Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Кафедра менеджмента
Контрольнаяработа
по дисциплине«Инновационный менеджмент»
Вариант № 5
Содержание
Вопрос 1. Венчурное финансирование
Вопрос 2. Планирование иосуществление инновационной деятельности
Список использованной литературы
1.Венчурное финансирование
Венчурноефинансирование — это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частногокапитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичныхперспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурныхпредприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмкихпродуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от приростастоимости вложенных средств.
Всреде российских ученых-разработчиков новых технологий к словам «венчурноефинансирование» отношение двоякое. Одни, кто уже получили деньги венчурныхфондов или хорошо понимают, как работают фонды, инвестиционные это фонды илиинновационные фонды, и что такое венчурное финансирование, относятся к этимсловам, во всяком случае, с должным почтением. Другие, которые не смоглиполучить такого инвестирования – минимум очень скептически.
Венчурноеинвестирование[1] — это один из наиболееэффективных, хотя далеко не единственный метод финансирования молодыхинновационных предприятий (рис. 1).
Исследователиподсчитали, что с точки зрения регистрации патентов на изобретения один долларвенчурных инвестиций в НИОКР почти в десять раз эффективнее доллара, вложенногокрупной промышленной корпорацией. Венчурные инвестиции составляют менее 3%корпоративных расходов на НИОКР, но приводят к осуществлению 15% всех инновацийв промышленности. Такие известные компании, как Intel, Advanced MicroDevices,Apple, Sun Microsystems, Seagate Technologies, Cisco Systems, 3Com, Yahoo!,Amgen, Genentech и Biogen финансировались венчурным капиталом на начальныхэтапах своего развития.[2]
/>
Рисунок1. Источники капитала для финансирования инноваций
Венчурнымкапиталом обычно называют инвестиции фондов венчурного капитала вбыстрорастущие, высокорисковые и, как правило, высокотехнологичные компании,которые нуждаются в капитале для финансирования разработки и продвиженияинновационных продуктов. В силу особенностей модели своего развития такиепредприятия не могут выплачивать проценты по долговым обязательствам (т. к. наначальных этапах развития несут убытки) и вынуждены привлекать внешнийакционерный капитал. Менеджеров фондов венчурного капитала называют венчурнымикапиталистами. Венчурное инвестирование зародилось и достигло значительныхуспехов в США. Впоследствии многие развитые и развивающиеся страны пытались —часто неудачно — повторить эти результаты. Таблица 1 содержит информацию оразмерах венчурных инвестиций, осуществляемых в развитых странах.
стиль управление руководитель
/>Таблица 1. Размер венчурныхинвестиций, осуществленных в развитых странах
Задачавенчурных капиталистов — направлять институциональные и частные капиталы нафинансирование новых предприятий, которым крайне трудно получить финансированиеот других поставщиков капитала. Основная проблема молодых предприятий,разрабатывающих инновационную продукцию, — чрезвычайно высокий уровеньнеопределенности относительно результатов их деятельности, а также значительнаяинформационная асимметрия между руководством предприятий и инвесторами.Предприниматели, хорошо разбирающиеся во всех тонкостях своего бизнеса,представляют бизнес план инвесторам, не владеющим достаточно полной информациейни о компании, ни об отрасли, ни о разрабатываемых технологиях. В результатесоздается асимметричность оценки стоимости бизнеса: инвесторы склонны усреднятьстоимость различных предприятий. Это приводит к тому, что «качественные»предприятия (инвестиционный потенциал которых выше среднего) не хотят получатьинвестиции на основе заниженных оценок стоимости. С другой стороны,«некачественные» предприятия (инвестиционный потенциал которых ниже среднего) судовольствием принимают инвестиции, основанные на завышенной оценке. Врезультате инвесторы еще больше снижают свою усредненную оценку стоимостипредприятий, а рынок финансирования молодых инновационных компаний может вообщене сформироваться. В этой ситуации венчурные капиталисты выступают в ролихорошо информированных посредников между предприятиями и инвесторами, которыеликвидируют информационную асимметрию и искусственно создают «рынок» капиталовдля молодых предприятий и организаций. Помимо этого, в сфере венчурногокапитала была разработана особая система формальных и неформальных контрактов,позволяющих автоматически отсеивать «некачественные» и финансировать только«качественные» бизнес проекты (рис. 2).
/>Рисунок 2. Система венчурныхинвестиций
венчурное финансирование инвестиция инновация
Вфункциональные обязанности венчурных капиталистов входит:
— привлечениекапиталов для инвестиций в предприятия;
— исследование игенерирование новых возможностей для инвестиций;
— оценкаинвестиционных возможностей и проведение комплексной оценки (due diligence)предприятий;
— осуществлениеинвестиций, выбор оптимальных организационных и контрактных форм для них;
— управлениеинвестициями: мониторинг, контроль и консультирование предприятий, подбор топменеджеров для них;
— организацияуспешного выхода из инвестиций в планируемые сроки.
Большинствовенчурных фондов организованы как «партнерства с ограниченной ответственностью»(рис. 3).
/>
Рисунок3. Типичная структура фонда венчурного капитала
«Общим»партнером выступает корпорация, учрежденная и управляемая венчурнымкапиталистом. Внешние инвесторы являются «ограниченными» партнерами и неоказывают прямого влияния на деятельность фонда. Обычно они перечисляют частьсредств венчурному фонду немедленно, а другую часть обязуются перечислитьтогда, когда будут обнаружены достойные объекты финансирования. Соглашения обучреждении партнерства заключаются сроком до десяти лет и иногда продляются ещена три года. По окончании срока действия соглашения партнерство (фонд)прекращает свою деятельность, венчурные капиталисты создают другой венчурныйфонд и пытаются привлечь в него новые капиталы (рис. 4).
/>Рисунок 4. Инвестиционный цикл фондоввенчурного капитала
Всесредства в форме денег или ценных бумаг, вырученные от инвестиций впредприятия, перечисляются внешним инвесторам по мере поступления. За своюдеятельность венчурные капиталисты получают обычно 2,5% активов под управлениеми до 20% от прибылей фонда, причем только после того, как внешние инвесторывернут себе всю первоначальную сумму инвестиций. Соглашения о партнерственакладывают значительные ограничения на деятельность венчурных капиталистов, втом числе: запрет на использование кредитов для пополнения фонда, ограниченияна инвестирование собственных средств совместно со средствами фонда в одни и теже компании, лимиты на объем инвестиций в одну фирму, запрет на инвестиции вдругие виды ценных бумаг и типы компаний, запрет на организацию нового фонда,пока еще существует старый фонд.
Проанализироваввышесказанное можно сделать следующие выводы:
Венчурный капитал можетпоступать из различных источников. Это могут быть деньги крупных компаний,государства, специализированных инвестиционных фондов или банков. Венчурнымиинвестициями в России чаще всего занимаются именно крупные компании, имеющиесвободные средства. В последнее время увеличилась доля венчурногофинансирования со стороны государства — во многих регионах России появилисьспециальные фонды.
Главная цель венчурногоинвестора — получение сверхприбыли после продажи своей доли в компании.
Обычно срок венчурногофинансирования составляет около трех-пяти лет. По истечении времени инвесторвыходит из бизнеса, продавая свою долю основному собственнику или третьей стороне— к примеру, стратегическому инвестору.
В марте 1997 года вРоссии была создана Российская Ассоциация венчурного инвестирования. Идеясоздания Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ) была высказанана семинаре для менеджеров Региональных фондов венчурного капитала ЕвропейскогоБанка Реконструкции и Развития (РФВК ЕБРР) в Санкт-Петербурге в декабре 1996года. В настоящий момент в состав РАВИ входят 36 полных и 35 ассоциированныхчленов.[3] Кроме того, за последниенесколько лет было создано несколько государственных венчурных фондов. Вчастности, такие фонды действуют в Москве, Санкт-Петербурге и других регионахРоссии.
Российской экономикенеобходима система поддержки предпринимательских начинаний, система,способствующая появлению новых инновационных компаний, их быстрому росту ирынка. Именно этому и служит венчурный капитал.
2. Планирование иосуществление инновационной деятельности
Инновационнаядеятельность — это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций вцелях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствованиятехнологии и организации производства.
Инновационнаядеятельность включает:
· выявление проблемпредприятия;
· осуществлениеинновационного процесса;
· организациюинновационной деятельности.
Целью инновационнойдеятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получениерезультата путем введения инноваций.
Главная предпосылкаинновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующеестареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось,устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачии просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводитьаттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналыраспределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограммавсех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностикапроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков ит.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделатьсвою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты.А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практикапоказывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться наинновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже вближайшем будущем окажется устаревшим.
Для осуществленияпредприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такие структуру инастрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства ивосприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть рядважных моментов.
Основной организационныйпринцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников,освобожденных от текущей работы.
Как показывает опыт, всепопытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проектазаканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятия крупного,так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочемсостоянии — уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на созданиенового у них практически не остается времени. Существующие подразделения, вкакой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять,модернизировать производство.
Развитие организацийпроисходит, как правило, путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновациимогут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, чтолюбые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации,обычно, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда иобщей перестройки организационных структур менеджмента.
Инновациями являютсялюбые технические, организационные, экономические и управленческие изменения,отличные от существующей практики в данной организации. Они могутиспользоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они ещене освоены, их внедрение является сложным и трудоемким процессом, частоприводящим к немалым трудностям. Организации обладают различнойвосприимчивостью к инновациям. Инновационный потенциал и восприимчивостьсущественно зависят от параметров организационных структур менеджмента,профессионально-квалификационного состава, промышленно-производственногоперсонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов.[4]
Инновации находятся, содной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным насохранение существующего положения, с другой стороны, – нацелены, в пределахстратегии изменений, на значительное повышение технико-экономическойэффективности деятельности организации.
Инновация – элементарнаясоставляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Внедрениеинноваций представляет собой творческий процесс, а сами инновации являются«первичным ресурсом» предпринимательства в рыночной экономике.
Осуществлениеинновационной политики в целом предполагает такие операции, как: разработкапланов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработкиинновации и ее внедрением; рассмотрение проектов разработки инновации;проведение единой инновационной политики; координация инновационнойдеятельности в функциональных и производственных подразделениях; обеспечениефинансовыми и материально-техническими ресурсами; обеспечение разработкиинновации квалифицированными кадрами; создание временных целевых групп длякомплексного решения инновационных проблем – от цели до внедрения инновации.
Планирование — это стадияпроцесса управления, на которой определяются цели и задачи конкретногонаправления инновационной деятельности, разрабатываются необходимые для этогометоды и средства их решения, наиболее эффективные в конкретных условиях.
Планирование составляетодин из основных элементов системы внутри/>фирменногоуправления деятельностью предприятия. Планирование инноваций — это система расчетов,направленная на выбор и обоснование целей развития предприятияи подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджментаподсистемапланирования выполняет семь частных функций.[5]
1. Целевая ориентациявсех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельныхучастников и исполнителей ориентированы на достижениегенеральных целей совместного инновационного проекта или ИП в целом.
2. Перспективнаяориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы вбудущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.
3. Координация деятельностивсех участников инноваций.
4. Подготовкауправленческих решений. Планы представляют собойнаиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения.При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы,исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболеерационального решения.
5. Создание объективной базы для эффективного контроля
6. Информационноеобеспечение участников инновационного процесса.
7. Мотивация участников.
Планированию инновацийпредприятия присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки иэффективного функционирования этой подсистемы винновационном менеджменте.
Осуществление инновационной деятельности направлено на достижениеопределенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансовогоразвития.
Принцип научнойобоснованности планирования реализуется в условиях, когда оно базируется научете законов и тенденций научно-технического и экономического развития,учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия.
Принцип доминированиястратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характерарезультатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненнойзначимости для обеспечения конкурентоспособности организации.
Комплексностьпланирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятиипланов
Одним из существенныхусловий обоснованности планов и методов обеспечения комплексногопланирования является бюджетная сбалансированность планов.
Принцип гибкости иэластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакциипланов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.
Непрерывностьпланирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязьпланов различной продолжительности; требование постоянного осуществленияплановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновениемотклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработкупланов различного упреждения во времени: долго-,средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительностиустанавливает определенную периодичность их формирования, превращающуюпланирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения),внесения изменений и продления планов.
Система планированияинноваций на предприятии включает комплекс различных планов, взаимодействующихдруг с другом и направленных на осуществлениеосновных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющимисостав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура ипрофиль инновационной деятельности организации, состав осуществляемыхинновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы ипостоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям,предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.
По целевой ориентацииразличают стратегическое и оперативное планированиеинноваций.
Стратегическоепланирование как элемент стратегического управленияинновациями заключается в определении миссии организациина каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынкахинноваций. При этом проводятся глубокиемаркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки оценки сильных ислабых сторон организации, рисков и факторов успеха Стратегическоепланирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Ононаправлено на создание нового потенциала успешной деятельностипредприятия.
Оперативное планированиеинноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей исредств реализации принятой стратегии развития предприятия.Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля организации,разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам,выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр.Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциалаорганизации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.
Процесс планированияинноваций, независимо от вида планов, распадается на три формальные фазырасчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализацияпланового решения. На практике часто регламентируется также микроструктурапроцесса планирования, в которой каждая из фаз уточняется по составляющимстадиям, этапами методам их выполнения.
Достаточно частоорганизация, внедрив инновации, затем распространяет их на коммерческой основев других организациях. Скорость их распространения (диффузии) зависит ототносительной потребности в инвестициях и эффективности каждой инновации. Приэтом, чем большее число организаций использовало данную инновацию, тем вышепотери тех организаций, которые ее не использовали. Это также ускоряет процессраспространения.
Положительный эффект отвнедрения инновационных технологий очевиден. Это, как правило, быстрое исущественное повышение производительности труда, равный с продуктовыми и далееболее высокий коммерческий эффект, высокая доля прироста производительности.Все это обусловлено совершенствованием технологических процессов. Ввиду того,что технологические инновации обеспечивают снижение затрат на производство, а вдальнейшем и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители,владеющие более высокой долей рынка продаж продукции.
Таким образов можносделать следующие выводы:
Четкая политика в областиразработки инновации задает направление сбору информации и выработкепредложений, что приводит к настойчивому поиску возможностей и создаетмотивацию для групп разработчиков.
Основными целямиинновации являются минимизация себестоимости продукции и повышение качестватехнологических, организационных и кадровых решений.
Планирование инноваций неявляется разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становитсяутвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейшихпроцессов принятия управленческих решений в организации.Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся вопределенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейсяпоследовательности, образуя специфический плановый цикл. Цикличностьпланирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями иобусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализацииплановых заданий по отдельным периодам времени,иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиямиактуализации планов при возникновении отклонений или новых соображенийменеджмента.
Стратегическое иоперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии исодержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационногоменеджмента.
При внедрениивысокоэффективной новой технологии наибольшее значение имеют следующиерезультаты:
· сокращение долиручного труда и улучшение условий труда;
· обеспечениенепрерывного и стабильного производственного процесса, снижениенепроизводственных затрат времени;
· снижениетрудоемкости и материалоемкости на единицу продукции;
· повышениеэффективности использования оборудования;
· диффузияинновации в других организациях на коммерческой основе.
Поэтому созданиенеобходимых и достаточных условий для рациональной организации менеджментаинноваций в промышленных организациях позволит в целом для организации повыситьконкурентоспособность выпускаемой продукции и рентабельность ее деятельности.
Списокиспользованной литературы
1. Лукашов А.В. Венчурноефинансирование. // Журнал «Управление корпоративными финансами» № 2, 2006.
2. Петруненков А.А. Что нужно знать провенчурное финансирование. // Журнал «Управление корпоративными финансами» № 1,2008.
3. Официальный сайт РоссийскойАссоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ) — www.rvca.ru/rus/
4. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент.Справочное пособие — СПб.: Наука, 2007. — 356 с.
5. Кокурин Д.И. Инновационнаядеятельность. – М. – ЭКЗАМЕН, 2001. – 245 с.