Реферат по предмету "Менеджмент"


Внешнеэкономическая среда и ее влияние на функционирование предприятия

Оглавление
 
Глава 1 Характеристики внешней и внутренней средыпредприятия
1.1 Внешняясреда
1.1.1  Характеристики внешнейсреды
1.2 Внутренняясреда
1.2.1  Характеристика внутреннейсреды
Заключение 1 главы
Глава 2 Микро- и макросреда предприятия, влияниеих основных факторов на деятельность предприятия
2.1    Основные факторы микросреды
2.1.1 Предприятие
2.1.2 Поставщики
2.1.3 Маркетинговые посредники
2.1.4 Клиенты
2.1.5 Конкуренты
2.1.6 Контактные аудитории
2.2 Основные факторы макросреды
2.2.1 Демографическая среда
2.2.2 Экономическая среда
2.2.3 Природная среда (Экологические факторы)
2.2.4 Научно-техническая среда
2.2.5 Политическая среда
2.2.6 Культурная среда
2.2.7 Международная среда
Заключение 2 главы
Глава 3 Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия напримере ОАО «Татнефть»
3.1 Общие сведения об организации
3.2 Место компании в отрасли
3.3 Влияние микро- и макро среды на предприятие
Заключение
Приложение
Список использованной литературы и ресурсовИнтернета

Введение
Предпринимательство— важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.Предприятие —имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательскойдеятельности. Предприятие — этосамостоятельный хозяйственный субъект созданный предпринимателем илиобъединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ иоказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и полученияприбыли. Все предприятия испытывают влияние внешней среды, которая являетсяисточником, питающим его ресурсами. Предприятие находится в состояниипостоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможностьвыживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного вниманиясо стороны управляющего предприятием. Поэтому основной задачей данной курсовойработы будет рассмотрение элементов внешней среды организации, находящихся впостоянном взаимодействии. Но также будет необходимо уделить немного внимания ивнутренней среде, поскольку и она также несет определенное влияние нафункционирование предприятия.
В первойглаве будет представлен краткий обзор понятий внешней и внутренней средыпредприятии, а также рассмотрены их основные характеристики. Во второй главебудет представлено описание макро- и микросреды предприятия, их основныефакторы и их влияние на предприятие. Каждый фактор подробно рассмотрен. Втретьей – внешняя среда рассмотрена на примере ОАО «Татнефть», даны основныехарактеристики организации и кратко изложены влияния факторов микро- имакросред.

Глава 1 Характеристикивнешней и внутренней среды предприятия
1.1 Внешняясреда
Всепредприятия являются открытыми системами, т. е. они испытывают влияние внешнейсреды. Они могут существовать лишь при условии активного взаимодействия свнешней средой. Предприятие также можно рассматривать как совокупность егопараметров, которые меняются под воздействием этой среды и управленческихрешений.
Пониманиеважности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятияокончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружениеорганизации все больше становилось и является по сей день источником многихпроблем руководителей. Предприятие, как открытая система зависит от поставокресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.
В общемвнешнюю среду предприятия можно охарактеризовать как всю совокупность факторов,влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты,правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источникитрудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природныеявления.
Посколькуфакторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяютна прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого(микросреду) и косвенного (макросреду) действия.
Микросреда — среда прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-техническихресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговыепосредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения,страховые компании и др. контактные аудитории.
Макросреда –среда косвенного влияния. Она влияет на микросреду предприятия и включаетприродную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую,политическую и международную среду. Иными словами, к факторам косвенноговоздействия относят: состояние экономики, научно-технический прогресс,политику, социально-культурный фактор, а также международный фактор.
Руководительпредприятия не в силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучатьее и приспосабливаться к ней. Предприятие должно ограничивать негативныевоздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты егодеятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. Послеустановления миссии предприятия, его целей и постановки задач перед персоналомвысшее руководство предприятия приступает к анализу воздействия внешней среды,чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
1.1.1 Характеристикивнешней среды
Выделяютследующие основные характеристики внешней среды:
1. Взаимосвязанностьфакторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействуетна другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливатьизменение других;
2. Сложностьвнешней среды— характеризуется большим число факторов, на которые организация обязанареагировать, а также уровень вариативности каждого
3. Подвижностьсреды —скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружениесовременных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижностьвнешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и нижедля других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должныопираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективныерешения;
4. Неопределенностьвнешней среды— соотношение между количеством информации о среде, которой располагаеторганизация, и уверенностью в точности этой информации. Она предполагает, чтоесли информации мало или есть сомнения в ее точности, то среда становится болеенеопределенной, что затрудняет работу организации.
1.2 Внутренняясреда
 
Основныецели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщеннойхарактеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и каквнешняя среда фирмы, и внутреняя. Инфopмaция o внyтpeннeй cpeдe фиpмы нeoбxoдимaуправляющему предприятием, чтoбы oпpeдeлить внyтpeнниe вoзмoжнocти, пoтeнциaл,нa кoтopыe оно мoжeт paccчитывaть в кoнкypeнтнoй бopьбe для дocтижeнияпocтaвлeнныx цeлeй. Анaлиз внyтpeннeй cpeды пoзвoляeт тaкжe лyчшe yяcнить цeлии зaдaчи предприятия. Вaжнo тo, чтo пoмимo пpoизвoдcтвa пpoдyкции, oкaзaнияycлyг оно oбecпeчивaeт вoзмoжнocть cyщecтвoвaния cвoим paбoтникaм, coздaeтoпpeдeлeнныe coциaльныe ycлoвия для иx жизнeдeятeльнocти.
Внутренняясреда — это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказываютвоздействие управленческие решения. Хотя многие из этих факторов могутконтролироваться руководством организации, часть из них выступает в ролизаданных, но которые должны учитываться в управлении организацией.
1.2.1 Характеристикавнутренней среды
Анaлизвнyтpeннeй cpeды пpoвoдят пo cлeдyющим нaпpaвлeниям:
· пpoизвoдcтвo: oбъeм, cтpyктypa, тeмпыпpoизвoдcтвa; нoмeнклaтypa пpoдyкции пpeдпpиятия; oбecпeчeннocть cыpьeм имaтepиaлaми, ypoвeнь зaпacoв, cкopocть иx иcпoльзoвaния, cиcтeмa кoнтpoлязaпacoв; нaличный пapк oбopyдoвaния и cтeпeнь eгo иcпoльзoвaния, peзepвныeмoщнocти, тexничecкaя эффeктивнocть мoщнocтeй; мecтoнaxoждeниe пpoизвoдcтвa инaличиe инфpacтpyктypы; экология пpоизводства; кoнтpoль кaчecтвa, издepжки икaчecтвo тexнoлoгий; пaтeнты, тopгoвыe мapки и т.п.;
· пepcoнaл: cтpyктypa, пoтeнциaл,квaлификaция, кoличecтвeнный cocтaв paбoтникoв, пpoизвoдитeльнocть тpyдa,тeкyчecть кaдpoв, cтoимocть paбoчeй cилы, интepecы и пoтpeбнocти paбoтникoв;
· opгaнизaцияyпpaвлeния:opгaнизaциoннaя cтpyктypa, cиcтeмa yпpaвлeния; ypoвeнь мeнeджмeнтa,квaлификaция, cпocoбнocти и интepecы выcшeгo pyкoвoдcтвa; фиpмeннaя кyльтypa;пpecтиж и имидж фиpмы; opгaнизaция cиcтeмы кoммyникaций;
· мapкeтинг: тoвapы, пpoизвeдeнныeфиpмoй, дoля нa pынкe; вoзмoжнocть coбиpaть нeoбxoдимyю инфopмaцию o pынкax;кaнaлы pacпpeдeлeния и cбытa; мapкeтингoвый бюджeт и eгo иcпoлнeниe;мapкeтингoвыe плaны и пpoгpaммы; нoвoввeдeния; имидж, peпyтaция и кaчecтвoтoвapoв; cтимyлиpoвaниe cбытa, peклaмa, цeнooбpaзoвaниe;
· финaнcыи yчeт:финaнcoвaя ycтoйчивocть и плaтeжecпocoбнocть; пpибыльнocть и peнтaбeльнocть (пoтoвapaм, peгиoнaм, кaнaлaм cбытa, пocpeдникaм); coбcтвeнныe и зaeмныe cpeдcтвaи иx cooтнoшeниe; эффeктивнaя cиcтeмa yчeтa, в тoм чиcлe yчeтa издepжeк,фopмиpoвaния бюджeтa, плaниpoвaния пpибыли.
Такое делениена сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей ипроизводственной организационных структурах.
Заключениек 1 главе
В наше время внешняя среда изучается не менеетщательно, чем внутренняя. Внешние факторы в совокупности с факторамивнутренней среды оказывают решающее воздействие на функционированиеорганизации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга.Управляющий предприятием должен знать состояние внешней среды и уметь реагироватьна ее изменения, будь то действия конкурентов, изменения технологии и др.,должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одногоиз виду, и принимать верное решение.

Глава 2 Микро- и макро среда предприятия, влияниеих основных факторов на деятельность предприятия
Итак, внешняясреда предприятия — это совокупность активных хозяйствующих субъектов,экономических, общественных и природных условий, национальных имежгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов,действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы егодеятельности.; это внешние по отношению к нему силы: потребители, поставщики,торговые посредники, инвесторы, конкуренты, а также факторы макросреды:социально-демографические, географические, экономические и т.п.
2.1 Основныефакторы микросреды
Как уже былосказано, основная цель любого предприятия — получение прибылей. Основная задачасистемы его управления — обеспечить производство товаров, привлекательных сточки зрения целевых рынков. Однако успех руководства предприятием зависит и отдеятельности остальных его подразделений, и от действий его посредников,конкурентов и различных контактных аудиторий. Микросреда представлена силами,имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательскимвозможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками,конкурентами и контактными аудиториями.
2.1.1 Предприятие
Приразработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга должны учитыватьинтересы прочих групп внутри самого предприятия: высшее руководство, финансоваяслужба, служба НИОКР, службаматериально-технического снабжения, производство, бухгалтерия и т.д. Дляразработчиков маркетинговых планов все эти группы как раз и составляют егомикросреду.
2.1.2 Поставщики
Поставщики — это разные субъектыхозяйствования, деловые организации и отдельные лица, обеспечивающие предприятиюи его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретныхтоваров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять намаркетинговую деятельность предприятия. Нехватка тех или иных материалов,забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и графикотгрузки товаров заказчикам. В краткосрочном плане будут упущены возможностисбыта, а в долгосрочном — подорвано благорасположение к фирме со стороны ееклиентуры.
2.1.3Маркетинговые посредники
Маркетинговые посредники — это организации, помогающие предприятиюв продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентствапо оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
· Торговыепосредники — это деловые организации, помогающие предприятию подыскивать клиентов и/илинепосредственно продавать им его товары. Торговые посредники могут обеспечитьудобство места, времени и процедуры приобретения товаразаказчикам с меньшими издержками, чем смогло бы это сделать само предприятие. Удобствоместа создается торговыми посредниками путем накопления запасов товаров вместах нахождения самих клиентов. Удобство времени создается за счет экспонированияи обеспечения наличия товаров в периоды, когда потребители хотят покупать их. Удобствопроцедуры приобретениязаключается в продаже товара с одновременной передачей права владения им.
· Фирмы-специалистыпо организации товародвижения помогают предприятию создавать запасы своих изделий ипродвигать их от места производства до места назначения. Склады — этопредприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров на пути к ихочередному месту назначения. В число транспортных фирм входят железные дороги,организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой водный транспорт ипрочие грузообработчики, перемещающие товары из одногоместа в другое.
· Агентствапо оказанию маркетинговых услуг — фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства,организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу — помогаюткомпании точнее нацеливать и продвигать ее товары на подходящие для них рынки.
· Кчислу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные, страховыекомпании и прочие организации, помогающие предприятию финансировать сделкии/или страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров. Большинствокомпаний и клиентов не могут обойтись без помощи кредитно-финансовых учрежденийпри финансировании своих сделок. Серьезное влияние на эффективностьмаркетинговой деятельности компании могут оказать повышение стоимости кредитаи/или сокращение возможностей кредитования. С учетом этого компании необходимоналадить прочные связи с наиболее важными для нее кредитно-финансовымиучреждениями.
 
2.1.4Клиенты
Предприятиюнеобходимо тщательно изучать своих клиентов. Оно может выступать на пяти типахрынков:
· Потребительскийрынок — отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личногопотребления.
· Рынокпроизводителей- организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения.
· Рынокпромежуточных продавцов — организации, приобретающие товары и услуги для последующейперепродажи их с прибылью для себя.
· Рынокгосударственных учреждений — государственныеорганизации, приобретающие товары и услуги либо для последующего ихиспользования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров иуслуг тем, кто в них нуждается (оптовые покупатели продукции длягосударственных нужд).
· Международныйрынок — покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей,промежуточных продавцов и государственные учреждения.
 
2.1.5Конкуренты
Конкуренты- соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбытатоваров, за получение наивысшей прибыли. Предприятиям для производстваконкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов,разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Любаяорганизация сталкивается с множеством разнообразных конкурентов:
· Функциональныеконкуренты,т.е. желания, которые потребитель, возможно,захочет удовлетворить (купить транспортное средство или стереосистему).
· Товарно-родовыеконкуренты, т.е. другие основныеспособы удовлетворения какого-либо конкретного желания (купить мотоцикл иливелосипед).
· Товарно-видовыеконкуренты,т.е. прочие разновидности того же товара, способные удовлетворить конкретноежелание покупателя (купить трехскоростной или пятискоростной велосипед).
· Предметныеконкуренты,различные марки одного и того же товара.
Современныеисследователи выделяют три уровня конкуренции:
· Уровеньключевых компетенций — возможность создавать новые виды бизнеса за счеттворческого комбинирования навыков и умений (технологии + обучение + распространениеинформации).
· Уровеньключевых продуктов — возможность быть лидером в разработке новых функциональныххарактеристик и в скорости разработки продукции.
· Уровеньготовых продуктов — конкуренция по цене, издержкам и ощутимому качеству(показателям функционирования), борьба за рыночную долю на сложившемся рынке.
Способностьбыть стабильно в чем-то лучше конкурентов в глазах потребителя называютконкурентным преимуществом. Различают:
· Преимуществанизкого порядка: дешевая рабочая сила, дешевые материальные ресурсы, дешевыездания и оборудование, дешевые финансовые ресурсы, льготно низкие ценыприобретения товара для перепродажи и др.
/>· Преимуществавысокого порядка: уникальная продукция, уникальная технология, уникальныеспециалисты, уникальные связи, уникальные ресурсы, знаменитый брэнд.
 
2.1.6Контактные аудитории
Всостав маркетинговой среды входят и различные контактные аудитории предприятия.Контактные аудитории — это организации, проявляющие реальный или потенциальныйинтерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигатьпоставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании,фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственныеучреждения представительской и исполнительной власти, население и гражданегруппы действий (общественные организации). Контактная аудитория можетлибо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживаниюрынков.
· Благотворнаяаудитория — группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер (например,жертвователи).
· Искомаяаудитория — та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например,средства массовой информации).
· Нежелательнаяаудитория — группа, интереса которой фирма старается непривлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например,гринпис).
Любаяорганизация действует в окружении контактных аудиторий семи типов:
1. Финансовыекруги.Оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом.Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются банки,инвестиционные компании, акционеры.
2. Контактные аудитории средств информации: организации,распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии. В первую очередьэто газеты, журналы, радиостанции и телецентры.
3. Контактныеаудитории государственных учреждений. Руководство должно обязательно учитывать все,что происходит в государственной сфере.
4. Гражданскиегруппы действий. Маркетинговые решения, принятые предприятием, могут вызватьвопросы со стороны организаций потребителей, групп защитников окружающей среды,представителей национальных меньшинств и т.п.
5. Местныеконтактные аудитории. Любая организация имеет дело с местнымиконтактными аудиториями, такими, как окрестные жителии общинные организации.
6. Широкаяпублика. Предприятиюнеобходимо придирчиво следить за отношением широкой публики к своим товарам исвоей деятельности. И хотя широкая публика не выступает по отношению к фирме ввиде организованной силы, образ фирмы в глазах публики сказывается на еекоммерческой деятельности.
7. Внутренние контактные аудитории. К внутренним контактнымаудиториям организации относятся ее собственные рабочие и служащие,добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров. Когда рабочие ислужащие хорошо настроены по отношению к собственному предприятию, ихпозитивное отношение распространяется и на другие контактные аудитории.
 
2.2Основные факторы макросреды
Предприятия иего поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактныеаудитории функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либооткрывают новые возможности, либо грозят организации новыми опасностями. Вмакросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем вмикросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность инепредсказуемость последствий.
 
2.2.1Демографическая среда
Демография — наука, изучающаянаселение с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихсямаркетингом демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынкисостоят из людей. Наиболее существенными демографическими тенденциями могутявляться: мировой демографический взрыв (когда народонаселение растет«взрывными» темпами), снижение рождаемости, старение населения, миграциянаселения, повышение образовательного уровня и др.
Снижениерождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках — детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливатьсвою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего,предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения повозрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. втрудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения.Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путемтехнико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации иавтоматизации производственных процессов.
 
2.2.2Экономическая среда
Общийуровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен,сбережений и доступности кредита. К основным факторам этой среды принадлежат:рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебаниякурса рубля относительно валют других государств, система налогообложения икредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов,уровень и динамика цен, безработица и др.
 
2.2.3Природная среда (Экологические факторы)
Дляприродной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергиии усиление вмешательства государства в процесс рационального использования ивоспроизводства природных ресурсов, удорожание энергии и рост загрязнениясреды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятияпроизводят и предлагают рынку.
· Дефицитнекоторых видов сырья. Например, серьезная проблема возникает в связи с истощением такихневозобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезныеископаемые, а также с использованием возобновляемых ресурсов, таких как лес идр.
· Удорожаниеэнергии.Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возниклав связи с одним из невозобновляемых видов природных ресурсов — нефтью.Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставокнефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменителиэтого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую роль в мировойполитике и экономике.
· Ростзагрязнения среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состояниюприродной среды (отходы химических и ядерных производств, опасный уровеньсодержания ртути в водах морей и океанов, содержание химических загрязнителей впочве и продуктах питания, а также засорение среды бутылками, изделиями изпластмасс и прочими упаковочными материалами, не поддающимися биохимическомуразложению и др.).
 
2.2.4Научно-техническая среда
Научно-техническийпрогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленногопроизводства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные,теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологическиеразработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленноепроизводство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходитобновление материально-технической базы промышленных предприятий, растетпроизводительность труда повышается эффективность производства.
Техническаяи прикладная наука оказалась, пожалуй, наиболее драматичной силой, определяющейлюдские судьбы. Научно-технический комплекс породил такие чудеса, какпенициллин, операции на открытом сердце. Он же одарил мир и такими ужасами, какводородная бомба, нервно-паралитический газ, автомат. Породил он и такиепротиворечивые блага, как автомобиль, телевидение. Отношение кнаучно-техническому комплексу зависит от того, восхищается ли человек егочудесами или скорее поражается его грубыми промахами. Любое научно-техническоеновшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегдаудается предвидеть. Фирмы должны внимательно следить за ведущими тенденциями врамках научно-технического комплекса.
 
2.2.5Политическая среда
Напроизводственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываютсясобытия, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовыхуложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которыеоказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничиваютсвободу их действий в рамках общества. Внезапные изменения в политическойситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, кповышению ресурсных затрат, потере прибыли.
 
2.2.6Культурная среда
Людирастут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности инормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение,определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. Напринятии маркетинговых решений могут сказаться следующие особенностикультурного уклада:
· Стойкаяприверженность основным традиционным культурным ценностям. В рамках конкретногообщества люди придерживаются множества взглядов и ценностей. Для основныхвзглядов и ценностей характерна высокая степень устойчивости. Основныетрадиционные взгляды и ценности передаются от родителей к детям и подкрепляютсядеятельностью основных институтов общества — законами, церковью, системойпредпринимательства и государственной властью. Второстепенные верования иценности подвержены изменчивости в большей степени. У занимающихся маркетингоместь некоторые шансы добиться изменения вторичныхценностей, но почти никаких шансов добиться изменения первичных.
· Субкультурыв рамках единой культуры. В любом обществе существуют субкультуры, т.е. группы людей собщими системами ценностей, возникших в результате общности их жизненного опытаили обстоятельств. Деятель рынка может выбрать ту или иную субкультуру вкачестве целевого рынка, основываясь на нуждах ихарактеристиках покупательского поведения ее сторонников.
· Временныеизменения вторичных культурных ценностей. Несмотря на значительную стабильность первичныхценностей, в культурной среде все же происходят изменения. Подумайте, какоевоздействие оказали, скажем, хиппи, «Битлс», ЭлвисПресли и прочие герои культурной сферы на прически, манеру одеваться иотношения молодежи к вопросам пола. Деятели рынка кровно заинтересованы впредугадывании культурных сдвигов для своевременного выявления новыхмаркетинговых возможностей. Основные культурные ценности общества находятвыражение в отношениях людей к самим себе, к другим, к бытующим в обществеинститутам, обществу в целом, природе и мирозданию.
 
2.2.7 Международная среда
Если ранеесчиталось, что международная среда является объектом внимания только техорганизаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировомсообществе затрагивают практически все предприятия. В современном миреприсутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границымежду бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации,все большее влияние имеют международные экономические и политическиеорганизации.
Руководствофирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать иконтролировать изменения в этой среде. В последние годы усилилась конкуренциясо стороны иностранных фирм на российском рынке и опасность вытесненияроссийских производителей иностранными.
В этой средедействуют международные факторы, к которым можно отнести интернационализациюмировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, ростэкономической мощи отдельных государств, становление международной финансовойсистемы, более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти отторговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственныевозможности других стран, открытие новых крупных рынков и др., оказываютвлияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Международныеделовые операции отличаются исключительным разнообразием. Различия междуоперациями связаны, в первую очередь, с тем, что именно пересекает государственнуюграницу (товар, услуга, информация, фактор производства). Не менее важно, какименно осуществляются управленческие воздействия на деловые операции за рубежом(пассивное воздействие, через независимых партнеров, посредством владениязарубежными предприятиями).
Эффективноеуправление разнообразными международными деловыми операциями очевидно требуетиспользования некоторой их классификации. Разные авторы предлагают огромноемножество классификаций международных деловых операций (в прежней отечественнойтерминологии — форм внешнеэкономической деятельности). По мнению А.Г.Медведева, первым уровнем классификации могут служить следующие три классаопераций:
=международные коммерческие операции;
= операции международногонаучно-производственного сотрудничества;
= операции врамках международной институциональной интеграции.
Международныйменеджер, вовлеченный в процесс принятия решения об осуществлении тех или иныхделовых операций, использует часто различные приемы при подготовке решения иосуществлении этих операций. В частности, могут различаться:
= способыведения контрактной работы (конъюнктурные исследования, характер веденияпереговоров с зарубежными партнерами и др.);
= способыэкономической оценки целесообразности осуществления операций (методическиеприемы проведения финансовых обоснований, оформления кредитных заявок и т. д.);
= характерформируемых организационных структур, уровень бюрократизма, степеньцентрализации (или децентрализации) управления и ответственности локальныхменеджеров.
 
Заключениек 2 главе
 
Вцелом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом.
1. Существуетвзаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одногофактора будет действовать на другие.
2. Средапредставлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих наорганизацию, что показывает ее сложность.
3. Средахарактеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.
4. Большоеколичество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точностьинформации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенностьсреды и усложняет процесс принятия решений.

Глава 3 Влияние фактороввнешней среды на деятельность предприятия на примере ОАО «Татнефть»
 
3.1 Общие сведения оборганизации
Компания«Татнефть» – одна из крупнейших в нефтегазовом комплексе России. Основнаядеятельность компании «Татнефть» осуществляется на территории РоссийскойФедерации. Компания является холдинговой структурой, в состав которой входятнефтегазодобывающие управления, нефтегазоперерабатывающие, нефтехимическиепредприятия, а также предприятия и сервисные производства, реализующие нефть,продукты нефтегазо-переработки и нефтехимии. Ежегодный объем добычи нефтиКомпанией составляет более 25 миллионов тонн, газа – более 700 миллионов м3. Однимиз основных приоритетов Компании является охрана окружающей среды и обеспечениепоизводственной и промышленной безопасности. Важнейшей составляющейдеятельности Компании «Татнефть» является совершенствование и разработка новыхметодов нефтедобычи. Развитие прогрессивных наукоемких технологий, а такжеувеличение объемов и видов предоставляемых высокотехнологичных производственныхуслуг укрепляет инновационный потенциал Компании и обеспечивает одно иззначимых конкурентных преимуществ ОАО «Татнефть» в отрасли. Уставный капитал«Татнефти» составляет 2 млрд 326 млн 199 тыс. 200 руб. и разделен на2 млрд 178 млн 690 тыс. 700 обыкновенных и 147 млн 508 тыс. 500привилегированных акций номиналом 1 руб. номинальными держателями акций «Татнефти»являются ОАО «Центральный депозитарий Республики Татарстан»(33,5956%), ИНГ Банк (Евразия)/ИНГ Депозитарий (23,5082%), ЗАО«Депозитарно-клиринговая компания» (22,9939%), ЗАО«Райффайзенбанк Австрия» (6,4%).

3.2Место компании в отрасли
 
ОкружениемКомпании по сегментам нефтяного бизнеса являются ведущие российские нефтяныекомпании, осуществляющие свою деятельность в России: ОАО «ЛУКойл», ОАО«Сургутнефтегаз», ОАО «Сибнефть», ОАО «ТНК-ВР» и другие. В нефтехимическомсекторе компания конкурирует нарынках шин России и СНГ, главным образом сдругими российскими производителями шин, такими как ярославский, омский(«Сибур»), воронежский («Амтел») заводы.
К факторам,обеспечивающим высокую конкурентоспособность, относятся:
· развитиесобственных нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств
· применениепрогрессивных технологий, обеспечивающих рентабельность разработки запасов ивысокий уровень нефтеотдачи месторождений ОАО «Татнефть» при сохраненииконкурентоспособного уровня затрат
· наличиев структуре холдинговой компаний сервисных подразделений, занимающихсягеологоразведкой, бурением, строительством скважин, транспортым обеспечением,машиностроением и научными исследованиями, что повышает эффективностьуправления и контроль над капитальными и операционными затратами.
 
3.3Влияние микро- и макро средына предприятие
Изучениенепосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния техсоставляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственномвзаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что предприятие может оказыватьсущественное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самымоно может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и впредотвращении появления угроз его дальнейшему существованию.
ОАО «Татнефть»- шестая по объему добычи нефтяная компания в РФ. Организация является одной изкрупнейших нефтедобывающих компаний России. Объемы добычи компании достаточностабильны. По итогам 2007 года доля компании составила 5.2% всей добытой встране нефти или 25736 тыс. т. ОАО «Татнефть» являетсявертикально-интегрированной компанией. В состав холдинга входятнефтегазодобывающий комплекс, нефтегазоперерабатывающие и нефтехимическиепредприятия, сбытовые, банковские, страховые и сервисные компании. Основным направлениемдеятельности Татнефти является добыча нефти. Кроме того, компания занимаетсягеолого-разведочными работами, переработкой нефти, сервисным обслуживаниемнефтедобывающего производства, реализовывает нефтепродукты через собственнуюсеть из более 560 автозаправочных станций и комплексов в России и наУкраине, выпускает металлопластмассовые трубы, автомобильные шины,синтетические моторные масла, и другую продукцию. В рейтинге «Ведущиепредприятия РФ», подготовленным РА АК&M по итогам 2006 года, Татнефтьзанимает 18 место. Компания поддерживает свободную конкуренцию ипредпринимательство, проводит справедливую открытую политику в отношенииконкурентов, руководствуясь законами, регулирующим конкуренцию, и, в частности,антимонопольным законодательством.
Никто из сотрудников компании не может вести деятельность, противоречащуюантимонопольному законодательству. В сложных случаях, касающихся этическихаспектов взаимодействия с конкурентами, следует обращаться в ПравовоеУправление Компании.
К факторам,ограничивающим рейтинговую оценку Татнефти, можно отнести то, что, несмотря наопределенную диверсификацию деятельности, Татнефть как и другие нефтяныекомпании существенно зависит от мировойконъюнктуры рынка нефти. В последние годы цены на нефть, несмотря навосходящий тренд, отличаются высокой волатильностью, что отражается и наустойчивости доходов компании. Негативным для компании фактором является отсутствие существенных мощностей для переработкинефти. Татнефть несет достаточно значительные потери в сравнении сконкурентами из-за отсутствия возможностей продавать собственные нефтепродуктыв сопоставимых с объемами добычи величинах. В качестве сдерживающего рейтингТатнефти фактора выступает и ограниченнаяресурсная база компании. Месторождения Татнефти характеризуютсявысоким уровнем выработанности запасов (месторождения выработаны более чем на80%). Запасы компании составляют более 800 млн. т и постепенно снижаются. Врезультате компания ограничена в объемах добычи, несмотря на благоприятнуюрыночную конъюнктуру. Кроме того, сохранение текущего уровня добычи, а такжеприобретение и освоение новых месторождений требуют значительных инвестиций,что может отразиться на долговой нагрузке Татнефти. Добываемая компанией нефтьхарактеризуется высокой сернистостью, что в целом свойственно для Поволжского иУральского регионов. В результате увеличивается стоимость добычи и переработкинефти, что приводит к потерям доходов компании. Специфика деятельности компаниипредполагает высокую зависимость отэкономической политики государства. Татнефть работает в отрасли,характеризующейся значительной налоговой нагрузкой и высоким уровнемадминистративного регулирования. Кредитоспособность компании в весомой мерепредопределяется действиями регулирующих органов. Законодательные и прочиеизменения в данной части могут существенно отразиться на кредитоспособностиТатнефти.

Заключение
 
Надеятельность любого предприятия влияют внутренняя и внешняя среда. Внутренняяпредставлена теми направлениями, которые функционируют на предприятии –производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет. Навсе это в свою очередь влияют управленческие решения, которые принимаются сучетом внешней среды, имеющей как прямое, так и косвенное воздействие. Прямоеосуществляется факторами микросреды, косвенное – факторами макросреды. Кфакторам микросреды (прямого влияния) относятся поставщики, маркетинговыепосредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории. В макросреде таковымиявляются демографические факторы, экономические, природные и экологические,научно-технические, политические, факторы культурной и международной сред.
Для слаженнойработы предприятия, для принятия наиболее выгодных решений, предотвращения иустранения возможных угроз управляющий всегда должен брать во внимание ианализировать состояние как внутренней, так и внешней среды.

Списокиспользованной литературы и ресурсов Интернета
 
Монографии
1.  Коренченко Р.А. Теорияорганизации: Учебное пособие. — ПГУ, 1998.
2. АнсоффИ. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.
3.  Круглов В.В. Конкуренция:Учебное пособие. – М.: Проспект, 2004.
4.  Организационная структурапредприятий (бизнеса): Учебник. Под ред. Кошкина В.И. – М.: Экмос, 2002.
5.  Организация производстваи управление предприятием. – М.: ИНФРА, 2003.
6.  Т.В. Яркина, Основыэкономики предприятия: Учебное пособие
7.  Т.А.Фролова, Экономика предприятия: конспект лекций, Таганрог:Изд-во ТРТУ, 2005
Ресурсы Интернета
1.  www.inventech.ru — Внешняя среда и ее влияние на организацию.
2.  www.ecsocman.edu.ru — Внешняя среда бизнеса, А.Н.Дятлов, М.В.Плотнико.
3.  www.tatneft.ru – ОАО«Татнефть».

Приложение
/>
Рис.1.
/>
Рис.2.
/>
Рис.3.
/>
Рис. 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.