Аспекты и задача планового управления хозяйством
Закладываниеоснов социальное ориентированной рыночной экономической системы в Украинетребует коренных изменений в управлении хозяйством и комплексном планировании.
Сотказом от командно-административной системы управления появились предложенияотказаться от планирования хозяйства. Такая точка зрения была бы правильной,если бы были основания для отождествления планирования с командами, приказами,утвержденными задачами, фондами, нарядами и другими обязательными атрибутамидирективного управления. Однако таких оснований нет.
Планирование- это прежде всего научное предусмотренное развития и результатов общественногопроизводства, природопользование и удовлетворение потребностей человека. Оноучитывает закономерности, тенденции социального и научно-техническогопрогресса, изменения структуры и пропорций, объективные зависимости и причинно-следственные связи в общественномхозяйстве. В таком случае отказ от командно-административной системы совсем неозначает отказа от планирования. Идется прежде всего о предоставлении нему всамом деле научного содержания, об изменении его форм и методов, приведение всоответствие к условиям развития общества. Противопоставление планов прогнозаместь ошибочной. План всегда имел элементы прогноза, а долгосрочные планы былипреимущественно прогнозными.
Хозяйственнаяпрактика многих стран мира, в особенности Польши, Франции, США, Канады, Японии,свидетельствует об эффективности планирования экономики и территориальногоуправления в условиях высоко — развитого рыночного отношения. Территориальноеуправление в разных странах имеет свою специфику. Для федеративных государствхарактерная значительная самостоятельность большихадминистративно-территориальных единиц, которые часто способные проводитьсобственную социальную политику. Местные органы здесь принимают участие впроведении политики, которой придерживаются центральные органы управления.
Вбольшинстве зарубежных стран сложиласьмногозвенная система управления территориальным социально-экономическимразвитием. Рядом с центральными органами управления управленческойдеятельностью занимаются большие региональные и локальные территориальные структуры.Центральные органы территориального управления осуществляют макро регулированиепроцессов социально-экономического развития. Здесь же формируетсязаконодательная среда, которая регламентирует всю деятельность в сферетерриториального управления.
Региональнуюполитику в некоторых странах осуществляют специализированные государственныедирективные или совещательные органы. Например, в Польше действуетГосударственный совет территориального развития. К ее составу входятпредставители как законодательной, так и исполнительной власти. К компетенцииСовета входит подготовка предложений относительно формирования государственнойрегиональной политики, оценок в области территориального планирования.
Во Франции много летфункционирует министерский комитет по проблемам региональных действий иприведения в порядок территории, которая принимает правительственные решения вобласти региональной политики. У жизни их воплощает Представительство изупорядочения территории, председатель которого подчиняется непосредственнопремьер-министру.
ВКанаде действует комитет Кабинета Министров по вопросам экономического ирегионального развития.
ВСША функционирует Президентская комиссия по проблемам федерализма. Оназанимается подготовкой аналитических отчетов и рекомендаций для президента иКонгресса, изготовлением путей усовершенствования федеративных отношений,координацией текущей деятельности федеральной администрации по вопросамусовершенствования межрегиональных отношений.
ВЯпонии при Кабинете Министров действуют Экономический консультативный совет иКонсультативный совет планирования комплексного развития территории. Руководитними премьер-министр. Основным рабочим органом в государственном аппаратеЯпонии, которая разрабатывает государственную региональную политику, программыи планы регионального социально-экономического развития, есть Управлениеэкономического планирования.
Приведенныепримеры свидетельствуют о большом разнообразии институционных структур, о том,что во многих странах вопросомтерриториального управления, формирование и реализации государственнойрегиональной политики предоставляется большое внимание
Различаюттакие виды планирования экономического и социального развития страны:
1)общественно-хозяйственное, что охватывает весь хозяйственный комплекс страны ипредусматривает разработку и складывание комплексных планов развития хозяйствастраны, его областей, территориальных структур всех уровней. Концептуально идеиобщественно-хозяйственного планирования есть инструментом влияния государствана общественное хозяйство;
2)отраслевое, объектом которого есть области и межотраслевые комплексы;
охватываетразвитие хозяйства по вертикалу — от сырья к конечному продукту. Ныне нужныкомплексные планы, которые разработанные не только по вертикалу, а и по горизонтали,то есть учитывают взаимосвязь и взаимодействие областей на территории, егоестественные условия и ресурсы;
3)территориальное, то есть планирование размещения продуктивных сил ипредприятий, хозяйства регионов. Через территориальное планирование хозяйствареализуется государственная политика регионального развития. Территориальноепланирование — это механизм управления территориальной организациейпродуктивных сил с учетом региональных приоритетов их развития иусовершенствование производственных отношений. При этом территории (районы)планирование могут быть выделены с учетом географического расположения (условийразвития), экономико-географического фактора (причин развития),административного деления (условий управление).
4)программно-целевыми, какими органически связанное с перечисленными видамипланирование в решении узловых проблем развития общественного хозяйства.
Основнымфункциональной задачей территориального управления в социальной сфере естьсоздание условий для удовлетворения материальных и духовных потребностейнаселения региона. Это требует решение таких задач в социальной сфере:
удовлетворениепотребностей населения в работы и обеспечение эффективного использованиятрудового потенциала региона;
созданиеусловий для воспроизведения трудового потенциала региона;
обеспечениеэффективного развития социальной инфраструктуры;
удовлетворениепотребностей населения в продуктах питания, разнообразных товарах и платныхуслугах;
регулированиеформирования систем расселение;
воспроизведениеблагоприятного для жизнедеятельности человека и рекреации экологической среды ит.п.
Основнымифункциональными задачами территориального управления в производственной сфереесть обеспечение эффективного развития хозяйства региона. Это требует решениетаких задач:
эффективноеразвитие региона и объединение его специфических интересов собщегосударственными интересами;
эффективноевнутренне региональное разделение труда, специализация и кооперирование,обеспечение комплексного развития хозяйства региона;
эффективнаяобщая деятельность предприятий в регионе;
обеспечениеблагоприятных инфраструктурных условий для размещения и эффективногофункционирования производственных объединений;
эффективноеиспользование природно-хозяйственного потенциала;
эффективноеразвитие территориально-хозяйственных комплексов;
эффективноеуправление развитием хозяйства местного значения, координация выпуска продукциии предоставление услуг внутренне регионального потребления.
Выполнениеперечисленных задач тесно связан с интенсификацией экономики через привлечениерегиональных ресурсов и средств и созданием материальной основы для улучшенияусловий жизнедеятельности население.Принципы управления региональным развитием
Разработкапринципов управления региональным развитием грунтуется на научном познанииобъективных закономерностей управления в целом. Методология управлениярегиональным развитием — это совокупность общих принципов и методов плановогорегулирования развития хозяйства страны, на основе которых разрабатываютсягосударственные задачи и обеспечивается их выполнение.
Развитиенауки и. практики управления региональным социально-экономическим развитиемтребует все более глубокого познания его важных категорий — объективныхзакономерностей, принципов и факторов. Первичными должны быть такие, которыесуществуют независимо от сознания человека, объективно необходимые взаимосвязив региональном социально-экономическом развитии. Наука познает этизакономерности в результате изучения глубинных процессов в региональномразвитии.
Наосновании познания объективных закономерностей регионального развития хозяйстванаука разрабатывает принципы политики регионального развития страны. Еслизакономерности отображают объективную реальность регионального развитияхозяйства, то принципы являются отображением этих закономерностей врегиональной политике страны.
Сутьуправления региональным социально-экономическим развитием страны обнаруживаетсяв реализации его организационных и методических принципов.
1.Принцип историзма. Он имеет универсальное методологическое значение,дает возможность объективно оценить относительную целостность, завершенностьтого ли другого этапа экономического и социального развития регионов страны.
2.Принцип единства региональной политики общества и хозяйственногостроительства. Ориентирует на комплексный подход к учетуприродно-хозяйственных особенностей каждого региона, задач его экономического исоциального развития; предусматривает объединение экономических методовуправления и местной инициативы, ответственность местных органов управления закомплексное развитие соответствующих регионов.
Вобосновании решений социально-экономического развития региона должныучитываться экономические, социальные, экологические, организационные итехнические факторы.
3.Принцип комплексности. Отображает объективные процессы общественногоразделения труда и региональной интеграции производства, ориентирует наобеспечение комплексно-пропорционального развития хозяйства регионов.Комплексность направлена на подъем общественного производства на качественноновую степень, усиление социальной направленности ее развития, обеспечениеполной сбалансированности производственных ресурсов с потребностямихозяйственного комплекса, важное повышение производительности работы,удовлетворение на этой основе потребностей производства и население.
4.Принцип природно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности. Означаетсоблюдение обоснованного экономического соответствия между наращиваниемпроизводственного потенциала областей хозяйства страны и разработкой и реализациеймероприятий по охране естественной среды, ориентирует на обеспечение наиболеерационального регионального развития с использованием прогрессивных норм инормативов, дифференцированных за районами.
5. Принцип приоритетности. Оказывает содействие ранжеванию целей и задач социально-экономического развития региона соответственнопространственной стратегии его комплексного развития и реальныхпроизводственно-экономических и ресурсных возможностей, ориентирует насоблюдение социальной направленности использования рекреационных, материальныхи финансовых ресурсов, а также средств дальнейшего развития социальнойинфраструктуры.
6.Принцип вариантности. Предусматривает необходимость выбора путейдостижение целей и решение задач управление региональным развитием,определенные сдвиги в отраслевой и территориальной структурах хозяйстварегиона, использование его естественных и экономических ресурсов. Вариантырегионального развития складываются на основе альтернативности проектированныхтемпов и пропорций развития областей, гипотез инвестиционной политики,технических и технологических решений в организации производственных процессов,изменений в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими изделиями,топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
7.Принцип согласования интересов местных органов управления с комплекснымразвитием региона с хозрасчетными интересами предприятий на основе единой ведомственно-территориальнойсистемы стимулирования и ответственности.Предусматривает взаимную экономическую ответственность и взаимные обязательстваотносительно комплексного развития и функционированияадминистративно-территориальной единицы.
8.Принцип пропорциональности обеспечение финансовыми ресурсами за уровнямиадминистративно-территориальной иерархии и расширения финансово-экономическойсамостоятельности территориальных единиц нижнего уровня. Основывается наобъединении территориального бюджета с внебюджетными фондами комплексногоразвития, которые формируются за счет деятельности предприятий и средстванаселение.Приоритеты в управлении региональным развитием
Практикауправления региональным развитием дает многочисленные примеры установления иреализации приоритетов социально-экономического характера. Относительно регионаони дают возможность ранжевать цели и задача производственного и социальногохарактера соответственно его территориальной стратегии комплексного развития ипроизводственно-экономических и ресурсных возможностей.
Определениеприоритетов — необходимое условие повышения эффективности общественногопроизводства, приближение его территориально-отраслевой структуры к структуреобщественных потребностей, ускорение научно-технического прогресса,усовершенствование общественно-хозяйственных, межрегиональных, межотраслевых,отраслевых и внутриотраслевых пропорций. Объективная необходимостьприоритетности обусловленная разногласиями между возрастанием потребностей иматериальными возможностями и условиями их удовлетворения.
Методологиявыявления и обоснование приоритетов имеет четко выраженный комплексный характер,поскольку ориентирует на охват системно образующих потоков материальных,энергетических, финансовых и человеческих ресурсов, а также прогнозной,программной, управленческой и социально-структурной информации.
Естьнесколько признаков классификации приоритетов. Наиболее общая из них — принадлежность к определенной части системы «производство — потребление». В сфере материального производства и в непроизводственнойсфере можно выделить такие приоритеты в зависимости от иерархического уровняуправления:
общеэкономические,
отраслевые,
внутриотраслевые,
внутрипроизводственные,
территориальные.
Общеэкономическиеприоритеты. Это приоритетное развитие в определенный период одной из сферхозяйства страны (материального производства или непроизводственной сферы),одного из его подразделов (производство средств производства или предметовпотребления), что опережает возрастание фонда потребление или фонда накопление.К общеэкономическим принадлежат также приоритеты в отдельных фазахвоспроизведенного цикла (производство, распределение, обмен и потребление) илимежотраслевые.
Хозяйственныеприоритеты на высшем иерархическом региональном уровне оказывают содействие:
высокойагрегованости целей, средств их достиженияи показателей эффективности;
целевойориентации непосредственно на конечные хозяйственные результаты и повышениематериального и культурного уровня жизни население;
согласованиюприоритетов развития структур низших рангов регионального развития;
формированиюцелей и задач приоритетов на низших уровнях региональной экономическойиерархии, которые вместе с тем есть факторами их эффективного функционирования.
Отраслевыеприоритеты обнаруживаются в опережающих темпах возрастания одной или несколькихобластей. Например, в современных условиях приоритетным есть развитие всехвидов транспорта, поскольку он сыграет важную роль в развития современнойэкономики, обеспечении материального обмена между областями, удовлетворениипотребностей населения в перевозках.
Внутриотраслевыеприоритеты — преимущественно возрастания отдельных подотраслей в границахопределенной области, (например, добывающей или обрабатывающей промышленности,растениеводства или животноводства, жилого или культурно-бытового строительстваи т.п.). В промышленности опережающими темпами развиваются, прежде всегобазовые области (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение,химическая промышленность). Одновременно совершенствуются их структура,техническая база, система организации управление производством.
Внутрипроизводственныеприоритеты связаны с ускоренным развитием внутрипроизводственных объединений ипредприятий, в частности научно-технических подразделов производственныхобъединений и предприятий. Как завершающие звенья в системе «наука — производство» они значительно влияют на темпы и масштабы реализациинаучно-технических достижений. Примером внутрипроизводственных приоритетов естьтакже опережающее развитие вспомогательного и обслуживающего производств. Квнутрипроизводственным приоритетам следует отнести также преодоления диспропорцийвнутри основного производства в некоторых областях.
Территориальныеприоритеты связаны с опережающим социально-экономическим развитием однихрегионов относительно других. Установление территориальных приоритетовобусловленное разными уровнями социально-экономического развития регионовстраны, которые сложились исторически, и необходимостью их сближения.Ускоренное комплексное развитие хозяйства всех регионов с целью сближенияуровней их социального и экономического развития — одно из важных задачсовременного экономического развития Украины.
Важнымипредпосылками выделения территориальных экономических приоритетов естьестественные условия и уровень обеспеченности трудовыми ресурсами. Так,концентрация на территории любого региона значительных энергетических ресурсов,разных запасов минерального сырья, земельных угодий, пригодных длясельскохозяйственного производства, в объединении с более благоприятнойсравнительно с другими регионами демографической ситуацией дают основания кустановлению приоритетного развития региона.
Определенныепредпосылки нужны также для социальных приоритетов, Последние устанавливаютсяпри достижении в регионе определенного уровня развития продуктивных сил, еслисозданный экономический потенциал дает возможность ставить задачи относительнорешения тех или других узловых проблем повышения уровня жизни население,обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности человека.
Важнымметодологическим аспектом теории приоритетов есть правильное определение целейи функций приоритетного развития. Цели приоритетного развития определяют,исходя из разногласия между возрастанием потребностей и возможностями ихудовлетворения. Целые приоритетов — это то, ради чего в конечном итогеустанавливаются приоритеты.
Функцииприоритетов — это конкретные задачи, которые надо выполнить для достиженияпоставленных целей. Есть несколько основных функций приоритетов: устранениедиспропорций, которые сложились, и внесение прогрессивных изменений вэкономические пропорции и структуру хозяйства; участие в международномразделении труда; обеспечение научно-технического прогресса и сближения уровнейсоциального и экономического развития. Все функции приоритетов в современных — условиях есть исключительно актуальными.
Важнойв методологии определения хозяйственных приоритетов есть проблема выборапоказателей. Насколько разнообразные приоритеты, их свойства, настолькомногочисленные и их конкретные показатели, которые можно поделить на целевые,ресурсные, показатели эффективности и собственной приоритетности.
Целевымисчитают показатели, с помощью которых можно определить приоритеты и ихальтернативы. Это объемы производства, качественные параметры продукции иуслуг, уровни социальных стандартов. Каждая альтернатива может иметь своиколичественные величины этих показателей. Сумма вычисленных показателей по всемцелям с учетом их приоритетности составляет средний целевой показатель, которыйдает возможность сравнивать альтернативные варианты.
Ресурсныепоказатели — это показатели расходования разных видов производственныхресурсов: основных производственных и непроизводственных фондов, капитальныхвложений, естественных и трудовых ресурсов. Особое значение имеют показателииспользования дефицитных видов ресурсов.
Известно,что в каждый определенный момент объем производственных ресурсов — всегдавеличина предельная (ограниченная), поэтому подлежит оптимальномураспределению. Это объективное обстоятельство имеет своим естественнымследствием высокий уровень требований к обоснованию качества израсходованныхресурсов по каждому варианту формирования и реализации целевой программырегионального развития. Как завышение размера ресурсов, так и их занижениепротив в самом деле необходимых уровней неминуемое поднимают сбалансированностьэкономики, усложняют ход воспроизведенного процесса, замедляют темпыэкономического возрастания. К таким отрицательным следствиям приводит такженеправильное определение качества нужных ресурсов, вследствие чего ухудшаютсяусловия функционирования установленных приоритетов, создаются искусственнаятрудность в обеспечении необходимыми ресурсами. Итак, роль ресурсныхпоказателей и в практике, и в теории есть очень важной.
Показателиэффективности характеризуют хозяйственный эффект в расчета на единицупроизводственных ресурсов. Как синтез целей, затрат и результатов производства,они являются важной характеристикой экономического возрастания в целом,приоритетного развития областей и районов. Эти показатели нужны для определенияи обоснования наиболее рациональных путей решения социально-экономическихпроблем. Правильное их определение и анализ дают возможность предотвратитьнепомерное высоким затратам на производство потребительских стоимостей.
Показателиприоритетности характеризуют масштабы и динамику процесса приоритетногоразвития, а также степень приоритетности. Необходимость в них есть вособенности острой при прогнозировании и планировании пропорций развитияхозяйства страны, распределении производственных ресурсов. Показателиприоритетности можно использовать для оценки качества комплексных территориальныхпрограмм и их проектов. Применение этих показателей оказывает содействиеулучшению перед плановой работы и плановых решений, ориентирует на рациональноеиспользование производственных ресурсов и выполнения назревших задач.Факторы управления региональным развитием
Всесторонняяинтенсификация производства требует приведение в действие всей совокупности нетолько отраслевых, а и территориальных факторов повышения отдачи материальных,финансовых и трудовых ресурсов общества.
Приоритетныефакторы регионального развития определяются такими факторами:
возрастающейограниченностью естественных и производственных ресурсов;
возникновениемновых общественных потребностей и способов их удовлетворения;
социальнымиограничениями отрицательных следствий влияния научно-технического прогресса наприроду и общество.
Приоритетностьрегионального развития и использования ресурсов на его решающих направлениях — основной путь интенсификации экономики региона.
Вусловиях рыночного отношения необходимо более глубоко учитывать территориальныефакторы социально-экономического развития региона, их можно поделить на трехгруппы — источника, условия, ограничение — и рассматривать в связи с любымпроцессом или результатом хозяйственной деятельности.
Факторыисточников экономического возрастания есть основными. К ним принадлежат прежде всего разныевиды трудовой деятельности людей.
Факторыусловий трудовой деятельности есть много аспектными. Это основные и оборотныефонды, организация производства, ускорение научно-технического прогресса,структурные сдвиги, состояние естественной среды и т.п. .
Факторыограничений предопределяют постепенное повышение или снижение экономическогороста производства.
Факторысоциально-экономического развития региона всегда действуют на определенныйконечный результат или конкретный процесс. Нет факторов «вообще». Онивсегда направлены на выполнения частичных или общих задачсоциально-экономического развития общества.
Всефакторы решения социально-экономических задач образовывают сложную системупрямых и обратных причинно-следственных связей под действием производственныхотношений и экономических законов, которые их регулируют.
Территориальныефакторы можно поделить на межрайонные, межотраслевые и внутренние:
Кмежрайонным факторам належат: специализация городов и регионов на производствепродукции и предоставлении услуг для общественного хозяйства;усовершенствование межрайонных транспортных потоков через устранение встречныхи экономически неоправданных перевозок; развитие межрегионального кооперированияи т.п. .
Межотраслевымиявляются факторы интенсификации, которые формируются вследствие углубления наопределенной территории межведомственной специализации, концентрации,централизации и кооперирования производства.
Внутреннефакторы образовывают комплекс источников, условий и ограничений в зависимостиот возможностей более рационального использования местных ресурсов: трудовыхресурсов, полезных ископаемых, естественной среды и т.п. .
Вуправлении региональным развитием усиливается значение качественных факторов,среди которых можно выделить такие:
1)экономного использования материальных ресурсов, прежде всего сырья, топлива иэнергии, за счет более глубокой переработки исходного сырья, широкого внедренияимело — отходных и безотходных технологий;
2)научно-технического прогресса, благодаря которому усиливаются инновационныепроцессы, которые охватывают также ассортимент продукции, технологии ееизготовления, технические средства производства;
3)организации и управление хозяйством, которые обеспечивают эффективноевзаимодействие факторов производства.
Действиефакторов первой группы есть долгосрочной, поскольку научно-технический прогрессоказывает содействие постоянному созданию новых источников экономии ресурсов.Факторы второй группы действуют только при их рациональном объединении икомплексном использовании. Суть управления ними состоит в техническомпереоснащении производства, полном использовании ресурсного потенциала региона,создании эффективной и гибкой системы управления хозяйством, повышении качествапродукции и услуг населению. Третья группа факторов создает предпосылки длятесного взаимодействия всех факторов.
Эффектот учета факторов регионального развития может оказаться лишь в процессетерриториального управления. Приведение их в действие дает возможность лучшееиспользовать региональный природно-хозяйственный потенциал, в частностиповысить производительность работы, фондоотдачу, снизить капитало- иматериалоемкость производства, обеспечить рациональное природопользование иохрану естественной среды.
Всеболее большего значения приобретают организационные факторы региональныхпроизводственных отношений. Создание и расширение межотраслевых формхозяйствования и их согласование с отраслевыми, формирование региональныхструктур создания совокупного общественного продукта в согласовании сотраслевыми структурами, как и другие условия межотраслевых взаимодействий,становятся обязательными факторами интенсификации регионального развитияэкономики.
Кардинальныеизменения в хозяйственном механизме оказывают содействие полному использованиюрезервов интенсификации региональной экономики, прежде всего за счетструктурных факторов. Реальное использование последних в экономике возможноелишь через предприятие, его производственный коллектив, где в полной мерераскрываются инициатива, самостоятельность и предпринимательство.
Суглублением отраслевого и территориального разделения труда возрастает рольтерриториальных факторов интенсификации. Этому оказывает содействиевозрастающая концентрация в городах и регионах объектов производственного инепроизводственного назначения, увеличение потребностей предприятий иорганизаций в общем использовании инфраструктуры, а также в объединении сил исредств для обеспечения надлежащей охраны естественной среды.
Всеболее весомыми становятся экономические факторы интенсификации региональногоразвития. Научно-технический прогресс оказывает содействие привлечению вобщественное производство новых ресурсов. Поэтому возрастает потребность вусилении экономизации продуктивных сил, которые следует приспосабливать ктребованиям ресурсосбережения и охраны естественной среды. Для этого в сферематериального производства создается специфическая сфера деятельности,направленная на воспроизведение и охрану естественных ресурсов и окружающейсреды. Природоохранная деятельность требует значительных затрат работы ипроизводственных ресурсов. Основными направлениями повышения эффективностииспользование естественных ресурсов и их охраны есть:
научно-техническийпрогресс, усовершенствование структуры производства, переход к ресурсо- иприродосберегающего типа экономики, усовершенствование хозяйственного механизмав сфере природопользования.Управленческая стратегия и сценарии регионального развития
Управленческаястратегия — это система концептуальных положений о наиболее эффективныхнаправлениях развития региональных систем, решение больших территориальныхпроблем и размещения продуктивных сил страны.
Системаконцептуальных положений управленческой стратегии может быть направлена на:
достижениеэкономических и социальных целей расширенного воспроизведения в перспективе;
комплексноеиспользование естественных условий и охрану окружающей естественной среды;
эффективноетерриториальное разделение труда и целесообразную межрайонную интеграцию;
расширенноевоспроизведение региональных систем и формирования для этого соответствующихтерриториальных и межотраслевых пропорций;
осуществлениедифференцированной региональной социально-экономической и научно-техническойполитики; сближение материального и культурного уровней жизни население вразных регионах и зонах страны.
Управленческаястратегия ориентирует на наиболее эффективные направления развития региональныхсистем и решение объективных разногласий воспроизведение. Территориальный аспектрасширенного воспроизведения выражается в двух взаимосвязанных формах, любая изкоторых имеет определенное значение для планового развития общественногохозяйства. Первая форма выражает отношения между общественным хозяйством и егорегиональными системами, вторая — связанная с обеспечением комплексногоразвития территориально-административных образований.
Кважнейшим характеристикам управленческой стратегии належат такие:
историческийподход к ее обработке их реализации;
системностьв определении перспектив развития и взаимодействия элементов продуктивных сил икомпонентов естественной среды;
единствои противоречивость воспроизведенного и проблемного аспектов управленческойстратегии;
объединениецентрализованных и децентрализованных форм стратегии;
объединениекачественных характеристик генеральных направлений с их возможнымиколичественными параметрами;
наличиеобъективных разногласий в пространственном аспекте расширенноговоспроизведения.
Социально-экономическиеи научно-технические направления управленческой стратегии развития продуктивныхсил есть исходными для решения долгосрочных задач комплексного территориальногоуправления. Важно, чтобы стратегия четко определяла место регионов страны втерриториальном и международном разделении труда и потенциальныематериально-вещевые, финансовые и трудовые ресурсы, на которые можетрассчитывать каждый регион в перспективе.
Дляповышения научной обоснованности управленческой стратегии региональногоразвития важно проанализировать идеи, гипотезы и проблемы усовершенствованиятерриториальной организации общественного хозяйства на разных этапах передпрогнозных исследований. Управленческая стратегия регионального развития можетбыть рассчитана лишь на определенный этап, поскольку с течением времени подвлиянием многочисленных факторов общенационального и регионального развития онаможет значительно измениться. Однако, выдвигая новую стратегию, нельзямеханически отвергнуть все положения и принципы предшествующей стратегии.
Управленческаястратегия регионального развития должна строиться с учетом закономерностейсоциально-экономического развития региональных систем и страны в целом. При ееразработке следует учитывать факторы, которые являются важными в определениизависимости и взаимосвязей региональных систем и решении большихтерриториальных проблем. При этом важно правильно определить экономические исоциальные параметры развития общественного хозяйства на территории и болеенадежный путь межрайонного взаимодействия учитывая использование всехпреимуществ территориального разделения труда.
Средивозможных путей реализации управленческой стратегии важным есть сценарныйподход, то есть системный подход в определении перспективсоциально-экономического развития регионов. Однако следует учитывать, что онможет быть эффективной при наличии субъекта управление региональнойэкономической системой с реальными полномочиями и заинтересованностью вреализации региональных интересов. Если такого субъекта нет, сценарный подходостается лишь методом анализа ситуаций развития систем.
Порядоки методы реализации сценарного подхода по сути есть синтезом существующихметодов комплексного исследования, прогнозирование и разработки новыхоригинальных подходов. Стрежень сценарного подхода — анализ разных интересов,которые существуют в процессе функционирования региональной хозяйственнойсистемы, и ее потенциальных резервов.
Главнымизадачами анализа при сценарном подходе есть выявление проблем, которыевозникают в процессе развития хозяйственной системы, и оценка резервовинтенсификации хозяйства, на основании которой разрабатываются концепцииразвития региона и сценарии его реализации. Эта концепция есть системойвзглядов на проблемы, их взаимосвязь, потенциальные возможности и пути решения,о связи с другими системами общественного хозяйства. Все это можно назватьсистематизированными направлениями развития региональной хозяйственной системы.Сценарий развития региональной хозяйственной системы должен содержатьколичественные и качественные характеристики и определять возможные пути их получения.
Разработкасценариев может осуществляться в направлениях от проблем, которые решаются, иот потенциальных резервов развития (интенсификации) хозяйства региона.Последовательность разработки сценария в случае, если отправным пунктомявляются проблемы, может быть такой:
Определениеприоритетов в очередности и степенях решения проблем. Выдвижение гипотез оприоритетах дает возможность составить несколько сценариев, которые имеют общееядро;
Порезультатам первого этапа сделать вывод о принципиальных возможностях и степенипривлечения в оборот резервов интенсификации. Связь степени решение проблем ипривлечение резервов определяется единством и целесообразностью самойрегиональной хозяйственной системы, для которой разрабатываются сценарии;
Порезультатам второго этапа строятся количественные гипотезы об уровнеиспользования резервов интенсификации;
Спомощью гипотез о привлечении резервов и их количественных оценок строятсяколичественные параметры (макропоказатели), которые характеризуют хозяйственнуюсистему;
Порезультатам расчетов четвертого этапа дается оценка потребностей в ресурсах дляреализации этого сценария, осуществляется анализ экономических балансов,рассчитываются балансы внешнеэкономической деятельности и т.п.
Исходяиз потенциальных резервов развития, при разработке сценария развития хозяйстварегиона будем иметь другую последовательность действий:
построениесценариев опирается на анализ резервов интенсификации хозяйства региона, разныегипотезы относительно использования этих резервов;
классификациягипотез относительно использования резервов интенсификации и их эшелонированиев времени ставит требование разработки и проведение определенного комплекса мерпо привлечению резервов;
качественныепараметры будущего состояния системы и количественная. оценка привлеченныхрезервов дают возможность построить количественные параметры (макро показатели)экономической системы.
Приразработке сценариев, исходя из проблем, главной задачей есть обнаружить,какого состояния приобретет система при сосредоточении внимания преимущественнона решении той или другой проблемы, а исходя из потенциальных резервовразвития, определить влияние на развитие системы в целому и при его ориентациина использование тех или других потенциальных резервов.
Вцелом эти два подхода не являются альтернативными, их можно использовать приразработке сценариев для одной региональной системы.
Наокончание этапа разработки вариантов реализации концепции развития региональнойхозяйственной системы осуществляют их сравнительный анализ и выбор«стержневого» сценария. Это одна из ответственных процедур всценарном подходе. С ее помощью можно найти решения, за которого были бы лучшевсего сбалансированные разные интересы участников региональноговоспроизведенного процесса.
Приэтом следует учитывать качественное и количественное выражения интересов, ихвозможные разногласия. В связи с этот наиболее удачным может быть векторныйкритерий, компоненты которого и есть отображением разных интересов.
Основныеэлементы векторного критерия такие:
1)изменение роли региона в территориальном разделении труда за счет использованияи переработки уникальных естественных ресурсов. Этот элемент вектора (как идругие) может иметь несколько количественных параметров, которые характеризуютизменение роли региона в территориальном разделении труда: частица продукциирегиона в объеме производства аналогичной продукции страны, место ее вэкспортных возможностях страны и др.;
2)изменение роли региона в территориальном разделении труда за счетперерабатывающих производств;
3)изменение внешнеэкономического потенциала региона, повышение экспортныхвозможностей;
4)изменение экологической ситуации в регионе и его зонах;
5)изменение уровня жизнь население региона и его соотношение с уровнем жизни вдругих регионах страны;
6)изменение эффективности использование трудовых ресурсов, минерального сырья ипотенциала хозяйства территории;
7)уровень использования резервов интенсификации хозяйства территории;
8)ускорение и темпы технического прогресса в хозяйстве территории;
9)изменение потенциала будущего развития хозяйства региона.
Завершающимэтапом разработки сценария комплексной схемы развития хозяйства территории естьформирование политики регионального развития, которое бы направляло всехучастников воспроизведенного процесса на достижение параметров выбранногосценария. Процесс формирования такой политики можно разбить на взаимозависимыеи взаимоопределяющие элементы:
социальная политика— совокупность действий,направленных на смену условий работы и жизнь людей (население региона);
структурная политика— совокупность дои, цельюкоторых есть изменение структурных характеристик хозяйства региона и егоэлементов;
политика размещения— действия из рационализациитерриториальной организации хозяйства региона;
инвестиционная политика— действия, направленные наобеспечение приоритетных направлений инвестиций.
Дляих реализации могут быть примененные административные, экономические исмешанные методы. Преимущество тех или других методов зависит от многихусловий, в том числе от условий хозяйства, которые сложились, хозяйственногозаконодательства, сферы реализации политики.
Смешанныеи экономические методы охватывают, в свою очередь: политику цен; налоговуюполитику и политику платежей; кредитную политику; политику дотаций и субсидий;лизинговую политику; внешнеэкономическую политику; развитие законодательства ипринятие подзаконных актов. Сбалансированное использование таких рычагов даетвозможность получить желательные результаты при реализации стержневого сценарияразвития хозяйства региона.