Реферат по предмету "Менеджмент"


Выработка решений в системе "человек-машина"

Введение
 
Эффективность управлениязависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь отпроцедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь.
Многолетний опыт принятиярешений сходился всего лишь на интуитивном полагании на свой опыт. Ноответственность за принятие организационных решений – тяжелое моральное бремя,от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самойорганизации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном,быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер,принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себеопределенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональныезнания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе слюдьми и другие.
Для принятияуправленческих решений применяются разнообразные методы. В данной работе япопыталась охарактеризовать выработку решений в диалоге «человек-машина».

Выработкарешений в системе «человек-машина»
 
В современных условияххозяйствования становится все более очевидным тот факт, что сложившаяся системауправления не отвечает потребностям предприятия как операционной системы.Сложившиеся вертикальные связи до сих пор в полной мере не замещеныгоризонтальными, на которых, собственно, и основывается западная системапринятия управленческих решений. В настоящее время отечественные предприятия всистеме менеджмента не используют принципы организации эффективного управления,таким образом, повышение эффективности принятия управленческих решений в современныхэкономических условиях является актуальной и своевременной темой. В целяхповышения эффективности системы менеджмента на предприятии необходиморассматривать две задачи.
1. Обоснованиенеобходимости создания внутри предприятия как операционной системы условий дляповышения «креативности» не только управленцев низшего и среднего уровней, но ирядовых сотрудников за счет наделения их некими полномочиями в процессепринятия решения. Их предложения по совершенствованию такой системы в целом иальтернативные решения по отдельным производственным, финансовым иуправленческим вопросам могут стать основой в разрабатываемой предприятиемстратегии функционирования.
2. Эффективность принятыхрешений невозможно оценить без применения математического аппарата ипрограммного обеспечения [5].
Одним из методов принятиярешения является выработка решений в диалоге «человек-машина» представляет собой многократноечередование эвристических (выполняемых человеком) и формализованных(выполняемых ЭВМ) этапов.
В процессе диалога«человек-машина» происходит совместное конструирование решений по ходуизменения производственной ситуации (метод последовательной оптимизации) спостепенным вводом существенных фактов, т.е. алгоритм решения устанавливаетсяне заранее, а в процессе расчета на ЭВМ [1].
В современных системахподдержки принятия решений (СППР) обеспечивается эффективная связь (симбиоз)человека и компьютера, предполагающая использование наиболее сильных качествкаждого участника этого процесса (табл. 1)[3].
Таблица 1 Характеристикасоставляющих симбиоза «человек-машина»№ Человек Компьютер 1 Способен реагировать на неожиданные события Трудно составить программу, реагирующую на все случайные события 2 Хорошо обучается Эффективность обучения определяется программистом 3 Плохо хранит информацию Хранит информацию в любых объемах неограниченное время 4 Ограничена пропускная способность Пропускная способность не имеет ограничений 5 Часто ошибается Функционирует безошибочно 6 Не может решать одновременно несколько задач Возможность решения нескольких задач имеется 7 Медленно считает Скорость неограниченна 8 Снижает работоспособность со временем Работоспособность постоянна 9 Теряет терпение Работает как автомат 10 Может накапливать знания, не изменяя мышления и не забывая известные факты Изменение любой части информации влияет на ее общую структуру 11 Выбирая нужную информацию, автоматически подключает относящиеся к делу факты, не перебирая все известные знания Не может выделять наиболее актуальную информацию
Программной основой СППРявляются экспертные системы.
Экспертная система — это программа, ориентированная нарешение плохо формализованных задач в определенных предметных областях науровне специалистов-экспертов.
При работе экспертныхсистем:
— выдвигаются и проверяютсягипотезы;
— вырабатываются новыеданные и знания;
— формируются запросы наввод новых данных;
— формируются выводы ирекомендации.
Плохо формализованныезадачи обладают следующими характеристиками:
— не могут быть заданытолько в числовой форме;
— цели не могут бытьпредставлены в терминах точно определенной целевой функции;
— не существует четкогоалгоритма решения задачи;
— исходные данные неполныи неоднозначны.
Структура ЭС представленана рис. 1.
/>
Рис. 1. Типовая структураэкспертной системы
В базе знаний хранятсятак называемые правила, под которыми понимаются логические и алгоритмическиевыражения (операции).
Машина вывода —программа, которая формирует последовательность логических и вычислительныхопераций в алгоритм, на основе которого обеспечивается получение результата.
Подсистема объяснений —формирует трассу, т.е. алгоритм в виде набора правил, позволяющих ЛПР понять,как получен результат.
Подсистема приобретениязнаний — обеспечивает диалог с экспертами, отбор и формализацию знаний.
Подсистема взаимодействияс объектом может отсутствовать, как и сам объект.
Существуют разные формыобщения ЛПР с ЭС:
1.        Использованиетабличного языка.
2.        Диалогв форме меню.
3.        Диалогна естественном языке.
Последняя форма общенияпредполагает высокий уровень ЭС и пока встречается редко.
Для использованияестественного языка необходима достаточно сложная программа-анализатор, котораявыполняет функции:
— лексического анализа;
— синтаксическогоанализа;
— семантического анализа.
В современных ЭС общениес ЛПР ведется с помощью табличного языка (постановка задачи) и меню (уточнениезадачи в процессе ее выполнения)[2].
Эффективное использованиедиалога «человек-машина» предполагает выполнение следующих условий:
ü   удобство общения (доступа человека кмашине);
ü   психологическая готовность человека кобщению с ЭВМ;
ü   достаточный уровень машинногоинтеллекта[1].
Эффективность принятыхрешений также невозможно оценить без применения математического аппарата ипрограммного обеспечения.
Например, анализ «дереварешений». В настоящее время существует несколько программ, с помощью которыхстановится возможным не только построение дерева решений, но и его анализ.
Первые идеи созданиядеревьев решений восходят к работам Ховленда (Hoveland) и Ханта (Hunt) конца50-х годов XX века. Однако, основополагающей работой, давшей импульс развитиюэтого направления, явилась книга Ханта (Hunt, E.B.), Мэрина (Marin J.) и Стоуна(Stone P.J) «Experiments in Induction», увидевшая свет в 1966 г.
Деревья решений –графическое средство анализа решений в условиях риска. Иерархическое строение «дерева классификации» – одно из наиболееважных его свойств. «Стволом дерева» является проблема или ситуация, требующаярешения. «Вершиной дерева» являются цели или ценности, которыми руководствуетсячеловек, принимающий решение [4].
Деревья решений создаютсядля использования в моделях, в которых принимается последовательность решений,каждое из которых ведет к некоторому результату. По дереву решений определяетсяоптимальная стратегия — последовательность решений, которые должны выполнятьсяпри возникновении тех или иных случайных событий. В процессе построения ианализа производственных, финансовых и управленческих ситуаций выделяют этапынепосредственно создания структуры модели, определения значений вероятностейвозможных выходных результатов, определения значений полезности возможныхвыходных результатов и оценку альтернатив, а также выбор стратегии. Причем,следует отметить, что наиболее важным этапом в процессе применения анализдерева решений является именно последний этап оценки альтернатив. Важно понять,что анализ решений не предполагает полностью объективного анализа моделейпринятия решений. Многие аспекты анализа решений требуют личных суждений — этоотносится к структуре модели, определению значений вероятностей и полезностей.Во многих сложных моделях, отражающих реальные ситуации, просто не хватаетэмпирических данных для полного анализа. Однако практика показывает, что даже втаких случаях анализ с использованием деревьев решений приносит несомненнуюпользу [6].

Заключение
Повышать эффективностьпринимаемых управленческих решений можно за счет предоставления материальныхпоощрений наиболее отличившимся сотрудникам, так как такой вид стимуляциинаиболее эффективен в сегодняшней экономической реальности Украины. Однако неследует забывать и о моральном поощрении, так как нет такого человека, которомуне льстила бы похвала и признание коллектива. Кроме того, необходимо применениепрограммного обеспечения в процессе принятия управленческих решений управленцамивысокого уровня. Предлагается широкое применение анализа дерева решений,структура модели которого должна учитывать предложения «с мест».

Списокиспользованной литературы
1.        Александров Е.А.Основы теории эвристических решений. М.: Советское радио, 1975. – 254 с.
2.        Белкин А.Р.,Левин М.Ш. Принятие решений: комбинаторные модели аппроксимации информации.М.:, 1990. – 160 с.
3.        ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс:Учебник. – М.: Издательство МГУ, 1995. – С. 309
4.        Мескон М.Х.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 380с.
5.        Савина Е.А.,Ванг. Х.Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст //Психологический журнал.– 2003.– Том 24.– №5.– С. 23-30.
6.        Эддоус М.,Стэнсфилд Р. Методы принятия решений: Пер. с англ./ Под ред. И.И. Елисеевой.М.:ЮНИТИ, Аудит 1997. – 590 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ron Latin America Current Events Report Essay
Реферат Кошовий отаман Іван Сірко
Реферат Альметьевск Республика Татарстан программа
Реферат June Jubilation In Korea Essay Research Paper
Реферат Thw Wife Of Bath Chaucer
Реферат Издержки предприятия
Реферат Сидорова, Нина Александровна
Реферат Онтологиум христианской (православной) нравственности сквозь призму богословия
Реферат Калькулирование себестоимости продукции на предприятиях кондитерского производства
Реферат Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ЗИЛ-130
Реферат Управление качеством продукции на предприятии 2
Реферат Адаптация персонала 2
Реферат Физиологические основы регуляции половой функции самок с/х животных с помощью биологически активных веществ
Реферат Устройство для автоматической навивки пружин на токарно-револьверном автомате
Реферат Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности