Реферат по предмету "Менеджмент"


Государствення и региональная научно-техническая политика

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ИПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Основныепонятия, применяемые в научно-технической деятельности
1.2 Порядокформирования государственной научно-технической политики
1.3 Основныецели и принципы государственной научно-технической политики
1.4 Основныенаправления научно-технического развития в России
1.5 Общегосударственнаяи региональная инновационная политика
1.6Технопарки и технополисы
2. Стратегия научно-технической деятельности в Иркутской области напериод до 2020 года
2.1. Анализнаучно-технической сферы Иркутской области2.2 Экономика научных исследований и разработок2.3 Инновационная деятельность промышленности Иркутской области2.4. Концентрация на приоритетных направлениях2.5 Финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационнойдеятельности2.6 Развитие региональной инновационной инфраструктуры2.7 Территории инновационного развития
2.8 Политики о «болевых точках» и механизме решения проблем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики,ее составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационнойсистемы России как основной платформы ее осуществления.
Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственнаяполитика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за еевоплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить теприоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой иминновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране,инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи вобласти правового регулирования инновационной деятельности.
Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФвоплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы,инструменты государственной инновационной политики. Конечно, не надо забывать,что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, ауж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги нашеправительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется встороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развитияРоссии, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну инаконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчасона находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеконе отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы,в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь.
Цель работы – государственная ирегиональная научно-техническая политика.
Для реализации этой цели были поставленыследующие задачи:
— исследовать порядок, принципыформирования государственной научно-технической политики;
— определить основные направлениянаучно-технического развития в России;
— выявить особенности формированияфедеральных и региональных научно-технических программ;
— обозначить принципы функционированиятехнопарков и технополисов, их возможности для создания инноваций;
— определить возможность участияконкретной организации в программах научно-технического развития;
— осветить мнения политиков о болевыхточках научно-технического развития и возможные пути их решения.
Объект исследования: Иркутская область,наукоград г. Ангарск.
Предметом исследования является возможностьучастия наукограда г. Ангарск в федеральных и региональных программахнаучно-технического развития.
Работа содержит две главы.
В первой главе рассмотрена сущность ипринципы государственной и региональной инновационной политики.
Во второй главе рассматривается стратегия научно-технической деятельностив Иркутской области на период до 2020 года, тем самым решается вопрос о возможностиучастия Иркутской области в программах научно-технического развития.
При написании курсовой работы использовались учебные пособия, статьи,сайты, законодательная база посвященные инновационному менеджменту.

1.СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
/> 
1.1 Основныепонятия, применяемые в научно-технической деятельности
 
Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная наполучение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических,социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки,техники и производства как единой системы.
Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях,приобретенных в результате проведения научных исследований или на основепрактического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека,создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем илиметодов и их дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика — составная частьсоциально-экономической политики, которая выражает отношение государства кнаучной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формыдеятельности органов государственной власти Российской Федерации в областинауки, техники и реализации достижений науки и техники.
Научно-технический результат — продукт научно-технической деятельности,содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационномносителе.
Научно-техническая продукция — научно-технический результат, в том числерезультат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно ибезвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностраннымигражданами и иностранными юридическими лицами, а также международнымиорганизациями, получившими право на предоставление грантов на территорииРоссийской Федерации в установленном Правительством Российской Федерациипорядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях,предусмотренных грантодателями.
 
/>1.2. Порядок формирования государственной научно-технической политики
 
Согласно федеральному закону «О науке и государственнойнаучно-технической политике» государственная научно-техническая политика формируетсяв следующем порядке:
1. Направления государственной научно-технической политики насреднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом РоссийскойФедерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации,формируемого с учетом предложений субъектов Российской Федерации.
2. Законодательный орган государственной власти Российской Федерацииежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положениив Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерацииопределяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств,выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов,объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых вфедеральные фонды поддержки научно-технической деятельности, а также системуэкономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
3. Определение основных направлений государственной научно-техническойполитики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направленийразвития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализациинаучных и научно-технических программ и проектов, об использовании достиженийнауки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различныхформ общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслейразрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти спривлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единойгосударственной научно-технической политики.
4. Государственная научно-техническая политика субъектов РоссийскойФедерации формируется и проводится при взаимодействии органов государственнойвласти Российской Федерации и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации.
Государственная научно-техническая политика на региональном уровнеразрабатывается и реализуется органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации с учетом единой государственной научно-техническойполитики и интересов регионов.
5. Органы государственной власти содействуют сохранению высокого уровнянаучно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонногоназначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую,организационную. социальную и иную поддержку их научным коллективам.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнениеработ по федеральной научно-технической программе. осуществляет по отношению корганизациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе. функциигосударственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по ихгосударственной поддержке.

/>/>/>1.3. Основные цели и принципыгосударственной
научно-техническойполитики
 
Основными целями государственной научно-технической политики являютсяразвитие, рациональное размещение и эффективное использованиенаучно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитиеэкономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечениепрогрессивных структурных преобразований в области материального производства,повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшениеэкологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства,укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества игосударства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя изследующих основных принципов:
— признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развитияпроизводительных сил государства;
— гласность и использование различных форм общественных обсуждений привыборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных инаучно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется наоснове конкурсов;
— гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
— интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельностина основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательныхучреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях иэкспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов набазе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научныхорганизаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научныхорганизаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
— поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в областинауки и техники;
— концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки итехники;
— стимулирование научно-технической и инновационной деятельности черезсистему экономических и иных льгот;
— развитие научно-технической и инновационной деятельности посредствомсоздания системы государственных научных центров и других структур;
— стимулирование научно-технической и инновационной деятельностисубъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;
— развитие международного научного и научно-технического сотрудничестваРоссийской Федерации.
/>/> 
1.4 Основныенаправления научно-технического развития в России
 
“Переход России к инновационному пути развития – это единственнаявозможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировоесообщество на равных” — говорится в “Основах политики Российской Федерации вобласти развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшуюперспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этомдокументе как основная цель государственной политики в области развития науки итехнологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики вобласти развития науки и технологий — формирование развития национальнойинновационной системы.
Политика, формируемая Министерством образования и науки РоссийскойФедерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которыепризвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определениеприоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системынаучных и технических приоритетов, механизмов создания и построениягосударственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности,т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействиеукреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов,совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Управление программой осуществляется Научно-координационным советом подруководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениямсформированы приоритеты:
— наноиндустрия и перспективные материалы;
— энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
— технологии живых систем;
— информационно-телекоммуникационные системы;
— экология и рациональное природопользование;
— безопасность и противодействие терроризму.
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамкахкоторых строится работа: генерации знаний, разработка технологий икоммерциализация технологий.
Первый блок – генерация знаний
В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированныхпоисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки.Осуществляется также поддержка научно–организационного и методическогообеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотныепроекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.
Второй блок – разработка технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научныхисследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских,технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовуюподдержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примернона порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы – коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитииэффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошимипримерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшиеинновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещеМинистерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и оченьуспешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки иинноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки РоссийскойФедерации.
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, этобюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых формпредприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологическогоразвития (РФТР).
РФТР — внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которыепредприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевыефонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие ихдеятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которыесобирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно– технических, инновационных проектов.

1.5 Общегосударственная ирегиональная инновационная политика
Инновационнаяполитика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны засчет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, атакже расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
В этой связик основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
1. Разработку исовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности,механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защитыинтеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее вхозяйственный оборот.
2. Создание системыкомплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства,повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессеактивизации инновационной деятельности необходимо участие не только органовгосударственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитныхучреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональномуровнях.
3. Развитиеинфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационногообеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему,производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвиженияразработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течениемногих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественныхисследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности,отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способаконкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественнойприкладной науки и техники.
4. Развитие малогоинновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий дляобразования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организацийи оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
5. Совершенствованиеконкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация вотраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационныхпроектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволитподдержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток вних частных инвестиций.
6. Реализацию критическихтехнологий и приоритетных направлений, способных преобразовыватьсоответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачейформирования и реализации инновационной политики является выбор относительнонебольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние наповышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции вотраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.
7. Использованиетехнологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как дляпроизводства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданскогоназначения.
Важную роль вкомплексе предлагаемых мер играют институциональные преобразования(приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация винновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные насоздание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационнойдеятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции иосвоение высоких технологий.
В этих целяхнеобходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание врегионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координациювзаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности.
Реализацияосновных этапов инновационной деятельности, начиная от превращениянаучно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный дляинвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве,требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов,инновационно-технологических центров в тех регионах России, где сосредоточенаинфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.
Под региональной научно-технической политикой понимаетсясовокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной.Деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействиярегиональных и федеральных органов управления. В основе формированиярегиональной инновационной политики лежит так
называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Еёцентральным моментом является динамичная эффективность региональнойпроизводственной структуры, а основным инструментом — создание местныхсинергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфертехнологий). Разработка и реализация региональной инновационной политики — несамоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТПстраны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателейрегиона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Региональная инновационная политика, представленная в видепрограммы содержит следующие разделы:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с цельювыявления уровня и степени использования инновационного потенциала;перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влиянияна конкурентоспособность продукции региона; структурных и нституциональныхизменений; условий повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационнойдеятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана наоснове следующих принципов:
— региональные цели должны вытекать из общей концепциинаучно-технического развития страны и не противоречить стратегическимфедеральным целям;
— региональные цели должны быть сформулированы с учетомспецифики и потребностей региона;
— цели региональной программы должны исходить не из наличияресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться изустановленных целей;
— конкретная разработка структуры целей и в целом целевойпрограммы должна осуществляться на уровне современных методик с широкимиспользованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;
— международного научно-технического сотрудничества;
— государственных (федеральных) программ ускорениянаучно-технического прогресса;
— собственно региональной (муниципальной) политики развитиянаучно-технического потенциала; — отдельных промышленных предприятий и научныхучреждений государственной и муниципальной форм собственности;
— отдельных приватизационных промышленных инаучно-технических фирм;
— применительно к конкретным научным коллективам (группам) иотдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-техническиезадачи.
Ранги целей на перечисленных уровнях региональнойинновационной политики устанавливаются в системе долгосрочного и краткосрочногопланирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития.
Самым реалистичным по выбору приоритетов развитияинновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальныекритерии НТП, развитие высоких технологий.
Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетовнаучно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономическогоразвития. Главная задача органов регионального управления при этом состоит всоздании благоприятной экономической среды и условий для повышенияинвестиционной активности в научно-инновационной сфере.
Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь селективный,строго избирательный характер, не стремясь охватить все направлениянаучно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, покоторым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня,сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных ирегиональных ресурсов.
Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-техническойи инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала,поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов,формирование сети технополисов и наукоградов.
Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевуюи технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать насобственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условияхпереходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет,поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказаниестартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитиеинновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.
Пятый момент: Россия не может оказаться в стороне от мировогонаучно-технического прогресса. Это было бы пагубно для её будущего. Необходимоактивно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологическийрынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и спецификувнешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести стопливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.
Наконец, и что особенно важно, необходимо сформироватьцивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-техническойполитики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме,экономической поддержке инновационной активности.
 
1.6 Технопарки и технополисы
 
Технопарки — агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупногоуни­верситета, института, лаборатории. Основная задача парка — сокращениесроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают специальнойинфраструктурой (здания, соору­жения, телекоммуникации; которая наряду сопределенными налоговыми льготами предо­ставляется новым наукоемким фирмам.
Технополисами называют научно-произ­водственные городки, которыеразмещаются поблизости от крупного промышленного центра. Идея строительстватехнополисов возникла в Японии в начале 80-х гг.
Технопарки функционируют в общем поле так называемых зонтичных структур.
Эти структуры (к которым относятся также бизнес-инкубаторы, инновационныецентры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающихпредпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое ипрямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка — научные,конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями(hi-tech).
Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность.Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельностисоздаются отдельные юридические лица — малые предприятия. Эти малые предприятиябудучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибоони имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочиевозможности. По этой причине малые предприятия имеют тенденцию к образованиюобъединений, которые получили название — технологический парк или, сокращенно,технопарк. Итак, технопарк — это объединение малых вузовских фирм, имеющеецелью создание общей системы экономико-правовогообслуживания, техническогообслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы веденияинновационной деятельности. Иными словами, технопарк — это дружественнаясреда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирмнаукоемкого производства, благоприятные условия для их развития. Для справкисообщу, что в экономически благополучной Финляндии 2/3 малых фирм развивается втечение пяти лет, если их оставить без поддержки, без дружественной средыобитания.
Сейчас в России 56 технопарков. Некоторые ужепрошли период становления и успешно работают, признаны международнымиэкспертами (например, технополис Зеленоград в Свердловской области, технопаркив Уфе и Томске, Международный центр развития науки и технологий “Дубна”). Вэтих структурах функционируют 900 инновационных фирм и 150 малых обслуживающихфирм, создано свыше 7 тысяч новых рабочих мест.
В целом, можно сказать, что технопарки прижились нароссийской земле. Важную роль играют специальные фонды финансирования,инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фондфундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере и т.д.
Но в этой сфере есть и немалое количество проблем.Ключевыми проблемами технопарков и инкубаторов бизнеса является отсутствиенадежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признакитехнопарков, концепция и технология их создания уже выработаны),недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороныгосударства и, конечно, отсутствие квалифицированных кадров. Положение такжеосложняется сложной экономической ситуацией в стране, особенно высокиминалогами на производство и дороговизной кредита.
Важным фактором развития сектора высоких технологийв мировой экономике является становление и совершенствование систем технопаркови технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуетсяактивное участие государства в их создании и поддержании. Необходимообразование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-техническиепроекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмамнаходить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно такжеформирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которыесмогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
Технопарки являются важным элементом современнойэкономики. Технопарки можно рассматривать с нескольких точек зрения.
Во-первых, технопарк можно рассматривать как особыйвид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развиваетсяразработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческиезоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основнымпроцессам, происходящим в мировой экономике.
Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса,главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о формеподдержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти накачественно новую ступень общественного воспроизводства.
В-третьих, именно в технопарках наука получаетфинансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных иприкладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость отгосударства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формойподдержки отечественной науки.
Таким образом, процесс зарождения и развитиятехнопарков не должен обойти Россию с ее достаточно сложной экономическойситуацией. Одним из способов выхода из сложившегося кризиса является опора наотечественную науку и наукоемкое производство. В связи с этим технопарки могутсыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.

2. Стратегияразвития научно-технической деятельности в Иркутскойобласти на период до 2020 года
 
2.1. Анализ научно-технической сферыИркутской области
Научно-техническая сфера Иркутской области в условиях экономическогокризиса, который страна испытывала в 90-е годы, сохранила свой потенциал потакому показателю, как объем выполненных научно-технических работ. Эффективноеиспользование и наращивание этого потенциала на основе интеграции собразованием, производством и инновационным предпринимательством являетсянеобходимым условием решения стратегической задачи по переходу на инновационныйпуть развития, поставленной в «Стратегии экономического развития Иркутскойобласти на период до 2020 года».
Наука становится главным инструментом экономического развития, что, всвою очередь, требует от нее адаптации к новым условиям, позволяющим обеспечитьвозрастающие потребности экономики в новых идеях, научно-исследовательских иконструкторских разработках. Конечным результатом этой деятельности должнастать целостная региональная инновационная система, обеспечивающая быстрое иэффективное введение в хозяйственный оборот передовых технологий, ускоренноеразвитие наукоемких высокотехнологических производств и разработок. С цельюнаучного обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Иркутскойобласти необходимо:
— определить приоритетные направления развития региональной науки,научно-технической и инновационной деятельности;
— сформировать новые организационные, правовые, финансовые механизмыуправления развитием научной, научно-технической и инновационной деятельности;
— обеспечить расширенное воспроизводство кадрового потенциала длянаучной, научно-технической и инновационной сферы;
— сформировать инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализациюрезультатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Стратегические проблемы региональной научно-технической политики
По мере развития хозяйственного комплекса Иркутской области потребность внаучных исследованиях возрастает для решения задач, связанных с повышениемэффективности использования природных ресурсов, обновлением технологий впромышленности и сельском хозяйстве, созданием новых перспективных технологийдля рынка наукоемкой продукции, удовлетворения социальных и духовныхпотребностей населения.
Поэтому проблема научной разработки новых высокоэффективных и экономичныхтехнических и технологических решений для развития производств и восстановлениянарушенных природных комплексов останется актуальной весь период до 2015 года.
В ряду приоритетных долгосрочных стратегических целей стоит развитиенового индустриального сектора – нефтегазового, включая добычу углеводородногосырья, его транспортировку и переработку (более 100 млн. тонн в год), а такжеукреплению (развитию) всех смежных отраслей. В этом плане перед наукой стоитзадача по разработке мер предупреждения или смягчения возможных социальныхконфликтов в зоне пересечения нефтепроводами районов, в которых преобладаеттрадиционное природопользование, или расположены особо охраняемые природныезаповедники.
Важнейшей проблемой для научных исследований является изучение динамикисоциальных и экономических процессов развития региона в условиях глобализации. Принятиесвоевременных и обоснованных решений в области управления региональнымразвитием требует эффективной информационной поддержки. Информационноеобеспечение должно включать в себя базы актуальной и достоверной информации, атакже средства оперативной обработки данной информации для прогнозированиявозможных результатов принимаемых решений и выработки наиболее эффективныхстратегий развития региона. Анализ существующего состояния информационных ителекоммуникационных услуг, а также анализ разработки и внедренияинформационных технологий и средств вычислительной техники в Иркутской областипоказывают, что данные системы разрабатываются, внедряются и функционируют, какправило, разобщенно, без координации и согласования структуры, содержания,способов и форматов хранения информации и доступа к ней. Это приводит кдублированию работ, избыточности первичной информации, многократному ее вводу,приводящему к нарушению ее целостности и снижению достоверности, значительномуудорожанию разработок и эксплуатации систем. В этих условиях крайне необходимовыработать и последовательно реализовать научно-обоснованную единуюинформационную политику.
Одной из важнейших составляющих регулирования развития региона в рыночныхусловиях является социальная политика. Изучение динамики миграционных процессови здоровья населения, формирования и распределения трудовых ресурсов,согласования интересов обороны, хозяйственной деятельности коренного населенияЗаполярья должно завершиться разработкой концепции, которая позволит сформулироватьновые принципы построения социальной политики и механизмы ее реализации.
Проведение исследований в важнейших направлениях развития региона решаетдвоякую задачу: создает условия для роста научно-технического потенциала иодновременно формирует основу модернизации технического базиса Иркутскойобласти. В настоящее время требуется радикальный переход от произвольногоформирования тематики исследований и разработок самими научными организациями кпрограммно-целевому планированию на основе потребностей региона, для чего приопределении важнейших направлений исследований необходимо привлечениепотенциальных потребителей в виде экономической, промышленной общественности. 2.2 Экономика научных исследований и разработокВ 2003 году выполненный объемнаучно-технических работ, которые включают исследования и разработки, а такженаучно-технические услуги, в фактических ценахсоставил 1607,8 млн. рублей (в 2002 – 794,8), в том числе 99% работ выполненособственными силами. Большая частьисследований и разработок (63%) выполнялась в 2002 году организациямиотраслевой науки, 36% — академической, 1% — ВУЗами (в 1998 году их долясоставляла соответственно 50, 49 и 1%). Изменяется структура финансированиянаучных исследований и разработок: если в 1998 году 56.5% составляли средствагосударственного бюджета (предпринимательский сектор финансировал 43.5%), то в2003 году основным источником становится предпринимательский сектор (73.5%), засчет государственных источников финансируется только 26.5%.
Общие затраты на научные исследования и разработки составили за 2003 год1309,6 млн. рублей (в 2002 — 660,3 млн. рублей). В структуре расходов по видамосновная доля приходится на расходы на материальные затраты (сырье,материалы, топливо, энергия, услуги производственного характера) – 52%, расходыпо оплате труда составили 26%, отчисления на социальные нужды – 8%. Затраты наприобретение специального оборудования составили всего около 2 %, прочиерасходы — 13%.
Произошла переориентация деятельности научных организаций в сторонуувеличения доли прикладных исследований с 56,3% в 1998 году до 80% в 2003 году,а доля фундаментальных исследований возвратилась к среднему дореформенномууровню – около 20%.
Распределение внутренних текущих затрат на исследования и разработки пообластям наук представлено в таблице 2.2.1: (в фактически действовавших ценах,млн. рублей).
Таблица 2.2.1
Распределениевнутренних текущих затрат на исследования и разработки по областям наук 2002 2003 2004 2005
Всего
114,7
347,0
379,0
536,7 естественные науки 88,1 265,6 286,7 383,2 технические науки 20,7 69,9 78,0 135,4 медицинские науки 0,3 1,3 1,6 1,2 сельскохозяйственные науки 1,1 1,9 2,5 4,5 общественные науки 4,2 7,2 8,3 12,0 гуманитарные науки 0,3 0,9 1,9 0,4
Продолжается процесс старения основных фондов научных организаций.
Таблица 2.2.2
Состояние основных фондов научных организаций
 Состояние основных фондов (средств) и инвестиционной деятельности в отрасли «Наука и научное обслуживание» 2000 2002 2003 2004 2005
Стоимость основных средств (с учетом переоценок), на конец года:
в действовавших ценах, млн. рублей
в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах 1990 года 1037 916 949 958 114,6 82,9 92,3 Коэффициент износа основных средств, в % 39,7 39,0 39,4 38,9 Инвестиции в основной капитал в действовавших ценах, млн. рублей 6,7 45,3 55,4 55,7 142,5 в % к общему объему инвестиций по всем отраслям 0,4 0,7 0,6 0,6 1,2

2.3 Инновационная деятельность промышленности Иркутскойобласти
В 2006 году число инновационно-активных организаций в промышленностиИркутской области составило 7% от общей совокупности обследованных, в связи иинформационно-вычислительном обслуживании — соответственно 13 и 20%. За 2006год затраты, связанные с технологическими инновациями, составили 697,0 млн.рублей (за 2004 год – 1111,6 млн. рублей). Из общих затрат на инновации 21%приходился на исследования и разработки, выполняемые сторонними организациями,59% составили затраты на приобретение машин и оборудования (за 2002 год –соответственно 16 и 79%). Одним из важнейших результатов научных исследований иразработок является создание передовых производственных технологий, основанныхна микроэлектронике или управляемых с помощью компьютеров.
Таблица 2.3.1
Сводка производственных технологий за 2000-2005 гг 2000 2002 2003 2004 2005 Число организаций, использовавших передовые производственные технологии, ед. 30 32 50 110 142 Число фактов использования в сферах: (единиц)
Проектирование и инжиниринг 18 46 42 59 45
Производство, обработка и сборка 11 29 24 29 26
Связь и управление 88 119 124 347 412
Производственные информационные системы 2 6 3 7
Компьютерное интегрированное производство 3 2 5   5
Аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 4 9 10 15 2.4 Концентрация на приоритетных направлениях
С целью концентрации ресурсов на важнейших направлениях областиустанавливаются приоритетные направления научно-технической деятельности. Основаниямидля установления приоритетов являются:
— перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техникии перечень критических технологий Российской Федерации;
— предложения научной общественности Иркутской области;
— данные инновационного прогноза (в части организации выпускаконкурентной наукоемкой продукции);
— направления программ социально-экономического развития и результаты ихисполнения, а также другая информация о потребностях экономики Иркутскойобласти.
В прогнозах и программах развития делается оценка ресурсных возможностейИркутской области, опыта реализации научно-технической и инновационной политикидругих регионов России и экономически развитых стран. При рассмотрениипредложений учитывается наличие научно-технической и промышленной базы для ихреализации, наличие финансовых или иных ресурсных ограничений. При установлениирегиональных приоритетов научно-технической деятельности необходимо исходить изперспектив освоения промышленностью рыночных ниш с помощью внедрения новых технологий,а также решения наиболее острых проблем региона (социальных, экологических).
Приоритеты оформляются документально в региональной научно-техническойпрограмме, либо в разделе региональной программы социально-экономическогоразвития. Утверждение региональных приоритетов является основанием дляфинансовой поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельностиза счет бюджетных средств Иркутской области, для формирования государственногозаказа на исследования и разработки, на применение других мер государственнойподдержки, включая меры протекционизма./>Развитие кадрового потенциала
Воспроизводство научных и инженерных кадров является одним из основныхфакторов устойчивого развития научно-технического потенциала Иркутской области.Система подготовки кадров должна быть согласована с потребностями иприоритетами развития научно-технической сферы. Дальнейшее развитие системыподготовки кадров для научно-технической и инновационной сферы не может опиратьсяисключительно на ВУЗовский потенциал. Большое внимание следует уделитьподготовке научных кадров высшей квалификации в аспирантурах и докторантурах.Комплексное решение проблемы кадров для инновационного развития требует такжеорганизации переподготовки кадров специалистов, с учетом требованийразвивающейся экономики. Нужны новые интеграционные формы, объединяющиевозможности научных, производственных и образовательных структур для подготовкикадров, а также для использования и наращивания существующейматериально-технической базы для проведения научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ. Развитиеинформационного обеспечения
Информационное обеспечение научной деятельности является важным аспектомдальнейшей интеграции Иркутской области в мировую систему разделения труда всфере науки и техники и возрастания ее роли в решении проблем современнойцивилизации. Использование информационных технологий в науке должно, с однойстороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой — обеспечиватьболее тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью исоциальной сферой, а также должно повысить качество и ускорить реализациюнаукоемких инвестиционных проектов Иркутской области.
Работа по развитию информационно-телекоммуникационной системы Иркутскойобласти будет осуществляться в рамках выполнения федеральных целевых программ«Электронная Россия (2005-2013 годы)», «Создание автоматизированной системыведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектовнедвижимости (2005-2010 годы)», а также в соответствии с мероприятиями,осуществляемыми ведущими в этой сфере организациями Иркутской областителекоммуникационными компаниями.

2.5 Финансово-экономическое обеспечение научно-технической иинновационной деятельности
 
Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляетсяза счет государственных и рыночных источников. Задача органов власти Иркутскойобласти состоит в совершенствовании механизма государственных закупокнаучно-технических услуг, в стимулировании платежеспособного спроса научныхуслуг, привлечении внебюджетных средств на научную и инновационнуюдеятельность, создании региональных и межрегиональных специализированныхорганизаций, предоставляющих финансовые ресурсы. Необходимо в законодательномпорядке обеспечить финансирование из областного бюджета Иркутской областирасходов на выполнение высокоэффективных научных исследований и разработок,развитие инновационной инфраструктуры. Система государственного финансированиянаучно-исследовательских разработок и расходования организациями выделенныхассигнований должна быть «прозрачной» для того чтобы исключитьзлоупотребления и обеспечить эффективность использования бюджетных средств.
Финансирование за счет областного бюджета Иркутской области проектовфундаментальных исследований предполагается осуществлять в рамках региональныхцелевых программ, в том числе на долевых началах с Российским фондомфундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, другими специализированнымифондами. При этом следует обеспечить максимальную объективность при проведенииконкурсных отборов проектов и их экспертизе.
Государственная финансовая поддержка научно-технической и инновационнойдеятельности предполагает использование следующих методов:
предоставление целевых субвенций на погашение налоговых льготинновационным организациям;
компенсации процентной ставки банковских кредитов, полученных дляреализации инновационных проектов;
предоставление целевых бюджетных средств специализированным региональнымфондам развития для использования на выдачу инновационным организациям кредитовна льготных условиях;
принятие на счет бюджета части расходов по содержанию объектов материальнойинфраструктуры, используемой организациями инновационной инфраструктуры(содержание помещений, коммунальные расходы, услуги электронной связи,приобретение права пользования платными информационными ресурсами);
государственный заказ на организацию участия и проведение презентацийразработок и технологий научных организаций и учреждений Иркутской области намеждународных, межрегиональных выставках и ярмарках.
Для проектов прикладной науки Иркутской области большое значение будутиметь Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-техническойсфере, Фонд технологического развития, формируемые в РФ межрегиональные иотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ. Важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступаетпривлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализациитехнологий. Большие перспективы привлечения частного капитала внаучно-техническую сферу открывают возможности формирования системы венчурногои лизингового финансирования технологических проектов. В ближайшие годынеобходимо создать региональный венчурный фонд, учредителями которого могли быстать крупнейшие предприятия, государственные организации, органы местногосамоуправления Иркутской области.

2.6 Развитие региональной инновационнойинфраструктуры
Для организаций, занятых инновационной деятельностью, наличиеинфраструктурных организаций позволяет вести работы малой численностью,компенсировать отсутствие многих компонентов, необходимых для успешной работы,приобретением услуг специализированных организаций. Развитие инновационнойинфраструктуры предусматривает создание информационно-технологичеких центров,центров трансфера технологий, научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов,сети других организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовыеи другие виды услуг, направленные на поддержку и развитие инновационнойдеятельности в регионе. Инфраструктурные функции могут выполнять как малыеорганизации, созданные на базе действующих научных и образовательныхучреждений, так и специализированные организации, располагающие собственнойматериальной и кадровой базой. Неотъемлемой составляющей инновационнойинфраструктуры Иркутской области должна быть инфраструктура поддержки малогопредпринимательства.
Из общих принципов формирования инновационной инфраструктуры Иркутскойобласти необходимо выделить следующие:
— инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер,оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса;
— инновационная инфраструктура должна быть способна к быстрой адаптации кизменениям спроса на инфраструктурные услуги по объему, составу и качеству;
— организации инновационной инфраструктуры должны координировать своидействия при оказании услуг (работать не как отдельные организации, а какединый механизм), а также взаимодействовать с аналогичными организациями издругих регионов;
— при формировании инфраструктуры необходимо опираться на отечественный изарубежный опыт.
В Иркутской области предстоит обеспечить создание и развитие следующихинфраструктурных систем:Системапроизводственно-технологической поддержки
Система производственно-технологической поддержки научно-техническойдеятельности создается как в целях поддержки собственно сферы научныхисследований и разработок, так и в целях организации опытного производства.Элементами системы должны стать лизинговые организации, технопарки, крупныезаводские лаборатории, центры и объединения по совместному использованиюдорогостоящего научного оборудования. Система защиты интеллектуальнойсобственности и экспертизы научно-технических и инновационных программ ипроектов
Развитие в Иркутской области системы правовойзащиты интеллектуальной собственности и экспертизы научной продукции являетсяважной составной частью инфраструктуры научно-технической и инновационнойдеятельности. На основании федерального законодательства должны быть обеспеченыпатентно-лицензионная работа, контроль качества научно-технических услуг иинновационной продукции, предоставление услуг в области метрологии,стандартизации, сертификации для организаций, производящих наукоемкуюпродукцию. Экспертиза является обязательным элементом конкурсного отборапроектов, исполнителей научных исследований и разработок в региональные ифедеральные целевые программы. Система продвижения на рынокнаучно-технических разработок и наукоемкой продукции
Эта система призвана решать двуединую задачу — обеспечивать занятие ипоследовательное расширение на рынке определенного сегмента («ниши»)для создаваемых разработок и продукции при одновременном сохранении иэффективной охране всех связанных с ними прав и выгод за владельцами этихразработок и производителями продукции. Она будет включать в себя маркетинг,рекламную и выставочную деятельность. В распоряжении органов власти имеютсятакие инструменты как: предоставление выставочных площадей, организацияпрезентаций, поддержка специализированных изданий, организация взаимодействияпотенциальных потребителей с производителями продукции, созданиеспециализированных организаций по представлению информации об инновациях.Важным инструментом системы продвижения на рынок наукоемкой продукции являетсяи государственная поддержка новых рынков со стороны спроса.
Каждая из перечисленных систем, входящих в инфраструктурный комплекснаучно-технической и инновационной деятельности, должна иметь механизмыреализации своих функций и соответствующие организационные элементы в видеспециализированных или многофункциональных организаций, которые будутобеспечивать работу данных механизмов. Формирование инновационной инфраструктурыИркутской области будет осуществляться в тесной взаимосвязи с инфраструктурамиСЗФО и страны в целом. Региональная инфраструктура должна рассматриваться каксоставная часть общей инфраструктуры для нужд национальной инновационнойсистемы. 2.7 Территории инновационного развитияГосударственнаяподдержка развития наукоемкого производства на территориях с высокойконцентрацией научно-технической деятельности реализуется в форме развитиянаукоградов Российской Федерации и особых зон инновационного развития.Основанием для выделения территорий инновационного развития служит разработкатехнико-экономического обоснования или программ инновационного развития,показывающих эффективность государственной поддержки инновационного развитияэтих территорий. В этой связи в рамках реализации региональнойнаучно-технической политики на ближайшую перспективу будет уделено вниманиесозданию особых внедренческих зон экономического развития и наукограда г. Ангарск.
Внедренческие зоны должны стать так называемыми «точками роста илитерриториями опережающего инновационного развития», одной из важнейшихсоставляющих региональной инновационной системы.
Программаразвития города Ангарска как наукограда, в случае ее принятия ПравительствомРФ, обеспечит устойчивую финансовую базу, у города появится возможность развитьсоциальную и экономическую инфраструктуру науки и инновационного производства.Ядром наукограда может стать Ангарская нефтехимическая компания, в рамкахкоторой будут интегрированы все необходимые и достаточные звенья инновационнойсистемы создания и освоения новых наукоемких материалов, включая создание крупногохимического комплекса и организацию хорошо защищенных подземных хранилищ дляматериалов стратегического назначения. Как наукоград город Ангарск имеетперспективу стать важным элементом поддержания национальной безопасности какпоставщик и хранитель широкого спектра стратегических материалов, а также каккрупный центр развития, экспериментальной отработки и освоения «критических»технологий в современном материаловедении и охране природной среды Сибири./>
2.8 Политикио «болевых точках» и механизме решения проблем
По мнению Иванова В. В, начальника научно-организационного управления РАН, одним из широкораспространенных мнений является то, что основу современной экономикисоставляет малое предпринимательство.
Если говорить о вкладе в ВВП, то,действительно, существуют данные, которые подтверждают данный тезис. Однако,применительно к сфере науки и технологий такой подход не применим — здесьвсе-таки основу составляют крупные предприятия, выпускающие наукоемкуюпродукцию, вокруг которых имеется пояс малых инновационных предприятий.
Исключением из этого являются малыепредприятия, работающие в сфере информационных технологий, поскольку длявыпуска на рынок определенной категории продуктов, в частности, программногообеспечения, не требуется привлечения значительных материальных и человеческихресурсов.
Также проблемой является отсутствие встране реальной промышленной политики. Это приводит к резкому падению затрат натехнологические инновации. Сохранение такого положения приведет с высокой степеньювероятности к деградации промышленного комплекса, способного выпускатьнаукоемкую продукцию.
И, наконец, третьим принципиальныммоментом является широко распространенное мнение о том, что вся наука зарубежом делается в университетах. Устойчивость этого мнения, оказаласьнастолько высокой, что в одном из вариантов реформирования науки предлагалосьинституты Российской академии наук передать университетам, что, по мнениюразработчиков такого подхода, позволит сразу решить все вопросы. Однако дажесамый простой анализ реальной ситуации говорит об обратном. Так, например, вСША [11], насчитывается всего более 16 000 научных организаций,лабораторий и других научных структур со штатом сотрудников более 25 чел. Изних 14 000 — промышленные лаборатории, 700 — федеральные лаборатории и около2000 – университеты.
Анализ состояния научного потенциалаевропейских стран в целом также не подтверждает тезис о ведущей роли вузовскойнауки, хотя для отдельных стран, например, Великобритании, это вполнесправедливо.
На одной из Региональных конференцийпрошедшей в Троицке«Развитие инноваций в Московской области:приоритеты, механизмы, опыт» были освещены следующие «болевые очки»научно-технического развития и механизмы их решения
После утреннего пленарного заседания работа конференции продолжилась попяти секциям, которые велись параллельно: Информационно-телекоммуникационныетехнологии и электроника; Проблемы внедрения инновационных технологий встроительстве и ЖКХ; Лазерные технологии в медицине; Новые материалы; Научно-практическоенаследие А.М.Дыхне.
На каждой секции были представлены доклады выступающих по актуальнымтемам инновационного развития в разных сферах общества. Так, на секции попроблемам внедрения инновационных технологий в строительстве и ЖКХ говорилось оналичии огромного потенциала инновационных технологий, которые, при условии ихвнедрения в жизнь, могли бы качественно улучшить условия проживания иэксплуатации ЖКХ. Но существуют барьеры, в том числе, административные, наместном и региональном уровнях, которые тормозят этот процесс. Благодаряусилиям на стадии подготовки Малая В.А., руководителя секции, РуководителяЦентра новых технологий в строительстве и ЖКХ НА ТПП «Интех», эта секция сталанаиболее представительной и активной. Только предварительно было заявлено 22доклада. Это является свидетельством возрастающей инновационной активности всфере жилищно-коммунального хозяйства.
На секции по Лазерным технологиям в медицине обсуждались проблемыформирования потребительского рынка высокоэнергетических лазерных аппаратов,производственно-технологической базы малых предприятийи необходимостьстимулирования деятельности малых предприятий в научно-технической сфере иналаживания системы межрегионального взаимодействия в инновационнойдеятельности.
Соруководитель секции, С. К. Вартапетов ознакомил участников с Медицинскимилазерными системами, которые производит Центр физического приборостроенияИнститута общей физики им. А.М. Прохорова РАН, перспективами рынка и проблемамиих внедрения.
Особое внимание этому вопросу уделил Мартюшов С. Ю., генеральный директор ООО«Институт Базовых Информационных Систем», в своем выступлении он подчеркнулпроблему отсутствия системного подхода в подготовке кадров для инноваций. Нужносказать, что все участники конференции были едины в том, что без развитияинновационной сферы невозможен экономический рост, удвоение ВВП за десятилетнийсрок.
Участники, в ходе дискуссий, и в кулуарах, обратили внимание натональность конференции – речь шла не только о болевых точках, но и обменеконкретным опытом решения проблем, предлагались конкретные меры по активизацииинновационного процесса. Какие же основные выводы конференции?
Участники этого мероприятия убеждены и это было отражено в резолюцииконференции, что основным назначением современной государственной инновационнойполитики России должно стать создание благоприятного предпринимательскогоклимата для реализации инноваций на базе НИОКР, востребованных рынком. Именноинновационная предпринимательская среда способна обеспечить конкурентныепреимущества страны в области передовых технологий.
Для реализации инновационного процесса необходимо развивать новые формывзаимодействия в научно-технологических партнерствах. Государство должноактивизировать формирование и деятельность исследовательских партнерств длярасширения промышленных инноваций. В настоящее время необходимы особыеорганизационные структуры, способные чутко реагировать на потребности рынка ианализировать тенденции его изменения; иметь системную информацию об имеющихсянаучных, конструкторских, технологических разработках в той или иной отрасли;избирать на этой основе перспективные научные разработки; создавать механизмы,позволяющие ученым развивать на практике свои идеи и получать от этогосоответствующую часть прибыли.
Инновационно-развивающиеся фирмы могут стать основным источникомзанятости в экономике. Особое значение надо предавать вопросам подготовки ипереподготовки кадров, совершенствования послевузовского образования.Национальная экономика России нуждается в расширении подготовкиквалифицированных кадров не только для того, чтобы конкурировать на мировомрынке, но и для преодоления негативной тенденции к сокращению их числа впредстоящие десятилетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В высоких технологиях ведущую роль играютинформационные технологии. Прогресс в этой области создает такие продукты,которые позволяют получить наиболее оперативную и полную информацию по любомувопросу. Современный человек должен уметь ориентироваться в поступающейинформации и выделять наиболее важную из всего потока информации дляподдержания своей профессиональной конкурентоспособности.
Важным фактором развития сектора высоких технологийв мировой экономике является становление и совершенствование систем технопаркови технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуетсяактивное участие государства в их создании и поддержании. Необходимообразование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-техническиепроекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмамнаходить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно такжеформирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которыесмогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
В настоящее время предпринимаются попыткиподдержать науку и образование. Однако системно проработанная целостнаягосударственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию,образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, вроссийском масштабе окончательно еще не сформировалась. Системная проработкагосударственной научно-технической политики должна охватывать поддержку истимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфертехнологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политикуинформатизации, развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых,концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы:престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основырегиональной научно-технологической политики, создание новых организационныхформ и взаимодействие с производством, новые формы — технополисы, технограды,технопарки, инкубаторы и. т.п.
Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельностив Иркутской области на период до 2015 года является организационно-методическойосновой государственного регулирования научно-технической и инновационнойдеятельностью и развития научно-технического комплекса. Входящие в составнаучно-технического комплекса организации могут производить товарную продукцию,способную найти покупателей на рынках, и могут производить знания, неподдающиеся коммерциализации. Кроме того, уже само развитие научно-техническогокомплекса представляет для общества ценность. Выполнение функций регулированияи координации научно-технической и инновационной деятельности предполагаетсяосуществлять с помощью специализированных подразделений в составе ПравительстваИркутской области, Координационного совета по научно-технической и инновационнойдеятельности в Иркутской области, ученых советов ВУЗов и научных организаций, общественныхорганизаций, информационных центров. Органы власти Иркутской области, научныеорганизации, хозяйствующие субъекты, принимая решения на основе разработанныхпрогнозов и индикаторов, могут, в конечном итоге, обеспечить инновационноеразвитие Иркутской области.

Краткие выводы:
 
Необходима разработка современнойинновационной политики, ориентированной на построение экономики знаний,составными частями которой являются научно-техническая политика, политика,ориентированная на выпуск наукоемкой продукции и политика в областиобразования. Основой принятия новой политики должен стать консенсус междугосударством, бизнесом и научным сообществом.

Используемая литература
1. О банке развития:федеральный закон от 17.05.2007г. №82-ФЗ
2. Об особыхэкономических зонах в РФ: федеральный закон от 08.07.2005. N 116-ФЗ.
3. Об открытомакционерном обществе «Российская венчурная компания»: постановлениеправительства РФ от 24.08.2006г. № 516
4. Об одобрениигоспрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высокихтехнологий»: распоряжение от 10 марта 2006г. N328-р.
5. Об основныхнаправлениях государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки итехнологий: распоряжение правительства РФ от 11.12.2002г. N 1764-р.
6. Об утвержденииконцепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки поприоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 –2012 годы: распоряжение правительства РФ от 06.07.2006г. № 977-Р.7. О науке и государственной научно-технической политике:федеральный закон с изменениями на 17.12.1998г.
8. О совете припрезиденте РФ по науке технологиям и образованию: указ президента РФ от 30.08.2004г.№ 1131
9. О федеральнойцелевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы»: постановлениеправительства РФ от 29.01.2007г. №54.
10. Основныенаправления политики РФ в области развития инновационной системы на период до2010: руководящий документ правительства РФ от 05.08.2005г.
11. Переченькритических технологий РФ: приказ президента РФ от 30.03.2002г. № ПР-578.
12. Положение о федеральномагентстве по науке и инновациям: постановление правительства РФ от 16.07.2004г.128.
13. БарышеваА.В.Инновационный менеджмент (учебное пособие), — М.: ИНФРА-М, 2001. — 154 с.
14. Гурова Т.А.,Полунин Ю.К. Инфраструктура для национального рынка. 2007, — 228 с.
15. Дерягин А.В.Наука и инновационная экономика в России // «Инновации» 2005. — 220с.
16. Дынкин А.А. МестоРоссии в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система,ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2003. — 273 с.
17. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков.Курс лекций. – М.: Ассоциация издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2002. — 236 с.
18. Ливенцев Н.Н.,Костюнина Г.К. Международное движение капитала (Инвестиционная политиказарубежных стран) Учебник, (ГРИФ). — М. 2005, — 212 с.
19. Перспективные направления НТП в растениеводстве.// Сборник научныхдокладов международной научно-практической конференции «Земледельческаямеханика в растениеводстве». / сост. Баутин В.М. Том 1. – М.: ВИМ, 2001. — 602с.
20. Солнцева О.,Ивантера А. «Шанс не зарыть деньги», “Эксперт” 26 февраля 2007 г. — 12 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теоретические аспекты финансового менеджмента 2
Реферат Цицикарский протокол 1911гОсновы взаимоотношений России и Китая в начале 20 в
Реферат Туристические ресурсы Китая
Реферат Автоматизация бухгалтерского учета нужна ли она?
Реферат Сравнительная оценка методов финансового анализа на предприятии
Реферат Музыка ХХ века. Мадонна
Реферат Щербатов Михаил Михайлович
Реферат Розробка комплексу функціональних моделей управління якістю в системах прийняття управлінських рішень
Реферат Постачальники медикаментів і медичних виробів
Реферат Life And How To Live It Essay
Реферат The best way to make hospitals green is to keep people out of them
Реферат "Город неправильных отступлений" в прозе Чехова
Реферат Финансовый лизинг как тип предпринимательской деятельности
Реферат Деятельность школьного психолога
Реферат Административное выселение