СОДЕРЖАНИЕ
Введение-------------------------------------------------------------------2
1. Внешнеэкономические связи России---------------------------3
2. Место и роль России в мировойторговле, как
главная форма внешнеэкономических связей--------------------6
2.1.Внешняя торговля России всередине 90-х-------------6
2.2. Стратегическое направление внешне-
экономической политики----------------------------------9
3. Основные принципы торговой политикиРФ------------------12
4. Общее положение Германии в мировойэкономике----------14
5. Внешнеторговые операции Германии сРоссией--------------18
6. Перспективы развития внешнеторговыхсвязей РФ
иГермании--------------------------------------------------------------23
Заключение---------------------------------------------------------------25
Список использованной литературы--------------------------------27 ВВЕДЕНИЕВ начале XXI векавнешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественныхпреобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путейинтегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливаниепроцессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашейстраны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки.Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многихявлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международныхотношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянииотечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно,многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процессвхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранениисвоей национальной безопасности инаращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так ина внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные вариантыразвития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире,стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобыпоказать и понять значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.Объектом исследования в данной курсовой будет внешнеэкономическая деятельностьРоссии с Германией. Результатом курсовой можно будет считать подведение общейоценки внешнеэкономической деятельности РФ по отношению к Германии ипрогнозирование их дальнейшего развития.
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕСВЯЗИ РОССИИ
В экспорте России преобладают товары,отличающиеся низкой ценовой эластичностью (т. е. спрос на них слабо меняетсяпри изменении цен), неустойчивостью ценовой динамики, наличием — вдолгосрочном плане — тенденции к понижению цен и довольно медленными темпамирасширения спроса. К тому же рынки некоторых таких товаров не являютсясвободными. Так, рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем странОПЕК, рынок черных металлов уже давно регулируется крупнейшими западнымистранами (с помощью квот и антидемпинговых мер), сбыт природного газаограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.
Ничтожен удельный вес в российскомэкспорте машин и оборудования, являющихся по всем параметрам самойперспективной категорией товаров в мировой торговле (особенно это относится квысокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военнойтехники, почти нет). Доля машин и оборудования в экспорте России примерно в 5раз ниже, чем в экспорте «средней» высокоразвитой западной страны, и в 2—2,5раза ниже аналогичного показателя в развивающихся странах.
В импорте России слишком большоеместо занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос накоторые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходовнаселения. При данном состоянии сферы материального производства Россия попалав значительную зависимость от зарубежных поставок и по многим простейшимпромышленным товарам, не говоря уже о высокотехнологичной, наукоемкойпродукции.
В географической структуревнешней торговли сохраняется тенденция к ослаблению роли стран СНГ (табл. 1),
Таблица 1[1]
Доля стран СНГ в объемевнешней торговле России в 1998-2005 г., %
Доля
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
В товарообороте
17.8
25,8
23,8
22.8
23.7
22,3
21,6
19.1
В экспорте
20,9
25.7
21,5
19,1
19,9
20,8
20.6
16,1
В импорте
13,9
25.9
26,8
27.6
28.6
24,1
23,0
24.3
действующая вопреки особому режиму торговли, существующемув рамках Содружества. Емкость рынков и платежеспособность партнеров по СНГ сейчасневелики, а их возможности участия в производственной кооперации, особенноесли речь идет о создании высокотехнологичной продукции, в настоящее времяограниченны. Удельный вес стран Содружества во всем российском товарообороте в2004г. понизился до самого низкого за последние 6 лет уровня. Их доля вэкспорте РФ также упала, доля в импорте — за счет продовольственных товаров инекоторых видов сырья — немного повысилась.
Состав основных торговых партнеровРоссии в 2006г. не изменился. В десятку первых входят Германия, США, Украина,Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и Финляндия.Но надо оговориться, что данные о торговле по странам даются Государственнымтаможенным комитетом (ГТК) и Росстатом без учета официально не регистрируемойторговли, что сильно сказывается на показателях развития торговли (особенноимпорта) с некоторыми из стран. С учетом этой торговли в десятку крупнейшихторговых партнеров России, вполне возможно, вошли бы Польша и Турция.
В январе-феврале 2006г.внешнеторговый оборот России составил по данным Банка России 62,0 млрд.долларовСША (135,1% к январю-февралю 2005г.), в том числе экспорт — 43,1 млрд.долларов(141,7%), импорт — 18,9 млрд.долларов (122,2%). Сальдо торгового балансаоставалось положительным, 24,2 млрд.долларов США (в январе-феврале 2005г. — 14,9 млрд.долларов).[2]
В товарной структуре внешней торговлитакже никаких принципиальных изменений за последнее время не произошло. Значительное повышениеэкспортных цен и доходности экспортных операций почти не сказалось на объемахпоставок за границу целого ряда ключевых товаров российского экспорта.
2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ ВМИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.
2.1. Внешняяторговля России в середине 90-х
В 90-е годыторгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целомхарактеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатскийфинансово-экономический кризис, в результате которого существенно упали ценына основные товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, а такжекризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.
В 1999 г.по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседанииколлегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономическихсвязей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалосьпротиворечивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизациюсоциально-экономического положения встране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболееполного удовлетворения потребностей населения.
Поступленияот внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около третиналоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового балансаРоссии составляет порядка 20 % ВВП страны и способствует улучшению структурыее платежного баланса.
В 1999 г.внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил103,9 млрд. долларов[3], что на 11% ниже показателей 1998г.
Неблагоприятнаядля России конъюнктура цен и элементы дезорганизации экспортно-импортныхопераций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкомусокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26 %). Однако в дальнейшемобстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортерызаработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен намировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти кустойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. — на 23 %,а со II полугодием 1998 г. — на 7 %).
Основной удельный вес во внешнеторговом оборотеРоссии занимают страны ЕС (34 %).
1998 г.стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве междуРоссией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этимСоглашением двусторонние органы — Совет сотрудничества, Комитет сотрудничестваи Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговлетекстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественныхограничений в торговле данным товаром, а также Соглашение о международныхстандартах на гуманный отлов диких животных.
На долюгосударств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и стран Центральной иВосточной Европы приходится соответственно 17 % и 13 %.
В1999 г.доля государств дальнего зарубежья составила 82 % (1998 г. – 78 %), а долястран СНГ – 18 % (в 1998 г. – 22 %).
В 1999 г.российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он увеличилсяпо сравнению с 1998 г. на 0,5 %, а его физический объем — на 10 %).
Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российскогоэкспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5%, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложиласьблагоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российскогоэкспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, нацеллюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности).
Ростфизического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизациюпроизводства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешнийрынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевыхотраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспортотраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной,целлюлозно-бумажной промышленности.
В то жевремя произошло сокращение на 4 % экспортных поставок продукции российскогомашиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортныхсредств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.
В 1999 г.по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорганизованной торговлисократились на 30 % и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объемуменьшился на 13 %. Основным фактором падения объемов российского импорта былопродолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционныхвозможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввозболее дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19 %. В известнойстепени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.
Вместе с тем,несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, ссентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов,что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлениемпотребительского и инвестиционного платежеспособногоспроса.
Наряду сразвитием внешнеторгового комплекса страны правительством особое вниманиеуделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданиюблагоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, таки для иностранного капитала.
Всоответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранныепредприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условияхнационального режима.
В рядеслучаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так,при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество,ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий синостранными инвестициями.
Дляпредприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года работыустановлен льготный налоговый режим.
Иностранныминвесторам гарантируется репатриация прибыли. Российское земельноезаконодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользованияприватизированными участками земли для российских и иностранных инвесторов.
Емкостьроссийского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственныйпотенциал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открываютзначительные возможности для осуществления капиталовложений в российскуюэкономику.
2.2 Стратегическое направление внешнеэкономическойполитики
Стратегическим направлениемвнешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировоеэкономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономическихсвязей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока восновном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем иматериалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства,торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций,а также в межстрановый научно-технический и информационный обмен.
Экономика России оказалась зависимойот экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенномэтапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам иглубине проблем, стоящих перед ней.
В этой связи для решения задач постабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировойэкономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России вмировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:
· повышение конкурентоспособности российскойэкономики;
· сохранениепозиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектноеоборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширениеэкспорта готовых изделий и услуг;
· обеспечениеравноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки приадекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностраннойконкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономическихотношений;
· проведениетаможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условийдля расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции навнутреннем рынке;
· сокращениеутечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятныхэкономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлениемэкспортно-импортных операций,включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввозатоваров.[4]
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортныхвозможностей российских производителей, создаст условия для продвижения назарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки,что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшениедоступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степеньзащищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках.
Установленный в России внешнеторговыйрежим, либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимисярыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынкеконкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объемкоторых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, таки населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры невсегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительныемеры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.
В настоящее время ограничительныемеры (главным образом антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) поотношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция,Индия и др.).
В этой связи ведется постояннаяработа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российскихтоваров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. былоурегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки,кованого титана, капролактама и вольфрама.
3. ОСНОВНЫЕПРИНЦИПЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
На объемы, структуру и региональное распределение российскогоэкспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированиювнешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российскойэкономики и внешней торговли, проведению начатых реформ.
Однако есть и негативные стороны – недоработанность многихаспектов
нормативно-правовой базы,непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений. Но работа вэтом направлении идет. Примером может служить изданный закон «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности».
Отношения РФ с иностранными государствами в областивнешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанныхпринципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международныхдоговоров России.
В целях интеграции экономики России в мировую экономикуРоссийская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права участвует в международных договорах о таможенных союзах исвободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. Внастоящее время торговая политика России осуществляется посредствомтаможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) инетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговойдеятельности. Не допускаются иные методы государственного регулированиявнешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различныхограничений органами государственной власти.
Экспорт и импорт осуществляются без количественныхограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:
1) обеспечениянациональной безопасности РФ;
2) выполнениямеждународных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннегорынка РФ.[5]
В целях защиты национальных интересов действует системаэкспортного контроля.
Существуют технические, фармакологические, санитарные,ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношенииввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношенииимпорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущихимпортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большоевнимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной цельюкоторой является увеличение стоимостного объема российского экспорта,расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки,наукоёмких товаров, технологий.
4. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ В МИРОВОЙЭКОНОМИКЕ
ФРГ по праву называют одним из«локомотивов» мировой экономики. По уровню мирового развития, величинеэкономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности вмеждународное разделение труда идругим важнейшим критериям она относитсяк числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в «большую восьмерку».
ФРГ — наиболее мощная промышленнаядержава Западной Европы. ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она малоуступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциалпочти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2002 году 10%, а повеличине внешнеторгового оборота Германия находится на втором месте в мирепосле США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеровкапитала.
По качественным характеристикамнациональной экономики (уровень производительности труда, капиталоснащенность инаукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест вмировом хозяйстве.[6]
Основой внешнеэкономическойполитики ФРГ является развитие экономических связей с ее главнымивнешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяетсярасширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии,Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы.Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимаетключевое место.
Товарная структура внешней торговлиФРГ характеризуется высоким удельнымвесом готовой промышленной продукции (свыше 90% всего объема товарооборота – постоимости). Товарная структура германского экспорта сложилась уже в 60-х гг. иоставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспортезанимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины иоборудование (2000 г. – свыше 56%), промышленное сырье и полуфабрикаты (свыше22,4%), промышленные товары широкого потребления (около 11%). ФРГ занимаетчетвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров и продуктовпитания (после США, Франции и Нидерландов).
Стимулированию германского экспортаспособствует развитая система финансирования и страхованиявнешнеэкономической деятельности.
Высокая конкурентоспособностьгерманской промышленности на мировых рынках обеспечивается, как правило, засчет преимуществ в ее неценовых параметрах, в частности, преимуществ в качествеи техническом уровне продукции, отличном сервисе, сроках поставок, которыечетко соблюдаются и др.
В общем объеме импорта ФРГ основная доля приходится наготовые промышленные изделия и полуфабрикаты (2000 г. – около 70% и около 10%соответственно), сырье (5%), в частности, автомобили, подъемно-транспортныесредства, электротехнические изделия, энергоносители, цветные металлы, стальнойпрокат, минеральное сырье, текстиль, одежда. В основном за счет импортаобеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях.ФРГ является импортером товаров высокойтехнологии.[7]
ФРГ является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. Экспорт капитала из Германии был официальноразрешен в 1952 г. с начала 90-х гг. иностранные капиталовложения в экономикуФРГ по объемам превышают средствами, вкладываемые немецкими фирмами и банкамиза рубежом. За период 1990-2001 гг.общий объем накопленных немецких зарубежных инвестиций составил 15640, млрд.немецких марок, тогда как совокупные иностранные капиталовложения в экономикустраны достигли соответственно 1758,4 млрд. немецких марок.
Обратную тенденцию имеет динамика прямых инвестиций. Запериод 1990-1997 гг. прямые совокупные частные капиталовложения немецкихпредприятий за рубежом достигли 309,4 млрд. немецких марок (нетто), тогда какпрямые иностранные вложения в экономику ФРГ составили только 35,2 млрд.немецких марок.
Главные инвесторы ФРГ – кредитные институты, инвестиционные и страховыекомпании. В производственном секторе наибольшая инвестиционная активностьнаблюдается в химической промышленности и автомобилестроении. Правительство ФРГпредоставляет гарантии для прямых инвестиций германских компаний за рубежом.[8]
Слабая заинтересованностьиностранных инвесторов объясняется, в частности, самыми высокими в миреиздержками на оплату труда в ФРГ, высокими налогами и высоким уровнемтребований по охране окружающей среды. Вместе с тем экономическая иполитическая стабильность в ФРГ, правовая защищенность экономических субъектов,устойчивая валютно-финансовая система, емкий внутренний рынок, наличиепередовых технологий и высококвалифицированной рабочей силы делают странупривлекательной для притока иностранного капитала.
Организация и проведениеярмарок — одна из ведущих отраслей сферы услуг в германской экономике. Попроведению международных ярмарок Германия занимает 1-е место в мире. Почти дветрети ведущих международных ярмарок в отдельных отраслях проходят вГермании.
5из 10 крупнейших в мире по обороту ярмарок расположены в Германии. Экспоненты ипосетители ежегодно расходуют на участие в ярмарках около 10 млрд. евро. Общийнародохозяйственный эффект от проведения ярмарок составляет 23 млрд. евро.Благодаря этому обеспечиваются около 250.000 рабочих мест.
В год проводятся около140 надрегиональных ярмарок и выставок, в которых участвуют 160.000экспонентов, 9-10 млн. посетителей, общая площадь стендов составляет 6,5 млн.кв. метров.
Важнейшийплюс германских ярмарок — их международный характер. Почти 50 проц. экспонентовприезжают из-за рубежа, треть из них из неевропейских стран. Среди посетителеймеждународных ярмарок около 20 проц. прибывают из-за рубежа, в свою очередь изних примерно пятая часть — из неевропейских стран.
5. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ГЕРМАНИИ СРОССИЕЙ
Регионально-географическаяструктура товарообмена России, его количественные показатели в определенноймере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами.С 1972 г.ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь–России.
Таблица[9]
Внешняя торговляРоссии с некоторыми
зарубежнымистранами в 2002-2004 гг.
(вфактически действовавших ценах; млн. долларов США)
Экспорт
Импорт
2002
2003
2004
2002
2003
2004
Великобритания
3353
3642
3103
653
896
1100
Германия
5074
5465
6079
5142
5681
6536
Италия
2629
2739
3292
1106
1589
1851
Бельгия
1057
1381
1507
466
614
871
Нидерланды
979
2401
3183
431
1610
1646
Франция
1556
1236
1516
899
1004
1074
США
1997
3476
4330
2304
2069
2648
Япония
2005
2267
3173
1367
1114
763
Давно замечено, что у стран,между которыми существуют многолетние, крупномасштабные ивзаимовыгодные торгово-экономические связи, политическиеотношения,как правило,также отличаются стабильностью. к таким странам принадлежат Россия иГермания с их мощным экономическим потенциалом,взаимодополняемостью экономик,традиционностью деловых связей и географической близостью.Россия и Германия создали большое число совместных предприятий,в Москве работают около 800 представительств германских фирм,а на территории ФРГ находятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российскимучастием,а также представительства многих государственных и коммерческих организацийРоссии.
Во внешней торговле Германии Россия занимает 14 место. На неёприходится 2,7% внешнеторгового оборота ФРГ.
Германия –это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования