--PAGE_BREAK--
2.2 Анализ организационного развития ООО «Водолей-Красноярск»
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез охватывает такие процессы как взаимодействие менеджеров и сотрудников; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддерживание отношений между работниками и т.д. На предприятии ООО «Водолей- Красноярск» эти процессы протекают без явных отклонений. Руководство ведет грамотную кадровую политику, ведется постоянное стимулирование и обучение персонала, а также работа по укреплению корпоративного духа.
Организационный срез охватывает коммуникационные процессы, организационную структуру, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения. Структура управления ООО «Водолей-Красноярск» не лишена недостатков, однако у этой структуры множество преимуществ: главными из которых являются личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности; высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций, что позволяет выполнять работу качественно и в срок.
Маркетинговый срез. На предприятии существует отдел рекламы, однако он не выполняет все функции маркетинга.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В целом, ООО «Водолей-Красноярск» является прибыльным предприятием, и несмотря на снижение эффективности использования ресурсов, существует тенденция дальнейшего развития предприятия.
Значительное влияние на эффективность системы управления оказывает культура организации – это методы выполнения работы и отношение к людям. Организационная культура как совокупность совместных ценностей должна быть адекватной стратегическому выбору организации. Теоретическая модель управления культурой организации рассмотрена на рис. 2.3
На культуру организации влияют такие факторы, как происхождение, вид собственности, технология, яркие события.
Рассматриваемое торговое предприятие ООО «ТД «Водолей- Красноярск» было основано более 6 лет назад и за столь непродолжительное время успело получить признание на рынке оптовых поставок сантехнической продукции в Красноярском крае. За время существования были открыты четыре магазина розничной продажи в Красноярске и один филиал в Абакане. Фирма известна широким ассортиментом качественной продукции, низким уровнем цен и другими несомненными преимуществами.
Поскольку понятие культуры нельзя определить однозначно, так как это нечто такое, что возникает в результате взаимодействия различных особенностей организации, постараемся все же исследовать культуру этой организации. С использованием специальной анкеты определим доминирующую культуру в ООО «Водолей- Красноярск». Ванкетировании приняли участие 10 сотрудников. Полученные результаты представлены в таблице (приложение 2.2).
Общее число каждой формулировки:
· культура власти (1) – 36,
· культура роли (2) – 62,
· культура задачи (3) – 32,
· культура личности (4) –20 .
По результатам оценок преобладает культура роли - данный тип соответствует линейно-функциональной структуре управления. Культура сформировалась с учетом истории фирмы: она работает на рынке сравнительно недавно, и в этот период происходило активное развитие фирмы, расширение складской сети, открытие магазинов розничной торговли и филиала, формирование имиджа.
Анализ предприятия невозможен без изучения факторов макроокружения, т.е. без проведения СТЭП-анализа.
СТЭП-анализ
Социально-культурные факторы
Для ООО «Водолей» необходимо рассмотреть такие социально-культурные факторы, как рождаемость, численность населения по возрастным группам, численность трудоспособного населения. Немаловажным показателем является и величина среднего заработка и изменение в структуре числа безработного населения.
По данным Федеральной службы государственной статистики эти показатели выглядят следующим образом.
Таблица 2.4 — Основные социально- экономические показатели
Показатели
2004
2005
2006
2007
Численность населения (на конец года), млн. человек
143,5
142,8
142,2
142
моложе трудоспособного — всего
24,1
23,3
22,7
22,5
трудоспособное — всего
90,2
90,4
90,2
89,7
Естественный прирост, убыль (-) населения
всего, тыс. человек
-792,9
-846,5
-687,1
-470,3
Среднегодовая численность занятых
в экономике, тыс. человек
66407
66792
67174
68019
в том числе в организациях негосударственных форм собственности (без муниципальной) и в индивидуальном секторе
42825
44292
45136
46223
Численность безработных, тыс. человек
5775
5208
4999
4246
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел
25,2
25,2
21,5
18,7
— млн. человек в процентах от общей численности
Населения
17,6
17,7
15,2
13,3
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.
6410
8112
10196
12603
Население в возрасте, лет:
6740
8555
10634
13593
5-9
6536
6418
6376
6481
10-14
8469
7790
7283
6894
15-19
12241
11825
11088
10207
По данным таблицы видно, что в период с 2004 по 2007 год численность населения уменьшилась на 1,5 млн.человек, при этом естественная убыль населения сократилась с 792,9тыс.человек до 470,3 тыс.человек.
В то же время число безработных в 2004г. составило 5775 тыс. человек, что по сравнению с 2007г. на 1529 тыс.человек меньше. Среднедушевые денежные доходы населения в 2007 году выросли по сравнению с 2004 на 6192,4 руб., что в процентном соотношении составило 196,6%. Это положительно характеризует экономику и повышает покупательскую способность.
Число активного населения в возрасте от 15 до 19 лет сокращается (в период с 2004 по 2007г. оно сократилось на 2034 тыс.человек), а это значит что кадровый состав предприятий претерпит изменения в сторону устаревания работников.
Таблица 2.5 — Показатели естественного движения населения в Красноярском крае
Всего, человек
На 1000 человек населения
родившихся
умерших
естественный
прирост
родившихся
умерших
естественный
прирост
Красноярский край
1970
41203
19435
21768
16,4
7,7
8,7
1980
49550
26043
23507
18,1
9,5
8,6
1990
43640
29268
14372
13,8
9,3
4,5
1995
30596
43406
-12810
9,8
14,0
-4,2
2000
28111
44456
-16345
9,3
14,8
-5,5
2005
31534
45723
-14189
10,8
15,7
-4,9
2006
31836
40401
-8565
11,0
13,9
-2,9
2007
34206
38470
— 4264
11,8
13,3
-1,5
2008
36880
38987
-2107
12,8
13,5
-0,7
Показатели естественного движения населения в Красноярском крае за последние 40 лет сильно колебались. Так в период с 1970 по 2000 гг. наблюдается снижение рождаемости и увеличение смертности населения, что привело к естественной убыли населения (это показатель снизился на 38113 человек). Однако с 2001г. естественная убыль населения сократилась на 14238 человек, и в 2008г. составила 2107 человек.
Если же говорить об уровне образования, то число лиц с высшим образованием ежегодно и стремительно растет. Также увеличивается число квалифицированных специалистов, закончивших аспирантуру (Таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Основные показатели деятельности аспирантуры
Это является важным фактором. Поскольку сотрудники организации ведут работу непосредственно с людьми – поставщиками и покупателями. И немаловажным фактором в данном случае является их образование (умение работать оперативно, умение общаться с людьми, вести деловые переговоры и конечно наличие знаний в данной области и осведомленность о специфике работе в данной сфере).
По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на январь 2010 года, в общей численности безработных 3764 тыс. человек, или 55,1% составляли мужчины и 3068 тыс.человек, или 44,9% — женщины. Сельские жители составляли среди безработных 2501 тыс.человек, или 36,6%.
В общей численности занятого в экономике населения в 2009г. 35,8 млн.человек, или 51,6% составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,8 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в 2009г. составило 37,6 млн. и было меньше, чем в 2008г. на 1,4 млн.человек, или на 3,6%.
В январе 2010г. численность принятых работников по наблюдаемым видам экономической деятельности впервые за период проведения обследования с декабря 2008г. превысила численность выбывших (на 13,0 тыс.человек).
По сведениям обследованных организаций, было принято на работу 2,3% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 2,2% списочной численности работников (в январе 2009г. соответственно 1,7% и 2,5%).
Таблица 2.7 — Динамика уровня безработицы среди населения
в возрасте 15-72 лет
Уровень безработицы
Справочно-удельный вес женщин в общей численности безработных, %
всего
м
ж
город
село
2009
Февраль
9,4
10,2
8,6
8,2
13,1
45,0
Май
8,5
9,2
7,9
7,7
10,9
45,2
Август
7,8
8,3
7,4
6,9
10,7
46,4
Сентябрь
7,7
8,1
7,0
6,7
10,2
45,7
Октябрь
7,7
8,2
7,3
6,7
10,7
45,8
Ноябрь
8,2
8,4
7,9
7,4
10,5
47,7
Декабрь
8,2
8,8
7,6
7,1
10,5
45,2
2010
Январь
9,2
9,9
8,4
7,8
13,4
44,9
Средний возраст безработных в январе 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, лица в возрасте от 50 лет и старше — 17,7%.
Необходимо также посмотреть число человек, занятых в экономике за последние несколько лет, чтобы посмотреть тенденция.
Таблица 2.8 – Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Тысяч человек
Всего в экономике
64517
64980
65574
65979
66407
66792
67174
68019
68474
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
8806
9524
9893
10462
10843
11088
11317
11713
12020
В процентах к итогу
Всего в экономике
100
100
100
100
100
100
100
100
100
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
13,7
14,6
15,1
15,8
16,3
16,6
16,8
17,2
17,6
В период с 2000 по 2008 гг. численность населения, занятых в оптовой и розничной торговле, увеличилась на 3,9 % и составила в 2008г. 17,6 % от общего числа, занятых в экономике.
Уровень образования в современном мире является неотъемлемой частью человека при приеме на работу.
Таблица 2.9 – Численность занятых в экономике по уровню образования
в 2008 г.
Рассматривая численность занятых в экономике по уровню образования (работающих в сфере оптовой и розничной торговли), можно сказать, что наибольшее число имеют среднее профессиональное (28,5%) и среднее общее образование (23,9%).
Это говорит о том, что процент высоко квалифицированных специалистов по-прежнему остается низок.
Технологические факторы
Если же говорить о технологических факторах, то, несомненно, в данной сфере они оказывают значительное влияние. Интернет уже существенно облегчил задачу – подписание договоров, осуществление заказов, он-лайн конференции с поставщиками в других городах и даже заграницей уже возможны и успешно используются в рассматриваемой организации. Однако, в мире постоянно разрабатываются новые технологий, методики ведения бизнеса, оформление заказов.
Известно, что Россия далека от мировых лидеров по разработке и созданию новых технологий (конечно проблема по большей части не в создании, а в финансировании подобного рода проектов).
Таблица 2.10 – Число созданных передовых технологий
Все
технологии
Технологии
новые
для России
принципиально
новые
созданные с использованием патентов
обладающие
патентной
чистотой
на изобретения
на полезные
модели
на промышленные образцы
2006 г.
Передовыепроизводственные технологии — всего
735
642
52
288
109
13
406
Проектирование и инжиниринг
148
138
7
45
24
3
84
Производство, обработка и сборка
362
308
25
158
52
9
207
Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции; транспортировка материалов и деталей
13
11
1
4
2
-
6
Аппаратура автоматизированного наблюдения
(контроля)
97
79
14
45
17
1
51
Связь и управление
56
52
3
13
4
-
28
Производственные информационные системы
24
24
-
8
2
-
13
Интегрированное управление и контроль
35
30
2
15
8
-
17
2007г.
Передовыепроизводственные технологии — всего
780
653
75
250
114
37
401
Проектирование и инжиниринг
177
140
17
50
24
15
96
Производство, обработка и сборка
365
314
30
127
49
6
188
Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции; транспортировка материалов и деталей
8
8
-
-
2
-
4
Аппаратура автоматизированного наблюдения
(контроля)
110
91
14
46
24
13
60
Связь и управление
67
52
12
14
9
3
36
Производственные информационные системы
14
13
1
2
2
-
3
Интегрированное управление и контроль
39
35
1
11
4
-
14
2008г.
Передовыепроизводственные технологии — всего
854
738
54
299
121
29
523
Проектирование и инжиниринг
173
150
7
53
24
3
105
Производство, обработка и сборка
369
316
24
136
52
14
239
Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции; транспортировка материалов и деталей
14
12
1
8
3
-
7
Аппаратура автоматизированного наблюдения
(контроля)
99
87
8
44
20
4
65
Связь и управление
68
65
1
13
2
4
43
Производственные информационные системы
23
20
1
3
4
2
5
Интегрированное управление и контроль
41
37
3
11
6
1
15
Нанотехнологии
67
51
9
31
10
1
44
продолжение
--PAGE_BREAK--
По данным из таблицы 4 видно, что количество патентов, принципиально новых для России, ежегодно увеличивается. Это хорошо отражается на российских предприятиях, так как улучшается качество связи, способы погрузки и разгрузки и т.д.
Таблица 2.11 — Распределение домашних хозяйств по видам и благоустройству занимаемого жилого помещения в 2008г.
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств;
на конец года; в процентах от общего числа домохозяйств соответствующей группы)
Все
домохозяйства
из них по группам населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов
первая
(с наименьшими располагаемыми ресурсами)
вторая
третья
четвертая
пятая
(с наибольшими располагаемыми ресурсами)
Все домашние хозяйства
Домашние хозяйства, занимающие:
отдельную квартиру
71,2
66,1
70,7
72,0
72,7
73,4
жилую площадь в коммунальной квартире
2,0
2,1
2,1
2,3
1,6
1,9
жилую площадь в общежитии
1,2
1,8
1,1
1,1
1,2
1,0
отдельный дом, часть дома
25,5
30,0
26,0
24,6
24,5
23,7
другое жилье
0,0
0,0
0,0
-
0,0
0,0
Домашние хозяйства, проживающие в жилище, оборудованном:
водопроводом
89,0
82,6
87,5
89,4
91,6
92,2
канализацией
75,8
69,9
74,5
76,8
77,6
78,6
центральным отоплением
92,4
87,4
90,9
93,1
94,4
94,9
горячим водоснабжением
82,1
72,5
79,4
83,0
85,6
87,2
ванной, душем
81,5
73,0
78,9
81,7
85,2
86,1
Домашние хозяйства в городской местности
Домашние хозяйства, занимающие:
отдельную квартиру
86,1
80,0
85,3
87,3
88,4
88,1
жилую площадь в коммунальной квартире
2,4
2,6
2,7
2,7
2,0
2,3
жилую площадь в общежитии
1,4
2,2
1,3
1,4
1,7
0,8
отдельный дом, часть дома
10,1
15,2
10,6
8,6
8,0
8,8
другое жилье
0,0
0,0
0,0
-
0,0
0,0
Домашние хозяйства, проживающие в жилище, оборудованном:
водопроводом
96,3
92,3
95,5
97,2
97,9
97,7
канализацией
91,1
84,8
90,0
92,3
93,7
93,4
центральным отоплением
97,3
93,8
96,2
97,9
98,9
98,8
горячим водоснабжением
93,1
85,6
91,6
94,3
95,9
96,5
ванной, душем
92,8
85,9
91,1
93,7
95,6
96,4
продолжение
--PAGE_BREAK--
По данным таблицы 2.11 видно, что доля населения с благоустроенным жильем (наличием сан. узла) возрастает. Следовательно, спрос на сантехнику возрастает. А люди, уже имеющие благоустроенное жилье будут стремиться к повышению удобства и качества используемого сантехнического оборудования.
Экономические факторы
Наряду с остальными экономические факторы играют немаловажную роль в развитии предприятий и организаций. Рассмотрим некоторые из них.
Работа по прайсам и каталогам, осуществление переговоров о наличии товара непосредственно у поставщиков значительно упрощают работу. Данная методика продаж (под заказ) – это, как правило, закупка элитной сантехники и сантехнического оборудования, используемая в сфере гостиничного бизнеса и услуг питания( когда даже дизайн туалета является частью общего интерьера и престижа).Приведенная в таблице 2.12 статистика позволяет сделать вывод, что рост числа подобных заведений, несомненно поднимет спрос на предоставляемые услуги по заказу элитных и эксклюзивных сантехнических частей.
Таблица 2.12 — Число предприятий гостиничного бизнеса
(на 1 января)
2005
2007
2008
Число предприятий и организаций, тыс
из них по формам
собственности, тыс.
Число предприятий и организаций, тыс
из них по формам
собственности, тыс.
Число предприятий и организаций, тыс
из них по формам
собственности, тыс.
государственная
частная
смешанная российская
государственная
частная
смешанная российская
государственная
частная
смешанная российская
гостиницы и рестораны
74,0
4,4
61,6
2,9
84,7
3,5
75,4
1,5
85,9
3,1
77,3
1,2
Так как предприятие вращается в сфере торговли, то никак нельзя упускать из виду состояние основных показателей организаций сферы торговли (таблица 2.13)
Таблица 2.13 - Основные показатели деятельности организаций торговли
Организации розничной торговли
2005
2007
2008
Число организаций (на конец года), тыс.
133,3
169,8
179,0
Среднегодовая численность работников, тыс.человек
1808,4
2254,3
2398,7
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.
5214,3
8946,9
12134,2
Оборот (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.
2659,7
4371,4
4528,5
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.
34243,4
72702,7
88436,1
Валовая прибыль, млрд.руб.
223,7
499,2
639,8
Коммерческие и управленческие расходы, млрд. руб.
183,3
438,0
557,8
Динамика основных показателей деятельности организаций торговли за 2005-2008 гг. показывает, что все показатели стабильно увеличивались. Это говорит о положительных моментах в развитии торговли.
Оборот организаций торговли необходимо рассмотреть отдельно, т.к. это является наиважнейшим показателем для предприятий, целью которых является получение прибыли.
Таблица 2.14 - Оборот организаций торговли
(в фактически действовавших ценах)
2005
2006
2007
2008
Млрд. руб.
В процентах
к итогу
Млрд. руб.
В процентах
к итогу
Млрд. руб.
В процентах
к итогу
Млрд. руб.
В процентах
к итогу
Организации розничной торговли и предметов личного пользования
1067,0
100
1409,0
100
2035,7
100
2497,1
100
в том числе:
прочей розничной торговли в специализированных магазинах
240,7
22,6
256,6
18,2
401,5
19,7
618,5
24,8
В данной таблице показан оборот розничной торговли с 2005 по 2008гг. Из динамики видно, что оборот розничной торговли в специализированных магазинах колебался, так в 2008г. (в сравнении с 2007г.) оборот увеличился на 5,1%, что составило 217 млрд.руб.
Для того, чтобы посмотреть формирование оборота розничной торговли в Красноярском крае за 2007-2008гг. необходимо обратиться к рис.2.4
2007 2008
1. Крупные организации и субъекты среднего предпринимательства
2. Малые предприятия (включая микропредприятия)
3. Индивидуальные предприниматели,
реализующие товары вне рынка и ярмарки
4. Розничные рынки и ярмарки
продолжение
--PAGE_BREAK--Рис. 2.4 Формирование оборота розничной торговли в Красноярском крае за 2007-2008 гг.
Данный рисунок показывает, что в 2008г., по сравнению с 2007г., произошло увеличение доли индивидуальных предпринимателей на 1,2%, а также увеличение доли малых предприятий на 6,9%. Это говорит о том, что в Красноярском крае идет развитие малого и среднего бизнеса, что должно положительно сказаться на состоянии экономики края.
Таблица 2.15 - Распределение предприятий и организаций
по формам собственности (на 1 января)
Тыс.
1996
2001
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Число предприятий и организаций— всего
2250
3346
4150
4417
4767
4507
4675
4772
частная
1426
2510
3238
3499
3838
3639
3855
3976
Из данной таблицы видно, что на протяжении последнего десятилетия общее число организаций и предприятий стабильно росло. В тоже время и увеличивалось число частной формы собственности, что говорит о развитии рыночных отношений в целом по стране.
Таблица 2.16 - Основные показатели деятельности
малых предприятий в 2008 г.
Число малых предприятий
(на конец года), тыс.
Средняя численность
работников2), тыс. человек
Оборот малых
предприятий –
всего, млрд. руб.
всего
всего
Российская Федерация
1347,7
11412,1
18727,6
Красноярский край
33,6
203,4
274,6
По данным таблицы число малых предприятий в Красноярском крае от общего числа предприятий на территории РФ составило 2,5%, а средняя численность работников края составила 203,4 тыс. человек, что составляет 1,8%. Оборот малых предприятий Красноярского края составляет 1,5% от общего оборота малых предприятий по РФ.
Эти данные говорят о том, что малый бизнес в Красноярском крае практически не развит.
Таблица 2.17 - Число малых предприятий по видам
экономической деятельности в 2008 году (на конец года)
Малые предприятия
тыс.
в процентах
к итогу
Всего
1347,7
100
оптовая и розничная торговля
571,9
42,4
В 2008 году число малых предприятий оптовой и розничной торговли составило 42,4 % от общего количества, что составляет не малую долю на рынке.
Таблица 2.18 - Число хозяйствующих субъектов торговли
(на 1 января)
2005
2006
2007
2008
2009
Организации розничной торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, тыс.
129,0
133,3
182,5
169,8
179,0
в том числе:
прочей розничной торговли в специализированных магазинах
35,7
40,1
49,1
50,8
50,8
Рассмотрев в динамике число хозяйствующих субъектов торговли, видно, что доля прочей розничной торговли в специализированных магазинах в 2009г. выросла незначительно по сравнению с 2005г., разница доли прочей торговли составляет 0,7%
Таблица 2.19 — Показатели инфляции в России за период
с 2003 по 2008 г.г, %
месяц/годы
2003
2004
2005
2006
2007
2008
январь
2,4
1,8
2,6
2,4
1,7
2,3
февраль
1,6
1
1,2
1,7
1,1
1,2
март
1,1
0,8
1,3
0,8
0,6
1,2
апрель
1
1
1,1
0,4
0,6
1,4
май
0,8
0,7
0,8
0,5
0,6
1,4
июнь
0,8
0,8
0,6
0,3
0,6
1
июль
0,7
0,9
0,5
0,7
1
0,5
август
0,4
-0,4
-0,1
0,2
0,1
0,4
сентябрь
0,3
0,4
0,3
0,1
0,8
0,8
октябрь
1
1,1
0,6
0,3
1,6
0,9
ноябрь
1
1,1
0,7
0,6
1,2
0,8
декабрь
1,1
1,1
0,8
0,8
1,1
0,7
Уровень инфляции за год
12
11,7
10,9
9
11,9
13,3
Постоянный рост цен снижает количество того, что можно приобрести за деньги. Рост инфляции снижает покупательскую способность.
Инфляция в 2008 году составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007 год, однако, уровень инфляции в России в июле 2009 года составил 8,1 %, что существенно ниже показателя 2008г.
Рассмотрим внешнюю среду прямого воздействия. ООО «Водолей — Красноярск» работает напрямую с заводами изготовителями. Основными поставщиками являются отечественные производители, такие как: Кировский керамический завод, ООО «Кермика» (г.Чебоксары), «Самарская керамика» и Старооскольский керамический завод и многие другие. Однако некоторая доля товара поступает от иностранных производителей (Испанская фабрика «Новогресс», «КерамаМарацци» и польское предприятие «Опочно»).
Основными конкурентами ООО «Водолей-Красноярск» в настоящее время являются сети магазинов «Армада», «Пилон», «Чемпион», «Старик Хоттабыч», «Сан Маркет» Рассмотрим основные преимущества этих организаций на рынке.
Таблица 2.20 – Преимущества и недостатки конкурентов ООО «Водолей- Красноярск»
Наименование организации
Преимущества
Недостатки
ООО «Водолей- Красноярск»
Широкий ассортимент и низкие цены, наличие складских помещение, постоянное наличие товара на складах
отсутствие отдела активных продаж, работающих с юридическими лицами
Армада
своя торговая сеть, форма продаж диайвай, наличие напольных покрытий, обучение персонала
большая текучесть кадров, высокие цены
Пилон
узкая специализация – отделочные материалы, своя клиентская база-долго на рынке отделочных материалов
Недостаточное развитие маркетинга- малый рекламный бюджет
Чемпион
раскрученность бренда
негибкая система ценообразования, отсутствие больших розничных магазинов
Старик- Хоттабыч
известный бренд, мощная финансовая поддержка из Москвы
большинство продукции под заказ- отсутствие продукции в розничной сети в наличии
Сан-Маркет
монополия на дилерство некоторых товаров
колебания в сегменте торговли- из среднего в высокий сегмент
SWOT-анализ
Определить основные компоненты SWOT-матрицы можно с помощью экспертного метода, для чего был проведен опрос сотрудников предприятия. Обработанные данные представлены в табл. (приложение 2.4 — 2.7 ).
Для выявления потенциальных возможностей ООО «Водолей-Красноярск» был собран экспертный совет в составе 10 чел. (Приложение 2.3). Экспертами было выявлено, что для предприятия наиболее возможным является следующее:
1) Выход на новые рынки или сегменты рынка;
2) Расширение рынка сбыта;
3) Добавление сопутствующих продуктов.
Также экспертами были выявлены угрозы (возрастающее конкурентное давление; кризисные явления в экономике; наличие на рынке конкурентов — «старожилов»); сильные стороны предприятия (высокая квалификация персонала, хорошая репутация у потребителя, постоянное наличие продукции на складах), а также слабые стороны предприятия (ухудшающаяся конкурентная позиция, отсутствие дела активных продаж, отсутствие действующего сайта).
Для определения наиболее подходящих стратегий составим матрицу SWOT.
И наиболее выраженные компоненты занесем в матрицу SWOT (рис.2.5).
Возможности
Угрозы
1.Добавление сопутствующих продуктов
1.Возрастающее конкурентное давление
2.Выход на новые рынки или сегменты рынка
2.Наличие на рынке конкурентов — «старожилов»
3.Расширение рынка сбыта
3.Кризисные явления в экономике
Сильные стороны
1.Высокая квалификация персонала
1. Стратегия развития продукта
1.Стратегия усиления позиций на рынке
2.Хорошая репутация у потребителя
2. Стратегия развития рынка
2. Стратегия развития продукта
3.Постоянное наличие продукции на складах
3. Стратегия усиления позиций на рынке
3. Стратегия «сбора урожая»
Слабые стороны
1. Ухудшающаяся конкурентная позиция
1. Стратегия развития продукта
1. Стратегия конгломеративной диверсификации
2.Отсутствие дела активных продаж
2. Стратегия централизованной диверсификации
2. Стратегия развития рынка
3.Отсутствие действующего сайта
3. Стратегия развития рынка
3. Стратегия сокращения расходов
Рис. 2.5 Матрица SWOTдля ООО «Водолей-Красноярск»
Следующим этапом является составление матрицы оценки стратегий для определения оптимальной с помощью рейтинговой оценки (табл.2.25 ).
Таблица 2.25 — Матрица оценки стратегий
Стратегии
Цели
Итоговое значение
Расширение зоны действия фирмы
Увеличение прибыли
Стремление к лидерству на рынке
1. Развития продукта
4
/
0,1
5
/
0,1
3
/
0,2
1,41
2. Развития рынка
5
/
0,5
4
/
0,1
4
/
0,2
3,7
3. Усиление позиций на рынке
4
/
0,1
3
/
0,1
5
/
0,5
2,89
4. Централизованной диверсификации
5
/
0,1
4
/
3
/
0,1
0,56
5. «Сбора урожая»
3
/
0,1
5
/
0,2
3
/
1,24
6. Конгломеративной диверсификации
4
/
0,2
4
/
0,1
3
/
1,01
7. Сокращение расходов
3
/
0,1
5
/
0,4
4
/
0,1
2,43
Достижение цели при выборе определенной стратегии оценим по 5-балльной шкале, а вероятность реализации стратегии при выборе определенной цели – от 0 до 1, причем сумма вероятностей равна 1.
По результатам проведенного анализа была определена оптимальная стратегия по критерию максимального балла – развитие рынка сбыта продукции. Предприятию следует добавить в предлагаемый ассортимент сопутствующие продукты и усилить свою позицию на рынке.
Указанная стратегия соответствуют состоянию внешней среды и внутреннему потенциалу организации, а также позволит ликвидировать слабости фирмы и смягчить либо предотвратить угрозы внешней среды.
Реализация данной стратегии позволит предприятию достичь поставленных целей:
§ Расширение зоны действия фирмы
§ Увеличение прибыли
§ Стремление к лидерству на рынке
2.3 Выявление проблем и путей совершенствования в осуществлении антикризисного управления ООО «Водолей — Красноярск»
Проведение мероприятий по предотвращению кризисных явлений является неотъемлемым элементом антикризисной деятельности любого предприятия.
Оценка эффективности механизма антикризисного управления фирмы требуется для:
ü Анализа методологии разработки рискованных решений;
ü Повышения профессионализма и специальной подготовки специалистов по антикризисному управлению;
ü Своевременного анализа обстановки и прогнозирования тенденций;
ü Для определения стратегий и повышения качества антикризисных программ.
В любом случае проведение оценки преследует цель: Выявить недостатки в механизме антикризисного управления предприятием.
На основании проведенного анализа общего состояния дел ООО «Водолей — Красноярск» можно сделать следующие выводы, что предприятие развивается вполне успешно. Является лидером в своей отрасли деятельности.
Однако, кризисные явления в экономике, показали необходимость проведения эффективной антикризисной политики. Проведение антикризисной политики необходимо для предотвращения кризисных явлений как во внутренней среде предприятия, так и возникновения угроз от внешней среды.
Кризисы в организации могут проявляться: в форме ужесточения конфликтов, которые способны даже привести фирму к развалу. Моральное устаревание используемых технологий и потеря конкурентных преимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числа банкротств — также являются симптомами нарастающей кризисной ситуации. Любые острые противоречия, возникшие в организации, связаны с ее финансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому эффективное антикризисное управление, прежде всего, должно быть направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной деятельности. [40]
Кризисное финансовое состояние компании требует от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий, использования в управлении методов и подходов, которые значительно отличаются от руководства в обычных, стабильных, условиях. Кризис, в переводе с греческого, означает «решение», «поворотный пункт» или «исход». Экономический кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей, и первым признаком является отрицательный финансовый результат — валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам.
Причинами кризисного состояния организации могут являться: изменение рыночных условий; давление конкурентов; злоупотребления со стороны менеджеров или персонала; деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов; введение новых законов или других нормативных актов, изменения в политической ситуации, вызванные перераспределением власти; стихийные бедствия и т. д. Каковы бы ни были явные причины ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризиса в организации является низкий уровень профессионализма менеджмента компании.
Поэтому для предотвращения любых кризисных явлений предприятию необходимо проводить грамотную антикризисную политику во всех областях деятельности предприятия.
Диагностика кризисов в организации — это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых и «узких» мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности. Диагностику можно понимать и как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта, и как определение отклонений, существующих параметров системы от первоначально заданных, и как оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.
Антикризисное управление основано на социально-экономической системе, которой присуще наличие объекта и предмета управления. Под предметом понимается совершение человеком определенной деятельности по разрешению сложившихся проблем, которая происходит в процессе управления.
Факторы могут быть как реальные, так и предполагаемые. Каждое управление на определенном этапе своей деятельности находится в кризисном или антикризисном положении.
Смысл антикризисного управления выражается в следующем:
1) любой кризис можно предвидеть, ожидать или вызвать;
2) кризис можно ускорить, отодвинуть или предотвратить;
3) к кризисному положению можно подготовиться;
4) любой кризис можно смягчить;
5) для управления кризисом используют ранее приготовленные подходы и меры;
6) кризисная ситуация может выйти из-под контроля. [41]
Кризисы различны по своему происхождению, поэтому меры по их предотвращению тоже различны. Все системы по предотвращению этого явления отражены в процессах и механизмах управления. Однако не все разработанные средства оказывают ожидаемый эффект в кризисной ситуации.
Системе антикризисного управления должны быть присущи следующие свойства:
1) гибкость и адаптивность. Данная система наиболее часто применяется при матричной системе управления;
2) способность принятия неформального управления, наличие терпения и уверенности управляющего;
3) диверсификация управления. В данном случае происходит поиск новых типологических признаков, необходимых в сложной ситуации;
4) снижение централизма с целью обеспечения мгновенного реагирования на кризисные явления;
5) усиление интеграционных процессов, позволяющее более полно и точно использовать потенциал компетенции.
Для осуществления антикризисного управления на предприятии должны использоваться следующие технологии:
1) мобильность и динамичность для эффективного использования ресурсов и реализации новых инновационных программ;
2) разработка и реализация управленческих решений;
3) выбор альтернативного варианта при оценке положения;
4) применение антикризисного критерия при разработке и реализации управленческого решения.
Однако проведенный анализ внутренней среды предприятия показал, что не все технологии антикризисного управления в ООО «Водолей-Красноярск» используются правильно и в полную силу.
Приоритеты в антикризисном управлении принадлежат:
1) мотивации, направленной на антикризисные меры по сбережению ресурсов, предотвращению ошибок, проведению глубокого анализа в сложившейся ситуации;
2) наличию оптимизма и уверенности при совершении деятельности;
3) поиску лучших вариантов решения проблемы;
4) применению инновационных процессов.
Все перечисленное присутствует и отражено системе управления. Каждое антикризисное управление должно содержать в себе профессиональное доверие, грамотность, целеустремленность, самоорганизацию и ответственность.
Анализ системы управления ООО «Водолей-Красноярск» выявил следующие недостатки:
1. Недостаточная и неправильная координация между сотрудниками, которые отвечают за новые рынки сбыта, и теми, кто разрабатывает способы насыщения этих рынков (например, между сбытом и исследовательской работой).
2. Перегрузка сотрудников, которые принимают решения, из-за того, что они не способны передать другим часть своих полномочий.
3. Задержка поступления жизненно важной информации к сотрудникам, принимающим решения, с опозданием из-за чрезмерно развитой иерархии.
Устранение этих недостатков в системе управления позволит повысить эффективность антикризисного управления.
Каждое антикризисное управление может быть как эффективным, так и неэффективным. Под эффективностью понимают применение смягчающего эффекта рационального использования ресурсов, необходимых для осуществления запланированных мероприятий.
Трудно оценить эффективность проводимого управления, проанализировать данный процесс на основании расчетов.
Эффективности антикризисного управления свойственны следующие факторы, применение которых позволяет более полно и точно проанализировать ситуацию:
1) профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае особое внимание уделяется профессиональным навыкам, которые приобретаются в процессе обучения или опыта работы. В момент кризисного положения необходимы профессиональные знания и умения в ведении дел;
2) искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки. В любом управлении важно искусство принятия решений или мер по смягчению ситуации. В кризисной ситуации необходимо проведение психологического тестирования сотрудников, чтобы выявить, кто способен быстро реагировать на приближение кризиса;
3) методология разработки рискованных решений: своевременность, полное представление проблемы, ответственность в управлении;
4) научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Необходимо предвидеть будущие процессы и явления, кризис;
5) корпоративность – определяет эффективность антикризисного управления;
6) лидерство – определяет черты управляющего, суть выбранной работы, характеризуется авторитетом власти. Опора на лидера позволяет смягчить антикризисное явление;
7) оперативность и гибкость управления – играют особую роль при антикризисном управлении. Очень часто необходимо быстро и оперативно принять решение, а самое главное – правильно, поскольку от принятого решения зависит дальнейшая деятельность предприятия;
8) стратегия и качество антикризисной программы. Иногда необходимо вносить изменения в стратегию по предотвращению кризисной ситуации и применять новые программы;
9) человеческий фактор – необходимо наличие сплоченной, единой команды во время кризиса, это могут быть только люди, полностью доверяющие друг другу;
продолжение
--PAGE_BREAK--