Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ системы антикризисного управления и регулирования

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспектыантикризисного управления и регулирования предприятием
1.1 Содержание антикризисного управления
1.2 Антикризисное регулирование
1.3 Этапы антикризисного управления
Глава 2. Антикризисное управление напримере предприятия ОАО «Строймаш»
2.1 Технико-экономическаяхарактеристика ОАО «Строймаш»
2.2 Анализ и оценка состава иструктуры баланса ООО «Строймаш»
2.3 Оценка и анализ угрозынеплатежеспособности предприятия по методике МФСФО
2.4 Прогнозирование вероятностибанкротства ОАО «Строймаш» по различным методикам
Глава 3. Совершенствование механизмовантикризисного управления, мероприятия по финансовому оздоровлению ОАО «Строймаш»
Заключение
Список используемых источников илитературы
Приложения

Введение
Антикризисноерегулирование – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне.Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического инормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защитупредприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию вслучае неэффективности его дальнейшего функционирования.
Антикризисноеуправление – это применение антикризисных процедур на микроуровне,применительно к конкретному предприятию:
- предварительнаядиагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;
- анализвнешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выборастратегии его развития;
- планированиеповышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;
- разработкапроцедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за ихреализацией.
Актуальность темы исследования. Современная экономическаядействительность заставляет руководителей предприятий постоянно приниматьрешения в условиях, кризисных ситуаций и неопределенности. В условияхфинансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чреватаразличными кризисными ситуациями, результатом которых может статьнесостоятельность или банкротство. Поэтому актуальность исследованияантикризисного управления и регулирования актуально на сегодняшний день.
Исследования по теме. Вопросы антикризисного управления ирегулирования освещаются в таких учебниках и учебных пособия, как: ЖарковскаяЕ.П., Бродский Б.Е. «Антикризисное управление» (2006), Зуб А.Т. «Антикризисноеуправление» (2006), Курошева Г.М. «Теория антикризисного управленияпредприятием» (2002). Этапы антикризисного управления исследуются в работах:Самоукина Н. «Антикризисное управление компанией» (2003), Уткин Э.А. «Антикризисноеуправление» (1997).
При анализе вопросов темы курсовой работы, были изучены материалы изпериодических изданий, касающиеся темы исследования: «Финансы и кредит»,«Финансовый менеджмент», «Экономист», «Менеджмент в России и за рубежом».
Данные для анализа антикризисного управления (характеристика компании,данные отчетности, стратегия развития и т.д.) ОАО «Строймаш» были взяты наофициальном сайте фирмы: www.1000tonn.ru/.
Предмет исследования: антикризисное управление и регулирование.
Объект исследования: система антикризисного управления на ОАО «Строймаш».
Цель исследования: анализ системы антикризисного управления ирегулирования.
Задачи исследования:
–       содержание антикризисного управления;
–       антикризисноерегулирование;
–       этапы антикризисногоуправления;
–антикризисноеуправление на ОАО «Строймаш»;
–исследование причин кризисного состояния ОАО «Строймаш»;
–стабилизация и путивыхода строительного предприятия из кризиса;
–разработкаинвестиционной программы для вывода из кризиса ОАО «Строймаш».
В процессе изучения и обработкиматериалов применялись следующие методы экономических исследований:абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический,расчетно-конструктивный, использовались основные приемы анализа.
Курсоваяработе состоит из введения, основной части (глава 1 «Антикризисное управление ирегулирование», глава 2 «Антикризисное управление на ОАО «Строймаш», глава 3 — рекомендации), заключения.

Глава 1. Теоретические аспекты антикризисногоуправления и регулирования предприятием
1.1 Содержание антикризисного управления
Антикризисное управление – это функция, обеспечивающая минимизациюпотенциального ущерба от кризиса и помогающая установить контроль надситуацией. Антикризисное управление является системой мероприятий, позволяющих организации сминимальным ущербом выйти из кризиса и при этом извлечь максимальную пользу изтех выгод, которые можно получить в этой ситуации. Наиболее опытные менеджерырассматривают антикризисное управление как набор принципов и определенных видовдеятельности, управленческих шагов, предпринимаемых в соответствии сопределенной методикой [5, c. 34].
Методика антикризисного управления –это серия действий и управленческих шагов, направленных на предотвращение,управление и борьбу с кризисами.
Основные элементы антикризисного управления.
Выявление и оценка уязвимых сторон организации и возможного ущерба откаждой из них. Практически каждому кризису предшествуют определенные симптомыили сигналы опасности. Успешное ведение дел в организации предполагаетотслеживание таких симптомов и осуществление предупреждающих действий, что снижает вероятностьперетекания кризиса в более тяжелую форму.
Снижение количества уязвимых сторон организации. Эффективный бизнесозначает уверенность, что слабые стороны компании не оказывают существенного(т.е. препятствующего достижению организационных целей) негативного влияния наее деятельность. Жесткие, трудные решения должны приниматься незамедлительно, ане откладываться «на завтра».
Разработка плана выхода из потенциального кризиса. Успешная компаниявсегда исходит из того, что любой бизнес неизбежно столкнется с кризисом, ирассчитывает возможный ущерб. Кризисное планирование предполагает расчетнеобходимых ресурсов для разработки эффективных мер по выходу из потенциальногокризиса и способствует предотвращению серьезных последствий от неуправляемогокризиса. С этой целью разрабатываются различные сценарии; чем их больше, темлучше.
Осознание факта наступления кризиса и определение конкретных мер поборьбе с ним. Организация с действующей системой антикризисного управлениявовремя осознает, что кризис произошел, и намечает необходимые срочные шаги попредотвращению его негативных последствий[8, c. 45]. Проблема не может быть решена, пока она неидентифицирована как проблема. Ключ к эффективному управлению кризисом состоитв том, что необходимо предпринимать быстрые, решительные действия в целях егопресечения, пока он поддается воздействию.
Осуществление активных коммуникаций во время кризиса. Следующим шагом попредотвращению негативных последствий кризиса является определение стратегииорганизации в области коммуникаций с собственным персоналом, клиентами,акционерами, СМИ и т.д. Коммуникации должны носить открытый, честный,достоверный характер. Провал в организации коммуникаций, сокрытие информациичасто ведут к труднопреодолимым препятствиям на пути АКУ.
Отслеживание и оценка проявлений кризиса, гибкость мер по борьбе с ним.Достаточно сложно оценить правильность действий, предпринимаемых во время ипосле кризиса. Хорошо организованный антикризисный менеджмент предполагаетналаженную систему мониторинга мнений и настроений людей организации. Поэтомуважно отслеживать изменения таких настроений, поведения сотрудников во время ипосле кризиса, постоянно внося коррективы в намеченные планы.
Изоляция подвергнувшегося кризису направления деятельности организации(бизнес-единицы) от остальных направлений, не затронутых кризисом. Успешныйбизнес всегда стремится к поддержанию максимального уровня уважения, доверия инадежности со стороны собственных работников, клиентов, продавцов, политиков,государственных и муниципальных органов, СМИ и др. «Доброе имя», сформированноеза долгие годы работы на рынке, позволяет компании преодолеть кризис с гораздоменьшими издержками [1, c. 19].
Каждый шаг важен. Эффективное урегулирование кризиса – это не событие, апродолжительный, систематический и регламентированный процесс. Он направлен наопределение уязвимых мест организации, предотвращение повторения подобнойситуации в будущем и предполагает проведение планирования на случайвозникновения наиболее вероятных кризисных ситуаций, организацию эффективногообмена информацией до и после кризиса, проверку и оценку реального положениядел ив случае необходимости проведение инноваций.
Во многих случаях кризису предшествуют некоторые предупредительныесигналы, которые должны быть замечены. Однако это бывает не всегда, что делаетпредварительную подготовку к возможному кризису и планирование антикризисныхмероприятий еще более необходимыми.
В отличие от неумело управляемого кризиса, о котором быстро становитсявсем известно и который длится в течение многих дней, недель, месяцев,парализуя нормальную работу организации, правильно управляемый кризисстороннему наблюдателю часто трудно даже обнаружить. В этом случае говорят обэффективном, успешном антикризисном управлении.
Успешное управление кризисными ситуациями обладает рядом характерныхчерт, важнейшими из которых являются следующие.
Проблема исчезает уже через несколько дней или недель. Первостепенныйпризнак эффективного антикризисного управления – это то, что за незначительноевремя настроения сотрудников организации и ее заинтересованных лиц меняются отчувства тревоги, нервозности и ощущения опасности к ощущению уверенности всобственных силах, осознанию ясности целей и пониманию того, каким образомможно переломить ситуацию к лучшему, чем следует пожертвовать, а что сохранить.Это возможно, когда компания эффективно контролирует ситуацию, принимает винуза ошибки, извиняется (если это уместно) и тем самым порождает уверенность, что,все сбои исправлены и нормальная жизнь продолжается.
Кризис не получает широкой огласки после появления первых сигналов. Какправило, значительная огласка кризиса неизбежна, но в случае эффективногоуправления дважды это не повторится. Если организация представляет ситуацию какхорошо контролируемую и делает это уверенно, средства массовой информациибольше не рассматривают происходящие в ней и вокруг нее события как важнуюновость [4,c.65]. Таким образом, управленческиетехнологии способствуют тому, что проблема перестает быть злободневной и быстрозабывается.
Заинтересованные оказывают поддержку организации. Признаком умелогоуправления при кризисе является непрерывная поддержка антикризисного управлениявнутренними и внешними заинтересованными лицами организации. Если они в трудныевремена остаются с компанией, поддерживают ее руководство, то, по всейвидимости, было сделано следующее:
- еще до кризиса уруководства антикризисного управления сложились хорошие отношения с каждым изних;
- руководителиорганизации предоставляли им во время кризиса достаточно информации.
Компания демонстрирует полный контроль над ситуацией. Компания можетвнушать заинтересованным лицам чувство уверенности в ее лидерстве и наличиисистемного управления во время кризиса: директора не уклоняются от управлениякризисом, надеясь, что он просто исчезнет; никто не паникует; люди, которыенесут ответственность, знают, что делают. Другими словами, организацияконтролирует кризис, а не наоборот. Служащие, клиенты, продавцы и другиеосновные заинтересованные лица обычно могут сказать, хорошо ли организациясправляется с управлением кризисом, и в значительной степени их одобрениезависит от самой компании. Это достигается при условии, если [6, c. 112]:
- топ-менеджерыпроявляют компетентность, умение владеть ситуацией, понимание проблем и знаниепутей их разрешения;
- руководствоорганизации готово обмениваться информацией с каждым представителем группзаинтересованных лиц и предоставить им возможность ставить вопросы ивысказывать суждения и оценки;
- руководители иуполномоченные представители компании производят впечатление уверенности вполном контроле ситуации. Они не должны выглядеть напуганными до смерти илибыть на грани паники;
- руководителиорганизации своевременно отвечают на запросы о состоянии дел во время кризиса,так чтобы не производить впечатления нежелания сотрудничества и уклончивости.
- уполномоченныйпредставитель компании хорошо подготовлен и компетентен.
Когда случается кризис и организация оказывается в центре внимания,необходим человек, который будет представлять компанию и отвечать на вопросыпрессы и других заинтересованных групп. В зависимости от ситуации это можетбыть один или несколько человек, например: владелец компании, генеральныйдиректор, руководитель производства или отдела, менеджер по связям собщественностью или другое лицо, занимающее подобные управленческие должности.Эти люди, представляющие компанию, в значительной степени влияют на восприятиеобщественностью и заинтересованными лицами ситуации, их оценку деятельностиорганизации в условиях кризиса [14, c. 26].
Продажи, доходы и продуктивность компании быстро восстанавливаются либовообще не изменяются. Компания, хорошо справляющаяся с регулированием кризиса,обнаруживает, что его негативное влияние на продажи, доходы, продуктивность ибиржевая цена акций не столь продолжительны, как ожидалось. Способностьвернуться на первоначальный уровень после спада прямо связана с умениемконтролировать кризис. Если он испортил репутацию компании и поставил подсомнение ее надежность, то негативные последствия будут иметь большое влияниена продажи, доходы и продуктивность. Быстрое восстановление этих показателейили то, что они остались прежними, – показатель того, что менеджмент компаниипроделал отличную работу по устранению причин кризиса.
1.2Антикризисное регулирование
Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне.Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правовоговоздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий откризисных ситуаций,предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности егодальнейшего функционирования.
Основными направлениями государственного антикризисного регулированияявляются:
– совершенствованиезаконодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
– осуществление мерпо оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственнойподдержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующихв оздоровлении этих предприятий;
– принятиеправительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
– приватизация идобровольная ликвидация предприятий-должников;
– созданиеинститута арбитражных и конкурсных управляющих.
Виды антикризисного регулирования.
Нормативно-законодательная деятельность. «Экономической конструкцией» поправу называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образноевыражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК врегулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территорииРоссийской Федерации» [15, c.114].
Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не толькоопределенный динамизм, но и его обратную сторону — застой производства. Правопротив ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом»,является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областьюантикризисного законодательства.
Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовымположением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостатокоборотных средств, рост просроченной из дебиторской задолженности, другие обстоятельства,ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т.е. к банкротству.
В современной практике понятие «банкрот» введено в Указе ПрезидентаРоссийской Федерация «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельныхгосударственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальныхпроцедур». Этот указ, а затем и Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)предприятий» реально не работали, поскольку отсутствовал действенный арбитражно- судебный механизм.
В период приватизации государственной (муниципальной) собственностипредполагалось запустить механизм банкротства, нормативной базой которогоявлялись не только указанные выше акты, но и новые, в частности Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О мерах по реализации законодательных актов онесостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента РоссийскойФедерации «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросахналоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов иукреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер посвоевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательныхплатежей» и «О продаже государственных предприятий-должников»; постановлениеПравительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательствао несостоятельности (банкротстве) предприятий» [1, c. 56].
Защита интересов государства как собственника в отношении федеральныхпредприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть долягосударства, была возложена на Федеральное управление по деламнесостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество России).
К числу важных нормативных актов,направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферахжизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента РФ «О деятельностиисполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановлениеГосударственной Думы федерального Собрания Российской Федерации «О кризисномположении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике РоссийскойФедерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолениюкризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности».
Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторонсоциальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оноосуществляется с помощью широкого арсенала законодательных иадминистративно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов,экологических правил.
Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств,находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а такжеисточниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В странефинансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает ихперераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями [2, c. 79].
Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и, преждевсего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не можетвосприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике.Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода, а именно:
- использованиебюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономическихпреобразований;
- обеспечениеминимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономическогопроцесса в целом;
- разрешение илисмягчение острых социальных противоречий, возникших в результате сменыобщественного строя, а также порожденных ходом реформ;
- развитие новыхотношений бюджетного федерализма. Бюджетная политика в известной мере реализуети общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация ицентрализация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост изанятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
Механизм корректировки денежных процессов сложен. Многие параметры,определяющие состояние денежной сферы, например спрос на деньги, скорость ихобращения, находятся за пределами контроля хозяйственных органов государства.Поэтому главный акцент в современных программах управления деньгами делается наизменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии.Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.
Переход национальной экономики к режиму устойчивого экономического ростатребует надежной опоры на государство: его регулирующие методы становятсярешающим фактором [15, c. 86].
Производство. Преодоление кризисного состояния требует созданияматериальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателемздесь выступает производительность. Управляет же ею научно-техническийпрогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры,образования, институциональных факторов и политики. Производительность связанас инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.
Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другойинститут не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народногохозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство,преодоления сырьевой направленности экспорта.
Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленнойполитике, основу которой составляют следующие принципы:
-  обеспечениеучета интересов всех участников ее осуществления;
-  социально-экономическаянаправленность;
-  сочетание мергосударственного регулирования и рыночных механизмов;
-  созданиеблагоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурныхпреобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;
-  адресныйхарактер мероприятий и высокая ответственность участников за конечныерезультаты их проведения;
-  системадоговорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразованийв промышленности;
-  обоснованнаяцентрализация ресурсов в целях обеспечения развития производства ипредотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуальногопотенциала;
-  широкоеиспользование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажигосударственной собственности;
-  развитие исодействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров иуслуг, технологии и др.
Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение ролинаучно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграциинациональных экономик обусловливают стремительное расширение и обновлениеассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.
Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий вкризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:
- попадание вкризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные мерыуправления;
- антикризисноеповедение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективныв условиях экономического роста или стабилизации экономики;
- в промышленностистихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий.Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.
Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождаетсямассированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падениемобъемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этогосектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом жесекторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результатерасходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность всоциальной защите, напротив, резко возросла.
1.3Этапы антикризисного управления
Достаточно большое количество организаций разоряются из-за неэффективногоуправления ими. В этом случае основными мерами финансового оздоровления такихорганизаций является реконструкция процедур управления с целью поиска путей ивозможностей использования в первую очередь внутрихозяйственных резервов [17, c. 145].
Для разработки конкретных мер наразных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческихдействий, наиболее характерными для большинства российских организаций.
В системе финансового оздоровления организации в первую очередьнеобходимо широко использовать внутренние резервы финансовой стабилизации. Этосвязано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, нои в значительной мере избавить организацию от зависимости использованиязаемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.
В условиях кризисной ситуации антикризисное управление осуществляетсяпоэтапно [5, c. 68].
I этап. Устранениенеплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался по результатамдиагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, самойнеотложной задачей в системе мер его стабилизации является восстановлениеспособности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовымобязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства,наладить поставку материально-технических ресурсов для нормализации процесса производства.
II этап.Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность организации можетбыть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийныхфинансовых операций, но если сами причины, генерирующие неплатежеспособность,будут оставаться неизменными, то вскоре организация снова может оказатьсянеплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины илирезко ограничить их влияние на финансовую устойчивость организации. Этопозволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительноболее продолжительном промежутке времени.
III этап.Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансоваястабилизация достигается только тогда, когда организация обеспечила длительноефинансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия длясвоего самофинансирования, развития производства и устранения старых ивозникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельностиорганизации.
Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа достижения финансовойстабилизации организации.
1. Устранениенеплатежеспособности организации обеспечивается двумя путями:
- уменьшениемразмера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств организации вкраткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;
- увеличением суммыденежных средств, обеспечивающих погашение просроченных и исполнение срочныхобязательств.
Здесь применяется принцип «отсечения лишнего», который требует сокращенияразмеров текущих потребностей в материально-технических, трудовых ресурсах и т.д. (вызывающих соответствующие долги), и перевод отдельных видов ликвидныхактивов в денежные средства без значительного ущерба для производства.
Сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающееснижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде,достигается за счет следующих основных мероприятий:
- пролонгациикраткосрочных финансовых кредитов;
- реструктуризациипортфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них вдолгосрочные;
- увеличенияпериода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;
- отсрочки расчетовпо отдельным формам внутренней кредиторской задолженности организации и др.;
- сокращения затратна приобретение материалов, инвентаря и оборудования;
- сокращениярасходов на командировки, рекламу;
- реструктуризациикредиторской задолженности;
- сокращенияготовой продукции на складе.
В этом случае важна не угроза банкротства, а создание условий,нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качествопродукции и снизить ее себестоимость.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, еслиустранена текущая неплатежеспособность организации, т.е. объем поступленияденежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств вкраткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства организации втекущем отрезке времени ликвидирована или носит, как правило, отложенныйхарактер.
Увеличение денежного потока организации в краткосрочном периоде дляпогашения просроченных и срочных обязательств достигается:
- переводом частиликвидных оборотных активов в денежные средства;
- переводом частивнеоборотных активов в денежные средства.
Превращение ликвидных оборотныхактивов в денежные средства может осуществляться, например, за счет следующихмер[8, c. 152]:
- ликвидациипортфеля краткосрочных финансовых вложений;
- ускоренияинкассации дебиторской задолженности;
- снижения периодапредоставления товарного (коммерческого кредита);
- увеличенияразмера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемуюпродукцию;
- снижения размерастраховых запасов товарно-материальных ценностей;
- уценкитрудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня ценыспроса с обеспечением последующей их реализации;
- распродажиготовой продукции и товаров на складе и др.
Превращение ликвидных внеоборотныхактивов в денежные средства может осуществляться с помощью:
- реализациивысоколиквидной частидолгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;
- проведенияопераций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные всобственность основные средства продаются лизингодателю с одновременнымоформлением договора их финансового лизинга;
- ускореннойпродажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования по ценам спроса насоответствующем рынке;
- арендыоборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основныхсредств;
- сдачи в арендуизлишков производственной и административной площади и др.
2. Восстановлениефинансовой устойчивости организации в среднесрочном периоде происходит какпродолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребления финансовыхресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовыхресурсов.
Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с применением принципа«сжатие организации»: чем больше будет положительный разрыв между притокомденежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.
Сокращения необходимого объема потребления финансовых ресурсов можнодостигнуть следующими мерами:
- сокращениемобъема производственной деятельности за счет прекращения выпуска нерентабельнойпродукции;
- снижением объемаинвестиций в деятельность организации;
- сокращениемподразделений аппарата управления;
- сокращением частивспомогательных и подсобных подразделений;
- обеспечениемобновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды(лизинга);
- осуществлениемдивидендной политики, адекватной кризисному финансовому развитию предприятия, сцелью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;
- сокращениемобъема программы участия наемных работников, финансируемых из прибыли;
- отказом от внешнихсоциальных и других программ предприятия, финансируемых за счет его прибыли, идр.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, еслипредприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевымипоказателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную егофинансовую устойчивость, т.е. когда потребность и наличие денежных средств вобороте сбалансированы [1, c. 134].
Увеличение притока собственных финансовых ресурсов может быть достигнутоза счет реализации, например, следующих мер:
- увеличения объемавыпуска рентабельной продукции;
- снижениясебестоимости выпускаемой продукции путем снижения (сокращения) различного родапотерь и брака;
- оптимизацииценовой политики организации;
- увеличения долипредоплаты за отгружаемую продукцию;
- осуществлениярациональной налоговой политики, обеспечивающей минимизацию налоговых платежейв пределах законодательства;
- проведенияускоренной амортизации оборудования с целью быстрого списания амортизационныхотчислений;
- осуществленияэмиссионной политики по выпуску дополнительных пакетов ценных бумаг (акций,облигаций) и др.
3. Обеспечение финансовой стабильности (равновесия) в длительном периодеобеспечивается целым рядом мер:
- внедрением новыхвидов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;
- использованиемэффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемойпродукции;
- повышениемкачества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции;
- ускорениемоборачиваемости оборотных активов;
- сокращениемсроков расчетов за поставляемую продукцию;
- использованиемфондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности идр.
Обеспечение финансовой устойчивостиорганизации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошиеусловия для самофинансирования экономического роста организации и сокращенияпривлечения кредитных ресурсов.
Вывод по 1 главе:
Несмотря на все выгоды применения антикризисного управления, его широкоеиспользование в настоящее время невозможно, так как, во-первых, оно разработанона уровне отдельных методик, приемов, правил, процедур, применяемых только впроцессе банкротства. Во-вторых, администрация и персонал большинствапромышленных предприятий не владеют методами антикризисного управления (нитеоретически, ни практически). И, в-третьих, отсутствует методологияантикризисного управления как важнейшая часть науки об управлениипроизводственной системой. Именно это и создает проблему исследования,состоящую в разрешении противоречия между необходимостью примененияантикризисного управления промышленным предприятием для его выживания истабилизации финансового положения с отсутствием методологии такого управления.

Глава 2. Антикризисноеуправление на примере предприятия ОАО «Строймаш»
2.1Технико-экономическая характеристика ОАО «Строймаш»
Открытое акционерное общество «Строймаш» было создано в 1998г. в г.Челябинске. Общество является юридическим лицом и действует на основании Уставаи законодательства РФ. Юридический адрес: г. Челябинск, ул. Автодорожная 10А. Таблица 2.1 Основные данные опредприятииНаименование предприятия ОАО «Строймаш» Адрес предприятия г. Челябинск, ул. Автодорожная 10А Отраслевая принадлежность Производство. Торговля Специализация; диверсификация Производство, торговля Организационно-правовая форма Открытое акционерное общество
ОАО «Строймаш» является юридическим лицом с момента государственнойрегистрации и действует на основании Устава и законодательства России. Не имеетвышестоящей организации. Организация действует в условиях полнойсамостоятельности и самоуправления, хозрасчета и самофинансирования, на основедемократических принципов. Экономическую основу предприятия составляетколлективная собственность на средства производства.
По Уставу ОАО «Строймаш», общество вправе осуществлять любые видыдеятельности, не запрещенные законом.
Целью деятельности общества является участие в социально-экономическомразвитии Челябинской области, а также других регионов и обеспечение потребностинародного хозяйства и отдельных граждан в его работах, а также продукции,товарах и услугах на основе решения обществом следующих задач:
– сервисное, юридическое, информационно-консультационное, маркетинговое ипрочие виды обслуживания российских и иностранных юридических и физических лиц,осуществляющих свою деятельность на территории Российской федерации и зарубежом;–производство и реализация подъемно-транспортного оборудования, сельскохозяйственнойтехники, технологического оборудования для ее ремонта, оборудования длямеханизации животноводческих ферм, изделий промышленного и общегражданскогоназначения;
– выполнение строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных работ,внедрение передовой технологии «ноу-хау»;
– производство, переработка, закупка, хранение и реализация сельскохозяйственнойпродукции;
– коммерческая деятельность;
– строительство объектовпроизводственного, жилищного и социально-культурного назначения, а такжеразвитие базы строительной индустрии;
– производство строительных материалов;
– художественные, художественно —реставрационные работы, изготовление изделий художественных промыслов ипроизведений искусства, а также их реализация;
– ремонт и техническое обслуживание бытовой, вычислительной техники,промышленного, строительного, транспортного оборудования, ремонт двигателей итранспортных средств;
– оказание складских услуг;
– автосервис, грузовые и пассажирские перевозки;
– бор и переработка вторичного сырья и ресурсов, отходов производства,исследовательские работы в области переработки отходов производства;
– рекламно — множительные работы, выпуск и реализация рекламной ипечатной продукции, издательская деятельность;
– оптовая и розничная торговля товарами, сырьем, в том числе на базесобственных магазинов, организация выставок-ярмарок;
– организация и эксплуатация предприятий общественного питания;
– организация в установленном порядке комплексного туристическогообслуживания, включая строительство и эксплуатацию гостиничных и туристическихкомплексов;
– биржевые операции;
– комиссионная торговля (в том числе автотехникой);
–осуществление закупок у населения сельскохозяйственной продукции, изделий народныхпромыслов, техники, ТНП и т.п.;
– внешнеэкономическая деятельность.
Общество самостоятельно планирует программы производственного исоциального развития, реконструкции на предприятиях общества по решению органовуправления.
Директор – руководит всеми видами деятельности предприятия. Организуетработу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и другихструктурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижениевысоких темпов развития и совершенствование производства; повышениепроизводительности труда, эффективности производства и качества продукции наоснове широкого внедрения новой техники, научной организации труда,производства и управления.
2.2 Анализ и оценка состава и структуры баланса ОАО «Строймаш»
В табл. 2.2 представлены основные технико-экономические показателипредприятия за период 2006-2008 гг.
Балансовые стоимостные показатели предприятия.
Для и диагностики финансового состояния предприятия (за основу выполненияработы взяты цифровые показатели 2006-2008 гг.), необходимы данныебухгалтерской отчетности предприятия (таблицы 2.3 и 2.4 в приложении 2,3).
В настоящий момент бухгалтерская отчетность преобразована в более удобнуюформу через освобождения от малозначимых для данного анализа статей баланса.
Таблица 2.2
Технико-экономические показатели предприятия за период (2006-2008 годы) Наименование Обозначения
Ед.
измерения
Абсолютные
значения 2006 2007 2008 1 2 3 4 5 6 Физический объем выпуска
/> тонн 1870,0 1910,0 1932,0 Номенклатура (сортамент): основные позиции Численность персонала
/> чел. 150 155 161 Среднемесячная зарплата
/>
/> 6100 7700 8900 Производительность труда
/> тыс.руб./чел. 204,84 2994,15 2790,02 Себестоимость (калькуляция) единицы продукции
/> руб. 16,21 240,38 225,02 Себестоимость проданных товаров (выпуска)
/> тыс.(млн.) руб. 30308 459117 434732 Цена реализации единицы продукции
/> руб. 16,43 242,98 232,50 Выручка от продажи товаров
/> тыс.(млн.) руб. 30726 464094 449193 Валовая прибыль
/> тыс.(млн.) руб. 418 4977 14461 Точка безубыточности % 50,03 49,66 44,38 Порог рентабельности
тыс.
(млн.) руб. 28730 439344 384717 Операционный рычаг
/> - 15,502 19,449 7,012 Дифференциал
/> %
10%
(-11,1)
10%
(-8,2)
12%
(-4,9)
1.Рассмотрим валюту баланса, которая характеризует производственный иденежный капитал предприятия.
Прирост валюты баланса за 2006-2008 гг. составляет в сумме 204452тыс.руб., в том числе в 2007 году по сравнению с 2006 г. – 226023 тыс.руб.
Таким образом, предприятие развивает свои реальные активы из года в год.
2. В первую очередь в процессе анализа следует изучить динамику активовпредприятия в балансе
Активы предприятия – хозяйственные средства, контроль над которымипредприятие получило в результате свершившихся фактов его хозяйственнойдеятельности и которые должны принести ему экономическую выгоду в будущем),есть это потенциальная возможность прямо или косвенно способствовать притокуденежных средств в предприятие).
Прирост раздела I«Внеоборотные активы» (актив баланса) за 2006-2008 гг. составляет в сумме 13083тыс.руб. (в том числе в 2007 году по отношению к 2006 г. – 9290 тыс.руб.) или 4,73%.
Также в разделе I«Внеоборотные активы» преобладают основные средства. Они составляют в сумме:
— в 2006 году – 238 тыс.руб.;
— в 2007 году – 9535 тыс.руб.;
— в 2008 году – 9448 тыс.руб.
Прирост основных средств в сумме за 2006-2008 гг. равен 9210 тыс.руб. или3,25%.
В разделе II «Оборотныеактивы» значительный вес имеют запасы. Они представлены в сумме:
— в 2006 году – 847 тыс.руб.;
— в 2007 году – 103566 тыс.руб.;
— в 2008 году – 127259 тыс.руб.
Следовательно, прирост запасов за 2006-2008 гг. составляет в сумме 126412тыс. руб. или 48,7%.
Помимо этого в разделе II«Оборотные активы» преобладает дебиторская задолженность (краткосрочная) всумме:
— в 2006 году – 44803 тыс.руб.;
— в 2007 году – 143555 тыс.руб.;
— в 2008 году – 80635 тыс.руб.
Рост задолженности дебиторской (краткосрочной) за 2006-2008 гг.составляет в сумме 35832 тыс.руб. Для деятельности предприятия этоотрицательный факт, т.к. средства предприятия извлекаются из оборота дляпокрытия задолженности.
В целом за весь период времени происходит снижение оборотных активов, чтосвидетельствует о сокращении объемов проданных товаров и оказанных работ,услуг.
3. Произведем оценку пассива баланса
Пассив баланса показывает, во-первых, какие средства(капитал) вложены в хозяйственную деятельность предприятия и, во-вторых, кто ив какой форме участвовал в создании имущественной массы предприятия. Пассивструктуры баланса определяется как обязательства за полученные предприятиемресурсы (активы).
Преобладающей частью пассива баланса является раздел V «Краткосрочные пассивы», в которомкредиторская задолженность увеличивается из года в год. Прирост суммыкредиторской задолженности за 2006-2008 гг. составил 171832 тыс.руб., в томчисле в 2007 году по отношению к 2006 г. – 202626 тыс.руб.
В разделе III «Капитал ирезервы» собственный капитал, который определяет устойчивость предприятия,занимает незначительную часть.
Прирост собственного капитала за 2006-2008 гг. составил в сумме 13200тыс. руб., (в том числе в 2007 году по отношению к 2006 г. – 4369 тыс.руб.) или 3,5%
В целом за рассматриваемый период (2006-2008 гг.) предприятие работалодовольно стабильно, без убытков.
Индексный анализ абсолютных балансовыхстоимостных показателей (таблица 2.5).
В таблице 2.5 представлен индексный анализ абсолютных балансовыхстоимостных показателей за 2006-2008 гг. предприятия, которые характеризуютдинамику изменения показателей баланса. Показатели 2007 и 2008 гг. сравниваютсяс показателями 2006 года, индекс которого составил 1,000.
Контрольной строкой является валюта баланса, которая задаёт доминирующуютенденцию предприятия. Так валюта баланса по сравнению с 2006 годом в индексномотношении увеличивается в 2007 году на 5,741, а в 2008 году на 5,288.
Таблица 2.5
Индексный анализ абсолютных балансовых стоимостных показателей№ п/п Наименование
Код
строки Индексы роста
2006
факт
2007
факт
2008
факт 1 2 3 4 5 1 Основное имущество А120 1,000 40,063 39,697 Оборотное имущество А290 1,000 5,572 5,037 2 Основные средства А120 1,000 40,063 39,697 Незавершенное строительство А130 1,000 0,781 122,031 3
Производственные
запасы А210 1,000 122,274 150,247 Денежные средства и эквиваленты (А250+А260) 1,000 158,838 31,449 4 Собственный капитал П490 1,000 5,309 14,018 Заемный капитал (П590+П690) 1,000 5,750 5,098 5 Долгосрочные финансовые вложения А140 Краткосрочные финансовые вложения А250 6 Дебиторские задолженности (А230+А240) 1,000 3,204 1,800 Кредиторские задолженности П620 1,000 5,342 4,682 7 Долгосрочные заимствования П590
Краткосрочные
обязательства П690 1,000 5,661 5,038 8 Займы и кредиты П610 - - -
Кредиторские
задолженности П620 1,000 5,342 4,682 Валюта баланса А300; П700 1,000 5,741 5,288
При изменении активов и пассивов дана группировка по содержательномупризнаку. Каждая пара анализируется отдельно, что позволяет сравнить динамикуотдельных видов актива, с динамикой валюты баланса, выявить приоритетныепозиции.
Так, анализ основного и оборотного имущества позволяет установить, чтоиндекс роста оборотного имущества в 2007 году составил 5,572, это ниже индексароста основного имущества 40,063 на 34,491. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. идёт увеличение основного имущества до 39,697, оборотного имущества до5,037. Это является положительным моментом, так как идёт наращиваниефизического объёма производства, увеличились финансовые результаты за счёт лучшегоиспользования производственных мощностей.
Анализ основных средств и незавершённого строительства позволяет сказать,что предприятие в 2007 году отдаёт предпочтение основным средствам. Индексроста основных средств в 2007 году – 40,063, а в 2008 году предприятиеувеличивает размер основных средств до 39,697.
Незавершённое строительство в индексном отношении в 2007 году составило0,781. В 2008 году предприятие увеличило свои вложения до 122,031.
Анализ производственных запасов и денежных средств и их эквивалентовпозволяет установить, что в 2007 году индекс роста денежных средств и ихэквивалентов составляет 15,838, в 2008 году – 31,449, а индекс ростапроизводственных запасов в 2007 году – 122,274, в 2008 году – 150,247. Этоговорит, что индекс роста денежных средств и их эквивалентов растёт медленнее,чем индекс роста производственных запасов. Т.е. предприятие обеспечено себядостаточным количеством сырья и материалов для бесперебойной работы(положительный момент).
Анализ собственного капитала и заёмного капитала позволяет установить,что в 2007 году доля заёмного капитала 5,750 превышает долю собственногокапитала 5,309. С одной стороны в 2007 году в деятельности предприятия этоотрицательный момент, так как индекс роста собственного капитала должен превышатьиндекс роста заёмного капитала, что позволило бы говорить о финансовойнезависимости предприятия. Но с другой стороны увеличивая заёмные средства,предприятие уменьшает размер налогооблагаемой прибыли, а также цена заёмныхсредств ниже цены собственных.
Однако уже в 2008 году в индексном соотношении собственный и заемныйкапитал соответствует установленным критериям: 14,018 и 5,098, соответственнона предприятии появляются признаки финансовой независимости.
Анализируя долгосрочные заимствования и краткосрочные финансовые вложениявидно, что в 2006 году, 2007 году и 2008 году их индекс роста равен 0.
Из анализа дебиторской и кредиторской задолженности видно, что в 2007году и в 2008 году индекс роста дебиторской задолженности (3,204 и 1,800) нижеиндекса роста кредиторской задолженности (5,342 и 4,682).
Анализируя долгосрочные заимствования и краткосрочные обязательствавидно, что в 2006 году и 2007 году индекс роста долгосрочных заимствований 0, в2008 году – 0, это ниже индекса роста краткосрочных обязательств, которыйсоставил в 2006 году – 1,000, 2007 году – 5,661, а в 2008 году – 5,038. Этоговорит о том, что на предприятии больше краткосрочных заимствований, чемдолгосрочных обязательств.
Анализ займов и кредитов и кредиторской задолженности позволяет увидеть,что в 2006 году, 2007 году и в 2008 году индекс роста по займам и кредитам 0,что ниже индекса роста кредиторской задолженности: 1,000, 5,342 и 4,682соответственно. Это является благоприятным моментом, так как по займам икредитам не выплачивается высокий банковский процент, что положительно влияетна финансовую устойчивость предприятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовое регулирование кадрового обеспечения деятельности тур предприятия на примере ООО рр
Реферат Русско-Византийские войны и столкновения IX-XIвв.
Реферат Управление ошибками при передаче информации по каналам связи
Реферат Спрощена система оподаткування суб’єктів малого підприємництва
Реферат Специальные налоговые режимы для субъектов ПД
Реферат Состояние государственных финансов
Реферат Тема власти в творчестве АС Пушкина на основе его произведений Борис Годунов Медный всадник
Реферат Комплексна характеристика гломерулонефриту у війскослужбовців з оцінкою його розповсюдженості ефективності
Реферат Сравнение налоговых систем Латвии и России
Реферат Совершенствование механизма межбюджетных отношений
Реферат Краткое содержание Мифология и мифы
Реферат Schizoprenia Essay Research Paper SCHIZOPHRENIASchizophrenia is defined
Реферат Речі як об єкти цивільного права
Реферат биотехнологии и перспективы его использования
Реферат «Организация, нормирование и оплата труда»