Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ и развитие соотношения науки и искусства при разработке управленческих решений

/>ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
/>/>/>/>/>/>/>/>/>КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по дисциплине:«Управленческие решения»
По теме: Анализ и развитие соотношения науки и искусствапри РУР
 

Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука —более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь навершине.
Г. Флобер
Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывныйпроцесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологическийпроцесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов принаименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управленияобязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четкоопределять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимыедля их достижения, принимать управленческие решения и нести персональнуюответственность за них.
 
Управление— наука и искусство
Управление— древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управлениясходятся во мнении, что управление является частью больших политических,экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается насобственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезныйнаучно-методический фундамент.
Любаянаука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новыхданных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законыприроды, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наукастремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста,открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теорииявляется не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основныхсвойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечитьпринципиальную возможность установления новых знаний.
Практическаядеятельность человечества не сводится только к общественному производству, онаохватывает все стороны жизни, развивает материальную и духовную культуруобщества. Наука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новыеявления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит отпрактики, ищет в ней подтверждений или опровержений своих концепций — великийпроцесс восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Практика оперируетнепреложными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могутрешить проблемы.
Посколькууправление является не только наукой, но и искусством, роль интуиции в принятииуправленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что этирешения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене неподлежат. Особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешноеуправление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь признании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т. е.при владении искусством управления.
Наукаи искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике имузыке, — порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано насолидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгойгармонии.
Впрактической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте сизменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений иконкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческиепоиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерныечерты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С.О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередьявляется искусством: «Процесс управления есть искусство, суть которого состоитв применении науки (основ организованного знания в области управления) креальностям любой ситуации». И далее, о роли науки в управлении: «Хотядеятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнутлучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этогоискусства науку. Когда важность результативности и эффективности групповогосотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, чтоуправление — важнейшее из всех искусств».
Теорияуправления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненныхситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции исобственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов,научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства. В основе любоговида искусства лежат продуманные обобщения, возникающие в процессе творчества.По-настоящему можно понять произведение искусства, только постигнув законыкомпозиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методовискусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел осистемном и ситуационном анализе управленческих функций говорят: «Управление —это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерномуделу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его основеорганизованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его сучетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата».
Искусствоуправления — способность человека принимать нетривиальные решения в условияхдефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы наукиуправления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграциинаук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теорииинформации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепцийполитической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себямировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, атакже методы воздействия на личность и социум различных религиозных конфессий.
Словом, для эффективногоуправления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт иуметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть искусствомуправления.
Управленческоерешение — акт целенаправленногоизменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему ипроцессы, происходящие в ней. Управленческие решения предполагают действияруководства, ведущие к разрешению противоречия и изменению ситуации. Любоерешение основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, определениицелей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий.Управленческие решения — это собственно основной результат деятельностируководителей на любом уровне иерархической лестницы.
Решение управленческое, организационное — выбор, которыйдолжен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления ирешения конкретных организационных задач. Организационное решение призванообеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям.Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, которыйбудет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Такиерешения — неотъемлемая часть процесса управления.
Далеерассмотрим уже непосредственно теорию принятия решений. Данная теория включаетв себя теорию принятия оптимальных решений и психологическую теорию решений.

Общие сведения о теории принятия решений
Важность проблем,связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученыхи практических работников, представляющих подчас далекие друг от друга областинаучных и технических знаний, такие, как математика, кибернетика, психология исоциология, логика и нейрофизиология, экономика, право и технические науки, и,как следствие, приводит к интенсивному развитию соответствующих научныхпредставлений и методов.
Иногда теория принятиярешений отождествляется с исследованием операций, называемым в этом случаематематической теорией оптимальных решений.
В других работах теориярешений рассматривается наряду с исследованием операций. В ней выделяютсяюридические, организационные, экономические и социально-психологическиеаспекты. Каждая из упомянутых наук вносит свой вклад в научные основы принятияи осуществления решений применительно к разным типам и аспектам решений.
Ктеоретическим и практическим вопросам разработки и реализации решений в областихозяйственной деятельности имеют отношение все общественные науки, а такжетакие дисциплины, как общая и математическая статистика, широкий кругматематических дисциплин, экономико-математические методы, теория вероятностей,исследование операций, математическая теория игр, векторная оптимизация, теорияизмерений и др. В научных основах принятия решений учитываются место решений вцикле управления и их связь с различными функциями управления, комплекснаяоценка качества решений и их последствия на стадиях разработки и реализации.
Всовременной теории принятия решений сочетаются не только чисто научные моменты,но и относящиеся к искусству принятия решений, т.е. организационные,интеллектуальные и психологические способности и опыт людей.
В настоящеевремя развиваются две основные части теории принятия решений. Одна из них имеетнормативный характер и отвечает на вопрос «Как следует принимать решения?»,т.е. в ее рамках создается и описывается нормативная технология принятиярешений. В другой части выявляется и описывается то, как люди вдействительности принимают самые разнообразные решения и какие ошибки при этомсовершают. При всем различии целевых установок обе эти части теории принятиярешений функционально взаимодействуют между собой.
 
Сведения из теории оптимальных решений
Нормативнаячасть теории принятия решений при рассмотрении ситуации принятия решенийиспользует критерии и процедуры, реализация которых ведет к выбору оптимальноговарианта действий (альтернативы), т.е. к принятию оптимального решения. Вдальнейшем нормативную часть принятия решений будем называтьтеориейпринятия оптимального решения. Она развивалась в значительной степениблагодаря успехам, достигнутым в области исследования операций.
Надо иметьв виду, что теория принятия оптимальных решений говорит о том, как выбиратьоптимальное решение, ведущее к поставленной цели, но не дает рекомендаций, какследует выбирать эти цели или как оценить поставленные и принятые цели:являются они конструктивными или деструктивными. Она оперирует с критериями ипроцедурами принятия решений, которые можно считать оптимальными лишь в рамкахтой модели ситуации, которой руководствовалось лицо, принимающее решение, и всвете информации, которой оно располагало, безотносительно к тому,соответствует эта информация объективным характеристикам данной конкретнойситуации принятия решения или не соответствует.
Один изосновных и наиболее трудных вопросов теории принятия оптимальных решений —описание условий, которые должны быть выполнены, чтобы решение былооптимальным, т.е. формулирование положений (постулатов), касающихсяоптимальности и называемых поэтомупостулатами оптимальности, а иногдакритериями оптимальности.
Согласнообыденным представлениям человек действует рационально (оптимально), если,следуя принципам логики, анализирует все варианты действий и выбирает лучший изних, осуществляя это хладнокровно даже в условиях стрессовых ситуаций, т.е.таким образом, что на его решение не оказывают отрицательного влияния ниэмоциональные процессы, ни догматически понимаемые принципы и предрассудки.Однако теория оптимальности не может опираться лишь на понятие оптимальности втаком упрощенном значении этого слова. В настоящее время делаются настойчивыепопытки определить условия оптимальности строго формально, исключив элементсубъективности.
Наибольшее признание получили два следующих постулатаоптимальности: последовательности и максимизации.
Постулатпоследовательности гласит, что дляпринятияоптимального решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точкизрения предпочтения лица, принимающего решение. Допустим, заданасовокупностьА, состоящая из альтернативX, YиZ. Отношение > указывает наих упорядочение:X > Y означает, что альтернатива X предпочитается по отношению к альтернативеY. Согласно сформулированному постулату лицо, принимающее решение,должно упорядочить все альтернативы из данной совокупности, положив, например, Х> Y> Z.
Слабоеупорядочение альтернатив, принадлежащихА, возможно, когда отношение>= обладает следующими свойствами:
■ связностью: если X >= У илиY>= Х тоX >= Zили Y>= Z;
■ транзитивностью: еслиX>= YиY>= Z, тоX>= Z.
Связностьозначает, что альтернативыX иY сравнимы для лица,принимающего решения, т.е. оно всегда в состоянии сказать, какая из них лучше,или установить, что они одинаково привлекательны. Транзитивность означаетсогласованность предпочтений, относящихся к альтернативам. В нашем случае, еслилицо, принимающее решение, считает, что X предпочтительнее, чем Y, а Y предпочтительнее, чем Z, то на основании этого должно считать X предпочтительнее, чем Z.
Постулатмаксимизации утверждает, чтоокончательным условием оптимального решения является использованиемаксимизации, т.е. выбор такого действия, которое максимизирует целевую функцию.Или (менее формальна): человек принимает ту альтернативу, которая вопределенном смысле является для него наилучшей.
Допустим,дана совокупностьА, состоящая из альтернатив Х1, Х2, Х3, … Хn.
На этойсовокупности задана целевая функцияU(a). Согласно принципу максимизации альтернативаХп оптимальна,если именно при ее выборе функция цели достигает максимального значения, т.е.:
U(Хj) > U(Хi) дляi =1,2,…n.
Постулат,предписывающий выбор действия, наилучшего с точки зрения реализации целейданной личности, согласуется с интуитивным пониманием рациональности.
Классымоделей в теории оптимальных решений. Теория оптимальных решений оперируетмодельным, приближенным описанием реальных явлений. При этом такое описание(формализация) осуществляется в терминах математической логики,исследования операций, математической статистики, теории игр и т.п. Как ивсякий язык, язык формализованных моделей не универсален, в частности, онтребует дальнейшего совершенствования применительно к описанию проблемныхситуаций.
Рассматриваемыетеорией оптимальных решений задачи делятся на два класса: закрытые (замкнутые)и открытые.
Замкнутыезадачи — это хорошо определенные задачи.Предполагается, что при их решении лицо, его принимающее, располагает полнойинформацией о множестве альтернативных вариантов решений и вытекающих из нихпоследствий, что возможные варианты действий можно упорядочить и чтоприменяемая система ценностей не противоречива.
Такаяжесткая система упрощающих предположений позволяет применять при решении замкнутыхзадач формальные методы поиска оптимальных решений. К подобным задачам, вчастности, относятсяалгоритмические, решаемые на низших уровняхадминистративного управления или же в ходе управления техническими системами итехнологическими процессами.
Однако часто приходится принимать решения в ситуациях, когдаотсутствуют какие-либо данные о возможных альтернативных вариантах действий иих последствиях. Эти задачи относятся к классуоткрытых. Подобнымиявляются задачи, имеющие инвестиционный, социальный характер, и др. Законченнойтеории таких задач пока еще нет, хотя в этом направлении и получен ряд важныхрезультатов, имеющих практическое значение.
 
Психологическая теория решений
 
Психологическаятеория решений — этосистемамотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельностилюдей в процессе подготовки и принятия решений.
Опытпоказывает, что структура задачи в большой степени определяет поведениерешающего ее человека. Хотя задачи, с которыми приходится сталкиватьсяруководителю, весьма разнообразны, в них можно выделить ряд общих черт,позволяющих описывать их структуру.
Психологическаятеория решений наряду со структурой задач учитывает черты личности, которыеиграют важную роль в процессе принятия решений. Важно при этом, что действиялица, принимающего решения, всегда направлены на достижение определенных целей.В процессе подготовки и принятия решения существенную роль играют такиепознавательные качества, как кратковременная и долговременная память, скоростьпереработки информации.
Можновыделить важнейшиеклассы утверждений психологической теории решений:
1) касающиеся того,как у людей возникает представление о ситуациипринятия решений. Такое представление является субъективным образом этойситуации. Психологи обнаружили, что очень часто принимающий решение упрощаетситуацию, забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия;
2) описывающиепроцесс оценки субъективной ценности того илииного варианта действия, называемой полезностью. Это важнейший класс утверждений,поскольку полезность последствий альтернатив в значительной степени определяетхарактер принимаемого решения;
3) касающиесясубъективной оценки вероятностей обстоятельств,определяющих последствия принятого решения. Так, например, психологиобнаружили, что люди переоценивают вероятности наступления маловероятныхсобытий и одновременно недооценивают вероятности наступления оченьправдоподобных событий;
4) касающиесястратегий выбора поведения. Они описывают, каклица, принимающие решения, интерпретируют информацию о полезности исходов и ихвероятности и какие правила выбора альтернатив при этом используют. Психологиобнаружили, что в простых задачах, связанных с риском, люди обычно выбираютстратегии, максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, которую онипредставляют как линейную комбинацию субъективной вероятности исходов и ихполезности;
5) описывающиефакторы, управляющие процессом принятия решений.К их числу принадлежат влияние окружающей среды, личностные особенностипринимающего решение, влияние социальной группы. Например, чем сильнее усубъекта агрессивность и потребность в доминировании, тем более высокий уровеньриска он допускает. Решения, принимаемые коллективно, более рискованны, чеминдивидуальные, и т. д.
Впсихологических исследованиях процессов принятия решений используются триметода.
■ Лабораторный эксперимент. Если вэкономике этот метод рассматривается в качестве вспомогательного, то впсихологии он доминирующий.
■ Формализация. Состоит в том, что напервом этапе создается совокупность аксиом, касающихся каких-либо объектов,например риска или предпочтения, на втором этапе с помощью формальныхрассуждений выводятся новые утверждения, являющиеся следствиями принятыхаксиом, и на третьем этапе проводится экспериментальная проверкаисследовательских гипотез.
■ Основанный намоделировании деятельности по принятию решений,в частности машинном. Результаты моделирования сопоставляются с действиямичеловека в аналогичной обстановке.
Важнейшимифункциями психологической теории решений являютсяпредвидение поведениячеловека иобъяснение процессов, обусловливающих это поведение.
Если былица, принимающие решения, действовали точно в соответствии с принципамирационального выбора, если бы их предпочтения были всегда транзитивными, еслибы они не принимали иногда ошибочных решений, то в рекомендацияхпсихологической теории решений не было бы необходимости. Однако поскольку этогоне происходит, психологическая теория решений служит существенным дополнением ктеории оптимальных решений.
 

Из всеговышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Управление – это союз науки и искусства;
2) Управленческие решения являются частью процесса управления;
3) При разработке управленческих решений важную роль играет теорияпринятия решений, которая включает в себя теорию принятия оптимальных решение ипсихологическую теорию;
4) Теория принятия оптимальных решений освещает научную сторонууправления;
5) Психологическая теория решений акцентирует внимание на управлении какискусстве.

Списоклитературы
 1) Авдошина Зоя Александровна. «Разработкауправленческих решений в туристических организациях» 29.09.2008.2) Башкатова Ю.И. Управленческие решения / Московскиймеждународный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. — 89 с.3) ВладимирИгоревич Kнoрринг. «Новые требования к искусству управления» 27 марта 2007Элитариум.4) Голубков Е.П. технология принятия управленческих решений. —М.: Дело и сервис. — 2007— 544 с.5) Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник длявузов / Н.Л. Карданская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 407 с.6) Истомин Е.П., Соколов А.Г. Управленческие решения: Учебник.— СПб.: ООО «Андреевский издательский дом». — 2008. — 248 с.7) Современный экономический словарь


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема безработицы в Восточной Европе
Реферат Task for the laboratory work
Реферат Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе
Реферат Son Of A Salesman. (Death Of A
Реферат Цифровая первичная сеть - принципы построения и тенденции развития
Реферат Homelessness Essay Research Paper The plight of
Реферат 1. Считать требование об отмене пункта 1 решения Красноярского городского Совета от 22. 09. 98 №14-131 о наружной рекламе и информации в г
Реферат Налоговое регулирование инновационной деятельности
Реферат Алжирская война 1954-1962 годов (борьба алжирского народа за независимость)
Реферат Арт-терапевтические технологии работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия
Реферат Разработка печатного узла телеграфного ключа
Реферат Конференция "Современная парадигма инновационного лидерства"
Реферат Учебная история болезни по хирургии: острый панкреатит
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины методы оптимальных решений для направления подготовки 080100 «Экономика», профиль
Реферат Фінансовий механізм зовнішньоекономічних відносин України