ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
( образован в 1953 году)
__________________________________________________________
Кафедра менеджмент
В.В. Князев, Л.В. Гайдаренко МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ (Часть 1 « МЕНЕДЖМЕНТ») Рабочая программа, методические документы, тематика контрольных работ для студентов специальности 260601 всех форм обучения
/>
www
.
mgutm
.
ru
Москва ЦНТБ пищевой промышленности
2009
УДК 65.01 © Князев В.В., Гайдаренко Л.В. Менеджмент и маркетинг. Рабочая программа, методические документы, тематика контрольных работ . – М., МГУТУ, 2009
Рабочая программа, методические документы, тематика контрольных работ предназначены для студентов специальности 260601 всех форм обучения.
Авторы: профессор, к.э.н. Князев В.В., доцент, к.пед.н.Гайдаренко Л.В.
Рецензент: проф., к.э.н. Деева В.А.
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2009
109004, Москва, Земляной вал, 73
Содержание
Стр.
Цели и задачи дисциплины
4
Тематические планы для заочной формы обучения
5
Темы практических занятий
6
Общие методические указания
7
Темы по курсу «Менеджмент»
8
Темы контрольных работ
11
Контрольные вопросы для зачета
13
Литература
14
Цели и задачи дисциплины
В настоящее время необходимость преподавания современной теории и практики менеджмента приобретает особое значение.
Переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена — предприятия. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях — одна из первоочередных задач.
Широкий выход отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки обуславливают необходимость глубокого изучения и знания практики менеджмента.
Цель преподавания дисциплины — дать студентам теоретические и практические основы современного менеджмента.
Задачи изучения дисциплины:
• иметь представление о формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых и крупных и об эффективном управлении ими;
• уметь взаимодействовать с партнерами и конкурентами;
• приобрести навыки критического экономического мышления и творческого решения управленческих проблем.
Методика преподавания курса обусловлена его целью и задачами. Достижение поставленных целей и реализация поставленных задач обеспечивается путем сочетания лекционной и практической подготовки студентов, с использованием активных методов обучения (индивидуальных занятий, практикумов, индивидуальных методов контроля знаний и т.д.).
Для методического обеспечения курса рекомендуется использовать учебно-практическое пособие, разработанное кафедрой «Менеджмент»: курс лекций, тесты по темам, раздаточный материал для практических занятий, перечень тем контрольных работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, ЛЕКЦИИ
ТЕМА
ВСЕГО ЧАСОВ
Сокращенная форма обучения
Полная форма обучения
Что такое менеджмент? Основные этапы становления современного менеджмента. Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.
2
2
Личность и коллектив. Элементы организации и процесса управления.
2
2
Основные функции менедж-мента. Планирование. Цель и стратегия.
2
2
Функции организации. Бюрократическая структура организации. Департаментализация организации. Адаптивные структуры организации.
2
2
Теория мотивации. Развитие методов мотивации. Современные теории мотивации. Контроль.
2
2
Принципы и методы менеджмента. Руководство. Теория Мак Грегора.
2
2
Стили руководства. Типы менеджеров. Власть и авторитет менеджера. Делегирование полно-мочий.
2
2
Задачи управления. Организа-ционные формы управления.
1
1
Управление персоналом. Повышение квалификации персонала.
1
1
ВСЕГО
16
16
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Темы
ВСЕГО ЧАСОВ
Сокращенная форма обучения
Полная форма обучения
Что такое менеджмент? Основные этапы становления современного менеджмента. Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.
1
1
Личность и коллектив. Элементы организации и процесса управления.
1
1
Основные функции менедж-мента. Планирование. Цель и стратегия.
1
1
Функции организации. Бюрокра-тическая структура организации. Департаментализация организации. Адаптивные структуры организации.
1
1
Теория мотивации. Развитие методов мотивации. Современные теории мотивации. Контроль.
1
1
Принципы и методы менеджмента. Руководство. Теория Мак Грегора.
1
1
Стили руководства. Типы менеджеров. Власть и авторитет менеджера. Делегирование полно-мочий.
2
2
Задачи управления. Организационные формы управления.
2
2
Управление персоналом. Повышение квалификации персонала.
2
2
ВСЕГО
12
12
Общие методические указания.
Основными задачами дисциплины «Менеджмент» являются:
усвоение основных понятий науки управления;
выработка навыков критического экономического мышления и творческого решения управленческих проблем;
изучение методов организации управления организациями;
выработка навыков управления персоналом;
приобретение навыков делового общения с партнерами.
В процессе изучения курса студент должен:
изучить и уметь применять на практике эффективные методы управления;
получить навыки использования экономических методов управления и мотивационных теорий для повышения эффективности производства;
эффективно использовать свое рабочее время; проводить деловые совещания; контролировать исполнение решений;
уметь разрешать конфликтные ситуации;
разрабатывать положения о подразделениях; должностные инструкции для работников подразделения, рационально распределять между ними должностные обязанности;
использовать современные технические средства для решения задач управления.
Темы по курсу «Менеджмент»
ТЕМА 1. Что такое менеджмент? Основные этапы становления современного менеджмента. Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.
Особенности современного менеджмента. Понятие подходов. Характеристики подходов, наиболее часто используемых менеджерами (процессного, системного, ситуационного и т.п.). Связь современных подходов со школами менеджмента. Общие и специальные функции менеджмента как вида деятельности. Установление целей в менеджменте. Их классификация. Опыт менеджмента за рубежом.
ТЕМА 2. Личность и коллектив. Элементы организации и процесса управления.
Устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека. Статус личности в коллективе. Психологический климат коллектива. Понятие организации. Элементы организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Цель организации. Структура организации. Разделение труда в организации. Специфические особенности управленческого труда.
ТЕМА 3. Основные функции менеджмента. Планирование. Цель и стратегия.
Выбор и обоснование целей организации. Постановка задач для достижения поставленных целей. Функция управления образует единый процесс управленческой деятельности. Миссия организации. Стратегические альтернативы, стоящие перед организацией. Планирование реализации стратегии организации.
ТЕМА 4. Функции организации. Бюрократическая структура организации. Департаментализация организации. Адаптивные структуры организации.
Организация как функция управления. Формирование структуры организации. Делегирование организационных полномочий. Основные характеристики структур организации.
ТЕМА 5. Теория мотивации. Развитие методов мотивации. Современные теории мотивации. Контроль.
Мотивация как одна из функций менеджмента. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Комплексная теория мотивации. Требования-критерии систем контроля.
ТЕМА 6. Принципы и методы менеджмента. Руководство. Теория Мак Грегора.
Принцип применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности. Организационно-административные, экономические, социально-психологические методы. Руководство как система. Теория Х. Теория У.
ТЕМА 7. Стили руководства. Типы менеджеров. Власть и авторитет менеджера. Делегирование полномочий.
Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства. Способы разделения власти. Способы влияния на подчиненных.
ТЕМА 8. Задачи управления. Организационные формы управления.
Основные аспекты управления предприятием. Линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная организационные структуры. Управления и их характеристики.
ТЕМА 9. Управление персоналом. Повышение квалификации персонала.
Задачи кадровых служб. Отбор персонала. Оценка сотрудников и прием на работу. Оплата и стимулирование труда. Разделение и кооперация труда. Методы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Изучение курса завершается выполнением контрольной работы по этой дисциплине.
Цель контрольной работы — определить знания, умение студента применять на практике основные положения дисциплины «менеджмент».
При выполнении контрольной работы необходимо:
1. Изучить литературу по вопросам управления, в том числе по теме работы, составить план ее написания.
2. Изложить содержание контрольной работы на 25-40 страницах школьной тетради, оставив поля и выделив подзаголовки в соответствии с планом работы.
3. По приводимым в работе данным (цифрам, схемам, цитатам и др.) указать ссылки на источник (название работы, издательство, год издания, страницы).
4. В конце контрольной работы привести список использованной литературы и поставить подпись и дату выполнения.
Темы контрольных работ выбираются по начальной букве фамилии:
Начальная буква фамилии студента
А, Б, В
Г, Д, Е
Ж, З, И
К, Л, М
Н, О, П.
Р, С, Т
У, Ф, Х
Ц, Ч
Ш, Щ, Э
Ю, Я
Тема контрольной работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Схема организационной структуры управления организации, в которой работает студент. Ее обоснование. Распределение полномочий в каком-либо подразделении указанной структуры (по выбору студента) и описание должностных обязанностей.
Тема 2. Описание стратегии организации, в которой работает студент. Предложить альтернативную стратегию и обосновать этот выбор. Как при этом изменятся основные характеристики организации?
Тема 3. Сформулируйте цели и миссию Вашей организации. Проведите SWOT – анализ организации.
Тема 4. Предложите одну из мотивационных теорий для реализации цели одного из подразделений Вашей организации. Разработайте систему мотивационных влияний (экономических и неэкономических) для данного подразделения.
Тема 5. Рассмотрите основную конечную цель Вашей организации и разработайте общую систему контроля, конкретизируя ее для одного из подразделений.
Тема 6. Рассмотрите организацию, в которой вы работаете, с точки зрения стиля руководства (авторитарный, демократический и пр.) опишите формальные и неформальные группы Вашего подразделения и их лидеров. Приведите несколько производственных ситуаций (5-6), которые имели место в Вашем подразделении и проанализируйте действия руководителя с точки зрения межличностных отношений.
Тема 7. Виды и характеристика управленческих ролей. Опишите управленческие роли выполняемые сотрудниками организации.
Тема 8. Природа и причина конфликтов и стрессов на предприятии. Опишите их виды и Ваши действия для их разрешения. Приведите примеры.
Тема 9. Опишите внутреннею и внешнею среду Вашей организации. Дайте характеристику SWOT анализа и порядка его применения.
Тема 10. Типы руководителей и их поведенческие элементы. Определите типы и поведенческие действия менеджеров Вашей организации.
Контрольные вопросы для зачета по курсу «Менеджмент»
Необходимость менеджмента в современных условиях.
Основные определения менеджмента.
Подходы в менеджменте (нормативный, комплексный и интеграционный).
Особенности системного подхода, его связь с ситуационным подходом.
Процессный подход. Отличие современного процессного подхода от административной школы управления.
Общие характеристики организации. Ресурсы и внутренние переменные.
Определение внутренних переменных и их состав. Цели, структура, задачи, технологии, люди.
Зависимость организации от внешней среды, ее характеристики.
Среда прямого и косвенного воздействия. Их основные параметры.
Понятие коммуникаций и их роль в процессе управления. Построение коммуникаций с использованием информационных технологий.
Стратегический менеджмент, его содержание и основные особенности.
Определения стратегии. Этапы стратегического планирования.
Требования к системе целей. Анализ сильных и слабых сторон организации.
Влияние внешней среды в выборе стратегии. Возможности и угрозы факторов среды косвенного воздействия на осуществление целей организации.
Альтернативные стратегии, их оценка.
Линейная и функциональная структуры и их преимущества и недостатки.
Адаптивные структуры. Их особенности.
Роль полномочий в организационном процессе.
Виды управленческих полномочий и их делегирование.
Мотивация как функция менеджмента. Мотивационная структура.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации. Модель Портера-Лоулера.
Организация контроля на предприятии.
Виды управленческого контроля.
Квалификационные требования к личности менеджера.
Управление конфликтами. Разрешение конфликтов.
Кадровый менеджмент. Этапы управления трудовыми ресурсами.
Система управления персоналом. Принципы ее построения.
Стили руководства.
Управление деловой карьерой в организации.
Руководство. Лидерство, власть, влияние.
Формальные и неформальные группы.
Роли руководителя.
Рекомендуемая литература:
1. А.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента». М.: «Дело», 2000 г., 36-46 с; 61-71 с.
2. И.Герчикова «Менеджмент». М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ 1995 г., 9-22 с.
3. О.Виханский, А.Наумов Основы менеджмента М.: «МГЦ», 1995 г., 8-42 с.
4. Н.Кабушкин Основы менеджмента, Минск: «БГЭУ», 1996 г., 5-13 с.
Валерий Васильевич Князев, Лариса Викторовна Гайдаренко МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ (Часть 1 « МЕНЕДЖМЕНТ») Рабочая программа, методические документы, тематика контрольных работ
Подписано к печати:
Тираж:
Заказ №: