СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. Анализ факторов внешней среды организации. 6
1.1. Классификация факторов внешней среды… 6
1.2. Методы исследования внешней среды… 14
1.3. Анализ неопределенности среды исследования. 17
Глава II. Факторы влияния внешней среды в деятельностиадминистрацией Кировского района. 20
2.1. Определение компонентов внешней среды… 20
2.2. Функциональная деятельность в условиях сложнойнестабильной среды 32
2.3. Воздействие внешней среды на структуру управления. 37
Заключение. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 48
ПРИЛОЖЕНИЕ. 51
/>ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заявленной темы определяется динамичностьюформирования факторов, влияющих на эффективное развитие организации икачественную разработку и принятие управленческих решений.
Организация должна отражать состояние внешней среды. Воснове се построения лежат предпосылки экономического, научно-технического,политического, социального или этического характера. Организация должнасоздаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должны обеспечиватьсявклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам вдостижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не можетбыть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды,оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижениюее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.
В российских условиях смысл этого требования многократновозрастает. Это обусловлено, во-первых, возрастающей сложностью системныхсвязей среды, в которой действуют органы государственного управления, растущейвзаимной зависимостью различных сфер общественной жизни — экономической,политической, идеологической, и структур, прежде всего, структур гражданскогообщества. Отсюда следует, что современные руководители системы государственногоуправления должны владеть широким спектром методов анализа внешней среды. Во-вторых,спецификой проблем, текущих и перспективных (стратегических) задач современногороссийского общества, в частности таких как развитие демократии, общественнойактивности и управления, повышение эффективности управления социальнымипроцессами, реформирование различных сторон общественной жизни и многие другиенасущные проблемы развития российской государственности современных методовпринятия решений, планирования, осуществления принятых решений и контроля всехстадий этого процесса
Эффективное принятие решений необходимо для выполненияуправленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованныхобъективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путемиспользования научного подхода к данному процессу, моделей и количественныхметодов принятия решений.
Образ внешней среды в сознании руководителя определяется егопрошлым опытом, образованием, функциональными обязанностями и местом вструктуре организации, которое он занимает. Прошлый опыт заставляетруководителей отмечать, прежде всего, те изменения в среде, которые когда-то, вего личной практике, приводили к значительным последствиям — успехам илипровалам. Функциональные обязанности руководителя или сфера его деятельноститребуют от него более пристального внимания к одной определенной группефакторов в ущерб другим.
Анализ внешнего воздействия с применением современныхнаучно-практических методов позволяет нивелировать большинство негативныхфакторов внешней среды организации: производительности труда, текучести кадрови других определяющих показателей.
Тем не менее, в современной России этим проблемам уделяетсязаметно мало внимания. Это же касается и сферы государственного управления, вкоторой осуществляет свою деятельность администрация Кировского района.
Для любой организации необходимо четкое планированиедеятельности. Для решения организационных проблем и использования преимуществстремительных перемен, руководители должны разрабатывать планы, ориентированныена длительный временной промежуток, а также краткосрочные планы с тем, чтобыорганизации могли двигаться к достижению своих целей.
Планирование является важнейшим этапом и процессауправления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболееэффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и системупоказателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
Проблема влияния внешних факторов на эффективность работыадминистрации Кировского района весьма актуальна, поскольку сейчас вводитсямного новых нормативных актов, динамично меняется правовое и политическоесознание, развиваются технологии, очень важно в работе администрации определитькомпоненты внешней среды для более эффективной работы и принятия управленческихрешений, которые способствовали развитию благополучия Кировского района, и всегогорода в целом.
В настоящее время важнейшей задачей в областисовершенствования организационной деятельности является разработка изакрепление форм и порядка осуществления такого взаимодействия организации ивнешней среды предприятия, которое будет способно обеспечить её полноценноефункционирование, максимальную реализацию миссии организации.
Объектом дипломного исследования являются факторы внешнейсреды организации.
Предмет исследования – анализ факторов влияния внешней средына деятельность администрацией Кировского района
Целью работы является изучение воздействия внешней среды наорганизационную деятельность в современных условиях.
Для решения поставленной цели сформулированы следующиезадачи:
анализ методов исследования внешней среды организации;
анализ процесса взаимодействия администрации снепосредственным окружением;
изучение характера внешнего воздействия на структурурайонной администрации;
определение воздействия компонентов внешней среды надеятельность администрации Кировского района.
Теоретическую основу дипломного проектирования составилитруды таких авторов как Миронов В.В., Зуб А.Т. «Принципы принятия решенийв системе федеральных органов исполнительной власти», Сорина Г.В. «Принятиерешений как интеллектуальная деятельность», Зотов В.Б. «Муниципальноеуправление», Михайлов Ф.Б. «Управление персоналом: классическиеконцепции и новых подходы». Также необходимы материал был почерпнут изсборника статей под редакцией О.С. Виханского «Менеджмент: век XX» идругих авторов.
/>/>/>ГЛАВА I. Анализ фактороввнешней среды организации
/> 1.1. Классификация факторов внешней среды
Основные факторы или элементы внешней среды, воздействующиена поведение организации, подразделяются на четыре большие группы: политическиеи правовые, экономические, социальные и культурные, технологические. Онипредставляют части комплексного анализа среды, являются взаимосвязаннымиэлементами.
Государство оказывает влияние на организацию: черезналоговую систему; государственную собственность и бюджет; законодательные акты.
Организации обязаны соблюдать требования государственныхорганов, которые представляют собой комиссии по торговле, лицензированию,квотированию, ценным бумагам, управление по надзору за качеством и охранойтруда, а также окружающей среды. На организации оказывают влияние местныеорганы власти: выдвигают требования приобретения лицензий, ограничиваютвозможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами [8].
Совокупность факторов внешней среды классифицируется погруппам: факторы макроокружения – политические, экономические, социальные,культурные, технологические; непосредственного окружения – законы, органыгосударственного управления, потребители услуг, трудовые ресурсы, материалы и т.д.
Политические факторы — намерения органов государственнойвласти в отношении развития общества и средства, с помощью которых государствонамерено проводить в жизнь свою политику. Действия правительства могутпроявляться в виде: налогообложения доходов корпораций; установления налоговыхльгот или льготных торговых пошлин; законодательства по защите потребителей,контролю цен и заработной платы. Организация должна знать базовыехарактеристики политической системы: какая идеология определяет политикуправительства; насколько стабильно правительство; насколько оно в состояниипроводить свою политику; какова степень общественного недовольства и насколькосильны оппозиционные политические структуры.
Этот элемент или подсистема окружающей обстановки являетсяареной борьбы организаций и групп интересов (стейкхолдеров) за ресурсы, должноевнимание со стороны органов власти к перспективам развития отрасли и конкретныхкорпораций, за составление законопроектов и их прохождение в ФедеральномСобрании и за принятие подзаконных актов, способствующих успешному бизнесукомпаний. Он также демонстрирует, как другие организации пытаются повлиять направительство и как в действительности правительство влияет на них. Подверженныйпостоянным изменениям, этот элемент воздействует на конкуренцию. По этойпричине организации должны тщательно анализировать политику и философиюгосударства. Антимонопольное законодательство, налоговое законодательство,отрасли промышленности, выбранные для дерегулирования, или наоборот, которыепредполагается взять под больший контроль со стороны государства,законодательство об обучении работников, а также уровень обязательств поотношению к образовательным учреждениям являются теми областями, в которыхгосударственная политика может оказывать воздействие на общий ход деятельностии производительность отраслей промышленности [28].
Различные факторы законодательного и государственногохарактера могут ограничивать деятельность организации и влиять на уровеньсуществующих возможностей и угроз. Национальные и иностранные правительствамогут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности,источниками субсидий, работодателями и покупателями. Некоторые организации, вбольшой степени зависят от правительственных контрактов и субсидий. Это можетозначать, что для данных организаций оценка политической обстановки может бытьнаиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляетсячерез детализацию политических и правовых факторов, воздействующих наорганизацию. Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, мы жевыделим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа среды.
Политические и правовые факторы могут быть представленыследующим образом:
Изменения в налоговом законодательстве
Расстановка политических сил
Отношения между деловыми кругами и правительством
Патентное законодательство
Законодательство об охране окружающей среды
Правительственные расходы
Антимонопольное законодательство
Денежно-кредитная политика
Государственное регулирование
Федеральные выборы
Политические условия в иностранных государствах
Размеры государственных бюджетов
Отношения правительства с иностранными государствами
Социокультурные факторы: установки, жизненные ценности итрадиции общества; демографическая обстановка; отношения организации с местнымнаселением; отношение людей к работе и качеству жизни; рост населения; уровеньобразования; мобильность людей и т.п. Данная группа факторов оказывает влияниена формирование спроса населения; трудовые отношения; уровень заработной платы;условия труда; имидж фирмы; услуги предприятия. Социокультурные факторыизменяются медленно, но эти изменения приводят к существенным изменениям вокружении организации и оказывают наибольшее влияние на формированиепотребительских предпочтений [26].
Благополучие национальной экономики оказывает решающеевлияние на эффективность деятельности частных фирм и отраслей промышленности. Поэтомуразработчики стратегии тщательно изучают экономическую внешнюю среду, чтобыопределять происходящие перемены, новые тенденции, и их стратегическиепоследствия. Существует множество экономических факторов, которые могутвоздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит,какое влияние оказывает курс обмена валют, сколько придется заплатить налогов имногие другие. На способность организации оставаться прибыльнойнепосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики,стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будетопределять уровень возможностей достижения организациями своих экономическихцелей. Плохие экономические условия окажут влияние на спрос на товары и услугиорганизаций, а более благоприятные могут обеспечить простор для роста,
Основные экономические факторы могут быть представленыследующим образом.
Ставки процента
Инфляция
Структура потребления и ее динамика
Ставки денежного рынка
Экономические условия в иностранных государствах
Показатели торгового баланса
Изменение спроса
Денежно-кредитная и финансовая политика
Тенденции на фондовой бирже
Уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста
Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсови способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Изучениесостояния экономики основывается на анализе величины валового национальногопродукта; темпов инфляции; уровня безработицы; процентной ставки; производительноститруда; норм налогообложения; платежного баланса; норм накопления; общего уровняэкономического развития; добываемых природных ресурсов; климата; типа и уровняразвитости конкурентных отношений; структуры населения; уровня образованностирабочей силы; величины заработной платы и т.д. На одни организации конкретныеизменения в состоянии экономики могут оказать положительное воздействие, надругие — отрицательное.
Международное окружение характеризуется высокой сложностью,так как экономика, культура, количество и качество трудовых и материальныхресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность,уровень технологического развития разнятся от страны к стране [19]. Выделяютследующие формы международного взаимодействия: посреднические службы или экспортныеотделы для координации экспорта, которые будут облегчать заключение сделок синостранными покупателями; лицензирование; создание совместных предприятий; многонациональныекорпорации.
Социальные, культурные, демографические и географическиефакторы формируют стиль жизни, работы, потребления и оказывают значительноевоздействие практически на все организации. Новые тенденции создают типпотребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах,других стратегиях организации.
Технологический элемент среды как системы включает в себяорганизации и деятельность, связанные с появлением новых знаний и ихприменением на практике, в результате чего и появляются новые продукты,технологии, материалы [7].
Влияние технологических факторов часто столь очевидно, чтоих считают основным двигателем производственного — и шире — социальногопрогресса. Революционные технологические перемены и открытия последнихдесятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение вповседневную жизнь человека компьютером, новые виды связи, транспорта, оружия имногое другое, представляют серьезные возможности и угрозы, которые менеджерыдолжны осознавать и оценивать их воздействие. Некоторые новшества могут каксоздавать новые отрасли промышленности, так и закрывать старые. Хороший пример- изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловыегрампластинки, подобные подмосковному Апрелевскому, закрылись илиперепрофилировались, а их рыночную нишу поделили между собой множествонебольших производств аудио-дисков. Так как технологические измененияпроисходят очень быстро, фирме чрезвычайно важно тщательно научать различныеэлементы технологического сегмента. Многие производители автомобилей, например,могут проявлять интерес к последним достижениям в области дизайна Mazda Corp. ипроизводить собственные сходные товары, «дружески» заимствуя опыткорпорации. Подобные достижения подтверждаются, например, тем, как компанияпытается усовершенствовать двигатель на водородном топливе.
Воздействие технологических факторов можно оценивать какпроцесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологическиеперемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта,поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новыетехнологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но ина другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовкаперсонала для работы с новыми технологиями, или проблема увольнения избыточнойрабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, болеепроизводительных технологических процессов), или, например, на маркетинговыеслужбы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видовпродукции.
Важность прогнозирования внешнего окружения (иногданазываемое аудитом внешнего окружения) возрастала за последние 15 лет по меретого, как организации расширяли горизонт прогноза, включая анализ причинныхфакторов.
Для того, чтобы изменить атмосферу в организациях,препятствующую единению людей, различающихся в культурном, этническом,образовательном отношении, по половому признаку, в некоторых компанияхменеджеры высшего звена проводят тренинги, связанные с развитием лидерскогопотенциала женщин и этнических меньшинств. Для устранения вероятностивозникновения труднопреодолимых барьеров в организации, может потребоватьсяизменение ее структуры и практики менеджмента, а для эффективного управления внеоднородной среде могут потребоваться специальные навыки. Эти усилия поразвитию навыков управления в неоднородной среде повышают эффективностькомпаний [20].
После того как собранная информация будет оценена, возникшиевопросы обсуждаются на встречах с руководством, задачей которых являетсяопределение возможностей и угроз и, что особенно важно, разработка базовыхпоказателей эффективности доя действий в соответствии с выявленнымивозможностями и угрозами. Руководители высшего звена определяют приоритет этихпоказателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, которыйпередается в подразделения и распространяется в организации [7].
Если рассматривать факторы как частные показатели объектаили процессов, протекающие в системе и оказывающие влиянию на функцию, тоуправленческие факторы могут определять показатели качества и ресурсоемкостипродукции, организационно-технический уровень производства, уровень социальногоразвития коллектива, связи с внешней средой.
Составляющими элементами системы управления являются цели истратегии развития организации, состояние системы менеджмента, качество работ,состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, наличиекапитала и рабочей силы, уровень цен и инфляции, доходы потребителей,финансовая и налоговая политика правительства.
В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческогорешения могут отличаться не по всем факторам. Но чем меньше учтенных факторов,тем меньше точность прогноза эффективности инвестиций [11].
Научно-технический прогресс отражает уровеньнаучно-технического развития, который воздействует на организацию в числеосновных факторов внешней среды.
Научно-технический прогресс влияет: на способы собирания,хранения и распределения информации; появление новых услуг, которые ожидаютпотребители от организации.
Совокупность факторов внешней среды характеризуетсяследующими особенностями:
— сложность как число факторов, на которое организациявынуждена реагировать;
— взаимосвязь как сила, в которой изменение одного факторавоздействует на другие факторы;
— подвижность как скорость, с которой происходит изменения вокружении организации.
При исследовании взаимодействия «Система – внешняясреда» важно учитывать насколько открытой является система.
В менеджменте выделяют два основных типа систем: закрытая иоткрытая.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Еедействия независимы от среды, окружающей систему. Открытая системахарактеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешнейсредой.
Все факторы влияния внешней среды должны подвергатьсятщательному исследованию и рассматриваться с точки зрения их влияния наэффективность на организационной деятельности.
/>/>1.2. Методы исследования внешней среды
Методы исследования внешней среды предполагают изучениесреды, как целого, так и отдельных ее элементов [23].
Один из способов анализа окружающей среды и ее влияния наорганизацию состоит в разделении всех факторов среды на две части: прямого икосвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия оказывают непосредственноевлияние на операции организации и испытывают на себе влияние операцийорганизации.
В среди прямого воздействия можно выделить две группыфакторов: входные – законы, государственные органы, трудовые ресурсы, капитал,материалы и т.д.; выходные – средства рекламы, потребители и т.д.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы,которые не могут оказывать прямого немедленного воздействия на операцииорганизации, тем не менее, сказываются на них. Это такие факторы какгеополитические, политические, состояние экономики, научно-технический прогресси социокультурные.
Выделяются также следующие методы исследования внешней среды:сканирование, мониторинг, предвидение, оценка.
Сканирование представляет собой изучение всех сегментов общегоокружения. Путем сканирования фирмы идентифицируют вероятные изменения в общемокружении на ранних стадиях, а также обнаруживают начавшиеся перемены в нем. Впроцессе сканирования аналитики, как правило, работают с информацией и данными,которые являются двусмысленными, неполными и бессвязными.
В процессе мониторинга аналитик исследует изменения вовнешней среде на предмет выявления важных тенденций. Ключевым моментом дляэффективного мониторинга является выявление единого значения из различных ситуацийво внешней среде. Например, возникшая тенденция к уделению большего вниманияпроблемам образования может являться результатом изменений в федеральном игосударственном финансировании образовательных учреждений, изменений требованийк окончанию средней школы и изменений в образовательных программах среднейшколы. Аналитики определяют, являются ли эти различные явления показателямиединой тенденции и, если да, то устанавливается необходимость в изучениидополнительной информации и данных для проведения мониторинга.
Сканирование и мониторинг связаны с явлениями в общемокружении в данный монет времени [10]. На базе данных этих мероприятий,выявляющих перемены и тенденции, аналитик, переходя на этап предвидения, делаетпрогнозы вероятного хода событий и скорости их наступления. Например, аналитикможет предсказать, сколько времени потребуется для того, чтобы новая технологиядостигла своего рынка. Или он может определить продолжительность времени,которое потребуется для различных процедур корпоративного тренинга дляпредполагаемых изменений в составе рабочей силы, или же предсказать, как скорогосударственная политика налогообложения изменит модель потребительскогоповедения [27].
Методы предвидения учитывает влияние на развитие предприятияосновных факторов переменной внешней среды. Наиболее простым и распространеннымметодом предвидения является метод экстраполяции, когда опытным путем иблагодаря интуиции специалистов определяются динамика, основная тенденцияразвития предприятия по важнейшим показателям и составляются эмпирическаямодель будущего и система основных целей. В советское время составление планазачастую сводилось к тому, что вышестоящая организация «спускала»предприятию показатели роста производства в процентах по основным направлениямдеятельности и после ритуальных стенаний одной стороны и начальственных окриковдругой план принимался к безусловному исполнению. При подкупающей простотеметода экстраполяции такой способ планирования оправдывает себя только пристабильности внешней среды, неизменности организационной структуры управления ина короткие плановые периоды [30].
Метод экспертных оценок основывается на заключениях ипрогнозах опытных, авторитетных специалистов. Единая плановая позицияобсуждается и обобщается на специальных совещаниях и утверждается руководителемпредприятия или советом директоров. Различные методы экономико-математическогомоделирования позволяют на основе алгоритмизации и программирования данныхэкстраполяции, экспертных оценок и учета важнейших переменных факторов провестипо заданным критериям оптимальности и имеющейся системе ограничениймноговариантный анализ ситуации и предложить для реализации наилучший вариантплана. Научная обоснованность и оптимальность этого метода планированияочевидны, а имеющаяся на подавляющем большинстве предприятий современнаякомпьютерная техника и программное обеспечение создают" необходимыепредпосылки для широкого применения методов экономико-математическогомоделирования [16].
Целью этапа оценки является определение временных рамок изначимости воздействия перемен и тенденций во внешней среде на стратегическийменеджмент фирмы. При помощи сканирования, мониторинга и предвидения аналитикив состоянии попять общее окружение. Заглядывая вперед, задача этапа оценкисостоит в формулировке и применении соответствующих выводов для организации. Безоценки такого рода, аналитик работает с данными, которые интересны, нопрактически не пригодны [14].
Итак, методы исследования внешней среды позволяют определятьизменения и новые тенденции во внешней среде на самой первой стадии ихпроявления, наблюдать и выявлять значимость уже происходящих перемен иактуальных тенденций развития во внешней среде, разрабатывать проекты,направленные на достижение определенных результатов, опирающихся на перемены итенденции, выявленные в ходе мониторинга, а также устанавливать временные рамкии определять важность для стратегии организации и ее менеджмента изменений итенденции во внешней среде [22]. /> 1.3. Анализ неопределенности среды исследования
Организации стараются получить представление онеопределенных условиях своего существования посредством анализа, пытаясьсвести многочисленные факторы обстановки к модели, которая будет понятной исогласно которой можно действовать [13].
Очевидно, что обстановка, с которой сталкиваютсяорганизации, не одинакова. Различной конкретной обстановке соответствуютразличные уровни неопределенности. Эти различные уровни могут бытьклассифицированы на основе анализа двух характеристик:
степени простоты или сложности обстановки
степени стабильности или нестабильности (динамичности) событий.
Неопределенность внешней обстановки возрастает с увеличениемдинамичности или же с усложнением ее условий. Степень динамичности внешнейсреды определяется темпом и частотой изменений. Показатели сложности инестабильности внешней среды по-разному воздействует на организационноеповедение отдельных функциональных подразделений организации.
Измерение по принципу «простая — сложная» средаимеет отношение к количеству и несхожести внешних элементов, связанных сдеятельностью организации: в сложной внешней среде взаимодействует множестворазличных внешних элементов, оказывающих влияние на организацию [9].
Сложность может возникать из различий в элементах внешнейсреды, с которыми сталкивается организация (например, международнаяорганизация, работающая во многих странах), а также быть результатом суммызнаний, необходимых чтобы справиться с воздействием обстановки (например,требование к аэрокосмической компании).
В сложной среде действуют и администрации городских районов./>
Измерение неопределенности внешней среды по принципу «стабильная- нестабильная» имеет отношение к темпам изменения внешней среды.
Состояние простая — стабильная среда характеризуется низкойнеопределенностью. Организация сталкивается с обстановкой, которую несложнопроанализировать и в которой не происходит значительных изменений. Если внешняяобстановка организации простая и стабильная, то целесообразно проанализироватьее воздействия в прошлом, поскольку можно ожидать, что выявленные в результатезакономерности будут иметь место и в будущем.
В простой и нестабильной внешней среде происходит дальнейшеевозрастание уровня неопределенности. Хотя у организации может быть всегонесколько внешних факторов воздействия, их изменения трудно предсказуемы и онинеожиданно реагируют на инициативы организации. Действующие в этом сектореорганизации сталкиваются с постоянно меняющимися предложением и спросом.
В связи с высоким уровнем динамичности ситуации на рынкетруда прогнозирование результатов работы осложнено. Проблемы оценки менеезначительны, вследствие небольшого количества действующих элементов.
Состояние сложная — стабильная среда представляет болеевысокий уровень неопределенности. При внешнем аудите необходимо учесть большоеколичество факторов, проанализировать их и оценить их воздействие наэффективность организации. Однако в подобной среде внешние факторы не меняютсябыстро или неожиданно. Имеется большое количество внешних элементов, но, хотяони и меняются, перемены относительно постепенны и предсказуемы [18].
В состоянии сложная нестабильная среда на организациювоздействует большое количество внешних факторов, они часто изменяются и резкореагируют на инициативы организации. Когда одновременно меняются несколькофакторов, внешняя среда становится бурлящей, или как ее называют турбулентной. Этонаименее благоприятное состояние внешней среды для деятельности службыперсонала. Оно делает процесс кадрового планирования чрезвычайно трудным.
Прогнозировать кадровые изменения сложно из-за высокогоуровня комплексности проблем, затруднений со сбором информации и невозможностиосновываться на прошлых тенденциях. Управление персоналом, его планированиечрезвычайно осложнено из-за циклических изменений потребности в персонале инестабильности рынка рабочей силы. Оценить информацию очень трудно вследствиебольшого количества включенных переменных.
Таким образом, как видно из представленного, существуетмножество факторов среды, которые влияют на организацию, и эффект воздействиякоторых на организацию может быть не совсем явным. Для того чтобы оставатьсяэффективными, организации должны противостоять неопределенности обстановки.
Под неопределенностью мы подразумеваем то, что зачастуюрешения приходится принимать без достаточной информации о факторах среды, ируководителям, принимающим решения, трудно предсказать внешние изменения. Неопределенностьобстановки повышает риск провала стратегии организации и затрудняет расчетзатрат и вероятностей рисков, связанных с альтернативными стратегическиминаправлениями.
/>/>/>Глава II. Факторы влияниявнешней среды в деятельности администрацией Кировского района
/> 2.1. Определение компонентов внешней среды
Каждый уровень власти обладает собственной исключительнойкомпетенцией. Государственная целостность, единство системы государственнойвласти, с одной стороны, и разграничение предметов ведения и полномочий – сдругой, являются основами федеративного устройства России. Организационноепостроение и функции исполнительной власти непосредственно предопределяются системойцелей государственного управления. Каждый уровень является открытой системой,имеет вход и выход, зависит от внешней среды.
Степень влияния политико-правовых факторов проявляется в том,что администрация района осуществляет решение всех задачсоциально-экономического развития района в пределах своей компетенции, повопросам осуществления отдельных государственных полномочий в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральнымзаконодательством, системой муниципальных правовых актов.
Приходится констатировать наличие коэффициента, усиливающегосложность и нестабильность среды в действии данных факторов, так как и в самойнормативной базе, и в особенности, в политическое и правоприменительнойпрактике присутствует значительное количество нерешенных проблем. Они порождены,прежде всего, опережающим характером складывания системы местного управления вРоссии (да и в российской демократии в целом), когда нормы и институты зачастуювозникали не столько в результате органического движения снизу, сколько врезультате инициативы сверху, при этом выраженной в самом общем виде. Историческиподобный сценарий политического развития был, скорее всего, неизбежен. Ноименно в сфере управления его последствия оказались особенно негативными иподлежат устранению. К числу проблем относятся: размытость и неконкретностьмногих правовых норм; отсутствие внятной модели разграничения полномочийорганов государственной власти и органов местного управления; недостаточнаяпроработанность процедур взаимодействия органов местного управления с органамигосударственной власти, гражданами и хозяйствующими субъектами; неясностьпроцедур осуществления властных и хозяйственных полномочий органов местногоуправления.
Администрация Кировского района (далее администрация района)является самостоятельным структурным подразделением администрации города. Администрациярайона непосредственно подчинена заместителю мэра города по территории — главеадминистрации района при общем руководстве мэра г. Астрахани.
Устав города Астрахани и оформленные в виде правовых актоврешения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридическойсилы в системе муниципальных правовых актов имеют прямое действие [2].
Взаимодействие администрации района с органамигосударственной власти осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] и Законом Астраханской области «О местном самоуправлении в Астраханскойобласти» [3].
Администрация района в своей работе в рамках своихполномочий взаимодействует с государственными органами, со всемиподразделениями администрации города, предприятиями, учреждениями иорганизациями всех форм собственности для осуществления своих функций,определенных Положением об администрации Кировского района г. Астрахани [4].
Заместитель мэра города по территории – глава администрациирайона, заместители главы администрации района, руководители отделов, а такжемуниципальных организаций, учреждений и предприятий могут присутствовать ивыступать на заседаниях городского Совета г. Астрахани и его постоянныхкомиссий, а в случае приглашения – обязаны присутствовать на их заседаниях иработать с депутатами в порядке, установленном Регламентом городского Совета г.Астрахани.
При необходимости обращения в органы государственной властиРоссийской Федерации и субъекта Российской Федерации должностные лицаадминистрации района направляют соответствующие предложения мэру города, ипосле согласования, направляют обращения за подписью мэра города.
Подготовка документов в органы государственной властипроизводится по указанию мэра города или по инициативе заместителей мэра города.В случае, если обращение направляется в структурное подразделение органагосударственной власти мэр города может делегировать право подписи такогоотражения своему заместителю, курирующему данный вопрос. Документы дляпредоставления к награждению государственными наградами Российской Федерацииподписываются только мэром города.
Среди внешних факторов наиболее часто присутствуют такие,как недостаток ресурсов, повышенный спрос на них, уровень инфляции, быстроеразвитие организации, распространение и завоевание рынка новыми технологиями,усиление контроля и регулирование со стороны правительства, изменчивость инестабильность экономики и политической ситуации. Таким образом, целый рядфакторов, собранных воедино, увеличил необходимость более эффективно прилагатьусилия при планировании. Примером может послужить недоработка в планирования вобласти жилищно-коммунального хозяйства Кировского района. Из-за опоздания сдолгосрочным планом не были вовремя решены такие вопросы как: эффективнаяработа обслуживающих муниципальных управлений (ГорГаз, Астркоммунэнерго, «Водоканал»и др.).
В совокупности политических факторов воздействия внешнейсреды одним из активно воздействующих является политическая активности населения.Одной из форм её проявления является участие населения района в формированиивыборных органов власти. Администрации систематически осуществляетсякорректировка численности избирателей, зарегистрированных на территории района.За отчетный 2005 год внесено около 58000 изменений в базу данных об избирателяхна основании информации из паспортно-визового отделения РОВД, специализированногоотдела ЗАГСа г. Астрахани, районного суда, районного военного комиссариата и НОЖЭКов района.
Для того, чтобы определить наиболее значимые возможности иугрозы со стороны специальных и культурных факторов, организациям необходимоучитывать новые тенденции на конец 1990-х – начало 2000 гг. (например, такиефакты, как более образованный потребитель, возросшее количество работающихженщин, стареющее население) [29]. Так, например, стареющее население с большимпроцентом людей старше 55 – 60 лет означает благоприятные возможности (в смыслеувеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях,которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей – социальная защитапенсионеров и малоимущих, благотворительность, патронаж, здравоохранение и т.д.
В современных условиях расслоения общества на «богатых»и «бедных» проблемы социальной защиты населения приобретают особенноактуальное значение. Управление социальной защиты населения администрацииКировского района и учреждения социального обслуживания района в соответствии сприоритетами социально-экономического развития г. Астрахани осуществляют работупо решению перспективных и текущих задач в области социальной обслуживаниянаселения и обеспечению максимально эффективных мер по адресной социальнойподдержке малообеспеченных граждан.
Главным результатом деятельности управления являетсясохранение положительной динамики основных показателей социального обслуживанияи повышение качества предоставляемых социальных услуг. Этому способствуетвнедренная с 2003 года организация приема граждан по модели «Одно Окно»,функционирующая в порядке эксперимента в Кировском районе города.
По статистическим данным на территории района проживаютболее 36 тысяч семей астраханцев или 1/5 от общей численности семей, живущих вгороде. Из 104994 жителей района:
— дети составляют 17,6% (18479 чел), из них 5623 чел., тоесть каждый третий ребенок, проживает в семье с доходами ниже величиныпрожиточного минимума (2478,0 руб)
— граждане пенсионного возраста и инвалиды – 22,1% (23189чел) из них 41% пенсионеров имеет пенсию ниже среднедушевого прожиточногоминимума;
— трудоспособное население – 62,9% (66041 чел) из них около1/3 имеют официальные доходы ниже величины прожиточного минимума.
На территории Кировского района г. Астрахани проживает 26566граждан, имеющих право на те или иные федеральные или региональные льготы илимеры социальной поддержки, установленные взамен утраченных льгот На сегодняшнийдень в единую базу данных занесены сведения на 40796 льготополучателей и членових семей, на каждого льготника заведено отдельное личное дело и им, помимольготного удостоверения, выдана справка о праве на льготы по оплатежилищно-коммунальных услуг.
Согласно вышеназванному Федеральному закону к категории федеральныхльготников отнесены участники и инвалиды ВОВ, вдовы УВОВ и ИВОВ,несовершеннолетние узники фашизма, блокадники, инвалиды по общему заболеванию идети-инвалиды, а так же граждане, пострадавшие от техногенных катастроф (ЧАЭС,Семипалатинск, МПО «Маяк»). Общая численность федеральных льготников,проживающих в районе составляет 6270 чел. (прил.1, 2). ЕДВ этой категорииграждан выплачивается через Пенсионный фонд одновременно с выплатой пенсии.
Законодательством Астраханской области предусмотрены мерысоциальной поддержки региональным льготникам, а именно: ветеранам труда; труженикамтыла; жертвам политических репрессий; пенсионерам, имеющим продолжительныйтрудовой стаж; малообеспеченным детям погибших участников Великой Отечественнойвойны; многодетным семьям. Данным категориям граждан за счет областного бюджетальготы предоставляются как в натуральной форме (оплата ЖКУ, лекарственноеобеспечение, зубопротезирование), так и в денежном выражении в виде единойденежной выплаты (ЕДВ) взамен бесплатного проезда и абонентской платы за услугисвязи. К региональным льготникам относятся 15813 кировчан, что составляет 60%от общего числа граждан льготных категорий, проживающих в районе (разбивка поосновным категориям представлена в приложениях № 5-7).
Единая денежная выплата (ЕДВ) по состоянию на октябрь 2005года производится 13426 жителям нашего района на сумму более 3,0 млн. руб. вмесяц. За 10 месяцев текущего года региональным льготникам, проживающим вКировском районе, выплачены средства в общем объеме 28,0 млн. руб. (прил.3, 4) Ежемесячнаясумма ЕДВ для ветеранов труда и пенсионеров, имеющих продолжительный трудовойстаж составляет 220 руб. в месяц, а малообеспеченным детям погибших участниковВеликой Отечественной войны, реабилитированным и труженикам тыла – 150 руб. вмесяц.
Изменения в половом, возрастном и национальном составенаселения России тоже могут оказывать важное влияние на организации.
К нестабильной среде также можно отнестинескоординированность финансового состояния и распределения финансов вмуниципальном образовании.
Среди симптомов тяжелого положения российского местногоуправления преобладают финансово-экономические [12]. Тема «бедности»местного управления непрерывно звучит во всех дискуссиях на этот счет. Важноподчеркнуть, что, как показывает функциональный анализ, генеральной причинойэтих проблем является превратное понимание самой природы местного управления,породившее разительное несоответствие финансовой базы местного управлениявмененным ему задачам.
Прежде всего, нуждается в неотложном решении проблемараспыления бюджетной базы.
Основываясь на Решении «Об утверждении бюджетамуниципального образования „Город Астрахань“ [5], рассмотрим основныепринципы разработки бюджета Астрахани и конкретно Кировского района.
На основании Федерального закона „Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации“ [1], Уставамуниципального образования „Город Астрахань“ [2], в соответствии срешением постоянной комиссии по бюджету, финансам и налогам от 19.01. 2006 № 8,Совет решил:
Утвердить бюджет муниципального образования „ГородАстрахань“ на 2006 год по доходам в сумме 2567385 тыс. рублей и расходам всумме 2740125 тыс. рублей, из них: текущие расходы — 2406245 тыс. рублей, в томчисле за счет безвозмездных поступлений из областного бюджета в сумме 669320тыс. рублей, капитальные расходы — 333880 тыс. рублей.
Утвердить источники финансирования дефицита бюджета на 2006год, согласно приложению 2 к настоящему Решению.
Утвердить расходы местного бюджета на 2006 год:
— по разделам и подразделам функциональной классификациирасходов бюджетов Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящемуРешению;
— по целевым статьям функциональной классификации расходовбюджетов Российской Федерации согласно приложению 4 к настоящему Решению;
— по экономической классификации расходов бюджетовРоссийской Федерации согласно приложению 5 к настоящему Решению.
Администрация города Астрахани вправе направлять в 2006 годуна покрытие дефицита местного бюджета остатки средств на счетах по учетусредств местного бюджета по состоянию на 01.01. 2006 года, средства отразмещения муниципальных ценных бумаг; кредиты, полученные от кредитныхорганизаций; бюджетные кредиты из областного бюджета; средства от продажиимущества, находящегося в муниципальной собственности.
Приостановить в 2006 году действие городских целевыхпрограмм в части, не обеспеченной финансированием из местного бюджета в связи сотсутствием необходимой доходной базы бюджета муниципального образования»Город Астрахань" и недостаточным финансовым обеспечением для ихреализации, согласно приложению 21 к настоящему Решению.
Утвердить на 2006 год:
1. Расходы на комплексные мероприятия по регулированию иуправлению земельными ресурсами и имуществом города Астрахани на 2006 год всумме 30000 тыс. рублей, согласно приложению 22 к настоящему Решению.
2. Расходы на реализацию целевых мероприятий по охранеокружающей природной среды и природных ресурсов на 2006 год по городу Астраханив сумме 2868 тыс. рублей, согласно приложению 23 к настоящему Решению.
3. Расходы на реализацию мероприятий по организацииоздоровительной кампании детей и подростков в сумме 2000 тыс. рублей.
4. Расходы на реализацию мероприятий по адресной помощинаселению города Астрахани на 2006 год в сумме 20600 тыс. рублей, согласноприложению 24 к настоящему Решению.
5. Расходы на материально-техническое обеспечениеподразделений милиции общественной безопасности Управления внутренних дел Астраханскойобласти в объеме 29643 тыс. рублей.
Установить на 1 января 2007 года:
— верхний предел муниципального внутреннего долгамуниципального образования «Город Астрахань» в сумме 1500000 тыс. рублей,
— предел предоставления гарантий третьим лицам напривлечение внутренних заимствований в сумме 100000 тыс. рублей;
— предельный объем расходов на обслуживание муниципальногодолга в сумме, не превышающей 15% объема расходов бюджета.
структуру муниципального внутреннего долга города Астрахани(объем погашения долговых обязательств) на 2006 год согласно приложению 25 кнастоящему Решению.
Утвердить Программу внутренних муниципальных заимствованийгорода Астрахани на 2006 год, согласно приложению 26 к настоящему Решению.
Разрешить администрации города Астрахани:
1. Осуществлять заимствования с целью покрытия дефицитабюджета, а также для финансирования расходов местного бюджета в пределахрасходов на погашение муниципальных долговых обязательств в объеме,утвержденном Программой внутренних муниципальных заимствований города Астраханина 2006 год, в виде:
— займов (путем привлечения средств от размещениямуниципальных ценных бумаг);
— кредитов (путем заключения кредитных соглашений идоговоров);
— бюджетных кредитов (путем заключения соответствующихсоглашений и договоров).
2. Проводить в 2006 году эмиссию облигаций городских займовв пределах суммы, утвержденной Программой внутренних муниципальныхзаимствований города Астрахани на 2006 год, в целях покрытия дефицита бюджета ипогашения муниципальных долговых обязательств.
Расходы по организации выпусков и выплаты процентного доходапо муниципальным займам производить за счет средств, предназначенных дляобслуживания внутреннего муниципального долга.
Утвердить в составе доходов бюджета муниципальногообразования «Город Астрахань» на 2006 год средства от реализации муниципальногоимущества в размере 240667 тыс. рублей. (пункт в ред. Решения Советамуниципального образования «Города Астрахань» от 21.02. 2006 № 27)
Нормативные и правовые акты органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Астрахань», не обеспеченныефинансированием из местного бюджета на 2006 год не подлежат исполнению в 2006году.
В случае если реализация нормативных правовых актов органовместного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань»частично обеспечена источниками финансирования в местном бюджете на 2006 год,такой нормативный правовой акт города Астрахани реализуется и применяется впределах средств, предусмотренных настоящим решением.
В случае если положения нормативных правовых актов органовместного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань»устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается изсредств местного бюджета, противоречат настоящему Решению, применяетсянастоящее Решение.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Астрахань», влекущие дополнительныерасходы за счет средств местного бюджета на 2006 год, а также сокращающие ихдоходную базу, реализуются и применяются только при наличии соответствующихисточников дополнительных поступлений в местный бюджет или при сокращениирасходов по конкретным статьям бюджета муниципального образования «ГородАстрахань» на 2006 год после внесения соответствующих изменений в настоящееРешение.
Что касается части бюджета администрации Кировского района вобщем бюджете муниципального образования «Город Астрахань», то можносказать следующее.
Заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров,исполнение которых осуществляется за счет средств местного бюджета,производится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств всоответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурамирасходов местного бюджета.
Принятые бюджетными учреждениями обязательства, вытекающиеиз договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств местногобюджета, сверх утвержденных им лимитов бюджетных обязательств, не подлежатоплате за счет средств местного бюджета на текущий финансовый год.
Средства, полученные бюджетными учреждениями, находящимися введении распорядителей средств местного бюджета, от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых ими налицевом счете муниципального казначейства, и расходуются бюджетнымиучреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденнымивышестоящими организациями, в ведении которых находятся бюджетные учреждения.
Заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров,исполнение которых осуществляется за счет средств от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности, производятся в пределах утвержденных им сметдоходов и расходов.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося вмуниципальной собственности и переданного в оперативное управлениемуниципальным учреждениям, финансируемым на основании смет доходов и расходов,в полном объеме учитываются в доходах местного бюджета и отражаются в сметахдоходов и расходов указанных учреждений.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах бюджетныхучреждений, указанных в первом абзаце, открытых в муниципальном казначействе, инаправляются на их содержание в пределах утвержденных им смет доходов ирасходов.
Обращение взыскания на средства местного бюджета по денежнымобязательствам получателей средств местного бюджета осуществляется на основанииисполнительных листов судебных органов с их лицевых счетов, открытых вмуниципальном казначействе.
Взыскание средств по денежным обязательствам получателейсредств местного бюджета, подлежащим исполнению за счет средств местногобюджета, с лицевых счетов, открытых им в муниципальном казначействе,производится муниципальным казначейством в соответствии с предъявленными имисполнительными листами судебных органов и на основании расчетных документовполучателей средств местного бюджета исключительно в пределах целевыхназначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономическойструктурами расходов местного бюджета.
Складывавшаяся десятилетиями районная инфраструктурапредставляет собой тот уровень системы территориального управления, гдеобъективно сосредоточены основные финансовые, экономические, кадровые иинформационные ресурсы публичной власти, где исторически обеспечивалоськомплексное развитие территорий. Сохранение районной инфраструктурыобеспечивает прозрачность доходов и расходов органов власти всех уровней,представленных на этой территории – федерального регионального и местного.
Процесс их формирования по инициативе снизу далекопродвинулся именно потому, что существует объективная потребность населения вналичии максимально приближенных к нему структур публичной власти. В связи сэтим представляется оправданным переход в масштабах всей страны к двухуровневойструктуре органов местного самоуправления, который станет лишь закреплением ужевыявившейся тенденции [24].
Исследования показали, что по мере того, как возрастаютнестабильность и сложность окружающего мира, администрация стремитсяадаптировать процессы формального долгосрочного планирования.
/>/>2.2. Функциональная деятельность в условиях сложнойнестабильной среды
Сегодня все организации, каков бы ни был профиль ихдеятельности, работают в очень сложной, быстро меняющейся среде.
Важно соотносить при этом в процессе анализа степеньвзаимозависимости факторов внешней среды и организационной деятельности. Вчасти развития гражданского самосознания правовой культуры и формированияструктуры органов управления; проявления конструктивной общественной инициативыи увеличение социальной базы процесса управления.
Администрация Кировского района, являясь самостоятельныморганом администрации города, осуществляет исполнительно-распорядительныефункции в рамках собственной компетенции, установленной в соответствии сосхемой управления отраслями городского хозяйства, решает задачисоциально-экономического развития района, координирует деятельность органовобщественного территориального управления,
Статус, задачи, функции, полномочия, обеспечениедеятельности структурных подразделений администрации района регламентируются положениямио них, которые разрабатываются их руководителями, визируются курирующимизаместителями главы администрации района и утверждаются постановлениемадминистрации района.
Администрация района в своей работе в рамках своихполномочий взаимодействует со всеми подразделениями администрации города,государственными органами, предприятиями, организациями и учреждениями всехформ собственности для осуществления своих функций, определенных Положением обадминистрации Кировского района г. Астрахани, к которым относятся: функции вобласти жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии; в областиэкономической политики и финансов; в области социальной защиты населения, опекии попечительства; в области жилищной политики, капитального строительства; вобласти управления муниципальной собственностью; в области участия ипредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выполнение разнообразных хозяйственных исоциально-политических функций направлено, прежде всего, на удовлетворениепотребностей населения и организаций, действующих на территории района. Ониопределяются постановлениями префекта и мэрии, запросами и жалобами населения,необходимостью обеспечения успешной работы в районе городских служб и многимидругими факторами.
Заместители главы администрации района, руководителиструктурных подразделений, в срок до 10 числа текущего месяца, формируюткалендарь деятельности курируемой сферы на следующий месяц и направляют его вконтрольно-организационный отдел администрации района, а тот, в свою очередь, ворганизационно-информационное управление администрации города.
Непосредственное взаимодействие с населением районапозволяет осуществлять мониторинг изменений социальных потребностей инастроений, что определяет работу как на уровне оперативного реагирования, таки определения тенденций для планирования и прогнозирования. За отчетный 2005год в администрацию района поступило всего 6697 обращений граждан. (прил.5).
Анализ по городу показал, что в Кировском районе количествообратившихся больше, по сравнению с другими районами города. Тематика обращенияграждан говорит о том, что население более всего волнуют вопросы реформы ЖКХ,порядок оформления субсидий на жилищно-коммунальные услуги, выполнениеобязанностей жилищных учреждений перед жильцами; немало было вопросов,касающихся приватизации жилья; в сентябре тематика обращений в основномкасалась проблем образования, а именно: где и как получить материальную помощьдля сбора ребенка в школу.
За отчетный период выявлено 8 случаев нарушений прав и законныхинтересов заявителей (несоблюдение сроков рассмотрения жалоб и обращенийграждан), виновные должностные лица (в том числе руководители НО ЖЭКов района),в количестве 19 человек, понесли дисциплинарные наказания.
Удачным оказался 1 опыт выездной общественной приемной,который состоялся в поселке Инициативный Кировского района 22 сентября 2005года. В работе приемной приняли участие глава и заместители главы администрацииКировского района, руководители управлений, комитетов и отделов администрации городаи района. Целями данной выездной встречи были: обеспечение прямого диалога и «обратнойсвязи» с населением, развитие активных форм работы с населением на местах,обеспечение прав граждан одного из самых отдаленных микрорайонов города наобращения в органы местного самоуправления. Всего во время встречи жителями п. Инициативныйбыло поставлено 89 вопросов. На многие из них были даны исчерпывающие ответы,консультации и рекомендации прямо на месте во время встречи, остальные былиоформлены надлежащим образом и переданы на рассмотрение и исполнение всоответствующие структурные подразделения администрации города и района.
С 1 декабря 2005 года в районе возобновилась работа главмикрорайонов, что способствовало более четкому разграничению жителей района. Таккак в настоящий момент район поделен на 2 микрорайона, одним из основных видових деятельности в предстоящем году будет разъяснительная работа с населением пореформе ЖКХ; информирование населения о деятельности администраций города ирайона; выявление насущных проблем жителей микрорайона и оказание помощи в ихрешении; помощь в организации празднования 70-летия Кировского района; ипроведение выборов в Государственную Думу Астраханской области на территорииКировского района.
В 2005 году в работе контрольно-организационного отделаадминистрации района проводилось:
1) контроль за недопущением фактов самовольногостроительства объектов жилья и прочих объектов на территории района.
2) контроль за собираемостью платежей населения за оказанныежилищные услуги.
3) содействие созданию на территории района предприятийразличных форм собственности, осуществляет в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации контроль за их деятельностью.
4) контроль за выполнением мероприятий по предоставлениюльгот, установленных законодательством, отдельным категориям граждан. Координируетработу по проведению призыва граждан в ряды Вооруженных сил РФ.
5) контроль, за недопущением фактов самовольногостроительства объектов жилья и прочих объектов на территории района. Выполняети осуществляет контроль за выполнением решений и распоряжений комитета поуправлению имуществом г. Астрахани по вопросам управления и распоряжениямуниципальным имуществом, находящимся на балансе районной администрации иподведомственных ей предприятий И организаций.
6) контроль на соответствующей территории за наличиемразрешительной документации на право распространения рекламы, надлежащимсодержанием рекламы и прилегающей территории, выдает предписания нарушителям ипринимает меры к сносу, вывозу и хранению самовольно установленной рекламы.
Реализация установленных функциональных задач в 2005 г. осуществляласьв различных формах.
Создан и организована работа районного раздела официальногосайта органов местного самоуправления г. Астрахани, обеспечено наполнение исвоевременное его обновление, также на техническом уровне можно говорить оработе электронной почты;
Подготовлено и проведено 5 заседаний Кабинета при главеадминистрации района, где было рассмотрено 12 вопросов, отражающих хозяйственно-экономическую,правовую, социальную деятельность администрации района, структурныхподразделений, предприятий и организаций. В период предвыборной кампанииотделом осуществлялся контроль за проведением многочисленных встреч кандидатови их доверенных лиц с избирателями, велся контроль и за распространениемпредвыборных агитационных материалов на предмет законности и правомерности.
Работа отдела по взаимодействию с общественнымиорганизациями в течение направлена на осуществление взаимодействия администрациирайона с общественными объединениями, политическими партиями, молодежными,женскими, благотворительными организациями, профессиональными союзами,религиозными объединениями, национально-культурными обществами, инициативнымигруппами граждан с целью создания благоприятной общественно-политическойобстановки в городе и Кировском районе.
Данное взаимодействие осуществляется при обращении указанныхорганизаций в администрацию района для решения вопросов проведения различныхпубличных массовых мероприятий, носящих общественно-политический,культурно-просветительский, рекламный характер. Анализ таких обращений, ихсогласование с соответствующими структурами, а именно: МОЕ УВД, РОВД,прокуратурой, администрацией города, управлением по работе с общественно-политическимиобъединениями граждан и национально-культурными обществами АдминистрацииАстраханской области, средствами массовой информации на предмет законности; безопасностиучастников. В функции отдела входит также непосредственный контроль за проведениемсамих публичных мероприятий, их соответствии заявленным и согласованнымусловиям проведения мероприятия, контроль за использованием атрибутики,символики, наглядной агитации каждого публичного мероприятия.
В 2006 году свою работу отдел по взаимодействию собщественными организациями будет планировать с учетом того, что самыйполитически активный район города и области будет праздновать 70-лет своегообразования и с учетом того, что предстоящие в октябре 2006 года выборыДепутатов Государственной Думы Астраханской области будут проходить попартийным спискам, а это значит, что еще более возрастет политическаяактивность населения в городе и области, неминуема упорная борьба междупартиями и объединениями, что приведет к росту количества массовых политическихмероприятий в Кировском районе.
Анализ факторов внешней среды в деятельности администрацииКировского района позволяет отметить в качестве результата их воздействия: увеличениекомплекса решаемых задач, повышение их содержательного многообразия, с однойстороны; повышение значения регламентирующих положений, правил, норм, процедур– с другой.
/> 2.3. Воздействие внешней среды на структурууправления
Факт появления современной структуры административногоустройства вызван определенными внешними для данных структур условиями:
1) политическими – процесс политической модернизации,демократизация, изменение политической культуры;
2) социальными – формирование новых ценностных ориентиров,форм и способов участия населения в общественных процессах;
3) правовыми – новое законодательство, начиная с основногозакона и заканчивая региональными;
4) экономическими – финансирование соответствующихадминистративных структур.
Для организационного, правового и материально-техническогообеспечения своей деятельности администрация района создает аппарат.
Организационная структура и штаты администрации районаутверждаются постановлением мэра города.
В структуру администрации района входят (прил.2): отдел поэксплуатации и ремонту жилого фонда; жилищный отдел; коммунальный отдел; отделэкономических связей и развития территории района; отдел экономического анализаи прогнозирования; отдел охраны прав детства, опеки, попечительства; общийотдел; контрольно-организационный отдел; отдел по взаимодействию собщественными организациями; юридический отдел; комитет по физкультуре и спорту;отдел бухгалтерского учета и отчетности; служба эксплуатации здания [6].
Поскольку Администрация Кировского района сотрудничает совсеми видами промышленности, культуры и науки, соответственно необходимосоздание отделов, занимающихся каждый своим направлением, а также необходимаюридическая поддержка (юридический отдел), контроль за проведением тех или иныхмероприятий (контрольно-организационный отдел), ведение бухгалтерского учета ворганизации (отдел бухгалтерского учета и отчетности) и содержание зданияАдминистрации в должном виде (служба эксплуатации здания).
При воздействии компонентов внешней среды на структурууправления, таких как городской Совет г. Астрахани и органы государственнойвласти, часто приходится сталкиваться с независимым мнением каждогоструктурного подразделения администрации Кировского района.
Также основные вопросы по принятию того или иного решенияпринимает городской Совет г. Астрахани.
По официальному запросу городского Совета или его комиссийдолжностные лица администрации района, в компетенцию которых входит решенийданного вопроса, обязаны представлять информацию и документы, необходимые длярассмотрения.
Администрацию района возглавляет заместитель мэра города потерритории — глава администрации района, который назначается на должность иосвобождается от нее мэром города в соответствии со ст.59 Устава муниципальногообразования «Город Астрахань».
Заместитель мэра города по территории — глава администрациирайона:
— разрабатывает и вносит на утверждение мэру городаструктуру и штаты районной администрации;
— осуществляет заключение трудовых договоров (контрактов) смуниципальными служащими, работниками районной администрации и руководителямиподведомственных муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
— назначает на должность и освобождает от нее муниципальныхслужащих, работников районной администрации и руководителей подведомственныхмуниципальных предприятий, учреждений и организаций района;
— осуществляет общее руководство районной администрацией иоперативное руководство муниципальными предприятиями района;
— организует работу с кадрами районной администрации, ихаттестацию, руководит работой квалификационной комиссия района, принимает мерыпо повышению квалификации муниципальных служащих;
— применяет в соответствии с действующим законодательствомРФ меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности муниципальныхслужащих, работников администрации и руководителей муниципальных предприятий;
— рассматривает и учитывает в своей деятельности предложенияорганов территориального общественного самоуправления;
— представляет районную администрацию во всех договорах,соглашениях, контрактах, заключаемых от имени районной администрации илиуполномочивает должностных лиц районной администрации подписывать указанныедокументы;
— участвует в подготовке и обсуждении решений Советамуниципального образования «Город Астрахань», касающихся интересовжителей района, городских и районных служб;
— организует личный прием и рассмотрение обращений граждан,принимает по ним решения в пределах своей компетенции;
— принимает и рассматривает уведомления о проведении массовыхакций на территории района [6].
Заместители главы администрации района назначаются надолжность и освобождаются от неё заместителем мэра города по территории — главойадминистрации района. Число заместителей главы администрации районаустанавливается в соответствии со структурой районной администрации.
Заместители главы администрации района осуществляют функциив соответствии с распределением обязанностей, которые закрепляются за нимипостановлением администрации района, выполняют его поручения.
В целях совершенствования управления хозяйством района,повышения оперативности и ответственности должностных лиц за решением задач,возложенных на администрацию района, заместитель мэра города по территории — главаадминистрации района вправе перераспределять отдельные полномочия междузаместителями.
В соответствии с законодательными и нормативными правовымиактами РФ и Астраханской области, нормативными правовыми актами, регулирующимиправоотношения в сфере местного самоуправления, в том числе: Уставом муниципальногообразования «Город Астрахань», органы и должностные лицаадминистрации района несут ответственность за:
— неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных наних задач и функций в соответствии с настоящим Положением;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностныхобязанностей, предусмотренных должностными инструкциями.
Очевидно из приведенных данных, что администрация городскогорайона и входящие в нее подразделения структурированы в соответствии стребованиями открытой системы, характеризующейся интенсивным взаимодействием свнешней средой.
/>Заключение
Процесс принятия решений зависит не только от навыков имастерства руководителей организации, но и от конкретных условий, в которыхпринимаются управленческие решения. Такой подход называется ситуационным. Оносновывается на простой идее, что принятие решений — это искусство возможного. Авозможности предоставляются (и отбираются) обстоятельствами внешней среды.
Если бы не было изменений, менеджмент организаций не был быстоль трудным делом можно было бы выработать лучший, оптимальный вариантпринятия решений, планирования, контроля, мотивации и т.п. на основании кактеоретических исследований, так и практической проверки их результатов. Однакоэто невозможно: внешняя и внутренняя среда организаций меняются, причем темпытаких изменений могут быть настолько высоки, что люди в организации могут заними не поспевать. Тогда возникает угроза кризиса — организация столкнется тем,что уже в ближайшем будущем она не сможет выполнять свои функции, достигатьопределенные цели. Именно в силу этих причин аффективное принятиеорганизационных решений предполагает прогнозирование изменении во внутренней ивнешней среде организации. Прогнозирование позволяет получить информацию,необходимую как для выдвижения альтернатив решения проблемы, так и дляразработки критериев оценки альтернатив.
Совершенствование процесса принятия управленческих решений исоответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счетиспользования научного подхода, моделей и методов принятия решений.
Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителюнеобходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможностипроводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основныетипы моделей: физические, аналоговые и математические (символические).
Этапы построения модели таковы: постановка задачи,определение информационных ограничений, проверка на достоверность, реализациявыводов и обновление модели.
Общими проблемами моделирования являются недостоверныепредпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов ичрезмерные расходы.
Методы исследования внешней среды позволяют определять измененияи новые тенденции во внешней среде на самой первой стадии их проявления,наблюдать и выявлять значимость уже происходящих перемен и актуальных тенденцийразвития во внешней среде, разрабатывать проекты, направленные на достижениеопределенных результатов, опирающихся на перемены и тенденции, выявленные входе мониторинга, а также устанавливать временные рамки и определять важностьдля стратегии организации и ее менеджмента изменений и тенденции во внешнейсреде.
В ходе дипломного исследования разработан проект анализавлияния факторов внешней среды на организационную деятельность администрацииКировского района, основанный на современных подходах к системам принятияуправленческих решений, в чем подтверждается цель курсовой работы: изучениефакторов воздействия внешней среды на управление организацией в современныхусловиях. Проект преследует цели создания эффективной системы принятияуправленческих решений в организации, обеспечивающей рост производительности,мотивации, социальных гарантий для персонала.
Низкозатратный характер проекта, его быстрая окупаемость иотсутствие затрат капитального характера делают его внедрение весьмапривлекательным для базового предприятия. В то же время, как показали расчеты,экономический эффект от внедрения достаточно велик.
По нашему мнению, положительного результата от внедренияможно добиться уже через год после начала соответствующих мероприятий.
Процесс анализа внешней среды не лишен субъективизма. Аналитикии люди, принимающие решения, не могут быть абсолютно рациональными. Личныемнения и предвзятости влияют на исследования общего окружения. Например, мыможем выбрать для изучения только ограниченное число условий внешней среды иможем вывести за рамки сканирования и мониторинга «непривлекательные»альтернативы.
Сущность организации также может воздействовать на процессанализа внешней среды. Прошлый опыт фирмы, организационная структура, правила ипроцедуры, доступные ресурсы влияют на осознание своих рыночных возможностей иугроз.
Лица, ответственные за анализ общего окружения, должныучитывать ошибки, связанные с субъективными оценками. Так как на действияорганизации, общий вклад и результаты ее деятельности в стратегическом смыслевлияет то, каким образом аналитики и стратеги осознают общее окружение, этотмомент является весьма важным. Чтобы понизить уровень субъективных ошибок,аналитики должны регулярно сопоставлять данные различных источников (люди иписьменные документы), а также следить за обратной связью относительнорезультатов их анализа общего окружения.
На основании исследования в заключении отмечали следующиевыводы:
1. Анализ внешней среды представляет процесс, посредствомкоторого оценивается и контролируются влияние по отношению к организациифакторов, чтобы определить тенденции ее развития, возможности и угрозы в еедеятельности.
2. При исследовании внешней среды необходимо проводитьанализ следующих групп факторов: политических, экономических, социокультурных,техногенных.
Также можно сказать, что задачи, поставленные передо мной вначале работы, выполнены.
Таким образом, в заключение отмечается, что методыисследования внешней среды позволяют определять изменения и новые тенденции вовнешней среде на самой первой стадии их проявления, наблюдать и выявлятьзначимость уже происходящих перемен и актуальных тенденций развития во внешнейсреде, разрабатывать проекты, направленные на достижение определенныхрезультатов, опирающихся на перемены и тенденции, выявленные в ходемониторинга, а также устанавливать временные рамки и определять важность длястратегии фирмы и ее менеджмента изменений и тенденции во внешней среде.
Современная организация действует в нестабильной внешнейсреде, что имеет отношение ко всем звеньям государственного аппарата, в томчисле и такой ее уровень как администрация Кировского района.
Компонентами внешней среды, влияние которых наиболее значимов деятельности администрации Кировского района, являются общественныеорганизации, с которыми достаточно часто взаимодействуют отделы администрации,различные объединения и партии, благотворительные организации, общества и союзы.
На функциональной деятельности администрации Кировскогорайона это воздействие отражается в основном в следующих аспектах.
Целый ряд факторов, собранных воедино, увеличилнеобходимость более эффективно прилагать усилия при планировании. Среди внешнихфакторов наиболее часто присутствуют такие, как недостаток ресурсов, повышенныйспрос на них, уровень инфляции, быстрое развитие организации, распространение изавоевание рынка новыми технологиями, усиление контроля и регулирование состороны правительства, изменчивость и нестабильность экономики и политическойситуации.
Администрация Кировского района, являясь самостоятельныморганом администрации города, осуществляет исполнительно-распорядительные функциив рамках собственной компетенции, установленной в соответствии со схемойуправления отраслями городского хозяйства, решает задачисоциально-экономического развития района, координирует деятельность органовобщественного территориального управления.
В формировании структуры администрации Кировского районанаиболее значимо влияние внешней среды просматривающееся в наличии от основныхотделов: отдел по эксплуатации и ремонту жилого фонда; жилищный отдел; коммунальныйотдел; отдел экономических связей и развития территории района; отделэкономического анализа и прогнозирования; отдел охраны прав детства, опеки,попечительства; общий отдел; контрольно-организационный отдел; отдел повзаимодействию с общественными организациями; юридический отдел; комитет по физкультуреи спорту; отдел бухгалтерского учета и отчетности; служба эксплуатации здания
Проведенное дипломное исследование позволяет сделать рядвыводов, которые могут быть использованы в управленческой деятельностифедеральных органов исполнительной власти, а также при совершенствованиипорядка принятия управленческих решений в рассматриваемой области:
1. Анализ факторов внешней среды организации в целомпозволяет заключить, что на всех этапах исследования внешней средыпреимущественно преимущественно акцентируется внимание на анализ факторовмакроокружения, так как осуществляемая политическая и социально-экономическаямодернизация формирует нестабильную среду организационной деятельности.
2. Серьезной проблемой является определение конкретныхфакторов на деятельность федеральных органов исполнительной власти, посколькудля эффективного осуществления принятия решений требуется качественнаяразработка проблемы.
Организации стараются получить представление онеопределенных условиях своего существования посредством анализа, пытаясьсвести многочисленные факторы обстановки к модели, которая будет понятной исогласно которой можно действовать. Очевидно, что обстановка, с которойсталкиваются организации, не одинакова. Различной конкретной обстановкесоответствуют различные уровни неопределенности.
/>/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениямиот 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля 2006 г) // Российскаягазета от 8 октября 2003 г. № 202.
2. Устав муниципального образования «Город Астрахань» (в ред. РешенияСовета муниципального образования «Город Астрахань» от 10.02. 2005 №46) // Горожанин, № 13, 16.02. 2005.
3. Закон Астраханской области «О местном самоуправлении в Астраханскойобласти» // Астраханские известия, № 34, 1996.
4. Положение об администрации Кировского района г. Астрахани // Горожанин,№ 47, 20.08. 2005.
5. Решение от 24 января 2006 № 1 «Об утверждении бюджетамуниципального образования „Город Астрахань“ на 2006 год (в ред. РешенияСовета муниципального образования „Город Астрахань“ от 21.02. 2006 №27) //
6. Положение об администрации Кировского района г. Астрахани // Горожанин,№ 47, 20.08. 2005.
7. Айчук В.А. Интенсификация: принятие решений / В.А. Айчук. – СПб.: Питер,1997. – С.110.
8. Акулов В.Б. Теория организации / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков. – М.: Издательскийцентр „Академия“, 2003. – С 212.
9. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Мастерство,2002. – С.128.
10. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления [Текст] / А. Бачурин// Экономист. – 2002. – № 4. – С.28 – 31.
11. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения / А.Г. Венделин.– М.: Экономика, 1997. – С.51 – 53.
12. Делягин М. Государственное управление: проблемы и перспективы / М. Делягин// Проблемы теории и практики управления. – 1999. – № 6. – С.48 – 53.
13. Десслер Г. Управление персоналом / Г. Десслер; Пер. с англ. – М.: Бином,1997. – С.241.
14. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ,1997. – С.478.
15. Зотов В.Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. – С.167.
16. Кнорринг В.И. Теория, практика управления и искусство управления / В.И. Кнорринг.– М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – С. .229 – 231.
17. Латфулмен Г. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков /Г. Латфулмен // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 1. – С.76 –80.
18. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов; Под ред. П.В.Шеметова. – М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – С.210.
19. Менеджмент: век XX – век XXI: сб. статей / Под ред.О.С. Виханского. – М.:Экономист, 2004. – С.210.
20. Мильнер Б.Е. Теория организации / Б.Е. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С.77.
21. Миронов В.В. Принципы принятия решений в системе федеральных органовисполнительной власти / В.В. Миронов, А.Т. Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.271.
22. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новыеподходы / Ф.Б. Михайлов. – Казань: Инпресс, 2002. – С.350.
23. Немчук А. Проблемы глобального управления / А. Немчук // Государственнаяслужба. – 2004. – № 3. – С.99 – 104.
24. Основы местного управления: местное управление в городе Астрахани и вАстраханской области / Под ред. В.Г. Элеменкина. – Астрахань, 2002. – С.133 –135.
25. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: монография/ Г.В. Сорина. – М.: Гардарики, 2005. – С.189.
26. Управление организацией / Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2003. – С.453.
27. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2003. – С.359.
28. Цынечко В.Н. Руководителю – о принятии решений / В.Н. Цынечко. – М.: Финансыи статистика, 2001. – С.248.
29. Яновская З.П. Менеджмент организации / З.П. Яновская. – М.: ИНФРА-М,1997. – 250 с.
30. Яровлева Э., Мизла М. Управленческие системы // Проблемы теории ипрактики управления. – 1996. – № 2. – С.114 — 120.
/>/>ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1/> />
Всего 104994 чел
Льготники 26888 чел.
Приложение 2.
/> Региональные льготники (55%) 14890 чел., Федеральные льготники (45%) 12193 чел., в т. ч. — льготники 14098 чел. в т. ч.6949 — льготники - члены их семей 792 чел. 5244 — члены их семей
Приложение 3.
/> Всего 14890 чел. Всего 12193 чел. Получателей компенсаций 13521 чел.
Приложение 4.
/> янв. -1814,9 апр. -2975,6 июль-3037,7 окт. -3014,3 февр. -2050,2 май — 2928,4 август-3008,9
март — 3286,5 июнь-3040,3 сент. -2983,6 дек. -3030,3
Приложение 5.
Обращения граждан за 2005 год№ п/п Наименование рубрики Поступило всего обращений В том числе Повторных обращений Взято на контроль Вопросы, решенные положительно Письменных обращений Личный прием »Горячая линия" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Промышленность и строительство гаражей 764 161 595 8 3 3 601 1а Транспорт и связь 1 1 - - - - - 2 Вопросы груда и заработной платы 3 3 - - - - 3 3 Агропромышленный комплекс. Земельная реформа. Землепользование 1 1 - - - - 1 4 Жилищные вопросы 1213 1193 20 - 82 3 534 4a Коммунально-бытовое обслуживание 2177 1699 412 66 608 832 1277 5 Социальное обеспечение и социальная защита населения 2380 838 1542 - «12 877 2041 6 Вопросы суда, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, арбитража и нотариата 68 68 - - - - - 7 Вопросы, не предусмотренные данным классификатором 90 90 - - - - 55 ИТОГО 6697 4054 2569 74 705 1716 4510