Реферат по предмету "Менеджмент"


Выявление проблемных мест контроллинга и направлений его развития

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Место контроллинга в системе управления и информационного обеспечения деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущностьуправленческой информации
1.2 Контроллинг как функцияуправления и его информационное обеспечение
1.3 Информационные системы итехнологии в организации управленческой деятельности предприятия
2. Проблемы контроллинга и направления его развития
2.1 Выявление проблемных местконтроллинга
2.2 Направления развитияконтроллинга
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Последнеедесятилетие характеризуется не только радикальным изменениемсоциально-экономической среды, в которой функционируют российские предприятия иорганизации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развитияинформатизации процессов управления.
На предприятииконтроллинг выполняет различные функции: постановка целей, текущий сбор иобработка информации для принятия управленческих решений, осуществление функцийоперативного контроля отклонений фактических показателей деятельностипредприятия от плановых, их оценка и анализ, а также создание возможныхвариантов управления, позволяющих в итоге оптимизировать затраты и финансовыерезультаты. Руководству необходимо всегда иметь информацию о показателях фирмыв удобном для анализа и принятия решения виде в условия жесточайшей конкуренциии нестабильности законодательных решений правительства.
Необходимость действоватьв условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренциитоваропроизводителей обусловливает повышенные требования к профессиональнымкачествам специалистов, ответственности руководителей за результаты ипоследствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальными становятся учетвременного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовыхпотоков, поиск обоснованных решений в регулированиипроизводственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.
Внедрение вуправленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применениисовременных достижений в области информационных технологий, обеспечивающихполноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов,возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Исследовательскийподход, лежащий в основе менеджмента, одинаково присущ как федеральным,региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам,корпорациям, которые проводят инжиниринговые исследования и реинжинирингорганизационных структур, тесно увязывая их с проектируемыми бизнес-процессамии добиваясь при этом реального выигрыша во времени и экономического эффекта.
Одним из основныхфакторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельностичеловека является широкое использование новых информационных технологий. Срединаиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играютрешающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новыхинформационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления(автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация ихвыполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятыхуправленческой деятельностью.
Стремительный рост идифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническуюи в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию иформам представления данных являются серьезными стимулами развития рынкаинформационных и коммуникационных технологий. Именно владение достоверной иактуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватные методыи средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешнойдеятельности любых предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы.
Этим обусловливаетсяактуальность темы курсовой работы.
Целью настоящейкурсовой работы является анализ контроллинга и его место в системе управленияпредприятием. Для достижения поставленной цели в работе решены следующиезадачи:
1. охарактеризованасущность и основные понятия информационных систем управления;
2. показанатехнология формирования управленческой информации;
3. выявлены проблемыконтроллинга;
4. рассмотренасущность контроллинга, а также направления его развития.
Курсовая работасостоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и спискаиспользованной литературы.

1. Контроллинг и его место в системеуправления и информационное обеспечение деятельности предприятия
 
1.1 Понятие и сущность управленческой информации
Вопросырегулирования, обеспечения и защиты прав на коммерческую информацию относятся кчислу наименее разработанных в российской науке. Правовой режим коммерческойинформации еще находится в стадии становления. Фактически отсутствуетпрактический опыт применения действующего законодательства о коммерческойинформации. Говоря о коммерческой информации, следует иметь в виду ее главнуюсоставляющую – коммерческую ценность для предпринимателя.
Для выделения юридическизначимых признаков коммерческой информации, используемой в торговом обороте,необходимо обратиться к понятию информации как объекта гражданских прав,регулируемого Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 128 ГК).Информация как особый объект гражданских прав является идеальным компонентомбытия, т.е. нематериальным благом, подвергается лишь моральному, но нефизическому старению, имеет свойство неограниченного тиражирования,распространения и преобразования форм ее фиксации, законом не закрепленамонополия лица на обладание и использование информации, кроме той частиинформации, которая, по мнению законодателя, имеет коммерческую ценность иподпадает под понятие коммерческой тайны (ст. 139 ГК). Таким образом,информация в гражданско-правовом смысле характеризуется нематериальнымхарактером по отношению к материальному носителю, для включения в торговыйоборот требует объективации, т.е. закрепления на материальном носителе, имеетколичественную определенность и возможность многократного использования.Документированная коммерческая информация, зафиксированная на материальномносителе, относится к понятию «информационные ресурсы», которые выступаютобъектом правового регулирования и договорных отношений, связанных с ее сбором,хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием вкоммерческой деятельности.
Коммерческаяинформация является важнейшим связующим звеном, обеспечивающим деятельностьизготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения,основой для анализа, планирования и контроля за результатами получения прибыли.
Формированиеинфраструктуры товарного рынка, включающей, по мнению профессора ПугинскогоБ.И., подсистемы складского хозяйства, транспортного обслуживания итовароупаковочной индустрии, требует создания и функционирования «подсистемыинформационного обеспечения об изготовителях товаров, их производственныхвозможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей[1]».
Решение этой задачиосложняется объемами коммерческой информации, которая касается 25 — 30 млн.наименований изделий и должна быть доступной нескольким миллионампользователей. В связи с этим стоит задача создания во всех регионах странысоответствующих звеньев (структур), занимающихся сбором, обработкой и передачейданных клиентам о ресурсах и спросе на товары (услуги) на договорной основе сучетом зарубежного опыта. Реализация этой задачи связана с обращением на рынкезначительной части коммерчески ценной информации, охраняемой в соответствии сзаконом либо договором.
Изучение и анализусловий рынка осуществляются с использованием широкого круга источниковкоммерческой информации. Это периодическая печать — газеты, специализированныежурналы, бюллетени, монографии, обзоры рынков, публикации торговых палат исоюзов предпринимателей, издания банков, страховых компаний, рекламных агентов,отдельных предприятий, сообщения официальных государственных органов повопросам торговли, где даются общие данные об изучаемом рынке, формах и методахторговли.
При изучениипредприятий-изготовителей, торговых посредников и потребителей используютсягодовые отчеты о деятельности и балансы, проспекты и каталоги, в которых даютсяхарактеристики производственной и торговой деятельности, размерыкапиталовложений, финансовые показатели работы предприятия и его структурныхподразделений, источники финансирования и обязательства, счет прибылей иубытков за год; описание технологических процессов и новых техническихдостижений; техническая характеристика продукции по номенклатуре выпускаемых ипредлагаемых к продаже товаров. Кроме того, информация может быть получена изсправочников по торговым фирмам, где содержится их отраслевая и финансоваясвязь с другими предприятиями.
Перечисленные вышеисточники коммерческой информации являются общедоступными, открытыми.Конкретную информацию о соотношении между спросом и предложением товаров(услуг) на рынке можно получить, например, путем проведения маркетинговыхисследований. Эта информация, как правило, является закрытой.
Исследования рынкаведутся по двум взаимосвязанным направлениям: первое — изучение и анализусловий рынка; второе — изучение форм и методов торговли[2].Изучение спроса проводится в тесной взаимосвязи с изучением предложений и цен.Формы и методы торговли изучаются с целью анализа деятельностипредприятий-производителей и фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов ипокупателей конкретного товара, выявления позиций на рынке, каналов и методовсбыта, коммерческой практики, используемой в торговле данным товаром.
Наибольшееколичество спорных вопросов вызывает охраняемая коммерческая информация. В этойсвязи представляется важным раскрытие сущности и форм проявления коммерческизначимой информации.
Производствотоваров, выполнение работ и оказание услуг в сфере торгового оборота связаны сиспользованием различной научной, технической, технологической, коммерческой ииной информации.
Коммерческуюинформацию, как один из видов информации, используемой производителем товаров(работ, услуг), условно можно сравнить с айсбергом, где видимая его часть — этооткрытая информация, а невидимая — закрытая[3].
Открытая информация- это та, которая не скрывается производителем. Она общеизвестна, представляетчисто теоретический и научный интерес либо охраняется патентным или авторскимправом, используется в процессе производства товаров, выполнения работ иоказания услуг.
Закрытой являетсяинформация, которая специально скрывается и защищается производителем товаров(работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование в процессе производства исбыта товаров дает коммерсанту преимущество перед конкурентами на рынке.Известно, что основой рыночной экономики является конкуренция товаров (работ,услуг). Успех в производстве конкурентоспособных товаров (работ, услуг)определяется невозможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам;его основа — интеллектуальная собственность предприятия, используемая так,чтобы произвести и предложить потребителям товары (работы, услуги) болеедешевые, более экономичные и удобные в обращении, чем у аналогичных фирм.
В условияхконкуренции получение прибыли предприятием зависит от умения сохранитькоммерчески значимую информацию, неизвестную конкурентам, а также отспособности правильно распорядиться ею на рынке.
В этой связи следуетотметить, что государство уделяет серьезное внимание дальнейшему развитиюмалого и среднего предпринимательства с целью формирования среднего классапредпринимателей в России и создания реального сектора экономики. Расширениесферы деятельности субъектов предпринимательства повлечет за собой увеличениеспроса на коммерчески значимую информацию. Уже сегодня три четвертипредпринимателей, как показывают данные опроса, интересуются коммерческой,маркетинговой и нормативно-правовой информацией[4], использование которойони связывают с экономической устойчивостью работы фирм и желанием расширитьсферу предпринимательской деятельности.
Известно, чтоэкономически устойчивой считается фирма, прибыли которой непрерывноувеличиваются. Зададим себе вопрос: почему и за счет чего это происходит? Чтоявляется движущей силой экономического роста? Можно с уверенностью сказать, чтоодним из важнейших составляющих этого процесса является обладание и умелоеиспользование фирмой коммерчески значимой информации. Коммерчески значимаяинформация включает совокупность сведений, составляющих коммерческую тайну иноу-хау (секреты промысла), участвует в торговом обороте и является связующимзвеном во всех направлениях деятельности коммерческих организаций. Коммерческизначимая информация может относиться к разным сферам (технике, технологии,экономике, организации и т.д.), отражать любую сторону деятельностикоммерческой организации, быть продуктом внутреннего производства либо можетбыть передана по договору, но в силу неизвестности ее партнерам (конкурентам)благодаря сохранению в тайне фирменного «секрета» имеет ценность в рыночномобороте. Используемая в таком качестве информация, хотя и составляющая не более5% от ее общего объема, является важнейшим ресурсом коммерческой организации,ее инструментом (средством) получения прибыли в условиях существования конкуренции,ее разглашение (утечка) может стать причиной экономических потерь.
Коммерчески значимаяинформация приобрела в рыночной экономике огромную значимость. Ее доля участияв получении организацией прибыли значительно выше по сравнению с использованиемоткрытой информации, а также традиционных результатов интеллектуальнойдеятельности и средств индивидуализации.
Конкуренция на рынкедиктует постоянное обновление ассортимента и улучшение качества выпускаемойпродукции, что заставляет предприятия выделять коммерчески значимую информациюи заботиться о ее правовой защите. Однако это под силу только крупнымпредприятиям, имеющим в своей структуре службы безопасности. Большинстворуководителей малых и средних предприятий сегодня не имеют финансовыхвозможностей содержать такие службы и даже отдельных специалистов и слабоосведомлены в использовании средств и методов защиты коммерчески значимойинформации.
Однако малоизготовить хорошую вещь, ее нужно еще выгодно продать. В коммерческойдеятельности большое значение имеет деловая информация, включающая планы,результаты маркетинговых исследований и рекламной деятельности, планы сбытатоваров, организацию сбыта с помощью торговых посредников, новые приемы итехнологии сбыта товаров, списки клиентов, посредников, финансовые, страховые ииные операции по обеспечению эффективного товарооборота на рынках и другие.Знание подобных сведений дает конкурентам преимущество при завоевании рынковсбыта товаров, переманивании клиентов и навязывании им невыгодных сделок.
Для этапа реализациитоваров характерны различные уровни и степень концентрации деловой информации,отнесенной к коммерческой тайне, в зависимости от стадий существования товаровна рынке (внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад), которые, по образномувыражению Ф. Котлера, образуют жизненный цикл не только конкретных изделий, нои их групп (классов товаров).
На предприятиях сразличными формами собственности и отраслевой принадлежностью накапливается ициркулирует коммерчески значимая технологическая и деловая информация,характеризующая внутреннее состояние организации и охраняемая в режиме«коммерческая тайна» и внешнюю среду — о состоянии рынка, репутациифирм-конкурентов, потенциальных потребителях и т.д.
В данном случаеможно говорить об определенных элементах информационной системы, дающейпредставление о внешней среде предприятия.
Речь идет,во-первых, о репутации предприятия, которая оценивается: 1) по качеству, цене идругим показателям произведенных и реализованных товаров, выполненных работ иоказанных услуг; 2) по уровню профессиональной подготовленности персонала,ответственности и т.д. Во-вторых, об информации о потребителях, у которыхразличное представление о потребительских свойствах товаров, качествевыполняемых работ и оказываемых услуг. В-третьих, об ограничениях,устанавливаемых государством в сфере конкретной предпринимательскойдеятельности, и их учете при осуществлении производства и реализации товаров,выполнении работ и оказании услуг. В-четвертых, информация о конкурентахвключает данные о рыночных ценах, скидках, условиях договоров, спецификациях,доле конкурента на рынке и тенденциях ее изменения, общем объеме сбыта данноготовара, аналогичных выполняемых работах и оказываемых услугах, стратегическихпланах конкурентов по проведению маркетинговых исследований и рекламы, осильных и слабых позициях отдельных конкурентов.
Как известно,конкуренция представляет собой процесс, в котором хозяйствующие субъекты,независимо действующие на рынке, ограничивают друг друга в возможностяхустановления контроля за созданием условий на рынке[5].Конкуренцию следует признавать добросовестной в том случае, если нет барьеровдля вхождения хозяйствующего субъекта на рынок, а цены свободно определяютсяспросом и предложением. Недобросовестной конкуренцией признаются действияхозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ впредпринимательской деятельности, которые противоречат нормам действующегозаконодательства, обычаям делового оборота и могут причинить убытки другимпредприятиям, в т.ч. и в виде причинения ущерба их деловой репутации.
При полученииинформации о внешней среде предприятия руководствуются определенными принципами.В частности, четко определяется цель получения конкретного вида информации,какие силы и средства следует при этом задействовать, уточняются критерииоценки достоверной и полезной информации. На предприятии в процессе егофункционирования создается система накопления, обработки и систематизации КЗИ оего внутреннем состоянии и внешней среде, а также определяется порядокдоведения такой информации до потребителей из числа работников предприятия итретьих лиц. Названные принципы с учетом основных направлений деятельностипредприятия, предложений менеджеров, маркетологов и персонала структурныхподразделений составляют основу для разработки программы получения информации овнешней среде. В программе определяются обязанности лиц по сбору, накоплению,обработке, анализу и предоставлению коммерчески значимой информации. Дляучастия в этой работе привлекаются не только сотрудники специализированногоподразделения, но и работники службы маркетинга, отдела снабжения, финансовогоотдела, торговые агенты, продавцы и другие работники, непосредственноработающие с представителями конкурирующих предприятий и покупателями.Составляется перечень сведений коммерческого характера, которые необходимы дляоценки состояния рынка и деятельности конкурентов. В программе уточняютсяметодики, которые следует использовать для оценки и систематизации коммерческойинформации; возможные источники информации; методы законного полученияинформации о конкурентах.

1.2 Контроллинг как функцияуправления и его информационное обеспечение
Контроллинг – этоинформационно-аналитическая поддержка принятия решений в менеджменте. В своюочередь, информационные системы управления являются компьютерной поддержкойконтроллинга. Контроллинг, в свою очередь, является основным поставщикоминформации для управления предприятием. Цель информационной поддержкиконтроллинга – обеспечить руководство информацией о текущем состоянии делпредприятия и спрогнозировать последствия изменений внутренней или внешнейсреды[6].Основные задачи контроллинга согласно[7]представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Основныезадачи контроллингаВиды контроллинга Основные решаемые задачи Контроллинг в системе управления Целевая задача стратегического контроллинга – обеспечение продолжительного успешного функционирования организации. Основная задача оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия Финансовый контроллинг Поддержание рентабельности и обеспечение ликвидности предприятия Контроллинг на производстве Информационное обеспечение процессов производства и управления Контроллинг маркетинга Информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов Контроллинг обеспечения ресурсами Информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов, анализ закупаемых ресурсов, расчет эффективности работы отдела снабжения Контроллинг в области логистики Текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортировки материальных ресурсов
Сравним (всоответствии с табл.1.2) основные задачи, которые решают ИСУП и контроллинг.
Таблица 1.2 Сравнениезадач ИСУП и контроллингаЗадачи ИСУП, решаемые для: Задачи контроллинга, решаемые Руководства предприятия Контроллингом в системе управления Финансово-бухгалтерских служб Финансовым контроллингом Управления производством Контроллингом на производстве Служб маркетинга Контроллингом маркетинга Служб сбыта и снабжения Контроллингом обеспечения ресурсами Служб складского учета Контроллингом в области логистики
Из табл. 1.2 видно,что задачи ИСУП, решаемые для каждого уровня управления и службы предприятия,соответствуют задачам, решаемым контроллингом в той или иной сфере деятельностипредприятия (а именно, контроллингом в системе управления, финансовымконтроллингом и т.д.).
Если рассматриватьструктуру ИСУП, то можно выделить 5 основных модулей, которые присутствуют вкаждой информационной системе. Это финансово-экономическое управление,бухгалтерия и кадры, склад, производство, торговля (сбыт).
1.3 Информационные системы и технологии ворганизации управленческой деятельности предприятия
Информационные технологии организации служат стратегическимцелям бизнеса, используются для управления деятельностью структур и объектов,финансовыми, информационными, материальными потоками, рабочими местами иколлективами людей.
Спрос на информацию и информационные услуги в сфере экономикии управления обеспечивает развитие, распространение и все более эффективноеиспользование информационных технологий (ИТ). Создание современных технологийнемыслимо без использования разнообразных технических средств и в первуюочередь компьютеров.
Стратегические цели информационных технологий — обеспечитьразвитие бизнеса, его управляемость и качество, конкурентоспособность, снижениестоимости выполнения бизнес-процессов.
Информационная технология — это системно-организованнаяпоследовательность операций, выполняемых над информацией с использованиемсредств и методов автоматизации. Операциями являются элементарные действия надинформацией. К типовым технологическим операциям относят: сбор и регистрациюинформации, ее передачу, ввод, обработку, вывод, хранение, накопление, поиск,анализ, прогноз, принятие решений (рис. 1.1)[8]. Средства и методыавтоматизации включают технику, программы, способы и подходы в организацииинформации, информационных систем и технологий, в обслуживании пользователей.
/>
Рис. 1.1 – Состав процедур и операций информационнойтехнологии[9]
Технологии различаются составом и последовательностьюопераций, степенью их автоматизации (долей машинного и ручного труда),надежностью их выполнения. Надежность реализуется качеством выполнения основныхопераций и наличием разнообразного их контроля. Кроме того, организацияинформационных технологий определяется рядом факторов и критериев. Главные изних – объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные ипредметные особенности объекта, управления, соответствие временным регламентамвзаимодействия производственных процессов и их элементов.
Для удобства проектирования и управления технологическиеоперации объединяют в процедуры или этапы обработки и преобразования, т.е. вболее укрупненные элементы технологического процесса. Например, процедура сбораи регистрации первичной информации включает ее доставку, сбор, передачурегистрацию на машинном носителе или бумаге, ввод в систему, контроль ввода.При этом должны быть обеспечены достоверность, полнота и своевременностьпроцедуры. Особенность процедуры в ее низкой степени автоматизации, так какможет присутствовать клавиатурный ввод, который отличается большимитрудозатратами и ошибками.
Процедура передачи информации включает кроме самой передачиоперации ввода данных в систему, в сеть, преобразования из цифровой формы ваналоговую и наоборот, операции вывода сообщений, контроль ввода и вывода,защиту данных. Отличается эта процедура способами передачи (почта, каналысвязи, транспортные средства), разнообразием средств передачи, организациейпроцесса передачи. Высокая степень автоматизации этой процедурыдостигается дорогими способами, но технология в целом становится болееэффективной.
Процедуры обработки информации являются главными винформационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер.Процедуры обработки включают: операции ввода информации в систему, ввода,обработки, вывода результатов, отображения результатов и их контроля. Всеоперации выполняются автоматически.
Обработка отличается разнообразием видов и форм представленияинформации: символы, текст, таблицы, базы данных, изображения, сигналы и т.д.Принципы, методы и средства организации информации порождают разнообразиесовременных технологий. Например, технологии мультимедиа, нейрокомпьютерныетехнологии, распределенные и сетевые технологии и др. Результатом процедуробработки является информационное обслуживание пользователей для различныхаспектов управления.
В составе процедуры выполняются операции хранения, запроса,поиска данных, контроля поиска, выдачи информации, формирования или отображениясообщения, контроля выдачи и отображения.
Процедура анализа, прогноза, принятия решений — это наиболеесложная, интеллектуальная процедура выполняется человеком на базеподготовленных данных, знаний, их моделей, правил работы со знаниями имоделями, альтернативных решений.
Процедуры обработки могут различаться в зависимости от форм ивидов представления данных. Организация обработки цифровой, символьной,текстовой, табличной информации, в виде баз данных, сигналов, речи, звуков,документов, изображений имеет свои особенности и специфику, которые должны бытьизвестны пользователю-экономисту. Варианты видов обработки показаны на рис.1.2. В экономической деятельности наиболее распространено цифровое и буквенноеотображение информации в различных вариантах и сочетаниях: документы, тексты,таблицы, файлы, базы данных и др. В информационных технологиях экономическойдеятельности, так же как в телевидении, кино-, мультимедийных технологиях,широко используются изображения, речь, звуки, сигналы и т.д.

/>
Рис. 1.2 – Обработка информации и ее виды[10]

2. ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА ИНАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Выявление проблемных мест контроллинга
Первая группа проблем связана с разработкой современной концепции контроллинга.Анализ десятков определений контроллинга, предлагаемых отечественными изарубежными авторами, его принципиально новой роли в современной инновационнойэкономике, позволяет определить его как ориентированную на достижениепоставленных целей интегрированную инновационную систему, основанную накомпьютерных технологиях, обеспечивающую постоянный информационно-аналитическиймониторинг принятия и выполнения управленческих решений и осуществляющийкорректировку системы планов и методов их реализации по оптимизирующимпрограммам в заданных временных и пространственных параметрах в режиме он-лайн.
Анализ практики свидетельствует о том, что внедрениеконтроллинга практически гарантирует успешную реализацию всех функцийменеджмента. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, чтоконтроллинг содействует оптимизации организационно-функциональной структурыкомпании, определяя функциональное назначение и вертикально-горизонтальныесвязи основных структурных подразделений каждого филиала и дочерней компании,участвующих в бизнесе. В рамках этого процесса совершенствуется схемауправления и распределения функций между службами подразделений. Формализуетсяи финансовая схема компании – предоставляется описание услуг, оказываемыхлинейными подразделениями компании друг другу и внешним контрагентам,осуществляется построение схем.
Современному менеджеру приходится принимать решения, исходяиз огромного количества информации, которую невозможно в полной мере и в нужныесроки правильно оценить. Решение этой проблемы обеспечивает контроллинг,посредством которого все необходимые менеджменту данные практически поступаютпо востребованности[11].
Контроллинг превращается в философию и образ мышленияруководителей предприятий и организаций, ориентированных на стабильное,успешное развитие бизнеса на перспективу. Ключевые задачи, которые менеджментрешает с помощью контроллинга: оптимизация управления всеми структурамипредприятия на базе комплексной компьютерной компьютеризации; совершенствованиесистем планирования, контроля и анализа; применение эффективной системы учетаопераций и достигнутых результатов; повышение квалификационного уровняперсонала; обеспечение заинтересованности работников в постоянном улучшениирезультатов деятельности предприятия; формирование условий для стабильного иэффективного бизнеса.
Вторая группапроблем связанна сисследованием контроллинга в качестве ключевого звена современного менеджмента.Анализ практики внедрения инновационных технологий свидетельствует, что однимиз основных направлений развития системы управления предприятием в целяхобеспечения его конкурентоспособности в настоящее время может служитьразработка и применение концепции контроллинга, выступающая стержнем, вокругкоторого объединяются основные элементы организации и управления деятельностьюпредприятия в современных условиях, а именно:
• все категории бизнес-процессов и их затраты;
• центры ответственности предприятия;
• системы планированияи бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия;
• системауправленческого учета;
• системастратегического управления, основанная на анализе цепочки ценностей, анализестратегического позиционирования и анализе затратообразующих факторов;
• информационныепотоки (документооборот), позволяющий оперативно фиксировать текущее состояние выполнениябюджетов центров ответственности;
• мониторинг и анализрезультатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• выявление причинотклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центровответственности.
Контроллинг может обеспечить выполнение управленческихфункций всех вместе, каждой в отдельности и в их различных сочетаниях. Приразработке ключевых плановых заданий (планов продаж, инвестиций и т.д.) службаконтроллинга координирует отдельные планы по времени и содержанию; проверяетпредставленные планы с точки зрения возможности их реализации и на этой основеформируется годовой план предприятия. Контроллер рекомендует, как и когдапланировать, а главное, оценивает возможности выполнения всего намеченногоплановой программой. Он же контролирует и претворение ее в жизнь, вноситкоррективы в планы в соответствии с изменениями рынка
Благодаря своей информационной базе контроллинг участвует вформировании цен на продукцию и определении выгодных условий их реализации,уровня скидок и наценок для расчета ожидаемых затрат и финансовых результатов,налоговых платежей и создаваемых резервов. С помощью контроллинга проверяетсяэффективность разных вариантов инвестиций до их осуществления, оценивается ихрациональность, моделируются различные условия реализации избранного проекта,дается оценка реально достигнутого по его завершении. Контроллинг оказалсяэффективным в разных отраслях экономики: в страховом и банковском деле, вторговых предприятиях, авиакомпаниях, в рекламном и издательском бизнесе[12] и т.д.
Контроллинг способен оказывать большую помощь менеджерам врешении проблем, возникающих перед ними. Многие из них обозначаются весьманестандартно, своеобразно. Это относится в частности к проблеме оценки бизнеса.Все чаще отмечается необходимость «использовать оценку стоимости для принятиялучших решений»[13].
Задачами контроллингастановятся не только финансовые результаты и обеспечение необходимойинформацией для обоснования управленческих решений, но и сосредоточение надолгосрочных денежных потоках, оценка результатов деятельности компании, исходяиз стоимостных показателей, с точки зрения инвестирования денежных средств.
В современных условиях самым прибыльным, а потому и особопривлекательным, становится вложение денежных капиталов для разработки высокихтехнологий и сервиса. Это определяет быструю окупаемость вложенных денежныхресурсов, уменьшает зависимость от обеспечения сырьем, открывает возможностизахвата новых сегментов рынка предлагаемых товаров и услуг.
Участие контроллинговых программ в определении эффективностивложения денежных капиталов получает свое развитие.
Современные информационные технологии становятся источникомвысокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Об этом, вчастности, свидетельствуют данные табл. 2.1.[14].
 

Таблица 2.1. Цели и результаты управления на основе инновацийПоказатель Количество компаний с успешными результатами, % Рост удовлетворения запросов потребителей 78 Повышение степени удовлетворения пожеланий сотрудников 60 Инновации в производстве и сервисе 59
Повышение рентабельности 56 Рост годового дохода 52 Содействие потребителей в достижении позитивных результатов 45 Сокращение текучести кадров 37 Снижение потребительских цен 36 Ускорение выхода на рынок новых продуктов и услуг 30
Интеграция всех операций в единое целое осуществляетсяинформационными системами. Организация становится совокупностью микроэлементовгибких производственных систем, взаимодействующих и управляемых электроннымпутем. Компьютеризация обеспечивает гибкость, при которой продукция может бытьизготовлена по заказу для удовлетворения индивидуальных требований клиентов.Возможности новых технологий позволяют перейти от внешнего контроллинга квнутреннему, к самоконтролю работника[15].
Процессы глобализации и интернационализации контроллинга можновыделить в рамках третьей группы проблем. Контроллинг в качествеинструмента управления бизнесом признали и используют во всех развитых странахмира. В результате происходит взаимное обогащение лучшим опытом в даннойобласти, хотя в полной мере в практике учитываются и национальные различия, чтовыступает важным фактором повышения эффективности его применения. В условияхглобализации мировой экономики происходит активное перемещение капитала изодной страны в другую. Например, на принадлежащих японскому капиталуавтозаводах в США активно используются инструменты контроллинга, разработанныев Японии, а в ФРГ в то же время на вооружение принимается все то положительное,что накоплено в этой сфере в Соединенных Штатах Америки.
В отдельных государствах наиболее интенсивно используютсяодни положительные стороны контроллинга, в других – иные, но во всех случаяхего применения он получает положительные отзывы и хорошие результаты.Взаимообогащение опытом, которому активно способствует контроллинг, превращаетего в многоплановый универсальный управленческий инструмент, становящийсянеотъемлемой частью современного менеджмента, способствующий качественномусовершенствованию управления.
Необходимо подчеркнуть, что и в странах Запада, в том числеЕвропейского Союза, до сих пор нет четкого и общепризнанного представления осодержании системы контроллинга. В то же время спор о том, нуженконтроллинг или нет, решен давно, поскольку уже в 1974 г. свыше 90% крупных европейских предприятий, обладали институционально обособленнымподразделением контроллинга. Сегодня же основная часть средних и множествомелких предприятий страны также ввели у себя соответствующую службу.
В то же время применение практического инструментарияконтроллинга на разных предприятиях существенно различается. По-разномупостроена и организационная основа подобных служб. Имеющиеся на большинствегерманских предприятий службы контроллинга в первую очередь занимаются учетом ианализом затрат, а также результатов финансовой и хозяйственной деятельности.Конкретные фактические данные для анализа предоставляются службе контроллингабухгалтерией. Статистические материалы, данные плана и результаты сравненияфактических значений показателей с плановыми величинами контроллер получает отплановой и финансовой служб предприятия. На базе проведенных расчетов контроллерпредлагает высшему руководству фирмы рекомендации по сокращению затрат,увеличению прибыльности, рентабельности производства и сбыту. На основеподобных рекомендаций осуществляется выбор наилучшего управленческого решенияиз числа имеющихся альтернатив.Анализ третьей группы проблем позволил прийти к следующимосновным выводам:
1. Использованиеконтроллинга становится интернациональным явлением, принимающим все болееширокие масштабы, доказавшим свою высокую эффективность в различных рыночныхусловиях. Анализ лучших результатов зарубежной практики может позволить выявитьинновации, которые следует использовать в отечественной практике с учетом еереальных условий.
2. Исследованиеопыта использования контроллинга, накопленного за рубежом, в частности в США ив ФРГ, убеждает, что в России его возможности используются еще недостаточно. Ногораздо большие, на наш взгляд, возможности ускоренного внедрения исовершенствования практики контроллинга лежат в обобщении, тщательном изучениии внедрении опыта передовых отечественных предприятий, добившихся в этойобласти больших успехов. Именно в этой сфере лежит один из важных резервовсущественного повышения эффективности и конкуренто-способности отечественногобизнеса.
3. Контроллингстановится все более важным фактором реализации огромных возможностей, которыеоткрывает перед бизнесом общество знаний. К специалистам-контроллерампостепенно переходит сегодня роль главных организаторов и проводниковрадикальных преобразований бизнеса, генераторов инноваций, обеспечивающих егоразвитие и поддержание конкурентоспособности.
4. Вместес тем, следует подчеркнуть, что и в промышленно развитых странах пока несформирована четкая научно обоснованная концепция о содержании системыконтроллинга и практика его использования.
Четвертая группапроблемнепосредственно связана с определением основных направлений развитияпрактического потенциала контроллинга. Применение инструментов контроллингапозволяет предприятиям добиваться высоких результатов, прежде всего в такихобластях, как планирование, прогнозирование, инвестиционная привлекательность,инновационная деятельность, финансовые результаты.
Приведенные данныесвидетельствуют, что и в зарубежных организациях, и в отечественных,промышленных, кредитных и иных внедрение систем контроллинга открываетвозможность для решения совокупности бизнес-проблем, включая повышение уровняинвестиционной привлекательности почти до 40%, эффективности оборота документов– более чем до 27%, увеличения открытости компании – до 24%, финансовой устойчивости– до 20% и оптимизации системы планирования – максимально до 25%. Благодаряконтроллингу удалось задействовать дополнительные резервы бизнеса, обеспечиваяего прирост до 12–13,5%. Хотя средние показатели в 2–3 раза ниже максимальнодостигнутых, тем не менее, важно, что у 20 компаний по всем анализируемымпоказателям имеется позитивная динамика. Это подтверждает вывод, чтоиспользование потенциала контроллинга в самых различных отраслях и практическиво всех случаях дает весомый положительный результат.
В рамкахпятойгруппы проблем можно выделить проблему внедрения в практику промышленныхкомпаний инструментов контроллинга, а также проблему повышения эффективности использованияконтроллинга промышленными предприятиями в РФ. Контроллинг обычно реализуетсяна предприятиях в рамках традиционных функций планирования и контроля на базеструктурированной информации. Проблема конкретной организации заключается ввопросах, какое новое содержание придать этим функциям и какой должна бытьинформация, необходимая для подготовки и принятия управленческих решений.
Практика доказала, чтодля того чтобы потенциал контроллинга проявился в полной мере, нужна системнаяподготовка предприятия, всего его персонала к подобного рода работе.
Успех внедрениясистемы контроллинга обычно обусловлен не только привлечениемвысококвалифицированных специалистов в данной области, но и, прежде всего,подготовкой и переподготовкой значительной части персонала, что обеспечиваетповышение профессиональной подготовки, а также способствует роступроизводительности труда, развитию новаторства и рационализаторства.
Наибольший эффектвнедрения контроллинга приносит активное использование корпоративныхинформационных систем, в частности ERP, обеспечивающих для него информационную базу.
Шестая группа проблем связана с изучением финансовыхаспектов контроллинга, роли бюджетирования в системе контроллинга. Новыеподходы в менеджменте кардинально изменяют структуру управления организацией:от линейно-функциональной к процессно-ориентированной через выстраиваниесистемы бизнес-процессов, определяющих прямую зависимость между входящимиресурсами, принятой технологией и требованиями клиентов. Принцип формированиябюджетных центров ответственности призван соответствовать требованиямпроцессно-ориентированной организации управления.
Эффективность деятельности центровфинансовой ответственности во многом зависит от правильности выбора и расчетаустановленных индикаторов. В традиционных бюджетах высокий удельный весзанимают косвенные расходы, прогнозный расчет которых достаточно сложен и невполне корректен, поскольку основывается, как правило, на эмпирическойкорреляции.
Анализ практики использованияконтроллинга свидетельствует о возможности его энергичного воздействия насостояние и динамику финансов предприятия при условии обеспечения необходимыхоснов для его развития и постоянного совершенствования.
Седьмая группа проблем связана с исследованием учетного базиса контроллинга.Система контроллинга является стержнем, вокруг которого объединяются все основныеэлементы организации и управления деятельностью предприятия (рис. 2.1.).
/>

Рис. 2.1. Схема системы контроллинга.
Решение и текущих, и стратегических задач представляетсявозможным только при регулярном поступлении полной и достоверной информации офинансовой ситуации и результатах в разрезе всех процессов хозяйственнойдеятельности предприятия. Поэтому контроллинг призван базироваться на основеуправленческого учета, это доказывает практика.

2.2 Направления развития контроллинга
Управление предприятиями всовременных условиях требует все большей оперативности. Поэтому использованиеинформационных систем управления предприятием является одним из важнейшихрычагов развития бизнеса, внедрения инноваций, проведения систематическихконтроллинговых мероприятий (табл. 2.2.).
Таблица2.2. Опыт использования принципов контроллинга российскими предприятиями иорганизациями[16].Предприятие Направление использования контроллинга Мосбизнес Ведется целенаправленная работа по повышению открытости финансовой документации компании ЛУКОЙЛ Используется при формировании пакета проектов стратегических планов развития Газпром Возможность применять стандарты международной финансовой отчетности Татнефть Изыскание резервов для создания мини стабфондов компании ТНК (Тюменская нефтяная компания) Налажена система оперативной подачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями отдела контроллинга АвтоВАЗ Предприятие осуществляет дополнительное информирование сотрудников по важнейшим направлениям развития, опираясь на данные, которые предоставляет отдел контроллинга и внутреннего аудита Славнефть Компания большое внимание уделяет изысканию дополнительных резервов за счет оптимизации отдельных управленческих процессов Новолипецкий металлурги-ческий комбинат Регулярное проведение оценки эффективности принимаемых управленческих решений Магнитогор-ский метал-лургический комбинат Делает акцент на обеспечении его сотрудников комплексом финансовых проектов по важнейшим направлениям функционирования компании Альфа страхование Контроллеры организовывают и сопровождают управленческий процесс выбора целей, планирование и регулирование, а также несут ответственность за достижение поставленных целей Нижфарм Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегий, финансовых результатов, координируют промежуточные цели и планы в рамках единого целого, оказывают сервисную поддержку, обеспечивая менеджеров необходимой информацией Сибирский берег Планирование, анализ результатов, отчетность и разработка корректировочных мер в случае возникновения каких-то отклонений Сбербанк Каждый месяц служба контроллинга представляет топ-менеджмеру и руководителям подразделений аналитические отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде Мостревел Ежемесячный финансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством; формирование процесса бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ; налаживание финансового контроля и налоговой отчетности; финансовые операции Банк Союз Помощь руководителю в формировании стратегического видения развития, консультационные услуги руководству, а также равноправное участие в формировании стратегии предприятия Бин Банк Сервисные функции высшему руководству в вопросах обеспечения стратегических инициатив
Данные табл. 2.2. показывают, чтоприменение возможностей контроллинга охватывает различные сферыпредпринимательства, содействуя на основе ИСУП существенному улучшениюфинансовых результатов, открытости финансовой документации, совершенствованиюпланирования, повышению качества аналитической работы, вносит большой вклад вналаживание и улучшение действий по систематическому контролю за деятельностьювсех подразделений предприятий.
Практически все ключевые службыпредприятия на основе применения системы контроллинга приобретаютдополнительные возможности более полной реализации возложенных на них функций иповышения результативности хозяйствования, причем каждая служба принеобходимости способна ввести в действие разные, присущие ей по профилюрезервы.
Перспективы совместного развития ИСУПи контроллинга весьма обширны: так, в настоящее время акцент в планированииресурсов предприятий (на основе ERP-систем)смещается к поддержке и реализации процессов управления цепью поставок (SCM–систем), управления взаимоотношениямис заказчиками (CRM-систем) иэлектронного бизнеса (e-commerce систем).
Контроллинг служит важныминструментом совершенствования всей учетной политики и учетной практики самыхразличных предприятий и организаций. Именно на основе широкого применения управленческогоучета и контроллинга становится реальным повышение качества управленияпредприятиями и организациями в изменившихся условиях хозяйствования.
При этом, управленческий учет и контроллинг, представляясамостоятельные управленческие инструменты, дополняют друг друга и обеспечиваютменеджмент всей необходимой для его функционирования информацией.
На предприятиях целесообразно разработать положение о внедрении контроллинга, где необходимо зафиксировать основныенаправления развития контроллинга и соответствующие изменения в системеуправленческого учета для того, чтобы создать условия для достижения намечаемыхв плане результатов. Основное внимание требуется уделить совершенствованиюработы с затратами. Помимо данного положения на предприятиях необходиморазработать целостную систему базовых документов, на основе которых иосуществлялось внедрение контроллинга. Среди них:
• предложения по совершенствованию корпоративной системыучета (включая конфигурацию и параметры информационной системы) и ихобоснование;
• рекомендации по выделению внутри компании центровфинансового учета, основных принципов их функционирования (полномочия,ответственность, система стимулирования), а также необходимых изменений ворганизационно-функциональной структуре[17];
• концепция развития систем учета затрат и определенияфинансовых результатов, планирования доходов, расходов и финансовых потоков;
• развернутый план мероприятий по внедрению рекомендаций,развитию информационной системы и системы управленческого учета (на следующиеэтапы работы);
• оценка экономического эффекта от внедрения намеченныхмероприятий.
Важно осуществить проектированиеорганизационно-функциональной структуры компании – распределениебизнес-процессов между рабочими местами, подразделениями компании, образующееструктуру составных звеньев компании (с учетом их задач, иерархическойподчиненности). Для достижения поставленных целей в компании требуется создатьадекватные им функциональную и организационную структуры.
Относительнопроблемы направлений развития контроллинга можно обозначить следующие основныевыводы:
1. Потенциальныевозможности контроллинга обеспечивают более высокую эффективность егоприменения в тех организациях, где выше уровень комплексной компьютеризациибизнеса. В этих организациях сосредоточены более квалифицированные кадрыуправления.
2. Быстроесовершенствование информационных продуктов требует постоянного обновленияпрограмм контроллинга, что нередко создает их разобщенность и усиливаетнеобходимость повышения комплексности и единства системы.
3. Особую значимостьприобретает рационализация информационных потоков, алгоритмов прохождениядокументов, автоматизация передачи информации, применение интегрированныхавтоматизированных систем управления, активное использование современныхстатистических технологий и эконометрики, что является наиболее слабым звеном вприменяемых котнроллинговых системах.
4. Главной причинойзамедленных темпов внедрения новых ИТ-систем являются недостаточные знанияспециалистов контроллеров особенно в области использования статистических иэконометрических методов и способности работать со сложными моделями на базеполной компьютеризации компании.
5. Анализ практикисвидетельствует, что в системе контроллинга ускоренно разрабатываютсяподсистемы инновационных нововведений в бизнесе, позволяющих быстро наращиватьего эффективность. Именно в этой области ускоренно возрастает эконометрическаяподдержка контроллинга для обеспечения конкурентности и изучения требованийрынка.
6. Весьмаэффективным инструментом информационного развития предприятия служит все болееактивное применение модельных инструментов, существенно повышающихрезультативность всего процесса. Необходима ускоренная разработка и внедрениеновых моделей, которые соответствуют приоритетным требованиям и обеспечиваютвысокое качество предоставляемой информации.

Заключение
Успешное развитиесовременного бизнеса немыслимо без активного применения новейших информационныхтехнологий. Успешность ведения бизнеса определяется квалификацией предпринимателя,знанием запросов потребителей и пониманием ситуации на рынке. Предпринимательактивно работает с информацией. Он отбирает из множества потоков информации то,что соответствует его целям и способствует разработке или реализациипредпринимательской идеи. Знания предпринимателя превращаются в информационныесообщения, которые организуют производственные и торговые процессы, а такжеуправляют бизнесом в целом.
Изучение опросовменеджеров свидетельствует, что большинство руководителей крупных промышленныхкомпаний ценит контроллинг прежде всего за то, что он активно помогает имрешать наиболее сложные вопросы, связанные с конкурентоспособностью управляемыхими объектов[18].
Важно отметить, чтоособенностью контроллинга является его направленность на перспективу, на поискпутей дальнейшего развития компании и совершенствования бизнес-процессов набазе анализа ключевых показателей результативности.
Можно утверждать, чтов качестве инструмента менеджмента контроллинг стал системойинформационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессеанализа, планирования, принятия управленческих решений и контроля по всемфункциональным сферам деятельности компании[19].
На наш взгляд, контроллинг позволяет успешно решать проблемы,возникающие в рамках информационной революции, являясь одним из наиболееэффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации и вобществе инноваций по следующим обстоятельствам:
1) контроллингобеспечивает систематический и квалифицированный контроль за функционированиемвсех звеньев организации в их взаимодействии и взаимозависимости, относительнореализации мероприятий, намеченных планом, позволяет вскрывать недостаткипрактики планирования, оптимизировать их посредством своевременного внесениянеобходимых коррективов, посредством компьютерных программ;
2) контроллингслужит действенным инструментом повышения ответственности руководителей иперсонала служб и подразделений организации за результативность ихдеятельности, реализацию в установленные планом сроки намеченных заданий.Разработка компьютерных программ, оптимизирующих вариативные задания,стимулирует постоянное повышение квалификации работников, систематическоеприобретение необходимых новых познаний, развитие способностей работы синформацией, что является объективно необходимым в обществе знаний;
3) использованиепотенциала контроллинга помогает руководителям и персоналу предприятия вмаксимальной мере и в относительно короткие сроки адаптироваться к условиям испецифики общества инноваций, рациональнее использовать его возможности ирезервы.
В условиях глобализации мировой экономики при всеобщейлиберализации рыночных связей осуществляется свободное движение капиталов,происходит революция в сфере новейших информационных технологий,компьютеризация всей системы управления предприятием. В теории и практикеменеджмента активное использование такой инновации как контроллинг становится вэтих условиях объективно необходимым.
В современных условиях информатизации и компьютеризациибизнеса контроллинг превращается в один из наиболее эффективных инструментовуправления, в наибольшей степени соответствующий задачам и требованиямсегодняшнего дня. Система контроллинга активно содействует своевременномувыявлению и устранению возникающих трудностей бизнеса, повышению егорентабельности и результативности.
Применение контроллинга оказывает огромное воздействие напрактическую реализацию всех основных функций менеджмента. Это касаетсяпланирования и прогнозирования, организации, координации, контроля.
Контроллинг обеспечивает рост квалификации как руководства,так и всего персонала организации, поскольку побуждает на деле применять новыеметоды, современные знания, инновации для решения стоящих перед бизнесомпроблем.
Практическое применение системы и инструментария контроллингаведет к повышению качества и эффекта деятельности не только отдельных звеньев,подразделений и служб предприятия, но и всей его системы в целом, открываябольшие конкурентные преимущества перед теми, кто к контроллингу пока неприбегает.
Наибольший эффект применения контроллинга обеспечивает егокомплексное применение по всем функциям управления. Однако научно обоснованнаякомплексно-интегрированная программа контроллинга в практике деятельностиотечественных организаций пока не разработана, а в зарубежных компанияхвстречается крайне редко. Как правило, контороллинг охватывает реализациюотдельных функций или их различных сочетаний.
С помощью контроллинга реально успешно решать большинствофинансовых проблем, в частности, укрепление платежной дисциплины структурныхподразделений предприятия, формирование центров прибыли и внедрениебюджетирования, повышение качества управления затратами, регулирование денежныхпотоков организации, устранение неконтролируемой дебиторской задолженности,пополнение оборотных средств, укрепление платежной дисциплины и т.д.
Контроллинг обеспечивает прозрачность производимых расходов иопределение их экономически оправданной величины.
Контроллинг обеспечивает оперативность получения информации одвижении денежных потоков и быстрого внесения необходимых изменений вфинансовую политику и действия предприятия.
Потенциал контроллинга позволяет наиболее эффективнопланировать как доходы, так и расходы предприятия, контролировать процессымобилизации доходов и направления затрат, а также оценивать их рациональностьи, кроме того, на его основе подготавливать конструктивные предложения поулучшению действующей практики.
Применение принципов контроллинга открывает возможностьсущественного улучшения процессов и результатов бюджетирования, чтообусловливает не только развитие внутрихозяйственного расчета, но и наращиваниеприбыли. Особую значимость приобретает автоматизация бюджетирования и внедрениеего по видам деятельности.
Контроллинг способен также сыграть очень важную роль вформировании и использовании бюджета движения денежных средств, диагностикипотоков финансовых ресурсов, а также в повышении эффективности примененияфункционально-стоимостного анализа.
Контроллинг ориентирует руководство предприятий действоватьисходя из финансовых критериев успешности их функционирования. Он стимулируетвысших руководителей мыслить финансовыми категориями, перемещая технологическоеуправление непосредственно к производственному процессу и облекая его вфинансовые одеяния.

Список использованной литературы
1. Васенев К.А.Анализ информационных потоков промышленного предприятия в контроллинге //Контроллинг и менеджмент, 2006. — № 4.
2. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. 2-еизд. М.: Наука, 2007. 552 с.
3. Ивлев В.,Каменнова М., Попова Т. Методологический подход к реорганизации деятельностипредприятия // Открытые системы, 2006, №2.
4. Карминский А.М.,Дементьев А.В., Жевага А.А. Информатизация контроллинга вфинансово-промышленной группе // Контроллинг. 2002. №2.
5. Карминский А.М.,Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические ипрактические основы построения контроллинга в организациях. – М.: Финансы истатистика, 2008. – 256 с.
6. Кнорринг В. И.Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.:НОРМА, 2006. – 528 с.
7. Лыскин Е.А. и др.Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: Знание, 1998.
8. Мишенин А.И.Теория экономических информационных систем: учебник для вузов. М.: 2008.
9. В.Нестеров,А.Важнов. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений. АКДИЭкономика и жизнь, 1998.
10. Питерс Т.,Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 2003. – 388 с.
11. Портер М.Конкурентное преимущество М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
12. Рынок иантимонопольное законодательство России / Под ред. Ю.И.Бурлинова, Д.Б.Горохова,Н.И.Клейн. – М., 2007.
13. Селезнёв М.Л.Информационные вычислительные системы и их эффективность М.: 2006.
14. Соколов А.В.Особенности процедуры внедрения контроллинга на промышленном предприятии // Финансовыйдиректор, 2007. — №4
15. Стассман Поль А.Информация в век электроники: (Проблемы управления): Пер. с англ. с сокр. /науч. ред. и авт. предисл. Б.З. Мильнер. – М.: Экономика, 2007 – 240 с.
16. Сундин Хокан.Организованный менеджер. М.: ФиС.
17. Уткин Э.А.Экономика, рынок, предпринимательство. М.: ФА, 1999.
18. Управлениеорганизацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.Саломатина.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 736 с.
19. Фалько С.Г.Контроллинг для руководителя. — М.: Институт контроллинга, 2006. — 196 с.
20. Якименко А.К.Методические рекомендации по разработке положения о службе контроллингасреднего предприятия // Контроллинг, 2006. — №8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат От персональной агитации - к широкой пропаганде
Реферат 1 Проблема познаваемости мира в истории философии
Реферат 1 Устройства вывода информации
Реферат 1 Индексы, используемые в Казахстане
Реферат Сутність, правова основа та принципи ОРД
Реферат Мотивація як один із структурних компонентів научуваності
Реферат 1 Права собственников квартир в многоквартирном жилом доме 13 Глава 2
Реферат Was Gatsby An Immoral Person Or Not
Реферат Экономическая политика партии большевиков в годы гражданской войны и строительства социализма Содержание политики
Реферат Общественный строй на Руси начало XIV - первая половина XVI в
Реферат История становления и развития социальной психологии
Реферат Природа Минска и его окрестностей
Реферат 1 Поняття та сутність співробітництва держав у сфері боротьби із злочинністю
Реферат Методы решения уравнений линейной регрессии
Реферат Множественная миелома, диффузно-узловая форма (история болезни)