СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Характеристика предприятия
2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
2.1 Анализ внутренней среды предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
3 Анализ организационной структуры предприятия
4 Характеристика подразделения
5 Анализ выполнения основных функций управления
5.1 Планирование
5.2 Организация
5.3 Мотивация
5.4 Контроль
6 Анализ использования связующих процессов в управлении
6.1 Коммуникации
6.2 Принятие решений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Россияотстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперьдолжна пройти этап переустройства.
Рыночнаяэкономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не наиерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак неменьше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должныбыть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайнодоля административно — управленческих работников (вместе с инженерами иучеными) в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности СШАповысилась с 15.0% в конце 50‑х годов до 30% в середине годов 80‑х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70-%. И это несмотряна то, что огромная масса специалистов по управлению ушла из административногоаппарата фирм в самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемостикомпании по оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения игосударственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышениечисленности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частномбизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, агосударственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.
По-видимому,нам следует сделать важный вывод из этого -дело не в механических сокращениях,а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления кпринципиально новым условиям, -а переход от административно- командной крыночной системе -это настоящая революция, -вот то главное, что должно выйти напервый план. Разумеется, далеко не все бывшие «аппаратчики » способнына такого рода приспособление. Многим, возможно, придется уступить свое местоболее молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная массасуществующих работников управления -это весьма ценный потенциал людей, знающихреальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных кдисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих чувствомответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать,обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение,переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, да и защиту ихправ, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей испециалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, ктобыстрее и лучше приспособится к новым условиям.
Цельнастоящей курсовой работы заключается в анализе организации управления в ОАОНПО «Искра».
В даннойработе для достижения выше поставленной цели, необходимо решить следующиезадачи:
1. Дать краткую характеристику предприятия;
2. Провести анализ внутренней и внешней среды ОАО НПО «Искра»;
3. Провести анализ организационной структуры исследуемогопредприятия;
4. Выбрать одно из подразделений исследуемого предприятия, провестианализ выполнения основных управленческих функций и анализ использованиясвязующих процессов в деятельности отдельно взятого подразделения;
5. На основе проведенного анализа выявить эффективность существующейсистемы управления в подразделении.
При написаниинастоящей курсовой работы были использованы отечественные разработки и методикив области менеджмента, статьи из журналов, а так же утвержденные стандартыисследуемого предприятия.
1Характеристика предприятия
Одним из ведущих предприятий в областимашиностроения на территории Перми и Пермского края являетсянаучно-производственное объединение «Искра».
Наименованиепредприятия — Открытое акционерноеобщество «Научно-производственное объединение «Искра» (сокращённое —
ОАО НПО «Искра»).
Организационно-правоваяформа — открытое акционерное общество.
Данные огосударственной регистрации — Устав ОАОНПО «Искра» зарегистрирован Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми(постановление № 677 от 25.07.96 г.); выдано Свидетельство о внесении записи вЕдиный государственный реестр юридических лиц о юридическом лице,зарегистрированном до 1 июля 2002 года (серия 59, № 001190231), за основнымгосударственным регистрационным номером 1025901509798. Наименованиерегистрирующего органа — Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 9по Пермской области и Коми-пермяцкому автономному округу.
Основнымивидами научно-технической и производственной деятельности ОАО НПО «Искра»являются:
- разработка и производство изделий в интересах Федеральногокосмического агентства и других заказчиков;
- разработка и производство газоперекачивающих агрегатов серии«Урал» мощностью 4, 6, 10, 12, 16, 25 МВт для линейных и дожимных компрессорныхстанций, для подземных хранилищ газа;
- разработка и производство центробежных нагнетателей природногогаза мощностью 4, 6, 10, 12, 16, 25 МВт для газоперекачивающих агрегатов;
- разработка продукции для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающихотраслей промышленности (установки для улавливания легких фракций нефти,одновинтовые роторно-эксцентриковые насосы, пневматические мембранные насосы ит.д.);
- разработка продукции производственно-технического назначения(противоградовые установки «Алан», воздухоочистительные устройства, системыаварийного приводнения вертолетов и т.д.).
Предприятиесоздано в декабре 1955 года.
ОАО НПО«Искра» располагает квалифицированными кадрами, имеет необходимое техническоеоснащение, производственные площади и оборудование. Среди наиболее важныхнаучно-технических достижений — создание импортозамещающей продукции:
- газоперекачивающих агрегатов серии «Урал»;
- центробежных нагнетателей природного газа;
- установок для улавливания легких фракций нефти.
За большойвклад в создание образцов новой техники оборонного назначения 10 октября 1982года предприятие награждено Орденом трудового Красного знамени.
Распоряжениемправительства РФ от 21 июля 1998 года № 977-р
ОАО НПО «Искра» присвоен статус федерального научно-производственного центра.
ОАО НПО«Искра» имеет научно-технический задел по направлениям работ по созданиюизделий по тематике работы предприятия, подтверждаемый более чем 2000 авторскимисвидетельствами и патентами, актами сдачи — приемки законченных научно — исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ОАО НПО«Искра» имеет все лицензии и сертификаты для осуществления основных видовдеятельности по тематике предприятия.
В ОАО НПО «Искра» создана, внедрена и функционирует системаменеджмента качества (СМК).
СМК ОАО НПО«Искра» основана на следующих принципах, положенных в основу стандартовГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 200/>/>/>0:
- ориентацияна потребителя;
- лидерстворуководителя;
- вовлечениеработников;
- процессныйподход;
- системныйподход к менеджменту;
- постоянноеулучшение;
- принятиерешений, основанное на фактах;
- взаимовыгодныеотношения с поставщиками.
Подтверждением результативности действующей напредприятии СМК является отсутствие рекламаций от заказчиков на поставляемуюпродукцию по результатам эксплуатации, а также отсутствие замечаний в адрес ОАОНПО «Искра» по результатам испытаний и эксплуатации изделий.
2 Анализвнутренней и внешней среды предприятия
2.1 Анализвнутренней среды предприятия
В качествевнутренней среды предприятия принято рассматривать все внутрифирменныесоставляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некоторомуопределенному управляющему воздействию со стороны сотрудников фирмы(руководителей и исполнителей). Внутренние переменные – это ситуационныефакторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданныелюдьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатомуправленческих решений.
Основныепеременные в организации, которые требуют внимания руководства, это цели,структура, задачи, технология и люди. Взаимосвязь внутренних переменных ворганизации изображена на рис.2.1.
/>
Рисунок2.1.1 Взаимосвязь внутренних переменных в организации
Цели — этоконкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добитьсяопределен группа, работая вместе. Цели обладают свойством быть долговременнопостоянным и определенным уровнем объективности. К эффективным результатамведут только ясные, четко сформулированные цели, совокупность которых имеетсистемный характер.[1]
Организацияимеет всегда хотя бы одну общую цель, достичь которую стремятся все членытрудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющиетолько одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей,называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективомцели были реальными и выполнимыми.[2]Основными переменными внутренней среды организации являются: цели, задачи,структура, технология и люди.
Примеранализа переменных внутренней среды ОАО НПО «Искра» представлен в таблице2.1.1.
Анализвнутренней среды ОАО НПО «Искра»
Таблица2.1.1Переменные внутренней среды организации Переменные внутренней среды ОАО НПО «Искра» Положительное влияние переменных внутренней среды на деятельность ОАО НПО «Искра» Отрицательное влияние переменных внутренней среды на деятельность ОАО НПО «Искра» 1 2 3 4 Цели Увеличение прибыли Увеличение объемов продаж, за счет системы контроля качества на предприятии Долгий цикл изготовления продукции из — за контроля продукции и бумажной «волокиты» Задачи расширение числа потребителей за счет качества продукции и эксклюзивных проектов сохраняются старые клиенты и появляются новые с долгосрочными контрактами. Увеличение затрат на новейшее оборудование и содержание конструкторского бюро Структура Линейно — функциональная
Иерархия разных структурных подразделений, что положительно
Продолжение таблицы 2.1.1 влияет на качество
Продолжение таблицы 2.1.1 продукции, профессиональную этику и грамотность во всех подразделениях. Предприятие разделено на разные подразделения, каждое из которых отвечает только за свои функции, что тормозит производство Технология
Новые технологии
(ракетостроение, газоперекачивающее оборудование и…) Освоение новых рынков сбыта за счет новых проектов Обучение грамотного специалиста занимает долгий промежуток времени Люди Служащие и рабочие предприятия Грамотный подход к производству квалифицированных работников Большая текучесть квалифицированных кадров из за низкой заработной платы
Вывод:Увеличение прибыли напрямую связано с прямыми и косвенными издержками, сложнаяструктура предприятия требует грамотного и четкого руководства. Цельоправдывает затраты — предприятие приносит прибыль. Следовательно выбранправильный путь развития предприятия.
2.2 Анализвнешней среды предприятия
Внешняясреда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могутна нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работатьорганизации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняютсявкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятсяновые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологииреволюционизируют процессы производства, и т.д. Способность организацииреагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной изнаиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность являетсяусловием существования запланированных стратегических изменений.[3]
Однаконабор факторов внешней среды и оценка их воздействия на хозяйственнуюдеятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций повопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управлениясама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать нарезультаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу. Внешняясреда организации является источником, питающим организацию ресурсами,необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Чтобыобеспечить предприятию долговременное устойчивое существование необходиморасполагать информацией о факторах внешней среды и деятельности самогопредприятия. Сегодня все факторы внешнего характера стали делить насоставляющие общего, прямого и косвенного воздействия. К факторам общеговоздействия принято относить те, которые являются наиболее общими для всехорганизаций: состояние экономики в данной ситуации и влияние этого состояния наконкретные сферы бизнеса и данный тип фирм; политику государства по отношению кразличным бизнес — системам; состояние правовой защищенности бизнеса,конкретных организаций, юридических и физических лиц; отношение основногонаселения к данному виду бизнес — деятельности и конкретной организации; методыуправления, которые использует государство по отношению к различныморганизациям. В результате воздействия этих групп факторов была сформированамодель воздействия внешних факторов, сгруппированных в четыре основные группы:законодатель и политического воздействия; экономики и конку; социального икультурного характера, а также и по технологии. Все группы взаимосвязаны имогут быть охарактеризованы определенными тенденциями изменений.[4]
Пример анализа переменныхвнешней среды ОАО НПО «Искра» представлен в таблицах 2.2.1 и 2.2.2.
Средапрямого воздействия – это фактор, непосредственно влияющий на деятельностьорганизации, которая, осуществляя свою операционную работу, испытывает этопрямое и непосредственное воздействие извне. Кратко рассмотрим основные факторыпрямого воздействия.
Анализвнешней среды прямого воздействия ОАО НПО «Искра»
Таблица2.2.1Переменные внешней среды организации прямого воздействия Переменные внешней среды прямого воздействия ОАО НПО «Искра» Положительное влияние переменных внешней среды прямого воздействия на деятельность ОАО НПО «Искра» Отрицательное влияние переменных внешней среды прямого воздействия на деятельность ОАО НПО «Искра» 1 2 3 4 Поставщики поставщиками ОАО НПО «Искра» являются более 350 предприятий России и ближнего зарубежья (СНГ) Широкий выбор по приемлемым ценам Расстояние и сроки поставки нужных эксклюзивных материалов Потребители
Нефтяные и газовые компании такие как ЛУКОЙЛ
Правительство РФ и др. Заказчиками ведется ведомственная приемка всех циклов производства их продукции, что позволяет заключать крупные долгосрочные контракты Рассекречивание технологии Конкуренты
«Искра- энергетика»
«Искра- туброгаз»
«Искра- авиагаз» Развитие продукции до новых высот, не останавливаясь на достигнутом Уменьшение заказов, необходимость новых разработок Законы и государственные органы Законы РФ Соц.пакет для работников, безопасность труда и окружающей среды Аудиторские проверки всех структур, даже прямого производства
Вывод:являясь стратегическим объектом «Искре» не желательно присутствие на территориипосторонних лиц, но этого требуют жесткая конкуренция и законы РФ. Присутствиепредприятий смежной отрасли — дает толчок к новым достижениям. Постоянныепоставщики и клиенты дают возможность к прогнозированию долгосрочных графиковизготовления продукции.
Средакосвенного воздействия более сложная, чемсреда прямого воздействия. Как правило, информация о среде косвенноговоздействия имеет более сложный характер, отличается меньшей полнотой идостоверностью. В то же время факторы среды косвенного воздействия могут вопределенных условиях выступать как сильнодействующие факторы прямоговоздействия.
/>
Рис. 2.2.1.Факторы (среда) косвенного воздействия
Неопределенностьвнешней среды является следствием количества информации, которой располагаеторганизация при к данному фактору, а также степенью (уровнем) уверенности в ееточности. В качестве факторов среды косвенного воздействия приняторассматривать: технологии, состояние экономики, отношения с местным населением,социально-культурные и политические.[5]
Анализвнешней среды косвенного воздействия ОАО НПО «Искра»
Таблица2.2.2Переменные внешней среды организации косвенного воздействия Переменные внешней среды косвенного воздействия ОАО НПО «Искра» Положительное влияние переменных внешней среды косвенного воздействия на деятельность ОАО НПО «Искра» Отрицательное влияние переменных внешней среды косвенного воздействия на деятельность ОАО НПО «Искра» 1 2 3 4 Научно- технический прогресс Зарубежные аналоги, вперед которых надо разрабатывать более современные модели «изделий» Патенты, лицензий, гос. аккредитация, оборонные заказы, постоянные клиенты Дороговизна современного оборудования и методов производства Состояние экономики Рост инфляции Увеличивается спрос на отечественную продукцию более, чем на импортную Снижение финансирования, уменьшение госзаказов
Социо-
культурные факторы Коррупция в органах власти Монополия в пермском крае Необходимость снижения цены, для сохранения заказчика Политические факторы Госрегулирование Монополия в пермском крае, малое количество конкурентов в РФ Нет импорта изделий стратегического назначения Отношение с местным населением Содержание стадиона, детского сада Положительное отношение местного населения Затраты финансового характера
Вывод: В целом учитываясовокупность всех факторов, предприятие обеспечивает себе достойное место впромышленной структуре Пермского края и РФ в целом.
3 Анализорганизационной структуры предприятия
Подорганизационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность,взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления,между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализациивластных полномочий, потоков команд и информации.
Различаютнесколько типов организационных структур: линейные, функциональные,линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные.
СтруктураОАО НПО «Искра» является линейно — функциональной.
Функциональнаяструктура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Дляих осуществления выделяются отдельные подразделения (либо функциональныеисполнители). Функциональная организация управления базируется нагоризонтальном разделении управленческого труда. Указания функциональногооргана в пределах его компетенции обязательны для производственныхподразделений.
Линейно-функциональнаяструктура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного,так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональныхслужб — подготовка данных для линейных руководителей в целях принятиякомпетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач.Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственнойдеятельности и структуры управления предприятием в целом.
Вывод: Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем болееразветвленным аппаратом она располагает. В этой связи остро стоит вопроскоординации деятельности функциональных служб. А тот факт, что предприятие неснизило обороты продаж и заработной платы работникам, говорит о том, чтопредприятием и его структурой грамотно управляют.
4Характеристика подразделения
управлениеподразделение цех
Производственныйцех слесарно–сварочный (далее – цех) является структурным подразделениемопытного завода и находится в непосредственном подчинении начальника цеха. Цехвыполняет работы по сварке и сборке изделий в соответствии с производственнойпрограммой завода. Штатное расписание цеха утверждается первым заместителемген.директора в соответствии с объемом выполняемых работ и возложенных на цехзадач. В своей работе цех руководствуется Трудовым кодексом РФ, указами,постановлениями и другими нормативными актами, Политикой ОАО НПО «Искра» ицелями Опытного завода в области качества, матрицей распределенияответственности цеха в системе менеджмента качества (СМК), приказами ираспоряжениями по предприятию, распоряжениями по опытному заводу.
/>
Рисунок4.1.1 Организационная структура производственного цеха ОАО НПО «Искра»
Вывод:Структура построена таким образом, что при отсутствии основного руководителя,подразделение будет выполнять свои функции без каких либо сбоев и срыванамеченных планов.
5 Анализвыполнения основных функций управления
Одной изважнейших функций реализации гибкого регулирования и прогнозированияхозяйственных процессов — является управленческий анализ. Главная цель которогозаключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностьюфункционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательствпроизводства и реализации продукции, выявлению и мобилизации текущихвнутрипроизводственных резервов для повышения затрат на производство продукции,роста его доходности.[6]
5.1 Функция«Планирование»
Содержаниепланирования как функции управления состоит в обоснованном определении основныхнаправлений и пропорций развития деятельности с учетом внешних и внутреннихфакторов. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всейфирмы и каждого подразделения в частности на установленный период времени;определении задач, средств их достижения, сроков и последовательностиреализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимыхдля решения поставленных задач.
Т.о.назначение планирование состоит в стремлении заблаговременно учесть повозможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятныеусловия для нормального функционирования и развития предприятия. Онопредусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющихпоследовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболееэффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой вцелом. Потребность в планировании возникает в результате нескольких факторов:наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы, тесныхмежфирменных связей с другими предприятиями, а также требованийнаучно-технического прогресса (необходимо быстро учитывать и осваивать новейшиедостижения науки и техники). Его развитие связано с усилением тенденции кцентрализации в управлении и призвано увязать деятельность всех подразделений,подчинив ее единой стратегии развития. Уровень и качество планированияопределяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмына всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих вфункциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностьюкомпьютерной техникой. При осуществлении этой функции предполагается:
ü обоснованный выбор целей;
ü определение политики;
ü разработку мер и мероприятий (образа действий);
ü методы достижения целей;
ü обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.[7]
Анализвыполнения планирования в производственном цехе
Таблица5.1.1.
Деятельность отдела
Подход к планированию
Виды планов
По образу действия
По строкам 1 2 3 4 Анализ объемов производства Адаптационный План для повторяющихся действий Оперативный Организация выпуска продукции Оптимизационный План для повторяющихся действий Оперативный Анализ плановых затрат на валовый объем производства Адаптационный План для повторяющихся действий Оперативный Анализ выполнения поставленных задач Оптимизационный План для повторяющихся действий Оперативный
Вывод:Правильно поставленные задачи ведут к положительному эффекту и наоборот.Наиболее важная из управленческих функций.
5.2 Функция«Организация»
Характеризуяорганизацию предприятия, её трактуют то как совокупность социальныхгрупп, образующих единую систему, то как систему отношений, возникающих междулюдьми и социальными группами, то как систему писаных и неписаных правил,регулирующих поведение людей, или как систему власти на предприятии. Любойподход имеет, конечно, право на существование, поскольку фиксирует различныестороны одного и того же явления.
Всоциологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в рамкахсоциальной организации — формальную и неформальную. Они опираются на дведостаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими имструктурами. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует пособственным законам. Они постоянно взаимодействуют дополняя друг друга иобразуя единую систему.
Формальнаяорганизация — костяк административной структуры — представляет собой системуузаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных ижёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду,горизонтальный срез которой характеризует систему требований функциональногоразделения труда, а вертикальный (иерархический) — отношение власти исубординации. Формальная организация может быть описана в виде системыподразделений, групп и рабочих мест.[8]
Анализпроцесса делигирования полномочий в произв. цехе
Таблица5.2.1
Деятельность цеха
делегатор
Вид делигирования полномочий
получатель
Причины делигирования 1 2 3 4 5 Анализ объемов производства Начальник цеха Линейные Зам начальника па подготовке производства Разгрузка от рутинной работы Организация выпуска продукции Начальник цеха Линейные Зам начальника по производству Разгрузка начальника от основного производства Анализ плановых затрат на валовый объем производства Начальник цеха Линейные Зам начальника па подготовке производства Разгрузка от рутинной работы Анализ выполнения поставленных задач Начальник цеха Линейные Зам начальника па подготовке производства Разгрузка от рутинной работы
Вывод:Задача начальника выполнить возложенный на него объем работ, за который он несетпрямую ответственность. Правильная организация работы позволяет ему освободитьсвое время для более важных дел.
5.3 Функция«Мотивация»
Мотивация — это процесс стимулирования отдельного исполнителя илигруппы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, кпродуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Этоопределение показывает тесную взаимосвязь управленческого ииндивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на томобстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии отуправления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элементсогласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будеттрудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенныйрезультат трудовой деятельности.[9]
Прирассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляютчеловека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности,интересы, мотивы и стимулы.
Потребностинельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь поповедению людей.
«Внутреннее»вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда,испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общениядружеских отношений с коллегами.
«Внешнее»вознаграждение — это зарплата, продвижение по службе, символы служебногостатуса и престижа. Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считаетсянаиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамидыпотребностей Маслоу.[10]
Пример анализа выполненияданной функции в производственном цехе можно кратко представить в виде таблицы5.3.1.
Анализвыполнения функции «Мотивация» в производственном цехе
Таблица5.3.1Содержательные теории мотивации Теория мотивации Основной центр внимания Способы побуждения работников
Иерархия
потребностей
А. Маслоу Физиологические потребности Получение заработной платы, для удовлетворения своих потребностей Потребности безопасности и защищенности Соц.пакет, оплата вредных условий труда, санатории и путевки для работников и их детей, оплата учебы студентам Потребности принадлежности и причастности Предприятие проводит ежегодные корпоративные предприятия, соревнования среди подразделений предприятия, что помогает укрепить корпоративный дух и сплоченность коллектива Потребности уважения Ежегодные поощрение, вручение грамот и дипломов, вывешивание на доску почета, записи о личных инновационных достижениях в трудовую книжку и тд. Потребности самовыражения Предприятие постоянно участвует в выставках и научных конференциях по всей России и зарубежом, выявленные таланты с честью защищают на них предприятие. Карьерный рост и самореализация поощряются начальством. Процессуальные теории мотивации
Теория равенства
(С. Адамс)
теория справедливости
Выполняя свои функции и получая заработную плату, сравнивают ее с коллегами и если она меньше, сразу у работника появляется вопрос — почему??? Зачем работать больше, если получаешь одинаково или даже меньше! Пообещать недовольному работнику лично проконтролировать объем его выполняемой работы и заработной платы и при возможности поднять ее
Вывод:Теория А. Маслоу дает полную картину представления о потребностях работника, помоему мнению «Искра» полностью удовлетворяет пирамиду потребностей. Чтокасается теории равенства «пряник лучше воспринимается, чем кнут», сам проверялна практике.
5.4 Функция«Контроль»
Это процесс, обеспечивающийдостижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешениявозникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может такжеиспользоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процессконтроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутыхрезультатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутыерезультаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Руководителиначинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда онисформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, длятого чтобы организация функционировала успешно.
Функцияконтроля — это такая характеристика управления, которая позволяет выявитьпроблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, какэти проблемы перерастут в кризис.
Одна изважнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любаяорганизация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать своиошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Равно важнойявляется и положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержкевсего того, что является успешным в деятельности организации. Другими словами,один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именнонаправления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя успехи инеудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстроадаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.[11]
Примеранализа выполнения данной функции в производственном цехе можно краткопредставить в виде таблицы 5.4.1.
Вывод:Контроль на всех стадиях производства помогает предотвратить сбой графика,вовремя выявленные проблемы решаются без ущерба для поставленных задач. Важнойфункцией в управлении является не только выдать задание и организоватьпроизводство, но и уметь проконтролировать все стадии производства ну и конечноконечный результат.
6 Анализиспользования связующих процессов в управлении
6.1Коммуникации
Способностьпередавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностейчеловечества.
Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением междудвумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми — будь этодрузья, члены семьи или коллеги — в основном представляют собой функцию того,насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Посколькуорганизация представляет собой структурированный тип отношений между людьми,она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспеченияэффективного функционирования.[12]
Почтиневозможно переоценить важность коммуникаций в управлении персоналом. Едва лине все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение еецелей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениватьсяинформацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели идостигать их. Однако, как выяснится далее, коммуникации — это сложный процесс,состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того,чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, вкотором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, — смыслможет быть утрачен.
Эффективноработающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Онипредставляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умениемустного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией
Межуровневыекоммуникации в организациях.
Информация перемещаетсявнутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Онаможет передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Такимобразом подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, измененииприоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Помимо обменапо нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передачаинформации с низших уровней на высшие может заметно влиять напроизводительность.
Длякоординации задач и действий между множеством подразделений организациитребуется обмен информацией между ними. Поэтому устанавливаются потокиинформации между подразделениями по горизонтали. Так координируетсядеятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределению ресурсов,новым методам производства, сбыту продукции. Руководители различныхподразделений информируют друг друга о ходе внедрения новой техники. Кромекоординации действий горизонтальные коммуникации способствуют установлениюравноправных отношений между подразделениями, что положительно сказывается наработе всей организации.
Коммуникациируководитель-подчиненный.
Возможно,наиболее очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношениямежду руководителем и подчиненным. Исследования показали, что 2/3 этойдеятельности реализуется между управляющими и управляемыми.
Некоторыеиз многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем иподчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов;обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблемэффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации;совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации оназревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного огрядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях ипредложениях.
Поскольку подчиненныеобъединены в рабочие группы, то коммуникации с ними руководителя являютсяважным компонентом для достижения эффективности управления. Участие в обменеинформацией каждого члена рабочей группы позволяет выработать более правильныеотношения группы с руководителем, а руководителю – более активно вовлекатьподчиненных в дела организации.
Примеранализа выполнения данной функции в отделе розничных продаж можно краткопредставить в виде таблиц 6.1.1. и 6.1.2.
Анализвыполнения функции «Коммуникации» в производственном цехе
Таблица6.1.1 Коммуникационный процесс Деятельность отдела отправитель сообщение Информационный канал получатель 1 2 3 4 5 Оценка материалов и необходимого оборудования, для выполнения поставленных задач Зам начальника по подготовке производства Отчет по оценке Устно и в письменной форме Начальник цеха Изготовление и выпуск продукции Зам начальника по производству Суточные задания Устно и в письменной форме Производственные мастера Анализ выполнения поставленных задач Зам начальника по производству Суточный отчет В письменной форме Начальник цеха
Анализпомех на пути движения информации в производственном цехе
Таблица6.1.2Деятельность цеха Помехи на пути движения информации Способы преодоления помех 1 2 3 Оценка материалов и необходимого оборудования, для выполнения поставленных задач Большой объем информации Передача в письменной форме Изготовление и выпуск продукции Большой объем информации Передача в письменной форме Анализ выполнения поставленных задач Большой объем информации Передача в письменной форме
Вывод: впроизводственном цехе минимальный барьер в получении информации т.к. объектыпостоянно контактируют друг с другом и обмениваются необходимой информацией.Единственный минус, что ежедневно протекает большой объем информации и естьвероятность часть ее потерять. Для борьбы с этим проводятся ежедневныеоперативки и суточные отчеты о проделанной работе.
6.2Принятие решений
Методологияуправленческого решения представляет собой логическую организацию деятельностипо разработке управленческого решения, включающую формулирование целиуправления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов,составление логических схем выполнения операций.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджердолжен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточноквалифицированно при этом применять на практике:
§методологию управленческого решения;
§методы разработки управленческих решений;
§организацию разработки управленческого решения;
§оценку качества управленческих решений.
Организацияразработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельностиотдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения.Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационныхтребований, инструкций, ответственности.
Эффективностьуправления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнююочередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь.Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужнособлюсти определенные методологические основы.
Принятиюрешения предшествуют несколько этапов:
§ возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
§выбор критериев, по которым будет принято решение;
§разработка и формулировка альтернатив;
§выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
§утверждение (принятие) решения;
§организация работ по реализации решения — обратная связь.[13]
Пример анализа выполненияданной функции в производственном цехе можно кратко представить в виде таблицы6.2.1.
Анализвыполнения функции «Принятие решений» в произв. цехе
Таблица6.2.1.Деятельность отдела Подход к принятию решений Вид принимаемого решения Факторы, влияющие на процесс принятия решения 1 2 3 4 Оценка материалов и необходимого оборудования, для выполнения поставленных задач Рациональный Запрограммированное решение Бюджет предприятия Изготовление и выпуск продукции На основе предыдущего опыта Запрограммированное решение Поставленный план подразделению Анализ выполнения поставленных задач На основе отчетов о выполненных работах незапрограммированное решение Данные исходят только из отчетов предоставляемых производством
Вывод:Принятие решений в цехе напрямую зависит от задач, которые ставит перед нимпредприятие. Выполняя свой план цех на полную затрачивает свои ресурсы.Грамотные решения принимаются, руководствуясь накопленным опытом.
Заключение
Деятельностьлюбой организации требует управления, без которого невозможно не только еёэффективное функционирование и развитие, но и само существование. С управлениемсвязаны интересы множества людей, как в самой организации, так и за еёпределами.
ОАО НПО«Искра» является крупнейшим в Пермском крае в своей области продукции. Имея всенеобходимые лицензии и сертификаты без проблем осуществляет свою деятельность. Цельпредприятия — увеличение прибыли путем увеличения объемов продаж качественнойпродукции.
Предприятиеимеет линейно — функциональную структуру. Имеются множество независимых друг отдруга отделов, но все они работают в правильном направлении благодаряправильному руководству компанией.
Разобравотдельно взятое подразделение компании видим, что коммуникационный процессналажен хорошо, но учитывая большой объём информации, часть ёё мы все такитеряем- в этом главный минус руководства подразделения.
На основепроведенного анализа видно, что существующая система управления в подразделении– эффективна. Так как цех справляется со своей задачей, потребляя минимумресурсов и принося максимум прибыли. При отсутствии начальника, его можетзаменить заместитель, при этом структура будет выполнять свои функции. В этом иесть правильный подход к управлению в подразделении.
Списокиспользованной литературы
1. Медведев В.П. Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие.М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО«Экономпресс», 1997. С. 21.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебноепособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. С. 21.
4. журнал: Управленческий учет №1 / 2005
5. Глущенко В.В. Менеджмент. Системные основы, — г. Железнодорожный,Моск. обл., 2005. – с 117
6. Менеджмент: учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.,2000.
7. Кокорев В.П. Мотивация в управлении. — Барнаул, 2004. — с. 98
8. Кокорев В.П. Мотивация в управлении. — Барнаул, 2004. – с.101
9. Справочник менеджера. / Под ред. Уткина Э.А. М., 2006. — 157с.
10. Беляев В.К. Новое в управлении экономикой предприятия:Справочно-методическое пособие. — М: «Зерцало», 2006г. с108