Содержание
Вариант 6
1. Определите место бизнес-планав стратегическом управлении предприятием. Какие важные цели обычно преследуетсоставление бизнес-плана? В каких случаях следует составлять бизнес-план?
2. Укажите, какимиположительными и отрицательными чертами, на Ваш взгляд, обладает представленныйбизнес-план
3. Напишите резюме к бизнес-плануфирмы “АВС”
Список использованных источников
1. Определитеместо бизнес-плана в стратегическом управлении предприятием. Какие важные целиобычно преследует составление бизнес-плана? В каких случаях следует составлятьбизнес-план?
В условиях усиливающейся конкуренции, которымихарактеризуется любая рыночная экономика, выжить может только тот субъектхозяйствования, который сможет быстрее приспособиться к быстрым изменениям в экономическойсреде. Для этого необходимо четкое знание принципов и основ функционированиярыночной экономики, полная информация о последних изменениях во внешней среде.
Успех любой деятельностисубъекта хозяйствования напрямую зависит не только от влияния рыночныхмеханизмов, но и от того, насколько успешно субъект хозяйствования выбирает иреализует свою стратегию. Этап предварительного анализа и планированиянамечаемой деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения. В этомслучае немаловажной является предварительная оценка, анализ получаемой прибыли,расчет рентабельности, ликвидности и т. д., то есть на основании этихпоказателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данномнаправлении, разрабатывает стратегию своего развития, с учетом изменениярыночной конъюнктуры.
Первичный анализдеятельности должен выявить наиболее слабые стороны предприятия с цельюдальнейшего их исправления. Для того, чтобы выжить в условиях конкуренциипредприятие первым должно проявить инициативу (прежде всего и в отношении своихработников). Только проявив первым инициативу можно первым получить выигрыш отреализации данной инициативы. Основу выживания в будущем составляет внедрениеинноваций в процесс бизнес-планирования.
Бизнес-план даетпредставление о том, как предприятие в своей деятельности будет учитыватьсоциально-экономическое развитие обслуживаемого региона, возможностипотребителей, трудовой и интеллектуальный потенциал самого предприятия.Процессу составления бизнес-плана всегда предшествуют процесс выработки идей,из которых отбирается наиболее рациональная.
Ведущим элементомэффективного управления в экономике предприятия является комплексная стратегияхозяйствования, направленная на обеспечение устойчивого функционированияпроизводственного потенциала и роста прибыли. При этом выработка стратегииуправления предприятием включает три раздела:
- формированиеперспективной цели и установление долговременных задач;
- определениеспособов реализации поставленных задач и путей достижения намеченных целей;
- оптимизацияиспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В первом разделеразработки управленческой стратегии предприятия на основе реальной оценкиэкономической ситуации прогнозируется будущее развитие производстваконкурентоспособной продукции. Перспективная цель может быть сформулированатак: определить, на какую емкость рынка должно выйти предприятие в будущем икакую оно получит прибыль, если этот объем производства и реализации товарабудет освоен.
Во втором разделе проектастратегического управления предприятием определяются методы реализациипостановленной цели и пути ее достижения. При этом первостепенное значениеимеет оценка производственного потенциала предприятия, его обеспеченностифинансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, а также выработка организационно-техническихи финансово-экономических способов и форм, которые целесообразно использоватьданному предприятию для успешной реализации поставленных задач.
В третьем разделеработники управления предприятия обосновывают несколько различныхальтернативных вариантов объемов выпуска продукции с целью достижениясбалансированности емкости рынка с объемом производства, с оптимальнымиспользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Проблема состоит в том,чтобы выбрать обоснованные процедуры эффективного управления изменениями,вносимыми в выпускаемую продукцию и технологию ее изготовления, а такжеобеспечить рациональное регулирование роста реализации продукции на рынке иполучения прибыли с учетом происходящих перемен во внешней среде.
Первостепенное значениепри этом имеет производство продукции, восприимчивое к научно-техническомупрогрессу и переориентация всех работников предприятия на учет требований рынкаи удовлетворение спроса потребителей.
Прогноз выпускаперспективной продукции на предприятии, в котором отражается комплекснаястратегия организации и управления производством, и составляет его бизнес-план.
Бизнес-план служитосновой организации производства продукции, обоснованием перестройки структурыуправления, обеспечивая организацию выбранных направлений маркетинга и сбытапродукции, материально-технического обеспечения предприятия, социальной июридической защиты. Он является средством адаптации к внешним условиямдеятельности и позволяет управлять экономическими ситуациями.
Практически вбизнес-плане разрабатываются пять ключевых стратегий:
- стратегия научныхисследований и подготовки производства новых высококачественных изделий илиинновационная стратегия;
- стратегиямаркетинга, направленная на определение емкости рынка, расширение рынка продажи увеличение прибыли;
- стратегиярациональной организации производства и реализации продукции;
- инвестиционныйплан и финансовая стратегия;
- стратегияэффективного управления предприятием.
Стратегия научныхисследований и подготовки производства находит свое выражение в перспективнойпрограмме развития науки и техники, совершенствования организации и управленияпредприятием. Эта программа базируется на основных направленияхнаучно-технического прогресса с учетом рыночных тенденций и включает конкретныемеры по их использованию в выпускаемой продукции и в улучшении технологии ееизготовления. По каждому мероприятию плана новой техники определяются затраты иих экономическая эффективность, а также источники финансирования инвестиций.
Стратегия маркетингавключает исследование рынка выпускаемых товаров, обоснование прогноза объемареализации продукции и получения прибыли. Анализ рынка и изучение покупателейдолжны дать ответ на вопрос о том, какие товары и по каким ценам выгодно будетпродавать предприятию в предстоящем периоде, кто их целевые потребители.Важнейшей задачей предприятия является организация рекламы выпускаемых изделийи определение ежегодных затрат на исследование рынка.
Стратегия рациональнойорганизации производства и реализации продукции заключается в пропорциональномформировании производственной мощности предприятия на базе емкости рынка и еёувеличение с целью максимальной сопряженности, в оснащении современнымоборудованием, своевременным снабжением требуемыми материальными ресурсами, всоздании оптимальных объемов оборотных средств, подборе квалифицированныхкадров, в расстановке рабочих по рабочим местам, в организации стимулирующейоплаты труда.
Предприятию необходимосоздать эффективную систему оперативного управления и регулированияпроизводством, стимулирования и оплаты труда работников, обеспечивающуюсвоевременное выполнение договоров на поставку продукции потребителю.
Финансовая стратегияявляется ключевой точкой управления предприятием. Она состоит в регулированииденежных потоков с целью получения максимальной отдачи от вложенного капитала,обеспечении производства оборотными средствами достаточными для бесперебойногоего функционирования, в получении прибыли и эффективном ее использовании.
Стратегия эффективногоуправления предприятием базируется на формировании его оптимальнойорганизационной структуры, исходя из функций, связанных с выполнениемтехнических, организационных и экономических задач. По каждому структурномуподразделению с учетом затрат труда для выполнения конкретных функцийуправления рассчитывается потребная численность работников управления,обосновывается необходимость и возможность привлечения экспертов иконсультантов для проведения специфических разовых работ.
Бизнес-план — документ, вкотором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса вкакой-либо конкретной ситуации и дается четкое представление о том, какимобразом менеджмент данного предприятия намерен использовать эти возможности.
Бизнес-план являетсятакже детальной финансово-экономической программой деятельности предприятия. Онпредставляет собой модель организации производства и реализации продукции,включающую анализ экономических ситуаций, с которыми может столкнутьсяколлектив, и определение способа их решения. С помощью бизнес-плана можнопредвидеть будущие проблемы, выработать, меры по их успешному преодолению, датьоценку имеющихся потенциалов и перспектив развития бизнеса.
Толчком к созданию новогопредприятия или расширению (реконструкции) действующего могут послужить: новыйпродукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволяющих сделать услугулучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другиепотребительские свойства; незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствуеткакой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; освоениедругих видов деятельности.
В любом из перечисленныхслучаев необходимо составление бизнес-плана, который призван дать целостнуюсистемную оценку перспектив инвестиционного проекта.
Составлению бизнес-планадолжен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка итехнико-экономического исследования различных альтернатив развития предприятияна основе общепринятых международных стандартов. На основе проведенного анализаи исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Дляпринятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. В связис этим повышается роль прогнозов, требуется расширение системы и совершенствованиеметодов прогнозирования, применяемых в практике, с целью повышения точностипрогнозных расчетов и реальности проекта.
Прогнозирование будущегоразвития предприятия — самый значительный и сложный этап подготовкибизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущегоизменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемыересурсы.
При прогнозированиипоказателей бизнес-плана целесообразно использовать систему методов: экспертныеоценки, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод. Особаязначимость должна придаваться прогнозированию спроса на продукцию (услуги),издержек производства, цен и прибыли. Необходимо проводить исследованиявнутреннего и мирового рынков, осуществлять анализ эластичности спроса.
Подготовка и эффективноеиспользование бизнес-плана в экономике предприятия, имеет, таким образом,первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером,руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Дляопределения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутыйбизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальныепартнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, тобольшинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваютсяразличные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуетсядальнейшее развитие.
В бизнес-планеоценивается перспективная ситуация как внутри предприятия, так и вне его. Онособенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности,так как именно при помощи бизнес-плана руководители предприятия принимаютрешение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов междуакционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий посовершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, вчастности для обоснования уровня централизации управления и ответственностисотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активнопомогает координировать деятельность партнерских фирм, организовыватьсовместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием иизготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случаефирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.
Наряду с внутрифирменнымифункциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегиипланирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-плановпредприятий составляет информационную базу, которая является основой дляразработки национальной политики планирования в рамках государственного регулированияэкономики. Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется приоценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее, при поискеинвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощьюпокупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, атакже служит основой для формирования общегосударственной стратегиипланирования.
Важное значение имеетструктура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ,включающий в себя описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней ивнешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешнебизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остаетсяпрактически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристикаотрасли, описание создаваемого предприятия и производимых им продуктов и услуг,исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовыйпланы, а также оценка возможных рисков и страхование.
Оформление бизнес-плананачинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информациюо том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указываетсяназвание проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложеннуюв бизнес-плане. Вторая страница плана содержит оглавление, которое должноотражать его структуру. Это номенклатура разделов или параграфов. При любомварианте содержание должно быть четко оцифровано, обязательно арабскими цифрами.Затем идет введение, в котором указана задача составления бизнес-плана и круглиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникланеобходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.
В конце бизнес-планаприводится фактографическая информация, а именно: полное наименованиепредприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс,факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможетполучить в случае необходимости дополнительную информацию.
Следовательно,бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделыдолжны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Состав разделов можетвидоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.
При формированиибизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю. В рамках подготовкиплана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха припривлечении инвесторов. Обратим внимание на двойственный характер бизнес-плана.С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой — средстворекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана.Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам.Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своейпрофессиональной среды.
Он понятен только людям,работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычноявляется специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается впроизводственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации.Ошибки в этой области могут внушить читателю негативное отношение к авторуплана, а, следовательно, и к предприятию в целом.
При составлениибизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем,должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытныепредприниматели при составлении бизнес-планов используют прилагательные весьмаэкспрессивной окраски, однако лучше избежать излишней эмоциональности приизложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намногоскромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров.Однако, при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие иоценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этимрекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют поопределенным категориям (показателям) и представляют в аналитической(табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможнасравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит ирезультативнее. Рекомендуется, кроме того, привести цитаты солидных авторов,которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетныйисточник не сможет заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена,чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомогоматериала или обильной цифровой информации.
Что касается полнотыизложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешноеиспользование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по егоусмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть опущеныважные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чембольше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будетвоздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.
Следовательно,бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но непримитивным. Исключается использование профессиональных терминов, непонятныхнеспециалисту в данной области. Необходимо отметить, что банки и инвестиционныекомпании ежедневно рассматривают множество предложений. Поэтому бизнес-пландолжен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц,которым предполагается представить этот документ.
Таким образом,бизнес-план служит основой организации производства продукции, обоснованием перестройкиструктуры управления, обеспечивая организацию выбранных направлений маркетингаи сбыта продукции, материально-технического обеспечения предприятия, социальнойи юридической защиты. Он является средством адаптации к внешним условиямдеятельности и позволяет управлять экономическими ситуациями.
2. Укажите, какимиположительными и отрицательными чертами, на Ваш взгляд, обладает представленныйбизнес-план
В бизнес-плане фирмыопущен раздел «Научно-исследовательские и проектно-конструкторскиеработы», гдена основе анализа и учета всех внешних и внутреннихфакторов должны быть описаны оптимальные рамки проекта. Должны быть определенысоответствующие технологии, технологические процессы, которые собираетсяиспользовать фирма.
Также необходимо былоподготовить оптимальную программу и график реализации проекта, показать, когдаможно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них — это необходимо для оценки операций по инвестированию.
В разделе «Финансовыйплан» не был указан пункт «Риск и намечаемые меры по его снижению», в которомнеобходимо было бы указать факторы риска и вероятность их возникновения, таккак данный пункт очень принципиален для инвесторов.
При этом следовало быуказать, в какой степени проект подвержен воздействию непредсказуемых факторов,и насколько его можно рассматривать в качестве надежного капитала.
В бизнес-плане ООО «АВС»не было раздела под названием «Реализация проекта». Это раздел моготразить стадии осуществления проекта от принятия инвестиционного решения доначала производства, выполнения услуг, включая такие этапы, как заключениеконтрактов, разработка документации проекта, строительство объектов и пускпроизводства, что помогло бы учредителям фирмы детальнее представить свойпроект и выявить возможные его отклонения и недоработки.
Положительные чертыбизнес-плана фирмы «АВС»:
В разделе "Историяфирмы"указана цель бизнес-плана, вид продукции и ее номенклатура,мощность действующей фирмы и место ее размещения, ориентация проекта, основныемероприятия по разработке проекта.
Раздел «Нашипродукты и рынки сбыта»содержит информацию о том, каким видомдеятельности планирует заниматься фирма. Здесь представлен сравнительныйанализ продукции конкурентов, показывается, какие преимущества получаютпроизводитель и потребитель предлагаемого вида деятельности, отражаютсяосновные показатели качества продукции и организация ее сервисногообслуживания, цена продукции и затраты на производство, примерная величинаприбыли, которую будет приносить каждая единица товара. Также был изученавтомобильный рынок Республики Беларусь, и была высчитана доля рынка, которуюможет занимать фирма «АВС».
В разделе «Основныепринципы маркетинговой стратегии предприятия» была описана наступательнаямаркетинговая стратегия. Было проведено исследование рынка и определен нижнийпорог цен на различные марки автомобилей и виды услуг. По произведеннымрасчетам, фирма «ABC»сможет работать, получать прибыль и обеспечивать требуемый уровень качества,если установит цены не выше ориентира, за счет достаточно больших объемовпроизводства, оперативной организации поставок и прямых контактов споставщиками.
В разделе «Производство»оценен уровень экономического потенциала и возможности его качественногоизменения в процессе выполнения проекта. Даны оценка уровня технологическогопотенциала предприятия и характеристика технологического оборудования, котороебудет задействовано в производственном процессе. Представлены данные покадровому обеспечению предприятия, включая вопросы набора, обучения ипереподготовки кадров. Особое внимание уделено уровню компетенцииуправленческих кадров и консультантов.
В разделе "Управление"приведена организационная схема предприятия, то есть кратко освещенапроблема производственного менеджмента.
В разделе бизнес-плана «Финансовыйплан» отражены как инвестиционные, так и производственные издержки(полные и на единицу продукции). Он состоит из ряда подразделов:«Источники и распределение капиталовложений»; «Прогноз прибылейи убытков»; «Прогноз движения денежных средств на первый год работыпредприятия».
Финансовая оценка проектаосуществлена на основе показателей рентабельности, структуры капитала,финансовой независимости, оборачиваемости капитала, текущей ликвидности.
При разработкефинансового плана учитывался предполагаемый объем продаж, себестоимостьпродукции, возможные варианты приобретения инструментов и реализации продукции.
В целом бизнес-плансоставлен грамотно, с изложенными в нем необходимыми разделами.
3. Напишите резюме кбизнес-плану фирмы “АВС”
РЕЗЮМЕ представляет краткоесодержание концепции бизнес-плана и описание ключевых моментов, позволяющихсформировать эффективную стратегию управления предприятием. В резюме отражаетсяинформация о технологической новизне изготовления продукции, ее экономическойоценке и социальной значимости. Резюме должно привлечь инвесторов, которые вложаткапитал в развитие производства, и включать ответы на следующие вопросы:
- цели и сущность бизнес-плана;
- экономика предприятия, егофинансовое состояние;
- преимущества продукта,ожидаемый на него спрос и емкость рынка;
- инновационная стратегия;
- потребный объем инвестиций иисточники их получения;
- производственная стратегия;
- выручка от реализациипродукции и объем прибыли;
- эффективность инвестиций исрок их окупаемости;
- социальные вопросы.
Резюме к бизнес-плануфирмы “АВС”
ООО «ABC» занимается продажей и ремонтомимпортных автомобилей на белорусском рынке. В настоящее время установленытесные контакты с партнером из ФРГ по поставке подержанных автомобилей какнизкого и среднего, так и высокого класса. В ближайшем время ООО «АВС»планирует заниматься поставкой из-за границы и капитальный ремонт автомобилейсреднего и высокого класса. ООО «АВС» планирует заняться ремонтом автомобилейклиентов. Предоставление этой услуги позволит обеспечить постоянную загрузкупроизводственных мощностей предприятия. На фирме будет организована, не толькопродажа автомобилей, но и послепродажное обслуживание. ООО «АВС» будетзаниматься продажей запасных частей и аксессуаров. Вначале, данный виддеятельности будет практически не рентабельным, но его деятельность будетспособствовать продвижению основных продуктов и услуг.
ООО «АВС» планируетпроводить активную, наступательную маркетинговую стратегию: поддерживать ценуна достаточно низком уровне в сравнении с конкурентами. По произведеннымрасчетам, фирма «ABC» сможетработать, получать прибыль и обеспечивать требуемый уровень качества, еслиустановит цены не выше ориентира, за счет достаточно больших объемовпроизводства, оперативной организации поставок и прямых контактов споставщиками.
Мощности ООО «АВС» должныбыть достаточными для проведения капитального ремонта автомобилей на продажу, атакже сервисного обслуживания автомобилей клиентов. По проведенным расчетам,для обеспечения бесперебойного производства достаточно одной мастерской (на10-12 мест), где располагается все необходимое оборудование, а также должнаработала система отопления. Запланировано строительство гаража на 20-25 местдля стоянки не готовых к продаже автомобилей, хранения запчастей и расходныхматериалов. Магазин по продаже запчастей и других автомобильных принадлежностейбудет находиться недалеко от площадки автосалона.
Собственный капиталпредприятия составляет 13 800 долл. США. Долгосрочный кредит банка: 27 000долл. США.
Ремонт зданий истроительство площадки с подъездными путями: 9 000 долл. США.
Приобретениеоборудования: 8 000 долл. США.
Закупка автомобилей (4штуки): 20 000 долл. США.
Закупка запчастей ирасходных материалов: 3 800 долл. США.
ООО «АВС» нуждается вкредите суммой 27 000 долл. США сроком на три года. Фирма сможет погасить кредит,только по истечении указанного срока. ООО «АВС» обязуются платить процент поставке не выше 40% годовых в валюте. Гарантией возврата кредита являетсяимущество ООО «АВС», а именно: приватизированная трехкомнатная квартира; дача;гараж; 2 автомобиля. Экспертами это имущество было оценено на сумму в 30 000долл. США. ООО «АВС» гарантирует надежность данного проекта и своевременностьвыплат.
Перспективы развития ООО«АВС» зависят от многих факторов. Один из важнейших — привлечение и поддержкаквалифицированных мастеров и производственного персонала. С развитием рынкаавтосервиса конкуренция на рынке грамотных профессионалов будет расти и нетгарантии в том, что ООО «АВС» удастся удержать необходимых ей специалистов.Потеря ООО «АВС» квалифицированных менеджеров может нанести существенный уронбизнесу и перспективам предприятия.
В целом, проектне имеет каких-либо специфических рисков, отличных от рисков нормальнойхозяйственной деятельности и экономической политики.
Список использованныхисточников
1. Бизнес-планирование:Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова; РЭА. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 670 с.
2. Бизнес-планированиена фирме: Учебное пособие./Сост. Л.И. Поддерегина, Э.М. Гайнутдинов, Е.В.Поддерегин, В.Г. Гайнудинова. — Мн.: МГВРК, 2004. — 124 с.
3. Волкогонова О.Д., Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Форум: Инфра-М, 2004. — 256 с.
4. Жукова Т.В.Бизнес-план как одно из составляющих системы планирования на предприятии //Экономика. Финансы. Управление. — 2003. — № 1. — с. 25-30.
5. Ковалева Н.В.Бизнес-планы в системе планирования деятельности предприятий // Бухгалтерскийучет и анализ. — 2001. — № 5. — с. 49-52.
6. Лешко В.Бизнес-план, его сущность и структура // Экономика. Финансы. Управление. — 2001. — № 12. — с. 11-15.
7. Уткин Э.А.,Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.:Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. — 176 с.