СОДЕРЖАНИЕ
Анализ системы управления ЗАО «Вудекс»
Организация управленческой деятельностиЗАО «Вудекс»
Проблемы управления ЗАО «Вудекс»
Мероприятия о повышению эффективностиуправленческой деятельности ЗАО «Вудекс»
Внедрение стратегического планированиямаркетинговой деятельности
Совершенствование системы управленияперсоналом
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современноепроизводственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм ислаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизмуправления предприятием – это, прежде всего, иерархическая системаадминистративных органов и управленческих структур, при помощи которойсогласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие передпредприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контрольисполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всехзвеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.
Глубокие изменения вэкономике России и все большая ее интеграция в мировую экономику ведут к тому,что прежние формы управления все больше приходят в несоответствие соскладывающейся хозяйственной средой. Это обуславливается прежде всегонеобходимостью решения крупных системных проблем хозяйствования. К нимотносятся: повышение конкурентоспособности отечественных предприятий в условияхрезкого старения основных производственных фондов и усиление конкуренции состороны зарубежных производителей; нехватка оборотных средств; несовершенствоподготовки менеджеров к ведению экономики предприятия в условиях рыночной системыхозяйствования и многое другое.
Все это говорит о том,что для их решения требуется создание адекватных им методов и технологийуправления.
Важнейшим показателемэффективности управления предприятием является конкурентоспособность.
Конкурентоспособностькомпаний определяется:
— гибкостью испособностью к изменениям как в отношении удовлетворения потребностей клиентов(выпускаемой продукцией и оказываемыми услугами), так и внутренних системорганизации технологии, организационной структуры (методов учета, контроля ит.д.);
— скоростью реакции наизменения во внешней среде, включая потребности клиентов, стратегиюконкурентов, состояние рынков труда и комплектующих;
— оптимальнымиспользованием всех ресурсов, которыми располагает организация;
— способностьюовладевать новыми знаниями и навыками.
В реальнойдействительности внутренние и внешние связи экономических систем постоянноменяются, меняются условия функционирования традиционных структур управления,меняются их элементы и субординация. Быстрое развитие технологий, усложнение имногообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла,появление большого числа конкурентоспособных организаций, повышение требованийпокупателей, увеличение объемов и скорости получения информации и новых знаний– все эти и другие изменения, происходящие во внешней среде, вынуждаютпредприятия искать новые подходы для их управления. Неопределенность,непредсказуемость и нестабильность внешней среды, глубина и скоростьпроисходящих изменений, скорее всего, будут возрастать и дальше. Следовательно,управлению необходимо адаптироваться не только к настоящим условиям, но иобеспечивать такую способность на длительный период. Этим объясняетсяактуальность данной работы.
Целью работы является исследованиеи анализ проблем управления на предприятиях в современных условияххозяйствования. Постановка цели определила следующие основные задачи работы:
— обобщение сложившихсяв науке взглядов на проблему управления современным предприятием;
— исследование современныхпроблем управления на примере предприятия ЗАО «Вудекс»;
— исследованиенаправлений повышения эффективности управленческой деятельности предприятия.
Объектом исследованияявляется ЗАО «Вудекс», управленческая деятельность предприятия
Предметом исследованияявляются проблемы управления предприятиям в современных условиях ихфункционирования.
АНАЛИЗСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ВУДЕКС»
Организация управленческой деятельностиЗАО «Вудекс»
ЗАО «Вудекс» — предприятие занимающееся оптовой и розничной торговлей строительных материалови продукции.
Компания с началасуществования (с 1993 года) осуществляла деятельность по реализации древесины.В 2001 году фирма из ООО была преобразована в ЗАО и сменила основной роддеятельности.
Главной целью компании «ВУДЭКС»является максимальное удовлетворение потребностей покупателей, предприятий иорганизаций в материалах и товарах, предназначенных для ремонта и строительства
ЗАО «Вудекс»имеет хорошо развитую сеть поставщиков, которые обеспечивают предприятиевысококачественной продукцией.
Задачамируководства торговой организации является:
— расширение,постоянное обновление ассортимента;
— рост объемареализации
Общая численностьработников — 65 человек.
Структура управленияпредприятием изображена на рисунке 1.
/>
Рис. 2.1 –Организационная структура ЗАО «Вудекс»
Организационная структура управления предприятия относится кклассической линейно функциональной системе управления. Суть этой системысостоит в том, что руководители являются единоначальниками и отвечают полностьюза все вопросы организации и управления по подведомственному объекту.
Разработкой и решением вопросов функционального характера всоответствии с задачами и своими должностными обязанностями занимаютсяфункциональные службы, отделы и другие подразделения совместно спроизводственными подразделениями.
Организация управления предприятием строится на анализевнутренней и внешней среде фирмы.
Отличительнойособенностью предприятий торговли отрасли является высокий объем трудовыхопераций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующихпрямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации иавтоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятияхотрасли (в общей сумме издержек обращения розничных торговых предприятийзатраты на содержание персонала составляют 40-50%).
Главная цель управленияперсоналом ЗАО «Вудекс» состоит в формировании численности и составаработников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия испособных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Для обеспечения эффективности торговой деятельности, предприятиеиспользует систему материального стимулирования. Система материальногостимулирования используется для:
— продавцов-консультантов (1% от выручки);
— работников службы сбыта (0,5%-1% прибыли);
— работников службы маркетинга (0,5%-1% прибыли).
Единовременные поощрения применяются в случае необходимостиоперативно отметить какое-либо трудовое достижение работников; за выполнениезаранее определенных разовых заданий, выходящих за рамки обязанностейработников; в связи с юбилеями работников, выходом их на пенсию и в некоторыхдругих аналогичных случаях.
Как для специфичной отрасли экономики, на рассматриваемомпредприятии большое значение имеет организация маркетинговой деятельности.Рассмотрим её более подробно.
Службамаркетинга создана с целью:
-максимальнойадаптации деятельности предприятия к требованиям рынка, повышения эффективностифункционирования предприятия;
-воздействияна рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целяхформирования его в необходимых для предприятия направлениях;
-развития ипоощрения на предприятии творческого подхода к решению возникших в результатепроведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и впервую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг;
-обеспечение целевого управления процессом реализации.
Поставленныеперед службой цели достигаются решением следующих задач:
-комплексногоизучения рынка;
-выявлениепотенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка;
-планированиетоварного ассортимента и цен;
-разработкимер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
-разработкимер по совершенствованию управления сбытом;
— разработкапрограмм по стимулированию сбыта.
Функции службымаркетинга заключаются в следующем:
-исследованиефакторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса напродукцию предприятия;
-анализ конкурентоспособностипродукции предприятия, сопоставление ее потребительских, цены с аналогичнымипоказателями конкурирующей продукции;
-выполнениерасчетов и подготовка исходных данных для составления расчетной калькуляции встадии маркетинговых исследований;
-участие вразработке мероприятий по снижению себестоимости изделий, выявление иликвидация экономически необоснованных расходов;
-контроль внедрениямероприятий с позиции экономической эффективности новой техники и технологии,влияющих на цену изделия;
-организацияработ по анализу ценовой политики;
-оформление исогласование бизнес-планов, формирование предложений по организациифинансирования;
-оформление иотправка заявок;
-разработкастратегии маркетинга с учетом потребностей в данной продукции, емкости рынка,меняющегося платежеспособного спроса, конкуренции;
-разработкастратегии рекламы и плана проведения рекламных мероприятий;
-анализ состоянияреализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточногосбыта, определение причин этого;
-подготовкапредложений и рекомендаций к плану закупок продукции предприятия пономенклатуре и количеству, исходя из результатов маркетинговых исследований;
-подготовкаматериалов маркетинговых исследований для разработки бизнес-плана на вновьзакупаемую продукцию;
-подготовка,согласование и заключение согласований о намерениях, договоров на поставкупродукции и других видов договоров и протоколов, необходимых для предприятия.
Рассмотрим наиболее влиятельные факторы внешней среды.Таковыми являются:
— поставщики
— покупатели
— конкуренты
Покупатели. Анализпокупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
— Географическое месторасположение покупателя – городХабаровск;
— Демографические характеристики: покупатели продукцииданной организации – люди совершенно разного возраста, но основную частьпокупателей оставляют клиенты в возрасте от 30 до 50 лет;
-Социально-психологические характеристики покупателя:производимая продукция в основном рассчитана на население так называемого«среднего класса»;
— Отношение покупателя к продукту: по данныммаркетинговых исследований наибольшим спросом среди покупателей пользуется строительныематериалы отечественного производства;
— Чувствительность покупателя к цене: значительноеповышение цен поведёт к снижению спроса на некоторые виды реализуемойпродукции;
— Наличие замещающих продуктов: так как организациязанимается реализацией большого числа торговых марок, то практически каждаяединица производимой продукции имеет товар-заменитель, что даёт покупателюнекоторую альтернативу при выборе продукта
Поставщики. Конкурентнуюсилу поставщика определяют следующие факторы:
— Уровеньспециализированности поставщика. Данная организация работает только свысококвалифицированными поставщиками, что даёт компании определённыепреимущества и обеспечивает высокое качество поставляемой продукции;
— Стоимостьпоставляемого товара. Стоимость поставляемых товаров полностью окупается впроцессе торговли;
— Гарантия качествапоставляемого товара. Каждый поставщик обязательно должен давать гарантию напоставляемый им товар, поставщик несёт ответственность за поставленный имтовар, поэтому предприятие практически всегда гарантированно обеспеченовысококачественным товаром, что также даёт ему ряд преимуществ перед другимикомпаниями.
Конкуренты. Рассматриваявлияние конкурентов на данную организацию, следует прежде всего сказать осильных и слабых сторонах этого влияния.
Сильные стороны:
— большой товарнаяноменклатура;
— организация продаж –«супермаркет»;
— известность компании;
— удобноегеографическое расположение, бесплатная парковка;
— бесплатная доставка;
— возможность установкии монтажа приобретенной продукции (послепродажное обслуживание);
— система накопительныхскидок;
— наличие корпоративныхклиентов.
Слабой сторонойявляется наличие большого числа конкурентов.
Наряду с внешними и внутренними факторами можновыделить факторы косвенного воздействия.
1. Состояние экономики (снижениеуровня жизни приводит к падению спроса).
2. Политическая среда(лицензирование, налоги)
3. Экологические факторы (потребительвсе чаще ориентируется на экологически чистую продукцию)
4. НТП (создание новых материалов,совершенствование техники и технологий строительства и ремонта)
5. Социокультурные факторы (отношениелюдей к качеству жизни, рост населения, уровень образования, мода и тенденции)
6. Климатические (особое внимание ктеплоизоляционным, влагоустойчивым материалам и т.п. )
Проблемы управления ЗАО«Вудекс»
Суммируя вышеизложенное,можно выделить следующие текущие проблемы, стоящие перед ЗАО «Вудекс»:
— совершенствованиеуправление маркетинговой деятельностью;
— изменение в политикестимулирования персонала.
Хотя влияние маркетинговойслужбы на хозяйственную деятельность ЗАО «Вудекс» все возрастает нельзясказать, что в настоящий момент это влияние имеет только положительныйхарактер. Отрицательным является то, что в условиях падения оптовых заказовмаркетинговая служба ЗАО «Вудекс» пока не может обеспечить достаточный объемрозничных продаж.
Однако, посколькумаркетинг на ЗАО «Вудекс» находится еще в стадии развития, очевидно, что естьреальная возможность для ликвидации последствий данного отставания всреднесрочном периоде.
Одной изосновных проблем при переориентации предприятия на розничную продукцию являетсято, что для получения той же массы прибыли и погашения того же объема накладныхрасходов необходимо увеличить количество путей реализации продукции. Авозможностей и опыта для осуществления этого сейчас у предприятия достаточно. Ктому же для увеличения объема продаж требуется увеличить скорость оборота.
Благоприятнымфактором является то, что сокращение оптовых заказов происходит не моментально,то есть маркетинговым службам предприятия предоставляется, таким образом,некоторое время для осознания проблем, переориентации, реорганизациипроизводственно-сбытовой деятельности предприятия.
Для системы организациименеджмента и маркетинга на ЗАО «Вудекс» характерен ряд особенностей, которые,впрочем, не являются специфическими по отношению к особенностям всего комплексароссийских предприятий такого типа.
Несмотря на это, на ЗАО«Вудекс» была проделана большая работа по управлению персоналом (это являетсяположительным фактором при внедрении на фирме концепции маркетинга.
Создана новаяфункция службы маркетинговой службы коньюнктурно-экономических исследований: попоиску информации о рынках сбыта.
Таким образом, напредприятии существуют возможности для совершенствования системыконьюнктурно-экономических исследований, активизируется использование и поискэтих возможностей для цели трансформации деятельности ЗАО «Вудекс» к концепциимаркетинга.
В последнее времяособенно возросло влияние системы ценообразования и ценового маркетинга. Этатенденция проявила себя на Западе уже достаточно давно. В России она такженабирает все большие обороты в связи с усиливающейся ценовой конкуренцией состороны иностранных компаний, действующих на российском рынке, в связи сценовой конкуренцией между самими российскими компаниями. Для ЗАО «Вудекс»тенденция роста значения ценового маркетинга возрастает под влиянием измененияструктуры реализации товарной продукции в сторону увеличения доли товаров,предназначенных для потребительского рынка, где ценовая конкуренция особенновелика.
Основой дляэффективного маркетинга является контроль результатов маркетинговойдеятельности и конкретных маркетинговых мероприятий.
Но, хотя на предприятиив настоящее время система соответствующих стандартов (например, стандарт попроцедуре анализа и заключения контрактов), эффективность маркетинга на ЗАО«Вудекс» не изучается систематически, в связи с этим заметен крен в сторонусубъективизации суждений о необходимости и результатах маркетинговойдеятельности.
Напредприятии в настоящий момент существует маркетинговая служба, занимающиесяоценкой собственных возможностей фирмы, изучением рынка, проведениеммероприятий презентационного характера, формированием имиджа и др. При этомуправление маркетингом, по сути, не централизовано, поэтому контроль заэффективностью маркетинга не централизован также и ведется субъективно, то естьосновные критерии эффективности не сформированы и зависят от текущей ситуации.Поэтому маркетинговые мероприятия осуществляются зачастую не централизованно ине комплексно.
Кроме того,влияние текущего момента, возникшего как следствие развития тенденций,возникших в прошлом, формируется также в результате приоритетности сбыта ужереализованного товара, который продавался вчера точно так же в отсутствиеприоритета изучения требований рынка.
С другой стороны,маркетинговая служба на ЗАО «Вудекс» обретает все больше координирующих,планирующих и контролирующих функций.
Планированиемаркетинговой деятельности на предприятии осуществляется в форме составленияпрограммы действий, которая предусматривает: цели и задачи маркетинговойдеятельности (в основном это увеличение сбыта), а также намечаемые мероприятияна текущий период. Таким образом, можно констатировать, что на предприятиисущественным недостатком является отсутствие главного документа по планированиюмаркетинговой деятельности. Такое положение можно объяснить, с одной стороны,дороговизной проведения маркетинговых исследований (средняя стоимостькомплексного маркетингового исследования в Хабаровске – 60 – 90 тыс. рублей), атакже однонаправленностью поставленной цели – увеличение сбыта.
Вопрос осовершенствовании политики в области управления персоналом становится более иболее актуальным у руководства предприятия, так как именно продавец является последнимзвеном маркетинговых коммуникаций между товаром и его покупателем.
В настоящее времяпродавцы ЗАО «Вудекс» выражают недовольство в области неудовлетворенияматериальным стимулированием. Однако неправильно было бы концентрироваться толькона проблеме неудовлетворительного материального стимулирования. На мой взгляд,проблемы с персоналом имеют несколько источников:
— отсутствие единогокорпоративного духа;
— отсутствие моральногостимулирования;
— неудовлетворительнаясистема оплаты труда и материального стимулирования.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВУДЕКС»
Внедрениестратегического планирования маркетинговой деятельности
На мой взгляд,построение оргструктуры управления маркетингом на предприятии ЗАО «Вудекс»оптимально. Взятая за основу продуктово-рыночная ориентация службы маркетингаоправдана, так как во-первых, предприятие работает на внутренний рынок,организация работы в службе по маркетингу продукции положительно сказывается наопределении конкретных потребителей, что важно для сбыта особенно для торговойфирмы. Предоставленные полномочия директору по маркетингу обеспечиваютоптимальное взаимодействие схемы: закупка — сбыт. Все возникающие проблемы иразногласия решаются в рамках одной системы — во главе с директором помаркетингу, закупке и сбыту. Это требует прохождения меньшего числа инстанций ипроцедур согласования.
Cпрактической точки зрения можно предложить следующие рекомендации для решениятекущих проблем:
1.Обеспечитьмаркетинговой службе регулярный доступ к отчетной и плановой информации позатратам на товарную продукцию, а так же — к плану денежных выплат ипоступлений.
2.Включить вперечень функций маркетинговой службы организацию и обеспечение сравнительнойэффективности закупок.
3.Обучитьсотрудников маркетинговой службы основам стратегии предприятия в краткосрочноми долгосрочном периоде.
4. Для целейактивизации коньюнктурно-экономических исследований приказом закрепить замаркетинговой службой обязанность концентрации имеющейся и поступающей напредприятие информации. Обязать другие подразделения предприятия способствоватьмаркетинговой службе в достижении этой цели.
5.Разработать систему регулярной отчетности маркетинговой службы.
Выше изложенные методыпри их реализации в текущем периоде, по моему мнению, должны способствоватьстановлению маркетинга на предприятии и улучшению в среднесрочном периодефинансово-экономического состояния ЗАО «Вудекс»
Стратегический планмаркетинга ЗАО «Вудекс», который позволил бы предприятию улучшить организациюмаркетинговой деятельности должен включать следующие разделы.
1. Маркетинговаяситуация. Маркетинговая ситуация на рынке строительной продукциихарактеризуется очень высокой степенью конкуренции. На хабаровском рынкестроительной продукции присутствует большое количество как оптовых, так ирозничных продавцов. С одной стороны, это представляет опасность для компании,с другой стороны такая ситуация обуславливает постоянную работу предприятия поповышению своей конкурентоспособности. При всем этом, существуют возможностидля улучшения положения организации на Хабаровском рынке. Прежде всего – эторост потребностей, увеличение объемов строительства.
2. Маркетинговые цели.Основными целями маркетинга на предприятии должны стать:
— повышениеконкурентоспособности (соотношение ассортимент-качество-цена) продукции;
— рост числапотребителей;
— позиционирование ЗАО«Вудекс» как надежного партнера для корпоративных клиентов и продавцакачественной продукции по приемлемым ценам для частных покупателей;
— постоянное расширениеассортимента (возможно за счет увеличения количества поставщиков при условиианализа качества и цены предлагаемой ими продукции);
— расширение каналовсбыта (в том числе организация торговых точек в городах Хабаровского края);
— рекламнаядеятельность.
2. Программамероприятий. Для успешной деятельности фирмы необходимо проведение следующегокомплекса мероприятий:
— постоянное наблюдениеза рынком строительной продукции, исследование конкурентов, новых видовпродукции, новых поставщиков;
— организация рекламныхакций;
— внутрифирменноеисследования – работников предприятия, процесса ценообразования, процессапродаж, послепродажного обслуживания;
— программы по обучениюи повышению квалификации работников.
3. Бюджет маркетинга.Данный раздел предполагает финансирование программ маркетинга. На мой взгляд,наиболее эффективным методом инансирования программы маркетинга является методучета. Данный метод предполагает тщательный учет издержек на достижениеконкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при другихвозможных комбинациях средств маркетинга
4. Контрольмаркетинговой деятельности. Так как стратегическое планирование маркетинговойдеятельности осуществляется на период до трех лет, то наиболее целесообразнымвидится полугодовой контроль (контроль каждые полгода). Предположительно,контроль осуществления комплекса маркетинга на первом этапе осуществляетначальник отдела маркетинга, а в последующем – коммерческий директор игенеральный директор. Контроль должен предполагать отчет, который включает:
— запланированныемероприятия;
— фактическиосуществленные мероприятия;
— эффективность данныхмероприятий;
— затраты маркетинговойслужбы.
Совершенствованиесистемы управления персоналом
Совершенствованиесистемы управления персоналом должно затронуть, в первую очередь, основныхработников ЗАО «Вудекс» — рядовых продавцов.
Самое главное длялюбого продавца — помнить, что он тоже покупатель (только в другое время и вдругих местах). Если продавец помнит об этом, то тогда он хорошо понимаетосновные этапы собственного процесса совершения покупки.
Основное в организациитакой работы — постоянно объяснять персоналу магазина смысл всех его действий ипоказывать связь между действиями и результатами его работы. Кроме того, нужнопрописать технологию для работников магазина (кто, что и как делает). Отделуперсонала нельзя принимать в штат людей, которые по своим личностным качествамне могут быть продавцами (некоммуникабельные, имеющие проблемы с поведением ит. п.). В штате необходимо иметь тренинг-менеджера (проводит курсы обучения потовару, основам мерчандайзинга) и обязательно проводить внешние тренинги дляменеджеров магазина (психология продаж, управление конфликтами, развитиенавыков общения, контактные вопросы).
Очень полезнорегулярное обучение торгового персонала магазинов сотрудникамифирм-производителей (это повышает уровень знаний о самом товаре, лояльность кмаркам продукции и поднимает самооценку продавцов). Хороший эффект могут даватьорганизованные производителями различные соревнования для торгового персонала.
Внедряя всевышеизложенное, нельзя забывать о необходимости постоянного контроля закачеством работы продавцов. Самым эффективным способом контроля являютсяпостоянные проверки магазина специальными покупателями – «тайными агентами»,которых персонал не знает в лицо.
Систему оплаты трудаможно изменить следующим образом. 35% месячного дохода продавец получает в видеоклада (за отработанное количество дней), 40% — за качественный результатличной работы (оценивается менеджером магазина, а т. к. менеджер получает попохожей системе, он реально поощряет именно хороших продавцов — тех, кто влияетна увеличение оборота) и еще 25% — за результат работы магазина в целом (эторазвивает командную работу и естественным путем «выталкивает» из коллективабездельников). В результате лучшие продавцы зарабатывают выше среднего по такимпозициям и не уходят.
«Плавающий» графикработы, на мой взгляд, не сказывается на повышении эффективности работыпредприятия. Следует внедрить:
— гибкий график (2через 2, 3 через 3);
— максимальноестремление подбирать персонал, живущий рядом с магазином;
— ежемесячное поощрениелучшего магазина, продавца;
— премирование лучшихсотрудников по результатам проведения различных акций в магазинах.
На предприятии должнопроводиться регулярное обучение и тренинги; раз в квартал должен выступатькто-то из руководителей компании — рассказывать о достигнутом, отмечать лучшихсотрудников, сообщать о планах дальнейшего развития.
Компания должна декларироватьи реально предоставлять возможность карьерного роста.
Cистему мотивацииформируют постоянные и переменные элементы, льготы и факторы нематериальноймотивации.
Согласно японскойтеории управления «Хошен-менеджмент» (один из вариантов перевода данноготермина звучит как «острие копья»), все усилия, предпринимаемые сотрудникамикомпании должны быть однонаправлены: миссия компании, стратегия, задачи,решаемые каждым подразделением и каждым сотрудником должны сходиться в однуточку, которая максимально приближена к цели компании и обеспечивает еепоступательное движение. Для нематериальной мотивации можно выделить следующиесоставляющие:
- социальнаяполитика
- корпоративнаякультура
- коммуникация
- соревнование
Корпоративнаясоциальная политика — это разработка и реализациямероприятий и программ, обеспечивающих социальную защищенность и высокийсоциальный статус сотрудника компании:
- условиятруда
- фирменнаяспецодежда и защита
- корпоративныездравницы, дома отдыха
- корпоративныепраздники
Корпоративная культура- это набор элементов, которые обеспечивают мотивацию сотрудников безкаких-либо денежных выплат, создавая благоприятный климат для работы.
К базовым элементамкорпоративной культуры относятся:
- Миссиякомпании (общая философия и политика).
- Базовыецели (стратегия компании).
- Этическийкодекс компании (отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками).
- Корпоративныйстиль (цвет, логотип, флаг, униформа).
Хорошим мотивом кповышению эффективности труда может стать внедрение этического кодекса. Этическийкодекс представляет собой официальный документ компании, который описываетвзаимоотношения сотрудников с различными группами людей (внешними и внутреннимиклиентами), придерживаться которого обязан каждый сотрудник. Как правило, в немзаложены наиболее важные аспекты, важные для данной компании вопросы.
Наличие всего комплексаэлементов корпоративного стиля рождает у сотрудников чувство принадлежности ккомпании, чувство гордости за нее. Из разрозненных людей сотрудникипревращаются в единый коллектив, со своими законами, правами и обязанностями.Все элементы корпоративного стиля должны быть четко прописаны.
Соревнование – этоэлемент, с одной стороны, обеспечивающий реализацию соревновательного духасотрудников, с другой — позволяющий администрации выделить лучших ипродемонстрировать свою благодарность им. Соревновательный стиль работыобеспечивает наилучшее понимание целей и задач подразделения и компании всемисотрудниками, а также культивировать чувство причастности каждого к результатамтруда всего коллектива.
Корпоративные праздникив отрыве от целей компании, от совместной работы теряют всякий смысл, болеетого приносят немалый вред. Корпоративный праздник предполагает понимание целиданного мероприятия (обсуждения каких-либо рабочих аспектов, созданиенеформальных отношений, отдых и т.д.). Праздник должен быть оформленсоответствующим образом, чтобы было понятно – это праздник данной компании, ане любой другой: элементы корпоративного стиля и оформления в соответствии сцелями праздника, программа, подчеркивающая элементы корпоративности.Проведение корпоративных праздников должно быть четко регламентировано.Необходимо прописать такие аспекты, как перечень корпоративный праздников,участие в них руководителей, порядок их проведения, план и бюджет праздников наближайший год. Также регламентируются все внутренние мероприятия, внезависимости от их масштабности: собрания молодых сотрудников, ветеранов, уходна пенсию, дни рождения, награждения, делается ли это кулуарно или собираютсявсе сотрудники компании [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осознание объективнойнеобходимости перехода к рыночным отношениям обуславливает необходимостьпереосмысления экономических основ хозяйствования, овладения рыночныммеханизмом с учетом нашей социально-экономической действительности, отсутствиярыночной культуры и инфраструктуры, необходимой информации, подготовленности кадров,а также того, что рынок – система довольно жестоких социально-экономическихотношений.
В настоящее время входе рыночных преобразований предприятия вынуждены функционировать впринципиально новой, отличной от существовавшей ранее, среде.
Здесь можно назватьтакие тенденции, как преобладание неравновесных процессов в экономическойсистеме в глобальном масштабе, проведение реформ, ставящих целью развитиепреимущественно рыночных отношений в Российской Федерации, дефицит опыта изнаний руководителей о динамике рыночных отношений и др.
Особое местоменеджмента в рыночной экономике обусловлено тем, что именно управление должнообеспечить связанность, интеграцию производственных и экономических процессовна предприятии с внутренней и внешней средой, конкурентоспособность бизнеса,адаптацию производства к требованиям рынка.
Эти обстоятельстватребует качественно нового подхода к организации управления отечественнымипредприятиями. Приобретя экономическую свободу и лишившись в основной своеймассе государственной поддержки, предприятие должно обладать определенныморганизационным потенциалом, который бы позволил ему выживать и развиваться вусловиях рыночной экономики.
Основываясь навышеизложенном, можно сделать следующие выводы.
Содержание категорииорганизации управления включает в себя процессы подготовки, принятия иреализации управленческих решений; объем, сроки и методы регистрации, передачии обработки информации; оснащение органов управления современной техникой иобеспечение ее эффективного использования; процесс формирования структурыорганов управления; определение иерархического и функционального разделениятруда; регламентацию рабочего времени руководителей и специалистов иорганизацию их труда; подбор и расстановку управленческих кадров; организациюуправленческого обучения и повышения квалификации. Формой же организацииуправления является организационная структура управления предприятием.
Залогом эффективногофункционирования предприятия в современных условиях является его способностьадаптироваться к постоянно меняющейся внешней и внутренней среде. Дляактивизации этого процесса необходима организационная структура управления,которой присущи такие важные свойства системы, как целенаправленность,динамизм, устойчивость, надежность, гибкость, самообновление, адекватность,маневренность, мобильность.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. БланкИ.А. Управление торговым предприятием / И.А.Бланк. — Киев: Украинско-Финскийинститут менеджмента и бизнеса, 1999.
2. БрагинЛ.А. Торговое дело — экономика и организация / Л.А. Брагин. – М.: ИНФРА — М, 2007.
3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления / В.В.Гончаров. – М.: МНИИПУ, 2001.
4. ДтоунзГ.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять / Г.П. Дтоунз. — М:Международные отношения, 2008.
5. Забота управленца [Электронный ресурс] / Режим доступа: leg-ekonom.ru/Sovremennye_problemy_upravlenija/index.html
6. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Алберт, Ф.Хедоури. — М.: Дело, 2004
7. Структура и функции управления [Электронный ресурс] / Режимдоступа: www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0003/
8. ТуровецО.Г. Организация производства и управление предприятием / О.Г. Туровец. — М.:ИНФРА-М, 2003
9. Управление предприятием в современных условиях [Электронныйресурс] / Режим доступа: www.rusconsult.ru/cms-news.php?mode=view_news&id=43
10. Шестаков А.Л. Проблемы российских предприятий, подходы к их решению,причины проблем [Электронный ресурс] / Режим доступа: quality.eup.ru/MATERIALY2/problems.html
11. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности /В.Г.Шипунов, Е.Н. Кишкель. — М.: Высшая школа, 2000