Реферат по предмету "Международные отношения"


Эволюция международной валютной системы

Министерство образованияРеспублики Беларусь
Учреждение образования«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Факультет экономики иуправления
Кафедра экономика иуправление на предприятии
Контрольная работа попредмету Мировая экономика
 
 
Гродно 2006 год

1. Эволюциямеждународной валютной системы
 
По мереразвития различных форм экономических отношений между странами происходитстановление международной валютной системы, функционирование которойобеспечивает расчеты между государствами. Международная валютная система (internationalmonetarysystem) представляет собойзакрепленную в международных соглашениях форму организации валютных отношений,функционирующих самостоятельно или обсуживающих международное движение товарови факторов производства. Действующая в каждый конкретный период международнаявалютная система является результатом продолжительного эволюционного процесса,в котором переплетаются экономические, политические и исторические аспекты.Международная валютная система имеет длительную историю своего развития,насыщенную множеством самых разнообразных событий. Для того чтобы определитьглавные этапы ее эволюции нередко выделяют международные конференции, накоторых происходил пересмотр межгосударственных договоренностей. Такими событиямибыли конференции в Париже (1867 г.), Генуе (1922 г.), Бреттон-Вудсе(1944 г.) и Кингстоне (1976 г.). Соответственно, историямеждународной валютной системы разбивается на несколько периодов междуконференциями. Однако классическая классификация валютных систем основываетсяна критерии резервного актива, т.е. актива, с помощью которого урегулируютсяплатежные дисбалансы. По этому признаку эволюция международной валютной системыразбивается на четыре этапа:
· биметаллический стандарт;
· золотой стандарт;
· золотодевизный(золотовалютный) стандарт;
· девизный (валютный)стандарт.
Биметаллическийстандарт,или биметаллизм, представляет собой денежную систему, где совместнообращаются золотые и серебряные монеты, между которыми установлен фиксированныйкурс обмена. Биметаллизм обладает следующими характеристиками:
· свободнаячеканка монет;
· неограниченноеобращение монет и благородных металлов;
· фиксацияобменного курса между двумя металлами.
Если все триусловия соблюдены, биметаллизм называют системой двойного стандарта или системойдвойных валют. В чистом виде он существовал в США и Латинском ВалютномСоюзе в XIX веке. Вариация описанных условий дает различные денежные системы.Когда только один металл разрешен к чеканке монет, и его обращение неограниченно,то биметаллизм становится монометаллизмом. Великобритания ввеламонометаллизм в 1816 г. Если оба металла могут обращаться без ограничений,но только один разрешен к чеканке, то система носит название хромой илигорбатый биметаллизм. Он функционировал в Великобритании с 1774 по 1816 гг.,во Франции, Германии и США после 1873 г. Наконец, последний вариант – эточеканка монет из обоих металлов и свободное обращение одного из них. Курс торговыхденег, которые образуются таким образом, устанавливается рынкомсамостоятельно. Торговые деньги обращались в Средневековой Европе, а также вГермании, Австрии и Нидерландах до безвозвратного перехода на золотой стандарт.Биметаллический стандарт спокойно существовал на протяжении многих десятилетий,но в 1870-х гг. произошла его внезапная «кончина». Самому первому и тщательномуанализу биметаллический стандарт подвергли в 1890–1900 гг., в ходеисследования причин кризиса системы. В обсуждении темы приняли участие такие известныеэкономисты, как И. Фишер, Дж. Логлин и Р. Гиффин. Послеокончания дебатов биметаллизм был признан недееспособным, и упоминания о немисчезли из экономических учебников. В 1990-х гг., как ни странно, темубиметаллического стандарта опять подняли на всеобщее обозрение. Биметаллизмзаинтересовал таких мэтров, как М. Фридмен и М. Флэндро. Анализируя,экономисты пришли к выводу, что биметаллический стандарт не может находиться визоляции, и его необходимо рассматривать в международном контексте; биметаллизмне может существовать без периодического изменения курса обмена между двумяметаллами, а в случае частых шоков выгоднее ввести между ними плавающийобменный курс. Что касается неизбежности золотого монометаллизма, сторонникибиметаллизма считали, что переход на золотой стандарт произошел по случайномустечению обстоятельств. Однако их позиция полностью несостоятельна передаргументами «монометаллистов». Как показал исторический опыт, золотой стандартявляется предпочтительной денежной системой для богатых и экономически развитыхстран мира. В Великобритании полным ходом шла промышленная революция,удешевившая чеканку монет, в результате чего обращение золотых монет во всеммире стало более дешевым. Остальные страны, привлекая британские инвестиции иперенимая технологии, одновременно копировали и денежную системуВеликобритании. В конечном счете, большинство стран вслед за лидером ввелизолотой монометаллизм. Таким образом, переход на золотой стандарт был неизбеженс исторической точки зрения. В конечном счете, обсуждение денежного стандарта –биметаллизма – можно резюмировать словами М. Фридмена: «Биметаллизмявляется нестабильным и неудовлетворительным денежным стандартом, включающимчастые сдвиги между двумя альтернативными монометаллическими стандартами».
Золотойстандарт (как и биметаллизм) относится к категории товарного стандарта. Товарныйстандарт (commoditystandard) является денежнойсистемой, в которой функцию денег выполняет некоторый специфический товар. Втаких системах денежная единица обычно связана с определенным количествомтовара, и ее стоимость определяется полезностью этого товара. Золотойстандарт (goldstandard) представляет собойсистему организации денежного обращения, при которой стоимость денежной единицыстраны официально устанавливается равной определенному количеству золота, аденьги имеют форму золотых монет и (или) банкнот, конвертируемых по требованиюих держателей в золото по официально установленному курсу. Для существованияполного золотого стандарта необходимо выполнение двух условий:
· денежныевласти обязуются разменивать национальную валюту на золото в любых количествахпо определенному обменному курсу;
· неограниченноеправо экспортировать и импортировать золото через национальные границы.
Золотойстандарт отнюдь не означал, что обменные курсы валют неизменно оставались наодном уровне. Напротив, они колебались между так называемыми «золотымиточками». Золотые точки (goldpoints) – это уровни валютногокурса, при становится выгодно покупать золото у центрального банка, иэкспортировать его (gold export point) или импортировать и продавать его центральномубанку (gold import point). Эти точки лежат с разных сторон от золотогопаритета: точка экспорта находится ниже, а импорта – выше, и интервал междуними определяется разницей цен покупки и продажи золота центральным банком.Разница возникает из-за покрытия расходов на чеканку монет, на транспортировкузолота и страхованием его при перевозке и другие цели.
Историческисуществовало три формы золотого стандарта:
· золотомонетныйстандарт,при котором имело место активное обращение золотых монет, а государство былообязано свободно их продавать;
· золотослитковыйстандарт,при котором золотые монеты не находились в обращении, свободная чеканка неосуществлялась, а обязательства денежных властей заключались в продаже золотых слитков;
· золотодевизныйстандарт,при котором денежные власти обменивали национальную валюту на иностраннуювалюту, для которой существовал золотой стандарт.
Официальноерождение золотого стандарта как юридического института следует отнести к 1819 г.,когда Британский парламент принял Закон о восстановлении, который обязывал Bank of England восстановить прерваннуюпрактику обмена по требованию денежных банкнот на золото по фиксированномукурсу. В 1875 г. к Великобритании присоединилась Германия. Франция сталаиспользовать золотой стандарт с 1878 г. Через год, в 1879 г.,Соединенные Штаты присоединились к золотому стандарту. А в 1900 г.американский Закон о золотом стандарте институционально закрепил связь доллараи золота. Вплоть до 1914 г. развитой мир жил в условиях золотогостандарта, который предусматривал выполнение золотом всех функций денег исвободное обращение золотой монеты. При золотом стандарте осуществлениемеждународных торговых операций между странами не обязательно влекло за собойперемещение золота между ними. Расчеты велись путем взаимозачетов стран другдругу. Если же баланс торговых операций не был равен нулю, например странаимела отрицательное сальдо, она должна была либо привлекать краткосрочныйкапитал из-за границы, либо отправлять часть своего резервного золота заграницу. Если страна была вынуждена перемещать свои золотые резервы, товосстановление равновесия при золотом стандарте достигалось в результатедействия автоматических регуляторов, которые имела эта система. До 1914 г.механизм автоматических регуляторов в основном действовал эффективно. Это былпериод классического золотого стандарта. С началом Первой мировой войныклассическая система золотого стандарта прекратила свое существование. Однакотеперь золотой стандарт в некоторых странах приобрел форму золотослитковогостандарта. В других странах обмен банкнот на золото вообще не был восстановлен,а был установлен золотодевизный стандарт.
Фундаментальнымипричинами краха режима послужили:
· отсутствиеадекватного механизма регулирования неравновесия платежного баланса. Страныстерилизовывали движение капитала в условиях, не соответствующих реальномукурсу паритетов;
· огромноедестабилизирующее движение международных капиталов между Лондоном и новымифинансовыми центрами – Нью-Йорком и Парижем;
· началоВеликой депрессии в Америке, подтолкнувшее мировую экономику в пучину кризиса.
В 1936 г.золотой блок окончательно распался.
Ближе к концуВторой мировой войны будущие страны-победительницы осознали необходимостьсоздания новой послевоенной международной валютной системы. Проблема валютнойреформы была отдана на рассмотрение Конференции ООН по валютным и финансовымвопросам. После длительной подготовке Конференция состоялась 1–22 июля 1944 г.в гостинице, названной по имени горного пика, находящегося неподалеку, вкурортном местечке Бреттон-Вудс в американском штате Нью-Хэмпшир. Вмеждународной конференции приняли участие 730 представителей из 44 стран. Входе Бреттон-Вудской конференции были рассмотрены два плана валютной реформы –«план Кейнса» и «план Уайта». Суть предложений, выдвинутых Дж.М. Кейнсом(он возглавлял английскую делегацию), сводилась к созданию многостороннегоклирингового союза, предусматривающего определенный автоматизм в предоставлениикредитов странам-участницам, имевшим дефицит платежного баланса. При этомпредполагалось, что страны-должники будут предпринимать необходимые меры дляустранения своих дефицитов. Эти предложения не нашли поддержки со стороны США иКанады. Американский план Уайта, работника Министерства финансов США,основывался на идее учреждения специального фонда, средства которого могли быиспользоваться странами-участницами для регулирования сальдо их платежныхбалансов при условии, что их программы экономического развития гарантировали быликвидацию дефицитов и погашение задолженности перед фондом. Именно по этомуплану и была построена Бреттон-Вудская валютная система. Но, какпоказала практика, система постепенно эволюционировала в сторону плана Кейнса.
Подписание«Статей соглашения о Международном Валютном Фонде» завершило Бреттон-Вудскуюконференцию. Совместно с Международным Валютным Фондом (International Monetary Fund, IMF) в 1945 г. былсоздан Международный Банк Реконструкции и Развития.
«Содействиестабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютныхвзаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией», – записанов статье 1 Устава МВФ. Каждая страна была обязана ввести фиксированный валютныйпаритет по отношению к золоту непосредственно либо через привязку к другойвалюте, такой как доллар США, при условии, что доллар неизменно разменивался назолото в соотношении 35 долларов за унцию золота. Для обеспечения стабильностивалютных курсов все страны были обязаны:
· ввестиконвертируемость национальной валюты в золото по официальному паритету;
· поддерживатькурс национальной валюты по отношению к остальным валютам в пределах колебанийне более 1% (в случае большего отклонения специально образованный Международныйвалютный фонд принимал меры для восстановления паритета).
Соглашения вБреттон-Вудсе закрепили отказ от золотого стандарта. Вместо него был введензолотодевизный (золотовалютный) стандарт, который постепенно превратился всистему долларового стандарта. В качестве основного резервного активапо-прежнему выступало золото, и все страны напрямую или опосредованно черездоллар фиксировали к нему курсы своих валют. Все страны хранили золото всоставе официальных резервов и использовали его для осуществления международныхплатежей. Однако помимо золота, они также могли использовать иностранные валютыв качестве резервных активов. На практике каждый центральный банк был вынужденсоздавать резервы в долларах США. Золото и доллар являлись конкурентами другдля друга, но в этой конкурентной борьбе все преимущества были за долларом.Бреттон-Вудская система основывалась на обязательстве США поддерживатьконвертируемость доллара в золото. В дальнейшем система эволюционировала ксокращению роли золота.
Впослевоенный период США обладали огромным избытком платежного баланса. Однако свозрождением других стран избыток сменился дефицитом платежного баланса.Считалось, что доллар нельзя было девальвировать по политическим причинам а,следовательно, единственным решением была ревальвация других валют. В 1969–1971 гг.были проведены ревальвации западногерманской марки, швейцарского франка иавстрийского шиллинга, а затем западногерманская марка и голландский гульденперешли в режим свободного плавания в отношении доллара. Однако этого оказалосьнедостаточно.
Большинствовидных экономистов выступило с критикой официальной политики США. В частности, Р. Триффиносновной долгосрочной проблемой стабильности Бреттон-Вудской системы считал проблемудоверия. Эта проблема возникает в связи с необходимостью увеличениярезервов в виде долларов, поскольку к ним такое же отношение, как и к золоту. Вто же время США должны были обменивать доллары, предлагаемые центральным банкомдругой страны на золото по фиксированной цене. Если этот процесс продолжаетсядостаточно долго, иностранные центральные банки неизбежно будут иметь большедолларов, чем имеет золото Федеральная резервная система. В таком случаесовершенно очевидно, что невозможно все доллары обменять на золото и что СШАобречены быть страной с хроническим дефицитом платежного баланса.
В 1971 г.доверие к доллару рухнуло. В конце 1971 г. было заключено Смитсоновскоесоглашение, по которому курс доллара снизился, и диапазон колебаний валютныхкурсов расширился с 1 до 2,25%. Но соглашение оказалось неэффективным. Вфеврале 1973 г. Вашингтону пришлось пойти на новую девальвацию доллара иповышение официальной цены золота до 42,2 доллара за унцию. Становилосьочевидным, что назрела необходимость фундаментальной реформы мировой валютнойсистемы.
Международныекризисы 1971 г. привели к отказу от фиксации валютных курсов к долларуСША. В 1972 г. создается Комитет по реформе международной валютнойсистемы, позже переименованный во Временный комитет Совета управляющих МВФ,перед которым ставилась задача разработать новые принципы международнойвалютной системы. В январе 1978 г. Временный комитет собрался на Ямайке,результаты его заседания были закреплены в 1978 г. в виде поправок кстатьям Устава МВФ.
К новымпринципам, составляющим основу современной валютной системы, можно отнестиследующие:
· странымогут использовать как плавающие, так и фиксированные валютные курсы пособственному усмотрению. Отменяется официальная цена золота, и оно перестаетиграть роль основного средства расчетов между членами Фонда;
· МВФобладает полномочиями по надзору за развитием мировой валютной системы;
· вкачестве дополнительного резервного актива были созданы Специальные правазаимствования (СПЗ);
· странымогут самостоятельно выбирать режим формирования валютного курса, чтопредставляет собой международное признание режима плавающих курсов.
Тем не менее,важнейшая черта Ямайской валютной системы – нестабильность международныхрасчетов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, чтозаставляет всех участников международных экономических связей прибегать кстрахованию валютных рисков, нести значительные расходы. Страны также вынужденынести затраты на поддержание курсов своих валют путем валютной интервенции. МВФпредпринимает усилия к стабилизации валютных курсов и сбалансированностиплатежных балансов, для чего расширены масштабы взаимных кредитов стран –членов МВФ. Тем не менее, нестабильность валютных курсов остается серьезнойпроблемой всей системы международных экономических отношений. Попытка еерешения в рамках координации валютной политики ведущих промышленно развитыхстран хотя и дает определенные текущие результаты, но не решает ее кардинально,что ставит вопрос о дальнейшем реформировании современной международнойвалютной системы.
Особую роль вусилении валютной неустойчивости играли и продолжают играть транснациональныекорпорации, которые, используя изменения валютных курсов, ставок процента,перебрасывают огромные суммы свободных средств из одной страны в другую.
Неустойчивостькурсов валют, характерная для современной валютной системы, отрицательносказывается на развитии международной валютной торговли, всей системемеждународных расчетов, что порождает стремление к их большей стабильности.Именно под этим углом зрения следует рассматривать создание в 1979 г. Европейскойвалютной системы (EuropeanMonetarySystem, EMS), которая включала четыресоставляющих – Европейскую валютную единицу, ЭКЮ (European Currency Unit, ECU), механизм валютногообмена и обмена информацией, кредитные условия и трансфертный механизм.
В июне 1988 г.Европейский Совет после достижения компромисса по вопросу финансовой реформы вЕвропейском Сообществе принял решение приступить к реализации идеиЭкономического и валютного союза. С 1 июля 1990 г. Европейский Советпредложил начать первую фазу создания ЭВС – к этому времени все ограничения подвижению капитала между европейскими странами были сняты. Для перехода ковторой и третьей стадиям формирования ЕВС было необходимо пересмотреть такназываемые «Римские соглашения». Таким образом, переговоры завершились подписаниемв Маастрихте 7 февраля 1992 г. соглашений о создании Европейского Союза.Так родились знаменитые Маастрихтские соглашения (TheMaastrichtTreaty). В подписанномМаастрихтском договоре впервые были сформулированы основные требования,предъявляемые к уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размерубюджетного дефицита и уровню накопленного долга страны-претендентки навступление в ЭВС.
Учреждение 1января 1994 г. Европейского валютного института, ЕВИ (EuropeanMonetaryInstitute, EMI), означало переход ковторой стадии реализации ЭВС. ЕВИ занимался решением двух основных задач:во-первых, усилением сотрудничества центральных банков Европы и координациейвалютной политики стран ЕС; во-вторых, подготовкой создания ЕвропейскойСистемы Центральных банков, ЕСЦБ (EuropeanSystemCentralBanks, ESCB). В декабре 1996 г.ЕВИ представил Европейскому Совету отчет, который обозначил контуры нового Механизмаобменных курсов – II(ERM-II). Проект окончательно былутвержден в июне 1997 г.
Дляобеспечения функционирования ЭВС после перехода к евро в июне 1997 г.страны ЕС приняли Пакт стабильности и роста. В мае 1998 г. его дополнила«Декларация Вайгеля», которая увеличила обязательства членов ЭВС после переходак единой валюте. 1 января 1999 г. осуществился переход к заключительнойфазе образования ЭВС. Европейские валюты 11 стран конвертированы в евро, аобщая валютная политика стран ЭВС стала контролироваться ЕЦБ. В январе 2001 г.к зоне евро присоединилась Греция, а в феврале 2002 г. проект ЭВСзавершился – из оборота стран еврозоны были выведены национальные денежныезнаки.
 

2.Сотрудничество РБ с МБРР: состояние и перспективы
 
В целяхукрепления взаимоотношений с международными финансово-кредитными организациямиРеспублика Беларусь в 1992 году подписала соответствующие соглашения и сталачленом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международноговалютного фонда (МВФ), а также учреждений группы Всемирного банка, включаяМеждународный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовуюкорпорацию (МФК), стороной Конвенции о Многостороннем агентстве погарантированию инвестиций (МАГИ) и Конвенции об урегулировании инвестиционныхспоров (МЦУИС). Это положило начало развитию полноценного сотрудничества сэтими мощными и авторитетными международными межправительственнымиорганизациями. Для эффективного ведения совместной работы МВФ (1992 год), МБРР(1994 год) и ЕБРР (1994 год) открыли свои представительства в РеспубликеБеларусь.
В настоящеевремя основные приоритеты по взаимодействию с международнымифинансово-кредитными учреждениями определены «Программойсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы» – улучшениефинансового состояния и модернизация экономики, использование факторов внешнегофинансирования, закупка инвестиционных ресурсов и участие в международныхинвестиционных проектах, более широкое привлечение внешнего капитала, кредитови инвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций, в основной капитал икредитно-финансовую сферу Республики Беларусь.
МВФ иВсемирный банк выделяют финансовые ресурсы в основном насоциально-экономическое развитие нашей страны. Беларуси предоставляются каккредитные средства, так и безвозмездная помощь для реализации совместныхпрограмм на общегосударственном уровне (реформирование экономики, стабилизацияплатежного баланса республики, создание рыночных структур и содействие развитиючастного сектора, развитие системы социальной помощи, осуществление программ поэнергосбережению, реформированию банковской системы и т.д.).
Наша страназаинтересована в эффективном сотрудничестве и с Всемирным банком, полноправнымчленом которого Республика Беларусь стала в 1992 году. Подписка республики наакционерный капитал Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларовСША. Общая сумма финансовых средств, полученных республикой от группыВсемирного банка, составляет примерно 200 млн. долларов США.
Взаимоотношения между Республикой Беларусь и Банком регламентируются Меморандумом о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ВБ (подписано два – 17 марта 1994 г. и 18 июня 1997 г.), а также кредитными соглашениями, подписываемыми в случае каждого отдельно взятого кредита.
История взаимоотношений Беларуси с ВБ условно может быть разделена на три периода: с 1992 по 1994 г., с 1995 по 2000 г. и с 2000 г. по настоящее время.
В первый период отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей политики реформ. Все полученные республикой кредиты ВБ одобрены в этот промежуток времени.
С начала второго периода начинается похолодание взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает минимально возможное финансирование банка.
Начиная с сентября 2000 года, наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.
Основное место в группе ВБ в целом и в отношениях ВБ и Беларуси занимает МБРР. Он предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.
С 1992 г. Республике Беларусь МБРР предоставил займов на сумму 171,2 млн. долл. США (фактически получено 143,2 млн. долл. США). Большая часть кредитных ресурсов МБРР направляется на инвестиционные проекты.
Наиболее активным сотрудничество Республики Беларусь со Всемирным банком происходило в 1993–1994 гг. 13 августа 1993 года между МБРР и Республикой Беларусь было подписано кредитное соглашение (Проект институционального развития), в соответствии с которым стране предоставлен заем в размере 8,3 млн. долл. США для проведения преобразований в сфере государственного управления, переобучения и переоборудования ключевых экономических министерств и ведомств Беларуси. Направления использования займа: оплата услуг иностранных консультантов по оказанию содействия в подготовке институциональной основы для проведения рыночных реформ, усиление и усовершенствование государственного управления, закупка необходимого оборудования для государственных учреждений, обучение специалистов.
5 августа1993 года был подписан Меморандум о взаимопонимании (кредит на восстановление импорта)между Республикой Беларусь и МБРР, в соответствии с которым подписано кредитноесоглашение о предоставлении Беларуси реабилитационного займа в объеме 120 млн. долл.США.
Использованиезайма было направлено на:
1. Поддержку платежного баланса страны, стабильности белорусского рубля – 42,5 млн.;
2. Импорт критически важных для народного хозяйства и экономики товаров – 77 млн.;
3. Повышение квалификации госслужащих в области проведения тендерных торгов – 0,5 млн.
В целом проект носил социальную направленность и не предполагал валютной окупаемости.
25 августа1994 года было подписано кредитное соглашение между Беларусью и МБРР опредоставлении займа на развитие лесного хозяйства в размере 41,9 млн. долл.США. Цель проекта – превращение лесного хозяйства в эффективную отрасльэкономики страны, внедрение новейших технологий и методов в области ведениялесного хозяйства и вырубок, ведение экологического контроля и мониторинга, проведениепожароохранных мероприятий, прореживание лесов, создание элитарного семенного фонда,увеличение производительности деревообработки, расширение внутренней торговлидревесиной и ее экспорта.
Проектомпредусматривается и проведение ряда реформ в лесном секторе. Общая стоимостьпроекта – 54,7 млн. долл. США, из которых 41,9 млн. – кредит МБРР, за счет государственногобюджета – 10,8 млн., остальное предполагается финансировать за счет грантовиностранных государств (Швеция и Финляндия). Заем был предоставлен с задержкой из-занесоблюдения некоторых условий Правительством Беларуси. В 1995 году начато использованиесредств кредита.
В настоящеевремя продолжается работа со Всемирным банком по проектам, касающихсяэнергосбережения в социальной сфере и разработки программы адресной социальнойзащиты. Кроме кредитной поддержки, Всемирным банком нашей стране была оказанабезвозмездная помощь за счет грантов, предоставленных Банком из различныхспециальных фондов на сумму более 15 млн. долларов США (экология, поддержкапроцесса приватизации, социальная защита малообеспеченных слоев населения,сохранение биоразнообразия лесов, вывод из применения озоноразрушающих веществ,развитие потенциала по обеспечению соблюдения экологического законодательства вРеспублике Беларусь и другие).
 2001 год можно охарактеризовать возросшим динамизмом и более активным участиемРеспублики Беларусь в программной деятельности Всемирного банка.
В 2001 годупосле семилетнего перерыва было подписано кредитное соглашение о предоставленииБеларуси Международным банком реконструкции и развития (МБРР) займа в размере22,6 миллиона долларов Чрезвычайным и Полномочным Послом нашей страны в СШАВалерием Цепкало в соответствии с решением Президента Республики БеларусьАлександра Лукашенко. Как сообщил корреспонденту БЕЛТА пресс-секретарь МИДПавел Латушко, средства предназначены для реализации Проекта модернизацииинфраструктуры в социальной сфере республики.
Подписанныйдокумент является первым крупным соглашением за последние годы о финансовомсодействии МБРР нашей стране, отметил в своем выступлении на церемонии ВалерийЦепкало. Белорусский дипломат расценивает это, как возобновление практическогодиалога с авторитетной международной организацией на пути дальнейшегоуглубления взаимовыгодного сотрудничества. Данный факт особенно важен в рамкахпредстоящего утверждения Исполнительным советом МБРР Стратегии оказания помощинашей республике, где будут новые интересные и актуальные для Беларусипроектные предложения.
Заинтересованностьв расширении операций Банка в нашем государстве высказал начальник отделаУкраины и Беларуси МБРР Л. Барбоне, который подписал кредитное соглашение.На церемонии, состоявшейся в штаб-квартире Международного банка реконструкции иразвития в Вашингтоне, присутствовал также его исполнительный директор Ф. Питерс.
Какподчеркнули в белорусском МИД, на протяжении периода до конца 2006 годапредоставляемые средства будут использованы для улучшения условийэлектроосвещения и теплового режима в школах, больницах, детских домах, домахдля престарелых и инвалидов. Проект предусматривает модернизациюсоответствующего оборудования, замену осветительных приборов и реконструкциютеплоизоляционных элементов зданий. Намечено при этом учесть экологическиеаспекты проблем.
В марте 2002года Совет Исполнительных директоров Всемирного банка принял Стратегиюсотрудничества с Республикой Беларусь на 2002–2004 финансовые годы, определивосновные направления работы на ближайшую перспективу. Стратегия сотрудничестваимеет четко выраженную социальную направленность и сочетает консультационнуюдеятельность с целью предоставления рекомендаций по проведению реформ дляразвития предпринимательской деятельности и социальной политики, а такжекредитование по трем направлениям: а) мероприятий, имеющих глобальное значение,которые республика также считает своими приоритетами (здравоохранение,социальная поддержка граждан, охрана окружающей среды); б) помощь в решениипоследствий Чернобыльской катастрофы; в) содействие развитию частногопредпринимательства.
Кредитованиереспублики возможно по двум вариантам (минимальному и базовому). В рамкахминимального варианта кредиты, объем которых в 2002–2004 годах не превысит 140млн. долларов США, будут предоставляться главным образом на реализациюмероприятий, имеющих глобальное значение. При кредитовании по базовому варианту(при существенном прогрессе в реформировании среды для развитияпредпринимательства) в течение трех лет Беларуси может быть предоставленокредитов на сумму до 270 млн. долларов США. Для успешного выполнения упомянутойСтратегии Правительство Беларуси предпринимает ряд шагов по выполнению взятыхобязательств, в первую очередь на макроуровне. Разработанные на 2002 год макроэкономическиепоказатели вытекают из необходимости реализации основных целей, определенныхПрограммой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.и с учетом предложенных Всемирным банком условий реформирования экономики в плоскостисистемных реформ.


Списокиспользованных источников
 
1. Моисеев С.Р. Международныевалютно-кредитные отношения: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело иСервис», 2003. – 576 с.
2. Международные экономические отношения:Учебник/ Под редакцией И.П. Фаминского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ,2004. – 880 с.
3. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международнаяэкономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 474 с. – (Учебникиэкономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
4. Герчикова И.Н. Международныеэкономические организации: регулирование мирохозяйственных связей ипредпринимательской деятельности. Учеб. пособие. – М.: Издательство АО«Консалтбанкир», 2000. – 624 с.
5. www. library.by.
6. www.president.gov.by.
7. www. newsvm.com/sections/19.
8. www. belta.by.
9. www.belmarket.by.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.