НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, управления и права
ОТЧЕТ
о прохождении учебно-ознакомительной практики
по специальности 080507 – «Менеджмент организации»
на тему:
Анализ конкурентных преимуществ ЗАО «АлтексГруппа-Компаний»
г. Нижний Новгород
Выполнил:
Проверил:
г. Нижний Новгород
2008 г.
Содержание
Введение. 3
1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО«Алтекс –Группа Компаний». 4
2. Анализ внешней среды… 6
3. Анализ рыночной ситуации. 10
Заключение. 12
Список литературы… 13
Приложение 1. 14
Приложение 2. 15
Введение
Любая фирма функционирует, имеясвязи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателейсоответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию –об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов ит.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единоецелое.
Кроме того, имеется еще одназамкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном поотношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирманаправляет информацию и деньги.
В итоге фирма оказывается тесносвязанной с тем, что в теории менеджмента принято называть внешней средой.
В условиях перехода России крыночным отношениям каждое предприятие сталкивается с необходимостью анализа иоценки своей деятельности. Конкурентные преимущества предприятия определяютсяпроизводством высококачественной продукции, которая будет иметь коммерческийуспех в условиях конкуренции.
В отчете рассмотрены вопросыменеджмента и внешнего окружения организации и формирования конкурентныхпреимуществ предприятия.
Анализ конкурентных преимуществЗАО «Алтекс Группа-Компаний» г. Н. Новгород. Это предприятиепредставляет собой довольно благополучную компанию, отличающуюся от другихпредприятий города тем, что уже в течении 17 лет успешно работает в условияхстановления российского рыночного хозяйства и представляет реальных примериспользования своих конкурентных преимуществ для расширения своей торговойдеятельности.
1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Алтекс–Группа Компаний»
Коммерческая организация «АЛТЭКС– группа компаний», является закрытым акционерным Обществом и действует наосновании Устава и законодательства. Первоначальное фирменное наименованиеюридического лица – Закрытое акционерное общество «Документ Центр – АЛТЭКС»изменено на фирменное наименование Закрытое акционерное общество «АЛТЭКС –группа компаний» по решению общего собрания акционеров (Протокол № 10 от15 июня 2001г).
Место нахождения ЗАО «АЛТЕКС–группа компаний»: Российская Федерация, 603022, г. Нижний Новгород,проспект Гагарина, д.5
Общество имеет два филиала:
1. Дзержинский филиал ЗАО «АЛТЭКС– группа компаний», расположенный по адресу: 606000, Нижегородскаяобласть, г. Дзержинск, ул. Гайдара, 60.
2. Павловский филиал ЗАО «АЛТЭКС– группа компаний», расположенный по адресу: 606130, Нижегородскаяобласть, г. Павлово, ул. Красноармейская, 33.
ЗАО «АЛТЭКС — группакомпании» является коммерческой организацией, преследующей получениеприбыли в качестве основной цели своей деятельности.
Целями деятельности компанииявляются также достижение до 2010 года лидирующих позиций по всем направлениямдеятельности Компании в нижегородском регионе.
Основная бизнес-идея Компании: «АЛТЭКС– офисный интегратор».
Работа с клиентами направлена наформирование долгосрочных отношений. Продажа любой продукции имеет сервиснуюподдержку. Это позволяет гарантировать бесперебойную работу оборудования уклиентов. Постоянно работает «горячая линия» связи, по которойклиенты могут дать свою оценку качества товаров и услуг.
Основные бизнес-продуктыКомпании:
копировальная техника,
компьютеры,
мебель и ковровое покрытие,
услуги копирования,
полиграфия,
бумага,
канцелярские товары,
сувенирная продукция,
жалюзи,
упаковочные материалы.
В отчете, будет рассматриватьсяодно из подразделений компании – Центр Оперативной Печати (ЦОП), численныйсостав которой 16 человек.
2. Анализ внешней среды
Во время работы на предприятиепостоянно действуют различные факторы, оказывая на него сильное влияние. Этифакторы делятся на внешние (связанные с внешним окружением фирмы: конкуренцией,потребителями, поставщиками, влиянием государственных органов, политической иэкономической обстановкой) и внутренними (связанные с самой фирмой, ее целями,задачами, технологией работы, особенностями структуры и кадров,взаимоотношениями в коллективе).
Анализ внешней средыпредставляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегическогоплана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определитьвозможности и угрозы для предприятия.
Анализ внешней среды помогаетполучить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозированиявозможностей, время для составления плана на случай непредвиденныхобстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случайвозможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратитьпрежние угрозы в любые выгодные возможности. По существу анализ внешней среды впроцессе стратегического планирования заключается в ответе на три конкретныхвопроса:
1) Где сейчас находитсяпредприятие?
2) Где оно должно находиться вбудущем?
3) Что необходимо сделать, чтобыпредприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в тоположение, где его хочет видеть руководство?
Угрозы и возможности, с которымисталкивается предприятие можно выделить в семь областей
Экономические факторы. Темпыинфляции или дефляции, уровни занятости, стабильность доллара, налоговая ставка.Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможностьдля предприятия.
Политические факторы. Руководствопредприятия должно следить за нормативными документами федеральных и местныхорганов; кредитами федерального правительства для финансирования долгосрочныхвложений; за соглашениями по тарифам и торговли. Поскольку Правительствопостоянно и активно принимает участие в деловых вопросах, для предприятий былобы разумным внимательно следить за политической деятельностью.
Рыночные факторы. Жизненныециклы различных товаров и услуг, легкость проникновения на рынок, распределениедоходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом, анализ различныхрыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии иукрепить позицию предприятия по отношению к конкурентам.
Технологические факторы. Анализтехнологической внешней среды может по меньшей мере учитывать изменения втехнологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлениитоваров и услуг.
Международные факторы. Угрозы ивозможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам,изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в ролиинвестиционных объектов или рынков.
Конкурентные факторы. Ни однопредприятие не может себе позволить игнорировать фактические и возможныереакции своих конкурентов. В анализе конкурентов присутствуют четыредиагностических элемента:
1) анализ будущих целейконкурентов;
2) оценка текущей стратегииконкурентов;
3) обзор предпосылок в отношенииконкурентов и отрасли, в которой функционируют данные предприятия;
4) углубленное изучение сильныхи слабых сторон конкурентов.
Социальные факторы. Эти факторывключают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. Часто именносоциальные факторы создают самые крупные проблемы для предприятия.
Таким образом, понятие внешнейсреды складывается из двух составляющих:
факторы макросреды;
факторы непосредственногоокружения фирмы. />
Макросреда
К факторам макросреды обычноотносят:
экономическое состояние страны;
политико-правовой аспект;
социальное и культурноеокружение;
научно-техническое итехнологическое развитие общества.
Изучение экономическогосостояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношениявалют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидетьвозможности использования природных и человеческих ресурсов.
Для компании ЗАО «Алтекс — Группа Компаний» особое значениеимеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицыоказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.
Анализ политического окружения иправовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границыдействий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.
Политико-правовая составляющаядля данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговуюдеятельность в г.Н. Новгороде, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистовдля работы на предприятиях поставщиков.
Изучение социальной компонентымакроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение ккачеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.
Анализ научно-технического итехнологического развития общества позволяет вовремя заметить и начатьприменять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы,управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения,что может стать значительным конкурентным преимуществом.
Непосредственно на коммерческуюдеятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в областипроизводства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм,производящих продукцию, которую реализует компания.
Основу анализа ближайшегоокружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят наиспользовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теориина деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:
конкурентная борьба внутриотрасли;
угроза появления товаров иуслуг-субститутов;
способность поставщиковдиктовать свои условия;
угроза появления новыхконкурентов;
способность покупателейдиктовать свои условия.
3. Анализ рыночной ситуации
Доли основных услуг и динамика врозничных продажах представлены в рис.1.
/>
Рисунок 1. – Доли основных услугза 1 квартал 2008 г.
По данным рисунка 1 в первомквартале 2008 года самой востребованной у клиентов остается наиболее доходная услуга- полноцветное копирование и печать.
Основные конкуренты в Н. Новгороде:
Палитра
Плакат
Росреклама
Строительная Академия
Копия-сервис
Фотоцентр Kodak
4. Анализ конкуренции на рынке
Анализ конкурентов направления «Печать»в Нижнем Новгороде.
/> />
Таблица 1. – Анализ конкурентов.
В целом по итогам анализаконкурентов (таб.1) направления «Печать» можно сделать следующиевыводы:
за последние 2 года нанижегородском рынке появилось несколько салонов, где оказывают услуги,аналогичные услугам ЦОПа;
в основном, цены у конкурентовниже, но оборудование проигрывает по техническим характеристикам, что взначительной степени сказывается на качестве и скорости обслуживания;
у других салонов неткомплексности предоставляемых услуг, которая является одной из сильнейшихсторон ЦОПа (из исследуемых 9-ти услуг все 9 есть только в ЦОПе, 8 из 9-в «Палитре»,а в остальных салонах — 6 и меньше);
у ЦОПа более выгодноеместоположение — деловой центр города, что обеспечивает поток клиентов; также всалоне действует дисконтная система, и постоянно появляются новые виды услуг,что создает благоприятную среду для привлечения клиентов.
Заключение
Мной была пройдена практика вКомпании ЗАО «Алтекс – Группа Компаний», предметом деятельностикоторой является оптовая и розничная торговля предметами народного потребления,сложной бытовой и электронной техникой, оборудованием, операции с недвижимымимуществом, включая земельные участки, строительство зданий и сооружений,осуществление других видов деятельности.
Перед написанием данного отчетабыла поставлена главная цель — рассмотреть менеджмент и внешнее окружениеорганизации на примере данной организации. На, мой взгляд с поставленнойзадачей я справился.
Так же мной был рассмотрено одноиз подразделений компании – Центр Оперативной Печати (ЦОП) и дан анализконкуренции на рынке г.Н. Новгорода. Как было выявлено в основу анализа ближайшегоокружения фирмы составляет конкурентный анализ.
Список литературы
1. Бланк И.А. «Управление торговым предприятием» М. 2006 «Тандем»
2. Даненбург В., Монкриф P.,Тейлор В. " Основы оптовой торговли. Практическийкурс. " М. 2006 «Наше дело»
3. «Основы предпринимательского дела» под руководством иредакцией доктора экономических наук профессора ОсиповаЮ. М.3. Терминологический словарь-справочник М. 2006«Экономика и жизнь»
4. Волкова К.А., Дежкина И.П. Предприятие: стратегия, структура, положенияоб отделах и службах, должностные инструкции/. — М.: ОАО «Издательство „Экономика“,НОРМА, 2005.
5. Мескон М. Х.,. Альберт М. Основы менеджмента. / — М.: „Дело“,2006.
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика.- М.: „Дело ЛТД“, 2007. — 320с.
7. Ворот И. Экономика фирмы. — М.: Высшая школа, 2007.
8. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ „Маркетинг“,2006.
9. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. — М.: Банкии биржи, ЮНИТИ, 1997. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. — М: Финстатинформ,2006
Приложение 1
/>
Структуракомпании ЗАО „Алтекс-Группа Компаний“.
/>Приложение 2
Терминология по структурекомпании ЗАО „Алтекс-Группа компаний“:
Подразделение – для данногоположения любая из имеющихся структурных единиц компании: Департамент,Сервисная служба, Отдел, Филиал. Употребляется для обобщения понятий.
Департамент – структурнаяединица компании, деятельность которой направлена на зарабатывание прибыли иотвечающая следующим требованиям:
Прямое подчинение Генеральномудиректору;
Имеет привязку к продуктовойгруппе;
Работает на обособленномсегменте или нише рынка;
Масштаб бизнеса по чистойприбыли ≥ 6 млн. руб. (исключения делаются для Департамента Транспорт). Принедостижении установленного порога в 2008 финансовом году Департамент подлежитреорганизации.
Отдел – совокупность сотрудников,решающих единую задачу, внутри Департамента с назначенным руководителем(начальником отдела).
Направление – совокупностьсотрудников, объединенных узкой специализацией по продукту внутри отдела сназначенным руководителем направления.
Сервисное подразделение –структурная единица компании (холдинга), деятельность которой направлена наобслуживание бизнес-процессов, происходящих в бизнес-подразделениях (сервис).
Сервисная служба – структурнаяединица компании (холдинга), входящая в сервисное подразделение, имеющая своегоруководителя и ориентированная на выполнение конкретных задач (функций).
В целях представительства нарынке должности руководителей и сотрудников на визитных карточках могутотличаться от должности в штатном расписании и структуре компании (посогласованию с Генеральным директором или Заместителем Генерального директорапо ФЭД).