимо проанализировать изменение среднечасовойвыработки как одного из основных показателей эффективности использованиятрудового потенциала и фактора, от которого зависит уровень среднедневной исреднегодовой выработки рабочих.
Таблица 2 Расчет влиянияфакторов на уровень среднегодовой Выработки (ГВ) работников предприятия.Фактор Алгоритм расчета
Изменение
тыс. руб.
Удельный вес рабочих в
общей численности ∆ГВУД = ∆УД*ГВрпл
Количество отработанных
дней одним рабочим ∆ГВД = УД1*∆Д*ДВпл -13,7
Продолжительность
рабочего дня ∆ГВП = УД1*Д1*∆П*СВпл -9,1 Среднечасовая выработка ∆ГВСВ = УД1*Д1*П1*∆СВ -2,8 Итого ∆ГВ = ∆ГВУД+ ∆ГВД+ ∆ГВП+ ∆ГВСВ -25,6
Для расчета влияния факторов на уровень среднечасовойвыработки используется метод цепных подстановок. Кроме планового и фактическогоуровня среднечасовой выработки, необходимо рассчитать два условных показателяее величины.
СВпл = ВПпл/Тпл,
СВусл1 = (ВПф-∆ВПстр)/(Тф-Тн),
СВусл2 = (ВПф-∆ВПстр)/Тф,
СВф = ВПф/Тф
1) Изменениесреднечасовой выработки за счет снижения интенсивности труда
∆СВинт =СВусл1-СВпл
2) Изменениесреднечасовой выработки за счет непроизводительных затрат рабочего времени
∆СВТн =СВусл2-СВусл1
3) Изменениесреднечасовой выработки за счет структурных сдвигов производства продукции
∆СВстр = СВф-СВусл2
Общее влияние факторов
∆СВ = ∆СВинт+∆СВТн+∆СВстр
Для того чтобы узнать,как за счет этих факторов изменилась среднегодовая выработка рабочих,необходимо полученные приросты среднечасовой выработки умножить на фактическоеколичество отработанных человеко-часов одним рабочим .
∆ГВр = ∆СВинт*Тр,
∆ГВр = ∆СВТн*Тр,
∆ГВр = ∆СВстр*Тр.
Для определения влияния этих факторов на среднегодовуювыработку работника нужно полученные приросты среднегодовой выработки рабочихумножить на фактический удельный вес рабочих в общей численности персонала.
∆ГВ(∆СВинт) =∆ГВр(∆СВинт)*УДф,
∆ГВ(∆СВТн) = ∆ГВр(∆СВТн)*УДф,
∆ГВ(∆СВстр) =∆ГВр(∆СВстр)*УДф.
Из таблицы 3 видно, что в 2006 г. положительное влияние на производительность труда в МП ДРСУ оказало только изменениеструктуры выполненных работ, остальные факторы – количество рабочих дней,продолжительность рабочего дня, изменение среднечасовой выработки, организацияпроизводства, непроизводительные затраты рабочего времени – повлияли напроизводительность труда отрицательно. Среднечасовая выработка уменьшилась на 2руб., среднегодовая выработка одного рабочего – на 3,5 тыс. руб., среднегодоваявыработка одного работника – на 2,8 тыс. руб.
Таблица №3 Результаты факторного анализа выработки продукции за2006 годФактор
∆СВ,
руб.
∆ГВр,
тыс. руб.
∆ГВ,
тыс. руб.
Удельный вес рабочих в общей
численности - -
Количество отработанных дней
одним рабочим за год - -3,7 -13,7 Продолжительность рабочего дня - -17,2 -9,1
Изменение среднечасовой
выработки рабочих - -12,1 -2,8 Итого - -33 -25,6 Организация производства -0,4 -0,7 -0,6
Непроизводительные затраты
рабочего времени -3,1 -5,5 -4,4
Изменение структуры
выполненных работ 1,5 2,7 2,2 Итого -2 -3,5 -2,8
Следовательно, в 2006году выработка продукции на предприятии снизилась. На этот процесс моглиоказать влияние множество факторов (Например, несвоевременные поставкиматериалов, неудовлетворительная организация производственной деятельности,использование устаревших средств производства и т.п.). Основываясь наполученную информацию, касательно «ДРСУ» можно предложить следующие мероприятияпо повышению производительности труда на предприятии:
1. Приобретение новых транспортных средств
Большую часть своейработы рабочие предприятия проводят на транспортных средствах. Парк этихсредств достаточно длительное время не обновлялся. Из – за устарелости,зачастую возникают поломки, что приводит к снижению производительности труда.
2. Сокращение численности работников.
В случае реализацииданного мероприятия, руководству придется ввести достаточно плотный графикработы, что может вызвать неудовлетворенность работников, усталость и какследствие снижение производительности труда. Поэтому, прежде чем приниматьрешение о сокращении численности, сначала необходимо проанализировать ситуациювнутри коллектива.
3. Совершенствование организации оплаты труда.
Особенности организации заработной платы на муниципальномпредприятии предопределяют два основных направления ее совершенствования.Первое – улучшение тарифного нормирования и повышение доли тарифной оплаты вструктуре заработной платы. Второе – укрепление связи оплаты труда срезультатами труда и соответствующее усиление стимулирующего воздействия всехее элементов.
Список использованнойлитературы
1. Бузырев В.В. Формированиемногоуровневой системы управления инновационно-инвестиционной деятельности в РФ(инновационный проект) / В.В. Бузырев, А.Д.Кот, С.Н. Стрижков // Проблемысовременной экономики, №2(6) август 2003 – С.42.
2. Коротков Э.М. Концепцияменеджмента: Учебное пособие. — М: ДЕКА, 2006. 304с.
3. Коссов В. Проблемы повышенияинвестиционной активности в экономике / Проблемы теории и практики управления,№3, 2001.
4. Сазонов Д.Г. Роль инноваций вантикризисном управлении / Антикризисное управление, №4– 2003 – С.12.
5. Шопенко В.Д. Государственноефинансирование и программирование инновационной деятельности / Проблемысовременной экономики, №1(9) июнь 2004 – С.38.
6. СавицкаяГ.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3 – е изд. – Мн: ИП«Экоперспектива»; «Новое знание», 1999. – 498 с.
7. Экономикапредприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купрякова, В.П. Прасоловаидр.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ, 1996. – 367 с.
8. Адамчук В.В.,Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
9. Экономикапредприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА – М,2002. – 432 с.
10. Генкин Б.М.Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3 –е изд., доп. – М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -ИНФРА – М ), 2001. – 448 с.