--PAGE_BREAK--
Рис. 1.2 Динамика коэффициента текущей ликвидности, К1
Коэффициент текущей ликвидности на 01.01.2005 г. имеет значение ниже нормативного, а на 01.01.2006 г. и 01.01.2007 г. имеет значение выше нормативного, это свидетельствует о том, что ИП «Трансгрупп» на 01.01.2006 г. и 01.01.2007 г. обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
На 01.01.2005 г.:(24,5 — 28) / 729 = -0,005
На 01.01.2006 г.: (24,5 – 17,3) / 791,2 = 0,009
На 01.01.2007 г.: (27,6 — 13,1) / 74,5 = 0,195
Рис. 1.3 Динамика коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, К2
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на 01.01.2005 г. и на 01.01.2006 г. имеет значение ниже нормативного, а на 01.01.2007 г. имеет значение выше нормативного, это свидетельствует о том, у ИП «Трансгрупп» на 01.01.2007 г. достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами:
На 01.01.2005 г.: 732,5 / 729 = 1,005
На 01.01.2006 г.: 784 / 791,2 = 0,99
На 01.01.2007 г.: 60 / 74,5 = 0,805
Рис. 1.4 Динамика коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, К3
Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на 01.01.2005 г. и на 01.01.2006 г. не соответствует нормативу, а на 01.01.2007 г. соответствует нормативу, то есть на 01.01.2007 г. ИП «Трансгрупп» способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Коэффициент абсолютной ликвидности:
На 01.01.2005 г.: 7,6 / 732,5 = 0,01
На 01.01.2006 г.: 54,7 / 784 = 0,07
На 01.01.2007 г.: 0 / 60 = 0
Значения коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.2005 г., 01.01.2006 г. и 01.01.2007 г. не соответствуют нормативу. Коэффициент абсолютной ликвидности — это норма денежных резервов. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что у ИП «Трансгрупп» нет гарантии погашения долгов.
Рис. 1.5 Динамика коэффициента абсолютной ликвидности, Кабс
Таким образом, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ИП «Трансгрупп» показал, что финансовое положение ИП «Трансгрупп» в 2004-2005 г. было неустойчивым, однако уже в 2006 г. предприятие было обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, на 01.01.2007 г. у ИП «Трансгрупп» достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости, предприятие способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов, однако у ИП «Трансгрупп» нет гарантии погашения долгов.
Для улучшения финансового состояния предприятия, освоения новых рынков сбыта, ИП «Трансгрупп» необходимо разработать бизнес-план на производство и реализацию нового вида продукции, что позволит повысить эффективность деятельности предприятия в будущем.
2. Управление предприятием
Согласно Уставу предприятия, органами управления ИП «Трансгрупп» являются: Общее собрание Участников; Директор.
Общее собрание Участников – высший орган управления ИП «Трансгрупп». Директор является руководителем предприятия.
К компетенции директора предприятия относятся:
— изменение и дополнение устава предприятия, размера Уставного фонда установление размера, формы и порядок внесения Участниками дополнительных вкладов;
— назначение и досрочное прекращение полномочий директора предприятия, избрание ревизора предприятия;
— утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов предприятия и распределение его прибыли и убытков;
— решение о реорганизации и ликвидации предприятия;
— и другие вопросы, обозначенные в Уставе предприятия.
Директор предприятия является руководителем. Он в праве принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции Общего собрания Участников предприятия. Полномочия Директора определяются в контракте. Директор несет ответственность за результаты работы предприятия, соблюдение требований Устава и законодательства Республики Беларусь.
Директор ИП «Трансгрупп»:
— обеспечивает выполнение планов деятельности предприятия;
— нанимает и увольняет работников в соответствии с условиями контрактов и законодательством;
— представляет предприятие без доверенности в отношениях с государственными органами Республики Беларусь и других государств, юридических и физических лиц;
— в пределах своей компетенции распоряжается имуществом, в том числе и средствами предприятия;
— заключает договора от имени предприятия;
— в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
— издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия;
— регулярно (не реже одного раза в год) отчитывается перед Общим собранием Участников и т.д.
Контроль за хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет ревизионная комиссия, состоящая из трех человек. По решению общего собрания Участников, полномочия ревизионной комиссии могут быть возложены на независимого аудитора.
Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом ИП «Трансгрупп».
К исключительной компетенции Общего собрания Участников относятся:
— изменение Устава, в том числе изменения размера Уставного фонда предприятия;
— образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов предприятия и распределение его прибыли и убытков;
— решение о реорганизации или ликвидации предприятия;
— избрание ревизионной комиссии (ревизора);
— ежегодное избрание и отзыв членов выборных органов предприятия;
— установление размера, формы и порядка внесения Участниками дополнительных взносов;
— принятие решения о приобретении предприятием доли Участника, исключение Участников из состава учредителей.
Руководство текущей деятельностью ИП «Трансгрупп» осуществляет директор. Директор осуществляет общее руководство, решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, предусмотренные Уставом. Директор пользуется правом распоряжения имуществом и средствами предприятия в пределах установленных уставом предприятия, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия, решает другие вопросы не отнесенные законодательством или Уставом предприятия к исключительной компетенции Общего собрания Участников.
Организационная структура ИП «Трансгрупп» приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Организационная структура ИП «Трансгрупп»
Организационная структура линейная и имеет высокий уровень гибкости. Все отделы подчиняются непосредственно директору. В подчинении директора находятся специалисты, которые выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.
Ведущий специалист по продажам выполняет деятельность по поиску покупателей продукции Общества, составления и оформления договоров по продаже и поставке продукции. Его непосредственным начальником является заместитель директора по коммерческим вопросам. Он руководит деятельностью ведущего специалиста по продажам, дает ему указания и оценивает эффективность его работы. По результатам работы ведущего специалиста по продажам с согласия директора заместитель директора по коммерческим вопросам может премировать его, тем самым, стимулируя его на эффективную работу.
Бухгалтерия занимается начислением и выдачей заработной платы работникам, начислением и отчислением налоговых выплат, начислением амортизационных отчислений, заполнением и предоставлением в соответствующие органы бухгалтерских отчетов и документации строгой отчетности, составление бухгалтерского баланса, проведение инвентаризации и т. д.
В ИП «Трансгрупп» финансовая работа возлагается на главного бухгалтера, основными задачами которого являются:
1) обеспечение денежными средствами текущих затрат;
2) выполнение обязательств перед бюджетом, банками и занятыми работниками.
На главного бухгалтера также возлагаются следующие задачи:
1) содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, товарно-материальных ценностей;
2) осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечение их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов;
3) контроль за правильностью организации финансовых отношений.
Функциями главного бухгалтера являются:
1) планирование;
2) организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями;
3) организация материального стимулирования, разработка систем премирования;
4) выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения;
5) страхование.
Главный бухгалтер заботится о постоянном наличии средств, необходимых для текущей деятельности предприятия, следит за их поступлением и расходованием. В своей работе он опирается на метод наличных средств (кассовый) при определении фондов денежных средств.
Бухгалтерский учет осуществляется с помощью компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Также в отделе производиться расчет технико-экономических показателей (рентабельность, износ основных средств, выручка, прибыль, затраты и т.д.).
Информационное обеспечение управления осуществляется посредствам приказов и указаний директора, также информация, необходимая для деятельности Общества, берется из периодической литературы и Интернета.
Документооборот ведется в соответствии с законодательством.
В ИП «Трансгрупп» используют следующие виды организационно-распорядительной документации:
— Устав;
— штатное расписание;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— приказы по основной деятельности, личному составу;
— решения по деятельности Общества.
Также используется справочно-информационная документация:
— заявления;
— справки;
— объяснительные записки;
— докладные записки;
— акты;
— письма.
Процесс подбора и приема кадров осуществляет сам директор с применением следующей кадровой документации:
— заявления (о приеме, переводе, увольнении);
— приказы по личному составу;
— личная карточка форма № Т-2;
— личный листок по учету кадров;
— трудовые книжки;
— автобиографии работников.
Трудовые отношения нанимателя и работника регулируются законодательством на основании заключения трудового договора.
Развитие системы управления персоналом предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям представляет одну из актуальных задач современного развития экономики Республики Беларусь.
В ИП «Трансгрупп» используются следующие источники найма: рекомендации друзей и родственников; рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала; объявления, реклама; различные источники внутри предприятия; инициативные письма-обращения о приеме; отдел занятости.
Прием и отбор персонала на работу в ИП «Трансгрупп» идет на основании рекомендаций сотрудников предприятия, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность.
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Работники ИП «Трансгрупп»получают доплаты и надбавки:
- за профессиональное мастерство;
- за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания;
- за классность, ненормированный рабочий день;
- за работу в вечернее и ночное время;
- за работу с вредны условия труда;
- за стаж работы;
- за высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы.
Заработная плата поставлена в строгую зависимость от количества и качества труда. В этих целях регулярно проводится контроль действующих норм выработки. Действующие положения о премировании охватывают все категории работающих. Премирование работников ИП «Трансгрупп» производится согласно «Положений о премировании за результаты финансово-хозяйственной деятельности», утвержденным директором предприятия.
Премирование рабочих производится по показателям:
- выполнение плана реализации продукции;
- обеспечение требуемого уровня качества обслуживания клиентов.
Премирование руководителей производится по основным показателям:
- рост объемов реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года (от 10 до 50%);
- рост объёмов реализованной продукции, работ, услуг в фактических ценах по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года
- (от 10 до 50%).
Размер премии работникам уменьшается за невыполнение показателей хозяйственной деятельности.
3. Планирование
Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые на предприятии и предназначенные на цели выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию работающих, удовлетворению их социальных и других потребностей, образуют его финансовые ресурсы.
Основная цель финансового планирования — оптимизация соотношения между кратко- и долгосрочными целями развития производства.
В зависимости от цели различают и два вида планирования:
1) краткосрочное, направленное на определение структуры средств (капитала) предприятия на текущий период;
2) долгосрочное (стратегическое), нацеленное на обеспечение успешного функционирования предприятия в будущем.
В план социального развития ИП «Трансгрупп» включаются следующие основные разделы.
1. Совершенствование социальной структуры трудового коллектива.
В этом разделе плана отражается обобщенная социальная характеристика коллектива, его специфические особенности. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников занятых на работах с вредными условиями труда, улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда. Здесь разрабатываются мероприятия по сокращению текучести кадров и их планомерному перемещению внутри предприятия, в том числе обусловленному внутрипрофессиональным или квалификационным, межпрофессиональным и другими видами перемещений.
2. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия.
В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический климат в коллективе. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников создает предпосылки для более благоприятного протекания социальных процессов в сфере труда, таких, как мотивация, адаптация, сплочение коллектива и др. При разработке этого раздела плана особое внимание уделяется: улучшению социально-гигиенических условий труда на рабочих местах, улучшение уровня освещенности и других показателей санитарно-гигиенических условий труда по всему их комплексу; оптимизации физиологических и психологических факторов труда, под которыми понимается установление оптимальных режимов труда и отдыха, создание нормальных условий регламентированного отдыха, обеспечение здорового социально-психологического климата в коллективе, снижение производственного травматизма, а также усилению профилактики и снижению профессиональной и общей заболеваемости работников; улучшению медицинского обслуживания на предприятии.
3. Совершенствование оплаты труда, улучшение культурно-бытовых условий работников предприятия.
Здесь предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда. Большое внимание уделяется усилению стимулирующей роли форм и систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества нормирования труда.
4. Воспитание личности, повышение трудовой и общественной активности работников и расширение их участия в управлении производством.
Многообразие рычагов воздействия на формирование личности работника определяет и разнообразие направлений этой работы. Это, прежде всего, мероприятия, направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизация; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой. Кроме того, выделяются эстетическое воспитание и культурно-массовая работа; физическая культура и спорт, физическое воспитание.
Основными задачами плана технического и организационного развития являются:
- обеспечение неуклонного повышения технического уровня производства и выпускаемой продукции;
- уровня организации производства и труда;
- улучшение использования трудовых ресурсов;
- улучшение использования производственных фондов;
- улучшение использования мощностей;
- улучшение использования сырья и материалов;
- улучшение использования топлива и энергии.
В плане технического развития предусмотрено производство новых видов продукции, позволяющих удовлетворить потребительский спрос на продукцию обработки дерева. Кроме того, предусматривается внедрение нового высокопроизводительного оборудования, позволяющего увеличить выпуск продукции, экономить сырьевые ресурсы.
Концепция планирования в ИП «Трансгрупп», заключается в том, что планирование начинается с маркетинга и заканчивается реализацией конкретного изделия. Так, планирование маркетинга на предприятии включает как составление перечня задач маркетинговой деятельности и расчет издержек на их выполнение, так и оценку поступлений выручки от реализации товаров и величины прибыли. Управление маркетингом на предприятии заключается в ранжировании хозяйственных задач и организации своевременного их решения по всей технологической цепочке движения продукции.
Для выбора стратегии ИП «Трансгрупп» необходимо провести глубокий анализ существующих направлений деятельности, его позиции на рынке, перспектив на будущее, а также тенденций развития. На основе анализа разработать приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенную характеристику внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.
Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:
1) объективная оценка положения предприятия в целом;
2) исследование эффективности его работы в прошлом и настоящем; жизненность организационной структуры, система управления;
3) модель функционирования технического и технологического потенциала, предпочтение к руководству; специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни предприятия.
Внешнее окружение организации. Выясняется ее реальная репутация, реализуемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.
Выявляются помехи препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.
Необходима также разработка бизнес-плана, то есть надо спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие задачи:
1) определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
4) выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
5) определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
6) оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
7) предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
На мой взгляд, главной ошибкой в организации планирования в ИП «Трансгрупп» является то, что оно не занимается стратегическим планированием, не разрабатывает планы на долгосрочный период, не разрабатывает бизнес-планы. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегической планирования): распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.
На предприятии разрабатывается тактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализации продукции, план материально-технического обеспечения производства, план по персоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли и рентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путем анализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения цен и умноженного на темп роста по городу Минску. Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.
4. Организация производства
Организация и разработка научно-исследовательских работ проводится на предприятии для повышения качества оказываемых услуг и сокращения затрачиваемого времени работников ИП «Трансгрупп» на оказание услуг.
В основном меры, принимаемые, для улучшения технического обеспечения работы предприятия связаны с модернизацией и обновлением оргтехники и средств связи отдела по продажам.
В начале 2005 года для офиса ИП «Трансгрупп» была установлена локальная сеть для всех пользователей через центральный сервер с коммутаторами (пользователи подключены по принципу звезда).
Имеется выход в Интернет и доступ к электронной почте. Во всех офисах предприятия установлена специальная программа электронной почты, которая обеспечивает очень высокую скорость доставки почты внутри общей системы.
Так же в 2006 году была установлена новая телефонная сеть на основе мини-АТС. Ее преимуществом является то, что эта связь цифровая и позволяет соединять друг с другом всех абонентов простым нажатием клавиши.
Постепенно идет переоснащение рабочих мест более современной офисной техникой. На всех рабочих местах установили новые персональные компьютеры на базе процессора Pentium – 4, что позволяет ускорить обработку:
— информации и установить более современные версии;
— операционных систем.
Кроме этого все рабочие места оснащены мониторами последнего поколения – LCD. Они намного компактнее обычных мониторов, что обеспечивает более рациональное использование всей площади рабочего стола.
Принтеры везде установлены струйные и постепенно заменяются на лазерные, для того чтобы обеспечить высокий уровень печати различных документов, а так же прайс-листов, предназначенных для клиентов ИП «Трансгрупп».
Для оптимизации использования рабочего времени и удобства сотрудников предприятия в каждом офисе установлены такие дополнительные виды оргтехники, как сканеры, ксероксы.
Что касается станций технического обслуживания автомобилей, то здесь компания постоянно обновляет ряд оборудования и инструментов, предназначенного для диагностики и различного вида ремонтов транспортных средств.
Своевременная замена оборудования на образцы оборудования более нового поколения обеспечивается благодаря регулярным посещениям научно-технических выставок представителями компании и ознакомлением их с новейшими образцами этого вида продукции, а так же последующее приобретение нового оборудования для ИП «Трансгрупп».
На ИП «Трансгрупп» планируется дальнейшее использование автоматизированных систем обработки информации, которые применяются для повышения эффективности управления предприятием, улучшения оперативности принятия решения, автоматизация процесса обработки информации.
Цель создания таких систем:создание комплексной информационной системы, основанной на применении компьютерных информационных технологий подготовки, приема, обработки, передачи, учета, поиска и контроля экономической информации и для повышения оперативности и качества управления предприятием.
Требования к данным системам:
1) выполнение системой следующих операций: учет и сортировка поступающих от клиентов заявок, подбор оптимального решения на основе указанных в заявке требований;
2) адаптивность системы, возможность ее настройки, поддержка баз данных;
3) модульность и открытость системы и ее отдельных компонент, информационная совместимость между функциональными блоками системы и с другими информационными системами, возможность масштабирования системы;
4) возможность диагностирования технических и программных средств;
5) удобный интерфейс, простота управления, возможность настройки параметров по желанию пользователя.
Внедрение автоматизированных систем обработки информации повысит эффективность работы предприятия; увеличится качество оказываемых услуг, так как будут находиться наиболее оптимальные решения; повысится работоспособность сотрудников, следовательно, увеличится объем оказываемых услуг, что позволит расширить круг клиентов, повысить доходы.
Потребуются затраты на установку сервера, компьютеров и другого технического оборудования организацию внутренней сети, установку необходимого программного обеспечения, а также затраты на Internet. Однако впоследствии затраты окупятся возросшей производительностью труда.
5. Организация труда
На ИП «Трансгрупп» имеются некоторые упущения по организации рабочего места и условий труда, но их устранение для предприятия не составит большого труда и больших материальных затрат. Подбор кадров осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций, уровень квалификации постоянно повышается, что характеризует данный отдел с положительной стороны.
Основными причинами потерь времени являются:
— нечеткая постановка целей и определение приоритетов, в результате чего люди не могут правильно сориентироваться в ситуации, а потому берут на себя либо слишком много, либо слишком мало работы, тонут в мелочах;
— неудовлетворительная организация планирования;
— слабая организация и дисциплина подчиненных, приводящая к многократному переделыванию одной и той же работы;
— отсутствие необходимой информации для принятия решений, в результате чего их приходится постоянно откладывать;
— неумение работать с партнерами, посетителями, телефонными звонками.
Планирование времени служит делу повышения эффективности использования рабочего дня. Считается, что день лучше всего начинать в одно и то же время, ибо человек — раб своих привычек. Это обеспечивает хороший тонус и позволяет на деле реализовывать принцип «человек — хозяин работы, а не работа — хозяйка человека».
Для экономии времени в процессе работы необходимо избегать импульсивных поступков и не отвлекаться по возможности на вновь возникающие проблемы, ибо они могут потребовать новых действий. Эти проблемы целесообразно зафиксировать, с тем чтобы вернуться к ним позже, что позволит завершить начатое, а проблемам «отлежаться» и принять более зримые очертания. Фиксация материала необходима также при внезапных перерывах работы, поскольку позволяет быстрее вновь сосредоточиться.
Уровень механизации и автоматизации рабочих мест в ИП «Трансгрупп» составляет около 87 %. Вместе с тем следует отметить большой удельный вес оборудования со сроком службы не выше 10 лет.
В состав автоматизированной системы обработки экономической информации ИП «Трансгрупп» входят:
1) техническое обеспечение:сервер, обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из нескольких компьютеров (компьютеры NTT с процессором Intell Pentium 4), сканеры, для сканирования необходимых документов, принтеры для распечатки документов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet;
2) системное программное обеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000;
3) сетевое обеспечение: внутренняя сеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информацией происходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятия сотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества, быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности;
4) средства организации баз данных: базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются все необходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Access поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастером баз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных.
В обоих случаях созданную базу данных можно в любое время изменить и расширить;
5) прикладное программное обеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приема заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между подразделениями;
6) информационное обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на компьютере — рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источниками информации являются нормативно-справочная документация.
Для обеспечения наиболее эффективной работы ИП «Трансгрупп» на ЭВМ необходимо установить в качестве ОС Windows XP (на файловый сервер). Windows XP — это многопользовательская, многозадачная, многопоточная,
32-х разрядная ОС, имеющая свой графический, пользовательский интерфейс. Отличительными чертами этой ОС являются:
— приоритетная многозадачность;
— поддержка мультипроцессорных компьютеров: поддержка работы в сети;
— возможность работы па различных компьютерных платформах;
— поддержка файловых систем и приложений для других ОС;
— защищенность;
— надежность и отказоустойчивость;
— модульность;
— возможность использования «национальной версии».
Кроме того, следует заметить, что в отличие от ранних версий Windows (таких как Windows for Workgroups и Windows 95), XP — это законченная ОС, а не надстройка над DOS.
К сервисному ПО можно отнести:
1) программы технического компьютера (например, Speedisk из пакета Norton Utilities);
2) антивирусные программы (Касперский);
3) программы — архиваторы (WinZip, WinRar, ARJ);
4) программы обслуживания дисков (MS DOS: Format, Fdisk, ChkDisk и др.), для обслуживания файловой системы на диске (NDD, Calibrate. Unerase) и установки параметров конфигурации ПК (Setup, Atsetup и др.).
Требования к информационному обеспечению:
1. Корректность информации, что обеспечит её однозначное восприятие.
2. Полезность информации, то есть она должна содействовать достижению поставленных целей.
3. Оперативность, которая должна отражать актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений.
4. Точность информации, то есть она не должна содержать искажений с тем, чтобы не было рисков на основе неточной информации принять неправильное решение.
5. Достоверность определяется свойством информации отражать реально существующие объекты.
6. Устойчивость информации — её способность реагировать на изменения данных без нарушения необходимой точности.
7. Достаточность информации — содержит минимальный объём сведений для принятия целесообразных решений.
Внемашинное информационное обеспечение включает в себя внемашинную базу и средства ее ведения. Внемашинная информационная база состоит из документов нормативно-справочной документации и другой условно-постоянной информации (справочники по продукции, каталоги производителей, поставщиков, сборник нормативных документов по приемке товаров по качеству и количеству, по хранению товара, по реализации товара, отчеты о работе склада).
Внемашинные информационные базы формируются на основе различных средств массовой информации, нормативных справочников, информации от партнеров. Организация и ведение этих баз осуществляется посредством системы классификации и кодирования товаров, посредством унифицированных форм системы документации.
Внутримашинное информационное обеспечение включает внутримашинную информационную базу и средства организации ее введения. Внутримашинная информационная база включает в себя нормативно-справочные данные, которые создаются при первоначальной загрузке и периодически пополняются (сведения о конкурентной продукции, о поставщиках, покупателях, о технике проведения нововведений и хранении продукции, обобщенные отчеты деятельности, затраты по введению новой аппаратуры, расширению штата сотрудников, ремонту; сравнительный анализ за несколько лет, предложения по улучшению состояния предприятия, учет доходов персонала, расходов на транспортировку товара и т.д.).
В ИП «Трансгрупп» используется система централизованной обработки информации. В таких системах чаще всего используются пакетный и интерактивный режимы.
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
1) алгоритм решения задачи формализован, процесс её решения не требует вмешательства человека:
2) имеется большой объём входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;
3) расчёт выполняется для большинства записей входных файлов;
4) большое время решения задачи обусловлено большими объёмами данных;
5) регламентность, то есть задачи решаются с заданной периодичностью.
При интерактивном режиме пользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ или к вычислительному комплексу, работающему как одна ЭВМ под управлением одной операционной системы. В этом случае достаточно просто организовать работу пользователей с общей базой, упрощается контроль целостности данных, их хранение и восстановление.
Организация труда – это упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе.
На предприятии проводиться работа по следующим элементам организации труда:
1. Разделение и кооперация труда.
Разделение труда на данном предприятии одновременно производиться в трех формах: функциональное – разделение труда, предусматривающее обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников; профессиональное разделение труда – зависимости от профессиональной специализации работающих; квалификационное разделение труда обусловлено различной сложности работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии устанавливается состав работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям.
Кооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.
2. Организация рабочего места.
Организацию рабочих мест на данном предприятии можно признать удовлетворительной. Практически все технические, организационные, экономические и эргономические требования соблюдены. Хотя необходимо отметить недостаток некоторой технологической и организационной оснастки, а также иногда инструмента, из-за чего некоторые операции приходится выполнять вручную, но в данном случае сказывается недостаток материальных средств.
3. Условия труда на рабочих местах.
Условия труда на данном предприятии характеризуются как нормальные. Все санитарно-гигиенические и психофизиологические нормы соблюдены. В соответствии с законодательством на предприятии производится периодическая аттестация рабочих мест и производится доплата за вредные условия труда.
4. Стимулирование труда.
На предприятии введена система премирования работников за основные результаты хозяйственной деятельности.
6. Индивидуальная часть. Текучесть кадров и факторы ее снижения на ИП «Трансгрупп»
Текучесть кадров — один из показателей, связанных с увольнением и влияющих на жизнеспособность и успех организации. Даже если количественно этот фактор соответствует планам руководства, то уход из организации каждого конкретного работника может оказаться если не фатальным, то, по крайней мере, опасным.
Излишняя текучесть персонала, по данным западных психологических исследований, отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В последние годы на белорусских предприятиях часто наблюдаются случаи “ухода отделами”, когда сложившиеся рабочие коллективы, в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов, предпочитают переходить в другую организацию целиком.
Прежде чем проводить анализ текучести кадров в ИП «Трансгрупп», проведем анализ трудовых ресурсов.
Данные о возрастном и образовательном уровне работников ИП «Трансгрупп» приведены на рис. 6.1 — 6.6.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 6.1 Образовательный уровень работников ИП «Трансгрупп» по состоянию на 01.01.2005 г.
Рис. 6.2 Возрастной уровень работников ИП «Трансгрупп» по состоянию на 01.01.2005 г.
Рис. 6.3 Образовательный уровень работников ИП «Трансгрупп» по состоянию на 01.01.2006 г.
Рис. 6.4 Возрастной уровень работников ИП «Трансгрупп» по состоянию на 01.01.2006 г.
Таким образом, по сравнению с 2004 г. в 2005 г. в ИП «Трансгрупп» уменьшилось количество работников с высшим образованием, увеличилось количество работников со средним специальным, профессионально-техническим и общим средним образованием. По сравнению с 2004 г. в 2005 г. в ИП «Трансгрупп» увеличилась численность работников в возрасте от 25 до 29 лет и сократилась численность работников в возрасте от 18 до 24 лет.
Рис. 6.5 Образовательный уровень работников ИП «Трансгрупп» по состоянию на 01.01.2007г.
Рис. 6.6 Возрастной уровень работников ИП «Трансгрупп» по состоянию на 01.01.2007г.
Таким образом, по сравнению с 2005 г. в 2006 г. в ИП «Трансгрупп» сократилось количество работников с высшим и профессионально-техническим образованием, увеличилось количество работников со средним специальным и общим средним образованием.
В ИП «Трансгрупп» основной состав управленческого персонала — это работники с высшим и средним образованием. Административно-управленческий персонал преимущественно имеет высшее техническое и экономическое образование.
Одним из важнейших условий успешной работы любого предприятия является постоянный состав работающих. Поэтому при анализе выполнения трудовых показателей целесообразно изучать изменения численности состава работающих, которые обычно осуществляются путем определения оборота рабочей силы, то есть изменения ее численности, интенсивность которого характеризуется коэффициентом оборота, определением текучести рабочей силы, интенсивность которой характеризуется коэффициентом текучести. Среди экстенсивных факторов важное место занимает сокращение текучести персонала и создания стабильных трудовых коллективов.
Для характеристики движения рабочей силы ИП «Трансгрупп» рассчитаем и проанализируем динамику следующих коэффициентов:
1) коэффициент по приему рабочих (Кпр):
; (6.1)
2) коэффициент по увольнению рабочих (Кув):
; (6.2)
3) коэффициент текучести кадров (Ктек):
; (6.3)
4) коэффициент общего оборота рабочей силы (Коб):
; (6.4)
Рассчитаем приведенные выше показатели:
2005 год:
2006 год:
Данные о текучести кадров ИП «Трансгрупп» приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Анализ показателей движения рабочей силы ИП «Трансгрупп» за 2005-2006 гг.
Показатели
2005 год
2006 год
Отклонение
1. Среднесписочная численность работников
19
17
-2
2. Принято работников
3
2
-1
3. Уволено работников
4
3
-1
4. Коэффициенты
— по приему
0,158
0,118
-0,04
— по увольнению
0,211
0,176
-0,035
— текучести кадров
0,105
0,118
+0,013
— общего оборота рабочей силы
0,368
0,294
-0,074
Как видно из табл. 6.1, не все коэффициенты движения рабочей силы имеют положительную динамику. Коэффициент по приему снизился в динамике на 0,04. Отрицательной тенденцией в движении кадров ИП «Трансгрупп» в отчетном периоде является увеличение коэффициента текучести кадров. Коэффициент текучести кадров за 2006 год составил 0,118 и увеличился на 0,013, то есть численность уволенных в 2006 г. работников больше принятых за 2006 год.
Для выявления причин текучести кадров в ИП «Трансгрупп» проведем более подробный анализ трудовых ресурсов.
Проведем анализ показателей по труду и заработной плате ИП «Трансгрупп», для чего составим табл. 6.2.
Фонд заработной платы ИП «Трансгрупп» увеличился по сравнению с 2005 г. на 10 млн. руб. (или на 10,6 %), среднемесячная заработная плата увеличилась на 97,6 тыс. руб. (или на 23,6 %). Изменение фонда заработной платы работников обеспечено ростом средней зарплаты и сокращением численности персонала.
Таблица 6.2
Анализ показателей по труду и заработной плате ИП «Трансгрупп»
за 2005-2006 гг.
Показатель
2005 год
2006 год
Отклонение, +/-
В % к прошлому году
Среднесписочная численность работников, чел.
19
17
-2
89,5
Фонд заработной платы, млн. руб.
94,1
104,1
+10
110,6
Выручка от реализации продукции,
млн. руб.
1713,2
1804,3
+91,1
105,3
Фонд заработной платы в % к выручке от реализации продукции
5,49
5,77
+0,28
-
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
412,7
510,3
+97,6
123,6
Производительность труда,
млн. руб.
90,17
106,14
+15,97
117,7
В связи с ростом выручки от реализации продукции и сокращением численности персонала произошел рост производительности труда на 15,97 млн. руб. или на 17,7 %.
При анализе фонда заработной платы целесообразно изучить структуру источников образования фонда заработной платы. Данные для анализа приведены в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Структура источников образования фонда заработной платы ИП «Трансгрупп» за 2005-2006 гг.
Показатель
2005 год
2006 год
Отклонение, +/-
В % к прошлому году
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
Фонд заработной платы, всего
94,1
100
104,1
100
+10
-
110,6
в том числе выплаты, включаемые в расходы на реализацию
92,3
98,1
103,3
99,2
+11
+1,1
111,9
выплаты из прибыли, остающейся в распоряжении организации
1,8
1,9
0,8
0,8
-1
-1,1
44,4
Следует отметить, что почти весь фонд заработной платы формируется за счет выплат, относимых на расходы на реализацию организации. Так, за 2005 год доля этих выплат составила 98,1 %, а за 2006 год — 99,2 %, то есть она выросла на 1,1 %. Меньшая часть выплат осуществляется за счет прибыли ИП «Трансгрупп». За отчетный период эти выплаты уменьшились на 1 млн. руб., или на 1,1 %.
Эффективная работа предприятия возможна в том случае, если темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. ИП «Трансгрупп» имеет неблагоприятную тенденцию опережения роста средней заработной платы (123,6 %) по сравнению с ростом производительности труда (117,1 %).
Коэффициент опережения равен:
Коп = Игв / Исз = 1,171 / 1,236 = 0,947.
Для определения суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты, воспользуемся следующей формулой:
Э = ФЗП2006 × (Исз — Игв) / Исз. (6.5)
Э = 104,1млн. руб. ×(1,236 — 1,171) / 1,236 = 5,47 млн. руб.
Таким образом, наблюдается перерасход фонда заработной платы ИП «Трансгрупп» за 2006 год на сумму 5,47 млн. руб.
В целях выявления причин текучести кадров в ИП «Трансгрупп» была разработана процедура оценки уровня удовлетворенности трудом работников ИП «Трансгрупп», состоящая из трех этапов:
1) разработка анкеты оценки уровня удовлетворенности работников основными факторами производственной ситуации;
2) проведение анкетирования;
3) анализ уровня удовлетворенности сотрудников работой (предприятием).
Первый этап.
При составлении анкеты определяется перечень наиболее характерных показателей и критериев их оценки. При этом наряду с основными показателями производственной ситуации (содержание труда, заработная плата и др.) возможны специфические факторы мотивации (различные социальные программы и т. д.).
Критериями оценки показателей служили следующие качественные характеристики:
— совершенно удовлетворен;
— удовлетворен;
— затрудняюсь ответить;
— не удовлетворен;
— совершенно не удовлетворен.
Дополнительно каждому респонденту предлагалось заполнить графу «Ваши пожелания и замечания». В ходе предварительной аналитической работы было выделено 18 факторов мотивации персонала ИП «Трансгрупп». Для анализа удовлетворенности работой и действующей системой стимулирования работники ИП «Трансгрупп» заполнили анкету (табл. 6.4), необходимо было поставить любой знак в той графе, с каким утверждением они были согласны.
Таблица 6.4
Анкета
№ п/п
Наименование фактора производственной ситуации
Совершен-но удовлет-ворен
Удовлетво-рен
Затрудняюсь ответить
Не удовлетво-рен
Совершенно не удовлетворен
1
2
3
4
5
6
7
1
Содержание труда
x
2
Занимаемая должность
x
3
Заработная плата
x
4
Премия за год
x
5
Премия к отпуску
x
6
Премия в течение года
x
7
Условия труда
x
8
Организация труда
x
9
Оплата проездных
x
билетов
10
Оплата детских путевок
x
11
Содержание информации на доске объявлений
x
12
Подарки к Дню рождения
x
13
Подарки к Новому году
x
14
Организация и содержание корпоративного праздника
x
15
Организация Нового года
x
16
Программа «Здоровье»
x
17
Отношения с непосредственным руководителем
x
18
Отношения с коллегами
x
В графе «Ваши пожелания и замечания» встречались следующие записи:
Мои знания и навыки не востребованы. Некоторые обязанности дублируются другими сотрудниками. Хотелось бы больше самостоятельности, ответственности, доверия со стороны непосредственного руководителя. Надеюсь, что программа «Здоровье» будет продолжена.
Второй этап.
В анкетирование были вовлечены все без исключения сотрудники ИП «Трансгрупп». Работники заполняли анкеты анонимно. Они раздавались по подразделениям ИП «Трансгрупп». Такой подход позволял оценить не только индивидуальный уровень удовлетворенности сотрудника работой в ИП «Трансгрупп», но и зафиксировать данные о микроклимате в каждом отделе.
Третий этап.
Пожалуй, самым сложным при проведении любого опроса является его математическое обоснование. С этой целью каждому качественному критерию оценки удовлетворенности присваивалось соответствующее числовое значение — коэффициент:
— совершенно удовлетворен (+1,0);
— удовлетворен (+0,5);
— затрудняюсь ответить (0,0);
— не удовлетворен (-0,5);
-совершенно не удовлетворен (-1,0).
Суммарный показатель удовлетворенности — индекс удовлетворенности (Iуд) по каждому из факторов рассчитывался по формуле:
продолжение
--PAGE_BREAK--