Реферат по предмету "Менеджмент"


Антимонопольная политика России 3

--PAGE_BREAK--2.  Классификация монополий.
Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения. (рис. 2.1.)

 

Рисунок 2.1. Классификация монополий

         По характеру движущих сил можно выделить естественную, продуктовую и протекционистскую монополии.

         Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит а росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.

         Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей – коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления: транспортировку нефти, газа, передачу электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения. Следует заметить, что в последние годы в мировой практике даже в этих сферах осуществляются попытки создания конкурирующих структур.

         Достижение монопольного положения может быть как результатом активного внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиального нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-заменителя такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции. В связи с тем что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

         Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождение от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов.

         Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности могут добиваться успешных экономических результатов за счет манипулирования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Протекционистские монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодательно урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рынке, технологические и социальные конфликты, проявление монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.

         По форме собственности можно выделить два типа монополий: частная и государственная.

         Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных в перспективе условий для деятельности.

         Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем государства и регулируется конкретными органами власти, наделенными соответствующими полномочиями, защищающими интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.

         Разновидностью государственной монополии в советской России была ведомственно-бюрократическая монополия, возникшая на основе государственной собственности. Процесс сращивания интересов партийно-государственной системы, сохранявшей элитарное положение в обществе, и отраслевых ведомственно-корпоративных структур сформировал принципиально новый в экономической практике вид монополий. Ведомства от лица государства получили распорядительские полномочия, которые стали использовать для реализации своих узкогрупповых интересов. В результате этого процесса к концу 1970 – х г.г. ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на товарных и географических рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества.

         По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий: экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).

         В основе данной классификации лежат географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соответственно масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, нередко принимающих форму транснациональных монополий (корпорация Майкрософт).

         Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России это  крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», «АвтоВАЗ» и др.

         Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образованиях. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.

         Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты. В качестве примера местной монополии можно привести предприятие МУП «Славгородский монолит», которое имеет в городе Славгороде Алтайского края абсолютную монополию по предоставлению тепловых услуг населению.

         По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.

         Организационная монополия возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения.

         В экономической теории различают следующие виды монополистических объединений:

·        картель – монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;

·        синдикат – форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей. Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

·        трест – монополистическое объедение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объедение производства и сбыта, финансов и управления;

·        многоотраслевой концерн – монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.

Типичными современными концернами считаются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы.

         Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникальных продуктов, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды потребностей  рынка и появления товара-заменителя.

         Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.

        
    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Становление монополии в России


         В формировании монополий в России с середины ХIХ в. до наших дней можно выделить семь этапов, в том числе связанных с развитием экономике страны в разных эпохах и трансформации институтов, и властно-хозяйственных и экономических отношений.

Первый этап – Конец ХIХв. – 1917 г. В этот период происходит бурное развитие отраслей тяжелой промышленности, в основном это было связано со строительством железных дорог и сопутствующих этому производств.  Соответственно преобладание монополий в тяжелой промышленности.

         Второй этап. 1917 – 1929 г.г. Новая экономическая политика. Активизация мелкой промышленности, производственных кооперативов. создание крупной национализированной промышленности, представленной трестами и синдикатами. Национализация крупного капитала.  Предприятиям, принадлежащим к одной отрасли производства, требовалось объединятся в тресты. В результате 81% всех производственных единиц были объединены в тресты. В основу развития экономики было положено жесткое планирование.

3 этап.  1929 – 1956 г.г. Тотальное доминирование административной системы. Высокая управляемость деятельностью предприятий и организаций из центра. Централизованный государственный монополизм. Этот этап характеризуется ускоренной индустриализацией государства, насильственной коллективизацией. В этот период государственный монополизм принял милитаризованную форму, которая сохранилась вплоть до конца 1980 г.г. Созданная система не реагировала на спрос, и была построена чтобы отвечать на приказы сверху и обеспечить крупномасштабные инвестиционные проекты.

4 этап. 1957 – 1965 г.г. Для этого этапа характерно децентрализация властно-хозяйственных отношений административно – хозяйственной экономики и создание локально-территориальных монопольных структур – совнархозов.

5 этап. 1967 – 1987 г.г. Создание ведомственных корпоративных монополий, которые стали доминировать на своих локальных рынках при полном отсутствии конкурентов контроля со стороны общества. Ликвидация рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение инвестиций привели к формированию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных связей складывалось директивно, на безальтернативной основе и базировалось не на экономических, а на организационных и технологических принципах.

6 этап. 1987-1997 г.г. Перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур, демонополизация и развитие конкурентной среды.

7 этап с 1998 года по настоящее время. Волна горизонтальных слияний, создание вертикально интегрированных систем. Перераспределение капитала и собственности. Рост темпов концентрации.



ГЛАВА 2.  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ С 1991 ПО 2008 Г.Г. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.

1. Понятие антимонопольной политики в Российской Федерации


Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке,  а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил[2].

         В узком смысле антимонопольная политика это проводимые мероприятия антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий по осуществлению государственного контроля за соблюдение антимонопольного законодательства.

         В широком смысле государственная антимонопольная политика охватывает полный перечень решений, направленных на развитие экономики, повышения конкурентоспособности продукции и услуг производимых либо оказываемых на территории Российской Федерации. Здесь антимонопольные органы участвуют в экономической политике государства по направлениям, которые непосредственно влияют на конкурентную структуру рынка.

2. Задачи и цели Антимонопольной политики.


         Государство обязано выполнять  важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. В связи с этим стратегической задачей государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил.

         В качестве приоритетных задач антимонопольной (конкурентной) политики на 2004 – 2009 г.г. выделяют:

·        Антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;

·        модернизация законодательства о развитии и защите конкуренции, о естественных монополиях и рекламе;

·        контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

·        содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

·        защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг инженерной подготовке земельных участков под застройку;

·        расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

·        интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;

·        разработке механизмов активного адвокатирования конкурентной политики России;

·        усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей;

В связи с этим, основными экономическими целями антимонопольной политики являются:

1.     Оптимизация экономической структуры рынка;

2.     Воздействие на экономическое поведение субъектов: предупреждение, пресечение;

3.     Корректировка экономических результатов;

Достижение этих целей отражено на рис. 2.1.


рисунок 2.1 – экономические цели антимонопольной политики.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Принципы и методы реализации антимонопольной политики.


Принципы и методы реализации антимонопольной политики приведены в таблице 3.1.

                                                                                                       таблица 3.1.

принципы

методы

Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

1.       Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных барьеров)

2.       Поддержка малого предпринимательства

3.       Проведение политики демонополизации производства и обращения

4.       Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них

5.       Контроль за проведением конкурсных процедур и торгов

6.       Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

1.       Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке

2.       Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции

3.       Пресечение недобросовестной конкуренции

Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка

1.       Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов

2.       Контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи

Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции

1.       Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата

2.       Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка

Законности, гласности и публичности в действиях антимонопольных органов

1.       Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления

2.       Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское

3.       пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства

4.       Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил

5.       Адвокатирование конкуренции


4. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации.


         Становление антимонопольной политики в новейшее время в России происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 года, после принятия Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие  формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Приведем основную структуры антимонопольного законодательства России (рис 4.1).

        

рисунок 4.1. Структура антимонопольного законодательства России на 01.05.2009

         Рассмотрим основные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства действующие на сегодняшний день.

v   Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» — разработан в целях совершенствования конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. В настоящем законе закреплен комплекс норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.

v   Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» — в законе закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки.

v   Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» — Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы на территории Российской Федерации, а также нормы регламентирующие предупреждение а также пресечение ненадлежащей рекламы

v   Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» — Данный закон впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий; он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

v   Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — Этот закон, вступивший в силу с 01.01.2006 года принципиально изменил систему заказов на поставку  товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Направленность закона сделать более прозрачным и доступным для бизнеса рынок государственных заказов.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ, а также рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическое обоснование целесообразности открытия новой пекарни
Реферат Пуклаков Николай Иванович
Реферат Матеріальна відповідальність ознаки функції задачі і правове значення визначення розмірів
Реферат Реформы Петра первого 5
Реферат Налогообложение и его влияние на финансовое состояние предприятия
Реферат Миф как явление культуры
Реферат Производственная эстетика
Реферат Цена банковского кредита и факторы, влияющие на неё
Реферат II. Основная часть Особенности скандинавской литературной сказки в творчестве Андерсена стр
Реферат Организация бухгалтерского учета в Санкт-Петербургском филиале группы компаний "Конфлекс"
Реферат Значение и общая характеристика трудового договора: понятие, стороны, содержание, порядок заключения
Реферат Инфекционный подвижной госпиталь 2
Реферат «Русское культурно-просветительное общество в Изборске»
Реферат Поздние яровые
Реферат Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации