Владимир Георгиевич Зaзыкин, доктор психологическихнаук, профессор, действительный член Международной академии акмеологическихнаук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Наличиеотдельного кабинета, персонального водителя, свободного рабочего графика, вовлеченностьво все публичные встречи первого лица — все это зачастую подменяютдействительную власть и полномочия менеджера. Лишение этих не самых нужных восновной деятельности символов власти обладает выраженным демотивирующимэффектом, а потому — формирует сильную зависимость от атрибутики. Чтобы понять,у кого реальная власть в компании, стоит отвлечься от атрибутов и обратитьвнимание на совсем другие вещи.
Атрибутика— это, в определенном смысле, защита компании от излишней экспертной власти, самостоятельностинаемного менеджера и иллюзия гарантий этой самой власти для самого менеджера.Наличие отдельного кабинета, персонального водителя, свободного рабочегографика, вовлеченность во все публичные встречи первого лица — все эти«организационные игрушки», гигиенические факторы из теории Херцберга, зачастуюподменяют действительную власть и полномочия менеджера. Лишение этих не самыхнужных в основной деятельности символов власти обладает выраженнымдемотивирующим эффектом, а потому — формирует сильную зависимость от атрибутикии руки, раздающей данные блага.
Зависимостьот атрибутики — уязвимость менеджера, его слабое звено, точка влияния на егонезависимую профессиональную позицию, возможность оказывать давление. Однаждыподдавшись давлению со стороны первого лица компании, изменив профессиональнойпозиции ради сохранения атрибутики власти, менеджер теряет реальную власть.«Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление», — гласит неслучайнаяпоговорка. Далее судьба менеджера в компании уже определена — он может и небыть уволенным, а, наоборот, входить в доверенные лица до конца дней своих, получатьгодовые необидные бонусы и именоваться «самым старшим над всеми старшими», нопостепенно его реальная позиция будет все больше и больше напоминать почтеннуюяпонскую должность «смотрящего в окно»: оплачиваемыйи громко именуемыйсотрудник, полностью зависящий от настроения первого лица и не способныйоказать влияния на его решения, эмоционально прессуемый первым лицом, частопублично. Для того чтобы понять, у кого реальная власть в компании, стоитотвлечься от атрибутов и обратить внимание на совсем другие вещи, например:
Всемпользователям Интернета хорошо известен показатель «индекс цитируемости» —количество упоминаний, ссылок на то или иное ключевое слово/ конкретноефизическое лицо или компанию в течение определенного периода в Сети. Точно также в компании следует обратить внимание на количество упоминаний конкретногочеловека — от обсуждения его высказываний и действий в «курилках» до ссылок наего мнения/проекты на производственных совещаниях (даже / тем более, если самон не присутствует). При этом особое внимание следует обратить на количествоафоризмов, запущенных данной персоной в народ, — то есть, те сленговые словечкии обороты, которые до прихода данного человека в компанию, в ней неупотреблялись. Стремление вербально (а порой и интонационно) подражатькому-либо прямо указывает на существующий высокий уровень влияния на умы уцитируемого сотрудника (даже если вскоре цитата теряет авторство — как эточасто бывает со сленговыми словечками).
Стоитобратить особое внимание на позы сидящих на производственном совещании людей.Тут четко прослеживается и иерархия, и вхождение в те или иные альянсы. Клидеру, пусть даже неформальному, практически по принципу гравитациистягиваются все остальные участники — даже если изначально лидер занял скромнуюпозицию в углу, а не во главе. Разворот корпуса к какой-то конкретной персоне, стремлениеоблокотиться на спинку его кресла внезапно и ненадолго зашедшим на совещаниесобственником, количество скользящих взглядов, брошенных в его сторону каждымиз докладчиков, стремление со стороны остальных поделитьсякарандашиком, пододвинутьчашку с чаем и другие мелкие, но зримые «знаки внимания» ясно показывают, ктодействительно имеет влияние в данном сообществе. В пору вести запись, подобногероине Ф. Раневской из фильма «Золушка»: «Десять знаков внимания со стороныцарственной особы! Теперь я добьюсь включения вас, мои крошки, в Книгу ПервыхКрасавиц королевства!»
Уважениесо стороны младшего технического состава предприятия — вот еще одинбезошибочный знак, указывающий на неформального лидера. Отношениересепшеонистов, водителей и уборщиц чрезвычайно четко показывает, кто имеетреальную власть в компании. Сложно даже предположить, по каким собственнымощущениям делают столь безошибочный вывод эти самые уязвимые, но обладающиеизбыточной информацией для их позиций, люди. Кстати, на потерю власти (еще несостоявшуюся, но возможную) этот же персонал реагирует первым. Поэтому, если стоп-менеджером не поздоровался встретившийся на пути собственник — это еще неповод для расстройства, возможно, он был просто чересчур углублен в свои мысли…А вот если прошла мимо, вдруг «не заметив», уборщица (если она в штате, а не наподряде от сторонней организации, конечно же), а после того секретарь принеслана переговоры остывший чай, да еще без обычно заказываемого лимончика —свержение можно считать практически состоявшимся фактом.
Немаловажнымдиагностическим признаком служит и формирование компаний «на обед» — есть кругизбранных, с которым часто обедает первое лицо; есть сложившиеся группки поподразделениям, есть кучки обедающих на основе личных пристрастий. Диагностикасостоит не в анализе списочного состава обедающих групп, а в определении лиц, выступающихинициаторами составления таких групп. Особенно интересны люди, которые каждыйдень могут выбрать, к какой группе присоединиться, и если их присоединение невызовет шумную радость, то на отказ они уж точно не нарвутся! При этом сами онимогут легко себе позволить отказаться от приглашения, не опасаясь, что этовызовет нежелание пригласить в следующий раз. Если читатель пропустит передмысленным взором своих коллег, то легко выделит из них несколько, не обладающихявной властной атрибутикой, но имеющих возможность пригласить на обед даже собственника.
Ещеодин неформальный признак власти — умение привлекать к себе внимание окружающихбез особых усилий. Речь идет не о ярком харизматике, каждое явление которогопредставляет собой спектакль для окружающих зрителей, а о вполне обычнойкартине, привычной для глаза офисного работника: скажем, входит в общеепомещение сотрудник и начинает приглушенно разговаривать о чем-то с другимсотрудником… Если вошел «обычный» человек — все продолжают заниматься своимиделами, не обращая внимания на разговор. Если вошел неформальный лидер — всенавострят уши, стараясь услышать в обсуждаемом некую конфиденциальную, стратегическиважную информацию. Поскольку все уверены, что у данного неформального лидераесть практически неограниченный доступ к информационным ресурсам.
Списокнеявных признаков власти можно и продолжить, но при внимательном отношении дажек немногимперечисленным факторам, можно с высокой вероятностью научитьсяотличать власть реальную от власти формальной, облеченной атрибутами, а нефактическими полномочиями.
Напоследокприведем наблюдение HR-менеджеров, широко бытующее при отборе кандидатов: чембольше на входном интервью человек уделяет внимания атрибутике власти, темменьше в итоге будет его реальная власть в компании, независимо от места позициив официальной иерархии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/