ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Государственныйуниверситет управления”
Кафедраполитической экономии
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
На тему: Международнаяэкономическая интеграция
иеё современные формы
Выполнила: студенткаIкурса
Дневного отделения ИИСУ
специальности«Математические
методы в экономике»
Карева Александра
Проверила: Рыбина М. Н.
Москва -2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Сущность и уровни интеграции 3
2.Факторы, определяющие интеграционные процессы 3
3. Формы международнойэкономической интеграции 5
4. Целии последствия интеграции 6
5.Теории международной экономической интеграции 7
6.Главные интеграционные группировки мира 9
6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка 9
6.1.1. Перестройка по-западноевропейски 9
6.1.2.Механизм интеграции 11
6.2. Особенности интеграции в Североамериканском регионе 14
6. 3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 15
6. 4. Интеграция в Латинской Америке 16
6. 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 17
6.5.1.Факторы экономической интеграции бывших советскихреспублик 17
6.5.2.Успехи и неудачи СНГ 19
6.5.3.Перспективы СНГ 19
7.Заключение
Списоклитературы 23
МЕЖДУНАРОДНАЯЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
И ЕЁ СОВРЕМЕННЫЕФОРМЫ
В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. Содной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация,что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализациейторговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировыхтехнических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется черездеятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение ивзаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональныеинтеграционные структуры –
развивающиеся внаправлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
1. Сущность и уровни интеграции
Международнаяэкономическая интеграция — это процесс хозяйственногои политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивыхвзаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействияих экономик на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельныхфирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономическихотношении между ними, в том числе создания филиалов за границей. Намежгосударственном (макро-) уровне интеграция происходит на основе формированияэкономических объединений государств и согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимостьмежгосударственного (а иногда и надгосударственного) регулирования,направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала ирабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование ипроведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической,социальной, внешней и оборонной политики. В результате — создаются целостные региональныехозяйственные комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическимизадачами, финансовыми фондами, общими наднациональными и межгосударственнымиорганами управления.
2. Факторы, определяющие интеграционныепроцессы
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективныхфакторов, среди которых важнейшее место занимают:
• глобализацияхозяйственной жизни;
• углубление международногоразделения труда;
• общемировая по своемухарактеру научно-техническая революция;
• повышение открытостинациональных экономик.
Все эти факторывзаимообусловлены.
В современных условиях развитие устойчивых экономических связеймежду странами и особенно между их фирмами на основе международного разделениятруда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальныхэкономик, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала,современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходупроцесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на которомобразовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве сактивным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.
Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет нарегиональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмамисоседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мировогохозяйства — образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитыхстран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков.
Например:
§ США — на американском континенте,
§ Япония и США — в Тихоокеанском регионе,
§ ведущие западноевропейские страны — в Западной Европе.
В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоковиногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характернодля Тихоокеанского региона.
Продолжается углубление международного разделения труда.
Под влиянием НТП усиливается предметное, технологическоеразделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастаетвзаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе нетолько обмена результатами труда, но и организации совместного производства набазе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемостипроизводственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперированиямежду фирмами разных стран привело к появлению крупных международныхпроизводственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чащевсего являются ТНК.
Фактор, стимулирующий интеграционные процессы — повышениеоткрытости национальных экономик.
Характерными чертамиоткрытой экономики являются:
• глубокая втянутостьэкономики страны в систему мирохозяйственных отношений;
• ослабление или полнаяликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочейсилы;
• конвертируемостьнациональных валют.
Развитию межгосударственной экономической интеграции способствуетналичие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболеепродуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковомуровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.
Очень важна географическая близость интегрирующихся стран,расположенных в одном регионе и имеющих общую границу. Возможность ицелесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странамиисторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большоезначение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которыхсовместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.
Препятствия на пути интеграцииразвивающихся стран:
§ интегрирующиеся страны слабодополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции;отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
§ не развита инфраструктура;
§ различия уровней и потенциаловразвития;
§ политическая нестабильность.
3. Формы международнойэкономической интеграции
Самая простая и наиболее распространенная форма экономическойинтеграции — зона свободной торговли,в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и,прежде всего, таможенные тарифы и квоты. При этом в отношениях с третьими странами — у каждогосвоя политика.Создание зон свободной торговлиусиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежнымипроизводителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасностьбанкротства, а с другой — является стимулом для совершенствования производстваи внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограниченийкасается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственныхтоваров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчаснаблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.
Другая форма — таможенныйсоюз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговлиустановление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговойполитики в отношении третьих стран.
В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферыобмена, для того чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности вразвитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют ифункционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является общийрынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободнойвзаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, полноеустранение препятствий для перемещений всех факторов производства, а также согласование экономической политики, включающее выравниваниеэкономических показателей. Прифункционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному ирегиональному развитию, создаются наднациональные органы управления иконтроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единоеэкономическое, правовое, информационное пространство.
Экономический союзвозникает на этапе высокого экономического развития. Проводитсясогласованная (или даже единая) экономическая политика и на этойоснове идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные(надгосударственные) органы и одновременно идут крупные экономическиепреобразования во всех странах-участницах.
Валютный союз- форма и одновременно крупная составляющая экономического союза.Характерными чертами валютного союза являются:
Ø согласованное(совместное) плавание национальных валют;
Ø установлениепо соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленноподдерживаются Центробанками стран-участниц;
Ø созданиеединой региональной валюты;
Ø формированиеединого регионального банка, являющегося эмиссионным центромэтой международной валютной единицы.
Этотсоюз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономическойинтеграции прошел все указанные этапы.
Полная экономическая интеграция — единаяэкономическая политика и, как следствие, унификация законодательнойбазы, которая проводится в условиях общей налоговой системы, наличияединых стандартов, единого трудового законодательства и т.д.
4. Цели и последствия интеграции
Цели международной экономической интеграции зависят от той формы,в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговлии таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболеераспространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка исоздание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуяпродвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
Европейский союз — высшая на данный период времени формаинтеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза:экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического.Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной иэкономической политики.
Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительныеэффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так,формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономическийпотенциал, способствует расширению товарооборота икооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многихинтеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.
Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамкахсоздает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономическойинтеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирмтретьих стран. Это также способствует распространениюпередовой технологии.
Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникамсовместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравниваниеусловий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынкетруда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членовЕС.
Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разнойстепенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельныхрегионах. Для более отсталых стран этоприводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределениев пользу более сильных партнеров. Нельзя не отметить, что олигопольныйсговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
Более того, периодически возникают противоречия интересовстран-участниц и внутри группировок.
5. Теории международной экономическойинтеграции
В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений,отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Этонеолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистскиенаправления и др.
Представители раннего неолиберализма(1950—1960гг.) — швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ подполной интеграцией понимали создание единого рыночногопространства в масштабе нескольких стран,функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночныхсил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств исуществующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство жегосударства в сферу международных экономических отношений приводит, по ихмнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированностьмеждународной торговли, расстройство платежей.
Однако развитие международной экономической интеграцииформирование региональных межгосударственных союзов при активном участиигосударств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов.Представитель позднего неолиберализма – американский ученый Бела Баласса считал, экономическая интеграция ведетк более интенсивному участию государства в экономических делах. Большоевнимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе какэкономических, так и политических процессов.
В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого — американские экономистыСидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали,что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированиюфункционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики,ее рациональное и сбалансированное развитие.
Представители структурализма—шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализациидвижения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве,считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести копределенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублениюнеравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими какглубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран,в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство,более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развитияинтеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отраслипромышленности.
В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого— американский экономист Ричард Купер и др. — в частности, считали, чтоцентральная проблема международного экономического сотрудничества состоит втом, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономическоговзаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждойстраны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развитиямеждународной интеграции: первый — интеграция с последующей утратойнациональной свободы, но обязательным согласованием экономических целей иполитики; второй — интеграция с условием сохранения как можно большенациональной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не можетбыть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальноесочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политикиинтегрирующихся сторон.
Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого такжеотрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма исчитают, что создание и функционирование международных экономических структурвозможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономическойполитики, согласования социального законодательства, координации кредитнойполитики. Данное направление экономической мысли представлено голландскимученым Яном Тинбергеном.
Значительную роль в развитии теории международной экономическойинтеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истокимировых интеграционных процессов с потребностями современного международногоразделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международнойспециализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболееважными характеристиками интеграции он считает межгосударственноерегулирование экономических процессов, постепенное формированиеинтеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структуройвоспроизводства; устранение административных и экономических барьеров,препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала ирабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихсястран.
В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления внего новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейскойинтеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатойинтеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции».В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболееразвитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубинойинтеграции. Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, чтогеографическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции ипредполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различнымстранам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цельуглубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимостьподписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание«ядра» с разным составом участников.
6. Главные интеграционные группировкимира
Интеграционные процессы не происходят спонтанно, стихийно, внерамок управления со стороны государства и межгосударственных органов.Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовуюбазу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются врегиональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональнуюполитику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить:
§ в Западной Европе — ЕС,
§ в Северной Америке — НАФТА,
§ в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН,
§ в Евразии — СНГ.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились вЗападной Европе, где во второй половине XXстолетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, врамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавалсямеханизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.
6.1. ЕС как наиболее зрелаяинтеграционная группировка
Европейский союз (ЕС) – объединениеевропейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Включает25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию,Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию,Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению,Кипр (кроме южной части острова), Мальту.
· 1951–1957– Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС);
· 1957–1967– Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);
· 1967–1992– Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС);
· cноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» частоупотребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
6.1.1. Перестройка по-западноевропейски
Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы внем не действовал комплекс механизмов, посредствомкоторых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваютсянакапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы«саморегулирования» общества со временен начинают терять гибкость,окостеневать. Если этот процесс проходит критическую точку, после которой онстановится необратимым, общественная система рушится. Именно в такомнаправлении развивался классический западноевропейский капитализм второйполовины XIX и первых десятилетийXX в. Слишком слабымпредостережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России.И только страшный опыт гитлеризма и сталинизма, Второй мировой войны вызвалподлинный переворот в общественном сознании европейцев, это тоже было своегорода шокотерапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимоискать в самом европейском обществе.
Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало напуть преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовойвражды, политического экстремизма, национальной нетерпимости. Общественноесознание приняло, не сразу и не без труда, идею социального консенсуса,достигаемого посредством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новыйинтеллектуальный, политический и психологический климат дозволил осуществитьглубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мыможем сказать, что в послевоенный период, главным образом с конца 40-х поначало 70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестройкиобщества.
Главные составляющие перестройки по-западноевропейски таковы:
§ переход к экономике смешанного типа, характеризующейсямногообразием форм собственности при преобладании акционерной формы,поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействиеммонополистическим тенденциям, развитием теории и практики управленияпроизводством (менеджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием системыгосударственного (макроэкономического) регулирования;
§ создание иинституционализация разветвленной системы регулирования социальных отношений,в первую очередь между трудом и капиталом, переход к социально ориентированнойэкономической политике и развертывание масштабной социальной политики(«