1.НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
Эффективностьэкономики впрямую зависит от того, каковы ее трудовые ресурсы (по количеству икачеству) и насколько эффективно они используются. Государство оказываетрегулирующее воздействие на весь процесс воспроизводства трудовых ресурсов:формирование, распределение и перераспределение, а также их использование. Притаком подходе обеспечивается Целостность регулирующего воздействия — егоцелевая направленность, преемственность и последовательность.
Цельюгосударственного регулирования в области управлениятрудовыми ресурсами является эффективная занятость населения, достигаемая наоснове роста уровня и качества жизни, повы шения качества иконкурентоспособности рабочей силы, стимулирования рационального распределениятрудовых ресурсов по секторам и отраслям экономики, а также обеспечениягарантий в области социально-трудовых отношений.
Государственная политика в области управления трудовыми ресурсами /> /> Демографическая политика />
Формирование /> />
ресурсов Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов /> /> />
Распределение и перераспределение трудовых ресурсов Политика на рынке труда и в области занятости населения /> /> Миграционная политика /> /> />
Использование Политика в области />
трудовых ресурсов социально-трудовых отношений />
Рис.3.1. Направления государственной политики в областиуправления трудовыми ресурсами
Механизмгосударственного управления в социально-трудовой сфере функционирует на основекомбинирования различных форм регулирования.
Защитноерегулирование предназначено для недопущения иограничения действий, которые создают угрозу для социального благополучияразличных групп населения. Оно осуществляется через создание и поддержаниеправовой базы, обеспечивающей реализацию социальных норм, принципов, гарантий иправ граждан страны в сфере социально-трудовых отношений.Поощрительноерегулирование способствует созданию условий, в которых могут существовать иразвиваться определенные формы деятельности, например региональные программыподдержки малого бизнеса.
Ограничительноерегулирование имеет целью создать препятствияотдельным лицам или группам людей действовать таким образом, чтобы они моглиполучить преимущества по сравнению с другими (запрет на совмещение депутатскойи предпринимательской деятельности, это распространяется и на госслужащих).
Директивноерегулирование предполагает руководство трудящимися втех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениямтрудящихся, могут соответствовать их интересам (трудовое законодательство,тарифные ставки, выходные и праздничные дни и др.).
Финансовоерегулирование (налоги и субсидии) позволяетстимулировать рост занятости за счет создания новых рабочих мест, выходапредприятий из сферы «теневого» использования рабочей силы, повысить активностьграждан по поиску доходного занятия и т.д.
Регулированиена разных уровнях управления — общегосударственном,региональном, отраслевом, внутрифирменном.
Экономическоерегулирование занятости реализуется посредствомопределения экономической стратегии и макроэкономического регулирования. Такоерегулирование осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне,что позволяет при подготовке и реализации программ экономического развития вбольшей мере учесть демографические, социально-экономические,природно-климатические особенности отдельных административных образований.
Спецификаполитического регулирования всегда связана с особенностямигосударственного и политического устройства той Или иной страны. Влиятельныеполитические силы формируют и реализуют подходы к регулированию рынка труда наоснове социально-экономических приоритетов развития государства.
2.ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Демографическаяполитика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иныхсоциальных институтов в сфере регулирования процессов естественноговоспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формированиежелательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения илиизменения тенденций в области динамики численности и структуры населения,темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава,расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристикнаселения.
Демографическаяполитика составляет основу социально-экономической политики государства. Еесодержание и результаты реализации оказывают решающее влияние на развитие всехсторон общественной жизни. Состояние экономики, обороноспособность страны,качество жизни населения, политическая и социальная стабильность зависят оттого, в какой степени в том или ином государстве решаются вопросы формированияи развития трудовых ресурсов.
Демографическаяситуация в России в последние 15 лет характеризуется развитием устойчивойтенденции депопуляции. Самый низкий уровень рождаемости — 1,3 млн чел. былотмечен в 2000 г., что было на 20% ниже этого показателя в 1992 г. С 2001 г.начинается рост рождаемости в целом по стране. Сравнение этих показателей в 2000и 2007 гг. выявило ее прирост на 13%. Однако стабильно высокий уровеньсмертности (особенно среди населения в трудоспособном возрасте), составляющийболее 2 млн чел. в год, отмечаемый в последнее десятилетие, существенно снижаетэффект положительной динамики рождаемости населения. С 1986 г. происходитпостоянное сокращение общего прироста населения, который к 1991 г. уменьшилсяпочти в 8 раз, с 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильновысоком уровне (0,7—0,9 млн чел. в год). Таким образом, численность населениястраны за 1990—2008 гг. сократилась более чем на 4 млн чел. и к началу 2009 г.составила 142 млн чел.
Демографическаяситуация осложняется не только факторами естественного воспроизводстванаселения, но и наличием проблем в области миграции населения. Изменениевнутренних миграционных потоков в течение 1990-х гг. привело к интенсивномусокращению численности населения северных и восточных регионов России. За1992—1999 гг. только районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более1 млн чел., или 8,5% населения. При этом внешние миграционные потоки изгосударств СНГ, являющихся традиционными странами — «поставщиками» рабочей силыдля России, в 2007 г. составили только '/3от уровня 1997г. Вместе с тем растет уровень нелегальной миграции. В 2000 г. была принята Концепциядемографической политики до 2015 года1, целью которой являютсяпостепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылокпоследующего демографического роста.
Задачидемографической политики Российской Федерации следующие:
1)в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительностижизни:
увеличениеожидаемой продолжительности жизни населе ния за счет улучшения качества жизни,снижения прежде временной, особенно предотвратимой смертности, в пер вуюочередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособноговозраста;
улучшениерепродуктивного здоровья населения;
увеличениепродолжительности здоровой (активной) жизни за счет сокращения заболеваемости,травматизма и инва лидности;
улучшениекачества жизни хронически больных и инвали дов путем предоставления им условийдля реализации име ющегося (остаточного) потенциала здоровья;
2) вобласти стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
созданиепредпосылок для повышения уровня рождаемо сти путем постепенного перехода отпреимущественно ма- лодетного к среднедетному типу репродуктивного поведе ниясемей;
всестороннееукрепление института семьи как формы наи более рациональной жизнедеятельностиличности и ее нор мальной социализации;
созданиеусловий для самореализации молодежи;
социальнаязащита и материальное поощрение ответствен ного родительства;
3) вобласти миграции и расселения:
— регулированиеиммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещенияесте ственной убыли населения Российской Федерации;
повышениеэффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов,направлений и со става перспективам социально-экономического развития РоссийскойФедерации;
обеспечениеинтеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности кмигрантам.
Механизмреализации Концепции в РФ основан на принципе единства подходов к формированиюдемофафической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.При этом согласование их действий осуществляется на основе применениязаконодательных норм, разработки и реализации национальных и региональныхпрограмм, определяющих пути достижения результатов, в рамках приоритетов иосновных задач, сформулированных в Концепции, а также концентрации финансовых,материальных и информационных ресурсов.
Науровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главнымизадачами в области улучшения демографической ситуации являются:
разработкаи реализация региональных программ улучше ния демографической ситуации;
разработкаи реализация территориальных целевых про грамм в области народонаселения,здравоохранения, за нятости, социальной защиты населения, молодежной по литики,включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
организацияинформационно-просветительской деятель ности по пропаганде региональнойдемографической по литики.
3.ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Качествоподготовки трудовых ресурсов является важнейшим факторомсоциально-экономического развития и конкурентоспособности страны на мировомрынке. Рост производительности труда в современном мире основывается наповышении профессиональных характеристик рабочей силы, что способствуетпереходу экономики на передовые технологии, необходимому для ускорения темповроста народного хозяйства. В то же время образование и профессиональнаяподготовка населения дают ряд позитивных социальных результатов: рост доходов,улучшение здоровья, снижение уровня безработицы, сглаживание социальногонеравенства и др.
Напротяжении всего времени существования СССР постоянно происходило повышениесреднего образовательного уровня населения: в 1920-х гг. была практическиполностью ликвидирована безграмотность, а в последующие периоды вплоть до 1977г. поэтапно вводилась система обязательного всеобщего среднего образования. Вобласти профессионального образования значительное внимание уделялосьподготовке инженеров, медицинских и педагогических работников. Программыобучения и численность студентов определялись в соответствии с потребностямиэкономики, причем существовавшая в то время система распределения выпускниковобеспечивала квалифицированной рабочей силой нуждающиеся в ней регионы.
Реформы1990-х гг. коренным образом изменили модель образования населения, приоритетыкоторой сместились в область формирования рынка образовательных услуг приминимальном участии государства. Спрос на эти услуги формировался стихийно взависимости от текущей конъюнктуры рынка труда без учета будущей потребности врабочей силе. Наиболее востребованными на рынке труда в тот период являлисьспециалисты в области экономики, права, финансов, информационных технологий,поэтому рынок образовательных услуг был ориентирован в значительной степени наподготовку именно этих специалистов. Поскольку государственная системапрофессионального образования была практически не готова к функционированию вусловиях рыночной среды, появилось множество негосударственных учебныхзаведений, предлагающих программы, отвечающие потребностям населения вобразовательных услугах. Динамичное развитие экономики, сокращение сферынеквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурныеизменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышениипрофессиональной квалификации и переподготовке работников, росте ихпрофессиональной мобильности, обусловили необходимость формирования образовательнойполитики, реализация которой позволит укрепить потенциал трудовых ресурсов,а также обеспечит равноправное участие России в мировом сообществе.
Внастоящее время образовательная структура трудовых ресурсов характеризуетсяпрактически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональноеобразование, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения.Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18%граждан. Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессиональноподготовлены к трудовой деятельности.
Вместес тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовойпрофессиональной подготовки, около 27%. Фактически это категория работников,занятых неквалифицированным трудом, поскольку такой труд пока остаетсявостребованным. Однако в случае увольнения шансов на трудоустройство у этихработников значительно меньше, чем у квалифицированных, о чем свидетельствуютданные, .
12,6%
11,5%
D высшее
2,5%
/>профессиональное
■ неполноевысшее профессиональное
□ среднее
•188% профессиональное
34,8%
□ среднееспециальное
■ среднее(полное) общее
Щосновноеобщее
18,6%
Образовательнаяструктура безработного населения Российской Федерации в 2007 г.
4.ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА И В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
государственное регулирование труд занятость
Однойиз важнейших задач любого государства является обеспечение занятоститрудоспособного населения, что является Необходимым условием экономическогороста и социальной стабильности в стране. Полная, продуктивная и эффективнаязаня тость — цель государственной социально-экономической политики. Этаполитика реализуется через комплекс мер воздействия на рынок труда и сферусоциально-трудовых отношений, направленных на снижение безработицы и созданиеусловий для занятости населения, желающего трудиться.
Вдеятельности служб занятости значительное внимание уделялось организацииобщественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость и не требующихвысокой квалификации. В политике занятости все большая роль отводитсярегиональному регулированию, стимулированию мелкого предпринимательства, в томчисле созданию собственного дела безработными и т.д. Вместе с тем нельзя неотметить, что главной отличительной чертой российской безработицы являетсячрезвычайно высокий уровень нерегистрируемой безработицы. Еще в 1991 г. былпринят федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», определяющийпринципы, направления и механизмы реализации политики российского государствана рынке труда. В последующие годы в этот закон вносились изменения идополнения уточняющего характера1.
Главнымпринципом, лежащим в основе государственной политики занятости, являетсянаправленность на обеспечение конституционных прав граждан на полную,продуктивную и свободно избранную занятость.
5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Во все времена миграция населенияявлялась ключевым фактором развития государства. Внешняя миграция обеспечивалаприток рабочей силы извне, а внутренняя — ее оптимальное размещение внутристраны. США, Австралия и Канада — крупнейшие страны мира — были созданы иммигрантами.И сегодня практически все развитые государства не могут обойтись безпривлечения рабочей силы из-за рубежа. Причина тому — снижение рождаемости,ухудшение демографической ситуации (старение коренного населения).
В целом миграция населения — позитивныйпроцесс, обеспечивающий приток необходимой рабочей силы в регионы, испытывающиеее нехватку, активизирующий рост экономической активности (инвестиции, созданиеновых рабочих мест), расширяющий возможности сотрудничества, стимулирующий ростквалификации трудовых ресурсов и т.д. Вместе с тем возникают проблемы,связанные с нелегальной миграцией, ростом преступности, «утечкой мозгов» и др.
Влияние миграционных процессов на ходсоциально-экономической эволюции в современном мире чрезвычайно велико. Во-первых,миграция населения приобрела массовый характер, что обусловлено глобализациеймировой экономики и, как следствие, изменением пространственных границ рынковтруда. Во-вторых, миграция приводит к изменению численности и состава населениякак в принимающих странах, так и в странах, поставляющих рабочую силуМиграционная политика составляет основу социально-экономической системы любогоразвивающегося государства. Ее сущность и содержание определяют цели,инструменты, методы и механизмы управления миграционными процессами.Формирование миграционной политики в РФ осуществляется по трем основнымнаправлениям:
• внутренняямиграция населения,
• миграцияза пределы РФ,
• миграционныепроцессы в пределах СНГ.
Каждое из указанных направлений обладаетопределенной спецификой как по составу и структуре участвующего в мигра-циинаселения, так и по совокупности форм и методов регулирования.