--PAGE_BREAK--
Рис. 1.1 – Количество франчайзеров (ед.)[11]
Количественное увеличение франшизных систем определяется теми качественными преимуществами, которые приобретают от взаимодействия субъекты рынка.
Рис. 1.2 – Количество сетей[12]
В России о франчайзинге заговорили с 1995 года, однако первые удачные решения можно отнести к 1998 году. Это связано со многими причинами, в том числе с отсутствием в предпринимательской среде должного уровня понимания существа франчайзинга. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. О развитии этого сектора можно судить только по той информации, которую предоставляют сами франчайзеры. В настоящее время франчайзеры наиболее активно регистрируются на двух бесплатных сайтах в Интернет. Анализ этих источников на начало октября дал следующие результаты. Задекларировали о своем развитии в форме франчайзинга 383 компании, но если анализировать информацию, представленную непосредственно на сайтах, принадлежащих этим компаниям то количество франчайзеров уменьшается до 163. Это представлено на рис. 1.2.
Несмотря на то, что эта цифра невелика и тоже может быть поставлена под сомнение, увеличение количества франчайзеров и потенциально готовых субъектов рынка к использованию концепций франчайзинга для расширения своего присутствия отрицать сегодня нельзя. Российский потребитель видит на рынке уже известные ему марки «Кодак», «Баскин Роббинс», «Ростикс», «Гриль Мастер», «Эконика обувь», «Копейка» и другие. Владельцы этих марок работают по системе франчайзинга. При всем разнообразии концепций можно выделить общие признаки, присущие этим организациям. Все они имеют продукт (товар, услугу, работу), который завоевал свою популярность у потребителей. Качество этого продукта гарантирует торговая марка. Именно марка является тем инструментом, который формирует предпочтения потребителей. Интерес к продукту и марке постоянно поддерживается с использованием различных маркетинговых инструментов.
Франчайзеры расширяют свое присутствие на рынке, успешно продвигают свой продукт и соответственно имеют доходы, позволяющие им развиваться дальше. Т.е. имеется технология деятельности, позволяющая приобретать и сохранять конкурентные преимущества на рынке. Продукт, марка и технология в совокупности, привлекающие внимание независимых посредников стали новым продуктом, который является предметом своеобразной продажи во франчайзинге. Интерес самостоятельных юридических лиц к использованию уже отработанной системы, позволяющей без лишних затрат, например, связанных со становлением бизнеса, зарабатывать деньги является стимулом кформированию отношений в форме франчайзинга.
На рис. 1.3 видно, что наибольшая активность наблюдается в секторах продажи товаров народного потребления и общественного питания, а также в секторе услуг.
Рис. 1.3 – Структура франчайзинговых сетей по специализации[13]
По продаже товарами народного потребления структура франчайзинга имеет следующие долевые значения:
Рис. 1.4 – Специализация франшизных сетей по торговле ТНП[14]
В секторе услуг более активно выходят на рынок организации по обучению и деловым услугам (консалтинг, бухучет, аудит), а также салоны красоты и фитнес-центры.
Активность в секторе франчайзинга определяется теми преимуществами, которые приобретают участники сети, например, повышение экономической эффективности в пределах цепи производства и/или распределения; координация между участвующими субъектами рынка; оптимизация затрат на различных уровнях; минимизация коммерческих рисков; повышение конкурентоспособности цепи в целом и каждого ее участника.
Рис. 1.5 – Специализация франшизных сетей по услугам населению[15]
Сами франчайзеры не дают однозначной оценки темпам роста франчайзинга в России. Мнения опрошенных (40 компаний) в процентном соотношении распределились следующим образом:
Рис. 1.6 – Развитие сектора франчайзинга[16]
По результатам опроса независимых участников рынка (не задействованных в секторе франчайзинга), проведенном в Нижнем Новгороде Центром консалтинга Союза магазинов Нижегородской области и Школой профессионального франчайзинга в марте 2006 «Франчайзинг: перспективы Нижегородского бизнеса» 46% опрошенных считают, что франчайзинг развивается в России средними темпами, около 40% имеют противоположную точку зрения, а именно медленно. Показательным является тот факт, что 34 % из 240 опрошенных участников выставки уже развиваются в формате франчайзинга или думают стать франчайзерами или франчайзи. Большинство участников на вопрос «Верите ли вы в перпективность бизнеса развивающегося посредством франчайзинга» ответили утвердительно-78,2 %. Среди преимуществ и перспектив названы: минимум затрат и известная марка, усовершенствования и поддержка бизнеса, дополнительное финансовое развитие, признание этой формы в мире, целесообразность и актуальность, дополнительная возможность вложения денежных средств, хороший способ адаптации, более легкий и динамичный способ, чем самостоятельное развитие, известность и минимальный риск, дополнительные возможности в конкуренции. Среди факторов, послуживших причиной отрицательных и сомневающихся ответов названы отсутствие опыта в России и недостаточность информации, отсутствие порядочности и случаи воровства.
Более 70% участников опроса считают, что в секторе франчайзинга есть проблемы или много проблем. Среди проблем франчайзера с франчайзи, франчайзерами названы следующие: непонимание, отсутствие стабильности, несоблюдение условий договора, отсутствие опыта, недостаток информации, несовершенство законодательства, межличностные проблемы. По аналогичному вопросу франчайзи указали на упрямство, отсутствие взаимной заинтересованности на стадии переговоров, недостаточную организованность, наличие проблем.
К основным проблемам взаимоотношений франчайзера и франчайзи сами франчайзеры относят невыполнение и нарушение стандартов, невыполнение договорных обязательств, невыплата роялти, выход франчайзи из сети и досрочное расторжение договора, незаконное использование прав интеллектуальной собственности. Достаточно распространенными в практике франчайзинга являются нарушения со стороны франчайзеров, к которым можно отнести: отсутствие декларируемых прав на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности, несоответствие названия типу договора; отсутствие регистрации и соответственно недействительность договора; совмещение нескольких договоров и несоответствие обязательств; неоказание декларируемой поддержки и ложные обещания о возможной доходности франчайзи; нераскрытие информации, необходимой для принятия решения о франшизе; давление продуктом и необоснованное повышение цен; отсутствие механизмов расторжения и продления договора.
Можно выделить ряд существенных факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России и порождают проблемы в взаимоотношениях участников франчайзингового рынка. К основным факторам можно отнести: нелегализованность термина франчайзинг отсутствие концептуального подхода к развитию франчайзинга на государственном уровне; неурегулированность правовых, налоговых, административных и других вопросов; барьеры, связанные с получением кредитных ресурсов; недостаток специалистов; отсутствие специализированного образования.
В настоящее время терминологическая неопределенность не позволяет идентифицировать франчайзинг и формализовать его как объект, определяемый рядом признаков. Любые формы, в том числе свободное регулирование возможно только в случае наличия объекта, подлежащего регулированию. В большей части поэтому, вопрос о правовом регулировании франчайзинга в России до настоящего времени остается открытым, и мнения специалистов в этой области расходятся. Конечно, невозможно с большой точностью классифицировать существующие точки зрения и придерживающиеся этих точек зрения группы специалистов, но в первом приближении можно говорить о следующих вариантах:
• ничего не изменять в сложившемся порядке регулирования. Этой точки зрения, по крайней мере публично, придерживаются в основном зарубежные специалисты, поскольку применимым правом является право происхождения прав на объекты интеллектуальной собственности и правила игры боле менее понятны. Этого мнения придерживаются также успешно действующие франчайзеры, поскольку уже приспособились с существующим нормам.
• внести изменения в 54 главу Гражданского Кодекса. Суть изменений в основном касается снятия двойной регистрации договора коммерческой концессии, исключение контрольных функций для франчайзера, изменение в части снятия ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, а именно субсидиарной ответственности о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии, и солидарной ответственности к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, а также по части прав пользователя на заключение нового договора. Этого мнения придерживаются по понятным причинам действующие франчайзеры, а также представители некоторых общественных организаций.
• ввести специальный закон, регулирующий франчайзинг. По этой точке зрения пока трудно выделить основную группу, поскольку это озвучивается публично наименее активно. Наиболее часто это мнение можно услышать от франчайзеров, тех специалистов, которые владеют вопросами и тенденциями развития франчайзинга и формами его регулирования в других государствах и представителей научной среды, обладающих теоретическими знаниями в этой области.
Мнение опрошенных франчайзеров в январе — феврале 2006 гора относительно необходимости внесения изменений в законодательстве распределились следующим образом:
Как будет развиваться ситуация на Российском рынке далее, во многом зависит от активности самих участников франчайзингового рынка, специалистов в этой области, научных кругов, а также позиции некоммерческих организаций, которые приняли на себя обязательства защищать интересы этого сектора.
Рис. 1.7 – Нужны ли изменения в законодательстве
В последние два года франчайзинг развивается и в российских регионах и это связано не только с преимуществами, приобретаемыми участниками сетей, но и выгодами для конкретных территорий, например, появление нового продукта/услуги/работы, новые стимулы для потребительской активности; создание новых предприятий и обеспечение занятости населения; активизация частных инвесторов; повышение уровня активности в предпринимательской среде; увеличение объема налоговых поступлений; повышение уровня профессиональной подготовки кадров. В настоящее время развитие франчайзинга в регионах происходит большей частью за счет выхода московских сетей, а также франчайзеров Санкт-Петербурга, хотя можно констатировать рост активности местных локальных сетей. Сложность формирования комплексного пакетного предложения (франшизного пакета) и последующей продажи франшизы, в том числе в отсутствии специалистов и специализированного обучения новым технологиям ведения дела приводит к некоторому отставанию сетевого развития в форме франчайзинга на региональных уровнях. При этом по информации, представленной компанией Регионбизнеспартнер 20 субъектам РФ выявлено большое количество локальных сетей.
Наличие и развитие сетей в регионах, выстроенных в других концепциях является большим потенциалом роста франчайзингового рынка в ближайшей перспективе.
2 Анализ ЗАО «Русское Бистро»
2.1 Общая характеристика предприятия
Компания ЗАО «РБ-Регион» производит продукцию под товарной маркой «Русское Бистро» и предлагает широкий ассортимент быстрозамороженных полуфабрикатов и готовых изделий с использованием метода глубокой заморозки, что дает возможность увеличения срока хранения продукции без применения консервантов.
Продукция фирмы появилась на рынке 8 лет назад и сразу нашла своих поклонников среди москвичей и гостей столицы. Пироги с различными начинками, расстегаи, кулебяки, пельмени, блины, супы созданы по оригинальной технологии с применением классических рецептур русской кухни.
Продукция рассчитана как на предприятия общественного питания обеспеченные специальным оборудованием расстойками, печами, так и для реализации на предприятиях быстрого питания, где установлены печи СВЧ.
Расширенный ассортимент выпускаемых дрожжевых пирогов и слоёников с различными начинками — гордость компании.
Особым спросом пользуются фирменные пельмени «Русское бистро». Вкуснейшая начинка из мяса говядины и свинины в сочетании с тончайшим тестом, выполненные вручную, придают пельменям неповторимый вкус.
Постоянными клиентами фирмы являются: сеть франчайзинговых предприятий «Русское бистро-Экспресс» и сеть торгового и коммерческого отдела ООО «Ростик 'С».
Вся производимая продукция имеет соответствующие сертификаты Госстандарта РФ, Государственной санитарно — эпидемиологической службы РФ, разработанные и утверждённые в установленном порядке комплекты нормативно — технической документации.
2.2 Анализ экономической деятельности ЗАО «Русское Бистро» в 2005 2006 годах
Прежде всего проведем анализ уплотненного нетто-балланса ЗАО «Русское Бистро».
Для этого составим следующую таблицу:
--PAGE_BREAK--