Реферат по предмету "Менеджмент"


Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к управленческой деятельности

Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к управленческойдеятельности

Каждый менеджер знает и неподвергает сомнению, что профессиональные навыки и знания необходимо постояннообновлять и пополнять, т.е. постоянно заботиться о своей профессиональнойкомпетентности. Многие менеджеры стараются как-то заботиться о своем физическомздоровье, но большинство руководителей не уделяют должного внимания заботе освоем психическом состоянии, не придают значения режимам работы и отдыха.Деятельность менеджера связана с постоянным напряженным умственным трудом, и,если не заботиться о своем психологическом состоянии, это может негативносказаться на здоровье и творческих возможностях.
Гигиена умственного трударуководителя включает в себя заботу о своей нервной системе, работоспособности,умственном потенциале.
Психологическая подготовкаруководителя к работе рассматривает развитие особого управленческого мышления,самосовершенствование, умение управлять своими чувствами и эмоциями.
Но руководитель долженуметь управлять не только своими чувствами, он должен научиться управлятьпсихологическим состоянием своих подчиненных.
Для напряженной работыруководителя особенно важна тренированность нервной системы. Эмоциональноенапряжение воспринимается тем легче, чем большим опытом, навыками выхода изтрудных ситуаций обладает человек. Неопытный человек всегда гораздо острееиспытывает напряжение, чем человек, уже имевший дело с подобными ситуациями ипреодолевший их. Необходимо тренировать нервную систему, закаливать организм вборьбе с трудностями. Доказано, что нервная система, лишенная необходимостирешения сложных задач, неизбежно развивается по типу слабой нервной системы,для которой даже небольшие трудности могут оказаться роковыми.
В американском институтепрофилактики психологического здоровья установили, что большинство людейвзрывается гневом из-за чего-то или кого-то по крайней мере раз в день.
По мнению исследователей,обоснованные вспышки гнева более «полезны» для здоровья, чем его подавление.Последнее может привести к депрессии и сказаться на творческой активности, создатьсерьезные проблемы на работе.
Для того чтобы определить,является ли выражение гнева «здоровым», рекомендуется подумать над тем, как вызакончили бы следующее предложение:
Когда я полон гнева, я...
— иду пройтись, чтобыобдумать ситуацию;
— громко ругаюсь;
— занимаюсь физическимиупражнениями;
— разбиваю настольнуюлампу;
— объясняюсь с тем, ктоменя разгневал;
— покупаю какую-нибудьдорогую вещь;
— переношу гнев на близкогочеловека.
Как считают исследователи,любой из этих вариантов будет говорить сам за себя. Минутная раздражительностьнеприятна, но не страшна. Но когда эти минуты часто повторяются, когда послених человек испытывает чувство опустошенности, это уже тревожный сигнал.
49% американских врачейрекомендуют своим пациентам завести домашнее животное — кошку, собаку или птиц:общение с ними снимает нервные стрессы, помогает сохранить душевное равновесие.Анкета для определения степени своей нервозности:
1. Близко ли вы принимаетек сердцу мелкие неудачи и разочарования?
2. Есть ли у вас трудностив общении с окружающими?
3. Перестали ли вамдоставлять удовольствие мелкие радости жизни?
4. Можете ли вы«отключиться» от мрачных мыслей?
5. Чувствуете ли вынеобоснованную неприязнь по отношению к некоторым людям и некоторым житейскимситуациям, чего раньше за собой не замечали?
6. Чувствуете ли вынедоверие к людям?
7. Уверенно ли вывыполняете свои обязанности и не мучает ли вас мысль о собственной никчемности?
Если вы утвердительноответили на эти вопросы, то над состоянием своих нервов следует задуматься.
Нервная реакция и высокиенервные напряжения в форме раздражения являются следствием неправильногоповедения руководителя.
Специалисты рекомендуют дляраздражительных людей несколько правил:
1. Не старайтесь остатьсясо своими неприятностями наедине.
2. Умейте на времяотвлечься от своих забот.
3. Не впадайте в гнев.
4. Иногда нужно уступить.
5. Делайте что-нибудьхорошее для других.
6. Не все сразу.
7. Нельзя бытьсовершенством абсолютно во всем.
8. Позвольте и другим бытьсамим собой.
9. Всех не перегонишь.
10. Выйдите из своейсобственной скорлупы.
Отрицательные эмоции тоженужны. Отрицательные стрессовые эмоции, неудовлетворенность стимулируют искатьвыход, развиваться. Жизнь в большинстве своем состоит из отрицательных эмоций —яркие, положительные впечатления занимают в ней не так много места. Поэтомунадо искать малейшую возможность радоваться.
Итак, нервную системунеобходимо тренировать, закаливать организм в борьбе с трудностями.
Антистимуламиработоспособности являются курение и употребление спиртных напитков. Борьба сосвоими вредными привычками — особая забота каждого руководителя, каждогоделового человека.
Деловой человек может бытьдолгие годы полезным для общества, заниматься творческой деятельностью, вообщебыть долгожителем. Но, к сожалению, зачастую мы умудряемся разрушить сердце,головной мозг слишком рано.
Творческое долголетиечеловека индивидуально. Гете закончил писать «Фауста» в 80 лет. Рембрандтнаписал «Возвращение блудного сына» в 65, а многие ученые творят до 80—90 лет.
Так, И.П. Павлов в возрасте80 лет был полноценным исследователем. Бернарду Шоу было 80, когда он написалсвои лучшие произведения, а Льву Толстому было под 90 лет, но он не оставлялписательского ремесла». Средний творческий возраст составляет где-то около 60лет.
Распорядокжизнедеятельности
Всем деловым людям хорошознакомо чувство усталости. Она накапливается день ото дня, с невероятнойбыстротой становится хронической. Страшное утомление, усталость приходят спостоянным беспокойством, эмоциональными встрясками, напряжением,отрицательными эмоциям. Одна из причин этого состояния — неправильный суточныйрежим. Режим дня — это продуманный и согласованный с нормами физиологии трудараспорядок труда и отдыха.
В основе рациональногосуточного режима лежит ритмическое и правильное чередование различных видовдеятельности. Правильный суточный режим не только помогает сохранить высокуюработоспособность, но и дает возможность лучше планировать свое время.Неуклонное соблюдение режима дня является также хорошим средством воспитанияволи, организованности и служебной дисциплины.
Нет ничего более властногов жизни человеческого организма, чем режим. И пока менеджер не признает, чтоэта аксиома, пока не разработает индивидуальный суточный режим, он не сможетвырваться из замкнутого круга проблем – служебных, семейных, касающихсяздоровья.
Суточный режим – это ирегулярное рациональное питание, и полноценный, достаточно продолжительный сон,и разумная ежедневная физическая нагрузка.
Для профилактики утомленияи стимуляции работоспособности можно прибегнуть к физическим упражнениям.Комплекс упражнений выполняют обычно через 2-2,5 часа после начала работы и вовторой половине дня. Он как правило, состоит из 5-8 упражнений.
Жизнь доказывает, чтолюбому под силу выполнить гораздо больший объем работы, если достаточноотдыхать и использовать рабочие часы рациональнее.
Для того чтобы правильноорганизовать режим, нужно учесть особенности суточной работоспособности. Подинамике работоспособности людей можно условно разделить на три категории:«голуби», «совы», «жаворонки».
Примерно половина людейотносится к «голубям». Они легко приспосабливаются к любому режиму труда. Около20-30% населения составляют «совы». Остальные «жаворонки».
Установить, кто вы:«голубь», «сова» или «жаворонок», вам поможет тест немецкого ученого Г.Хильдебранда. Утром, сразу после пробуждения, измерьте частоту сердечныхсокращений (ЧСС) и число вдохов (ЧВ).
Если ЧСС: ЧВ = 4:1, то вы«голубь»; если ЧСС: ЧВ = 5:1 или 6:1 – «жаворонок».
Увеличение частоты вдохов иуменьшение соотношения ЧСС и ВЧ характерны для «сов».
Чтобы служащие фирмы и ееруководство трудились эффективно и высокопроизводительно, необходимо знатьциклы работоспособности.
В соответствии с двумяосновными типами работ – физической и умственной – различают физическую иумственную работоспособность.
Работоспособность человекав течение дня неодинакова. Можно говорить о ряде ее последовательных этапов.Первый этап – врабатывание – приходится, как правило, на первый час от началаработы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановлениединамического стереотипа. Второй тип – устойчивой работоспособности – длитсяпоследующие 2-3 часа, после чего работоспособность вновь снижается.
Эти три этапа повторяютсядважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.
Таким образом в течениесуток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемыотмечаются в 10-13 и 17-20 часов. Минимум работоспособности приходится наночные часы.
По результатам многолетнихисследований биоритмолога из Владивостока кандидата медицинстких наук Л.Я.Глыбина можно полагать, что периоды подъема работоспособности в 5-6, 11-12,16-17, 20-21, 24-1 час чередуются с периодами ее спада в 2-3, 9-10, 14-15,18-19, 22-23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха.
В течение недели отмечаютсяте же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, вовторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу исубботу развивается утомление.
Весьма важно, что недельныйритм отражается не только на трудоспособности, но и на состоянии здоровья,внимательности, умении сосредоточиться. Об этом свидетельствует статистиканесчастных случаев и аварий: чаще всего они случаются в начале недели, в понедельник,когда организм только втягивается в работу. Поэтому, самые важные, требующиезначительного внимания, умственного и физического напряжения дела намечайте навторник, среду, четверг.

/>
Рис. 4. Суточныефизиологические ритмы работоспособности
/>
Рис. 5. Колебанияработоспособности по дням недели
Особое значение длясохранения здоровья и высокой работоспособности имеют психическое состояние,оптимизм, чувство юмора, уверенность в себе. Каждому менеджеру чрезвычайноважно научиться выбирать оптимальное время для того или иного вида работы,совпадающее с пиком суточной, недельной, месячной работоспособности. В «черныедни» следует ограничить свою активность, стараться переключиться на выполнениеменее важной, несложной работы. И конечно, стоит помнить: на ритмы надейся, асам не плошай.
— Человеку, работа которогосвязана с большим умственным напряжением, необходимо в конце недели полностьюотключиться от деловой жизни.
— Нужно беречь своевечернее время. И не только свое. Если, например, вы руководитель крупногоучреждения, не загружайте подчиненного вечером производственными заданиями, незвоните ему после работы и не предлагайте на ночь проблему для обдумывания.Пусть он в эти короткие часы отдыха забудет о работе и хорошо отдохнет. Завтраон сделает двойной объем работы.
Необходимо вечерние часыотдыха заканчивать прогулкой.
— Деловой человек не долженпроводить свой отпуск дома. Нужно выбрать наиболее привлекательный для себя видотдыха (автотуризм, пеший туризм). Желательно, чтобы отдых проходил на берегуреки, озера, моря.
— Организуя свою жизнь идеятельность, руководитель должен, конечно, учитывать и свои личностные особенности:пол, возраст, характер, биоритмы.
Биоритмы отражаютцикличность явлений природы.
В процессе многовековогоразвития организм человека усвоил ритм внешних явлений.
/>
Рис. 6. Физиологическаяактивность человека в суточном ритме «день-ночь»
Наиболее важен для человекасуточный ритм — «день—ночь». В этом ритме изменяются почти 50 человеческихфункций (рис. 6).
У большинства людей втечение суток имеются два пика повышенной работоспособности, так называемаядвугорбая кривая. Первый подъем наблюдается от 9 до 12—3 ч, второй между 16 и18 ч. В период максимальной активности повышается и острота наших органовчувств: утром и днем человек лучше слышит и лучше различает свет.
Исходя из этого, возможно,следовало бы самую трудную и ответственную работу приурочивать к периодаместественного подъема работоспособности, оставляя для перерывов времяотносительно низкой работоспособности.
А если человеку приходитсяработать ночью? В ночные часы наша работоспособность гораздо ниже, чем вдневные, поскольку функциональный уровень организма значительно снижен.Особенно неблагоприятным считается промежуток от 1 до 3 ч ночи.
Ритм работоспособноститесно связан с особенностями организма. Немецкий бальнеолог и физиотерапевтЛамперт придавал основное значение реактивности организма, т.е. силе и быстротеего реакций на внешние воздействия.
К первой группе людей онотносил лиц с медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные,рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются досрочно ихобосновать. Иногда педанты, систематики, они склонны к логическим размышлениям,к математике, к абстрактным обобщениям, выжидательны, замкнуты. Их отличаетхорошее самообладание. Работоспособность таких людей часто с утра невелика идостигает максимума во второй половине дня.
Вторая группа объединяетлюдей, сильно и быстро реагирующих на внешние воздействия. Это люди — большиеэнтузиасты. В науке — это творцы новых идей. Быстро восстанавливают свои силы ибыстро устают, поэтому максимально работоспособны с утра.
Сегодня основополагающимявляется мнение о существовании трех биоритмов в жизнедеятельности людей.Отсюда три типа работоспособности — утренняя («жаворонки»), вечерняя («совы») инедифференциальная («аритимики»). У последних не выявлено преобладанияутреннего или вечернего типа работоспособности.
Ученые всего мира косновным причинам возникновения в XX в. «эпидемии» сердечнососудистыхзаболеваний относят такие социальные факторы, как нервно-психологическоенапряжение, условия питания, ритм труда и отдыха.
Рассмотрим информацию отом, какие факторы влияют на работоспособность руководителя, что в этойпроблеме зависит от самоорганизации личного здоровья, а что – от волевых и отпсихологических факторов.
Начинать надо сформирования психологической установки на необходимость и возможность повышениясвоей работоспособности. С этой внутренней убежденностью начинается все. Безэтого нет смысла браться за дело.
Далее нужно критическиоценить свои привычки, выявить те, которые следует изменить.
Следующий этап –организация собственных знаний, приведите их в единую систему, отвечающуюпрофессии «менеджер».
Затем нужно браться заорганизацию здоровья. Особое значение имеет формирование волевых качеств,факторов эмоциональной мобилизации.
Важнейшим качествомруководителя является умение организовать работу всего коллектива длядостижения определенных целей. Но, чтобы умело организовать других людей, надобыть организованным прежде всего самому руководителю. Самоорганизацияруководителя осуществляется в двух направлениях: технологическом (организацияруководителем своего личного труда, управленческой деятельности) ипсихологическом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.