1
1. Ценообразование в мировой торговле. Как и во внутренней торговле, цены в международнойторговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса ипредложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников,влияющих на конъюнктуру и на изменение цен. В связи с этим проанализируемосновные ценообразующие факторы в международнойторговле: общеэкономические; конкретно-экономические; специфические;специальные; внеэкономические.
Общеэкономические факторы —факторы, действующие независимо отвида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации.Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываютсяи изменяются цены. К ним можно отнести: прохождение соответствующих фазэкономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношениесовокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т. д.
Конкретно-экономические — определяемые особенностями даннойконкретной продукции (данного товара), условиями ее производства и реализации.
Специфические — действующие только в отношениинекоторых (отдельных) видов товаров. К ним можно отнести: сезонность в производствеи реализации отдельных товаров (зимняя и летняя одежда или обувь); обязательнаякомплектность поставок отдельных товаров(машинотехническаяпродукция); гарантии и условия послепродажного сервиса и т. д.
Специальные — связанные с действием особых механизмови экономических инструментов. Это касается форм деятельности государства вобласти внешнеэкономических связей. К ним можно отнести формы государственногорегулирования в своей собственной стране, а также государственное регулированиеза рубежом
Внеэкономические — политические, военные, социальныефакторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие определенное воздействиена динамику цен в сфере международной торговли (война в Персидском заливеотразилась на ценах на нефть).
Влияние государства на внешнеторговыецены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованныйхарактер.
В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можноназвать следующие:
— государство определенным образом регулируетвнутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самымоказывает воздействие на цены внешней торговли;
— государство может субсидировать(брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью егоподдержки
— государство проводит соответствующуютаможенную политику в области импорта;
— государство может устанавливать определенныеограничения, квоты во внешней торговле.
К формам прямого воздействия государства на цены внешней торговли можноотнести антидемпинговые меры и процедуры. Еще одним инструментом прямоговоздействия государств на цены внешней торговли является налоговоерегулирование. Примером является введение НДС которым облагаются (или не облагаются)некоторые экспортные и импортные товары, что отражается на внешнеторговых ценахна соответствующие товары.
Используется понятие мировых цен, подкоторыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемыхна мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Основные характеристики мировых цен следующие:
1.они устанавливаются в свободноконвертируемой валюте; 2.это — цены на товары ведущих производителей и поставщиков(продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции ипостоянно сохраняющих свое ведущее положение на данных товарных рынках;3.применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионахмира, где сосредоточено их производство и (или) торговля.
Рассмотрим вопрос об основных видахвнешнеторговых цен.
Контрактные цены —цены, которые согласовали между собойпродавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всегопериода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок посоглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.
Справочные цены — цены продавца, публикуемые вспециализированных изданиях, бюллетенях, по каналам компьютерной информации.Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкоеразвитие получил рынок электронных информационных услуг. Современные технологиипозволяют получать доступ ко всем видам информации о ценах, котораянакапливается в базах данных.
Биржевые цены — цены на товары, торговля которымипроизводится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем иполуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения,происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являютсяфактически ценами сделок именно в данный момент времени. они часто изменяютсяпод воздействием спекулятивных факторов (до 90% сделок – спекулятивные).
Цены аукционов — цены, складывающиеся в результатеаукционных торгов. Данный вид международной торговли связан с торговлейпушниной, чаем, цветами, предметами искусства.
Аукционная торговля – это рынокпокупателей. Существует еще и обратный процесс – торги (рынок продавца). Какправило, торги осуществляются на крупные инвестиционные товары, государственныезаказы и т.д. Торги могут быть открытыми (участие принимают все желающие) изакрытыми (продавец формулирует условия и отбирает среди продавцов наиболееподходящего).
Цены статистики внешней торговли — усредненные цены, публикуемые вразличных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненныецены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Онихарактеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся приэтом тенденции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир призаключаемых внешнеторговых сделках.
2 «Плюсы» и «минусы» вступления Россиив ВТО.
В 1992 году Россия подала заявку навступление в ГАТТ, затем начались переговоры с ВТО, которые продолжаются ужеболее 12 лет. Для вступления в ВТО Россия должна провести переговоры со всемиучастниками. Помимо этого претендент обязан принять все обязательства, которыебыли заключены в рамках ГАТТ и ВТО.
Участие в ВТО дает стране множествопреимуществ. Цели присоединения кВТО:
ü получение лучших в сравнении ссуществующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукциина иностранные рынки;
ü доступ к международному механизмуразрешения торговых споров;
ü создание более благоприятного климатадля иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы всоответствие с нормами ВТО;
ü расширение возможностей для российскихинвесторов в странах-членах ВТО, в тч в банковск сфере;
ü создание условий для повышения качестваи конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потокаиностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
ü участие в выработке правилмеждународной торговли с учетом своих национальных интересов;
ü улучшение имиджа России в мире какполноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении –добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболеевыгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифови открытия внутренних рынков.
Вступать в ВТО надо,поскольку иначе Россия обрекает себя на дискриминацию своей продукции. Порядка95% мировой торговли осуществляется в рамках этой организации, т.е. любаястрана, принимающая участие в международной торговле вынуждена следоватьправилам ВТО. Находясь за рамками ВТО, мы не имеем возможности влиять на формированиеновых правил ВТО. Между тем, существует множество противников вступления Россиив ВТО, тк многие секторы российской экономики необладают достаточной конкурентоспособностью. В результате дискуссий на эту темубыли выработаны сл тезисы:
ü вступление в ВТО не приведет к резкимкачественным изменениям и не окажет катастрофического влияния на занятость;
ü Россия обладает территориальнойинерционностью, т.е. удельный вес импорта в 49 регионах составляет менее 10%;
ü из 23 обследованных отраслей 8 обладаютотносительной нечувствительностью к либерализации, наиболее чувствительные –автомобилестроение, машиностроение, с/х машиностроение,электротехника, мясомолочная продукция, текстиль.
Другим фактором, оказывающим огромное влияние на российскихпроизводителей без всякого ВТО, является серый импорт. В то же время для машиностроениялиберализация импорта – это благо, тк на сегодняшнийдень эта отрасль российской экономики не может удовлетворить потребности более,чем на 20-25%. А на многое оборудование, которое просто не производится вРоссии, импортные пошлины были полностью отменены.
Следует отметить, что в ходе переговоров по вступлению России в ВТОнашей делегации удалось отстоять следующие важные пункты:
ü использование экспортных пошлин,которые в мировой практике применяются очень редко, но в России дают значительныепоступления в бюджет (экспорт энергонисителей);
ü невозможность единовременного повышениявнутренних цен на энергоносители до уровня мировых;
ü удалось добиться не присоединения к договоруо беспошлинной торговле на авиационном рынке.
Нерешенным остается вопрос о дотации сельского хозяйства. Послевступления в ВТО мы не сможем увеличивать дотации с/х. На сегодняшний день дотациисоставляют 2,5 млрд. долл. в год, в то время как российская сторона хочетзаложить 10 млрд. долл. в год, поскольку полагает, что наше сельское хозяйствобудет развиваться, что потребует больше инвестиций в него. В первую очередь,государственных.
После адаптационного периода в 7 лет средневзвешенный тариф на ввозимыетовары может сократиться на 25-30%, что существенно, но даже после такогосокращения российский производитель не будет в достаточной мере защищен.
Сводить будущее России после вступления в ВТО только к либерализациирынка не верно. Следует учитывать влияние прямых иностранных инвестиции. Ужесегодня иностранные инвесторы владеют целым рядом крупных российскихпредприятий в бумагопроизводстве, связи и телекоммуникациях,автосборка...
От вступления в ВТО в значительной мере выиграет российскаяметаллургическая промышленность, в то время как ТЭК ничего не выиграет, но и непотеряет.
Выгоды ВТО для потребителей
Понижение стоимости жизни. Самая очевидная выгодасвободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счетснижения протекционистских торговых барьеров. В результате снижения торговыхбарьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но иотечественная продукция, в производстве которой используются импортныекомпоненты.
Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (напр, в сельском хозяйстве) и количественные ограниченияимпорта в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественногорынка, а к повышению стоимости жизни.
Более широкий выбор товаров и услуг. Помимо готовой иностраннойпродукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортименткоторых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочныечасти и оборудование.
Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественноепроизводство и косвенно снижает цены и повышает качество продукции.
Увеличение экспорта отечественной продукции, что повышает доходыпроизводителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы иблагосостояние населения в целом.
3. Международное разделение труда. Интернационализация хозяйства началась со сферы обмена. Вэпоху первоначального накопления капитала локальные центры межотраслевойторговли преобразовались в единый мировой рынок. Система международного разделения труда сложиласьв процессе конкурентной борьбы между странами. Система международного разделения труда — устойчивое производствотоваров и услуг в отдельных странахсверх внутренних потребностей в расчете на мировой рынок. В основе международного разделения трудалежит международная специализация, которая предполагает наличиепространственного разрыва между отдельными стадиями производства или междупроизводством и потреблением. МРТ может быть частичным или единичным. Интенсивность участия в МРТ определяетсяуровнем развития производительных сил. На МРТ оказывает влияние: различие вмасштабах производства национальных экономик, ограниченные возможностиразделения труда в рамках национальных экономик. МРТ повышает значениеспециализации национальных производств, ориентированных на мировой рынок. Степень развития МРТ определяетсяучастием отдельных компаний в международном обмене.
Показатели участия в МРТ: доля экспортной продукции в общем объемепроизводства, объем внешней торговли по отношению к национальному продукту,роль страны в мировой торговле, внешнеторговый оборот на душу населения.
Степень включения страны в систему МРТхарактеризуется долей экспорта в ВВП. Высокая степень кооперации сводит международную торговлю к согласованнымпоставкам товаром между кооперирующимися., подобная торговля выступает какпредпосылка и момент самого производства. Объем внутринациональных и кооперированных поставок составляет 50 — 60%стоимости продукции во многих отраслях производства промышленно развитыхстран. Более 30% товарооборотапромышленно развитых стран приходится на взаимные поставки в порядке кооперации.
Факторы, способствующие специализации икооперированию: развитие НТП, рост минимальных размеров производства, ускорениеморального старения, что ведет к обновлению ассортимента промышленныхизделий. Углубляющаяся специализациястран в международном обмене — обязательное условие ускорения промышленного инаучно-технического прогресса. Компанииполучают прибыль благодаря снижению издержек производства в связи с ростом масштабностии серийности выпускаемых изделий. Экономия на масштабах производства — решающийфактор в росте специализации. При увеличении выпуска происходит снижениезатрат, что связано с накоплением опыта, повышением технологического уровня,ускорением окупаемости капиталовложений в оборудование. Межотраслевая специализация смениласьвнутриотраслевой. На усиление процесса специализации оказывает влияниеобновление выпускаемой продукции. Внутриотраслевое разделение труда способствует все большемуэкономическому обмену между промышленно развитыми странами, близкими по уровнюэкономического развития. (77% импорта промышленно развитых стран обеспечиваетсяза этот счет). Международная торговля способствует удлинению жизненного циклапромышленной продукции. Усиление МРТ ведет к росту доли внешней сферы всовременной экономике: расширение торговли, рост экспортной квоты (14% в 90-хгг. по сравнению с 10,9 в 70-х гг.). Доля в МРТ промышленно развитых стран — 75%, развивающихся стран — 27%, переходных стран — 2,5%.
4 Тарифное регулирование внешней торговли
Тарифные методы – косвенное принуждение, болеепрозрачны и являются наиболее распространенными и постоянно используемыми вформе импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Именно их прозрачностьстановиться главным аргументом в пользу этого метода в ходе дискуссий в рамкахВТО о либерализации торговли и отмене нетарифных методов.
Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ),который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру)ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а такжесовокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин;механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страныпроисхождения товара.
ИТТ включает в себя следующие позиции:
1. стандартный код товара (помеждународной классификации). В коде заложена информация о степени переработкитовара, отраслевой принадлежности товара. Это основная информация;
2. наименование товара;
3. страна происхождения товара (естьнулевые пошлины для беднейших стран, преференциальные пошлины для развивающихсястран по стандарту ООН, наличие соглашения о режиме наибольшегоблагоприятствования со страной экспортером также влияет на размер пошлины)
4. ставка таможенного тарифа.
Активная часть ИТТ — таможенные пошлины, являющиеся по своей сути своеобразнымналогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в моментпересечения таможенной границы государства).
В зависимости от направления движениятоваров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболеечасто применяются импортные пошлины, менее часто — экспортные и транзитные.
Виды пошлин:
· адвалорные пошлины устанавливаются ввиде процента от задекларированной стоимости (цены) пересекающего таможеннуюграницу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценкистоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странахрегулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным врамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Как правило,импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара(т. е. чем больше в нем добавленная стоимость). Этот тип наиболее прозрачен иприветствуется ВТО;
· специфические пошлины устанавливаются в абсолютном выраженииот единицы измерения товара (за тонну, баррель, штуку и т. д.);
· комбинированные пошлины представляютсобой фактическую комбинацию двух указанных выше видов пошлин — адвалорной испецифической.На практике чаще всего используют этот тип пошлин.
В соответствии с направлением действияразличаются преференциальные и дискриминационные пошлины.
- Преференциальные пошлины устанавливаются ниже минимальногоуровня с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаромили с какой-либо страной.
- Дискриминационные (повышенные) пошлины, устанавливаются с целью воздействияна экспортеров соответствующих товаров или на соответствующие страны.
Среди дискриминационных пошлин различают: ответные, компенсационныеи антидемпинговые пошлины.
- Ответные пошлины представляют собой реакцию наопределенные негативные действия внешнеторговых партнеров, ухудшающие условияторговли.
- Компенсационные пошлины — реакция на субсидии экспортерам, предоставляемыеправительствами их стран (например, государство берет на себя расходы в областинаучно-технических разработок по данным товарам). Эти пошлины устанавливаются сцелью выравнивания условий торговли с партнерами.
- Антидемпинговые пошлины выступают как разновидностькомпенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу,при котором фирмы-конкуренты реализуют свои товары по искусственно заниженнымценам. В результате принятия антидемпинговых мер цены выравниваются до уровня,считающегося нормальным. По правилам ВТО введение данной пошлины возможнотолько после антидемпингового расследования, в ходе которого экспортер может доказатьобоснованность цены. Однако это достаточно сложно юридически.
Принципиальное значениеимеет и вопрос о стране происхождениятовара, поскольку ставки таможенных пошлин во всех странах мирадифференцируются (различаются) применительно к различным группам стран. Сначалав стране устанавливается так называемая базовая ставка таможенной пошлины (онараспространяется на страны, пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования).
Затем решается вопрос одругих группах стран: товары из наименее развитых стран поставляются в даннуюстрану, как правило, беспошлинно; из развивающихся стран — со скидкой (в Россиив 2001 г.эта скидка составляла 25 %), из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования,— по увеличенным базовым ставкам (в России в указанный период—в 2 раза).
В целом можноконстатировать, что таможенный тариф выполняет регулирующую функцию(оптимизация импорта/экспорта с учетом того или иного кура стратегическогоразвития, в случае наличия такого курса), и фискальную функцию (вразвитых странах она носит второстепенный характер, а удельный вес товарныхпошлин в ВВП составляет от 5% до 10%, в России – 37%). Исходя из опыта развитыхстран, можно сделать вывод, что все-таки основной функцией таможенного тарифадолжна быть (фактически является в развитых странах) регулирующая.
5Внешнеторговая политика стран сразвитой рыночной экономикой
Внешнеторговая политика государства — это определение стратегии и совокупность разнообразных форми средств деятельности государства, направленных на развитие и регулированиеторговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками.
Помимо внешнеторговойполитики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектовмеждународных экономических отношений (интеграционных союзов и группировок,например внешнеторговая политика ЕС по отношению к третьим странам и к другимэкономическим союзам и группировкам; ведущих транснациональных корпораций; врамках федеративных государств — внешнеторговая политика субъектов федерации идр.).
Однако роль государства вобласти внешнеторговой политики имеет существенное значение. При этом еговнешнеторговая политика тесно взаимосвязана с внутренней экономическойполитикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.
Стратегия внешнеторговой политики состоит в определении ее целей ирешении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговливопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательныеакты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике иполитике, так и с касающимися только внешнеторговой политики.
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспеченииблагоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса всфере внешней торговли. Помимо факторов, вытекающих из собственнонационального экономического развития, здесь действуют и факторыинтернационализации экономической жизни (развитие международного совместногопредпринимательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации мировой экономикии др.). Внешнеторговая политика должна учитывать как тенденции гармонизации международныхэкономических отношений, так и обострения международной конкуренции, все болееотчетливо проявляющиеся в последние годы.
Двумя основнымиразновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются протекционизми либерализация. Протекционизм выступаеткак внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная навсемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции(защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержкудеятельности отечественного бизнеса по захвату внешних рынков — как страновых и региональных, так и конкретных товарныхсегментов мирового рынка.
Аргументы протекционистов:
— защита отечественногопроизводителя;
— нужно защищать молодые иперспективные отрасли,
— защищать надо слабыеотрасли (старые);
— защищать надостратегические отрасли.
Протекционистские методыведут к самоизоляции, созданию барьеров и снижению стимулов к инновации. Длязащиты есть другие способы, напр, валютная политика –один из эффективных защитных методов.
Либерализация предполагает снятие всевозможныхбарьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связейв целом.
Протекционизм илиберализация представляют собой определенные крайности внешнеторговой политики,в реальной же практике, реализуется комбинированный, компромиссный вариантполитики, сочетающий элементы протекционизма и либерализации.
Тактический аспект внешнеторговойполитикигосударства связан с выбором и использованием соответствующих методов и средстввнешнеторговой политики.
Государственное регулирование внешней торговли
Три уровня регулирования внешней торговли:
1. национальныйуровень;
2. региональныйуровень (субрегиональный);
3. глобальный.
В мировой практике развитияи регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась ипродолжает проявляться своего рода “обратно пропорциональная зависимость” — чемниже уровень экономического развития страны, тем большее число различныхинструментов внешнеторгового регулирования используется и тем большеинтенсивность и “жесткость” их применения.
Во многих современныхразвитых странах на ранних стадиях формирования рыночной экономикипрактиковались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли (в США —особенно в период после Гражданской войны и до первой мировой войны, в Японии —после второй мировой войны и т.д.). И только после достижения высокого уровняэкономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошлипо пути либерализации внешнеторгового регулирования.
Число мер государственногорегулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международныйобмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности(товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, капитал). Этопредполагает необходимость использования более широкого круга средств иинструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику отнегативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позицийотечественных производителей на мировом рынке.
Методы регулирования внешнейторговли подразделяются на тарифные и нетарифные.
В настоящее время методырегулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациямиделятся на 8 основных групп:
1. тарифные методы;
2. паратарифные методы;
3. мерыконтроля за ценами;
4. финансовыемеры;
5. методыколичественного контроля;
6. автоматическоелицензирование;
7. монополистическиемеры;
8. техническиебарьеры.
6. Международная торговля лицензиями и «ноу-хау». В большинстве стран новые технологиизащищаются 1 или несколькими правовыми инструментами – патентами, лицензиями, копирайтами (право воспроизведения), товарными знаками.
Формы передачи технологий:
1.Патентное соглашение. 2.Лицензионноесоглашение – разрешение на использование в определенных пределах своих прав натехнологию. 3.Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов производства,использование которых обеспечивает определенные преимущества 4.Инжиниринг –предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа ииспользования оборудования. 5.Передача технологий на коммерческих условияхмежду странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, научно-технич. и производственной кооперации, инвестиционномсотрудничестве. 6.На некоммерческой основе – передача технологий в формевыставок, научных конференций, обмена в публикациях.
Основная форма передачи технологий –лицензионная торговля. Виды лиценз. платежей:
Роялти – периодич. отчисления от дохода покупателя в течение периодадействия соглашения, зависящие от размера прибыли. Паушальный платеж – зафиксированный в соглашении единовременныйплатеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии. Участие в прибыли – отчисления в пользулицензиара части прибыли, полученной от коммерческого использования технологий.Участиев собственности – передача лицензиатомлицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за лицензию.
Государственное регулирование МПТ можетбыть вызвано рядом причин:
1.стремление удержать технологическое лидерство;
2.соображение нац.безопасности. Гос. контроль направлен напредотвращение попадания технологий производства вооружений и технологий 2-гоназначения в страны, правительства которых проводят враждебную политику;
3.условия МН соглашений.
Прямое гос.регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляется органами экспортногоконтроля методами таможенного и пограничного контроля.
Косвенное регулирование – через системугос. регистрации патентов и торговых знаков. Внекоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологическиемкий товар требуется специальное разрешение правительства.
7 Внешняя торговля России со странами сразвитой рыночной экономикой.
В 2006 году российскийэкспорт составлял 302 млрд. долл., а импорт – 137,5 млрд. долл. Таким образом,мы имели положительное внешнеторговое сальдо в 164,5 млрд. долл., что считаетсядостаточно большим. Печальным осттается факт – вроссийском экспорте сырье и полуфабрикаты составляют 85% с тенденцией кувеличению. В то же время удельный вес машин и оборудования во внешней торговлеснижается, составляя 5,8% в страны СНГ и 3,5 в страны дальнего зарубежья. Доляже России на международном рынке высокотехнологичных товаров и услуг и тогоменьше – 0,3-0,8%.
Россия переживает бурныйрост, как экспорта, так и импорта, причем экспорт растет исключительно за счетповышения цен на энергоносители, а импорт – за счет физического увеличения, чтосчитается опасной тенденцией. В этой связи Россия – нетто экспортер услуг(покупает больше, чем продает).
Повышающийся российский импортобусловлен, кроме всего прочего, динамикой курса рубля (укрепление) и ростомплатежеспособного спроса как физических, так и юридических лиц.
От внешней торговли вроссийский бюджет поступает до 37% всех средств. При этом основными внешнеторговымипартнерами России являются страны дальнего зарубежья с удельным весом всеговнешнеторгового оборота в 85,3%. Главные партнеры России – страны ЕС (ЕС-25),на которые приходится 52% внешнеторгового оборота России. Страны СНГ занимаютвсего 14,8% с тенденцией к снижению.
Места среди российскихвнешнеторговых партнеров распределились следующим образом:
1. Германия- Основной объем экспорта в Германию составляли топливно-энергетические товары- 85.2% от общего объема экспорта в эту страну. В структуре импорта из Германиипреобладала машиностроительная продукция — 56.3% от общего объема импорта изГермании.
2. Голландия- В числе наиболее перспективных отраслей российско-голландского сотрудничествавыделяют энергетику, нефтехимию, транспорт, связь, объекты высоких технологий иресурсосберегающие проекты.
3. Италия;
4. Украина- Товарооборот между странами составил в прошлом году около $8,6 млрд. Большаячасть украинского экспорта — это продукция черной и цветной металлургии (30%),в частности трубы и металлопрокат, различные комплектующие для предприятиймашиностроения и ВПК (24%), продовольственные товары (17%) и продукцияхимической промышленности (16%).
5. Китай- В структуре экспорта в Китай преобладали топливно-энергетические товары(17.7% от объема экспорта в эту страну), черные металлы (15.4%), древесина иизделия из нее (10.7%), а в импорте из Китая — электрические машины, оборудованиеи аппаратура (16.2%), обувь (8.2%).
6. США– 3,5% — Компании США занимают одно из первых мест, среди тех, кто инвестируетв российскую экономику. Основная часть прямых американских инвестицийприходится на топливно-энергетический комплекс России.
7. Япония– 2,8%.
8 Понятие прямых и портфельныхинвестиции.
Следует различать содержательныйи статистическиймомент в определении прямых и портфельных инвестиций.
В содержательномсмысле прямые инвестиции – этодолгосрочные вложения нерезидентов в экономические объекты за рубежом. Прямойинвестор вкладывает в экономику другой страны в расчете налаживания эффективнойдеятельности приобретенного предприятия в расчете получения прибыли от предприятия.
Основныепризнаки прямых инвестиций:
1. долгосрочность;
2. консервативность (тяжело приходят иуходят);
Статистическипрямые инвестиции – это инвестиции, доля которых вкапитале инвестируемого предприятия не менее 10%, что обеспечивает инвесторуконтроль над предприятием.
В российскомзаконодательстве также к прямым инвестициям относятся инвестиции в предприятиеот 10% его стоимости. В действительности только владение крупным (контрольным)пакетом акций может дать реальный контроль над предприятием, который необходимдля налаживания эффективной работы и получение дохода от инвестиций.
Формыпрямых инвестиций:
1. приобретение акций
2. построение предприятия с нуля
3. слияние и поглощение
Главными игроками на поле прямых инвестицийявляются ТНК. Мотивы их вложения денег в те или иные предприятия многообразны иих следует рассматривать в комплексе. Мотивы ТНК:
1. снижение издержек (в первую очередьтрудовых);
2. освоение новых рынков (продолжениеэкспортной стратегии по освоению рынка изнутри);
3. использование более благоприятныхусловий ведения бизнеса по сравнению со страной происхождения (налоги,административные барьеры и прочее);
4. приближение к источникам сырья;
5. максимизация и стабилизация прибыли(«сороконожка и человек на ходулях»: ТНК хочет стать сороконожкой в разныхрегионах, странах).
Крупнейшимиполучателями прямых инвестиций являются развитые страны. В 2006 им досталось500 млрд. долл. инвестиций, 340 млрд. долл. получили развивающиеся страны.Крупнейшими получателями среди развитых стран были США и Великобритания. Китайпо этому показателю вышел на уровень с США и получает 50-60 млрд. долл.
Принятосчитать, что прямые инвестиции выгодны, поскольку это долгосрочные,стратегические вложения, они не дестабилизируют финансовую ситуацию на рынке,носят созидательный характер и сопровождаются приходом высоких технологий иуправленческого опыта (менеджмента).
Однаконе нужно питать особых иллюзий в этом отношении. Во-первых, не факт, что сприходом прямых инвестиций, придут новейшие технологии. Как правило, это будутвчерашние технологии, плюс дробление производства. Во-вторых, прямые инвестициив последнее время осуществляются путем слияния и поглощения, т.е. меняетсясобственник без прихода новых технологий.
В Россииотношение к иностранным инвестициям двоякое. С одной стороны предпринимателихотели бы получить дополнительные средства для развития бизнеса. С другой стороны,мало кто хочет делиться с инвестором управлением на