ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Курсоваяработа
подисциплине «Планирование на предприятии»
На тему:
«Бизнес-плантуристического агентства»
г. Орёл,2010г
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Орловский государственный технический университет
Факультет дистанционного (заочного) обученияЗадание на курсовую работу
подисциплине «Планирование на предприятии»
на тему «Бизнес-плантуристического агентства»
Студента 4 курса______________________________________________
специальности__080502_________________________________________
Научныйруководитель_________________________________________
Заданиеполучено______________________________________________
Контрольный срок сдачикурсовой работы на кафедру_______________
Орел 2010г.
Содержание
проект фирма издержки персонал риск
1 Вводная часть
2 Сущность проекта
3 План маркетинга
3.1 Анализ конкурентов
3.2 Анализ рынка
3.3 Рекламная стратегия
4 Производственный план деятельностифирмы
4.1Описание производственногопроцесса
4.2 Контроль качества
4.3 Расчет издержек производства
4.4 Расчет потребности впроизводственном персонале
5 Организационный план
6 Финансовый план деятельности ООО«КоралОтдых»
7 Анализ рисков Бизнес-плана
Приложение А
Литература
1Вводная часть
Целью разрабатываемогобизнес–плана являетсясоздание новой туристической фирмы ООО «КоралОтдых».
Туристическое агентствоявляется посредником, то есть реализует турпродукт известных туроператов заопределенную комиссию.
Предполагаетсясотрудничество с несколькими крупнейшими туроператорами, специализирующимися наразнобюджетных направлениях. Примерно половина заказов приходится наэкономичные направления, что особенно актуально в условиях экономическогокризиса.
Фирма предполагаетзаниматься организацией туризма в пределахРоссийской Федерации и за рубежом для граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а такжепредполагает заниматься оказаниемгостиничных услуг.
Особенностьюданной фирмы является ее создание по франчайзингу. А именно, созданиеуполномоченного туристского агентства «КоралОтдых» крупнейшего туроператора CORAL TRAVEL.Что является отличительной особенностью от фирм конкурентов и гарантирует ейуспех за счет высоких стандартов качества обслуживания туристов и лидирующихпозиций бренда CORAL TRAVEL по узнаваемости и доверию среди конечныхпотребителей.
Равнойцелью фирмы является: обеспечение своих клиентов качественными услугами, создание новых рабочих мест,проникновение на рынок и завоевание доли рынка в первый год работы компании не менее 5%, достижение среднегодовой суммычистой прибыли не менее 2,5 млн.рублей в год.
Фирмасобирается предложить своим клиентам разнообразные услуги в сферетуризма и отдыха.
Основныминаправлениями деятельности ООО «КоралОтдых» являются:
· прием и обслуживание туристов в офисе и по телефону;
· оказание услуг туризма, гостиничных, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных,экскурсионных, транспортных, рекламных, сервисных и переводческих услуг;
Бизнес-планразрабатывается на основе анализа рынка туристических услуг, оценкипотребительских характеристик туризма. Ресурсами для создания такой фирмыбудут служить собственные и заемные (кредит в банке) средства предпринимателя.
Предполагаемый штатсотрудников фирмы — 4 человека, среди них:
— генеральный директор(учредитель фирмы);
— главный бухгалтер;
— менеджер помеждународному туризму;
— менеджер по внутреннемутуризму (по России).
При создании даннойтурфирмы, как и любого бизнеса, существует риск инвестирования – большаявероятность того, что без грамотного сопровождения бизнес не выйдет насамоокупаемость. Основной причиной тому может послужить потеря клиентской базывместе с уходом менеджеров.
Главный недостаток такогобизнеса – высокая конкуренция на рынке.
2 Сущность проектаНаименование изделия:
ООО «КоралОтдых» — уполномоченное агентство крупнейшего международного туроператораCORAL TRAVEL по договору франчайзинга.
Франчайзинг—этопартнерский бизнес, в котором один из партнеров— это успешно и надежно ведущаясвое дело компания (туроператор CORAL TRAVEL — франчайзер), а другой партнер — начинающий новое дело предприниматель (открываемое агентство ООО «КоралОтдых» — франчайзи). Для компаний франчайзинг—это способ популяризации бизнеса. Дляпредпринимателей франчайзинг — это быстрое решение проблемы недостатка опыта ипоиска правильной концепции для развития бизнеса.
Франчайзи не нужносоздавать предприятие шаг за шагом, на ощупь, как это приходится делать любомудругому предпринимателю, начинающему «с нуля». Франчайзер передаетФранчайзи готовую нишу рынка, право на использование своего бренда,обеспечивает всесторонней помощью и поддержкой.
Марка CORAL появилась вРоссии в начале 1995 г. Обладая богатым профессиональным опытом в сферевыездного туризма и многолетним стажем работы, компания по праву считаетсяодним из ведущих туроператоров России и предлагает на российском туристскомрынке только высококачественный турпродукт. CORAL TRAVEL — член международногохолдинга OTI.
CORAL TRAVEL реализуетсвой турпродукт совместно с компанией ODEON TOURS, также принадлежащей OTIHOLDING и получившей международный сертификат ISO 9001:2000 международнойорганизации по сертификации BVQI за качество управления. Обслуживая сегменттуристов с доходами среднего и выше среднего уровня, CORAL TRAVEL стремится к100%-му удовлетворению запросов всех своих клиентов.
Сегодня компанияотправляет на отдых более полумиллиона туристов в год. Осуществляются программыавиаперевозок на чартерной и регулярной основе из всех аэропортов Москвы иболее чем из 25 городов Российской Федерации. Функционируют 3 туроператорскихофиса в Москве и 10 офисов – в регионах Российской Федерации. В связи срасширением деятельности ежегодно открываются новые офисы.
В компании уделяютогромное внимание системе управления качеством и человеческим ресурсам. БрендCORAL позиционируется на российском рынке как марка надежности и качества, чтонакладывает особую ответственность на деятельность компании и является стимуломдля дальнейшего развития и совершенствования.
Вот почему именнокомпания CORAL TRAVEL была быбрана в качестве фирмы-франчайзера.
Назначение:
Туристические услугифирмы ООО «КоралОтдых» удовлетворяют потребности клиентов в получении широкогоспектра туристических и гостиничных услуг, в высоком уровне обслуживания, атакже привлекают своими достаточно низкими ценами на предоставляемые услуги,что выгодно отличает ее от конкурентов.
Услуга — организациятуризма и отдыха в пределах Российской Федерации и за рубежом.
ООО «КоралОтдых» предоставляет следующие виды туристических услуг:
— прием и обслуживаниетуристов;
— организация гостиничных,культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных, транспортных,рекламных, сервисных и переводческих услуг;
— проведение работ всфере маркетинга. Преимущественно внутреннего, так как внешний маркетинг –задача франчайзера (туроператора CORAL TRAVEL);
— оформление вустановленном порядке туристские или проездные документы, визы в иностранныхпосольствах;
— обеспечение своихклиентов ж/д, авиабилетами и соответствующим трансфером;
— размещение клиентов вгостиницах, которые располагают всеми необходимыми условиями для отдыха иработы;
— предоставление попросьбе клиента за минимальные тарифы любые экскурсии и развлечения,обеспечение сопровождающими и гидами;
— предоставлениевозможностей для проведения деловых встреч и научных конференций (в гостиницахсуществуют конференц-залы, рассчитанные на различное количество участков,оснащенные современной аудиовизуальной аппаратурой, компьютерами, а такжевозможность пользоваться услугами переводчиков и секретарей).
Фирма-франчайзер CORALTRAVEL организует для своих клиентов туристические поездки по следующимстранам: Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Египет, Таиланд, Тунис,Индонезия, Доминиканская республика, Сейшельские острова, остров Шри-Ланка,Сингапур, Вьетнам.
Для обеспечения отдыха клиентовфирмы «КоралОтдых» по другим направлениям предполагаетсязаключение агентских договоров еще с несколькими крупнейшими туроператорами.Среди них, предположительно:
— туроператор Danko предлагает экскурсионные туры (авиаперелет), новогодние туры, шоп-туры, отдых на море, отдых на озерах, термальныекурорты по следующим направлениям:
· Италия (Римскиеканикулы, Италия романтика, Божественная Италия, Италия мини, Италия макси,Классическая Италия и другие).
· Испания (ЛегендаСредиземноморья, Мечты Королей, Барселона-Валенсия-Мадрид, Великолепная Испанияи другие).
· Норвегия(горнолыжные туры, отдых на фьордах, круизы и другие).
· Франция (Париждетям, Париж + Диснейленд, и другие).
· Финляндия (Вгости к Санта-Клаусу, горные лыжи, круизные туры)
· Швеция(Средневековый Стокгольм, Стокгольм – красавец на воде)
— туроператор «Амиготурс»
Основные направлениятуроператора«Амиго турс»:
· Чехия (ЗлатаПрага, Каникулы в Праге, Лечение на Карловых Варах).
· Хорватия (Истрия,Далмация, Макарская Ривьера и другие).
· Франция (Париж,Канны, Ницца).
· Италия (Выходныев Риме, Рим-Милан, Флоренция, Неаполь).
· Австрия(Блистательная Вена, Вена-Зальцбург и другие).
· Черногория(Бечичи, Будва и тд.)
— туроператор Vilar-tours. Основное направление Греция (шуб-туры, пляжныйотдых)
— туроператор «Дельфин».Основные направления – туры по России и СНГ. (Карелия, КавказскиеМинеральные воды, теплоходные туры, круизы и другие).
— туроператор«Ост-вест». Основноенаправление — туры на черноморское побережье России и Украины.
Таким образом,уполномоченное агентство «КоралОтдых» сможет наиболее полно удовлетворить запросыпотребителей, предлагая туры по разнообразным направлениям и для клиентовлюбого возраста и платежеспособности. При этом, как отмечалось выше, болееполовины туров приходится на экономичные. По мнению автора работы, это особенноважно для открытия фирмы в данном регионе (Орловская область) и в условияхэкономической нестабильности населения.
Основныехарактеристики изделия в сопоставлении с конкурентами и продукцией ближайшихконкурентов:
Как уже говорилось ранее,создаваемая туристская фирма ООО «КоралОтдых» будет являться уполномоченнымагентством крупнейшего международного туроператора CORAL TRAVEL по договоруфранчайзинга.
Это обеспечит ей рядпреимуществ по отношению к фирмам-конкурентам:
— высокие стандартыкачества обслуживания туристов;
— лидирующие позициибренда CORAL TRAVEL по узнаваемости и доверию среди конечных потребителей;
— масштабная рекламнаякомпания продвижения (ТВ, радио, печатная пресса, Интернет, транспорт,биллборды и другие носители);
— обширная базапопулярных отелей с лучшими условиями (эксклюзивные права на рынке,эксклюзивные цены и условия, большие квоты мест);
— объемная программапрямых авиаперевозок из Москвы и регионов по массовым направлениям отдыха.
Отрасль применения ивероятные потребители:
Отрасль применения.
Рынок туристическихуслуг. Услуги по организации туризма и отдыха в пределах России и за рубежом.
Развитиетуризма предполагает наличие современного рынка услуг, средств их осуществления иклиентов.
Впоследние годы, в связи с изменившейся рыночной ситуацией в нашей стране, умногих российских граждан появилась возможность выезжать за рубеж.Следовательно, появилось большое количество туристических фирм, предлагающих гражданамсвои услуги по организации туризма и отдыха на различных курортах мира.
Государственныйорган по управлению туризмом выдал более 10000 лицензий на право предоставлениятуристических услуг различного характера. Анализ потребности в услугах туристическихфирмпоказывает значительный неудовлетворенный спрос со стороныгосударственного хозяйственного сектора, коммерческих структур, атакже со стороны населения.
Потребители.
На первоначальном этапеработы фирмы основными клиентами являются граждане Орла и Орловской области, атакже в основном мелкие и средние предприятия и организации вне зависимости отвозраста и материального положения.
Территориальная сфера,в пределах которой будет функционировать создаваемый или развиваемый бизнес:
Так как офис находится напересечении оживленных магистралей, планируется охватить потенциальныхклиентов, перемещающихся по этим дорогам, в дальнейшем при развитии планируетсяохватить весь город.
Основныехарактеристики создаваемой фирмы ООО «КоралОтдых»:
Технические данныеобеспечения работы фирмы.
— помещение: хорошеетехническое состояние, респектабельный внешний вид, доступное местонахождение(ТЦ) — аренда;
- современноеоборудование (оргтехника и компьютеры);
- средства связи(достаточное количество линий связи)
- доступ кглобальной сети Интернет
— программноеобеспечение, для обработки данных, ведения клиентской базы и техническогоанализа рынка
— персонал: менеджерывысокой квалификации, имеющие опыт работы в данной области, бухгалтер соспециальным образованием, генеральный директор.
Натуральные(условно-натуральные) единицы измерения объемов продаж (выпуска):
Фирма выступает вкачестве посредника между клиентами (туристами), с одной стороны, и фирмами — туроператорами, с другой стороны.
Условия предоставленияуслуг:
Передача пакетадокументов заказчику, включающий в себя:
- путевку;
- документы надорогу;
— дополнительныедокументы (договор на оказание туристских услуг и т.д.).
Аналоги, имеющиеся нарынке туристских услуг:
На рынке Орловскойобласти насчитывается более 60 туристских фирм, из них лишь одна работает подоговору франчайзинга – турфирма «Роза Ветров», которая являетсяфирмой-франчайзи крупного российского туроператора «Роза Ветров».
Жизненный цикл товара(ЖЦТ):
Жизненный цикл товара(ЖЦТ) представляет собой модель реакции рынка на товар. При построении этоймодели в качестве независимой переменной выбирают время, а в качестве зависимойпеременной могут быть выбраны: объем продаж или выручка от продажи. Задачапостроения модели ЖЦТ заключается в сравнении типичного цикла с цикломпредставленного товара. Модель ЖЦГ содержит определенные фазы: разработки,выведения на рынок, роста, зрелости, насыщения, спада. Конкретные виды ЖЦГдовольно разнообразны и зависят от характера продукции (услуги).[1]
Жизненный цикл любойотрасли, как и туристские услуги имеет 4 этапа:
— зарождение;
— рост;
— зрелость;
— спад.
На российском рынкетуристические услуги находятся вначале третьего этапа (зрелость). Спрос на нихеще не удовлетворен полностью. Но в условиях настоящего экономического кризисанаблюдается спад на услуги туристских агентств. Так как большинство людейстарается самостоятельно организовывать свой отдых или предпочитают проводитьотпуск дома, сетуя на дороговизну предлагаемых туров и отсутствие денежныхсредств на них. Следовательно, существует проблема некачественного оказанияуслуг и высоких цен на туры. Поэтому фирме ООО «КоралОтдых» предлагаетсязаключать агентские договора с наиболее экономичными (дешевыми) туроператорами(см п. Назначение).
Лицензированиетуристской деятельности
С января 2007г.деятельность туристических фирм не лицензируется. Однако, требуется соблюдатьтребования, выдвигаемые законами и нормами, которые регулируют эту отрасль(основные это — закон «О защите прав потребителей», закон «Об основахтуристской деятельности в Российской Федерации», «Правила оказанияуслуг по реализации туристского продукта»). В 2007г. эти требования сильноизменились (в частности, отмена лицензирования туристических услуг вылилась вповышенную ответственность туроператора и турагента перед клиентом), поэтомурекомендуется внимательно с ними ознакомиться.
Предлагается регистрацияв добровольном Общероссийском генеральном реестре турагентов. Держатель реестраРоссийский Союз Туриндустрии, техническая поддержка «Тонкостипродаж», юридическое сопровождение и выдача бланков Юридическое Агентство«Персона Грата».
Тенденция дальнейшегосовершенствования данной продукции:
Воснове туристического бизнеса лежит целенаправленная рекламнаядеятельность и работа по координации действий различных служб (транспорт, визы,питание, экскурсии, покупки и др.)
Ввидувысокой конкуренции, необходимо постоянное изучение зарубежного опытатуристического бизнеса и формирование у целевой группы потенциальных клиентовобновленных представлений о возможностях отдыха и желания реализовывать этивозможности. Рекламу планируется проводить в крупных процветающих фирмах (финансовыхкомпаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.).
Рост числа конкурентовподтолкнет к завоеванию новых рынков (например, по географическому принципу),разработке дополнительных услуг, использованию в технологии новых методов.
3 План маркетинга
План маркетинга состоит из нескольких частей.
Перваячасть описывает структуру рынка. Важно помнить, что успех бизнес-проектавозможен, если спрос на товар не удовлетворен, либо удовлетворен, но с худшимкачеством и т. д. Иными словами, необходимо определить, существует ли на рынкеданного товара та ниша, которую и можно занять при реализации данногопроекта, имеется ли возможность внедрения на рынок данного товара наряду сконкурентами.
3.1Анализ конкурентов
Чтобыграмотно проанализировать положение дел в отрасли необходимо провести оценкуконкурентов. Как было указано выше, прямой конкурент у ООО «КоралОтдых» толькоодин – турагентство «Роза Ветров». Так как это единственная фирма в городеОрле, работающая по договору франчайзинга. Два других конкурента для сравнениябыли взяты исходя из схожей ценовой политики (предлагающие экономичные туры).Так как это второе после франчайзинга преимущество создаваемой фирмы.
Рассмотрим таблицуконкурентоспособности:
Таблица 1 – Сравнительныйанализ фирм-конкурентов
Фирма
Критерии
ООО
«КоралОтдых» ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ «Роза Ветров» «Дельфин» «Ремикс-тур»
Соответствие
запросам потребителей Полное соответствие Полное соответствие Частичное соответствие Частичное соответствие Надежность высокая степень высокая степень средняя степень высокая степень Качество
очень высокое
высокое
хорошее
хорошее Цена низкая высокая низкая средняя Быстрота обслуживания очень быстро быстро средне достаточно быстро Круг охватываемых проблем широкий широкий средний достаточно узкий Послепродажное обслуживание консультационная поддержка, систематический анализ эффективности консультаци-онная поддержка - - Время работы 9.00-18.00 10.00-17.00 10.00-18.00 9.00-17.00 Репутация фирмы Новое предприятие. Новые услуги. надежная ненадежная, постоянных клиентов нет
надежная, постоянные
клиенты Узнаваемость бренда очень высокая высокое средняя низкая Дизайн высокий уровень средний уровень низкий уровень средний уровень
Проанализировавтаблицу, можно заметить явные преимущества ООО «КоралОтдых» по сравнению с конкурентами. Это достигаетсяблагодаря:
— высокой степенинадежности;
— очень высокого качествапредоставляемых услуг;
— сравнительно низкихцен;
— очень быстрогообслуживания за счет высококвалифицированного персонала;
— широкого кругаохватываемых проблем;
— удобного графикаработы;
— наиболее узнаваемогобренда.
Далее проанализируемпредприятия-конкуренты относительно их положения на рынке туристских услуг. Результаты анализа занесем в таблицу 2.
Таблица2 — Аналитическаяинформация о фирмах-конкурентахСведения о фирме «КоралОтдых» «Роза Ветров» «Дельфин» «Ремикс-тур» 1 2 3 4 5 1.Объем продаж или доля на рынке 10 % 12% 7% 9 %
2.Качестве-нная хара-
ктеристика финансового состояния отличное отличное удовлетворительное хорошее 3.Является ли данная продукция профильной для данной фирмы да да нет нет 4.Сколько лет поставляет данную продукцию на рассматриваемый сегмент рынка? 2 3 2 5.Характеристика отзывов покупателей о продукции фирмы высокие высокие низкие средние 6.Какой вид рекламы использует
журналы,
газеты, ТВ, выставки газеты, буклеты журналы, газеты газеты 7.Как осуществляет продажу (напрямую, дилеры, посредники и т.п.) посредники посредники посредники посредники 8.Место расположения (адрес). Насколько удалено от региона
находится в центре
региона
находится в центре
региона находится в регионе находится в регионе 9.Общий вывод о степени конкурентоспособности высокая высокая низкая средняя
Преимущества нашей фирмы«КоралОтдых» выше, чем аналогичные преимущества конкурента «Дельфин» и«Ремикс-тур». Эти конкуренты не очень опасны, наше положение на рынкеотносительно них устойчивое. Однако нашей фирме следует обратить особоевнимание на конкурента «Роза Ветров» который по некоторым показателям опережаютнашу фирму.
На основе анализаизделий-аналогов и фирм-конкурентов предполагается выработать общую стратегиюповедения создаваемой фирмы «КоралОтдых» на рынке и обосновать долю (впроцентах) завоевываемого рынка.
3.2 Анализ рынка
Начиная туристическийбизнес, нужно четко представлять рынок туризма, чтобы понять, какие услугибудет предоставлять ваша будущая турфирма.
Результаты исследованиярынка становятся базой для разработки долгосрочной стратегии любой фирмы.
Основной цельюисследования рынка является доказательство того, что предполагаемые изделия илиуслуги имеют значительный и перспективный рынок сбыта и что они являютсяконкурентоспособными.
Стандартный анализ рынкасодержит три основных этапа:
1) анализ спроса на товары и услуги и тенденцииего развития;
2) описание структуры рынка, егоосновных сегментов, анализ форм и методов сбыта;
3) исследование условийконкуренции.
Общее описание рынка.
Анализ рынкатуристических услуг в целях предсказания спроса на данные услуги требует достаточнобольших затрат времени средств и охватывает:
- анализ плановпроизводства и развития соответствующей сферы услуг (в нашем случаетуристических), осуществляемый путем анкетирования персонала фирмы, финансовыхучреждений и инвесторов;
- анализ потреблениятуристических услуг в частности на изучаемом нами рынке пищевых продуктов,основанный на выборочном опросе основных групп потребителей;
- анализ реализациитуристических услуг.
Эти исследования должныдать общее представление о рынке туристических услуг и дать достоверные данныеоб общем спросе на туристические услуги, темпах его роста.
Преимущества инедостатки предлагаемых услуг туристической фирмы ООО «КоралОтдых»
Ввиду высокойконкуренции, необходимо постоянное изучение зарубежного опыта туристическогобизнеса и формирование у целевой группыпотенциальных клиентов обновленных представлений о возможностях отдыха и желания реализовывать эти возможности. Рекламу планируется проводить в крупныхпроцветающих фирмах (финансовыхкомпаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.).
Рассмотримтаблицу преимущества и недостатков туристических услуг предлагаемых фирмой ООО «КоралОтдых»
Таблица2 — Преимущества и недостатки предлагаемых услугВид отдыха и услуг Преимущества Недостатки Меры по преодолению недостатков 1. Отдых на: а) море Практически всем нравится летний отдых у моря 2-3 дня уходит на акклиматизацию
В первые дни экскурсии организовать шоппинпг,
спортивные мероприятия,
ограничив время пребывания под солнцем б) горы Высокая эффективность оздоровления
Более высокая по сравнению с
морем акклиматизация Целенаправленная реклама отдыха в горах, организация отдыха по схеме «горы — море» 2.Исследования и консультации зарубежных партнеров
Уникальность
предоставляемой информации и выводов из нее
Высокая
трудоемкость Оказание компанией-франчайзером CORAL TRAVEL помощи по привлечению специализированных информационных агентств и их маркетинговых служб Сегментированиерынка туристских услуг
Сегментация рынка — это деление совокупного рынкафирмы мелкие части (сегменты).
Цель сегментации — найти на рынке как можно болееоднородные по своему поведению группыпокупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночныйсегмент.
Сегментациярынка может осуществляться по разным параметрам. Основными применяемыми на практике методами сегментации являются нахождение однородных групппотребителей по характеру товара(услуги), в том числе длительного и краткосрочного пользования и т.д.),по категории потребителей (частные потребители,потребители-фирмы) или по географическому делению рынка. Кроме того, взависимости от конкретной ситуации сегментация может углубляться, вовлекая всеновые и новые характеристики.
Критериямисегментации рынка в зависимости от потребителей могут быть длячастных лиц следующие параметры: возраст, пол, национальность, любое занятие,образование, стиль жизни, социальная принадлежность, профессия, уровень дохода,жизненный цикл семьи.
Дляфирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала идругие.[2]
Нашей фирме ООО«КоралОтдых» необходимо выделить первоначальный сегмент клиентов и тщательнопроанализировать свои возможности и определить первоначальную «нишу» своихуслуг на рынке.
Поскольку компаниябудет являться франчайзи крупнейшего международного туроператора CORAL TRAVEL,то она займет уже готовую нишу рынка.
А вообще, концепцияданного туристского агентства не предполагает сегментирования по половомупризнаку, возрасту, национальности, социальной принадлежности и уровню дохода.Она рассчитана на удовлетворение потребностей большинства клиентов. Чтодостаточно проблематично.
Потенциальная доля рынка:для уполномоченного агенства ООО «КоралОтдых» она составляет около 10% отпотенциальной туристических услуг.
Так как созданиетуристической фирмы «КоралОтдых» обещает быть прибыльным, то информация такогорода, как (надежность сведений; качественная информация (высокая степеньполноты и точности); консультирование по сути предмета; быстрота предоставленияинформации; выработка оптимальных решений), необходима как начинающим фирмам,так и предприятиям, занявшим определенное место на рынке, но желающих увеличитьобъем реализуемой продукции уже имеющегося товара или вывести на рынок новыйтовар.
3.3 Рекламная стратегия
Туристический бизнесвысококонкурентный, поэтому без серьезной проработки рекламной стратегии здесьне обойтись.
Разрабатываемое вбизнес-плане уполномоченное туристское агентство «КоралОтдых» являетсяфирмой-франчайзи международного туроператора CORAL TRAVEL. В этом случае именнофранчайзер будет заниматься консолидированной рекламной и ценовой политикой.
Рекламная политика компанииоснована на комплексном подходе к продвижению продукта. При проведении сезонныхрекламных кампаний используются различные рекламные носители. На ведущихроссийских ТВ-каналах демонстрируются циклы имиджевых рекламных роликов,которые популяризируют бренд CORAL, повышают его узнаваемость и лояльность кнему прямых потребителей. Одновременно с этим проводится рекламная кампания визвестных печатных изданиях и на популярных радиостанциях. Используется рекламана наружных носителях — перетяжках, билл-бордах. В течение года компанияразмещает флэш-баннеры и новостные заметки о продукте CORAL в популярныхпоисковых системах Интернета и на профессиональных туристских сайтах.Практикуется также системное размещение рекламных модулей и публикаций впрофессиональных СМИ.
Масштабные рекламные иPR-акции CORAL TRAVEL регулярно проводит с ведущими российскими и зарубежнымибрендами из других отраслей. Кроме того, компанию CORAL TRAVEL постоянноприглашают выступить в качестве эксперта рынка в различных СМИ, как профессиональных,так и ориентированных на широкую аудиторию. К специалистам компании обращаютсяза комментариями, анализом той или иной ситуации корреспонденты печатныхорганов, ТВ — и радиопрограмм.
4 Производственныйплан деятельности фирмы
Немалое место вбизнес-плане уделяется производственному планированию. Нужно, прежде всего,уделить должное внимание анализу продукции или услуг, характерных для данногобизнеса, поскольку вне зависимости от стратегических соображений бизнес не будетуспешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг.
Основной цельюпроизводственного плана является предоставление информации по обеспеченности спроизводственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию иразвитию производства. Производственный план призван ответить на вопрос, какфирма намерена создавать свою продукцию или услуги, охарактеризовать еепроизводственную деятельность. Необходимо избегать избытка техническихподробностей, которые могут затруднить изучение плана. Бизнес-план составляетсядо того, как разработан полный ассортимент продукции и услуг. Но даже послетого, как изделия уже предлагаются рынку, фирме часто необходимо продолжатьданную работу, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе./>/>
4.1 Описаниепроизводственного процесса (операций и оборудования)
Производственный процесспредставляет собой совокупность выполняемых в определенной последовательноститехнологических и вспомогательных операций по производству в нашем случаетуристских услуг.
Обеспеченностьтехнологий
Рассмотрим основные этапытехнологического процесса:
• постановка проблемы;
• определение кругаисточников информации;
• сбор необходимой информации;
• анализ;
• расчет результатов;
• выработка необходимыхстратегий;
• контроль за воплощениемна практике;
• информационнаяподдержка.
Открывая туристическоеагентство, нужно обеспечить необходимую технологическую базу: для этогопотребуются телефоны, желательно с мобильными номерами, хороший канал Интернет(желательно выделенная линия), электронная система поиска и бронирования туров,система документооборота, минимальный набор оргтехники (принтер, ксерокс, факс,можно все вместе в одном МФУ).
Самое плохое, что можетслучиться с турагенством при переезде — смена телефонных номеров, поэтомупозаботьтесь заранее, чтобы телефонные номера были мобильны. При этом необязательно использовать сотовые телефоны — есть провайдеры услуг связи,предоставляющие такое и при стационарном телефоне, например черезпереадресацию.
Бухгалтерские программыпока не берутся в расчет, так как бухгалтерский учет в первое время работыфирмы будет вестись за счет привлеченных аудиторских фирм. В период хорошейокупаемости планируется приобрести пакет лицензионных программ.
Напервых порах нет острой необходимости приобретать программу, автоматизирующуюработу турфирмы.
Производственная база
Приоткрытии своего бизнеса, на пути встают три проблемы:
— документы;
— помещение;
— персонал;
— оборудование.
Начнемсо второй. Специфика работы с людьми требует особого подхода к выборупомещения. Офис для турагентсва рекомендуется выбирать в центре города, вблизиоживленных магистралей, в крупных торговых центрах или других административныхзданиях, чтобы клиент мог легко его найти и не боялся оставлять свои деньги.Кроме того, это обязательное условие договора франчайзинга. Цены на путевки в разных фирмах, какправило, отличаются не сильно, поэтому при прочих равных условиях клиент скореевсего выберет ту фирму, куда проще добраться. Для турфирмы подойдет как аренда,так и покупка офиса: туристический бизнес не требует значительных вложений всам офис. Для целей данной курсовой работы планируется взять офис 20 квадратныхметров в центре города в аренду. Согласно нормам охраны труда, рабочее местосотрудника, оснащенное вычислительной техникой (ПК) должно быть размером израсчета не менее 4 квадратных метра на человека. В противном случае, создаетсяслишком сильное электромагнитное поле, оказывающее отрицательное воздействие наздоровье человека (головные боли, нервозность и другие). Так какпланируемая численность сотрудников ООО «КоралОтдых» составляет 4 человека, тонаиболее рациональным будет выбрать офис площадью 20 квадратных метров. Далее — обстановка. Глупо использоватьбывшие в употреблении столы и стулья образца 70-х годов (тем более дешевку): посуществу турфирма продает «воздух», обещания, но платить клиентдолжен уже сегодня. Поэтому следует уделить особое внимание дизайну офиса.
Разработанный дизайнофиса ООО «КоралОтдых» представлен в приложении А.
Необходимоучитывать тот факт, что в помещении будут происходить контакты с клиентами — нужны благоприятные условия. На этом нельзя экономить, так как могут возникнутьочереди — а стоять, прислонившись к стене, в душной комнате малоприятно — возникает проблема потери, плюс удар по имени фирмы. Не помешает кондиционер иудобные кресла.
Необходимораспланировать рабочий год. Лето — это, в первую очередь, море. Зима — туры вЮжное полушарие и рождество. Весна и осень – каникулы школьников, бизнес — туризм. Необходимо также посещать всевозможные проводимые выставки и семинары.Это дает возможность бесплатно повышать квалификацию менеджеров, быть в курсетекущих дел на рынке туристских услуг, а также получать информацию о новых необычныхтурах и услугах. Последнее особенно важно, так как рынок перенасыщен примерноодинаковыми предложениями, с разницей в цене 20-30 USD.
4.2Контроль качества
Так как создаваемоеуполномоченное туристское агентство «КоралОтдых» занимается только реализациейготового турпродукта туроператора, то контроль качества необходимо проводитьпреимущественно в компании туроператора (CORAL TRAVEL).
CORAL TRAVEL формируетсвой турпродукт совместно с компанией ODEON TOURS, также принадлежащей OTIHOLDING и получившей международный сертификат ISO 9001:2000 международнойорганизации по сертификации BVQI за качество управления. Обслуживая сегменттуристов с доходами среднего и выше среднего уровня, CORAL TRAVEL стремится к100%-му удовлетворению запросов всех своих клиентов.
Компания практикует всвоей работе комплексный подход к качеству. Это означает качество во всем,начиная с предлагаемого продукта и заканчивая работой сотрудников всехподразделений CORAL TRAVEL. Благодаря этому визитной карточкой компании CORALTRAVEL является неизменно высочайшее качество предоставляемых услуг.
Осуществляетсявсесторонний контроль качества всех составляющих турпродукта на каждом этапеего формирования, продвижения и реализации.
В числе постоянных партнеров CORAL TRAVEL более 6 тыс. агентств по всей России,свыше 15 авиакомпаний и более тысячи отелей. Отношения с партнерами основаны напринципах открытости и порядочности, без чего невозможно строить успешныйбизнес.
Каждый агент, приобретаяпродукт CORAL TRAVEL, может быть уверен, что его клиенту будут предоставленытолько качественные услуги, тщательно проверенные и отобранные экспертамикомпании CORAL TRAVEL. Именно поэтому продукт, предлагаемый на рынке под маркойCORAL, является в глазах потребителей и партнеров синонимом надежности икачества.
В компании уделяютогромное внимание системе управления качеством и человеческим ресурсам. БрендCORAL позиционируется на российском рынке как марка надежности и качества, чтонакладывает особую ответственность на деятельность компании и является стимуломдля дальнейшего развития и совершенствования.
4.3 Расчет издержекпроизводства
Всоответствии с действующей схемой реализации инвестиционного проекта впредставленном бизнес-плане планируется следующие ежемесячные издержки в рублях:
Постоянныевздержки:
Арендапомещения под офис 10000
Электроэнергия300
Интернет (выделеннаялиния) 1500
Телефон/факс (абонентскаяплата) 300
Роялти (ежемесячныеотчисления 1500
по франчайзингу)
Итого:13 600
Переменные издержки(в среднем):
Расходына рекламу 1500
Приобретениеканцтоваров 300
Командировочныерасходы 100
(выставки,семинары)
Затратына персонал 25000
Итого:26 400
Общаястоимость издержек составила 40 000 рублей в месяц./>
Исследование производственной программы завершаетсярасчетом сметы затрат и калькулированием себестоимости единицы продукции. Смета затратсоставляется на выпуск продукции по проекту в целом, либо по производственному подразделению(например, цеху). Калькуляция себестоимости единицы продукции представляетсобой расчет затрат по калькуляционным статьям раздельно.
Поскольку уполномоченное агентство ООО «КоралОтдых» незанимается выпуском продукции, а является посредником, т.е. занимается только продвижением и реализациейготового турпродукта туроператора за определенную комиссию, то нетнеобходимости производить калькулирование себестоимости для его продукции. Этов компетенции туроператоров.
Таблица 3 — Калькуляция затрат по одной путевкеПутевка во Вьетнам $ 1. Проживание в гостиницах 200 2. Оформление виз 50 3. Трансфер 200 4. Перечисленные завтраки 45 5. Экскурсии по программе 40 6. Медицинская страховка 15 ИТОГО: 550 Возможные дополнительные расходы 300
Втаблице 3 представлена калькуляция затрат по одной путевке туроператора CORALTRAVEL.4.4 Расчет потребности в производственном персонале
Известно,что наиболее точный метод расчета численности производственных рабочих исходит изнормативной трудоемкости выполнения работ(операций). Однако, во-первых, этот метод применим только к сдельным,нормируемым работам, во-вторых, когда накоплена информация о трудовых нормах инормативах применительно к освоенной аналогичной продукции.
При разработкебизнес-плана разработчикам приходится пользоваться приближенными методами,используя скудную информацию о проектируемом производственном процессе.
Наиболее простым илогичным, хотя и не слишком точным методом определениячисленности рабочих для организуемого производства (бизнеса) являетсяметод расстановки по рабочим местам. Суть метода заключается в том, что каждая операция имеет то или иное количество рабочих мест,а рабочие места должны быть заняты рабочими. Обычно, количество рабочих неравно строго количеству рабочих мест.
Предполагаемый штатсотрудников фирмы — 4 человека, среди них:
— генеральный директор(учредитель фирмы);
— главный бухгалтер;
— менеджер помеждународному туризму;
— менеджер по внутреннемутуризму (по России).
Как мы видим фирма«КоралОтдых» представляет собой малое предприятие в форме ООО. В составеперсонала не более 10 человек.
Предполагается такжеиспользовать вспомогательных рабочих вне штата, а именно: для распространениярекламных буклетов и брошюр.
В перспективе фирмойпланируется создать собственный отдел рекламы, что приведет к расширениюструктуры фирмы и привлечению нового персонала. Планируется расширить фирму до10 человек.5 Организационный план 5.1 Разработка организационной структуры
Организационная структура- это внутреннее устройство системы управления предприятием, включающеесовокупность структурных единиц и должностных лиц, взаимную соподчиненностьэтих структурных единиц, взаимосвязиструктурных единиц как между собой, так и с производственными единицами.
Основные принципы,которыми следует руководствоваться при разработкеорганизационной структуры, заключаются в следующем:
1) соблюдение принципа единоначалия, т.е. каждая структурная единица должна быть административноподчинена только одному вышестоящемуруководителю;
2) соблюдениепринципа многоуровневого иерархического построения, согласно которому каждый руководитель и подразделение относятся к томуили иному уровню управления: верхнему, среднему или нижнему;
3) соблюдение принципа линейно-функционального управления;
4) образование каждой структурной единицы под определенную
функциюили задачу управления;
5) однородныйхарактер работ, выполняемых врамках каждой структурной единицы;
6) оганизационное оформление каждой структурной единицы в виде отдела,центра, отделения, бюро или группы в зависимости от объема и сложностизакрепленных за структурной единицей работ.
В тоже время реальные организационные структуры не следует слепо воспроизводить, так как многиеиз них страдают такими недостатками, как
1) чрезмерная загрузкапервых руководителей;
2) дублирование работразными подразделениями и руководителями;
3) неравномерная загрузкаподразделений;
4) большое количестворуководящих должностей при небольшойчисленности исполнительского персонала;
5)необеспеченность некоторых работ соответствующим персоналом.[3]
Организационно-правоваяформа (ОПФ)уполномоченного агентства «КоралОтдых» — Общество с ограниченнойответственностью.
Созданиебизнеса начинать следует с регистрации предприятия. Уставной капитал, взависимости от формы собственности, для российских фирм составляет от 10 тысячрублей.
Для того чтобыразработать правильную и надежную организационную структуру фирмы для началабыли выделены следующие параметры влияющие на ее содержание и структуру.
Таблица 4 — Руководительи подразделения фирмыБлок Функции, закрепленные за блоком Возглавляющий блок руководитель и подчиненные
Численность ,
человек 1.Генеральный Директор Образует верхний уровень управления, он обеспечивает единое взаимоувязанное управление всеми направлениями деятельности фирмы.
Подчиненные ему непосредственно:
Главный бухгалтер,
Менеджеры 1 2. Менеджер по международному туризму
Отдел менеджмента.
Выполняет функции:
обслуживание клиентов по выездному туризму Подчиненных пока нет. 1 3. Менеджер по внутреннему туризму (по России)
Отдел менеджмента.
обслуживание клиентов по внутреннему туризму Подчиненных пока нет 1 4. Главный Бухгалтер
Финансовый отдел.
Ведет всю финансовую, деятельность фирмы: расчет доходов, начисление и уплата налогов, распределение прибыли, начисление амортизации, расчет и выдачу зарплаты. Подчиненных пока нет 1 Итого 4 человека
Анализируя данную таблицуруководством фирмы «КоралОтдыых» был разработан следующий тип организационнойструктуры управления.
/>Рисунок 2 — Организационнаяструктура уполномоченного агентства «КоралОтдых»
В дополнение квышеизложенному рассмотрим обязанности и работников и требования к ним:
1. Генеральный директор-женщина или мужчина в возрасте от 27 лет, с дипломом квалифицированногоспециалиста об окончании ВУЗа по специальности «Экономика и управление» — занимается заключением сделок, ведет переговоры с клиентами, посещает выставкии конференции, ведет подбор кадров, отвечает за поставку оборудования.
2. Менеджер помеждународному туризму — девушка с дипломом об окончании ВУЗа по специальности«Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства».Знание географии всех континентов, делопроизводства.
3. Менеджер повнутреннему туризму — девушка с дипломом об окончании ВУЗа по специальности«Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства».Знание географии России, делопроизводства.
4. Главный Бухгалтер — женщина с дипломом об окончании ВУЗа по специальности «Бухучет, анализ иаудит», с опытом работы — не менее 4-х лет — ведет всю финансовую, деятельностьфирмы.
Качества, необходимыенашим работникам: добросовестность, ответственность, дисциплинированность,высокий профессионализм, порядочность, честность, вежливость,коммуникабельность, серьезность.
Девизтурфирмы должен быть «Ваш отдых начинается с визита к нам». Этоправило касается и персонала. Люди, непосредственно работающие с клиентами(менеджеры), должны быть обаятельными, знающими английский язык и обладающимиприятным голосом. Клиент в первую очередь обращает внимание на одежду персоналаи манеру поведения, доброжелательность, пунктуальность, желание удовлетворитьлюбые запросы. По данным регулярно проводимых крупными агентствами опросов,более половины клиентов принимают решение обратиться именно к ним на основерекомендаций друзей и родственников, воспользовавшихся услугами этих фирмранее. Именно менеджер убеждает клиента воспользоваться услугамивашей фирмы, а не конкурента. И именно некомпетентность менеджера можетпривести к потере клиента. Удобнее всего, когда зарплата менеджера состоит изнебольшой фиксированной части и процентов: таким образом он больше всегозаинтересован в привлечении клиентов. Следует помнить об опасности, поджидающейтакой бизнес: уходя из фирмы, некоторые менеджеры уводят вместе с собойклиентскую базу. Кроме того, важно, чтобы сотрудники тщательно заполняли вседокументы: даже небольшая ошибка может закончиться ударом по репутации фирмы ипривести к судебному иску.6Финансовый план деятельности ООО «КоралОтдых»
Цель составленияфинансового плана – определить общий объем (бюджет) денежных средств,необходимых для осуществления хозяйственной деятельности и увязать доходы снеобходимыми расходами.
Для финансовогообеспечения данного бизнес-проекта предполагается 150 000 рублейсобственных средств учредителей организации, и 50 000 рублей заемных. Дляэтого необходимо взять кредит в банке на 2 года под 14% годовых (кредиты маломубизнесу выдаются под меньший процент).
Таблица – Расчетпроцентов по кредиту 1 – ый год 2 – ой год Итого Кредит 25 000 25 000 50 000 % по кредиту 7000 3 500 10 500 Итого 32 000 28 500 60 500
Дляопределения прогнозируемой производственной программы необходимо рассчитатьобъем продаж по годам. Для этого нужно определить прогнозируемую выручку закаждый месяц работы фирмы.
Предположим,что в среднем, в первый год работы к услугам уполномоченного туристскогоагентства «КоралОтдых» будут прибегать около 30 клиентов в месяц. Из нихполовина будет приобретать экономичные туры, стоимостью путевки 15 000рублей, а остальные 15 клиентов — более дорогие, стоимостью 25 000 рублей.Поскольку фирма будет являться посредником и продавать уже готовые туры, то еевыручку будет составлять агентское вознаграждение туроператора. В среднем, оносоставит 10% от стоимости путевки.
В такомслучае, прогнозируемая выручка за месяц в первый год работы фирмы составит:
15*15 000+ 15*25 000 = 600 000 рублей
600 000*10%= 60 000 рублей
Результатыаналогичных расчетов по остальным годам заносятся в таблицу 1.
Таблица 1- Прогнозируемая производственная программа
Единица
измерения Объем продаж по годам 1-й год (2011) 2-й год (2012) 3-й год (2013) 4-й год (2014) 5-й год (2015) В рублях 720 000 828 000 952 200 1 095 030 1 259 285
Планируется, что каждыйпоследующий год в течение 4-х лет выручка будет увеличиваться на 15%, аиздержки на 10%.
Таблица – Прирост выручкиВ рублях 1-й год (2011) 2-й год (2012) 3-й год (2013) 4-й год (2014) 5-й год (2015) в месяц 60 000 69 000 79 350 91 253 104 940 в год 720 000 828 000 952 200 1 095 030 1 259 285
Прирост выручки можетбыть обеспечен за счет привлечения состоятельных клиентов, предпочитающих Deluxe и VIP отдых, а также за счет увеличения объема продаж.
Таблица — ПриростиздержекВ рублях 1-й год (2011) 2-й год (2012) 3-й год (2013) 4-й год (2014) 5-й год (2015) в месяц 40 000 44 000 48 333 53 240 58 564 в год 480 000 528 000 580 000 638 880 702 768
Прирост издержек можетбыть обусловлен увеличением расходов на рекламу (созданием веб-сайта),удорожанием электроэнергии, абонентской платы за телефон и т.д., а также засчет повышения заработной платы сотрудников.
Для принятияокончательного решения по туристскому проекту (создание туристской фирмы)необходимо четко определить инвестиции и производственные издержки, учитывая,что прибыльность проекта будет в конечном счете зависеть от их размеров,структуры и графика осуществления.
Таблица– Общая стоимость финансовых средствПоказатели Значение, в руб. 1. Аренда офисного помещения (за месяц)
10000 2. Мебель: компьютерные столы (4 шт.) 10000 кресло «Престиж» (6 шт.) 9000 стеллаж для журналов 2500 журнальный столик 2500 диван для клиентов 8000 итого:
32 000 3. Амортизация основных средств
1 517 4. Оргтехника компьютеры и комплектующие (3 шт.) 45 000 телефонный аппарат стационарный (3 шт.) 2 000 факс 5 000 принтер, сканер, ксерокс (3 в 1) 7 000 итого:
59 000 5. Подключение линии (номер городского телефона)
6 000 6. Договор франчайзинга 3 000 7. Роялти (ежемесячные отчисления по франчайзингу) 1 500 8. Дизайн офиса
10 000 9. Оборотные средства (издержки)
40 000
ИТОГО:
153 017
Для определенияпрогноза затрат на данный проект рассчитаем сумму амортизации основных средств(А) линейным способом:
А =С/5, где
С –стоимость оборудования;
5 –максимальный срок эксплуатации оборудования.
А = (32 000+59 000)/5 = 18 200/12 = 1517рублей – сумма амортизации основных средств за месяц.
Порезультатам данного прогноза, было выявлено, что для реализации данногобизнес-плана (создания уполномоченного туристского агентства «КоралОтдых»)необходимо 153 017 рублей.
Таблица — Элементысебестоимости за 1 месяцЭлементы себестоимости Значение, в рублях 1. Амортизация основных средств 1 517 2. Издержки 40 000 Итого 41 517
Далее рассчитываетсяприрост себестоимости в течение последующих 4 лет работы фирмы:
Таблица — ПриростсебестоимостиВ рублях 1-й год (2011) 2-й год (2012) 3-й год (2013) 4-й год (2014) 5-й год (2015) в месяц 41 517 45 517 49 850 54 757 60 081 в год 498 204 546 204 598 200 657 084 720 972
Заключительным этапомвсех вышеприведенных расчетов является расчет денежных потоков для оценкиэффективности проекта.
Таблица — Денежные потокидля оценки эффективности
Показатели
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
1. Операционная деятельность
1.1 Выручка
720 000
828 000
952 200
1 095 030
1 259 285
1.2. Полная себестоимость
498 204
546 204
598 200
657 084
720 972
1.3. Валовая прибыль
221 796
281 796
354 000
437 946
538 313
1.4. Налог на прибыль (20 %)
44 359
56 359
70 800
87 589
107 663
1.5. Чистая прибыль
177 437
225 437
283 200
350 357
430 650
1.6. Чистый доход от операций
145 437
196 937
283 200
350 357
430 650
2. Инвестиционная деятельность
2.1. Покупка активов — 153 017
3.Чистый номинальный денежный поток
145 437
196 437
283 200
350 357
430 650
4. Коэффициент дисконтирования (24 %)
1
0,8
0,65
0,52
0,42
5. Чистый дисконтированный денежный
ДОХОД
145 437
157 550
184 080
182 186
180 873
6. Чистый дисконтированный денежный
доход нараст. итогом
— 7 580
149 970
184 080
182 186
180 873
Подводя итогипроведенного финансового анализа предприятия, было выявлено, что разрабатываемый бизнес-план посозданию уполномоченного туристского агентства «КоралОтдых» являетсяэффективным проектом. Так как он окупается уже на 2 год работы фирмы.
Также, важно отметить,что создание туристского агентства, желательно приурочить его открытие ксезонному пику (весной или летом). Это позволит окупить значительную частьинвестиций уже за первые несколько месяцев владения агентством.