--PAGE_BREAK--
Рис. 2.1. Темпы роста показателей стратегической диагностики за 2007-2008 гг.
Оценка степени соответствия нормативного и фактического ряда показателей производится с помощью коэффициента ранговой корреляции (коэффициента Спирмэна).
,
где - сумма квадратов разностей рангов показателей в ряду;
n – количество рангов в ряду (в нашем случае n=7).
Этот коэффициент обладает следующими свойствами:
- при полном соответствии двух последовательностей (нормативной и фактической), т.е. каждый показатель занимает одно и то же место в обоих рядах), он равен +1, что означает полную положительную корреляцию. Цели предприятия в анализируемом году достигнуты полностью.
- при полной отрицательной зависимости, т.е. если в одной последовательности показатели расположены в обратном порядке по сравнению с другой, он равен –1, что означает полную отрицательную корреляцию. Руководство предприятия не достигло поставленных целей.
- в остальных ситуациях значение коэффициента находится между двумя предельными значениями. Можно утверждать, что возрастание значения коэффициента от – 1 до +1 характеризует увеличивающееся соответствие между двумя последовательностями в сторону повышения результативности управленческой деятельности.
Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент Спирмэна. Результаты расчета представим в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Фактические динамические ряды предприятия за 2007-2008 гг.
Для наглядности динамики коэффициента Спирмэна целесообразно построить график его изменения в течение анализируемого периода.
Рис. 2.2. Динамика коэффициента Спирмэна предприятия за 2007-2008 гг.
За анализируемый период значение коэффициента Спирмена хотя и увеличилось с -0,19 до -0,107, но все еще очень далеко от +1. Тем не менее, возрастание значения коэффициента характеризует увеличивающееся соответствие между двумя последовательностями в сторону повышения результативности управленческой деятельности. Это свидетельствует о постепенном приближении к результативности работы предприятия и о том, что стратегия предприятия, реализуемая до настоящего времени является успешной, так как данная стратегия предопределила положительную динамику прибыли.
В целом можно сказать, что вероятность возникновения кризиса в деятельности организации не очень велика.
3. Внешние сигналы, изменяющие конкурентный статус организации
Любая организация находится и функционирует в среде. Среда выступает как спектр некоторых ограничений и одновременно возможностей. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация посредством маркетинговых коммуникаций находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Но ресурсы внешней среды небезграничны, и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде, поэтому всегда существует угроза неполучения нужных ресурсов из внешней среды. Это может ослабить потенциал организации и привести ко многим негативным для неё последствиям.
Поэтому организации важно обеспечивать такое взаимодействие со средой, которое позволяло бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Анализ внешних сигналов, изменяющих конкурентный статус исследуемой организации, необходимо провести по следующему алгоритму:
1. Анализ детализированных факторов внешней среды применительно к организации.
В таблице 3.1. приведены сигналы, которые характерны для ООО «Меркурий» и действительно могут изменить её конкурентный статус.
Таблица 3.1
Внешние сигналы о возможных изменениях
конкурентного статуса организации
2. Оценка влияния внешних сигналов. Влияние внешних сигналов оценивается по каждому детализированному показателю по 5-балльной шкале. При этом сигналы о расширении возможностей организации необходимо оценить с положительным знаком, а сигналы о нарастании угроз — с отрицательным (табл. 3.2).
3. Расчет итоговой оценки по агрегированному фактору внешней среды: рассчитываются отдельно суммы по каждому детализированному фактору и среднее арифметическое значение от полученных сумм по агрегированному фактору (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Оценка внешних сигналов о возможных изменениях конкурентного статуса
Факторы внешней среды
Сигналы о возможных изменениях состояния среды
Итоговая оценка по агрегированному фактору
Агрегированные
Детализированные
Сигналы о расширении возможностей организации
Сигналы о нарастании угроз
Описание
Балл
Описание
Балл
1. Параметры спроса
Величина спроса
Рост спроса на товары фирмы
Рост спроса на новые товары
3
2
Стабильность спроса
Угроза усиления колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы
-3
Требования покупателей к качеству товаров
Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества
-2
Эластичность спроса
Снижение эластичности спроса на товары фирмы
3
Экономический потенциал покупателей
Снижение покупательной способности населения вследствие экономического кризиса и инфляции
-3
Личностные
характеристики
целевой аудитории
Товары фирмы соответствуют физическому и эмоциональному состоянию целевой аудитории
3
Товары предприятия удовлетворяют только личностные потребности целевой аудитории
-3
2. Параметры факторовпроизводства
Конъюнктура товарных рынков
Рост предложения и расширение ассортимента на товарных рынках
Снижение цен на товары вследствие падения платежеспособности покупателей
3
3
3
Конъюнктура рынков трудовых ресурсов
Снижение уровня занятости, избыточное предложение на рынках труда
4
Рост уровня оплаты труда
в связи с инфляцией
-2
Конъюнктура рынков финансовых ресурсов
Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков
-2
3. Параметры конкурентной среды
Соперничество между существующими конкурирующими системами
Число конкурирующих фирм с каждым годом возрастает
Существует ценовая война
-3
-3
Угроза со стороны товаров-заменителей
«Потолок цен», создаваемый товарами- заменителями, существенно снижает потенциальную прибыль
Покупатели охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его дешевизны
-4
-4
Угроза появления новых конкурентов
Фирмы, захватившие рынок,
проявляют склонность к агрессии
3
Барьер для входа на рынок
практически отсутствует
-2
Экономические
возможности и
торговые способности поставщиков
Экономический потенциал поставщиков высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя
Поставщики – субъекты рынка совершенной конкуренции
-3
-3
Экономические
возможности и
торговые способности покупателей
Основная масса покупателей — субъекты рынка совершенной конкуренции
3
4. Дея-
тель-
ность государ-
ствен-
ных властных
структур
Налоговая политика
Снижение налоговых ставок
2
1
Кредитно-денежная политика государства
Повышение учётной ставки ЦБ РФ
Неблагоприятное изменение валютного курса рубля
Жесткая политика финансовой стабилизации в связи с кризисом
-2
-2
-3
Политика цен и доходов
Введены свободные цены на товары и услуги
4
4. Формирование «Профиля внешних сигналов» по итоговым оценкам.
Графически профиль внешних сигналов на основе итоговых оценок приведено на рис. 3.1.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 3.1. Профиль внешних сигналов
Как видно из представленных данных, наивысший балл имеет поле производственных факторов. Самый низкий балл — в поле спроса и поле конкурентной среды. И это закономерно, так как для торговой фирмы наибольшие угрозы могут возникнуть именно в этих сферах, поэтому именно там существуют наибольшие угрозы нарастания кризисной ситуации.
4. Экспресс-диагностика финансового состояния организации
Экспресс-диагностика кризисного состояния предприятия предусматривает расчет и анализ четырех коэффициентов:
1. общей ликвидности Кол;
2. обеспеченности собственными средствами Косс;
3. восстановления платежеспособности предприятия Квп;
4. утраты платежеспособности предприятия Куп.
Необходимо проанализировать указанные показатели:
Коэффициент общей ликвидности Кол характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными и денежными средствами для ведения хозяйственной деятельности, своевременного погашения его срочных обязательств
Коэффициент обеспеченности собственными средствами Коcc характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости
Структура баланса предприятия неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно, если Кол
Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия Квп определяется как отношение расчетного Кол к его установленному значению. Расчетный Кол определяется как сумма фактического значения Кол на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода на период восстановления платежеспособности, установленный равным 12 месяцам.
Экспресс-диагностика финансового состояния анализируемой организации проводится на начало и конец отчетного года в соответствии с таблицей 4.1.
Таблица 4.1
Экспресс-диагностика финансового состояния организации
Наименование показателя
Усл.
обознач.
Значения показателей
Нормативное
значение
показателя
На начало
года
На конец
года
1. Коэффициент общей
ликвидности
Кол
2,1
3,5
>2
2. Коэффициент
обеспеченности
собственными средствами
Косс
0,39
0,45
>0,1
3. Коэффициент
восстановления
платежеспособности
Квп
—
1,925
> 1
4. Коэффициент утраты
платежеспособности
Куп
—
—
>1
Коэффициент общей ликвидности — немного выше нормы, а коэффициент обеспеченности собственными средствами — намного выше нормативного значения. Поэтому предприятие можно признать финансово устойчивым, платежеспособным.
Коэффициент восстановления рассчитывается для периода в 12 мес. Поскольку Квп > 1, это значит, что у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность за 12 мес.
Если Квп 1, поэтому расчет не проводится.
5. двухфакторный метод диагностики банкротства
Наиболее простой из методик диагностики банкротства является двухфакторная математическая модель, при построении которой учитывается всего два показателя: коэффициент текущей ликвидности и удельный вес заёмных средств в пассивах. На основе статистической обработки данных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой были выявлены весовые коэффициенты для каждого из этих факторов. Для США данная модель выглядит следующим образом:
Х = —0,3877 — 1,0736 * Ктл + 0,0579 * Дзсп,
где Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
Дзсп — доля заемных средств в пассивах.
Рассчитаем для нашего предприятия:
Х = — 0,3877 — 1,0736 * 1,9 + 0,0579 * 0,55 = -2,396
Оценка результатов диагностики приведена в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Результаты расчетов двухфакторной математической модели
Для коэффициента Х= -2,396 выполняется третье неравенство:
-2,396
поэтому можно сделать вывод, что вероятность банкротства предприятия мала.
6. Кризисное поле организации
Для диагностики кризисного финансового состояния организации выделяют 6 объектов, по состоянию которых определяют глубину кризиса: чистый денежный поток, рыночная стоимость предприятия, структура капитала предприятия, состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения, состав активов предприятия, состав текущих затрат предприятия (таблица 6.1).
Таблица 6.1
Масштабы кризисного финансового состояния организации
Объекты наблюдения «кризисного
поля»
Масштабы кризисного финансового состояния организации
Легкий
финансовый
кризис
Глубокий
финансовый
кризис
Финансовая
катастрофа
1. Чистый денежный поток
Снижение ликвидности денежного потока
Отрицательное значение чистого денежного потока
Резкое отрицательное значение чистого денежного потока
2. Рыночная стоимость организации
Стабилизация рыночной стоимости предприятия
Тенденция к снижению рыночной стоимости предприятия
Обвальное снижение рыночной стоимости предприятия
3. Структура капитала организации
Снижение
коэффициента
автономии
Рост коэффициента автономии и снижение эффекта финансового левериджа
Предельно высокий коэффициент автономии и отсутствие эффекта финансового левериджа
4. Состав финансовых обязательств организации по срочности погашения
Повышение суммы и удельного веса краткосрочных финансовых обязательств
Высокий
коэффициент
неотложных
финансовых
обязательств
Чрезмерно высокий
коэффициент
неотложных
финансовых
обязательств
5. Состав активов организации
Снижение коэффициента абсолютной платежеспособности
Существенное
снижение
коэффициента
абсолютной и
текущей
платежеспособности
Абсолютная неплатежеспособность из-за отсутствия денежных активов
6. Состав текущих затрат организации
Тенденция к росту уровня переменных затрат
Высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту уровня переменных затрат
Очень высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту общего уровня текущих затрат
В расчетно-графической работе приводятся расчеты 6 финансовых показателей за 3 последних года деятельности организации (таблица 6.2).
Таблица 6.2
Расчет финансовых показателей «кризисного поля»
Объекты наблюдения «кризисного поля»
2006
2007
2008
Темпы
роста
2007/
2006
Темпы
роста
2008/
2007
Масштаб кризисных явлений
1. Чистый денежный поток
219309
262113
288435
119,52
110,04
Снижение ликвидности денежного потока
2. Рыночная стоимость организации
468556
596580
790092
127,32
132,44
Увеличение рыночной стоимости предприятия
3. Структура капитала организации:
— коэффициент автономии
— финансовый леверидж
0,35
1,86343
0,39
1,11368
0,45
1,81926
111,43
59,77
115,38
163,36
Увеличение коэффициента автономии
4. Состав финансовых
обязательств организации по срочности погашения:
— сумма краткосрочных финансовых обязательств
— удельный вес краткосрочных финансовых обязательств в пассивах
24478
0,0522
32309
0,054
68039
0,0861
131,99
103,45
210,59
159,44
Повышение суммы и удельного веса краткосрочных финансовых обязательств
5. Состав активов организации:
— коэффициент абсолютной ликвидности
— коэффициент текущей ликвидности
0,10
1,3
0,12
1,4
0,24
1,9
120,00
107,69
200,00
135,71
Увеличение коэффициента абсолютной платежеспособности
6. Состав текущих затрат организации:
— коэффициент операционного левериджа
— уровень переменных затрат в себестоимости продукции
0,96
0,65
0,83
0,68
1,04
0,64
86,46
104,62
125,30
94,12
Не наблюдается тенденция к росту уровня переменных затрат
При этом коэффициент операционного левереджа — это показатель, оценивающий, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж.
Таким образом, динамика большинства показателей свидетельствует о том, что в финансовой деятельности кризисных явлений в организации не наблюдается.
Однако предприятие может повысить эффективность своей деятельности за счет других факторов, так как предыдущий анализ выявил проблемы в кадровой политике ООО «Меркурий».
7. Предложения по технологиям антикризисного управленияперсоналом в ООО «Меркурий»
В последнее время на предприятиях Республики Марий Эл больше внимания стало уделяться организации системы и процесса управления, мотивации персонала. Вследствие этого многие предприятия начинают перестраивать существующие системы работы с кадрами.
Но далеко не везде эти изменения повышают эффективность работы персонала и соответствуют действительным потребностям организации. Это происходит в силу того, что система мотивации кадров предприятия часто носит формальный характер, изменяется без предварительного анализа потребностей работников, без учета их желаний и требований.
В ООО «Меркурий» ведется активная работа с персоналом. Его численность за три года увеличилась на 20 человек. Изменения в численности происходят больше за счет приема работников, чем их выбытия. Однако молодежь неохотно идет работать на предприятие, особенно по такой специальности, как продавец: текучесть кадров среди нее высокая. Это можно объяснить разными причинами, в основном это недостаточно высокая заработная плата, низкий уровень социальных гарантий, незаинтересованность в сохранении кадрового состава со стороны руководства.
Как показало проведенное исследование, лишь небольшая часть выбывших сотрудников связывает свое увольнение с объективными причинами: уходом на пенсию, призывом на военную службу. Большинство работников увольняются по собственному желанию из-за низкой заработной платы.
Кроме того, анализ мотивационной политики в ООО «Меркурий» выявил следующее моменты:
- оплата труда сотрудников предприятия не зависит от производительности и индивидуального вклада каждого работника;
- мотивация нематериальными стимулами на предприятия развита недостаточно;
- престиж работы на предприятии невысок, отсутствует сильная организационная культура;
- для сотрудников не ведется планирование карьеры;
- хотя имеются возможности повышения квалификации, однако пользуются этим немногие.
Улучшить ситуацию с текучестью кадров на ООО «Меркурий» поможет эффективная система подбора и мотивации кадров. Любая мотивационная система должна обеспечивать достаточно высокий уровень оплаты труда и достаточно высокий уровень жизни работника и членов его семьи. Для снижения текучести кадров в ООО «Меркурий» могут быть рассмотрены соответствующие предложения, например:
- совершенствовать условия оплаты труда;
- улучшать социальную сферу (предоставлять жилье, устраивать места для отдыха, организация питания на рабочих местах);
- увольнять всех уходящих по собственному желанию только после рассмотрения возможных компромиссов;
- проводить в магазинах еженедельно кадровый день, воспитательные часы, курсы повышения квалификации, эффективности продаж.
Также руководству следует продумать ряд дополнительных мер по стимулированию труда работников. Например, можно предусмотреть оплату проезда работников к месту работу, организацию питания на рабочих местах, предоставление путевок для поправления здоровья работников в санаториях и профилакториях, выдача беспроцентных ссуд на приобретение жилья либо бытовой техники и продолжение
--PAGE_BREAK--