Реферат по предмету "Международные отношения"


Формы экономической интеграции стран Латинской Америки

Содержание:
Введение
1. Экономическая интеграция. История
1.1 Понятие, история и значение интеграции в Мировой Экономике.
1.2 Предпосылки интеграциистран Латинской Америки
2. Особенности интеграционных объединений стран Латинской Америки
2.1 МЕРКОСУР – поиск альтернативных идей
2.2 Центральная Америка – свет и тени единения
2.3 Латинская Америка и США – непростые отношения
2.4 Раздвигая горизонты
2.5 Россия вернулась в Латинскую Америку?
3. Перспективы развития
3.1 Новое объединение – УНАСУР – «исторический шаг вправильном направлении»
3.2 Сценарии дальнейшего развития
Заключение
Список литературыВведение
Усилениевзаимозависимости национальных экономических механизмов опирается наразвивающийся процесс интернационализации хозяйственной жизни каждой страны вмасштабе мирового хозяйства. Если для XIX в. наиболее характерной была такаяего форма, как интернационализация торгово-обменных операций, то в XX в.,особенно во второй его половине, на передний план выступает интернационализацияпроизводства. На этой основе взаимосвязи национальных экономик резкоусиливаются, а само участие в международном разделении труда в современныхусловиях проявляется как предпосылка нормального развития производства. Переходв последние десятилетия развитых стран на новую технологическую базу, созданиеновых информационных коммуникаций, возникновение современных средств связисопровождаются бурным развитием таких форм интернационализации, какинтернационализация научных и технических исследований, а также валютных ифинансово-кредитных отношений. [1] Высшей формой интернационализациихозяйственной жизни, её качественно новым этапом является международнаяэкономическая интеграция, которая предполагает сближение национальных хозяйстви проведение ими согласованной межгосударственной экономической политики.
Процессы экономическойи политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразныепроекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализацииприближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается встороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго.Объективной основой этого процесса на континенте служат общие историческиесудьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которыхговорит большинство населения). В настоящее время в Латинской Америке иКарибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональнойинтеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в последние годы волнылиберализации торговли и отчасти в ответ на соглашение стран Севера о созданииСевероамериканской зоны Свободной торговли.
Цель курсовой работы –рассмотреть особенности экономической интеграции стран Латинской Америки,выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепокможет быть союз латиноамериканских государств в современном мире и какова вероятностьвозникновения полноценного экономического союза сопоставимого с ЕвропейскимСоюзом.
Задачи курсовой работы:
1. Разобраться в сути и предпосылках интеграции вЛатиноамериканской регионе;
2. Рассмотреть наиболее крупные интеграционные блоки ЛатинскойАмерики и их взаимодействие с внешним миром;
3. Выявить перспективы развития экономической интеграции наинтересующем нас латиноамериканском континенте.
Актуальность курсовойработы заключается в том, что в последнее время страны Латинской Америкиприобретают всё большую и большую значимость, особенно для России. ВизитыПрезидента Российской Федерации в ряд стран Латинской Америки в конце 2008 годаподтверждает важное место региона в шкале внешнеполитических приоритетов нашейстраны, эти визиты придали импульс всему комплексу российско-латиноамериканскихсвязей.1. Экономическая интеграция. История 1.1Понятие, история и значение интеграции в Мировой Экономике.
Преждечем мы приступим к основательному рассмотрению форм экономической интеграциистран Латинской Америки, будет целесообразным выяснить, что такое интеграция, какдавно она зародилась, каковы её цели, а также какие положительные иотрицательные стороны она имеет.
Интеграция (от лат. integer — целый) —объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия и развитиесвязей между ними. Экономическая интеграция – это высшая ступень международногоразделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран,основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики иполитики. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальныххозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями и корпорациями.Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологическихсвязей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в созданиидруг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности,снятии взаимных барьеров. [8]
Косновным формам интеграционных объединений относятся:
· зона свободнойторговли, которая означает взаимную либерализацию экспортно-импортных операцийстран-участниц;
· таможенный союз,в результате которого внутри группировки свободно перемещаются товары и услуги,а в отношении третьих стран проводится единая таможенная политика;
· общий рынок,означающий ликвидацию таможенных барьеров не только для движения товаров иуслуг, но и для перемещения других факторов производства (миграции рабочей силыи капитала);
· экономическийсоюз, предполагающий проведение странами-участницами единой экономическойполитики и создание системы межгосударственного регулированиясоциально-экономических процессов;
· валютный союз,означающий общие для всех стран-участниц валюту, центральный банк, единуюэкономическую и валютно-финансовую политику;
· единоеэкономическое пространство, в рамках которого устраняются, все ограничения вторговле, устанавливается свобода передвижения людей, капиталов, товаров,услуг, гармонизируются стандарты и технические нормы. [1]
Вэкономической теории и международной политической экономии принято выделять двааспекта региональной интеграции: регионализм и регионализацию. Регионализм, или«интеграция сверху», реализуется через формальные институты идоговоренности на межгосударственном уровне, а регионализация, иликорпоративная интеграция, — через спонтанное сближение и взаимопереплетениеэкономик стран региона. Регионализация охватывает процессы инвестиционного иторгового взаимодействия бизнес-структур, миграцию трудовых ресурсов, а такжесотрудничество на уровне субнациональных органов власти (например,приграничное).
Процессырегионализации не являются специфической чертой современного мира. Регионы сосравнительно высокой политической фрагментацией, связанные тесныминеформальными экономическими каналами («миры-экономики»),функционировали уже в третьем тысячелетии до н.э. (например, в Месопотамии иВосточном Средиземноморье). Как правило, в их основе лежали сложные торговыесети, формировавшиеся сообществами купцов для систематического обмена товарамиразличного рода. Яркие примеры регионализации дает история странСредиземноморья в X в. и Европы в XI-ХП вв. («торговая революция»позднего Средневековья). В обоих случаях речь идет о тех регионах, гдеотсутствовали формальная интеграция и правовые механизмы зашиты собственности иобеспечения договоров при трансграничных сделках. Несмотря на эти препятствия инизкий уровень развития средств коммуникации, эти страны пережилибеспрецедентное увеличение масштабов международной торговли, сопровождавшеесязначительным экономическим ростом. Основой интеграции здесь стали агентскиесети и коалиции купцов, которые могли пользоваться инструментом неформальногоэмбарго и несли коллективную ответственность за нарушение обязательств.  [3]
Сегодняглобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональномуровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран.Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства —образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых странкрупных экономических мегаблоков. В свою очередь, в рамках региональныхинтеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, продолжаетсяуглубление международного разделения труда. Под влиянием НТП усиливаетсяпредметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном имежстрановом уровнях. Возрастает взаимозависимость производителей отдельныхстран на основе не только обмена результатами труда, но и организациисовместного производства на базе кооперирования, комбинирования,взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивноеразвитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупныхмеждународных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами созданиякоторых чаще всего являются ТНК.
Развитиюмежгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого рядапредпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят междустранами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития иимеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка— географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионеи имеющих общую границу. Возможность и целесообразность интегрирования вомногом определяется наличием между странами исторически сложившихся идостаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общностьэкономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями можетбыть значительно эффективнее, чем порознь.
Целимеждународной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от тойформы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободнойторговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболеераспространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка исоздание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуяпродвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
Развитиеэкономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующихсторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционныхблоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствуетрасширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Кроме того,экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятныеусловия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их вопределенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционноевзаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острыесоциальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталыхрегионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническуюполитику. Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разнойстепенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельныхрегионах. Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС;достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском иАзиатско-Тихоокеанском регионах. А вот Латинской Америке, интеграционнымпроцессам которой посвящена данная работа, и особенно в Африке слишкомразличные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этихконтинентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество. Болеетого, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутригруппировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро —разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этойакции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания). Функционирование зон свободной торговли,либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает,как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров. [11]
И, тем не менее, представить современные мировыеэкономические отношения без интеграционных процессов невозможно.
Как известно, наибольшей зрелости экономическаяинтеграция достигла в группе развитых западноевропейских стран, гдеобразовалась интеграционная группировка Европейский союз, куда на сегодняшнийдень входят 27 стран. Но и развивающиеся государства пытаются не отстать, пустьи интеграционные тенденции здесь выражены слабее. Докажем это на примереинтеграционных процессов, проходящих в Латинской Америке.  1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки
СимонБоливар, завоевывая независимость для латиноамериканских республик, верил, чтона месте испанских колоний появится не множество разрозненных и частовраждующих между собой государств, а единая семья братских народов, строящихсвою судьбу самостоятельно, но совместно.
Этиммечтам не дано было воплотиться в жизнь, хотя, казалось бы, все предпосылки дляэтого были. Латинскую Америку объединяет испанский язык (за исключением,конечно, говорящей на португальском Бразилии), католическая религия, общиеисторические корни и сходная культура, в том числе политическая. К тому же всестраны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешнимвлиянием – сначала это была европейская метрополия – Испания или Португалия,потом неформальное господство США, экономическое, а порой и политическое. [16] Непосредственнаяблизость к главной мирохозяйственной державе не только не создала преимуществили просто благоприятных условий для формирования своего рода системы«сообщающихся сосудов», но, наоборот, ухудшила возможности развитияпотенциально богатого континента, превратив его в ресурсно-энергетическогосателлита. До середины ХХ века Латинская Америка – это конгломератразрозненный, подчас враждующих между собой государств, легко становившихсяобъектом сырьевой и финансовой эксплуатации северным гигантом, которому ненужна сильная Латинская Америка, способная превратиться в нежелательногоконкурента. А та больше не желает оставаться его универсальным амортизатором.Отсюда тяга к объединению усилий, созданию оборонительно-наступательного«единого фронта».
Латиноамериканскаяинтеграция как фактор установления общих экономических и социально политическихориентиров развивалась по сложному и противоречивому пути, у неё были периоды иподъёма, и спада, и прорывов, и кризисов. Однако страны Латинской Америкиприступили к объединительным процессам раньше других развивающихся стран.Первые организации были созданы уже в 1960 году. 18 февраля 1960 г. вМонтевидео Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвайподписали договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободнойторговли (ЛАСТ), позже преобразованной в Латиноамериканскую ассоциациюинтеграции (ЛАИ). 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа было заключеносоглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа– Центральноамериканского общего рынка (позже – ЦАИС). В мае 1969 г.представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительныйдокумент – “Договор Картахены” или “Андский пакт”, образовавАндскую группу стран.В 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас было образовано Карибскоесообщество (КАРИКОМ). Основной стратегической целью всех этих организацийтак или иначе было гармоничное и сбалансированное развитие экономиклатиноамериканских стран, которое, в конечном итоге, должно привести к созданиюединого экономического пространства. Они внесли существенный вклад встановление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовыепредпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений –Андского сообщества и МЕРКОСУР, а также способствовав заключению и унификациидвусторонних экономических соглашений. [10]
Заметноеослабление коллективных механизмов произошло в 80-е годы, названные «потеряннымдесятилетием». В дальнейшем, по мере преодоления острых трудностей, положениеменялось, но проблемы не исчезали, принимая лишь иные формы. В основеЛатиноамериканской интеграции изначально лежали как хозяйственные, так иполитические мотивы, и лишь рассматривая их в совокупности и взаимозависимости,можно уяснить сущность и направленность объединительных тенденций наконтиненте. 18 декабря 1986 года в Рио-де-Жанейро была образована Группа Рио,куда в настоящий момент входят 23 государства Латинской Америки. Группа Риоявляется примером политической интеграции, поэтому рассматриваться в даннойработе не будет, но нельзя не упомянуть её огромного значения дляинтеграционных процессов стран Латинской Америки. Это объединение являетсянаиболее представительным и влиятельным объединением латиноамериканскихгосударств, играющим важную роль в развитии региональной интеграции, укреплениимеждународного авторитета Латинской Америки и повышении её удельного веса вмировых делах. Основными направлениями деятельности организации стали поддержкамира в странах Центральной Америки, переговоры с должниками и кредиторами стран-участницГруппы, разработка концепции создания единого американского рынка, препятствиедеятельности международной наркомафии, террористов и торговцев оружием, а такжеохрана окружающей среды.
Реальныепредпосылки интеграции возникли в Латинской Америке после Второй Мировой Войны,когда в результате национально-освободительного движения укрепились позициигосударства в экономике (национализация иностранной собственности в первыепослевоенные годы). В 1948 г. создана Экономическая комиссия ООН для ЛатинскойАмерики, сплотившая вокруг себя немало выдающихся национальных аналитиков; былиразработаны программы индустриализации. [4, стр.88] К самостоятельности,индустриализации, догоняющему развитию добавились стабилизационно-оборонительные,восстановительные задачи. Если на первых этапах речь шла в основном орасширении рынков сбыта, «облагораживании» производства и структурыэкспорта, а также о самодостаточном кредитовании, то в последнее время вопрособ углублении регионального сотрудничества рассматривается в более широкомплане, с позиций обеспечения экономической безопасности. Обобщающая формуламодификации могла бы свестись к тому, что мир становится все более жестким ивсе менее управляемым, а периферийные страны все более уязвимыми. В условияхобостряющейся глобальной конкуренции, возрождения принципа Гоббса «борьбавсех против всех» региональная интеграция, основывающаяся на регулируемомсотрудничестве и приспособлении национальных хозяйств к новым мирохозяйственнымотношениям, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономическойбезопасности стран Латинской Америки. [17]
Латиноамериканскаяинтеграция — это не просто сумма товарных, инвестиционных и трудовых рынков, ановое качество воспроизводственных механизмов; объективный процесс, частьсовременной экономической политики выживаемости в обстановке обостряющейсямирохозяйственной конкуренции. Не случайно все вновь избранные главы государствконтинента в той или иной мере затрагивают вопросы интеграции, совместныхдействий. Показательно, что во время спада 2002-2003 гг. в ключевойпромышленности Венесуэлы — нефтяной, вызванного внутренней нестабильностью,помощь Бразилии, Тринидада и Тобаго и других стран региона предотвратилаполитический взрыв. Конечно, существуют пределы стимулирования рыночныхотношений с помощью интеграции. Для их расширения необходимы внутреннеструктурные преобразования, которые позволили бы оптимизировать стратегиюразвития региона. Однако нарастающая глобализация с суровыми правиламивзаимодействия при одновременном сохранении недостаточной конкурентоспособностилатиноамериканской экспортной продукции, дают основание полагать, чтодальнейшая региональная интеграция, каким бы спадам она ни подвергалась,неизбежна.
Влюбом случае интеграция имеет огромное значение, как для настоящего, так и длябудущего развития Латинской Америки. Ныне, когда идут поиски оптимальной стратегииразвития региона, она приобретает особую значимость и актуальность. [4, стр.97]2. Особенности интеграционных объединений стран ЛатинскойАмерики 2.1МЕРКОСУР – поиск альтернативных идей
Нафоне застойных явлений в объединительных процессах в 1991 году возникает новоесообщество – южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР, куда помимо двух крупнейшихи наиболее развитых стран – Бразилии и Аргентины – входят их два ближайшихсоседа – Уругвай и Парагвай. Эта четвёрка сразу заявила о себе как о динамичномсоюзе, способном ставить задачи не только торгово-экономического, но исоциального и даже политического характера, в том числе не всегда совпадающие снормами и правилами ВТО и других мировых властных структур. Конечная цель, очём говорит само название, – формирование общего рынка, с постепенным ростомчисла его участников, как в Европейском сообществе.
Возникновение«союза четырёх» – это определённое завершение сложного взаимодействия Бразилиии Аргентины, борющихся за лидерство в Южной Америке. МЕРКОСУР – масштабное объединение:на него приходится 73% территории Южной Америки, 69% её населения (более 268млн.человек) и 74% ВВП (2,8 трлн.долл.)[1]. За первую половину 90-хгодов товарооборот в рамках южноамериканского блока увеличился в 4 раза. [2,стр.91] Сотрудничество в области энергетики является основополагающим впроцессе экономического сближения стран МЕРКОСУР. На энергетику возлагаетсяроль одного из китов региональной интеграции, способного переплести сферыпроизводства, транспортировки и потребления. Это подтверждается масштабнымипланами создания различных инфраструктурных энергетических объектов как внутрикаждого государства, так и соединяющих несколько стран объединения. По мнениюруководства стран МЕРКОСУР, энергетическая интеграция призвана не толькостабилизировать экономическую ситуацию, но и стать эффективным инструментом вделе улучшения социальной и внутриполитической ситуации, борьбе с бедностью внаименее развитых странах блока.  
ДинамикаМЕРКОСУР в основных чертах повторяет ход развития Аргентины, историческогофлагмана этого подрегиона – подъём в первой половине 90-х годов, определяемыйнекоторыми аналитиками как «экономическое чудо», и постепенный спад во второйполовине, особенно в конце десятилетия, закончившийся экономическим исоциально- политическим кризисом, как в Аргентине, так и в МЕРКОСУРе. Опыт«четвёрки» показал, что хотя процесс интеграции содержит позитивные импульсы иблагоприятные предпосылки, вместе с тем влечёт за собой немало трудностей ипротиворечий. И руководителей Аргентины, и инициаторов  МЕРКОСУРа на стартеохватили синдром победителей, чувство эйфории, ощущение запрограммированногоуспеха. Отсюда – пренебрежение к долгосрочному прогнозированию, возможностинежелательных результатов в будущем. Острый всеобъемлющий кризис в Аргентинекак бы «свалился на голову», хотя некоторые аналитики предвидели его. Президентстраны К.Менем «американизировал» традиционные деловые и культурные ценностинаселения, делая во внешней политике явный крен в сторону США в ущерботношениям с Бразилией и ставшей ассоциированным членом блока реформировавшейсяЧили. А на Аргентину приходится, по меньшей мере, треть потенциала МЕРКОСУРа,что не могло не отразиться на его судьбе. Наметившееся оживление экономикиБразилии и Аргентины в 2003 году, связанное с приходом к власти руководителейнового типа, привело к росту сотрудничества между МЕРКОСУРом и Андскимсообществом наций, потребность в котором возникла ещё несколько десятилетийназад. На совете МЕРКОСУРа (декабрь 2002 г.) было принято решение о сближенииблоков, что должно не только укрепить торгово-инвестиционные связи, но иповысить качество жизни южноамериканских народов. Тревожной проблемой обоихсообществ остаётся безработица (в Бразилии официально 8 млн. чел.). Долягородских безработных в экономически активном населении составила в Аргентине19%, Уругвае – 17% и Парагвае – 15%. [9]
ОпытМЕРКОСУРа и других латиноамериканских блоков показал, что интеграция может бытьдейственным инструментом стабильности, но вместе с тем она способна изстимулятора хозяйственного роста превратиться в переносчика кризисных явлений. Подобная«инфекционная» ситуация сложилась в начале первого десятилетия нынешнего века,когда финансово-экономический кризис в Аргентине стал распространяться напартнёров по МЕРКОСУРу, вызвав общий спад в сообществе.
Переменыв политической жизни Бразилии, супердержавы регионального значения с населениемоколо 180 млн.человек, позволяют делать прогнозы  как по блоку МЕРКОСУР, так иЮжной Америки в целом. В своей инаугурационной речи (начало января 2003 г.)президент страны И.Л.да Силва особое внимание уделил Южноамериканскомусотрудничеству в контексте проблем политической стабильности, необходимостироста экспортной торговли и создания новых рабочих мест. Другой реформатор,Н.Киршнер (президент Аргентины с мая 2003 г. по октябрь 2007 г.), также отметилмногоплановое значение интеграции. Оба они подчеркнули не только важностьукрепления МЕРКОСУРа, но и создания более широкого объединения –Южноамериканской зоны свободной торговли. Важным направлением становитсялиберальное торгово-инвестиционное сближение с Евросоюзом при полном устранениивзаимных внутренних преград в ближайшие десять лет (первого трансатлантическогообъединения). [4]
В2006 году к МЕРКОСУР присоединилась и Венесуэла. В качестве ассоциированногочлена там уже находятся Чили, Перу, Колумбия, Эквадор и Боливия, объединённыепротивостоять нежелательному давлению центров. Мексика имеет статуснаблюдателя. [7] Также блок окреп после избрания на пост президента Уругваяпредставителя левых реформаторских сил Табаре Васкеса, в октябре 2004 года. Неостаётся в стороне от интеграционных процессов и Куба, ставшая в 1999 г. членомЛАИ (ранее ЛАСТ). В декабре 2002 г. между Бразилией и Кубой подписаносоглашение о преференциальных тарифах, так или иначе меняющее конфигурацию МЕРКОСУРа.Льготные пошлины на ввоз на Кубу 240 видов бразильских товаров и почти на 200кубинских, поступающих на рынок Бразилии, – первый шаг не пути соответствующегосоглашения с МЕРКОСУРом в целом. Среди перспективных задач блока выделяются две– политическая, в центре которой предстоящее формирование парламента МЕРКОСУРа,и экономическая – создание единой валюты. Опыт Евросоюза показывает, чтосуществование единой валюты может предотвратить финансовый хаос, какой был бывозможен, к примеру, после «чёрного сентября» 2001 года. В целях предотвращенияденежных неурядиц в МЕРКОСУР принято решение об образовании Института валюты.  Соблюдениедостигнутых договоренностей, совместное выполнение принятых решений приблизитстраны блока к стратегической цели создания в будущем единого энергетического,а затем и общего рынка Южной Америки. [2] 2.2Центральная Америка – свет и тени единения
Концентрированнымвыражением трудностей интеграции служит история создания ЦАОР(Центральноамериканский общий рынок) – первого торгово-экономического блока вразвивающемся мире (объединительное промышленное соглашение заключено в 1958г.). Название блок получил по конечной цели сближения – не только ликвидироватьвнутренние торгово-таможенные границы, но и создать единую энергетическуюсистему субрегиона. В первое десятилетие, проходившее на фоне мировыхнационально-освободительных движений, пять стран (Коста-Рика, Никарагуа,Сальвадор, Гватемала и Гондурас) добились заметных успехов – основная часть ихвнутризонального товарооборота была освобождена от таможенных пошлин, а внутризональныйэкспорт увеличился в 8 раз, в последующее десятилетие – в 3 раза… «Банановые»и «кофейные» республики превращались в разносторонние экономики, Коста-Рикуназывали латиноамериканской Швейцарией. [4]Доля готовых изделий иполуфабрикатов достигла половины стоимости субрегиональных торговых операций. Вцелом по Латинской Америке темпы роста ВВП в 60-70-е годы были наивысшими завторую половину ХХ века – в среднем 6% в год.
Однаковнутренние противоречия, давление извне и ослабление мировой конъюнктурыпородили спад. «Потерянное десятилетие» 80-х годов в Латинской Америке сталокризисным и для её экономики в целом, и для региональной интеграции, причёмпрактически для всех блоков (к тому времени появилась Андская группа, Карибскийобщий рынок – КАРИКОМ и Амазонский пакт). Началось переосмыслениеинтеграционного движения. Распространение в мире рыночного либерализмаотодвинуло на время на второй план развитие взаимных торгово-производственныхотношений. В центральной Америке ожесточились гражданские конфликты (война вСальвадоре длилась свыше 10 лет, в Гватемале – 36 лет).
ИсторияЦАОР, с 1991 года – Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС), вкоторую вошла Панама, – типичная картина сложностей и перспективлатиноамериканской интеграции вообще и проблем малых стран в частности.Схожесть природно-климатических условий, исторических судеб, структурыхозяйства, исторического состава и другие факторы давали основание полагать,что намеченные программы будут осуществлены в короткие сроки. [13] Однакореальность оказалась иной, и здесь стоит вычленить три обстоятельства:
· ограниченностьфинансово-экономических, технологических и людских ресурсов, присущая малымразвивающимся странам, большая зависимость от внешних факторов роста;
· практически отсутствиеглавного энергетического ресурса – нефти (исключение – Гватемала) и связанное сэтим удорожание импорта при периодическом падении цен на экспортные кофе ибананы (подчас ниже себестоимости). Обострение международной конкуренции всовокупности со стихийными бедствиями предопределили низкие темпы роста, иногдадаже прироста населения;
· важноегеостратегическое положение субрегиона, расположенного на стыке двух океанов,пресечение путей и Северной в Южную Америку. Отсюда особенно пристальноевнимание США к этому перекрёстку, их опасения, что здесь может сформироватьсясолидарный блок, способный проводить самостоятельную согласованную политику.
Темаинтеграции присутствовала на всех субрегиональных форумах последнегодесятилетия ХХ в. И начала нового столетия. Рыночная либерализация привела ктому, что темпы роста блоковой экономики едва превышали 1%, долявнутризональной торговли снизилась до 15%, экспортная структура стала менееразнообразной, а между членами сообщества нарастала конкуренция. Торможениенаметилось и в базисных проектах – создание единой энергетической системы былоотодвинуто на 2007 год, для его завершения были необходимы 320 млн.долл. состороны сообщества и 240 млн. обещал МАБР. После строительства Панамериканскогошоссе проект сообщающейся электроэнергетической системы стал важнейшим в планахсубрегиональной интеграции.
Несмотряна экономический застой, внимание мировых центров к этому стратегически важномублоку не ослабевало. Немалый интерес к ЦАИС наблюдается со стороны Евросоюза. Врезультате многочисленных совместных конференций в 2003 году принято решениеукрепить сотрудничество с упором на создание в будущем общей зоны свободнойторговли. Традиционно главный интерес к ЦАИС проявляли США, с помощью различныхрычагов привязавшие к себе это важное рыночное пространство, занимающее вторговле 3-е место после Мексики и Бразилии и с которым у них постоянный активторгового баланса – экспорт 8 млн.долл., импорт — 4 млн. долл. [4] Одно изсвидетельств активной здесь позиции США – визит президента Дж.Буша в Сальвадорв марте 2002 г., по поводу возможности подписания соглашения о совместной зонесвободной торговли. Переговоры проходили в атмосфере многочисленных протестов встране и субрегионе. Представители профсоюзов и крестьянских организацийутверждали, что зона свободной торговли приведёт к усилению несправедливойконкуренции с и без того уже почти истреблённым национальным производством,вместо создания новых рабочих мест вырастет безработица. Сторонники зонызаявили, что Центральная Америка не может плестись позади, когда мир движется купразднению всех торговых барьеров.
Последующиепереговоры между представителями США и ЦАИС проходили в Коста-Рике в начале2003 года. Высказывались опасения гибели мелкого и среднего производства в противоборствес американским бизнесом. Особую тревогу вызывало субсидирование сельскогохозяйства Соединёнными Штатами, что ставит местных фермеров в тяжёлоеположение, поскольку аграрный сектор остаётся основой экономики субрегиона. 
Значительныйрезонанс имел четвёртый Межамериканский форум, состоявшийся в середине 2003года в городе Тегусигальпа (Гондурас) и посвящённый проблемам свободнойторговли, где присутствовали представители стран Латинской Америки, а такжеАфрики и Европы. На нём активно обсуждались деятельность ТНК («Зона свободнойторговли – инструмент накопления капитала транснациональными компаниями»),выгоды северного гиганта («ЗСТ – часть новой стратегии безопасности США»),критиковались аспекты намечавшейся зоны свободной торговли.
Трудныенапряжённые поиски компромиссов завершились подписанием в мае 2004 года междуСША и шестью странами соглашения о создании зоны свободной торговли КАФТА; вавгусте к нему присоединилась Доминиканская Республика. Для вступления этогодокумента в силу требовалась ратификация его обеими сторонами, что в ЛатинскойАмерике не всегда происходит легко и быстро: соглашение вступило в силу 1января 2009 года. Последней страной, ратифицировавшей документ в 2007 году,была Коста-Рика. [6] 2.3Латинская Америка и США – непростые отношения
Проблемуобщей региональной интеграции было бы неправильно рассматривать вне контекстаобщих взаимоотношений Латинская Америка – США. Северный гигант остаётся длялатиноамериканских стран ближайшим и емким рынком сбыта и поставщикомтехнологии, пусть и не первого поколения. Рассматривая перспективы региональнойинтеграции, следует учитывать в первую очередь такой фактор, как относительноеослабление главного внешнеэкономического партнера Латинской Америки. Заотносительно приемлемыми темпами роста ВВП США, продолжающимся притокомзарубежных инвестиций скрывается немало негативных процессов. Возникшиетенденции к ослаблению доллара, делают перспективы развития Соединенных Штатоввесьма туманными. А это может, так или иначе, означать уменьшение давления наЛатинскую Америку.  
Идеяобъединения двух Америк возникла у США ещё в 60-е годы ХХ в., но тогда она неполучила поддержки Латинской Америки, стремившейся идти своим объединительнымпутём. В результате США длительное время предпочитали действовать там поформуле двухсторонних связей, считая её наиболее эффективной для себя.Постепенно отношение США к интеграции как фактору стабилизации их неспокойноготыла менялось, особенно в связи с перспективой создания ВАЗСТ (Всеамериканскаязона свободной торговли). Структурирование экономики и политики в Западномполушарии под их эгидой становилось все более значимой целью. [4]
В1990 г. президент США Дж. Буш выдвинул ряд инициатив для привлечения ксотрудничеству южных соседей. Первая встреча в верхах, где обсуждаласьконкретная задача создания ВАЗСТ, состоялась при президенте Клинтоне в конце1994 г. в Майями. На этом саммите 34 страны Северной и Южной Америки (кромеКубы) решили посредством постепенной ликвидации торговых барьеров обосноватьнеизбежность формирования полупланетарной финансово-экономической зоны снаселением свыше 800 млн. человек и ВВП более 12 трлн. долл. к 2005 г.Рассчитанный ни 10 лет интеграционный путь был непростым. В 90-е годыобъединение казалось предсказуемым и понятным, учитывая, что США в тодесятилетие переживали неординарный по продолжительности и содержанию подъемэкономики (высокие темпы роста при низкой инфляции). Взять на довольствие, еслипотребуется, весь «комплект» южных соседей, включая страны,обремененные финансовыми трудностями, — такая задача казалась вполне решаемой.К тому же вступившая в действие в 1994 г. зона НАФТА тогда обнаруживала явныйдинамизм. Некоторое неудобство создавал лишь Меркосур, предлагавший особый путьвхождения в полупланетарное сообщество.  Иное положение складывается в началеXXI в.: крупные дефициты госбюджета, торгового и платежного баланса по текущимоперациям, большой внутренний и внешний долг. Супергигант стал обнаруживатьслабости и в других областях: замедление темпов роста, трудности на фондовыхбиржах, в инвестиционной сфере, неприятности с оттоком краткосрочных капиталов.В Целях приостановки рецессии ФРС в 2001 г. более 10 раз снижала учетную ставку(подобного не было в кризисные 1990-1991 гг.). Валовой федеральный долг в 2004г. достиг 7 трлн. долл. и продолжал расти.
Вэтих обстоятельствах отношение США к  интеграции с Латинской Америкой стало нетаким однозначным, как в предшествовавшее десятилетие. Изменились приоритеты ихгеополитических интересов, на передний план выдвинулись ближневосточныепроблемы, в том числе азиатские. Переговоры в рамках ВАЗСТ замедлились,отодвинулись на второй план, уступив место институциональным контактам по схеместрана-страна или страна-субрегион, например США-ЦАИС. [5]
Ход,характер и накал переговоров во многом стали зависеть от двух основныхаспектов: от содержания внешнеполитических обещаний в период предвыборнойпрезидентской кампании 2004 г. в США, их последующего претворения в жизнь и отуровня компромиссов с лидерами МЕРКОСУРа. Одно из острых разногласий между СШАи МЕРКОСУРом связано с американскими сельскохозяйственными субсидиями. Опасениявызывает также общий разрыв в конкурентоспособности экономик. Многомиллиардныесубсидии, официально предоставляемые американским фермерам правительством США с1985 г., когда была обнародована Программа стимулирования товарного экспорта,также беспокоит  латиноамериканцев. Программа, первоначально рассчитанная на 3года, затем продлевалась, это упрочивало конкурентные позиции американскихэкспортеров. Сильная поддержка государством сельского хозяйства США, причем нетолько путем непосредственного финансирования, тоже способствует развитиюобъединительных процессов в Латинской Америке.
Нина конференциях министров торговли государств Западного полушария, ни насовещаниях в рамках ВТО (особенно на встрече в Канкуне в середине 2003 г.) неудалось преодолеть противоречия, вызываемые аграрным протекционизмом. По мнениюпредставителя Бразилии, именно он тормозит дальнейшее продвижение в сторонуВАЗСТ. На встрече в верхах  в г. Пуэбла (Мексика), состоявшейся в феврале 2004г., представитель США заявил, что защита американского сельского хозяйства неможет быть предметом переговоров. [4]
Непростоскладываются отношения США с Чили, второй страной после Мексики, с которой в2003 г. заключено соглашение о свободной торговле. Озабоченность по поводупроблем, сопряжённых с полупланетарным блоком, в общей форме высказал президентВенесуэлы У. Чавес. Он заявил о необходимости пересмотра модели ВАЗСТ, котораяв нынешней форме позволила бы США официально главенствовать над своими южнымисоседями. По его мнению, следует учитывать весьма различный уровень развитиядоговаривающихся сторон и масштаб накопившихся у них острых социальных проблем.В противном случае государства региона окажутся в невыгодном, проигрышномположении, а посему не следует торопиться с формированием общей торговой зоны.В совместном заявлении президентов Бразилии и Венесуэлы подчеркивалась важностькоординации действий южноамериканских стран для достижения сбалансированныхрезультатов при переговорах в рамках ВАЗСТ. На встрече в верхах в Монтеррее(Мексика) в начале 2004 г. лидер Венесуэлы заявил, что «ВАЗСТ — это нецель, а путь». В данном виде этот проект непригоден для Латинской Америки,поэтому ей нужно искать соответствующую альтернативу. Президент предложилотложить на 10 лет подписание соответствующего соглашения, что позволило бысократить существующий опасный разрыв между будущими партнерами. Ворганизационном плане президент Бразилии высказался за формирование в Западномполушарии объединения по формуле «союз союзов». А руководитель Аргентины дляуспешного функционирования ВАЗСТ посчитал целесообразным, чтобы США разработалидля Латинской Америки свой «План Маршалла», как они это сделали для Европыпосле Второй Мировой Войны.
ВЛатинской Америке нарастает и накаляется критика в адрес ВАЗСТ, её перспектив(«нарушение суверенитета», «господство американских ТНК», «превращение нас ввассалов» и т.д.). Проведённые в 2001 – 2002 гг. референдумы в 9 странах, в томчисле в Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Колумбии, показали, что они противсоздания ВАЗСТ, по крайней мере, сейчас. Лидеры 34 стран, участвовавшие вработе Всеамериканского саммита в аргентинском городе Мар дель Плата, не пришлик согласию по вопросу о создании свободной торговой зоны на территории двухАмерик. Саммит наткнулся на вполне предсказуемые противоречия между США инекоторыми странами Латинской Америки. Последние считают, что предложенный СШАплан угрожает экономике их стран. [12]
2.4 Раздвигая горизонты
В1999 г. интеграция шагнула за рамки региона. В Бразилии состоялся первый саммитЛатино-Карибской Америки и Европейского Союза. С тех пор встречи лидеров двухконтинентов проводятся регулярно. Во встрече, состоявшейся в мае 2004 г. вмексиканском городе Гвадалахара, участвовали и новички, только вступившие в ЕС.Следующий саммит прошел в мае 2006 г. в Вене. Договоры о свободной торговле сЕС уже заключили Мексика и Чили. По этому пути идут и другие страны.
Мексика,Перу и Чили активно участвуют в работе Азиатско-Тихоокеанского экономическогосотрудничества (АТЭС), объединяющего 22 экономики мира. Два форума АТЭС прошлив Латинской Америке – в Мексике в 2002 г. и в Чили в 2004 г. 10-11 мая 2005 г.в столице Бразилии прошел саммит Южноамериканского сообщества наций и Лигиарабских государств. Идея встречи принадлежала бразильскому президенту.
Укаждой из этих организаций есть множество собственных «болячек», диспропорции вэкономическом развитии, социальные контрасты, различия в политическомустройстве. Казалось бы, против кого они собираются «дружить»? Скорее непротив, а «за» – за создание благоприятных внешних условий для решениянациональных проблем. Просто появилась еще одна площадка для диалога, сверкичасов, обмена мнениями, для укрепления политических, экономических и культурныхсвязей во имя достижения равновесия, координации действий на многостороннихфорумах.
Моторэтого процесса – Лула да Силва – толерантный политик, стремящийся искать инаходить компромиссы, старающийся избегать конфронтации. Предусматриваетсяповышение уровня кооперации, поощрение взаимных капиталовложений, болеерациональное использование экономического потенциала обоих регионов (фактор,сдерживающий связи, – отсутствие транспортных коммуникаций, прямого морского ивоздушного сообщения). По утверждению Лулы, открывшего форум, значимостьмероприятия заключалась в том, что «обрисовалась контуры новой международнойполитической, экономической и торговой географии, закладывается прочныйфундамент моста между цивилизациями». Встреча завершилась принятием «ДекларацииБразилиа». В ней зафиксировано намерение «крепить исторические узы»,соединяющие регионы, а также готовность «выработать повестку дня устойчивогоэкономического и социального развития». Участники форума, подчеркивалось вдокументе, выступают за «демократизацию международных организаций, с тем, чтобыголос развивающихся стран был услышан». Подписано соглашение между МЕРКОСУР иСоветом сотрудничества стран Персидского залива о создании в перспективе зонысвободной торговли. Эта инициатива органически вписывается вовнешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Бразилии. Одним из ееключевых направлений является сотрудничество по вектору «Юг-Юг». Оно входит вчисло приоритетов правительства. Лично президент в сопровождениипредпринимателей осуществил ряд поездок по африканским странам с цельюрасширить связи с «черным» континентом. Здесь, помимо всего прочего,принимались во внимание и этнические факторы – значительную часть населенияБразилии составляют потомки вывезенных рабов.
Сближениес арабскими странами тоже порой подталкивается человеческим фактором – в ЮжнойАмерике имеются многочисленные арабские диаспоры, заинтересованные в расширениисвязей и контактов. По оценкам экспертов, на континенте проживают 17 млн.арабов и их потомков. Около 6 млн. – мусульмане, остальные – христианесирийско-ливанского происхождения. Так, например, выходцы с Ближнего Востокасоставляют значительную и влиятельную часть правящей элиты в Эквадоре.Достаточно указать на экс-президентов Абдалу Букарама и Джамиля Мауада. Предкибывшего главы аргентинского государства Карлоса Сауля Менема переселились наконтинент сравнительно недавно. Немало выходцев из арабского мира и средибогатейших людей региона.
Важнымшагом на пути взаимодействия по линии «Юг-Юг» стало образование союза междугигантами второго эшелона – Бразилией, Индией и Южно-Африканской Республикой.Они поставили задачу сложить усилия стран, вытесняемых на обочину развития. Это«трио», чей демографический ресурс превышает 1200 млн. человек, уже сумелозарекомендовать себя эффективным объединением.
Важнойформой трансконтинентальной интеграции является регулярно созывающийся Ибероамериканскийсаммит, где наряду с Испанией и Португалией представлены 22 латиноамериканскиестраны. XV встреча в верхах состоялась в испанском городе Саламанка в октябре2005 г. Спустя год, в ноябре, в столице Уругвая Монтевидео прошел очереднойсаммит. На нем обсуждался вопрос миграции. [13]  2.5Россия вернулась в Латинскую Америку?
На сегодняшний деньРоссия поддерживает дипотношения со всеми 33 государствами Латинской Америки.Ведь и здесь, и там – уникальные цивилизации, богатейшая культура, а в последнеевремя – и довольно схожие проблемы развития, близость взглядов на современныймир и его перспективы. Проводится линия на укрепление дружественных связей сгосударствами региона, наращивание взаимодействия на мировой арене, развитиеторгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и культурногосотрудничества.
В последние годыактивизировались российско-латиноамериканские контакты на всех направлениях иуровнях, включая высший. Российская сторона нацелена на дальнейшее развитиеторгово-экономических связей с акцентом на увеличение российского экспортавысоких технологий, укрепление производственного сотрудничества в энергетике,добыче и транспортировке нефти и газа, машиностроении, металлургии,транспортном секторе, в сфере мирного использования ядерной энергии иисследования космического пространства.
В Латинской Америкехорошо известна продукция российского машиностроения. Так, в Аргентине околотрети электроэнергии вырабатывается на энергооборудовании, поставленном нашимифирмами. В Бразилии насчитывается свыше 20 тысяч единиц российского станочногопарка. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна используется около 900российских самолетов и вертолетов. Только за последние годы туда поставленосвыше 60 тысяч легковых и более 16 тысяч грузовых автомобилей. Популярностьюсреди латиноамериканских предпринимателей пользуется российскаядорожно-строительная и сельскохозяйственная техника. Прорабатываются проектырасширения экспорта российской высокотехнологичной продукции, авиатехники,энергетического и лазерного оборудования.
И конечно, нельзя неупомянуть активно развивающееся военно-техническое сотрудничество – продукциюроссийской оборонной промышленности ценят не только традиционные партнеры наКубе, но и в Венесуэле, Уругвае, Мексике, Перу и Колумбии. На подходе и другиестраны. [18]
На рынки ЛатинскойАмерики выходит крупный российский бизнес. Российское компании успешнодействуют в сфере поставок оборудования для ГЭС в Аргентине, Бразилии, Мексике,Колумбии, участвуют в разработке нефтяных месторождений в Колумбии, работаютсовместные предприятия по сборке автомобилей в Венесуэле, Колумбии, Уругвае,Эквадоре.
Осуществляетсясотрудничество в области мирного использования космоса, ядерной энергии сАргентиной, Бразилией, Мексикой.
Развитиюторгово-экономических отношений содействуют межправительственные комиссии поторгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Бразилией,Аргентиной, Мексикой, Венесуэлой, Колумбией, а также Национальный комитетсодействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НКСЭСЛА). Созданы Совет предпринимателей Россия – Аргентина (2003 г.), российскаячасть Комитета деловых инициатив Бразилия – Россия (июль 2004 г). Налаживаниюпрямых связей между деловыми кругами способствовали проведенные в нашей странеделовой форум «Россия – Латинская Америка» (2001 г.), круглый стол«Россия – страны Андского сообщества: перспективы развитияторгово-экономического сотрудничества» (2002 г.), форумы «Санкт-Петербург– Ибероамерика» (2002-2003гг). [10]
В ходе нынешнего«турне» президента России Д.А.Медведева по странам Латинской Америки достигнутомного договоренностей, заключено много контрактов. Прежде всего, они касаютсянефтегазовой отрасли и в целом энергетики. Наиболее продвинутый характер имеютдоговоренности с Венесуэлой, где российский «Газпром» и государственнаякомпания «Петролео де Венесуэла» займутся совместным изучением блока«Айякучо-3» на нефтеносном поясе Ориноко. С Венесуэлой же подписано соглашениео сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Россияокажет содействие в строительстве атомного реактора. Кроме того, Россия иВенесуэла подписали договор о взаимной защите и продвижении инвестиций, решилисоздать совместный банк с уставным капиталом в 4 млрд. долл. для финансированияобщих проектов, объявили о предстоящем открытии прямой авиалинии Москва–Каракаси о подготовке меморандума о сотрудничестве в автомобилестроении. Объединеннаякомпания РУСАЛ подтвердила намерение совместно с местной фирмой построить вВенесуэле алюминиевый завод мощностью 750 тыс. тонн. Вице-президент республикиРамон Карризалес насчитал 46 проектов, которые обсуждают две страны.
Всеобщий интересвызвали закупки Каракасом российского оружия: истребителей Су-20, транспортныхвертолетов Ми-17, 100 000 автоматов Калашникова и т.д.– всего с 2005 годаВенесуэла подписала с Россией 12 контрактов на общую сумму 4,4 млрд. долл. Вперспективе – приобретение у Москвы танков Т-90 и бронетранспортеров, идеттакже речь о подводных лодках. Для этих целей Россия предложила кредит вмиллиард долларов. [19]
С Кубой договорились повопросам поисков нефти и производства никеля. С руководствомлатиноамериканского экономического гиганта – Бразилией – были намечены путиформирования технологического альянса. Прежде всего, речь идет о сотрудничествев области использования IT-технологий, а также в освоении космоса, развитиителекоммуникаций, развитии энергетики. Бразильцы согласились использоватьроссийскую Глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС).
Еще одна область –«военка». В те дни в Венесуэле находился отряд российских военных кораблей,прибывших для участия в совместных маневрах. Но в остальном речь шла овоенно-технических связях, то есть о продаже и обслуживании военной техники ивооружений. В Перу будет создан техцентр по обслуживанию и капитальному ремонтуроссийских вертолетов. С Бразилией заключено соглашение о военно-техническомсотрудничестве, россияне будут допущены к тендеру по закупке партии вертолетов.
Некоторые договоренностивроде намерения России и Венесуэлы использовать для взаимных расчетовсобственные валюты и даже создать для этого их резервы, казалось бы, имеютместное значение, однако они отражают весьма перспективные подходы в делемеждународных финансовых расчетов.
Наконец, с Бразилиейдостигнута договоренность о проведении в будущем году в России саммита БРИК –четырех стран (Бразилия, Россия, Индия и Китай), которые во многом определяюттенденции мирового развития. [19]
Важным направлениемразвития российско-латиноамериканских отношений является укрепление контактов ипрактического сотрудничества России с многосторонними объединениями государстврегиона.
Активно развиваетсядиалог с Группой Рио (ГР) — наиболее авторитетным и влиятельным политическимобъединением стран Латинской Америки, в рамках которого они осуществляютвнешнеполитическую координацию.
С 1997 г. регулярнопроводятся встречи министров иностранных дел России и стран координационной«тройки» ГР в рамках сессий ГА ООН (последняя –  в ходе 58-й сессииГенассамблеи, 2003 г.). На первом плане в политическом диалоге вопросымеждународной безопасности и реформы ООН, борьбы с терроризмом и наркобизнесом,мировой экономической ситуации. Осуществляется регулярный обмен посланиями навысшем и высоком уровнях.
В апреле 2003 г.встреча министров иностранных дел России и стран «тройки» ГР (Перу,Бразилия, Коста-Рика) впервые прошла в Москве. Ее участники были принятыВ.В.Путиным. По итогам переговоров одобрена Московская декларация, в которойзафиксированы договоренности об активизации политических контактов,противодействия новым угрозам и вызовам, в первую очередь терроризму, а такжепо проблематике международных экономических отношений, мониторинга мировойфинансовой архитектуры, устойчивого развития.
В декабре 2003 г.Министр иностранных дел России впервые принял участие в прошедшем в Монтевидео(Уругвай) саммите влиятельного интеграционного объединения Латинской Америки –Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Его участникам передано послание В.В.Путина,в котором подтверждается стремление России к развитию сотрудничества. ПринятоСовместное заявление о формировании механизма многостороннего политическогодиалога между Россией и МЕРКОСУР.
Налажен политическийдиалог со странами Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС) иДоминиканской Республикой. Состоялись, три встречи на уровне МинИнДел: в 1997г. в Сан-Хосе (Коста-Рика), в 1999 г. и 2002 г. в Нью-Йорке в рамках сессий ГАООН.
К сожалению, естьфакторы, которые сдерживают развитие торгово-экономических отношений междунашими странами и препятствуют выходу российских фирм в этот привлекательный иперспективный регион. Во-первых, существует еще некоторая экономическаязависимость от США (в первую очередь в таких странах как Мексика, Панама,Колумбия). Во-вторых, наши фирмы практически не могут конкурировать с западнымифирмами, которые вкладывают деньги на продвижение своего товара, открываютпредставительства, участвуют в выставках, адаптируют свой товар к местномурынку, предоставляют гарантии на ремонт своего оборудования и т.д. В-третьих,есть разница в системах стандартизации и сертификации. Банковская поддержкароссийского экспорта практически отсутствует и т.д. [20]3. Перспективы развития 3.1Новое объединение – УНАСУР – «исторический шаг в правильном направлении»
23 мая 2008 годапрезиденты двенадцати государств Латинской Америки подписали договор о созданииЮжноамериканского союза наций (УНАСУР) в бразильской столице, городе Бразилиа.В состав союза вошли: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор,Гаяна, Парагвай, Уругвай, Перу, Суринам, и Венесуэла. Таким образом, формальнозавершён процесс создания объединения, основанного ещё в 2004 году, а страныюжноамериканского континента получили новый инструмент для решения возникающихпроблем собственными силами.
Главная цель новогорегионального объединения – усиление политического сотрудничества,экономическая интеграция и защита общих интересов.  Президент Чили МишельБачелет, избранная временным председателем УНАСУР, назвала подписанныйучредительный договор «историческим шагом в правильном направлении».По её мнению, новый блок усилит позиции региона в ХХI веке, к 40-м годамкоторого, сообщила Бачелет, более 60 % мировой экономики будут сосредоточены вразвивающихся странах, и не в последнюю очередь — в южноамериканских. «Мыхотим быть главными актёрами» в этом процессе, добавила чилийский лидер,призвав своих коллег «приложить все силы для того, чтобы УНАСУРзаработал».
УНАСУР – самое крупноеинтеграционное сообщество в Латинской Америке. Блок охватывает территорию в17,6 млн. кв. км с населением свыше 377 млн. человек и совокупным ВВП более1,23 трлн. долларов. Его основная задача – объединить усилия всех странконтинента для решения проблем региона в различных сферах – экономической,энергетической, военной и социальной, используя уже имеющиеся механизмыАндского сообщества наций (АСН) и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР). [15]
Основнымивызовами южноамериканцев на данном этапе являются гарантии устойчивогоэнергетического снабжения с учетом безопасности, эффективности эксплуатацииресурсов и регионального потребления. Такой тип интеграции может позволитьосуществить эффективный ответ на любой спрос, а в случае с энергетикой онвозрастет к 2018 году, согласно данным ОЛАДЕ, на 73%. Также ожидается улучшениебаланса каждой из южноамериканских стран благодаря внутрирегиональному обмену,рыночной экспансии, диверсификации источников сырья, сокращения последствийразрушительных засух и наводнений, роста цен на энергоносители.
Однакодля этого, считают местные наблюдатели, необходимо многое сделать. По даннымМежамериканского банка развития, чрезвычайно возрастает необходимость внешнихинвестиций в эту сферу в Латинской Америки, которые должны составить не менее1,38 триллионов долларов. Только в развитие энергетики необходимо вложить 720млрд. долларов. Примером успешной региональной энергетической интеграции можетслужить Бразилия, которая поддерживает соответствующие проекты почти со всемисоседними странами и ее опыт может быть учтен в рамках УНАСУР. СотрудничествоБразилии с соседними странами имеет взаимовыгодную основу. Так, в соответствиис соглашением о строительстве в Парагвае плотины “Итаип” Бразилия будетполучать 20% всей потребляемой электроэнергии.
Второесоглашение – с Боливией о сооружении двустороннего газопровода, предусматриваетпоставки в Бразилии 60% его пропускной способности, что равноценно всему объемапотребления газа в этой стране. [14]
3.2 Сценарии дальнейшего развития
Согласномнению некоторых аналитиков Латинской Америки вырисовываются следующие сценарииразвития, которые условно можно объединить в две группы: «эволюционные» и«революционные».
Эволюционныесценарии строятся надопущении, что США останутся безраздельно доминирующим государством в Западномполушарии, и традиционные расстановки сил и экономические отношения непретерпят изменений.
1. Первыйсценарийпредполагает, чторегиональные интеграционные структуры будут строиться в масштабах всего НовогоСвета при лидерстве в них США. Среди государств Латинской Америки получатраспространение субрегиональные структуры типа Андского сообщества. На фонеобщей политической стабилизации возможно появление время от времени яркихрежимов с революционной и антивашингтонской риторикой. Но это не будут крупныестраны региона. Существование таких режимов не представит реальной альтернативыразвитию Латинской Америки. Оно законсервируется на выгодном для США уровне.
2. Второйсценарийпредполагает усиление экономической мощи латиноамериканских государств и ростих политического влияния, начало реальной конкуренции некоторых из них и ихсоюзов с США, уход значительной части латиноамериканского экспорта навнеамериканские рынки. Региональная интеграция будет развиваться по двумконтурам: как с участием США, так и без них, причём наибольшее значениеприобретёт второй контур. Страны Южной Америки (возможно, не все) перейдут отсоздания «общего рынка» к формированию реального политического объединения,которое по степени консолидации будет постепенно приближаться к нынешней моделиЕвросоюза. Однако латиноамериканская интеграция не представит собой идеологическойконкуренции США во всемирном масштабе, а её реальное влияние не выйдет за рамкиЗападного полушария.
Революционныйсценарий. Этиперспективы связаны с предположениями о растущей роли тех или иныхидеологических инноваций, а также об ослаблении США вследствие внутреннихпроцессов. Дальнейший рост «левой волны» приведёт к образованиюлатиноамериканского союза с чётко выраженным идейным стержнем в виде«боливарианства» или другой антикапиталистической идеологии. Он будетинтеграционным образованием геополитического характера: с единой цельнойтерриторией, общей обороной, структурами надгосударственной власти. Внутрисоюза также возможны изменения существующих границ (например, образованиеВеликой Колумбии). Не обязательно он будет объединять все государства Южной иЦентральной Америки, но он станет реальным центром силы. Геополитической цельюего существования станет подрыв мощи Вашингтона. Он предприметконсолидированные меры для изоляции рынка США и широкого выходалатиноамериканской экономики на глобальную арену. Благодаря антибуржуазному иантиимпериалистическому пафосу этот союз приобретёт влияние и союзников запределами Западного полушария.  
Такойсценарий распада США может послужить к доминированию в Западном полушариигосударств Латинской Америки. Однако если он произойдёт слишком быстро, томожет задержать развитие интеграционных институтов в регионе. Тогдапреобладающей тенденцией станет конкуренция сильнейших государств иавторитетных проектов за лидерство в Новом Свете. Сама Латинская Америка,оставшаяся разобщённой, может вновь стать объектом борьбы за влияние междувнешними по отношению к ней силами. Как это ни парадоксально, но именно наличиеумеренно сильных США побуждает страны Латинской Америки к взаимному сплочению.Любое отклонение в ту или другую сторону чревато негативными последствиями длярегиона. Чрезмерно сильные США будут, как и прежде, подавлять развитиеконкурентов в Новом Свете, а резкое ослабление США спровоцирует обострениесоперничества между отдельными государствами Западного полушария. [5]Заключение
Интеграциястран Латинской Америки неизбежна. Их объединяет испанский язык (заисключением, конечно, говорящей на португальском Бразилии), католическаярелигия, общие исторические корни и сходная культура, в том числе политическая.К тому же все страны региона на протяжении большей части своей историинаходились под внешним влиянием – сначала это была европейская метрополия –Испания или Португалия, потом неформальное господство США.  ВозникновениеЕвропейского союза во второй половине ХХ века оживило мечту об интеграции потому же образцу Латинской Америки. Практические шаги не заставили себя долгождать. Наиболее важными из них были создание на юге континента сообществаМЕРКУОСУР, в Центральной Америке – ЦАОР (позже ЦАИС), а после и такого крупногополитического объединения, как Группа Рио, и вот теперь – УНАСУР. К сожалению,на пути к успешному и эффективному функционированию этих блоков стоит несколькопрепятствий:
· территориально-ресурсные различия, блоковые и национальныерасхождения в целях развития, преобладание частнопредпринимательскихсубъективных интересов участников объединений;
· недостатки организационно-практической работы прираспределении издержек производства и выгод от интеграции, при формированииколлективной схемы разделения труда внутри сообществ; отсутствие синхронизациив объединительных усилиях и осуществлении принятых решений;
· традиционное политическое и финансово-экономическое давлениесо стороны США, прежде всего через сеть своих дочерних предприятий, особенно включевых отраслях хозяйства;
Главнаяпроблема заключается в том, что ни одна крупная страна региона – Мексика,Аргентина, Бразилия – не является центром притяжения региональных сил,противостоящих гегемонии Вашингтона. Указанные государства ведут осторожнуюполитику в отношении США, никоим образом не пытаясь вызвать конфронтации смогущественной державой, или идут в фарватере Белого дома. Носителями жеидеологических проектов, направленных на прекращение засилья США в ЛатинскойАмерике и превращение региона в самостоятельный центр силы, являются покастраны, находящиеся в другой весовой категории. Это Венесуэла, Куба, Никарагуа,Боливия, в последнее время – Эквадор, Уругвай, Парагвай. Их потенциал несравнимс ресурсами ведущих стран Латинской Америки. Кроме того, они территориальноразобщены и не могут создать эффективный геополитический блок.
И,тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе,должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на Мировуюсцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связейюжноамериканских стран с Европейским союзом, странами АТЭС, Африки, а также сРоссией.
Надополагать, что при возможных будущих трудностях и даже отступлениях экономическаяинтеграция стран Латинской Америки будет носить в целом необратимый характер.Список литературы
1. «Мировая экономика ивнешнеэкономическая деятельность; уч.пособие/С.Ю.Кричевский, М.И.Плотницкий,Г.В.Турбан, 2006
2. Кудрявцева Е.«Энергетическая составляющая экономической интеграции стран МЕРКОСУР», МЭиМО,2008 № 2.
3. Либман А. «Моделикорпоративной интеграции. Региональные особенности», МЭиМО, 2008 №5.
4. Романова З.«Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития», МЭиМО,2005 № 10.
5. 40a.kiev.ua/ideas/society/495e8b7fee008/- 3.01.09.
6. es.wikipedia.org/wiki/CAFTA-RD – 22.02.09.
7.es.wikipedia.org/wiki/Mercosur
8. finanzas-economia.ru/text/1044
9. ilaran.ru/?n=149
10. mid.ru/ns-rlat.nsf/- 16.06.06.
11. nuru.ru/ek/general/040_1.htm
12. podrobnosti.ua/economy/foreign/2005/11/06/259115.html– 6.11.05.
13. polit.ru/analytics/2007/06/08/integracion.html– 8.06.07.
14. rodon.org/polit-080526111749
15. rus.newsru.ua/world/24may2008/sojuz.html– 25.05.08.
16. scepsis.ru/library/id_1050.html– 27.01.07.
17. ukraine-ir.narod.ru/library/LA_integration.htm
18. www.ng.ru/courier/2007-10-22/23_latinos.html
19.www.ng.ru/courier/2008-11-24/15_latinamerica.html
20. hispanidad.ru/publ/5-1-0-178


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.