Федеральное агентствопо образованию
Байкальскийгосударственный университет экономики и права
Кафедра мировойэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплинеМеждународные экономические отношения
Экономическиеотношения России и США
Исполнитель В.А. Серова
Руководитель В.М. Ягодкина
доктор экон. наук, профессор
Иркутск, 2009
Оглавление
Введение
1. Теоретические аспектымеждународных экономических отношений
1.1 Сущность и основымеждународных экономических отношений
1.2 Объекты и субъектымеждународных экономических отношений
1.3 Тенденции развитиямеждународных экономических отношений и их основные факторы
2. Экономические отношенияРоссии и США
2.1 Договорно-правовая база,регулирующая торгово-экономические отношения России с США
2.2 Торговые отношения США иРоссии
2.3 Инвестиционноесотрудничество США и России
2.4 Миграционные процессымежду США и Россией
3. Перспективы развитияэкономических отношений между Россией и США
3.1 Проблемы в сфереэкономических отношений между США и России
3.2 Перспективы решенияпроблем в сфере экономических отношений между США и Россией
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Глобализация,регионализация, международная интеграция, − вот основные тенденцииразвития сегодняшней действительности. Все страны мира в большей или меньшейстепени прибегают к международному сотрудничеству, создавая между собой прочныеторговые, политические, культурные связи. Деятельность мощных ТНК,интеграционных объединений, международных организаций приводит к размываниюэкономические границ и формированию единого мирового рынка. Россия, теснейшимобразом связанная с остальным миром, в полной мере испытывает влияниепроисходящих в мире глобализационных процессов и активно функционирует на этомрынке.
Даннаякурсовая работа посвящена экономическим отношениям России и США. Актуальностьизучения российско-американских отношений в первую очередь в том, что этиотношения оказывают большое воздействие на происходящие в России экономическиеи политические процессы. Сегодня Америка является одним из основных торговыхпартнёров РФ, но совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношениймежду Россией и США не отвечают масштабам экономик этих стран и томупотенциалу, который у них существует. При этом Россия рассматривает СоединенныеШтаты Америки в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономическихотношений. Это определяется лидирующей ролью Соединенных Штатов в мировойэкономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого ифинансового потенциала.
Цель работы– изучение экономических отношений США и России.
Реализацияпоставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
рассмотретьпонятие «международные экономические отношения»;
выявитьтенденции развития МЭО и их основные факторы;
выявитьосновных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американскоесотрудничество;
проанализироватьдинамику российско-американских отношений, их значимость и перспективы дляэкономики страны.
Объектомработы являются экономики США и России, а предметом − русско-американскиеэкономические отношения. В качестве источников информации при написании работыбыли использованы ресурсы Интернета, учебники по международным экономическимотношениям, статьи периодических изданий, данные Росстата.
Работавключает в себя введение, основную часть из трёх глав, заключение и списокиспользованной литературы.
В введениипоставлены цели и задачи работы, обоснована её актуальность, указаны предмет иобъект исследования.
Главапервая называется «Теоретические аспекты международных экономическихотношений», где рассматриваются основные понятия, сущность и тенденции международныхэкономических отношений.
Глававторая называется «Экономические отношения России и США». Здесь рассматриваетсяправовая база отношений; торговое и инвестиционное сотрудничество, а так жекоротко освещается миграционное сотрудничество между США и Россией.
Главатретья называется «Перспективы развития экономических отношений между Россией иСША», где обозначены основные проблемы в сфере экономического сотрудничествамежду этими странами и предложены способы их решения.
Выводы попроделанной работе формулируются в заключении, а завершает работу списоклитературы.
1. Теоретические аспекты международных экономических отношений
1.1 Сущность и основы международныхэкономических отношений
Современноемировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействиямежду странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящихперед человечеством глобальных проблем, таких, как угроза ядерной катастрофы,экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основуукрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государствв экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценноеразвитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей. Несмотря напопытки некоторых государств жить в условиях национальной экономическойсамообеспеченности (“автаркии”), движение товаров, услуг, денежных платежейоказывается сильнее воздвигнутых барьеров.
Своё началомирохозяйственные связи берут в мировой торговле, которая прошла путь отединичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабноготоргово-экономического сотрудничества. Возникнув на мануфактурной стадииразвития общественного производства (XVI век), мировой рынок активноформировался под воздействием движения торгового капитала, экономически иполитически утвердившегося в большинстве европейских стран.
Спецификаболее поздних ступеней развития мирового рынка связана с промышленнойреволюцией XVIII-XIX вв., придавшей большую зависимость крупной промышленностиот международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, которыйотносится к концу XIX – началу XX в., означал нарастание объёма международнойторговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимномупереплетению национальных экономик.
Рынкитоваров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональномуровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен имирового предложения, испытывают на себе слияние циклических колебаний,функционируют в условиях монополии и конкуренции.
Зрелостьмирохозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота иматериального производства. Об изменениях, происходящих в сфере международныхэкономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена,удельном весе сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамикемировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капиталов.
Современныйэтап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости,обусловленной переводом производства в развитых экономических системах на новуютехнологическую базу, с преобладанием информационных технологий. Новоекачественное состояние производительных сил стимулировало интернационализациювоспроизводственных процессов, которая проявилась в двух основных формах:интеграции (сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) итранснационализации (создание межнациональных производственных комплексов).
Следуетотметить, что развитие торговли между странами, формирование мирового рынка наоснове углубления международного разделения труда, интенсификация мирохозяйственныхсвязей, обусловленная интеграцией экономик и образованием ТНК, способствовалиукреплению мирового хозяйства, повышению зависимости роста национальногопроизводства от стабильности мировой экономики.
Международныеэкономические отношения являются неотъемлемой частью мирового хозяйства имеждународных отношений. Изменения, происходящие в мировой экономике, неизбежнонакладывают отпечаток на состояние и характер МЭО. Признание Мира как единойсистемы, состоящей из взаимозависимых элементов и функционирующей по единымзаконам рыночного пространства, привело к появлению концепции глобализацииэкономики и новым принципам классификации стран мира.
Международныеэкономические отношения – система хозяйственных связей между национальнымиэкономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования; особаясфера деятельности, основанная на международном разделении труда.
Международныеэкономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами,представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарамии услугами) международной торговле, научно-технических, производственных,инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационныхинтернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов.
Этиотношения объективно вытекают из процесса разделения труда, международнойспециализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни.Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи ивзаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитиемеждународного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных(природных, географических, демографических и т. п.) и приобретенных(производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных,этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные вышепрактические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфермирохозяйственной деятельности:
международнаяторговля;
международнаяспециализация производства и научно-технических работ;
обменнаучно-техническими результатами;
информационные,валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
движениекапитала и рабочей силы;
деятельностьмеждународных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решенииглобальных проблем.
международныеинформационные связи, формирование и возрастание роли Интернета, осуществлениекоммерческих операций с помощью компьютеров.
Возможности,перспективы и роль МЭО, значение и соотношение их основных форм и направленийопределяются углублением международного разделения труда, переходом к высшимего типам. Общий тип международного разделения труда предопределяетмежотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающих иобрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит кразвитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разныхотраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный типмеждународного разделения труда означает специализацию на отдельных этапахпроизводства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологическогоцикла (переделах), а также в рамках научно-технических,проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционногопроцесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста ёмкостимеждународного рынка, устойчивого расширения МЭО.
Изсказанного можно сделать вывод, что в принципиальных характеристикахмеждународные экономические отношения, являющиеся полем и результатомприложения труда, капитала, природных и других ресурсов, представляют собойодну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Какизвестно, исходя из принципа свободы выбора для продавцов и покупателей, и вэтой сфере рыночные отношения предполагают:
множественностьих объектов и субъектов;
определяющеевоздействие спроса и предложения;
ихвзаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;
конкуренцию.
Этодополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена,исключительное пространство его осуществления, создают более чем достаточныепредпосылки множественности объектов и субъектов.
Не изменяямеханизм спроса и предложения, МЭО расширяют его границы, охватываемые объёмы иассортимент обмена. Новые количественные и качественные характеристикиприобретает система рыночных цен. И, конечно, ужесточаются условия конкуренции.В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могутбыть названы следующие:
− вего основе лежат разделение труда и обмен, международные, предполагающие, что производствои (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.
− егоучастники экономически обособлены, в частности, в особенной форменационально-хозяйственного обособления, что объективно обуславливаеттоварно-денежный характер связей.
− всовокупности мирохозяйственных обменных связей, МЭО более полно действуютзаконы спроса, предложения и свободного ценообразования.
− также, как национальные рынки, мировой рынок МЭО характеризуются конкуренциейтоваров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу большихобъемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг и дополняетсяперемещением факторов производства между странами.
−одна из основных форм МЭО – международная торговля − представляет собоймножество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировыетоварные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящиеустойчивый, систематический характер.
−обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производстваопосредствовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами,валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировойфинансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала,иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредитыпридают мировой финансовой системе завершенный вид. Различия стран вобеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях занятости населенияопределяют развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обуславливаетформирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационногообеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системыпатентования и лицензирования изобретений, межгосударственные соглашения позащите авторских прав формируют мировой информационный рынок.
− МЭОпредполагают собственную инфраструктуру, специальные институты, представленыемеждународными экономическими, финансово-кредитными учреждениями иорганизациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата. Всемирныйбанк. Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения(Еврокомиссия, ЕБРР и т.п.).
− МЭОподвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства исбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельностьТНК), и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов,объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (кпримеру, ОПЕК).
−особой сферой, фактором и результатом развития МЭО становится производственная,коммерческая, внешнеэкономическая деятельность ТНК.
−усиливается роль обмена информацией и новых технологий как инструмента МЭО.
− МЭОне свободны от международного, регионального, государственного вмешательства,регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых,кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах.
Всевышесказанное принципиально характеризует содержание и поле действиясовременных МЭО, их особенности.
1.2 Объектыи субъекты международных экономических отношений
Объекты исубъекты МЭО, в принципе, не отличаются от таковых в рамках национальногорыночного хозяйства. Новые количественные и качественные моменты характеризуютих множественность. В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары иуслуги, обращающиеся в международной торговле, объём которой превышает внастоящее время 11 трлн. долларов, материальные, денежные, трудовые иинформационные ресурсы, являющиеся предметом международного обмена. Важная особенностьздесь — устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугамиотличается крупными объёмами, широтой ассортимента, дифференциацией покачеству, как правило большей конкурентоспособностью.
Насовременном этапе и тем более в перспективе особое место как объекта МЭОприобретают технологии и информация, выделяясь в самостоятельную и динамичнуюсферу мирового хозяйства. Также в качестве особого объекта следует выделитьмногостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организацийв области экологии и по решению других проблем глобального характера.
ПредметомМЭО являются отношения и непосредственные связи, возникающие между странами врезультате экономической деятельности государств, компаний, банков и т.д. намеждународном уровне в сферах производства, торговли товарами и услугами,финансов, технологий, перемещения рабочей силы, информации.
Большеособенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде,отношения между партнерами из разных стран — это по преимуществу связи науровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющиенесущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора.Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектамхозяйственной деятельности не требуется каких- то особых условий и разрешенийна ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницымежду внутренним и внешним рынком. Тем не менее, их маркетинговая задачаусложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной иперспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международныхусловий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономическогоанализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступаютгосударственные структуры: непосредственно правительственные и другиегосударственные органы различных уровней (центральные, региональные,муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Наконец, вроли субъектов МЭО выступают международные организации, в частности системыООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестированиисредств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляетсятак же транснациональными корпорациями и международными объединениями.
1.3 Тенденцииразвития МЭО и их основные факторы
Прекращениеконфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства,казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами ввопросах поддержания стабильности мировой системы. Однако встает вопрос о том,кого можно сейчас считать «великими державами». Если исходить изтакого критерия «величия» или «мощи» государства какналичие у него достаточного количества определенных ресурсов, то вырисовываетсякартина многополярного мира; если исходить из другого критерия −способности оказывать воздействие на принятие решений по наиболее важнымвопросам глобального экономического развития − то налицо монополярныймир, в котором доминируют США, хотя по многим экономическим показателям СШАявно не первые. Но в любом случае развитие мировой экономики и МЭО не будетпроисходить далее бесконфликтно. МЭО приобретают более созидательный характер,в том числе направленный на решение глобальных проблем, но, тем не менее,носящий конкурентную окраску, хотя бы потому, что конфликт является условиемдальнейшего развития любой системы МЭО и факторов, воздействующих на процесс ихразвития.
• ускорениенаучно-технического прогресса по-новому ставит вопрос о способах ведениямеждународного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможностиполучения коммерческой, общеэкономической, специальной информации.
•глобальные перемены в области окружающей среды, исчерпание экологической базы,необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставитвопрос об источниках финансирования.
• прирост ипостоянное перемещение народонаселения: население перемещается по причинебедственного экологического, неудовлетворительного экономического иполитического положения.
•увеличение разрыва между бедными и богатыми странами: деколонизация вбольшинстве случаев не оправдала надежд развивающихся стран на экономическоепроцветание.
• ростэкономической взаимозависимости стран мира неизбежно ведет к унификации нормправа, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.п., что будетсталкиваться с позицией различных групп населения, заинтересованных всохранении своих национальных и исторических ценностей.
• усилениероли международных экономических организаций приводит к тому, что, внутренние ивнешние действия государств все чаще направляются внушительным и постояннорасширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международнымиэкономическими организациями.
• растущаяроль негосударственных структурных образований (неправительственныеорганизации, ТНК) в решении международных вопросов, в том числе экономических,ставит вопрос об изменении состава основных участников международногосообщества. Мир движется к новой социально-экономической обстановке, в условияхкоторой международные сообщества составят несколько отличных друг от другатипов действующих лиц, чью роль как автономных членов данного сообщества нельзябудет игнорировать.
Рассмотревпонятие международных экономических отношений, его основные формы и компоненты,а также тенденции сегодняшнего мира, безусловно, становится понятно, что ниодна страна не может остаться в стороне от мирового рынка и международныхотношений. Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграциярабочей силы отражают объективное требование развития производительных сил вусловиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукциипередовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и производствразличных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребностьэффективного ведения производства требует международной производственнойкооперации и научно-технического обмена.
Прогресс всфере производства передовых технических и информационных средств (например,компьютеров) приводит к быстрому их старению, а значит, необходимостипостоянного обновления. Массовое производство может стать эффективным приориентации на отрасли, обладающие высокой технологией. Все это требуетобеспечения благоприятных условий для научно-технического развития черезконцентрацию усилий в области фундаментальных и прикладных научныхисследований, финансовых средств. Следовательно, современное производствоориентируется не на национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическоепространство.
Подвоздействием научно-технической революции изменяется значимость структурныхэлементов производственных издержек. Новыми, требующими значительных вложений,являются затраты на приобретение знаний, информации, компетенции. Все это приводитк расширению обмена производственными, научно-техническими, финансовымиуслугами. Экспорт-импорт данных видов услуг стимулирует международную торговлютоварами. производственного назначения. Подавляющее число внешних закупоккомплектного оборудования сопровождается оказанием инженерно-консультационныхуслуг.
В каждойстране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамкахкоторой осуществляются международные платежи, называется национальной валютнойсистемой. На ее базе основывается мировая валютная система − формаорганизации международных валютных отношений. Она построена на принципесочетания долгосрочной гибкости валютных курсов и в их краткосрочнойстабильности. Валютный курс − это цена денежной единицы иностраннойвалюты, выраженная в определенном количестве единиц национальной валюты.
Такимобразом, новые формы международных экономических отношений, отражают эволюцию вспособах использования иностранных капиталов на территории тех или иныхгосударств: от частичного и полного владения к контрактным соглашениям,связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Целипартнёров, безусловно, различны. Для одних — это достижение мирового лидерства,для других — преодоление отставания.
На этомавтор заканчивает теоретическую главу работы и переходит к аналитической главе,где рассматривает экономические отношения между США и Россией.
2.Экономические отношения России и США
2.1 Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономическиеотношения России с США
Основополагающимдокументом, регулирующим торгово-экономические отношения России с США, являетсямежгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США,подписанное в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.
«Акт вПоддержку Свободы 1992 г.» Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democraciesand Open Markets (P.L. 102-511), и «Закон о Торговле 1974 г.» (именно к немубыла принята пресловутая поправка Джексона-Вэника) (Trade Act of 1974, 19U.S.C. 2411, создал основу для большинства программ финансовой помощи России в1990-х годах, что является исключительно важным объектом исследования в рамкахизучаемого периода.
“Закон оторговле 1974 г.» и принятая к нему поправка Джексона-Вэника до сих поропределяют правовую базу российско-американских торговых отношений.
В 1993 г. вступил в силу Договор от 17 июня 1992 г. между Россией и США об избежание двойногоналогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношенииналогов на доходы и капитал.
Договор опоощрении и взаимной защите капиталовложений был подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован Россией, т.к. противоречил российским позициям в переговорномпроцессе по вступлению в ВТО.
Кроме того,между Россией и США действует целый ряд межправительственных соглашений,регламентирующих отношения в отдельных областях сотрудничества, в том числе: онаучно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии (июнь 1992 г.); относительно использования высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия(февраль 1993 г.); о воздушном сообщении (январь 1994 г., с изменениями и дополнениями от апреля 1999 г.); по морскому транспорту (июнь 2001 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США (1996 г.); о научно-техническом сотрудничестве (декабрь 2005 г.); несколько соглашений осотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства вмирных целях.
19 ноября 2006 г. в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое подписанпротокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединенияРоссии к ВТО, а также шесть межправительственных соглашений: осельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекцияхпредприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственностии о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальныесредства.
Одним изглавных в принятой по итогам российско-американского саммита в Сочи 6 апреля 2008 г. «Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений» стал раздел«Стратегическое экономическое сотрудничество». В нём говорилось, что до концатекущего года США и России необходимо завершить процесс присоединения России кВТО, добиться предоставления России в отношениях с США режима нормальныхторговых отношений на постоянной основе, а также создать новые форматыэкономического, энергетического и делового диалога.
28 апреля2008 г. в Вашингтоне был запущен двусторонний экономический диалог на уровнестаршего заместителя Госсекретаря США
Р. Джеффрии первого замминистра иностранных дел А.И. Денисова с целью интенсифицироватьпроцесс двустороннего экономического взаимодействия, сконцентрироваться навопросах, представляющих взаимный интерес и наметить планы на будущее. В связис событиями в Южной Осетии в августе 2008 г. сроки проведения второго заседанияэкономдиалога в Москве (планировалось на 26 сентября 2008 г.) по инициативеадминистрации Дж. Буша были перенесены. В настоящее время администрация Б.Обамы высказывается за его возобновление. В рамках созданной по результатамвизита Б. Обамы в Москву 6-8 июля 2008г. двусторонней Президентской комиссиипредполагается формирование, в том числе, рабочих групп по развитию деловыхсвязей и торгово-экономическим отношениям, энергетике и окружающей среде,сельскому хозяйству, науке и технологиям. 6 июня 2008 г. на XII Петербургскоммеждународном экономическом форуме президенты РСПП и Торговой палаты США А.Н. Шохини Т. Донохью подписали соглашение о сотрудничестве и учреждениироссийско-американского бизнес-диалога. 10-13 марта 2009 г. состоялся визит вСоединенные Штаты Америки делегации РСПП во главе с президентом РСПП А.Н. Шохиным.На встрече было принято совместное заявление РСПП и Торговой палаты США, вкотором зафиксированы основные принципы сохранения и укрепления долгосрочныхвзаимовыгодных партнерских связей между деловыми кругами России и США.
Важную рольв развитии диалога также играют Российско-американский Совет деловогосотрудничества (РАСДС) и Американо-Российский деловой совет (АРДС), очередноезаседание которого состоялось 24-25 сентября 2008г. в Нью-Йорке с участиемМинистра иностранных дел России С.В. Лаврова.
2.2Торговые отношения США и России
В 2009 годуотмечается важная юбилейная дата − 200 лет российско-американскимотношениям. В 1809 году молодая американская республика и Российскаядоговорились установить дипломатические отношения и впервые обменялись послами.Однако экономические отношения зародились ещё в первой половине XVIII века,когда началась активная колонизация Америки русскими торговцами. В этот жепериод началась первая волна русской иммиграции в США, связанная с российскимосвоением Америки и представленная малочисленными русскими исследователями,основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. После достаточно скромногоначала отношения этих двух стран – со взлётами и падениями – оправдалипредсказание де Токвиля о том, что Америке и России «уготовано волей небесуправлять судьбами половины земного шара». Сегодня, когда холодная война инаступивший вслед за этим постсоветский переходный период остались позади,перед странами открылся новый мир – мир, в котором эффективныероссийско-американские отношения играют важнейшую роль в решении многихвозникающих глобальных проблем.
Американскаяторговля с Россией в XX в. развивалась весьма энергично; в 2001 году стоимостьтоварооборота достигла 8180,9 млн. долл. В 2002 г наблюдался резкого спадароссийских закупок., однако уже со следующего года товарооборот между странамиувеличивался, и с 2003 по 2007 год вырос в 2,5 раза, что в абсолютных значенияхсоставило 10333,5 млн. дол. В 2007 Сальдо РФ во внешней торговле с США годувпервые за семь лет оказалось отрицательным — 1 миллиард 407,1 миллионадолларов (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Внешняяторговля России с США /> 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. I полуг 2008г Оборот, млн. долл 8180,9 6965,8 7169,4 9824,2 10886,7 15048,3 17502,9 11799,2 Экспорт, млн. долл 4198,2 3987,3 4207,7 6624,1 6323,7 8638,4 8047,9 5779,4 Импорт, млн. долл 3982,7 2978,5 2961,7 3200,1 4563 6409,9 9455 6019,8 Сальдо, млн. долл 215,5 1008,8 1246 3424 1760,7 2228,5 -1407,1 -240,4
Анализируядинамику внешней торговли России и США, представленную в таблице 2.1, можноувидеть, что, не смотря на общую положительную динамику роста товарооборота, восновном это происходило за счёт увеличения импорта из США в Россию, который запять лет увеличился приблизительно в 3,2 раза, тогда как экспорт увеличилсяменее чем в два раза. Однако в 2008 году торговля между Россией и СШАпродолжала развиваться довольно высокими темпами. По данным за январь-август2008 года товарооборот составил 17007,3 млн. долл., российский экспорт составил8359,6 млн. долл., импорт − 8647,7 млн. долл., к концу первого полугодияимпорт превысил экспорт на 249,4 млн.долл. Интересно, что рост товарооборотапроисходит в основном за счёт увеличения импорта. По данным Министерстваторговли США дефицит в торговле товарами в 2008 году сократился на 19,9%, что,как считают американские экономисты, связано с уменьшением внутреннего спроса натовары, и что, по мнению автора, стало причиной сокращения роста объёмовэкспорта из России в США.
Большимипотерями в объёмах внешней торговле ознаменовался для России 2009 год. С учетомнегативного влияния мирового экономического кризиса, снижением уровня деловойактивности в США, уменьшением спроса на товары российского экспорта, а такженаблюдающейся конъюнктурой цен на основные товары взаимной торговли,товарооборот, по данным американской статистики, по итогам I полугодия 2009 г.снизился на 37,9% до уровня 11,1 млрд.долл. (за аналогичный период 2008 г. – 18млрд.долл.). При этом российский экспорт сократился на 35% до 8,6 млрд. долл.(в I полугодии 2008 г. — 13,3 млрд.долл.), а импорт – на 46% до 2,5 млрд.долл.(в I полугодии 2008 г. — 4,7 млрд.долл.). Положительное для России сальдоуменьшилось на 29% до 6,1 млрд.долл. (в I полугодии 2008 г. – 8,7 млрд.долл.)По данным ФТС России, в 1 полугодии 2009 г. взаимный товарооборот сократился на37% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составил 7,3 млрд.долл. (в 1полугодии 2008 г. – 11,7 млрд.долл.). В таких же пропорциях уменьшились объемыроссийского экспорта (с 5,7 до 3,5 млрд.долл.) и импорта (с 6 до 3,8млрд.долл.).
В структуреэкспорта России в США в 2007 году на долю металлов и изделий из них приходилось40,5%, минеральных продуктов (в основном сырая нефть и нефтепродукты) – 27,1%,неорганической химии (1121,1 млн.долл. — 13,9% всего российского экспорта вСША), а также драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, жемчугаприродного и культивированного (1027,4 млн.долл. — 12,7%). Объемы поставокнефти и нефтепродуктов за истекший год составили 2252,7 млн.долл. На черныеметаллы пришлось 17,0% российского экспорта в США (1367,0 млн.долл.).Значительная доля пришлась на удобрения (201,0 млн.долл.), древесину и изделияиз нее (132,0 млн.долл.), некоторые изделия машиностроительной промышленности(244,3 млн.долл.).
В 2008 годуоснову российского экспорта по-прежнему составили нефть и нефтепродукты – 11,5млрд.долл. (57% экспорта), металлы и металлопродукция – более 3 млрд. долл.(15%). На товары химической промышленности пришлось около 1,9 млрд.долл.(9,4%). В импорте из США сохранилось преобладание продукции машиностроения итранспортных средств – более 4,4 млрд.долл. (59% всего импорта из США) ипродовольствия — 1,2 млрд.долл. (16%), прежде всего мяса птицы.
В 2008 годув структуре импорта доминировали машины, оборудование и транспортные средства(63,8%), продовольствие и сельскохозяйственное сырьё (14,4%), а так жепродукция химической промышленности (13,8%).Среди основных статей в структуреимпорта за 2008 г. – наземные, водные и воздушные средства транспорта, их частии оборудование (2,7 млрд. долл.), машины, оборудование и механизмы (2,6млрд.долл.) и продукты питания (1,4 млрд.долл.). Также закупается продукцияхимической промышленности и минеральное сырье, в основном руды и концентратыдрагметаллов, металлы и изделия из них. Если сравнить эти показатели споказателями предыдущего года, то можно сказать, что увеличение объёмов импортаотмечается по всем без исключения товарным группам, не смотря на значительноеохлаждение российско-американских отношений в 2008 году в связи с событиями вЗакавказье. Проанализировав данные по импорту из США, автор заметил, он имеетстабильную структуру и с 2004 года отмечается тенденция к его росту (в среднемна 35-40% ежегодно), а с 2005г. объёмы импорта растут опережающими темпами поотношению к российскому экспорту. Автор обращает также внимание, что именно этистатьи импорта, являются ведущими в общем объёме импорта России. Также, изучивосновные статьи экспорта и импорта США и РФ, которые почти не менялись напротяжении последних пяти лет, автор констатирует, что Россия выступает дляАмерики в роли «сырьевого придатка», продавая в основном не переработанные полезныеископаемые, древесину. Американский же импорт в основном составляют машины,высокоточное оборудование, транспортные средства.
Рольторговли с Россией для Соединённых Штатов остается незначительной – её доля втоварообороте составляет порядка 0,8% (26-е место в списке торговых партнеровСША по объему товарооборота). Согласно данным департамента коммерции США на2008 год, Россия занимает 28 место среди 30 крупнейших экспортёров и 17 местосреди важнейших импортёров Америки. Но от общего объёма на неё приходится 0,73%экспорта и 1,3% импорта. Для России же США является одним из основных торговыхпартнёров (8-е место в списке торговых партнеров России по объемутоварооборота). Доля их в российском обороте в 2008 году составил 3,4%(Германия − 9,3%, Италия − 7,1%, Нидерланды − 8,7%, Польша −3,9%, Япония − 3,8%, Белоруссия − 4,9%, Украина − 5,8%), а в2009 году – 3,9%.
При расчётеосновных торговых показателей США используют отличную от российской, системурасчётов. По данным американской статистики, существенно отличающейся отроссийской, товарооборот между Россией и США в 2003-2007 годах характеризуетсяследующими показателями, приведёнными в таблице 2.2. По расчётам автора данныеамериканской статистики выше российских приблизительно на 37%.
Таблица 2.2
Внешняяторговля США с Россией в млрд. долл./> 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Товарооборот 11,1 14,4 19,2 24,5 26,7 Экспорт РФ 8,6 11,6 15,2 19,8 19,3 Импорт РФ 2,5 2,8 3,9 4,7 7,4 Сальдо 6,1 8,8 11,3 15,1 11,9
Источник:[Торгово-экономическое сотрудничество России и США//www.mpt.ru]
Значениеторговых отношений с США не исчерпывается для России количественнымипоказателями товарооборота. Гораздо важнее другое – возможность использовать вовзаимной торговле высокий потенциал США в сфере высоких технологий и иметь делос партнером, который играет такую важную роль международных экономических ифинансовых организациях.
2.4 Инвестиционное сотрудничество США и России
Во второйполовине ХХ века США как страна базирования крупнейших ТНК, занимали ведущиепозиции в мировом инвестиционном процессе. США сохраняют свое явное лидерство ипо размерам накопленных за рубежом прямых инвестиций. За 14 лет (1993-2006гг.), несмотря на определенные колебания, их объем увеличился в 4 раза и в 2006г. достиг огромной суммы – 2384 млрд. долл., или 19,4% общего объеманакопленных в мире прямых иностранных инвестиций. Для сравнения укажем, чтодоля Великобритании и Франции, занимавших по этому показателю второе и третьеместо в мире, составила 12% и 8% соответственно.
Географияпрямых американских инвестиций весьма обширна, охватывает 190 стран итерриторий. Однако основной сферой приложения прямых капиталовложений СШАостаются развитые государства, на которые в 2006 г. приходилось 71,9% всехзарубежных инвестиций США. Крупнейшие реципиенты американских инвестиций –Великобритания (364,1 млрд. долл.), Канада (246,5 млрд.), Нидерланды (215,7млрд.), Австралия (122,6 млрд.), Германия (99,3 млрд.), Япония (91,8 млрд.) иШвейцария (90,1 млрд. долл.). На страны Европейского Союза (25 государств)приходится 1123 млрд. долл., или 47,1% всех прямых инвестиций США за рубежом.
Россия внастоящее время объективно не может быть сравнима по международныминвестиционным позициям с США, имеющими более чем столетний опытэкспорта-импорта капитала. Наша страна включилась в эти процессы в последнеедесятилетие, причем в условиях социально-экономического кризиса и сложныхтрансформационных процессов. В эти годы из страны преимущественно осуществлялсянелегальный вывоз значительных финансовых ресурсов, обескровливающих экономикустраны.
Но впоследние 5 лет привлекательность России для иностранных инвесторов все жезначительно увеличилась. По результатам опроса представителей ТНК, проведенногоЮНКТАД в 2006 г., Россия заняла четвертое место в мире среди государствнаиболее привлекательных для вложения прямых инвестиций (после Китая, Индии иСША). Следует отметить, что ведущие международные рейтинговые агентства«Мудис», «Фитч» и позднее «Стэндард энд Пурз» повысили рейтинг России до уровня«инвестиционный». Кроме того, на заседании Рабочей группы по экспортнымкредитам и экспортным гарантиям ОЭСР, состоявшемся в январе 2007 г., былопринято решение о переводе России из четвертой группы по уровню рисков в болеепривлекательную для инвесторов третью группу. Это должно способствоватьпреодолению выжидательных настроений среди ряда потенциальных американскихинвесторов, все еще опасающихся вкладывать средства в российские проекты.
Натерритории России действует капитал из более 100 стран. Основныестраны-инвесторы в 2008г. − Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия,Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 80,7% от общегообъема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
США входятв число ведущих стран-инвесторов по объему привлеченных иностранных инвестицийв экономику России. Американские прямые инвестиции в России вложены в основномв ее производственный сектор, в котором, согласно имеющимся данным,сосредоточено ¾ их объема. Около половины американских капиталовложенийнакоплены в топливно-энергетическом секторе («Эксон-Мобил», «Шеврон»,«Коноко-Филипс» и др.). На непроизводственную сферу приходится ¼ прямыхинвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховуюдеятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг.
Авторомбыла рассмотрена структура и динамика объёма накопленных американскихинвестиций, а так же инвестиций, поступаемых ежегодно в Россию из США. Исходяиз этих данных, можно заметить, что с 2004 по 2009 год объем всех иностранныхинвестиций, накопленных в экономике России, увеличился приблизительно в 3,2раза, однако объём накопленных американских инвестиций увеличился всего лишь в1,3 раза. В 2008 г. США заняли 8 место (8,8 млрд. долл.) по этому показателю вРоссии (или 3,3% от общего объема в 265 млрд. долл.). В 2004 году по объемамнакопленных зарубежных инвестиций в российскую экономику США занимали 6 местосреди основных стран-инвесторов, и их доля в накопленных зарубежных инвестицияхна территории России составляла 8,1%. По итогам I полугодия 2009 г. СШАсохранили 8 место в списке основных стран-инвесторов в экономику России, хотяобщий объем накопленных американских инвестиций снизился до 7,99 млрд.долл.(3,3% от общего объема иностранных инвестиций в 242 млрд.долл.). В 2004 годудоля прямых инвестиций составила 65% от всех накопленных американскихинвестиций, а на конец июня 2009 года – всего 34% (2,7 млрд.долл). По состояниюна 1 июля 2009 г. в США накоплено 6 млрд.долл. российских инвестиций, изкоторых доля прямых инвестиций составляет 84%, или 5 млрд. долларов. Америказанимает второе место среди крупнейших стран-получателей российских инвестицийи на её долю приходится 10% всех инвестиций, вложенных Россией в экономикудругих стран (Таблица 2.3; Таблица 2.4)
Американскиекомпании проявляют интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества срегионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первуюочередь углеводородного сырья) или являющимися центрами концентрациипредприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной ипищевой промышленности. Наиболее активно в российско-американскомторгово-инвестиционном сотрудничестве участвуют Москва и Московская область, Санкт-Петербурги Ленинградская область, Сахалинская область, Республика Коми, Тюменскаяобласть, Самарская область, Татарстан. Активизируется сотрудничество скомпаниями США и ряда других регионов, среди которых Архангельская, Мурманская,Челябинская, Свердловская, Томская, Ярославская и Камчатская области,Красноярский, Хабаровский и Краснодарский края, Нижний Новгород, Башкортостан инекоторые регионы Восточной Сибири.
Расширениюдвусторонних экономических связей активно содействует рабочая группа«Российско-Американское Тихоокеанское партнерство» (РАТОП) подсопредседательством Минэкономразвития России и Минторга США, призваннаясодействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества междудальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОПпринимают участие представители федеральных и региональных органовисполнительной власти, а также деловых кругов России и США. Ежегодные заседаниярабочей группы проходят поочередно в России и США. Очередная (12-я) ежегоднаявстреча этой группы состоялась в августе 2007 г. в г. Южно-Сахалинске., 13-е вг. Такома (шт.Вашингтон) в июле 2008 г.
Таблица 2.3
Объёминостранных инвестиций, накопленных в экономике России по основнымстранам-инвесторам в млн. долл./> Накоплено на конец июня 2009г. В том числе Справочно поступило в I полугодии 2009 г. /> /> всего в % к итогу прямые портфелбные прочие /> Всего инвестиций1) 242462 100 95023 11687 135752 32163 /> из них по основным странам-инвесторам 202727 83,6 76066 11321 115340 20757 /> /> в том числе: 44993 18,6 29061 5629 10303 3601 /> Нидерланды /> Кипр 40264 16,6 25663 1831 12770 2870 /> Люксембург 36707 15,1 979 262 35466 5366 /> Великобритания 24584 10,1 3673 2202 18709 2169 /> Германия 16256 6,7 6820 13 9423 2862 /> Франция 9907 4,1 2011 23 7873 1073 /> Ирландия 9121 3,8 397 0,2 8724 391 /> США 7992 3,3 2752 859 4381 1047 /> Виргинские о-ва 6813 2,8 3984 500 2329 641 /> Япония 6090 2,5 726 2 5362 737 />
Источник:[www.gks.com]
Таблица 2.4
Объёминвестиций из России, накопленных за рубежом млн. долл./> Накоплено на конец июня 2009г. В том числе Справочнонаправленов I полугодии 2009г. /> всего в % к итогу прямые портфельные прочие /> /> Всего инвестиций 60795 100 40684 4669 15442 43482 /> из них в страны — крупнейшие получатели инвестиций 52893 87 36831 3228 12834 36017 /> в том числе: 17248 28,4 12509 1192 3547 4586 /> Кипр /> Нидерланды 11971 19,7 11585 72 314 5557 /> США 6065 10 5079 - 986 932 /> Швейцария 4291 7,1 1567 0,2 2724 18736 /> Виргинские о-ва 3834 6,3 1331 1148 1355 538 /> Великобритани 2536 4,2 2081 252 203 1016 /> Беларусь 2327 3,8 1950 377 3127 /> Германия 2270 3,7 107 2163 489 /> Люксембург 1178 1,9 470 101 607 228 /> Украина 1173 1,9 152 463 558 808 />
Источник:[www.gks.com]
Развиваетсявзаимодействие российских и американских компаний в аэрокосмической отрасли(«Боинг», «Локхид Мартин», «Пратт энд Уитни»). Среди наиболее значимых проектов«Боинга» – договор с ОАК по участию в создании системы послепродажногообслуживания «Суперджет 100», конструкторско-дизайнерский центр в Москве, СП с«ВСМПО-Ависма», «Морской старт». Совместно с «Юнайтед Текнолоджиз» («Пратт эндУитни») реализуется проект использования российских двигателей РД-180 наракетах-носителях «Атлас».
Продолжаетсявзаимодействие в автомобильной промышленности. В г. Всеволожске Ленинградскойобласти компанией «Форд» с 2002 г. реализуется проект производства автомобилеймоделей «Фокус» и «Мондео». Компанией «Дженерал Моторс» совместно с «АвтоВАЗом»производится внедорожник «Шеви-Нива» в г. Тольятти. В начале ноября 2008 г. вг.Шушары под Санкт-Петербургом корпорацией был открыт завод по промышленнойсборке еще трех моделей. Работают заводы «Катерпиллар» в г. Тосно Ленинградскойобласти, «Джон Дир» в Боровском районе Калужской области и Домодедово. Настадии переговоров находится передача контроля над торговой маркой «Опель» от«Дженерал Моторз» российско-канадскому консорциуму с участием «Сбербанка».
Средидругих сфер успешного взаимодействия – металлургическая промышленность(«Алкоа»), фармацевтика («Доу Кемикал», «Пфайзер», «Эли Лилли»), пищевая итабачная промышленность, рестораны быстрого обслуживания («Кока-Кола»,«Пепсико», «Бритиш Америкэн Тобакко», «Филип Моррис», «САБМиллер», «Ригли», «Марс»,«Каргилл», «Крафт фудс»). Кондитерским гигантом «Ригли» приобретена шоколаднаяфабрика «Коркунов», готовится к запуску русскоязычный развлекательный телеканал«Уолт Дисней». С июня 2008 г. напрямую из Москвы в Чикаго начала летатьавиакомпания «Американ Эйрлайнз», а с марта 2009 г. прямые рейсы по маршрутуМосква-Вашингтон осуществляет «Юнайтед».
«ЛУКойл»является владельцем 2200 автозаправок в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания,некоторые из которых уже работают под оригинальным российским брендом. Инвестициироссийской компании будут привлечены для строительства на Восточном побережьеСША компанией «Коноко-Филипс» нового НПЗ, ориентированного на российские сортанефти.
Отмечаетсяповышение активности российских металлургических компаний на американскомрынке. «Норильский никель» за 364 млн.долл. выкупил 56% акций базирующейся вшт. Монтана компании «Стилуотер Майнинг», занимающейся производством и сбытомметаллов платиновой группы, прежде всего палладия. «Северсталь» приобрелаактивы компании «Руж Индастриз» (285 млн. долл.), являющейся вместе со своимидочерними предприятиями пятым по величине производителем стали в США. В марте 2008 г. «Северсталью» было заключено соглашение о приобретении у компании «Арселор-Миттал» за 810млн. долл. завода «Спэрроуз-пойнт» в г. Балтимор (в совокупности предприятия«Северстали» производят в США 8,5 млн. т. стали в год). Компания «Стил Инвестэнд Файнэнс» (совладельцы − ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»и швейцарская «Дуферко Групп») в начале 2007 г. приобрела за 210 млн.долл. американского производителя оцинкованного проката «Виннер Стил».
Одним изглавных стратегических инвесторов на американском рынке выступает «Евраз Груп».В 2006 г. за 110 млн.долл. она приобрела 73% акций ведущего американскогопроизводителя ванадия − компанию «Страткор», доля которой в мировомпроизводстве ванадиевых химикатов превышает 45%. В январе 2007 г. за 2,3 млрд.долл. в собственность «Евраза» перешла сталелитейная компания «Орегон СтилМиллз».
В началеэтого года «Евраз» достиг договоренности о приобретении за 4 млрд.долл. активовамерикано-канадской компании «Ипско» (штаб-квартира в шт.Иллинойс) – ведущего производителятолстолистовой стали и труб для нефтегазовой отрасли в Северной Америке, атакже производителя листового проката «Клэймонт Стил» из шт.Дэлавер за 565млн.долл.
Средидругих наиболее заметных бизнес-проектов − создание совместныхпредприятий между деревообрабатывающими холдингами «Интернэшнл пэйпер» и «Илимпалп», планируемое строительство сталелитейного комплекса ОАО «Магнитогорскийметаллургический комбинат» в шт. Огайо.
Одним изпотенциально перспективных направлений двустороннего сотрудничества являетсяроссийско-американский энергетический диалог. Направления развитиядвустороннего энерговзаимодействия – создание инфраструктуры для поставок нефтив США с терминала на Баренцевом море; освоение нефтегазовых месторождений нашельфе Сахалина, включая создание инфраструктуры для поставок сжиженногоприродного газа (СПГ); урегулирование вопросов, связанных с Каспийскимтрубопроводным консорциумом (КТК), в т.ч. проблемы повышения его экономическойэффективности и расширения пропускной способности, сотрудничество в областиглобальной энергобезопасности, повышения энергоэффективности и развитиятехнологий экологически чистой энергии. В 2007 г. рост поставок энергоносителей и высокие цены позволили российским экспортерам выйти на рубежв 11,5 млрд. долл. (в 2006 г. – 9,4 млрд. долл.). Развивается инвестиционноесотрудничество «ЛУКойл» и «Коноко-Филипс». «Эксон-Мобил» вывел на проектнуюмощность добычу нефти на «Сахалине-1», «Шеврон» создал с «Газпромом» СП«Северная тайга Нефтегаз». В 2005-2007 гг. «Газпромом» были осуществлены«своповые» поставки российского сжиженного природного газа в США.
Динамичноразвивается сотрудничество в сфере инновационной деятельности и информационныхтехнологий. Успешно действует российско-американский Инновационный совет,разработана комплексная программа содействия контактам по линии малого исреднего бизнеса в сфере высоких технологий. Совместный комитет по науке итехнике приступил к подготовке проектов изучения мирового океана и полярныхрегионов. Российские компании активно участвуют в форумах под эгидойамериканских отраслевых инновационных центров. Заказчиками российскогопрограммного оборудования выступают ведущие американские компании («Ай-Би-Эм»,«Боинг», «Интел», «Моторола» и др.). Объем услуг по аутсорсингу, ежегодновыполняемых в России для США, превышает 0,5 млрд.долл.
Принципиальнойдля российской стороны задачей является получение режима наибольшегоблагоприятствования (по американской терминологии — режима нормальных торговыхотношений − РНТО) в торговле с США на постоянной и безусловной основе.Россия по-прежнему подпадает под действие известной поправки Джексона-Вэника кЗакону о торговле 1974 г., из-за чего РНБ/РНТО действует на временной основе.Такая ситуация противоречит статье 1 двустороннего Соглашения о торговыхотношениях, которая предусматривает взаимное предоставление РНБ/РНТО безкаких-либо условий, и нормам ВТО. В принятой по итогам саммита в Сочи«Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений»подчеркивается приверженность Администрации США работе с Конгрессом по отменепоправки Джексона–Вэника и предоставлению России «постоянных нормальныхторговых отношений» до конца этого года в связи с переговорами по ВТО.
Подведяитоги, можно сказать, что потенциал российско-американских экономических связейявно не реализован. Не смотря на то, что для США значение торгово-экономическихсвязей с Россией гораздо меньше: на долю России приходится менее 0,6%совокупного внешнеторгового оборота США, в перспективе Россия может занятьсущественное место во внешнеторговом обороте США. Не смотря на то, что объёмтоварооборота увеличивается с каждым годом, это в основном происходит за счётувеличения российского импорта. Заинтересованность же США в развитиидвусторонних внешнеэкономических связей с РФ подтверждается в основном ростомимпорта из России нефти, цветных и черных металлов.
Несомненно,наша страна является огромным потенциальным рынком для американских товаров икапиталов. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого вСША сырья: продукции нефтепереработки, химических товаров, продукции болеевысокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия с ее дешевой ивысококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, моглабы шире развивать сборочные производства, отрасли машиностроительной и легкойпромышленности и в дальнейшем поставлять эту продукцию, как на внутреннийрынок, так и за рубеж. О большом потенциале отношений свидетельствует, вчастности, опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.
Внаступившем столетии проблемы инвестиций и создания благоприятногоинвестиционного климата в российской экономике остаются весьма важными иприоритетными. Практически все сферы и отрасли испытывают острую потребность вогромном количестве инвестиционных ресурсов. И хотя в последние годы в Россиипроизошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности,в целом она остаётся неблагоприятной и не соответствует сложившейся возрастнойструктуре основных фондов, их физическому и моральному износу. Кроме того,объём внутренних инвестиций недостаточен для осуществления эффективнойструктурной политики и обновления основных производственных фондов. Сегодня,наблюдается сокращение поступления американских инвестиций в российскуюэкономику, и доля в них прямых инвестиций за последние 5 лет существенносократилась, тогда как для России в первую очередь важны инвестиции,направленные непосредственно в производственный сектор. Объём инвестиций,накопленных США в экономике России на 30% больше, чем накопленных Россией вэкономике США, однако по объёму прямых инвестиций РФ в 1,8 раза опережаетАмерику, вкладывая почти 90% своих инвестиций с целью получения долгосрочногоэкономического интереса в стране.
СШАпостоянно ставят вопросы о необходимости совершенствования в Россиизаконодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфереэнергетики и системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американскихинвесторов настораживают такие черты деловой практики и бухгалтерского учётароссийских компаний, как слабая правовая защищённость предпринимательства,широкий размах теневой деятельности, далеко выходящей за рамки того, чтопринято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.
2.3 Миграционные процессы между США и Россией
Волныиммиграции из России в США всегда носили своеобразный характер, отличный,скажем, от британской (массово-переселенческой) или мексиканской (трудовой).Практически во все периоды основную группу прибывших составляли евреи, искавшиежизни, более свободной от религиозных, политических и других ограничений вРоссийской Империи и СССР. Различают четыре условные волны российскойиммиграции в США. Первая была связана с российским освоением Америки вXVIII-XIX веках и была представлена малочисленными русскими исследователями,основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. Вторая проходила конце 19— начале 20 веков, и была представлена евреями из Российской империи. Третья —небольшая волна — была представлена политэмигрантами (в основном также евреями)из СССР в конце 60-х, начале 70-х. И, наконец, самый массовый наплыв пришёлсяна время падения Железного занавеса в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когдаприбыли многочисленные группы евреев, русских, украинцев, и других (в основномуже в самом конце 20го — начале 21го столетия). Среди американцев, прибывшихРоссию, наибольший наплыв наблюдался в 1997 году – 668 человек, а на протяжениипоследних пяти лет с 2004 по 2008 год ежегодно на территорию РФ приезжает всреднем 470-540 человек.
В настоящеевремя американцы русского происхождения составляют одну из наиболеемногочисленных диаспор США. На сегодняшний день в США проживает 3,105,965русских, что составляет 1% от американского населения. Наибольшая ихчисленность в штатах Нью-Йорк − 24%, Иллинойс − 16%, Пенсильвания −10%, Массачусетс − 8%, Калифорния – 22%. Крупные русские диаспорысуществуют (по данным переписи населения США за 2000 г.) в городах Нью-Йорк,Лос-Анджелес, Чикаго, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Детройт. По количествурусскоязычных американцев Нью-Йорк занимает первое место. Около 1,6 миллионовчеловек проживает в пригородах Нью-Йорка, а 600 000 – в самом Нью-Йорке, чтосоставляет 8% от всего населения города. Эти цифры говорят о том, что русских вНью-Йорке гораздо больше, чем китайцев (760 000) или доминиканцев (620 000) –двух крупнейших этнических групп, проживающих в Америке. В Южной Калифорниинасчитывается около 600 000 тысяч русскоязычных граждан. Интересно, что этиштаты и города являются самыми развитыми территориями Америки и концентрируют всебе огромные финансовые, информационные и людские потоки, а «Russian town»зачастую находится в центральном районе города.
Изучаяпроблему миграции между США и Россией и собирая информацию по данной теме,автор пришёл к выводу, что эта тема является недостаточно изученной и ей неуделяется большого внимания когда речь заходит о торгово-экономическомсотрудничестве США и России. Но, по мнению автора, миграция российскогонаселения в Америку, большую часть из которых составляют высокообразованныелюди трудового возраста, поездки по различным программам обмена студентовзаслуживают серьёзного внимания, так как это является важной составляющейэкономических отношений и может оказывать существенное влияние на их дальнейшееразвитие.
На этомавтор заканчивает аналитическую главу и переходит к конструктивной главе, вкоторой рассматривает перспективы развития экономических отношений междуРоссией и США, выявляя проблемы, препятствующие этому сотрудничеству ипредлагая способы решения этих проблем.
3. Перспективы развития экономических отношений между Россией иСША
3.1 Проблемы в сфере экономических отношений между США и России
Насегодняшний день сфера взаимодействия и сотрудничества между США и Россиейогромна и, несмотря на проблемы в политической сфере, Соединённые Штатытрадиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России.
Но еслирассмотреть масштабы, возможности и потребности Америки и РФ., становитсяочевидным, что потенциал российско-американских связей, особенно экономических,явно не реализован.
В первуюочередь следует обратить внимание на проблему зарубежного инвестирования.Практически все сферы и отрасли России испытывают острую потребность в огромномколичестве инвестиционных ресурсов. США же занимает ведущие позиции в мировоминвестиционном процессе и является лидером по размерам накопленных за рубежомпрямых инвестиций. Но хотя по сумме накопленных иностранных инвестиций в РоссииАмерика входит в десятку крупнейших, их доля в 9 раз меньше, к примеру, долиВеликобритании.
Гипотетическаяпривлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего снеограниченными сырьевыми возможностями и дешевой высококвалифицированнойрабочей силой) явно уступает сумме негативных факторов.
В.А.Сельцо, автор статьи «Диверсификация – необыкновенное направление российскогоэкспорта», прежде всего причиной малой привлекательности России как импортёраиностранного капитала называет нестабильность, законодательства применительно киностранным инвесторам и слишком частые его изменения.
Высокийуровень налогов, транспортных тарифов является ещё одной причиной, оказывающейнегативное воздействие на инвестиционную привлекательность России. Конечно, сточки зрения ставок и общей конструкции российская налоговая система вполнесопоставима с государствами восточной Европы, но на практике даже уплативлегально установленные законом налоги, предприятие может спустя некоторое времяполучить в виде претензий от налоговых органов гораздо большие суммы, а вусловиях всемирной доступности почти любой информации, новости о такихситуациях не могут не отпугнуть зарубежных партнёров, тем более американских.
Также, помнению автора этой статьи, высокий уровень коррупции в бизнесе, а так жесложность и громоздкость процедуры оформления различных документов илиполучения различных документов становится серьёзной проблемой для зарубежныхинвесторов.
В.А. Сельцоотмечает, что, не смотря на то, что в настоящее время в сферевнешнеэкономических связей участвуют несколько сот тысяч российских фирм икомпаний, многие из них не обладают квалифицированными кадрами, способнымиграмотно общаться с иностранными партнёрами и вести бизнес-сотрудничество.
Нельзятакже, по словам В.А. Сельцо, не отметить такой важный элемент экспортногопотенциала, как технический сервис. Многие российские предприятиямашиностроения отдают приоритет выпуску готовых машин, мало заботясь о выпускезапасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей являетсясущественным тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения, тогдакак автомобили и детали и аксессуары к ним в структуре импорта США, на долюкоторого в 2007 году пришлось 15,3% всего мирового импорта, составляют десятуючасть.
Автордругой статьи «Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ» Г.А. Орловасчитает, что не менее важна и сфера приложения инвестиций – около 75% из прямыхамериканских инвестиции в России вложены в основном в ее производственныйсектор. На непроизводственную сферу приходится ¼ прямых инвестиций США,направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а такжев сферу информационно-консультационных услуг. Но большую потребность винвестировании, согласно данным государственной службы статистики, испытываюттакие сферы как, например, сельское хозяйство, строительство, производствотранспортных средств и оборудования, обработка древесины, предоставлениекоммунальных, социальных и персональных услуг. Одна из причин гипертрофии всторону топливно-энергетического и агропромышленного комплексов – отсутствиедолжных мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитиироссийской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечениюиностранных инвестиций. Иностранные инвесторы, в том числе и американские, покасами выбирают сферы деятельности, ориентируясь на освоение новых рынков сбыта,расширение своего участия в добыче сырьевых ресурсов и повышение экономическойэффективности всей хозяйственной сети ТНК. Российское государство, к сожалению,не оказывает на этот процесс сколько-нибудь существенного воздействия. Оно неопределило чётко приоритеты инвестиционной деятельности, что неизбежно приводитк распылению капитальных вложений.
Далее Г.А. Орловаотмечает, что российские государственные службы контроля и регулированияэкономической деятельности не всегда предоставляют качественное информационноеобеспечение экономики, которой требуется полная, своевременная инепротиворечивая информация. Недостаточная прозрачность, как внутреннейдеятельности компаний, так и во взаимодействии с внешним миром во многомспособствует ухудшению инвестиционного климата, чрезвычайно затрудняет разработкуобщенациональной и отраслевой стратегии развития различных сфер российскойэкономики.
По словамтого же автора, на сегодня в России существует некая неопределённость вотношении собственности. По итогам обзоров соблюдения прав американскихвладельцев интеллектуальной собственности в зарубежных странах Россия, несмотряна очевидный прогресс в данной сфере, несколько лет подряд зачисляется внеблагоприятный список «приоритетно наблюдаемых стран». Существует и обратнаяпроблема в отношении регистрации прав на интеллектуальную собственностьроссийского происхождения в США, а также по защите российской аудиовизуальнойпродукции от несанкционированных копирования и продаж на американском рынке.
Авторданной работы согласен с проблемами, которые в своих статьях Г.А. Орлова и В.А.Сельцо выделяют как препятствующие развитию и углублению экономическихотношений США и России и также выделяет несколько проблем, связанные сполитикой Америки по отношению к РФ.
В первуюочередь это дискриминация России в вопросах экспортного контроля. УчастиеРоссии в создании международного режима экспортного контроля взамен КОКОМ непривело к пересмотру правил экспортного контроля США в отношении нашей страны.
Такжеостаются нерешенными вопросы об отмене соглашений о добровольных экспортныхограничениях (по толстолистовой и горячекатаной стали, нитрату аммония),ограничения по номенклатуре разрешенного к ввозу в США спортивно-охотничьегооружия и боеприпасов, прекращению действия антидемпинговых пошлин на российскиетовары (карбамид, феррованадий, металлический кремний, магний).
Но самаясерьезная, по мнению автора данной работы, проблема заключается в отрицательномимидже России как страны и русских как нации в целом. Многие зарубежные, восновном американские, фильмы, а так же народные традиции, представленныезачастую в градационном виде, создают у иностранных партнёров ложноепредставление о РФ и становится серьёзнейшим препятствием для принятия решенияо взаимном с ней сотрудничестве.
3.2 Перспективы решения проблем в сфере экономических отношениймежду США и Россией
Выделяемыена сегодняшний день проблемы в сфере международных торгово-экономическихотношений России с зарубежными странами и, в частности, с Америкой, существуютне первый год и на протяжении всего этого времени активно разрабатываются,предлагаются и обсуждаются пути их решения.
Г.А. Орловав своей статье, о которой говорилось выше, называет следующие меры по решениюнекоторых из них.
Например,предлагается более интенсивно использовать информационные технологии в работегосударственных органов, своевременно обновлять сайты правительственныхминистерств и ведомств, а также своевременно публиковать полный переченьдокументов с регламентами для всех видов экономической деятельности.
Несомненно,инвесторам – как российским так и иностранным – нужны чёткие представления, какбудет развиваться ситуация, на что ориентируется государство в ведущих отрасляхэкономики на ближайшие 5-20 лет, поэтому важно выработать общенациональную иотраслевую стратегию развития различных сфер экономики.
В.А.Сельцо, считает, что решать задачу по развитию внешнеэкономических отношенийнеобходимо по следующим направления.
В первуюочередь важно изменить сырьевую направленность российского экспорта. Как ужебыло сказано, повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основеэкспорта готовых изделий значительно повышает экономическую эффективностьвнешней торговли, поэтому одной из насущных задач является диверсификацияроссийского экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленныхна увеличение промышленной переработки сырья и, прежде всего, продукциимашиностроения.
Одним изпутей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы статьустановление повышенных экспортных пошлин на его вывоз и дифференциация(эскалация) ставок экспортно-таможенного тарифа в зависимости от степениобработки товара.
Направленностьроссийского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевойнаправленностью, доля машин и оборудования продолжает оставатьсянезначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализзапросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможностирасширения российского экспорта не только за счет роста объемов экспортируемыхиз России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путемувеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг.Для этого, как считает автор данной работы, нужно ужесточить контроль надкачеством российской продукции, доработать систему госстандартов. Это можетспособствовать более активному продвижению в США некоторых видов готовойпродукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей,целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих реальную перспективуреализации на емком американском рынке.
Также, помнению В.А. Сельцо, необходимо создать единый орган, на который были бывозложены функции по реализации единой государственной стратегии в областипривлечения иностранного капитала в российскую экономику.
Для того,чтобы устранить проблему неквалифицированных кадров, для участниковвнешнеэкономических связей можно ввести специальную лицензионную систему,которая позволила бы усилить контроль государства и повысить эффективностьвнешнеэкономического сотрудничества. Очень важно также и дальшесовершенствовать договорно-правовую базу международного сотрудничества.
Автор этойработы согласен с предложенными В.А. Сельцо и Г.А. Орловой путями решенияпроблем, существующих и возникающих в сфере русско-американского экономическогосотрудничества и выделяет ещё несколько задач экономической политики России поотношению к США.
В первуюочередь очень важно поддерживать эффективный государственный контроль заэкспортом из России стратегического сырья, перспективных технологий, утечкой«умов» и интеллектуальной собственности в сферах, затрагивающихинтересы национальной безопасности страны.
Нужноустранить или существенно сократить ограничений на экспорт в Россиювысокотехнологичного оборудования, «ноу-хау, и проводить гибкую протекционистскуюполитику в целях выборочной защиты от иностранной конкуренции отечественныхпроизводителей товаров и услуг.
Такженеобходимо постепенно отказаться от тех видов экономических отношений, которыестроятся преимущественно на основе американской правительственной помощи икредитов международных финансовых организаций, поскольку они частообусловливаются со стороны США политическими условиями, которые ущемляютсуверенитет России, ограничивают внешнеполитическую и внешнеэкономическуюактивность нашей страны в отдельных регионах.
И,несомненно, нужно разрушать сложившиеся о России стереотипы, не допуская, чтобыв фильмах, передачах или книгах РФ представлялась сквозь призму предрассудков.
Отношения сСША являются важнейшим приоритетом российской внешней политики. В их основележит общее понимание сторон о близости стратегических интересов России и США ввопросах обеспечения международной безопасности. Российское руководство исходитиз того, что возникающие в ходе взаимодействия двух стран расхождения как тактического,так и концептуального характера по некоторым вопросам не должны являтьсяпрепятствием для поступательного развития российско-американских отношений.Проблемные вопросы должны решаться на основе диалога и стремления сторон красширению сферы согласия и взаимопонимания. Россия и США сохраняютприверженность продолжению активного и плодотворного политического иэкономического диалога по всему комплексу двусторонних, международных иглобальных проблем.
Поэтомуправительство должно заниматься проблемы разработки правовой базыинвестиционного регулирования, привлекать иностранных инвесторов путёмпредоставления различных льгот и гарантий, создавать условия, в которыхиностранные инвесторы будут спокойны за свои вложения.
Дляпривлечения инвесторов в первую очередь нужно сделать экономику Россиинормально функционирующей и привлекательной для иностранных инвестиций.
Заключение
Работая потеме «Экономические отношения США и России», можно безусловно сказать, чтоАмерика является одним из важнейших экономических партнёров РФ. Конечно,мировой финансово-экономический кризис повлиял на текущее состояние торговлимежду странами. До кризиса, в 2008 г., наблюдался рекордный рост товарооборота- он составлял более 27 млрд. долларов США. При этом даже с таким объемомтоварооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых партнеров России.Это говорит о недоиспользовании потенциала развития нашей торговли. Доля США вовнешней торговле России составляет меньше 4%. Вместе с тем удельный рост Россииво внешней торговле США — менее 1%. Это крайне мало, по сравнению с потенциаломэтих стран, и с возможностью реализации проектов в разных сферах, которыеотвечали бы интересам России и США.
Обе сторонызаинтересованы в том, чтобы развивать взаимную торговлю, диверсифицировать ее,развивать совместные инвестиционные и иные проекты в ряде ключевых областей,которые представляют взаимный интерес и существует большое количество сфер, гдеесть ресурс для перспективного сотрудничества и у России, и у СоединенныхШтатов, и где они могут работать сообща и реализовывать совместные проекты. Но,к сожалению, многие потенциальные американские инвесторы, особенно из числамалых и средних фирм, считают, что коммерческая деятельность в России довольно рискованна,и воздерживаются от вложения средств в российские проекты. Административныебарьеры и коррупция, неисполнение на местах принятых законов, хозяйственнаянекомпетентность, являются одними из основных препятствий для повышенияпривлекательности России как объекта международного экономическогосотрудничества. И, хотя современное состояние отношений между Россией и СШАдает основание предполагать, что сотрудничество по широкому спектруторгово-экономических вопросов станет более активным, многое будет зависеть оттого, насколько быстро и эффективно удастся устранить негативные моменты,сдерживающие в настоящее время процесс расширения взаимовыгодногоинвестиционного и торгового сотрудничества. А для этого в первую очередь нужноразработать правовую базу инвестиционного регулирования и прав собственности,гарантирующую условия, в которых иностранные инвесторы будут спокойны за своивложения, создать материальные условия для возрождения страны как мощнойпроцветающей экономической державы на базе эффективных структурныхпреобразований в экономике в русле рыночных реформ и ее интеграции в мировоехозяйство.
Зародившисьболее двух веков назад, российско-американские экономические отношения,безусловно, имели очень успешное начало. Очень хотелось бы, чтобы и в началетретьего столетия отношения между США и Россией сочетали сотрудничество с соперничествоми улаживание разногласий с творческим подходом к расширению сфер общихинтересов.
Список использованной литературы
1. Смирнов В.Е. Торгово-экономическое сотрудничества России и / В.Е.Смирнов // БИКИ. – 2009 – №52-53. – C.2-6.
2. Давыдов А.Ю. Российско-американская торговля: состояние, проблемы,перспективы(электронный ресурс) / А.Ю. Давыдов // httm/www.rusus/ru.
3. Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономике России(электронныйресурс) / Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru.
4. Зименков Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах /
5. Р.И. Зименов // httm/www.rusus/ru.
6. Коновалов А.Б. Как Россия и США потеряли друг друга / А.Б.Коновалов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000 − №7. –С.3-15.
7. Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин идр.; под ред. В.Е.Рыбалкина. − 6-е изд., перераб. и доп. − М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. − 592с.
8. Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 году. –www.akdi.ru
9. Об иностранных инвестициях в I полугодии 2009 года. – www.akdi.ru
10. Потенциал торговых отношений между Россией и США огромен. −http://www.interfax.ru /print.asp?sec=1483&id=105559.
11. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат − М.,2009. −525с.
12. Соловьев Э.Г. Интернет: Русско-американские отношения осени 2008года: эл-ный журнал / Э.Г. Соловьев. − www.zlev.ru.
13. Супян В.Б. Состояние и перспективы Американской экономики и российско-американскихотношений / В.Б. Супян // Россия и Америка в XXI веке. – 2007 – №1. – 126 с.
14. Соловьёв Э. Перезагрузка российско-американских отношений(электронный ресурс)/Э. Соловьёв//http://www.perspektivy.info
15. Российско-американский бизнес-саммит. − www.rlp.ru.
16. http://www.customs.ru/rustats/statspopup.phpid286=591.htm–ФедеральнаяТаможенная Служба России
17. http://www.mid.ru/ns-rsam.nsf
18. http://www.ng.ru/ideas/2007-11-16/11_usarus.html
19. http://www.economy.gov.ru – Министерство Экономического РазвитияРоссийской Федерации
20. rian.rupolitics.htm –РИА Новости
21. http://zagranicey.ru – Наши за границей
22. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki − Русские в США
23. Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ/Г.А.Орлова// Российский внешнеэкономический вестник. – 2008 – №4 – 98с.
24. Сельцо В.А. Диверсификация – необыкновенное направлениероссийского экспорта/ В.А. Сельцо // Российский внешнеэкономический вестник. –2009 – №1 – C.30-42.