Реферат по предмету "Менеджмент"


Автоматизация управленческой деятельности в супермаркете "Петроль"

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВУПРАВЛЕНИИ.
1.1 Информационные технологии всовременной экономике
1.2Роль информации в управлении
1.3 Использование автоматизации наразных уровнях управления
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ «ПЕТРОЛЬ»
2.1. Характеристика супермаркета «Петроль»
2.2. Движение информации впроцессе управления в супермаркете «Петроль»
2.3. Примеры автоматизациидокументов в супермаркете «Петроль»
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУПЕРМАРКЕТЕ «ПЕТРОЛЬ»
3.1. Организация рабочего местакассира на основе POS–систем. Полная автоматизация супермаркета.
3.2. Расчет эффективностимероприятия по полной компьютеризации процесса товародвижения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
 
Главным направлениемперестройки структуры управления и его радикального усовершенствования,приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшейкомпьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основевысокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методыприкладной информатики используются в планировании, менеджменте, маркетинге идругих сферах управления и регулирования деятельности предприятий. Новыетехнологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных измененийорганизационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала,системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеетвнедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможностииспользования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационногоменеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний,последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированныхсистем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звеньяпроизводства и сбыта.
В современных условияхэффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми,материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышениеэффективности управленческой деятельности становится одним из направленийсовершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способомповышения эффективности протекания трудового процесса является егоавтоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованногопроизводственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной сферы,как управление. Трудности, возникающие при решении задачи автоматизированнойподдержки управленческого труда, связаны с его спецификой. Управленческий трудотличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов,многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего,труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть вообщене поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческойдеятельности изначально связывалась только с автоматизацией некоторыхвспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационныхкомпьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появлениепринципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни кизменению подходов к автоматизации управления производством.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВУПРАВЛЕНИИ.
 
1.1Информационные технологии в современной экономике
Информационная система — это совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих собой информационные,кадровые и материальные ресурсы, процессы, которые обеспечивают сбор,обработку, преобразование, хранение и передачу информации в организации.
В организациях существуетбольшое количество различных типов ИС: от традиционных до сложных, работающихна базе локальных и глобальных компьютерных сетей.
Информационные технологии- это совокупность методов, процедур и средств, реализующих процессы сбора,обработки, преобразования, хранения и передачи информации.
Использование ИС фирмамии организациями определяет степень современности подготовки их администрации куправлению организацией.
Информационная системауправления — это круг разнообразных ИС, обеспечивающих управленческомуперсоналу эффективное принятие решений по управляемому объекту.
Информационная системауправления представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче,переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга дляреализации функции управления.
Информационные системыможно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основурассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки,определяющие функциональные возможности и особенности построения современныхсистем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств,организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп(классов)
По типу хранимых данныхИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системыпредназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел итекстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. Вдокументальных системах информация представлена в виде документов, состоящих изнаименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированнымданным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранныедокументы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системахпрактически не производится.
Основываясь на степениавтоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационныесистемы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.
/>
Рис.1. Классификацияинформационных систем

Ручные ИС характеризуютсяотсутствием современных технических средств переработки информации ивыполнением всех операций человеком.
В автоматических ИС всеоперации по переработке информации выполняются без участия человека.
Автоматизированные ИСпредполагают участие в процессе обработки информации и человека, и техническихсредств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данныхотводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современномупредставлению понятия «информационная система».
В зависимости отхарактера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые иинформационно-решающие
Информационно-поисковыесистемы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросупользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечногообслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования меств гостиницах и пр.)
Информационно-решающиесистемы осуществляют, кроме того, операции переработки информации поопределенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такиесистемы принято делить на управляющие и советующие принимаемые человекомрешения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработкабольших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов,бухгалтерского учета.).
Советующие ИСвырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитываетсяпри формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия.Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных.(Например, экспертные системы.)
В зависимости от сферыприменения различают следующие классы ИС.
Информационные системыорганизационного управления — предназначены для автоматизации функцийуправленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленныхобъектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).
Основными функциями подобныхсистем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет ианализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет,управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.
ИС управлениятехнологическими процессами (ТП) — служат для автоматизации функцийпроизводственного персонала по контролю и управлению производственнымиоперациями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средствизмерения параметров технологических процессов (температуры, давления,химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметрови регулирования технологических процессов.
ИС автоматизированногопроектирования (САПР) — предназначены для автоматизации функцийинженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при созданииновой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются:инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов),создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные(корпоративные) ИС — используются для автоматизации всех функций фирмы иохватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Онивключают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационномпространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направленийдеятельности. Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы,приведены в таблице 1.

Таблица 1
Функциональноеназначение модулей корпоративной ИС.Подсистема маркетинга
Производствен
ные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Подсистема кадров (человеческих ресурсов) Прочие подсистемы (например, ИС руководства) Исследование рынка и прогнозирование продаж Планирование объемов работ и разработка календарных планов Управление портфелем заказов Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Контроль за деятельностью фирмы Управление продажами Оперативный контроль и управление производством Управление кредитной политикой Ведение архивов записей о персонале Выявление оперативных проблем Рекомендации по производству новой продукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и планирование подготовки кадров Анализ управленческих и стратегических ситуаций Анализ и установление цены Участие в формировании заказов поставщикам Финансовый анализ и прогнозирование Обеспечение процесса выработки стратегических решений Учет заказов Управление запасами Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты
Анализсовременного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса наинформационные системы организационного управления. Причем спрос продолжаетрасти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельнойфункции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считаетсяуже пройденным этапом для многих предприятий.
В таблице 2 приведенперечень наиболее популярных в настоящее время программных продуктов дляреализации ИС организационного управления различных классов.
Таблица 2
Классификациярынка информационных системЛокальные системы Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Крупные интегрированные системы (IC)
БЭСТ
Инотек
Инфософт
Супер-Менеджер
Турбо-Бухгалтер
Инфо-Бухгалтер
Concorde XAL Exact
NS-2000 Platinum PRO/MIS
Scala SunSystems
БЭСТ-ПРО
1C-Предприятие
БОСС-Корпорация
Галактика
Парус
Ресурс
Эталон
Microsoft-Business Solutions — Navision,
Axapta D Edwards (Robertson & Blums)
MFG-Pro (QAD/BMS)
SyteLine (COKAП/SYMIX)
SAP/R3 (SAP AG)
Baan (Baan)
BPCS (ITS/SSA)
Oracle Applications (oracle)
Существует классификацияИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.
Информационная системаоперативного уровня — поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках исобытиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов).Информационная система оперативного уровня является связующим звеном междуфирмой и внешней средой.
Задачи, цели, источникиинформации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и ввысокой степени структурированы.
Информационные системыспециалистов — поддерживают работу с данными и знаниями, повышаютпродуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задачаподобных информационных систем — интеграция новых сведений в организацию ипомощь в обработке бумажных документов.
Информационные системыуровня менеджмента — используются работниками среднего управленческого звенадля мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основныефункции этих информационных систем:
сравнение текущихпоказателей с прошлыми;
составление периодическихотчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как наоперативном уровне;
обеспечение доступа к архивнойинформации и т.д.
Стратегическаяинформационная система — компьютерная информационная система, обеспечивающаяподдержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целейразвития организации.
Информационные системыстратегического уровня помогают высшему звену управленцев решатьнеструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основнаязадача — сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующимпотенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютернойтелекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях.Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой моментпредоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системыобладают ограниченными аналитическими возможностями.
С точки зренияпрограммно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС.
Традиционныеархитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов илисерверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративныхинформационных систем, базирующихся на технологии Internet(Intranet-приложения). Следующая разновидность архитектуры информационнойсистемы основывается на концепции «хранилища данных» (DataWarehouse) — интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационныересурсы. И, наконец, для построения глобальных распределенных информационныхприложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительныхкомпонентов на основе объектно-ориентированного подхода.
1.2 Роль информации в управлении
Информация –универсальный ресурс, потребляемый всеми сферами экономики и представляющийсобой совокупность сведений, фактов, знаний об окружающих ее компонентах,объектах, субъектах, передаваемых прямо или косвенно от источника кпотребителю, в результате чего смешивается или снижается неопределенность всложившейся ситуации.
Информация должнарассматриваться в 3-х аспектах:
синтетический – связантолько со способом передачи информации;
семантический – отражаетсмысловое содержание информации;
прагматический – отражаетпотребительский свойства информации.
Экономическая информациявыступает одновременно как:
предмет(первично-необработанные данные),
средство (совокупностьзнаний, приемов, средств для переработки информации),
результат труда(информации, которая обладает потребительскими свойствами).
Экономическая информация(ЭИ) – документированные сведения, отражающие состояние и ход экономическихпроцессов.
ЭИ может воплощаться в несколькихзнаковых формах, объединенных на основе естественного языка в некий комплекс.Это информация о процессах производства, потребления, накопления и потребленияматериальных благ и различных услуг.
Высший менеджментначинает осознавать, какое важное воздействие оказываютинформационно-технологические решения на сам хозяйственный процесс и культурупредприятия. Поэтому он чувствует себя все более ущемленным в том плане, чтовынужден делегировать соответствующие вопросы внутрифирменным подразделениям иливнешним организациям. К тому же первый опыт работы внефирменныхинформационно-технологических служб не дает особых поводов для оптимизмаотносительно эффективности решения указанных проблем. В этой связи возникаютследующие ключевые вопросы:
каково отношение ведущегоперсонала к ИТ, какие последствия вытекают из более эффективной ее организациии использования в производстве новых товаров и услуг;
что должно знать высшееруководство фирмы в области ИТ, чтобы принимать компетентные решения, вчастности в отношении инвестиций;
в какой мере допустимоделегирование функций в сфере ИТ;
какова должна быть рольвысшего менеджмента в управлении информационно-технологическим потенциалом.
Основные аспекты развитияи их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем.
1. Децентрализация ирост информационных потребностей.Ориентацияна максимальное сближение с клиентом потребовала от предприятий перехода кгоризонтальным, децентрализованным структурам. Принятие решений в условияхдецентрализации привело к резкому росту потребностей в информации относительнопроцесса производства товаров и услуг. Возникла необходимость в более подробномознакомлении третьей стороны с состоянием дел в соответствующих хозяйственныхобластях. В новой обстановке обеспечение информацией по всем направлениямдолжно функционировать безупречно.
Использование ИТ призванонивелировать организационную сложность предприятия. Ранее это достигалосьблагодаря возложению на компьютеры сложных вычислений и обработки документациив очень больших объемах. Сейчас речь идет о том, чтобы непрерывно усложняющиесягоризонтальные и вертикальные модели взаимосвязей (структуры которых в своюочередь постоянно меняются) совершенствовались с помощью новой коммуникационнойтехнологии.
Ранее на предприятияхустанавливались мощные обрабатывающие системы, готовившие огромное количествоцифровых отчетов, на базе которых в последующем осуществлялось управлениехозяйственной деятельностью. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы разработать такуютехнологию, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событийменеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации.Новые информационно-технологические системы должны обеспечивать не какую-тоабстрактную хозяйственную систему, а конкретных партнеров, которые вразнообразных формах участвуют в хозяйственном процессе.
2. От обработки данныхчерез информационные системы к управлению знаниями. Уже давно отпала необходимостьрассматривать ИТ как средство обработки данных. С помощью этой технологии изданных надо извлекать информацию для нужд пользователя, а возникающая в этойсвязи проблема «информационных перегрузок» требует массивных средств отбора,дальнейшей обработки и обновления информации. При этом следует продумать вопросо коммерчески выгодных интерфейсах и сжатии внутрифирменной и внешнейинформации, а также о трансфере совместно используемых знаний междуорганизационными подразделениями и партнерами по кооперации.
Быстрое развитие сетейлокальных систем с сверхрегиональной и даже интернациональной структуройприводит к отказу от классических рабочих полей информатики и широкомупривлечению средств телекоммуникаций. Организационно это ведет к ликвидацииграниц предприятия. Все труднее становится определить, где оно начинается и гдекончается. Создание и эксплуатация соответствующей коммуникационной структурыдля подобных «виртуальных предприятий» относятся к задачам информационногоменеджмента, так же как и классическая функция обеспечения производственногопроцесса или разработки товаров и услуг на базе ИТ. Дело при этом состоит нетолько в обработке информации, но и рациональном распределении знаний.
Кроме того, организациядолжны учитывать на профессиональном уровне все новые и важные для ИТ аспекты.Примером может служить вопрос о технологическом и хозяйственном значениисистемы «Интернет». Именно на информационно-технологической службе лежитответственность за создание здесь платформы, на которой станет возможнойквалифицированная психологическая подготовка персонала, включая общефирменныйменеджмент.
3.Интеграциядецентрализованных систем. Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самыхразнообразных систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников(а также внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решенийможет стать критически важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе стем объединение по вертикали и горизонтали информационно-технологическихсистем, возникших в условиях децентрализации, кажется почти невозможным. Вовсяком случае в классических областях ИТ опыт на этот счет отсутствует. Тем неменее интеграция должна произойти.
Постановка подобной целинеобходима высшему менеджменту для управления изменениями. Организационнымрычагом в ее достижении могут стать виртуальные, сверхотраслевыепредпринимательские интеграционные группы. Возможно, такие группы смогут дажеуправлять функцией ИТ. Целью в этом случае мог бы стать интеграционный подход квзаимосвязанным технологическим, социальным, функциональным и хозяйственнымпроцессам.
4.Будущие зависимости. Капиталовложения в ИТ сегодня влекутза собой многочисленные последствия. С одной стороны, они открываютопределенные перспективы, а с другой - могут лишить предприятие некоторыхвозможностей в будущем из-за зависимостей, связанных с быстрымитехнологическими изменениями. Поэтому решения о капиталовложениях в ИТ недолжны приниматься, пока не получен ответ на вопрос, по какому пути пойдетразвитие следующего поколения технологии.
5.Психологическийфактор. Естественно,что новая технология повышает производительность, помогает фирме добитьсялучших хозяйственных результатов. Наряду с этим менеджеры должны знать о том,как мыслят и как работают люди, использующие новую технологию. Фирмам, которымэто удается лучше, могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных вИТ.
6. Языковые уровни. Изготовители информационной техникидолжны научиться делать предложения не только в узкоспециальных терминах. Напереговорах партнер будет ставить вопросы, имеющие принципиальное значение длявысшего менеджмента. Здесь важно, чтобы обе стороны вышли на новый переговорныйуровень, на котором стороны говорили бы на одном языке. Речь в этом случае идетскорее не о качестве техники, а о качестве услуг в сфере ИТ. Техника, разумеется,должна хорошо работать, быть на высоком уровне. Вместе с тем ее изготовительдолжен почувствовать себя на месте менеджера, который с помощью ИТ стремитсядобиться конкурентных преимуществ. Чистый продавец в системе сбыта ИТ уходит впрошлое.
Таким образом,можно резюмировать, что сегодня между рассмотренными группами интересов отсутствуетнеобходимое взаимодействие. Из-за различий в «языках» и «культурах»возникают проблемы кооперации и коммуникации. Властные устремления ипрофессиональный эгоизм мешает принятию решений по существу. К кооперации иинтеграции информационно-технологические отделы подготовлены слабо. Частоустанавливаются критерии, которые напрямую не связаны с успехом предприятия.Общие цели ставятся (если это имеет место) на крайне ограниченную временнуюперспективу. Управление реализацией общих проектов организуется очень плохо.Сферы компетенций и ответственности за решение задач распределяются нечетко.Очевидно, что в сфере управления ИТ необходимы новые правила игры.
Использование информационнойтехнологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам.Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себядостаточно компетентным. Решения обычно возлагаются на руководителейинформационных служб или специализированные внешние организации. Хозяйственные риски, связанные с ИТ, постоянно растут, инеясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важныйстратегический ресурс. Правда, в последнее время высший менеджмент стал внимательнееотноситься к ИТ. Именно от него должны исходить решающие инициативы поизменению ситуации в данной сфере
 
1.3 Использование автоматизации на разных уровнях управления
Системы начальногоуровня. Системыначального уровня широко распространены среди предприятий небольшого размера,которые успешно используют их в своей повседневной деятельности. Отличительнойчертой таких информационных систем является ограниченный охват бизнес-процессовпредприятия.
Программные продукты данногокласса могут сильно отличаться друг от друга по целевому назначению: сюда можноотнести как бухгалтерские, так и складские и торговые системы. Но, тем неменее, эти системы имеют много общих черт:
невысокаятребовательность к выделяемым ресурсам. Системы данного класса могут работатьпод управлением современных промышленных СУБД, однако могут эксплуатироваться ина небольших предприятиях. Количество возможных пользователей такой системыколеблется от 1 до нескольких десятков.
подразумевается, что пользовательможет приобрести, установить и начать эксплуатацию самостоятельно, однакоразработчики стараются делать программы с как можно более широкимивозможностями, что позволяет интегрировать такие системы с другими системамиэтого и более высокого классов.
Системы среднегоуровня. Появлениесистем среднего уровня обусловлено потребностью в программном продукте с болееширокими возможностями, нежели системы начального уровня. Таким образом,некоторые производители на основе современных способов и средств разработкисоздали готовые решения для довольно широкого круга потребностей предприятия. Всостав таких систем обычно входят следующие подсистемы:
бухгалтерский учет;
управление производством;
материально-техническоеснабжение и сбыт;
планирование;
производство.
Несмотря на способностьтаких систем вести учет практически по всем направлениям деятельностипредприятия, некоторые подсистемы реализованы в них в весьма усеченном виде.Тем не менее, количество различных параметров настройки у такой системы достигаетзначительного числа, что приводит потребителя к неспособности самостоятельноустановить продукт. Зачастую, большую часть стоимости программного продуктасреднего уровня составляют услуги по установке и настройке системы, сервисноеобслуживание. Дороговизна таких систем делает их недоступными для небольшихфирм.
Немаловажным минусомподобной системы является то, что успех внедрения системы среднего уровня вомногом зависит от качества выполнения анализа деятельности предприятия.
Системы высшего класса. Современные версии систем высшегоуровня обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами организации.Количество различных параметров настроек достигает десятков тысяч. Однакоодновременно возрастает и стоимость внедрения подобной системы.
Следует также учитыватьследующий набор минусов, возникающих при введении в строй подобной системы:
может потребоватьсяпривлечение внешних консультантов, что приведет к значительному росту затрат;
внедрение сложной системызачастую требует некоторой реорганизации деятельности;
необходимо наличиеспециального подразделения, которое бы перенастраивало систему под требованиябизнеса.
С другой стороны,руководители организации и ее персонал получают великолепный инструмент,позволяющий планировать и управлять производством.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВСУПЕРМАРКЕТЕ «ПЕТРОЛЬ»
 
2.1Характеристика супермаркета «Петроль»
 
Я проходила практику напредприятии ООО «Штандарт «ОША» супермаркет «Петроль» Мира,12, расположенный поадресу: г. Омск, ул. пр. Мира,12. Предприятие создавалось и действует всоответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным закономРоссийской Федерации и иным действующим законодательством Российской Федерации.
ООО «Штандарт «ОША» — торговое предприятие. В состав ООО «Штандарт «ОША» входит:
Спиртовой завод;
Ликеро-водочный завод;
ЗАО ПК «ОША» (мясо,яйцо);
Пивзавод «ОША»;
Розничная сеть(Супермаркеты «Петроль» и фирменные магазины «ОША»).
Организационно-правовойформой предприятия является Общество с ограниченной ответственностью, действуетна основании устава. Предприятие начало свою деятельность в 2002 году иосуществляет изготовления спирта и спиртосодержащих изделий, заготовку куриногомяса и яиц, розничную торговлю продовольственных и непродовольственных товаров.

/>
Рис. 1. Структура АТППГруппа «ОША»
 
Документы,регламентирующие деятельность торгового предприятия:
Устав (Приложение №1);
Идентификационный номерналогоплательщика для открытия торгового предприятия;
Свидетельство огосударственной регистрации юридического лица (Приложение №2);
Свидетельство о поставкена учет в налоговом органе юридического лица (Приложение №3);
Сертификаты соответствияна все товары (Приложение №4) ;
Должностные инструкцииработников торговли;
Правила продажи отдельныхвидов товаров. Постановление правительства Российской Федерации от 19 января1998 года №55;
Ассортиментный перечень;
ЗаключениеГосударственного санитарно-эпидемиологического надзора в Центральномадминистративном округе г. Омска (Приложение №5);
Инструкция «О порядкевыдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска ихпо доверенностям» — Инструкция Министерства финансов СССР от 1967 г.;
Лицензия на праворозничной продажи алкогольной продукции (Приложение №6);
Свидетельство огосударственной регистрации права (Приложение №7);
Договор о полнойматериальной ответственности — ст. 121.1 КЗОТ.
В состав предприятиявходят такие подразделения как: кабинет директора, операторская, отдел заказатовара, приемочная, склад поставляемого товара, отдел охраны. На данный моментв штате ООО «Штандарт «ОША» супермаркет «Петроль» Мира,12 насчитывается 57человек. Средняя заработная плата составляет 8000 рублей. Супермаркет работаетс 8:00 до 23:00, посменно.
Экономическое состояниеООО «Штандарт «ОША» супермаркет «Петроль» Мира,12 на данный момент желает бытьлучшего. Спрос на продукцию падает, т.к. на рынке розничной торговли появляютсяочень много магазинов!
Техническая оснащенностьнаходится на среднем уровне, в торговом зале имеются 7 открытых витрин стемпературой +4о — +6оС, 1 – с температурой -20оС,2 баннеты с температурой -20оС, 2 витрины закрытого типа с температурой+4о — +6оС. На рабочих местах продавцов имеются электронныевесы (4), горячий столик (3). В служебном помещении размещены холодильныекамеры с температурой -20оС для заморозки товара и с температурой +6о — +8оС для хранения скоропортящихся товаров.
Услуги, предоставляемыесупермаркетом: размещение указателей для ориентирования покупателей в торговомзале, консультации покупателей, упаковка, перевязка, взвешивание товара,предоставление шкафчиков хранения сумок, также имеются продуктовые тележки,корзины, у входа в магазин продают живые цветы.
Директор – осуществляет общее руководствопредприятием.
Бухгалтерский аппарат – осуществляет контроль заценообразованием и реализацией продукции.
Заместитель директора – осуществляет контроль захозяйственными службами предприятия. Обеспечивает бесперебойное снабжениепредприятия продуктами, а также обеспечивает безаварийную работу предприятия.
Главный бухгалтер – осуществляет контроль зафинансовой деятельностью предприятия.
Отдел кадров – осуществляет подбор и расстановкукадров.
Администратор – отслеживает запасы товара, пополняеттовар на витринах.
Склад – приём, хранение и отпуск товаровподразделениям.
Менеджер по приемутовара – принимаеттовар по количеству и качеству, делает возврат товара поставщикам.
Оператор ПК – оприходование товара по товарнымнакладным от поставщика, распечатка документов, обеспечение магазина ценниками,обслуживание весов и т.д.
Ст. кассир - обслуживает кассы, осуществляетоперации с денежными массами.
Продавцы и фасовщики — подготавливают товар к реализации.
Кассиры – производят расчет покупателей.
Грузчик – осуществляет погрузку, разгрузкутоваров.
Форма собственности – частная.
Организационно-правоваяформа – открытоеакционерное общество.
Вид деятельности – розничная торговля.
Торгово-технологическийпроцесс:
Заказ товара;
Разгрузка и прием товарапо товарным накладным;
Оприходование товара потоварным накладным от поставщика;
Подготовка товара кпродаже (распаковка/упаковка, взвешивание и т.д.)
Реализация продукции.
Назначение: обеспечение населения товарамипервой необходимости, а также сопутствующими товарами.
Функции: продажа товаров народногопотребления.
У предприятия заключеныдоговора с предприятиями-поставщиками продукции, с обслуживающими предприятиями(вывоз твёрдых бытовых отходов, поставка электроэнергии, воды горячей ихолодной, обслуживание электронных весов, обслуживание помещения).
Номенклатура товаров:
Счёт-фактура, накладнаяна поставку товаров, накладная на отпуск товаров со склада, отчётматериально-ответственных лиц.
 
2.2Движение информации в процессе управления в супермаркете «Петроль»
Супермаркет «Петроль» взаимодействует с предприятиями,осуществляющими реализацию товаров, хозяйственных товаров, вино-водочныхизделий и с хозяйственными службами города. Товары супермаркету «Петроль»поставляют предприятия-производители, а также посредники.
Продукты питаниясупермаркету «Петроль» поставляют такие предприятии как: ОАО «Хлебодар», ООО «ТДСладонеж», ООО «ТД Сладуница», ОАО «Инмарко», Ип Воят В.Ф., ООО «Оскар Омск»,ООО «ТД Шкуренко», ЗАО «Союзконтракт Сибирь» и т.д.
Сопутствующие товары: ЧПКузнецов А.М., ООО «Компания Акра», ООО «Дина», ООО «Ремез», ООО «Мистерия ОМ»,ЧП Суханов Г.А. и т.д.
Вино-водочные изделия:ООО «Содружество», ООО «Трейд-вино», ООО «АКС», ООО «Дельта», ООО «Омсквинпром»,ООО ЛВЗ «ОША» Пивоваренный завод, БМС ООО «Омсквинторг» и т.д..
Хозяйственные товары:
ООО «Элвитрейд» — одноразовая посуда, пакеты, упаковка.
ООО «Торгсервис» — одноразовая посуда, упаковка.
ООО «Мистерия ОМ» — одноразовая посуда, пакеты, упаковка.
ООО ПКП «Промтехснаб» — моющие средства, мыло, порошок.
К хозяйственным службамотносятся:
1) МУП ЖКХ «Сервис»(уборка территории, вывоз мусора).
2) ОАО «Омскаяэнергобытовая компания» (обеспечивает электроэнергией и горячей водой).
3) ООО «Дезор» — дезинсекция (борьба с мышами).
4) МУП «Водоканал» — холодная вода.
5) ООО «Торгбыттехника» — обеспечивает контроль и ремонт весоизмерительной техники.
 
2.3Примеры автоматизации документов в супермаркете «Петроль»
Торговый отдел, сделавотчет остатков по каждому супермаркету «Петроль», на их основании делает заявкипоставщику в письменном виде. С представителем от компании-поставщика торговыйотдел оговаривает ассортимент товара, количество поставляемой продукции, цены,договариваются и скидках, бонусах и т.п. Когда заявка сделана, менеджерторгового отдела отправляет заявку на каждый магазин в отдельности поэлектронному чату. Через маленький промежуток времени (примерно 2-10 минут) заявкапоступает на компьютер оператора ПК данного магазина. Оператор распечатываетдокумент и на основании заявки осуществляется прием товара по количеству икачеству.
Также в каждомсупермаркете «Петроль» на компьютере настроен электронный ящик. Все сотрудники,начиная с генерального директора и заканчивая оператором ПК, общаются черезэлектронный чат и электронную почту. Информация передается моментально, беззадержек, без потерь каких-либо данных. Но, в любом процессе есть сбои. Еслинет связи с Интернетом или произошли какие-то сбои в электронном чате, то напомощь АТПП группа «ОША» приходят системные администраторы. В считанные секундыопределяют поломку и устраняют ее. Если поломка больших масштабов, существует вАТПП группа «ОША» такой отдел, под названием «Альфа ком», который решает всепроблемы, связанные с информационными технологиями.

ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУПЕРМАРКЕТЕ«ПЕТРОЛЬ»
 
3.1 Организациярабочего места кассира на основе POS–систем.Полная автоматизация супермаркета
Автоматизация работысупермаркета представляет собой непростую задачу по ряду причин:
Требуется организациянескольких мест кассира, позволяющих комфортно работать в условияхповышенной нагрузки. Предполагается использование как весового, таки штучного товара.
При продажескоропортящихся продуктов должен быть предусмотрен учет времени хранения товараи обеспечиваться распечатка ярлыков с указанием даты продажии срока годности продукта.
Большой объем товарнойбазы – тысячи наименований разного типа (штучных, весовых, объемных).
Должна быть обеспеченабыстрая приемка большого количества и ассортимента товара, часть которогонужно маркировать.
Возможность оперативногоконтроля продаж в реальном времени. Формирование аналитических отчетов,товарных документов по установленным формам. Обеспечение обмена даннымис бухгалтерскими программами.
В супермаркете «ПетроЛь»POS–системы активно используются уже довольно давно, однако полнаякомпьютеризация всех этапов товародвижения в магазине еще не произведена.
Полная компьютеризациявсех этапов товародвижения в магазине позволит не только ускорить процесстовародвижение, но и повысить надежность контроля процесса товародвижения.
Организация рабочего места кассира наоснове POS–системпозволяет не просто рационализировать, но и коренным образом изменить работукассиров в сторону повышения ее эффективности.
При правильнойорганизации расчетной зоны магазина с использованием POS–систем резко снижаетсявозможность возникновения очередей на выходе из торгового зала, упрощаетсявнутренний документооборот магазина и обмен информацией между различнымислужбами торгового предприятия, появляется возможность использовать трудменьшего количества работников и, как следствие, увеличивается прибыльностьмагазина и его положительный имидж среди покупателей.
В настоящее время компания «Прима-софт»имеет большой опыт в установке и обслуживании таких систем. Данная систематакже отличается большей надежностью, что позволит также уменьшить нагрузкуработников по техобслуживанию рабочих мест.
POS–системы представляют собойопределенные технические комплексы и программное обеспечение, связывающее вединую локальную компьютерную сеть все кассовые комплексы магазина,штрих–кодовое и измерительное оборудование, а также компьютеры в бухгалтерии идирекции со всеми подключенными к ним периферийными устройствами.Приблизительная схема организации работы магазина с использованием POS–системпоказана на рисунке Приложения 1.
На рабочее место кассира устанавливаетсякомпьютер с подключенным к нему фискальнымрегистратором, например СПАРК-700ТК.На этот компьютер устанавливается программа «АРМКассира», в функции которой входит регистрация покупки,печать чека и взаимодействие с внешними устройствами: сканером штрих-кодов,специализированной клавиатурой со считывателем магнитных карт, таблопокупателя.
Преимущества использования компьютера нарабочем месте кассира огромны: неограниченное количество товаров, работа соскидками, использование оплаты по кредитным картам, подробные отчеты опродажах, передаваемые в систему учета.
«АРМКассира» функционирует автономно (off-line), получает отосновной программы данные о товарах и по окончании смены передает данные опродажах в конфигурацию «ККС: Магазин».
По желанию клиента возможна заменаоборудования на аналогичное: программируемые клавиатуры, POS-мониторы, сканеры штрих-кода, весовоеоборудование.
Для проведения инвентаризации магазине вкоммерческое предложение может быть включен терминалсбора данных. Использование мобильных устройств со сканером штрих-кода и блоком памяти дляучета 20 тысяч и более наименований товаров существенно облегчает трудтовароведа. И, что важно, ускоряет процесс инвентаризации и сводит возможностьошибки при сверке товарных остатков к нулю.
 Для поддержания наPOS–системах актуальной информации об остатках товаров и их ценах предусмотренмеханизм автоматической загрузки информации о товарах при проведениидокументов. За счет этого снижается влияние человеческого фактора на процессобновления информации о товарах на кассах, так как в этом случае не требуетсядополнительно проводить операцию загрузки касс.
Обмен данными (загрузкасправочника товаров и выгрузка отчета о продажах) производится через текстовыефайлы и возможен как в ручном режиме на внешних носителях (дискета,флэш-память), так и в автоматическом режиме по локальной сети, отличительнойособенностью которого является возможность обмена в любой момент времени безотрыва кассира от работы. В таком режиме работы в товароучетной системеподдерживается информация об актуальном остатке товара в торговом зале.
Одним из важныхпреимуществ POS–систем является возможность гибкой организации системскидок–надбавок:
назначающиеся с точностьюдо определенного товара автоматические схемы скидок (по условию, по дате, повремени, дню недели, количеству, сумме);
использование магнитныхкарт с фиксированным процентом (суммой) скидок;
использованиеперсональных дисконтных карт с учетом суммы накопления.
Это позволяет удобно иоперативно проводить всевозможные акции по привлечению покупателей. К тому же,система позволяет централизованно управлять скидками, предоставляемымипокупателям и производить анализ эффективности применения дисконтных карт.Информация о скидках и дисконтных картах хранится в базе данных и может быть влюбой момент загружена на POS–системы.
Новинкой программногообеспечения, предлагаемой фирмой «ПРИМАСОФТ» является ПО Frontol, разработанноефирмой «Атолл».
Типоваякомпьютерно-кассовая система состоит из:
персонального компьютера;
обычной илиспециализированной клавиатуры;
дисплея кассира, какправило, небольшого размера (9”);
сканера штрихкода;
дисплея покупателя;
фискального регистратора;
денежного ящика.
Всем вышеперечисленнымоборудованием управляет кассовая программа, которую относят к классу«Front-Office».
Frontol – современная программа классаFront-Office для применения в компьютерно – кассовых системах на базефискального регистратора.
Архитектура
Клиент-сервер. БесплатнаяСУБД FireBird 1.5
Совместимостьс ОС
Приложение Windows 2000 /NT / XP / 2003
Совместимостьс ПО
Обмен с товароучетным ПОможет производиться в следующих форматах:
АТОЛ (текстовые файлы);
БЭСТ (DBF);
СуперМАГ-УКМ (DBF);
АСТОР (DBF);
GESTORI (текстовыефайлы).
Это делает Frontolсовместимым с широким спектром программ класса «Back-Office»:
Трактиръ: Стандарт ПЛЮС;
Торговля 24 часа;
Линейка ПО«БЭСТ»;
GESTORI;
АСТОР: Торговый дом;
1С-Рарус: Магазин;
1С: Торговля и склад 7.7;
1С: Управление торговлей8.0;
S-market;
Товароучетное программноеобеспечение, в котором реализовано взаимодействие с ПО «СУПЕРМАГ-УКМ»в формате DBF.
Поддерживаемоеоборудование
Frontol поддерживает работу с широкимспектром торгового оборудования:
Фискальныерегистраторы:
ТОРНАДО-К (МЕРКУРИЙ MS-Кверсия 02)
ТОРНАДО (МЕРКУРИЙ-114.1Фверсия 04)
ФЕЛИКС-Р Ф версия 02
ФЕЛИКС-02К версия 01
ФЕЛИКС-Р К версия 01
ФЕЛИКС-3СК версия 01
Триум-Ф версия 01
ШТРИХ-ФР-Ф версий 03, 04
ШТРИХ-ФР-К версия 01
ЭЛВЕС-МИНИ-ФР-Ф версия 02
ЭЛВЕС-ФР-К версия 01
МЕРКУРИЙ-114.1Ф версии01, 02
ШТРИХ-МИНИ-ФР-К версия 01
POSPrint FP410K версия 01
MSTAR-Ф
ПРИМ-08ТК
ПРИМ-88ТК
ПРИМ-07К
СП101ФР-К
ШТРИХ-КОМБО-ФР-К
Сканерыштрихкода:RS-232С, клавиатурные и USB
Считывателимагнитных карт:RS-232С, клавиатурные и USB
Клавиатуры: стандартная и специализированная
Дисплеипокупателя:
Datecs DPD-201
Меркурий ДП-01 / ДП-02 /ДП-03
Дисплеи покупателя спротоколом EPSON (Firich, POSIFLEX, NCR, Jarltech и др.)
Flytech
GIGATEK DSP800 / DSP850A/ DSP820
Штрих-FrontMaster
Дисплеи покупателя с протоколомEPSON USA (POSIFLEX PD302C и др.)
TEC LIUST51
IPC
Терминалы сбораданных:
ZEBEX PDX-10
ZEBEX Z-1050
ZEBEX Z-2030
CIPHER CPT-7xx
CIPHER CPT-8x00
CIPHER base 35x0
Терминалы с предустановленной системой «Mobile Logistics» (Casio IT-10, Casio IT-500, Casio IT-600,Casio IT-3000, Casio DT-X5, Casio DT-X10, Casio DT-X11, Symbol MC-50, SymbolPPT8800, Symbol SPT-1550, Symbol SPT-1800)
Терминалы с предустановленной системой «Mobile Logistics Lite» (Casio DT-900, Casio DT-930, CipherLabCPT-8000, CipherLab CPT-8001, CipherLab CPT-8300)
Электронные весы:
BP 4149/4900
Штрих ВТ/AC/АС POS/АСмини POS
CASAP/AD/EM/SC/S-2000/ER
ПетВес серия Е
Тензо ТВ-003/05Д
Bolet MD-991
Масса-К серии ПВ/ВТ/общийпротокол
Мера (Ока) до 30/150 кг
Мера (9 байт) до 30/150кг
ACOM PC100W/PC100/SI-1
Mettler Toledo 8217
Штрих ВМ100
Весы с печатьюэтикеток:
CAS серии LP 1.5
CAS серии LP 1.5 / 1.6 /2.0 Ethernet
Масса К серии ВП
Масса К серии ВТ
ACOM серии Nets RS-232 /Ethernet
Digi SM-300
Mettler Toledo«Tiger»
Штрих-Принт
Принтеры чеков:
Star SP2000 /SP298 / TSP600 / TSP700 / TSP800
Axiohm 794
CBM 1000 II
CT-S300
CBM 270
Aura Series PP7000 /PP7000-II
EPSON TM-T88
Сенсорный экран(Touch Screen)
Денежные ящики
Сканер отпечатковпальцев:
«Authentec» (клавиатура POSIFLEX KP100 & KB4000 SERIES)
Проксимити-считыватели:
СКД-ЕМ-1
PERCo-CR-12001
Интеграция
Во Frontolинтегрирована работа со следующими системами:
Платежныесистемы:
ABG-совместимые
Газпромбанк
Банковские ИнформационныеТехнологии
Сбербанк России
РОСБАНК
Золотая корона
INPAS PULSAR
INPAS PULSAR EMV
ЭКСПОБАНК
Системы ТехнологииСопровождение
Пенза-Карт
Банк «Санкт-Петербург»
Золотая корона:Магазинные карты
NCC: UNICOMM
ИМПЭКСБАНК
Списокподдерживаемых банков.
Платежные системыоплаты услуг операторов:
Бюрократ
Элком Электроник Коммерц
CyberPlat
Системывидеоконтроля:
ISS (POS-инспектор)
G2 Tehnology(CashControl)
ITV (POS-Интеллект)
Национальные ЛабораторииБезопасности «ВидеоМаркет» (Чек-ТВ & Аналитика.Чек-ТВ)
ПРИЗМА
 
3.2 Расчет эффективности мероприятияпо полной компьютеризации процесса товародвижения
Техническиехарактеристики старой и предлагаемой системы даются в таблице 3. В таблицувнесены только те характеристики, которые могут понадобиться для расчетаэффективности применения каждой из них на предприятии: потребляемая мощность,производительность, цена.
Таблица 3
Техническиехарактеристики системСистема
Энерго
потребление
Производи
тельность (время на обработку одного чека) Затраты на установку, руб. Средние расходы на кассовую ленту в мес., руб. Цена, р. Старая 3000 Вт/час 6-14 сек. 252000 543 649000,00 Новая 2000 Вт/час 5-8 сек 613000 489 1799000,00
 
Рассчитаемзатраты на покупку, установку и эксплуатацию по каждой системе (табл.4.).
Таблица 4.
Затраты Система Затраты на энергию Затраты на установку Средние расходы на кассовую ленту в мес. Цена Общая сумма затрат Сумма затрат на одно рабочее место Старая
3000*10*320*
1,8/1000= 17280 руб. 252000 543*12= 6516 649000,00 924796 61653,07 Новая
2000*10*320
*1,8/1000= 11520 руб. 613000 489 *12= 5868 1799000,00 2429388 161959,2
 
Таблица 5
Данные к расчетуэффективности мероприятияПоказатели Старая система Новая система Число рабочих мест 4 3 Затраты, руб. 61653,07 161959,2 Затраты в руб. на тысячу руб. товарооборота 6,44 5,44 Производительность в год 60000 70000 Заработная плата, руб. 480 000 360000 Заработная плата одной сотрудницы, тыс. руб. 10000 10000
1.Экономия времени
/>

Экономия численности:
/>
3.Приростпроизводительности труда за счет экономии численности работающих:
/>=53,73%
4.Приростпроизводительности за счет снижения потерь затрат рабочего времени:
/>
5. Экономия заработнойплаты:
/>
6.Экономия по отчислениюво внебюджетные фонды
/> 32760руб.
7.Экономия себестоимости:
/>
8. Годовой экономическийэффект:
/>руб.
Таким образом, получили,что в первый год годовой экономический эффект будет иметь отрицательноезначение. Следовательно, срок окупаемости мероприятия больше года. На второйгод эффект составит:
/>руб.
Тогда срок окупаемостимероприятия:
/>
Следовательно, мероприятиеокупится через 2,04 г.
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Автоматизированныеинформационные технологии в экономике / М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И.Лойко, Т.П. Барановская. Под общ. ред. И.Т. Трубилина. — М.: Финансы истатистика, 2004.
2. Автоматизированныесистемы обработки экономической информации / В.С. Рожнов, О.М. Островский, В.Б.Либерман, Г.Н. Козлова. Под ред. проф. В.С. Рожнова. — М.: Финансы истатистика, 2006…
3. Автоматизированныеинформационные технологии в экономике. Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. — М.:ЮНИТИ, 2006.
4. Банковскиеинформационные системы Учебник.// Под ред. В. В. Дика — М.: Маркет ДС,2006г. — 815 с.
5. Евдокимов В.В.Экономическая информатика: Учебник для вузо /Под ред. В.В. Евдокимова. — СПб.,2007.
6. Карминский A.M.,Нестеров П.В. Информатизация бизнеса, — М.: Финансы и статистика, 2008.
7. Компьютерныесистемы и сети: Учеб. пособие /Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. — М.:Финансы и статистика, 2004.
8. Мишенин А.И.Теория экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социология и право
Реферат Сказки, сюжеты и сценарии современной России
Реферат Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Реферат Creedence Clearwater Revival
Реферат Great Expectations The World Of Laws Crime
Реферат Государственная измена
Реферат Psychology Of The Internet Essay Research Paper
Реферат Социально-этнические общности
Реферат Социально-экономические аспекты демографического кризиса в РФ
Реферат Условия достижения полной конвертируемости рубля
Реферат Социальная стратификация и социальная мобильность
Реферат «Внедрение инновационных банковских технологий как необходимое условие конкурентоспособности финансового сектора России»
Реферат Совершенствование оплаты труда на примере промышленного предприятия
Реферат Социально-экономические и культурные права и свободы гражданина РФ
Реферат Финансы и финансовая политика. Финансы - сущность, функции, механизм