Статья
По дисциплине: Управлениекорпоративной культурой
На тему:
Всемирное значение иллюзий (к основам иллюзиологии)
г. Москва – 2009г.
Когда две одинаковые по длине линии, оканчивающиесясходящимися и расходящимися клиньями, видятся как разные — это иллюзия, обманзрения. Про нее писали Миллер и Лайер в 1889 г. [1]. Если при движении вавтомобиле или самолете человек видит, что земля (пространство) движется нанего, кренится и т.д., — это тоже заблуждение, обман, иллюзия восприятия.Наблюдателю кажется, что перемещается не транспортное средство, а неподвижнаяповерхность. Если люди поверят руководителю своего государства, что каждаясемья через 15–20 лет будет жить в отдельной квартире, — это тоже иллюзия, ноуже мышления.
Иллюзия — видимость, мнимое, обманчивость, обманчувств, надежд и пр. [2], «принятие кажущегося за действительное» [3] илипсихический процесс неправильного (ошибочного), неадекватного, искаженногоотражения человеком внешних и внутренних условий жизни [4].
Иллюзии возникают лишь при наличии объективносуществующего предмета; явления, галлюцинации — без него, но обладают егопризнаками [5].
Иллюзии — это ошибки психического отражения наразных его уровнях (ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти),которые зачастую вводят человека в заблуждение и вынуждают его действоватьневерно. Однако ошибки в действиях возможны и очень часто возникают принормальной, правильной, эффективной внутренней психической деятельностичеловека.
Так, сбои могут осуществляться, например, вдвигательной и других системах человека. Иллюзии имеют двоякое происхождение: либосамостоятельно возникают у людей в процессе их жизнедеятельности, либо ихвызывают другие люди. Иллюзии как неправильное (ложное) представление о мире иего составляющих зачастую приводят людей к ошибочным действиям, однако частолюди вполне благополучно живут с имеющимися у них иллюзиями.
Существуют иллюзии, которые могут вводить взаблуждение людей при возникновении определенных условий. В XX в. в нашейстране СМИ часто использовали власть в качестве рупора «руководящей партии иправительства» и люди верили, что они ограждены государством от ложнойинформации. Рекламодатели часто играют на таком доверии. В рекламных роликахзвучат названия авторитетных государственных органов. Частный бизнес стараетсяскрываться за государственными или муниципальными структурами, зная, что людиим верят.
Огромная и практически неизученная область —самообман: люди сами у себя вызывают те или иные иллюзии, дорожат ими иотстаивают право на них даже с риском для жизни. Люди также всегда являлисьисточниками иллюзий для других. Причем это происходило тогда, когда одниобманывали, а вторые верили им. Это делали, делают и будут делать представителиразличных групп, организаций, фирм, корпораций, холдингов, конфессий,представительств, союзов, партий, комитетов, правительств и т.д.
Открыто, не таясь, вызывали иллюзии (т.е. обманывалилюдей) фокусники, иллюзионисты. Это очень древний и закрытый для постороннихглаз промысел [6].
Иллюзии — явление весьма древнее, но в то же времяочень современное.
Так, еще Клавдий Птолемей во II в. в «Оптике» писал,что если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то он весь нампокажется окрашенным. Очевидно, еще древним было известно, что движущийся снекоторой скоростью по кругу огонь превращается для нас в сплошное огненноекольцо [7].
Вообще разговор о зрительных иллюзиях поистиненеисчерпаем — их тысячи. Часть из них была разработана с той или иной целью, онекоторых люди узнали случайно [8]. Между тем «если обратиться к другим наукам,то можно видеть, что зоология, минералогия, ботаника, этимология, химия идругие науки стали настоящими науками только тогда, когда ученые описали объектисследования этих наук. Были собраны все животные, камни, растения, бабочки,химические элементы и т.д. Если удавалось найти новый тип или вид животного /бабочки / камня, то его, прежде всего, соотносили с уже собранным, описанным иклассифицированным, и только тогда можно было делать вывод о результатахданного исследования» [4].
Возможна ли такая ситуация в психологии? Пока, увы,нет. Чтобы этого достичь, необходимо в русле современной психологии повсеместноосуществлять более углубленную разработку направления, которое можно обозначитькак неофеноменология или содержательная психология. Нужнафундаментальная разработка такого направления, его методологических,методических, организационно-технических основ.
Проведение практических работ позволитсодержательной психологии собрать свои «камни», «бабочек», «растения» и т.д. итаким образом реконструировать психику, для того чтобы научиться болееэффективно управлять ею. При этом в рамках неофеноменологии должны быть описанывсе психологические феномены (образы, модели, свойства, качества и т.д.),определены закономерности их возникновения и существования, их место, роль иудельный вес в деятельности человека, в психических процессах (ощущении,восприятии, мышлении, памяти, внимании) и влияние их на эту деятельность ипроцессы.
Современная психология нуждается в системе получениязнаний о человеке, его особенностях, а это возможно лишь при наличииразработанной теории вопроса и материалов, характеризующих реальные образы,способы, концептуальные модели у людей в различных видах деятельности,условиях, и в том числе при возникновении иллюзий в человеческой деятельности.
Зачастую в процессе научных дискуссий говорят опроблемах сознания (сознательное / бессознательное), памяти, восприятия,мышления, выбора принципа индикации и т.д., не привлекая данные о том, чточеловек может сознавать и что сознает на самом деле, что может запомнить и чтореально запоминает. Это похоже на обсуждение вопроса о протекании химическихпроцессов без учета свойств тех веществ, которые в них участвуют.
Даже такой краткий (можно сказать пунктирный) анализпоказал, что иллюзии присущи всем видам человеческой деятельности, всемпознавательным процессам. Эта до сих пор не исследованная область очень важна,поскольку приносит людям очень много неприятностей и невосполнимыхэкономических потерь.
Кстати, все обучение в мире построено на освоении«правильных» знаний, умений и навыков, но практически нигде не учат, что такое ошибки,как их преодолевать и предупреждать.
Люди вынуждены использовать метод проб и ошибок.Учить людей безошибочной деятельности можно и нужно, причем с раннего возрастаи в отношении всех научных дисциплин.
Люди ошибались и продолжают ошибаться до тех пор,пока не будет построена и внедрена система предупреждения иллюзий, включающая проектировочное,информационное, методическое, техническое, организационное, компьютерное или,например, юридическое обеспечение. В этой системе все указанные составляющие внастоящее время проработаны в различной мере, однако о ее завершенностиговорить рано, т.к. предстоит выполнить большой объем работ — отисследовательских до организационных.
Для этого стоит выделить работников и средства.
Таким образом, социальной иллюзиологии еще предстоитпровести «инвентаризацию» всего «обманного» материала. В данной статье автор неставит перед собой такую цель (это дело будущего), а лишь очерчивает границынового научного направления, формулирует и частично развивает его обязательныеатрибуты, начинает строить классификацию отраслей человеческой деятельности, вкоторых предстоит описать иллюзии, их функции, и указывает на возможную теорию,объясняющую происхождение иллюзий и направляющую поиск причинно-следственныхотношений, в которых иллюзии возникают.
Автор опишет несколько иллюзий в выявленныхотраслях, чтобы у исследователей появился некий базис для дальнейшей научнойдеятельности.
КЛАССИФИКАЦИИ ИЛЛЮЗИЙ
К основаниям классификации следует отнести областичеловеческой деятельности, где они возникают, их роль (положительную илиотрицательную), которую они играют в жизнедеятельности людей, функции иллюзий,время и этапы их существования и т.д. Так, по первому основанию иллюзии можно разделитьна общечеловеческие, национальные, политические, властные, экономические,социальные, военные, научные, биологические, педагогические, юридические,психологические, философские, математические, физические, генетические, медицинские,астрономические, лингвистические, географические, ботанические и т.д. (всегоболее 500 наук по классификации ВАК), связанные с религиями, культурой(литературой, кино, телевидением и другими СМИ, театром, оперой, опереттой,цирком, шоу-бизнесом и т.д.), культурой человеческого труда, корпоративнойкультурой, спортом, моралью, нравственностью, техникой, производством,промышленностью, сельским хозяйством, добычей и реализацией полезныхископаемых, транспортом (авиационным, железнодорожным, автомобильным, морским,речным, электротранспортом — трамваями и троллейбусами), бизнесом, торговлей, рынкамии многими другими видами человеческой деятельности. Классификация по указанномуоснованию еще раз подтверждает, что иллюзии являются «принадлежностью» всехаспектов, сторон, звеньев, составляющих человеческой деятельности. Получается,что человеческая жизнь — это постоянное использование иллюзий, т.е.неправильного отражения реальностей жизни во всех ее внешних проявлениях ивнутренних механизмах и закономерностях. Иллюзии именно из-за своегонесоответствия реальности позволяют человеку отстроиться (а иногда простоотгородиться) от сложности и противоречивости быстро меняющегося мира. В такомслучае они являются частью механизмов психологической защиты, которые позволяютчеловеку все же испытывать такие чувства, как защищенность, удовлетворенность,радость и т.д.
Если подсчитать, то таких механизмов насчитываетсяболее 60.
Примерами положительного влияния иллюзий нажизнедеятельность людей являются, например, выигрыш национальной футбольнойкоманды, жизнеутверждающие передачи на телевидении, комедии в кино, театре,выступление цирковых артистов, сообщения правительственных источников оповышении пенсий (даже небольшом) и т.п.
Примеров отрицательного влияния иллюзий тожеогромное количество: экологические, техногенные, экономические, финансовые,военные, авиационные, космические, железнодорожные, автомобильные, морские идругие катастрофы, криминал, преступления, убийства и т.д.
ФУНКЦИИ ИЛЛЮЗИЙ
Мы уже отмечали защитную функцию иллюзий. Существуюттакже и другие.
_ Созидательная. Если ложь приносит благо ееисточнику и потребителю, она осуществляет конструктивную функцию, а если толькоодной ее стороне, то ее можно назвать деструктивной [9].
_ Функция управления людьми и в том числе подавлениялюдей и народов.
_ Побудительная. Многие «ориентиры», которыеиспользуют для повышения активности масс, по своей сути являются недостижимыми,например коммунизм, демократия и т.д.
_ Информационно-замещающая. Направлена на одурманиваниелюдей, замещение правильных знаний неправильными.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЛЛЮЗИЙ
Чтобы охарактеризовать иллюзии, необходимо обратитьвнимание на такие характеристики, как частота, продолжительность, механизмыфункционирования, последствия иллюзий. Так, например, время жизни иллюзий можетсоставлять от секунд до десятилетий и даже сотен лет.
Они возникают, передаются, используются,отвергаются, опять возникают и т.д. Если перефразировать слова А.С. Пушкина, томожно сказать так: иллюзиям все возрасты покорны. Вообще думается, что можноговорить даже о вечных иллюзиях человека и человечества.
ПОСЛЕДСТВИЯ ИЛЛЮЗИЙ
Из-за большого количества иллюзий последствия можноразделить на множество категорий, однако ограничимся следующими:
1) нерешенные вопросы, испорченные отношения слюдьми, мелкие восполнимые потери, возникающие из-за ошибочных представлений олюдях, особенностях окружающего мира в процессе общения и взаимодействия слюдьми;
2) срывы в деятельности и ошибки, приводящие кэкономическим и техническим потерям;
3) человеческие жертвы, невосполнимые экономическиепотери.
СТРУКТУРА ИЛЛЮЗИЙ
Структура иллюзий различна: от простой домногослойной. Последняя часто возникает, когда создается комплексная ложь.Например, прошли какие-либо выборы. Проигравшие могут на заседанииправительства поднять вопрос о доверии к избиркому. С такой претензией частьчленов законодательного собрания демонстративно покидают зал заседаний. В этовремя ведущие газеты прямо обращаются к главе государства с обвинениями в пособничествевыигравшим. Так в чем же здесь ложь? У кого должна сложиться иллюзия и какая?Конечно, у народа — иллюзия активной позиции тех, кому налогоплательщик отдаетденьги. В данной ситуации нарушено одно простое правило: если кого-то обвиняешь— предоставь доказательства (номера избирательных участков и перечень нарушенийна них). Стоит подключить к этому правоохранительные органы, а не заниматьсясамоуправством и скандалить. Нужно обычное следствие, сбор доказательной базы ипередача дела в суд.
Необходимо выделить большую группу профессиональныхиллюзий и среди них иллюзии полета. Именно исследования психологическихособенностей пространственного ориентирования летного состава гражданскойавиации [10] позволили установить, что у них в зависимости от метеоусловий,времени суток и года, этапов полета и еще около 100 факторов может возникатьболее 150 иллюзий пространственного положения и движения. Это помоглосформулировать и разработать в рамках авиационной психологии новое научноенаправление — авиационную иллюзиологию / делиалогию (от греческого delia —иллюзия, logos — учение) — учение об иллюзиях полета [11]. Учитывая указанныйвыше невероятный по своим размерам потенциальный объем возможных описанийиллюзий, которые могут возникать и наверняка возникают практически во всехаспектах жизни человека, можно сказать, что поднятая проблема выходит далеко зарамки любой частной науки и требует создания нового направления (как минимум втеории познания, а как максимум новой науки — иллюзиологии). Причем речь неидет о проекте «нью-васюковского» типа, т.к. реальные потери человечества отвозникающих у него иллюзий в настоящее время даже невозможно подсчитать. Несмотряна то что иллюзии достаточно часто являются скрытыми причинами многочисленныхнарушений человеческой деятельности, нередко завершающихся не только авариями сэкономическими потерями, но и различными катастрофическими последствиями счеловеческими жертвами, на этот феномен (явление) очень редко обращают внимание(за исключением некоторых исследователей [9, 10]). Нет таких работ, в которыхбы была разработана система предотвращения различных иллюзий. Встречающиеся вразных видах человеческой деятельности иллюзии представлены в литературе какчастные и не совсем взаимосвязанные явления. Между тем иллюзии объединяют ихобщие свойства, заключающиеся в том, что они представляют собой аномальныеявления сознания, возникающие тогда, когда различные психические процессывыходят за рамки ограничений, диапазонов, правил, в которых они работаютэффективно. Человек надежно и продуктивно осуществляет свою жизнедеятельностьтолько в рамках определенных органических, физиологических, психологических,информационных, эргономических, гигиенических, педагогических, социальных,экономических, юридических и многих других ограничений (диапазонов), правил,выход за рамки которых сопровождается ошибками представлений (концептуальныхмоделей) и действий. В этом и есть суть теории ограничений, диапазонов иправил, развиваемой в данном исследовании. Если необходимо выявить причинно-следственныеотношения, в которых возникают иллюзии, и их возможные механизмы, стоит преждевсего выявить, за какие ограничения вышли те или иные психическиепознавательные процессы (внимание, восприятие, мышление и т.д.), участвующие впроцессах переработки информации и принятия решений. Ограничения в деятельностилюдей начинаются с планеты, на которой они живут. Земля имеет определенныехарактеристики (размер, строение, атмосферу) и может существовать только приопределенных условиях (диапазонах). Человек делит Землю на континенты,государства, города, поселки, дома, квартиры и т.д. Все это подчиняетсяопределенным закономерностям (правилам). Кто-то подсчитал, что в человеке более76 трлн. клеток. Ограничения тела, типология этих ограничений (диапазонов)составляет предмет антропометрии, результаты измерений которой нашли своеотражение в создаваемой мебели, рабочих местах и транспортных кабинах исалонах, одежде, обуви и т.д. Особенности жизнедеятельности людей ограниченыразличными негативными воздействиями на них, в результате возникли санитарныенормы и правила. Вообще правил огромное количество: от писаных (нормативныеакты, кодексы, законы, конституция) до неписаных (огромное количество правил оповедении в быстро меняющейся жизни, правил, которые хранятся в памяти, нопрактически не осознаются, как, например, грамматические правила родногоязыка). Все эти ограничения каким-либо образом влияют на жизнедеятельностьлюдей, причем зачастую негативно, и поэтому необходимо в дальнейшем развиватьпредлагаемую теорию ограничений, диапазонов и правил. Менее всего изученыограничения, диапазоны и правила, относящиеся к психическим процессам изачастую приводящие к ошибкам представления, восприятия, мышления и т.д.Целесообразно рассмотреть некоторые иллюзии, которые возникают в тех или иныхсоставляющих предложенной выше классификации. Примеров негативных иллюзийогромное количество. Одними из наиболее гибельных по своим последствиямявляются известные «гуманистические» принципы организации и построения человеческогообщества «свобода, равенство и братство», которые не раз провозглашали какнаиболее правильные и прогрессивные принципы. Между тем даже ближайшая историяпоказала, что «под знаменем» реализации этих принципов были уничтожены миллионы(а может, сотни миллионов) людей во Франции, Советском Союзе, Китае, Вьетнаме,Камбодже и др. странах. Между тем если говорить о свободе, то ни одинчеловек, живущий в человеческом обществе, никогда не бывает свободным от другихлюдей. Один из основных признаков человеческой деятельности — это ееобщественный характер, выражающийся формулой «все работают на всех». Все пьютводу, которую добывают, преобразовывают в состояние, возможное дляупотребления, и доставляют потребителям конкретные люди, члены общества,которых другие обеспечивают электроэнергией, газом, продуктами питания,оказывают им транспортные и другие услуги и т.п. Все люди состоят в различныхнациональных, религиозных, экономических, производственных, половых,родственных и других взаимосвязях. Тот, кто верит в свободу, по сути находитсяв очень тяжелом иллюзорном состоянии и может действовать неадекватно. Хотяотрицать то, что люди могут самостоятельно принимать решения, жить идействовать в определенных пространствах, границах, рамках, нельзя. Сложности начинаютсятогда, когда кому-то необходима свобода, выходящая за известные рамки.Например, деньги дают определенную степень свободы, однако при этом другиерамки и границы (например, безопасности) сужаются. Таким образом, ограничения,особенно социально-экономические, влияют друг на друга. Как мы видим, здесьвовсю действуют закономерности, установленные в теории ограничений, диапазонови правил (ТОДП). Можно ли говорить о равенстве возможностей для всехлюдей: молодых и старых, здоровых и больных, богатых и бедных, с разнымизадатками и способностями, из различной социальной среды, принадлежащих кразным политическим системам и т.д.? Это иллюзия, т.к. для всех существуют своиограничения, правила поведения. Обидно, когда человек, всю жизнь трудившийся впоте лица, получает такую же пенсию, как и тот, который провел все это время втюрьме. Особенно это видно в небольших поселках, деревнях, где все хорошо другдруга знают. Подобных примеров огромное количество. Если же во времяполитической пропаганды людям обещают установление равенства, то это иллюзия,причем очень вредная, провоцирующая социальный взрыв.
Поговорим об иллюзии братства. По-братски(среди ближайших кровных родственников, любящих, уважающих и заботящихся друг одруге) принято делиться всем (пропорционально количеству благ).
Однако во всей человеческой истории не было такогогосударственного устройства, при котором существовало бы справедливоераспределение материальных ценностей между согражданами. Всегда (тайно илиявно) существует небольшая группа людей (не больше 1– 5 тыс. человек), котораяназывает себя «командой», «кланом», «династией», «государством», «партией иправительством» и т.д., присваивающая большую часть государственныхденег и дающая остальным миллионам сограждан обещания лучшей жизни. Принципкрасиво декларируется, а в результате получается та же иллюзия. Решениеперечисленных выше проблем существует. Однако оно требует разработки достойнойи прозрачной системы помощи людям, настоящего контроля и всего того, чтопровозглашается легко, а реализуется с огромным трудом, т.к. противоречитинтересам тех, кому живется лучше всех. Обществу и государству необходимопотрудиться и создать равные условия для реализации каждым человеком своихспособностей. Не иллюзия ли это? Если да, то противостоять ей все же нужно.Например, вместо мифического равенства необходимо построить системусправедливой оплаты труда трудоспособного и социального обеспечениянетрудоспособного населения. Вместо пресловутого братства стоит развиватьтолерантность с привлечением имеющейся системы обучения, СМИ, телевидения,театра, кино, книг и т.д.
Мы поговорили об общечеловеческих иллюзиях, а теперьобратим внимание на национальные.
Если нет толерантности, то на его месте всегдавозникают иллюзии национального превосходства. Признаками их возникновенияявляются, например, анекдоты (у русских о чукчах, у чукчей о русских и др.).Затем эти иллюзии перерастают в нацизм, расизм, антисемитизм, шовинизм и т.д. изавершаются геноцидом, газовыми камерами, концлагерями, локальными и мировымивойнами.
Рассмотрим политические иллюзии. Практическивсегда за власть борются в целях «улучшения жизни народа». Так, под лозунгами«построения коммунизма в одной отдельно взятой стране» и «Даешь мировуюреволюцию!» небольшая группа людей пыталась захватить власть навсегда как у насв стране, так и во всем мире. Несогласных физически и духовно уничтожали.
Существуют также иллюзии властные. Как эточасто бывает, существует две стороны.
1. Народная. Одна из распространенных иллюзий— хороший руководитель (Ленин, Сталин, Брежнев и т.д.) и плохие помощники,которые обманывают его, создавая иллюзию того, что народ живет хорошо. Высшемуруководителю нельзя (в целях безопасности) зайти в «потемкинские» деревни, влюбой московский или петербуржский двор, увидеть там старушек и бомжей,поинтересоваться, как они живут. Он передвигается на личном автомобиле поцентральным улицам и не видит городской изнанки.
2. Манипулирование людьми, массами. Речьпойдет о двух вождях: В.И. Ленине и Адольфе Гитлере. Одним из первых декретов(О земле) Ленин определил ход истории практически на большей частиземли. Небольшая предыстория. В 1861 г.
Александр II своим указом освободил крестьянРоссийского государства от крепостного права, за что и поплатился жизнью.Только при этом земли остались в собственности царя, монастырей, помещиков,общин. Около крестьянских поселений выделили территории, которые крестьянеделили каждую весну по семьям. Земли давали только на мужчин. Участков,естественно, не хватало, и семьи с преимущественно женским составом не моглисебя прокормить, разорялись и уходили в батраки или в город.
В.И. Ленин в Декрете о земле определил подушноевладение территориями каждым крестьянином. В результате уже с 1917 г. она былаподелена. Когда к середине 1918 г. белое движение наконец опомнилось и решилоустранить тех, кто отобрал у них власть, и вернуть награбленное, оказалось, чтоим противостоят крестьяне, которые теперь защищают свои наделы и «роднусоветську власть», давшую ей эту землю, как многие думали, навсегда. Этанеграмотная, плохо организованная, слабо вооруженная, но ведомая в бойсобственническими мотивами крестьянская масса выгнала со своей территории однуиз опытнейших армий мира, прошедшую Первую мировую войну, возглавляемуюкадровыми офицерами отменной выучки, вооруженную, обутую, одетую и накормленнуюАнтантой. Однако время иллюзии «каждый россиянин — собственник русской земли»закончилось в 1924 г., когда землю национализировали (т.е. отобрали), а в 1928г. крестьян загнали в коллективные хозяйства (кстати, это была очереднаяиллюзия, просуществовавшая до 1992 г.). Знал ли заранее В.И. Ленин, что этотдекрет спасет советскую власть, неизвестно.
Однако он одним росчерком пера сформировал унаселения огромной страны иллюзию собственника земли, которая, кстати, скоммунистической идеологией никак не вязалась, и тем самым решил исходгражданской войны в России. К 1930-м гг. достаточно развитый Левый фронт вГермании накопил немалый опыт борьбы «за рабочее дело», когда пришел А. Гитлер.При нем страна начала выходить из кризиса, т.к. государство милитаризуется, засчет чего создаются необходимые рабочие места и т.д. При просмотре старойкинохроники обнаруживается весьма странный момент: невиданное ни ранее, нипозже фанатичное поклонение людей руководителю своего государства. Взрослые идети тянут руки к любимому вождю. В СССР ждали, что Левый фронт будет оказыватьвлияние на политику немецкого государства: «рабочие и крестьяне» не позволятнапасть на первую страну Советов. Однако они активно участвовали в захватническойвойне, которую вела Германия, а Левый фронт перестал подавать признаки жизни.Чем Гитлер смог объединить такую технически и организационно передовую,интеллектуальную, работящую и аккуратную нацию? Что же это была за национальнаяидея? Она неоднократно и в разных вариантах прозвучала в книге «Моя борьба»:«Каждый немец и рожден, и будет господином над людьми других национальностей,которые будут у него в услужении в качестве рабов, когда он завоюет с оружием вруках колонии для великого Рейха и поместья в них для себя». Обманноепредставление, иллюзия полностью изменила сознание целой нации. Есть такназываемая иллюзия современности. У нас в стране со времен Петра Iполучило распространение реформаторство. Практически каждый новый руководитель государстваобязательно проводил реформы в различных областях народного хозяйства. Всоветское время было принято планировать его развитие. Для таких проектоввыделяли средства, причем огромные. В новой истории нечто похожее существуетпод названием «национальные проекты». Планы и нацпроекты никогда не завершалисьвсенародным обсуждением с указанием затраченных средств, полученных и упущенныхвыгод, не отмечались пофамильно исполнители, их вклад в прогресс / регресс.Налицо создание у людей иллюзии размеренного движения вперед. В результате,например, осуществляющийся национальный проект «Доступное жилье» совпал с болеечем пятикратным увеличением цен на недвижимость, которая стала вообщенедоступной для обычного человека.
Отметим научные иллюзии. Их огромноеколичество, и они требуют тщательного изучения.
Возьмем, например, педагогические иллюзии.
К ним с полным основанием относится современнаяструктура обучения в средних и высших учебных заведениях. Выпускнику даютдиплом на право трудиться по определенной профессии. Однако конкретнойпрофессии практически никогда на учат, поскольку соответствующих описаний,называющихся в психологии труда профессиограммами, просто нет. Сделать их длядесятков тысяч существующих профессий очень сложно, но вполне можно, однакопсихологию, как и многие гуманитарные науки, уже давно финансируют поостаточному принципу, а зачастую вообще не развивают. Если нет моделипрофессии, неизвестны знания, навыки и умения (компетенции), которыми должнырасполагать молодые специалисты, то обучение является, по выражению А.А.Вербицкого [12], мозаичным. Cтудентам дают разнообразные знания в расчете, чтоуже на службе они самостоятельно их упорядочат в сложную систему знаний иумений для выполнения своих обязанностей, получат при необходимости новыенавыки и т.п. Получается, что учат в вузе самостоятельной адаптации кпрофессии. Многие меняют квалификацию (потратив впустую деньги и время), анекоторые из-за своей неграмотности заменяют знания иллюзиями, что способствуетувеличению срывов в деятельности, приводит к авариям и катастрофам. Однакоиллюзия подготовки молодых специалистов процветает во всем мире. В настоящеевремя интенсивно разрабатывается проблема управления корпоративной культурой,которая уже традиционно понимается как совокупность моделей поведения,приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и к внутреннейинтеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинствомсотрудников организации. В зависимости от характера влияния на общий результат деятельностикомпании культура может быть позитивной и негативной. По отраслям выделяюткультуру торговли, административную, инвестиционную и др. культуры [13]. Положительныммоментом этих исследований является то, что сферу производства сталирассматривать не только с экономических, юридических и других позиций, но и сучетом психологических, социально-психологических, этических и прочихособенностей людей, работающих в этой сфере. В этой сложной сфере деятельностилюдей иллюзии занимают важное место и оказывают отрицательное влияние надеятельность отдельных лиц, групп и коллективов, снижая тем самым уровеньуказанных видов культуры. Статистические исследования еще впереди, как иразработка психологических и психофизиологических моделей носителейкорпоративных культур, но уже сейчас можно предостеречь людей, занимающихсяразработкой данной ветви исследований, от иллюзии ее достаточнойразработанности. Действительно, теоретическая разработка многих вопросовпроведена, предложены классификации, концепции, есть многочисленные результатыаналитической работы исследователей, однако там, где дело касается психики идеятельности людей, необходимы совместные комплексные экономические,юридические и психологические исследования. Да и вообще любая наука — этоотрасль народного хозяйства, задачей которой является добыча новых знаний длясовершенствования практики. О том, что иллюзий предостаточно и в областикорпоративных культур, свидетельствует, например, ситуация, сложившаяся в риэлтерскомбизнесе: в красочных рекламных буклетах сообщают о высокой корпоративнойкультуре работы на рынке недвижимости ведущих агентств. В то же время текучестькадров в этой области доходит до 90%. Постоянно новые сотрудники не могутобеспечить необходимый уровень культуры обслуживания населения и корпоративнойкультуры предприятия. Подведем итоги. Иллюзии имеют всемирное значение, инеобходимо разрабатывать эту область знаний, принимая определенные меры. Еслиречь идет о научных иллюзиях, то нужно: _ вести дальнейшую разработкуметодологических, методических, технических, юридических, экономических идругих аспектов социальной иллюзиологии и ее профессиональных направлений; _обобщать результаты исследований, обсуждать актуальные вопросы на научныхфорумах, публиковать тематические работы; _ разработать и внедрить методыобучения преодолению иллюзий и профилактики их возникновения.
Для практических иллюзий необходимо предпринятьследующие шаги: _ создать при Академии наук России научный центр поисследованию иллюзий в различных областях народного хозяйства и на этой базеразработать Всероссийский каталог иллюзий; организовать обучение специалистов-иллюзиологовпри вузах; _ввести иллюзиологию как обязательную дисциплину во всех учебныхзаведениях страны, предварительно разработав методическую базу (учебники,пособия, компьютерные обучающие программы и т.д.).
Подобная работа сложна и потребует много времени, ноее нужно начать, чтобы охрана безопасности народного хозяйства в нашей странепревратилась из декларации в действенный инструмент рационального управленияжизнью людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рок И. Введение взрительное восприятие. Книга 2 / Под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. —М.: Педагогика, 1980.
2. Даль В. Толковыйсловарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1989.
3. Лопатухин М.С.,Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка:Пособие для учащихся / Под ред. Ф.П. Филина. — М.: Просвещение, 1981.
4. Коваленко П.А.Пространственная ориентировка пилотов. Психологические особенности. — М.:Транспорт, 1989.
5. Рыбальский М.И.Иллюзии и галлюцинации. — Баку: Маариф, 1983.
6. Кио Э.Ф. Фокусы ифокусники. — М.: Искусство, 1958.
7. Артамонов И.Д. Иллюзиизрения. — М.: Наука, 1969.
8. Грегг Дж. Опыты созрением в школе и дома / Пер. с англ. А.И. Когана. — М.: Мир, 1970.
9. Юнацкевич П.И.,Кулганов В.А. Психология обмана. Учебное пособие для честного человека. — СПб.:Атон, 1999.
10. Коваленко П.А.,Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Учение об иллюзиях полета: Основы авиационнойделиалогии. — М., 2007.
11. Коваленко П.А.Методические основы авиационной делиалогии // Материалы ХХI Гагаринских научныхчтений по авиации и космонавтике. —М., 1991.
12. Вербицкий А.А. Новаяобразовательная парадигма и контекстное обучение. — М.: Исследовательский центрпроблемы качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
13.Спивак В.А. Организационное поведение. — М.: Эксмо, 2007. — 640 с.