Реферат по предмету "Менеджмент"


Воспитательная деятельность менеджера

--PAGE_BREAK--Указанные 3 метода непосредственно доступны каждому опытному руководителю, однако, некоторые методы требуют специальных психологических знаний.
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди воздействуют на других людей — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые менеджером действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны.
Средствами воспитания могут стать личный пример, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.
Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные.Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом (ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.). Особенностью и достоинством, например, прямого, личного воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что здесь в дело вступают такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, основанные, в свою очередь, на эффективном механизме викарного научения. В данном случае менеджер может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать нужный образец поведения и обеспечить его полное и правильное восприятие воспитуемым.
В жизни далеко не все, что хотел бы сказать управляющий, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитания. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.
Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний.
Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей делать акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Когнитивные воспитательные воздействиянацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.
Эмоциональные воспитательные воздействияпризваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные влияниянепосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.
В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояния человека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.
Применение психокоррекционных методов предполагает взаимодействие психолога и клиента. В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проблемами.
В современном управлении весьма распространена форма психотерапии, называемая психоанализом. Она основана на теории З.Фрейда, на его трактовке движущих сил, предпосылок и условий личностного развития человека, происхождения его проблем и способов их разрешения. Считается, что как только бессознательные мотивы и внутренние конфликты станут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться на разумной, рациональной основе любой человек.
Одной из методик, которой пользуется менеджер для обнаружения бессознательных конфликтов и оказания практической помощи клиенту, является метод свободных ассоциаций. Этот метод состоит в том, что менеджер различными доступными ему способами стимулирует человека к спонтанным речевым высказываниям, содержащим информацию о волнующих его проблемах. Трудности и паузы, которые возникают в речи человека при рассказывании о тех или иных событиях в его жизни, общее эмоциональное состояние клиента в этот момент времени показывают менеджерусферы жизни, с которыми вероятнее всего связаны неосознаваемые конфликты. Далее делается все, чтобы они стали осознаваемыми клиентом, и психолог оказывает ему помощь в том, как избавиться от данных проблем.

Глава 2. Проблемы воспитательной деятельности в менеджменте
Часть 2.1 Роль менеджера в управлении и воспитании персонала
Как основной субъект управления, руководитель является ответственным лицом за принятие решений и выборе средств их реализации. Ориентированный на успех в деятельности, имея положительную мотивацию, руководитель проявляет высокую активность, самостоятельность, рискует в выборе средств, адекватных поставленной цели.
Но управленческая практика знает и таких руководителей, которые ориентируются на «избегание неуспеха» в деятельности. Такие руководители стремятся уйти от ответственности и самостоятельности, ими руководит страх действовать без указаний «сверху». Такой руководитель не может считаться эффективным. Он боится как ошибки, так и наказания от вышестоящего начальства.
Неэффективные руководители предпочитают жить прошлым, т.е. имеющимися у него стереотипами поведения и мышления, используя традиционные средства в управлении. Сохранить свое положение в организации становиться для них самоцелью.
Как отмечают современные теоретики менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, принятие решений и коммуникаций (т.е. обмен информации) следует считать связующими процессами в связи с необходимостью реализовывать решения при выполнении любой функции управления.
В каждой организации информация перемещается по вертикали сверху вниз. Но она должна перемещаться так же и по восходящей линии в виде обратной связи, поскольку это имеет непосредственное отношение к росту производительности труда.
Спектр рассмотрения особенностей коммуникативных процессов достаточно широк. Он включает психологические барьеры, конфликты, вербальные и невербальные средства общения с учетом особенностей контактирующих сторон. Особое значение приобретает правильность обратной связи, поскольку ее отсутствие может стать серьезным ограничителем эффективности межличностного обмена информацией.
Для более полного и эффективного использования организацией всех ресурсов, включая и людские, все факторы, которыми она располагает, должны находиться в определенном сочетании, как считает известный польский ученый С. Ковалевски. Среди них он особо выделяет «слабый фактор», который ограничивает работу всей организации. В теории управления он называется «стратегическим», поскольку в определенной мере он исключает действие всех остальных факторов. Выявление стратегических факторов является одной из важнейших задач руководителя.
Вполне понятным является то, что необходимо дать каждому работнику обрести чувство собственной значимости, выразить себя в труде, проявить свои способности, высказать собственное мнение по решаемым внутри организации вопросам.
Каждый руководитель манипулирует своими подчиненными, рассчитывая при этом на положительность отношения к нему персонала. Но если работники не будут удовлетворены отношением к ним со стороны руководителя, от них нечего будет ждать инициативы, интереса, к общим целям в группе и тем более в организации.
Менеджер может участвовать в воспитательном процессе как сам непосредственно, так и с помощью своих помощников. Какова же основная роль руководителя в обучении. Основной задачей является подготовка, рост навыков, повышение квалифицированности персонала. Менеджер универсален, поэтому он также может являться психологом в организации, и следственно исполнять вышеперечисленные задачи. Как же руководитель может повысить квалифицированность персонала? На данный момент существует большое количество различных тренингов, которые могут помочь ему выполнить поставленную цель. Также важным составляющим воспитания может стать, формирование у человека личностных качеств.
Часть 2.2 Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера
Принципы воспитания представляют собой систему базовых положений, основополагающих идей правил в соответствии, с которыми осуществляется деятельность работников в той или иной сфере общественной жизни.
В работе с персоналом на протяжении длительного времени формируются общие требования, соблюдение которых давало наибольший результат в управленческой деятельности. Такие правила, и способы становились общепризнанными во многих сферах общественной практики. Принципы развиваются, совершенствуются, что в определяющей степени связано с развитием и совершенствованием самой реальности. Действенность принципов связана с осознанием людьми их целесообразности и необходимости, потребности в практическом использовании. Известный английский философ и педагог Джон Локк отмечал, что люди должны пользоваться теми или иными принципами, а такими принципами могут быть лишь те, с которыми они умеют обращаться.
Обычно в литературе выделяются группы принципов, которые условно можно разделить на общие и частные, что предполагает их особую роль в воспитании персоналом.
Принципы общей группы являются частью организационных принципов управления. Так, один из классиков науки управления – Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления, значительная часть которых относится именно к сфере управления человеком в организации. Они дополняются другими принципами, что и создает их цельную систему, соответствующую потребностям времени.
Принцип разделения труда, предполагающий управление специализацией работников в процессе служебной деятельности. Также важным правилом работы с персоналом является соблюдение дисциплины. Требования к дисциплине зависят от ее характера, места в системе общественных, производственных отношений, ее классификаций. В зависимости от этого выделяют трудовую, служебную, общественную дисциплину. Существуют понятие личной дисциплины и самодисциплины. В работе организации первостепенное значение приобретает трудовая, служебная дисциплина, обеспечивающая организованность и порядок функционирования коллектива.
Принцип профессионализма и компетентности – один из основных в воспитании персоналом любой организации. Его суть состоит в органическом сочетании профессионализма и компетентности. Профессионализм предполагает высокий уровень подготовки кадров управления, их мастерство, творческий подход ко всем элементам служебной деятельности, способность выполнять профессиональные задания на высоком уровне. Настоящий профессионал обладает развитой интуицией. Он всегда находит выход из самых сложных и противоречивых ситуаций. Его решение точны и обоснованны, действия максимально эффективны. Профессионализм в широком смысле этого слова дополняется понятием компетентности. Компетентность – это высшая форма проявления профессионализма. Она воспроизводится только в том случае, когда профессиональный опыт личности соответствует структуре задач и функций, которые профессионал призван выполнять на рабочем месте. Если это условие не соблюдается, то присущие специалисту качества не позволяют ему действовать профессионально, самостоятельно и ответственно, реализовывать большие познания и разнообразный опыт в своей сфере деятельности, иметь обще признанный авторитет. Профессионал в области управления вряд ли способен компетентно решать задачи в области медицины, и наоборот.
Профессионализм и компетентность управленцев формируются на основе постоянного пополнения багажа знаний, шлифуются годами практической деятельности. Разумеется, эти качества не являются исключительной монополией руководителей. Они должны быть свойственны не только тем, кто управляет, но и тем, кто исполняет различного рода приказания и предписания. Поэтому талантливые руководители всегда заботятся об окружении себя способными исполнителями. Видный государственный деятель С.Ю.Витте отмечал: «Я имел счастье, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников что, по-моему, мнению составляет одно из главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам».
В принципе согласования личных и общественных интересов объединяются 2 группы интересов различного порядка – личных и общественных. Приоритет той или иной группы интересов зависит от конкретной обстановки стиля управленческой деятельности руководителей. Недальновидно поступает тот руководитель, который, преследуя общественные интересы, а это, прежде всего интересы организации, забывает о нуждах и заботах подчиненных.
Недальновидно поступает и тот руководитель, который, заботясь об удовлетворении личных интересов подчиненных, пренебрегает интересами организации. Принцип сочетания согласования личных и общественных интересов нацеливает руководителей на совершенно иные поступки. Он требует от них таких действий, при которых соблюдались бы в полной мере интересы организации и максимально учитывались бы интересы персонала. Как правило, такое поведение руководителя находит понимание в коллективе и способствует его стабилизации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :