Курсоваяработа
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН БАЛТИИ И ЕВРОПЕЙСКОГОСОЮЗА ДО ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС
2005 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение… 3
Глава 1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтиипосле выхода из состава СССР 5
1.1. Политический контекст и уровень договорных отношенийнакануне установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС… 5
1.2. Экономические предпосылки развитияторгово-экономических связей… 8
Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связейстран Балтии накануне вступления в Европейский Союз. 12
2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС… 12
2.2. Состояние торгово-экономических отношений со странамиЕС… 13
Глава 3. Особенности российско-балтийскихторгово-экономических связей в контексте вступлениястран Балтии в Европейский Союз. 17
3.1. Приоритеты торгово-экономическогосотрудничества России со странами Балтии… 17
3.2. Новые возможности инаправления торгово-экономического сотрудничества… 20
Заключение… 23
Список использованной литературы… 25
Приложение 1. 27
Приложение 2. 29
Введение
Процесс европейскойинтеграции начался в 50-е годы ХХ века, когда были учреждены три ЕвропейскихСообщества: Европейское объединение угля и стали (1951), Европейскоеэкономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной энергии(1957). В 1987 г. в Едином Европейском Акте получает закрепление идея созданияединого рынка, подразумевающая свободу движения капиталов, товаров, услуг ирабочей силы.
Однако важнейшее значениев углублении европейской политической и экономической интеграции имел Маастрихтскийдоговор о Европейском Союзе. 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе былподписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он, в частности, установилнеобходимость создания экономического и валютного союза (ЭВС).
Несмотря на активизациюинтеграционных процессов в Европе, в СССР существовало двоякое отношение к этомупроцессу. Европейское сообщество рассматривалось как экономическая база НАТО.По этой причине оно расценивалось в целом как враждебная организация.
Но отношение к ЕС в некоторыхсоветских республиках было принципиально иным. В самом начале 1990-х гг., стремясьпокинуть СССР и дистанцироваться от России, три балтийских страны (Латвия,Литва и Эстония) утверждая свою государственность и национальную идентичность,стремилось наладить тесные торгово-экономические связи со странами ЕС,обоснованно рассматривая эти связи как основу интеграции в ЕвропейскоеСообщество.
В тот период трудно былопредполагать, что к 2003 г. Латвию, Литву и Эстонию пригласят в ЕвропейскийСоюз и НАТО. Но, как показала новейшая история, сегодня эти страны полноценныечлены ЕС.
Но путь стран Балтии в ЕСбыл непростым и состоялся благодаря масштабной политической и экономическойподдержке Европейского Сообщества.
Цель данной курсовойработы состоит в изученииосновных предпосылок и особенностей развития торгово-экономических связей странБалтии и ЕС до вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейское Сообщество.
Теоретической иинформационной базой работы послужили международные правовые акты, материалы конференций, докладов,статей, монографий, электронные ресурсы, статистические материалы, освещающиеразличные аспекты торгово-экономического сотрудничества стран Балтии со ЕС иРоссией накануне вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейский Союз: БИКИ (Бюллетеньиностранной коммерческой информации) №№ 1992-2002 гг.; Доклад «Россия и Балтия:2010» (Foundation for Prospective Studies and Initiatives); Доклад КомитетаРоссия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999; ДокументыЕвропейского союза. В 3-х т. — М.: Право, 1994; Европейское право: Учебник длявузов / Под общ. ред. д. ю. н. проф. Л. М. Энтина; Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997; Report on Conditions for Growth andDevelopment in the Baltic Sea Region. BSBS 2000; Hartelius D. Security Cooperationin the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August1998; Kempe I. Direct Neighbourhood Relations betweenthe Еnlarged EU andthe Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann FoundationPublishers, 1998; Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. WorkingPaper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented atthe seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002; The Baltic and theEuropean Union. Richard Latter. June 2000; Wilton Park Paper 152. Report Based on WiltonPark Conference 602: 25-28 May 2000; World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003; www.delfi.lv;
www.delfi.ее и другие.Глава 1.Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии
после выхода из состава СССР1.1. Политический контекст и уровеньдоговорных отношений накануне установления торгово-экономических связей странБалтии и ЕС
Процесс установленияторгово-экономических связей стран Балтии и ЕС невозможно рассматривать вне тогополитического контекста и экономических предпосылок, которые сложились кмоменту распада СССР.
Прежде всего, следуетобратить внимание на тот исторический факт, что феномен европейской интеграциипоначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие связи междуСССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г. началосьзаключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были установленытехнические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров обозначилась разницаподходов сторон — советские эксперты настаивали на налаживании связей междудвумя блоками, западные представители выступали за торговые договоренности ЕС скаждым членом СЭВ в отдельности[1].
К середине 70-х годов всяполнота полномочий в области внешней торговли перешла от национальныхправительств к Европейской Комиссии, а предшествующие правовые акты,регулирующие торговлю отдельных стран с СССР, утратили силу[2].В этот период, который также совпал с процессом разрядки, СССР и ЕвропейскиеСообщества предприняли некоторые попытки нормализации отношений, однакобезрезультатно[3].
Москва поддерживалатолько двусторонние отношения с государствами-членами ЕС вплоть до середины1988 года, когда была подписана Совместная декларация о взаимном признаниимежду Советом Экономической Взаимопомощи и Европейскими сообществами. Первоесоглашение между ЕС и СССР (Соглашение о торговле и коммерческом иэкономическом сотрудничестве) было подписано лишь год спустя, а новое — ужемежду ЕС и Россией — через три года после распада СССР (и еще три года прошло,прежде чем оно вступило в силу)[4]. Что касается Москвы, то она сформулировала свое отношение к сотрудничеству сЕвросоюзом только к 1999-му в Стратегии развития отношений РФ и ЕС насреднесрочную перспективу.
Давая оценкупериоду развития отношений ЕС сначала с СССР, а затем с Россией, многиеевропейские авторы справедливо, на мой взгляд, указывают на то, в этот периоднаша страна не выработала единую и скоординированную политику по отношению к ЕС[5]. Она всегда поддерживала отношения поотдельности с Великобританией, Германией, Францией, Италией и другими странамиЕвропы, но у Москвы никогда не было отношений с Европейским союзом, кактаковым.
В 1988-1989 гг. былиподписаны первые соглашения о торговле и сотрудничестве между Европейскими Сообществамии рядом восточноевропейских стран (Венгрия, Польша), которые ставили задачунормализации торговых отношений путем предоставления этим странам режиманаибольшего благоприятствования в торговле с ЕС.
Первоначально Евросоюз,руководствуясь положениями Маастрихтского договора[6]и другими правовыми актами, устанавливал примерно равный торгово-политическийрежим для всех государств бывшего социалистического блока. Но уже спустянесколько лет проявилась тенденция к четкой дифференциации партнеров нанесколько категорий. С центрально- и восточноевропейскими государствами былиустановлены отношения ассоциации и поэтапно подписаны так называемыеЕвропейские соглашения (Евросоглашения). Первые такие договоры были заключенысо странами Вышеградской группы (Польшей, Венгрией, Чехословакией), затем — состранами Южной Европы (Болгарией и Румынией). В эту же категорию попали игосударства Балтии, которые по политическим причинам не рассматривались какчасть бывшего Советского Союза.
Таким образом, ЕС весьмаскоро четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двумгруппам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которымиЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая — это большинство стран СНГ (в т. ч.Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Всамом общем виде внешние связи Европейских Сообществ предусматривают своеобразнуюиерархическую систему: непреференциальные торговые соглашения (например,соглашения о торговле и сотрудничестве), отношения ассоциации,предусматривающие автономные преференции (например, Ломейские соглашения срядом развивающихся стран Африки и Латинской Америки), соглашения о свободнойторговле или таможенном союзе (например, договоры с Израилем или Турцией), наконец,соглашения, ведущие к полной интеграции (Европейские соглашения или Договор оЕвропейском экономическом пространстве).
Евросоглашения,устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступленияв ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС стретьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположеныдостаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формойстандартных непреференциальных соглашений.
Именно в этих условиях началсяпроцесс интеграции стран Балтии в Европейское Сообщество. Учитываяпринципиальную разницу между политическими и социально-экономическими системаСССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических связейстран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.
1.2. Экономические предпосылки развитияторгово-экономических связей
Страны Балтии, несмотряна значительную национальную специфику, приступили к демократически-рыночнымпреобразованиям фактически как единый субрегион бывшего СССР. Он существенноотличался от собственно российских регионов наличием развитойтранспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и автодорожной), болеесовременной структурой (небольшая доля добывающих отраслей и отраслей ВПК припреобладании отраслей, ориентированных на конечного потребителя) и болеевысоким технико-технологическим уровнем промышленности (в пищевой,деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной, частично — в машиностроительнойотраслях; даже предприятия ВПК здесь были сосредоточены преимущественно внаукоемком приборостроении в отличие от материалоемкого производства военнойтехники и других вооружений в России), достаточно эффективным сельскимхозяйством и сравнительно развитой сферой услуг.
Определенное значениеимело использование этих республик как полигона для отработки экономическихметодов управления плановой экономикой в СССР (регионального хозрасчета,кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета и другихэлементов самоуправления на предприятиях), а также социально-психологическиеособенности основной части титульной и значительной части не титульных наций вних, облегчающие проведение демократически-рыночной трансформации.
Все это, наряду смассированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС иамортизирующей ролью рынка России и некоторых других стран СНГ, а такжеформированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределилоболее комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономикэтих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.[7]
Вместе с тем,разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к заметномуспаду производства в этих странах. Например, даже в самой благополучной из всехЭстонии уровень промышленного производства сократился за годы реформ на однутреть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере ориентированное навосток, пережило еще более глубокий спад.
За годыреформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные сдвиги.При этом ход экономических реформ в странах Балтии отличался наименьшимииздержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг.индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначныхцифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составилненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достиглопяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтиибыли результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефицитыгосударственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границахплюс-минус 1-2% к объему ВВП.
В Приложении1 представлена динамика основных показателей социально-экономического развитиястран Балтии до вступления в ЕС при сопоставлении с российскими показателями.
Главнойсюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХвека было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во всеосновные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ — на начальномэтапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этомзападные страны, как считают эксперты, всячески поддерживали такую политику:по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давалисьмногомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытиеимпорта из России и другие цели.[8]
Благодаряподдержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 годуэти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то,что представляли собой большинство бывших советских республик. За довольнонебольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытыхэкономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговойлиберализации.
Такжепоражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующаяюридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, правособственности.
О широкомучастии ЕС в экономических процессах стран Балтии говорит и динамика развитиядоговорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министровиностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении сБалтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовностьЕвропейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям вЭстонии, Латвии и Литве.
В мае 1992 г.были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими странами,аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.
В 1992 г. наБалтийские государства было распространено действие экономической программы ЕСРНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято решение опринципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС наряду сПольшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией.
Фактическистраны Балтии во взаимоотношениях с Европейским союзом за два года прошли путь,на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕСбыли подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступилив силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данныхстранах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороныЛитвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).
12 июня 1995г. в Люксембурге состоялось подписание договоров об ассоциации Балтийских государстви Европейского союза («европейские соглашения»). Договоры содержатобязательства по установлению режима свободной торговли между сторонами, снятиюограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы, приведениюзаконодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми вЕвропейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциациистраны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, какие получила Польша,Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означало, в частности, чтопредставители Эстонии, Латвии и Литвы могли участвовать во всех совместныхвстречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках «стратегии подготовкик вступлению» последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене вдекабре 1994 г.
В целом можно говорить отом, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился в один изведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страныЕвропейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговлиЭстонии, Латвии и Литвы.
Обращает насебя внимание тот факт, что «ускорение» темпов сближения Европейского союза истран Балтии — придание им статуса «ассоциированных партнеров» ЗЕС, заключениедоговоров о свободной торговле, начало выработки «европейских соглашений» — пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией(проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве вЛатвии).Глава 2. Анализсостояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления вЕвропейский Союз2.1. Агенты балтийскойэкономической политики ЕС
Наиболее активнымиагентами балтийской экономической политики ЕС в рассматриваемый период сталивыступать североевропейские страны — Дания, а после вступления в Европейскийсоюз в 1994 г. — Швеция и Финляндия. Североевропейские государства оказывалиактивную поддержку Эстонии, Латвии и Литве еще в период их борьбы за независимостьв 1990-1991 гг. Развитие этого сотрудничества после восстановлениянезависимости имело глубокие основания.
Североевропейскиегосударства были заинтересованы в стабильности в регионе, непосредственнопримыкающем к их границам. Отсюда — и содействие экономическим реформам вБалтийских странах. Кроме этого, сотрудничество с государствами Балтии вопределенной мере способствовало поиску новой идентичности североевропейскихстран в меняющейся Европе, позволяло уверенней чувствовать себя в ЕС. Определенныйинтерес представлял для них и рынок сравнительно дешевой и достаточноквалифицированной рабочей силы в Эстонии, Латвии и Литве. Наконец, нельзясбрасывать со счетов и давние исторические, культурные и даже этнические(Финляндия-Эстония) связи.
Еще в конце 1991 г.странами Северной Европы была разработана специальная «Балтийскаяинвестиционная программа» экономического содействия государствам Балтии,которая предусматривала создание 5 инвестиционных фондов для поощрения частногомелкого и среднего бизнеса на общую сумму около 75 млн. долл. Эта программадополнялась и двусторонними усилиями. Финляндия, например, истратила наэкономическую поддержку Эстонии, а также региона Кольского полуострова иКарелии в 1990-1993 гг. около 818 млн. финских марок, Швеция выделилаБалтийским государствам и странам Восточной Европы — около 1 млрд. шведскихкрон.
Объемы инвестицийсевероевропейских государств в Эстонии, например, составляли, по некоторымоценкам, 214,4 млн. долл. (из них на долю Финляндии приходится около 75 млн.,Швеции — около 70 млн., Дании — около 60 млн., втроем — около 60% всехиностранных инвестиций в республике), в Латвии — 59,1 млн. долл., в Литве — 11млн. долл.[9]
В 1992 г.Западноевропейский союз (ЗЕС) создает Форум консультаций, куда наряду сПольшей, Словакией, Болгарией и Румынией входят страны Балтии, отнесенные не кстранам бывшего СССР, а к группе государств Центральной и Восточной Европы.
Ежегодные встречи главправительств североевропейских и Балтийских стран по формуле «5+3» (Дания, Финляндия,Исландия, Норвегия, Швеция и Эстония, Латвия и Литва) стали традиционными.
Среди государств-членовЕС особое место в отношениях с Балтийскими государствами занимает такжеГермания.
Германия имеет давниеисторические и культурные связи с регионом, — вплоть до 80-х гг. XIX в.немецкие остзейские бароны были подлинными хозяевами Прибалтики.
Германия активноспособствовала сближению ЕС и Балтийских государств. Во время визитапрезидентов стран Балтии в США в июне 1996 г. Б.Клинтон назвал Германию возможнымглавным «покровителем» Эстонии, Латвии и Литвы в переговорах о вступлении вЕвропейский союз. Важно отметить, что именно во время председательствованияГермании в Европейском союзе был подписан договор о свободной торговле ЕС сБалтийскими странами и начаты переговоры о заключении с ними «европейскихсоглашений».2.2. Состояние торгово-экономическихотношений со странами ЕС
В ходе рыночногореформирования и реструктуризации экономики в странах Балтии преимущественноеразвитие получили конкурентоспособные на ставшем главным для них рынке — рынкеЕС отрасли. Для всех трех стран это — производство текстильных изделий,продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов иметаллопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основеповышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам иобъемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупныхпоставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980г.
В то же время,производство более технологически сложной продукции — машин и оборудования,транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современнойхимической продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целомнеконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для странБалтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по даннымМинистерства экономики Литвы, за 1998-2001 гг. в структуре промышленностистраны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%,средневысокого уровня — с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня — напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 1995 -1999 гг. конкурентоспособностьЭстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам,генераторам и трансформаторам.[10]
Определенные успехи вразвитии и экспорте инфо — и биотехнологий не стали прорывом и основой формированияв экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типафинского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).
Во многом по этой причинестран Балтии не было среди 24 стран — лидеров по уровню технологическихинноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран — ведущих технологических инноваторов.
Накануне вступления в ЕСпроисходила явная переориентация внешней торговли стран Балтии на государстваЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера этихгосударств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась Эстония(51,1% экспорта и 64,8% импорта в 1996 г.). Для Латвии значение ЕС также велико- соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же,как и рынков СНГ, — соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же времясреди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером странБалтии.[11]
Наряду с этим, экономикавсех Балтийских государств демонстрировала до вступления в ЕС положительныемакроэкономические показатели.
Так, ВВП Латвииувеличился в 2000 г. до 4,333 млрд. лат в текущих ценах по сравнению с 3,897млрд. лат в 1999 г., или на 6,6% в постоянных ценах. Оборот внешней торговлисоставил чуть более 3 млрд. лат по сравнению с 2,7 млрд. лат в предыдущем годупри отрицательном сальдо в 800 млн. лат. При этом экспорт в страны ЕС вырос зауказанный период с 604 млн. лат до 731 млн. лат. Импорт из стран ЕС и СНГувеличился соответственно с 940 млн. лат до 1014 млн. лат и с 258 млн. лат до327 млн. лат. Уровень безработицы в стране, достигший пиковых значений в 120тыс. человек в первой половине 1999 г. вследствие российского кризиса, к концу2000 г. опустился до 93 тыс. человек, хотя в начале 2001 г. вновь нескольковырос. Успешно развивался транзитный сектор латвийской экономики. Объем грузов,перевезенных по железной дороге, вырос в 1999-2000 гг. с 33,2 млн. т до 36,4млн. т, грузооборот — с 12,2 млрд. до 13,3 млрд. т/км. Порты страны в 2000 г.перевалили почти 52 млн. т грузов по сравнению с 49 млн. т в 1999-м. Рост всехэтих показателей продолжился в первом квартале 2001 г.[12]
Литовский ВВП в текущихценах вырос за 2000 г. с 42,7 млрд. литов до почти 45 млрд., что в постоянныхценах 1995 г. составило 3,3% роста. Литовский экспорт вырос с 12 млрд. до 15,2млрд. литов, импорт — с 19,3 млрд. до 21,8 млрд. литов, что позволило несколькосократить отрицательный внешнеторговый баланс страны (до 6,6 млрд. литов, или1,7 млрд. долл.). ЕС в 2000 г. остался основным партнером Литвы по экспорту(7,3 млрд. литов по сравнению с 6 млрд. литов в 1999 г.), однако доля Союзасократилась с 50,1 до 47,9%. Импорт из стран ЕС вырос незначительно — примернос 9 млрд. литов до 9,5 млрд. литов (доля сократилась с 46,5 до 43,3%), а изстран СНГ, наоборот, скакнул с 4,7 млрд. литов до 6,9 млрд. литов (с 24,4 до 31,7%),что прежде всего связано с ростом цен на российские энергоносители. Общий объемперевезенных грузов составил 109 млн. т (20,5 млрд.) по сравнению со 101 млн. в1999 г. (18,2 млрд.).[13]
Рост ВВП Эстонии втретьем квартале 2000 г. составил 7% по сравнению с соответствующим периодом1999 г., а в четвертом оценивался в 5,9%. Эстонский экспорт вырос в 2000 г. с35,4 млрд. крон до 53,9 млрд. крон, импорт — примерно с 51 млрд. крон до 73млрд. крон. Транспортная статистика Эстонии за 2000 г. оказалась недоступной. В1999 г. рост перевозки грузов по железной дороге составил 5,3 млн. т (58,3 млн.т по сравнению с 53 млн. т в 1998 г.), грузооборот портов — 34,4 млн. т посравнению с 27,4 млн. т в 1998. В 2000 г. Таллиннский порт увеличил своиобороты с 26,5 млн. т до 29,3 млн. т.[14]
Таким образом, с однойстороны, ориентация на сходные экспортно-конкурентные товарные группы привело копределенному сближению структуры производства стран Балтии, а следовательно, кусилению их взаимной конкуренции, а с другой, — сдерживало постиндустриальноеперепрофилирование их экономик, консервируя традиционный индустриальный, азначит технологически периферийный характер их производства, что в перспективе чреватоснижением конкурентоспособности их экономик в рамках расширяющегося ЕС и намировом рынке в целом.
Глава 3. Особенностироссийско-балтийских торгово-экономических
связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз3.1. Приоритетыторгово-экономического сотрудничества
России со странами Балтии
Распад СССРстал рубежом, который ознаменовал переход российско-балтийских политических и экономическихотношений в новое качество.
24 августа1991 г. Б.Н.Ельцин подписал Указы о признании независимости Латвии и Эстонии,дав «зеленый свет» аналогичному процессу со стороны стран Западной Европы иСША. В сентябре все эти страны заявили об установлении дипломатическихотношений с тремя балтийскими республиками.
Поспешность инепрофессионализм, с которым МИД России в пику ослабленному руководству СССРоформил «развод» с государствами Балтии привел к тому, что после декабря 1991г. возникли острейшие проблемы форсированного вывода войск из Прибалтики,статуса русского населения, демаркации границ, разрыва экономических связей имногие другие.
Только в феврале1997 г. МИД РФ обнародовал «Долговременную линию России в отношении странБалтии». В этом документе впервые была сформулирована позиция, заключающаяся втом, что в отношении Латвии, Литвы и Эстонии реализуется дифференцированныйподход. Россия не рассматривает эти страны как единое целое, а строит своиотношения с учетом интеграции русских и русскоговорящих в этих государствах. Сположением дел в этой области увязывалось решение вопросов развития экономическихотношений и заключение договоров о границе (Эстония и Латвия).
В своюочередь высшие политические круги прибалтийских республик неоднократно заявлялио полной экономической независимости от России или, по крайней мере, остремлении к таковой, хотя реальность не соответствовала действительности. Так,в Латвии доля транзитных услуг в ВВП выросла с 7% в 1991 г. до 25% в 1998 г.[15], а по некоторым данным даже до 30%[16]. Причем 85 — 90% этого транзитаприходится на российские грузы.
По некоторымоценкам Россия оставляла странам Балтии в качестве платы за транзит свыше 1млрд долл.[17],а российские организации провозили транзитом через прибалтийские республикисвыше 50 млн т. грузов[18].
Россия напротяжении 90-х годов формировала от трети до половины ВВП стран Балтии. Это инеудивительно, с учетом того, что за долгие годы сложилась разветвленнаясистема хозяйственных связей, обмена и ее невозможно быстро изменить «волевыми»политическими решениями.
В Приложении2 представлена динамика грузооборота балтийских портов России и стран Балтии впериод 2001-2002 гг.
В таблице 1представлены данные по взаимной торговле за 1995-2001 гг., которые формировалисьв условиях функционирования наших стран как самостоятельных национально-государственныхобразований. Эти данные свидетельствуют, что торгово-экономические связи сРоссией являлись важным фактором экономического развития стран Балтии передвступлением в ЕС.
Таблица1
Россия:торговля со странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте иимпорте в %)[19]
1995
1997
1998
1999
2000
2001 $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % $ млн. % Эстония Экспорт 408 0.0 553 0.0 511 0.0 696 0.0 1235 1.0 1237 1.0 Импорт 275 0.0 252 0.0 151 0.0 76 0.0 97 0.0 102 0.0 Сальдо +133 +301 +360 +620 +1138 +1135 Латвия Экспорт 788 1.0 1223 1.0 673 0.0 955 1.0 1626 1.0 889 1.0 Импорт 381 0.0 305 0.0 204 0.0 97 0.0 91 0.0 117 0.0 Сальдо +407 +918 +469 +858 +1535 +772 Литва Экспорт 1024 1.0 1323 1.0 1050 1.0 1161 1.0 2065 2.0 1610 1.0 Импорт 387 0.0 457 0.0 321 0.0 126 0.0 149 0.0 207 0.0 Сальдо +367 +866 +729 +1035 +1916 +1403 Страны Балтии, всего Экспорт 2220 2.0 3099 3.0 2234 3.0 2812 3.0 4926 4.0 3736 4.0 Импорт 1043 2.0 1014 1.0 676 1.0 299 0.0 337 0.0 426 1.0 Сальдо +1177 +2085 +1558 +2513 +4589 +3310
Некоторыеприбалтийские страны довольно успешно налаживали торгово-экономические контактыс отдельными регионами России и прежде всего с Москвой и Санкт-Петербургом.Так, развиваются связи между Москвой и Ригой. 13 декабря 2001 года в Москвебыло подписано Соглашение между Правительством Москвы и Рижской думой осотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной икультурной областях, а 22 февраля 2002 года в Риге — Протокол о сотрудничествеи взаимодействии между Московской городской думой и Рижской думой. В ноябре2002 года состоялся визит в Ригу делегации Правительства Москвы во главе смэром Ю.М.Лужковым. Расширяются контакты между Санкт-Петербургом, Ригой иДаугавпилсом, Псковом и Валмиерой, Казанью и Юрмалой, а также рядом другихгородов России и Латвии.
К началу XXI века наметился ряд новыхэлементов в развитии балтийского сотрудничества. Стержнем «перестройки»балтийского единства являлся отход от его сугубо антироссийской направленностипериода борьбы за независимость и согласованный переход к созданию инструментовдля организации единой зоны расширения ЕС. В силу этого наблюдавшийся ранее «кризисбалтийского сотрудничества» можно охарактеризовать как болезнь роста,единственный этап выхода сотрудничества на новый качественный уровень. Литва,Латвия и Эстония при наличии своих собственных внешнеполитических иэкономических задач сконцентрировали усилия на достижении общей цели — сокращении переходного периода сближения с ЕС.3.2. Новые возможности инаправления
торгово-экономического сотрудничества
Анализ динамики развитияторгово-экономических отношений России со странами Балтии показывает, что онииспытывали и испытывают на себе воздействие как минимум трех факторов:
— во-первых, Россияявляются для государств Балтии важнейшим источником топлива и другихэнергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России удовлетворяется,например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% — в электроэнергии, 90% — вцветных металлах, 80% — в сырье для химической промышленности. В отраслях,связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестициив Балтийских государствах, участие российского капитала в акционированиибалтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;
— во-вторых, обслуживаниетранзита из России является важной статьей доходов Балтийских государств;
— в-третьих, сбыт вРоссию продукции сельского хозяйства.
Несмотря на существенныйвклад указанных факторов в процесс развития торгово-экономическогосотрудничества России и стран Балтии, переход нашей страны к масштабномусотрудничеству с Балтийскими государствами пока по-прежнему невозможен. Вместес тем перспективы активного сотрудничества имеются. Кратко их можно сформулироватькак сотрудничество на базе экономических интересов.
Экономические аспектыотношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. Необходимостимулировать обоюдный экономический интерес, который выступает гарантиейреализации значительной зависимости балтийских соседей от российского транзитаи торговли.
Важнейшим направлениемполитики российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынкиБалтийских государств, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшеммогли бы обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам ЕС.
Не менее перспективнымнаправлением является стимулирование движения в страны Балтии российскогокапитала и одновременный приток западного капитала. Равнозначное присутствиеэтих экономических факторов на рынках Балтии с учетом интересов национальногокапитала послужили бы мощнейшим стабилизирующим фактором в российско-балтийскихотношениях.
Постепенно, по меревозникновения экономических возможностей, происходит диверсификациятранспортных путей российского экспорта, идущего в Европу. Строятся и вводятсяв эксплуатацию новые порты (Приморск, Усть-Луга, Батарейная, Высоцк, Ломоносов,Выборг) и нефтяные терминалы, что повышает конкурентоспособность России иснижает ее зависимость от транзитной и тарифной политики Балтийских государств.Эти шаги также достаточно красноречиво показывают, что на Северо-Западе Россиявыбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости оттранзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех жеслучаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград — Литва), Россия в лицечастного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС — Бутинге) ина таких условиях обеспечивает их загрузку.
Следует учитывать и тообстоятельство, что Балтия является транзитным коридором для России в Европу,так же как и Россия является для них транзитным маршрутом в Азию и на восток вцелом. На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г.были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли потерритории РФ: № 1 (Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава с ответвлениемРига-Калининград-Гданьск), №2 (Берлин-Варшава-Минск-Москва) и № 9(Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва). Полностью сформировать панъевропейскую транспортнуюсистему планируется к 2010 г. Разработаны имеющие обязательную юридическую силумеждународные соглашения и конвенции, подготовленные в рамках ООН и одобренныеЕвропейской конференцией министров транспорта.
Узким местом нашихотношений продолжают оставаться связи и контакты между общественными, научнымии деловыми кругами двух стран с привлечением к совместной деятельности всехгосударств, выходящих на Балтийское море, с организационным центром вСанкт-Петербурге.
Нерешенные проблемы вгуманитарной сфере оказывают существенное воздействие на экономическиеотношения. Гуманитарные проблемы относятся в первую очередь к вопросамопределения в странах Балтии статуса русскоязычного населения, русского языка икультуры. Эти проблемы являются эпицентром напряженности между Россией истранами Балтии. Так, в Докладе Министерства иностранных дел РоссийскойФедерации «Русский язык в мире» в 2002 году, в частности, отмечалось: «Закон огосударственном языке Латвии, принятый в окончательном виде в декабре 1999года, исключает использование других, кроме латышского, языков практически вовсех сферах жизни государства и общества. Закон регламентирует употреблениегосязыка даже в сфере частного предпринимательства, что порождает дискриминациюнацменьшинств в сфере бизнеса. Полностью ликвидировано обучение на русскомязыке в государственных вузах стран Балтии.»[20]
Таким образом, сегодня российско-латвийскиеотношения представляют собой сложный симбиоз, в котором тесно взаимоувязаныпроблемы и интересы политического, экономического, общественного, правового,исторического, общечеловеческого свойства. В нашем понимании, для того, чтобывзять и удерживать продуктивное направление действий надо достичь согласия поряду принципиальных моментов. Прежде всего, необходимо реалистическое осознаниетесной взаимосвязи внешней и внутренней политики, а также политики и экономики.
Заключение
Изучение эволюцииразвития торгово-экономических связей стран Балтии с ЕС показал, что на фонеслабой государственности, экономической перестройки ведущих отраслейпромышленности и сельского хозяйства политика «возвращения в Европу» Балтийскихгосударств встречала полное понимание и поддержку Запада и в целомсоответствовала его геополитическим интересам.
Россия в этом процессеоказалась на периферии стратегических интересов как стран Балтии, так и ЕС, заисключением топливно-энергетического и транспортного комплексов.
Вперспективе, развивая экономическое сотрудничество со странами Балтии, Россия должнавнимательно отслеживать, как в этом процессе обеспечиваются не только ееэкономические, но общегосударственные интересы.
В условиях присоединениястран Балтии к ЕС и перехода взаимодействия России с этой организацией на новыйуровень, в рамках реализации договоренностей по созданию в будущем их общегоэкономического пространства, формирование единого хозяйственного субрегиона,реально объединяющего три государства Балтии, становится сценарием, от которогонельзя отказаться. Создание на базе этих стран своего рода прибалтийскогоБенилюкса позволит им выдержать жесткую конкуренцию в рамках расширенного ЕС.Позволит не превратиться во второй ряд скандинавской периферии Евросоюза, астать центром динамичной субрегиональной интеграции, выступая в этом процессе,как равный, а не младший партнер Швеции, Финляндии и Дании. Роль инициатора икатализатора этого процесса могла бы сыграть Эстония, как страна с наиболееразвитыми отраслями высокой технологии (инфо — и биотехнологии), развитымбанковско-финансовым сектором, транспортно-логистическими ноу-хау. Эстонияимеет все возможности стать своего рода Голландией Северной Европы.
Формирующийся балтийскийсубрегион может реально выполнять функции сближения экономики России и ЕС врамках общего европейского экономического пространства. Такой подход определяетвозможные направления секторального и регионального сотрудничества России состранами Балтии в топливно-энергетическом, транспортном секторах, в отрасляхвысоких технологий, в сфере туристических, кредитно-финасовых, страховых, идругих деловых услуг, а также в традиционных отраслях промышленности и сельскомхозяйстве.
В свою очередь для странБалтии предпочтительной является более тесная кооперация в рамках болееоднородного в социально-экономическом и культурно-цивилизационном планахрегиона Севера Европы. Отдельное региональное направление в интеграционнойполитике ЕС в отношении стран Балтии и Северо-запада России — Северноеизмерение (Northern Dimension) — было заявлено еще в 1997 г.
Помимо экономическойцелесообразности, такая модель имеет глубокую балтийскую подоплеку — развитиерегиона как пространства стабильности и безопасности, как в традиционном, так ишироком ее понимании. Поэтому большое внимание и средства североевропейскимистранами уделяется экологическим программам и проектам, укрепляющимвнутриполитическую стабильность.
Списокиспользованной литературы
1. Берневега С.Е. Российско-литовскиевнешнеэкономические связи. //Внешняя торговля. — 1993. — № 11.
2. Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяноготранзита на Балтике. // Транзит. — 1998. — № 9-11.
3. Бюллетень иностранной коммерческойинформации №№ 1992-2002 гг.
4. Внешняя торговля. 1999. — № 2.
5. Воронов К. Балтийская политикаРоссии: поиск стратегии. // Мировая экономика и международные отношения. — 1998.- № 12.
6. Доклад «Россия и Балтия: 2010».Таллинн. Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективныхисследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives)//[http://www.psifoundation.ru/publications/index.html]
7. Доклад Комитета Россия в объединеннойЕвропе; Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999. // [http://www.svop.ru/yuka/1045.shtml]
8. Доклад Министерства иностранных делРоссийской Федерации «Русский язык в мире» //www.mid.ru. (Сайт Министерстваиностранных дел РФ).
9. Документы Европейского союза. В 3-хт. — М.: Право, 1994.
10. Европейскоеправо: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.,2000.
11. Европейскаяинтеграция и экономические отношения России, Балтии и Беларуси //[http://www.svop.ru/live/materials.asp?m_id=6884&r_id=6922]
12. Пантелеев Е.А.Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом: Автореферат дисс… насоиск. ученой степ. канд. эконом. наук – М., 1998.
13. Программасоциально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005гг.). Проект, М., Минэкономразвития РФ, 2003.
14. «Соглашение опартнерстве и сотрудничестве» (1994 г.) // [http://www.eur.ru/neweur/user.php?func=rae_partnership_cooperation_full]
15. Directionof Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC, 2002.
16. Estonia'sDevelopment Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997.
17. HarteliusD. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead; IEWS PolicyBriefs. No. 1, August 1998.
18. Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and theRussian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann FoundationPublishers, 1998.
19. Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. WorkingPaper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented atthe seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002.
20. Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic SeaRegion. BSBS 2000.
21. The Baltic and the European Union. Richard Latter. June 2000.
22. Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton Park Conference 602:25-28 May 2000.
23. World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003;
24. www.delfi.lv.
25. www.delfi.
Приложение 1
Экономические позиции стран Балтии при сопоставленииосновных показателей их социально-экономического развития с российскими аналогичнымипоказателями (1995-2002 гг.)[21]
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
2003* ВВП, прирост к предыдущему году в % Эстония 4,3 10.4 5.0 -0.7 6.9 5.4 5.6 4.8 Латвия -0.8 8.6 3.9 1.1 6.8 7.6 4.5 5.5 Литва 3.3 7.3 5.1 -4.1 3.8 5.9 5.9 5.3 Россия -4.1 0.9 -4.9 5.4 9.0 5.0 4.3 4.5 Личное потребление, прирост к предыдущему году в % Эстония ... 8.9 5.4 -0.8 8.0 3.4 5.0 5.5 Латвия ... 5.0 8.2 5.1 5.6 6.8 4.5 5.0 Литва ... 9.1 4.1 2.0 3.8 4.0 3.3 3.5 Россия -2.7 ... -4.9 5.4 9.0 5.0 ... ...
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
2003* Инвестиции, прирост к предыдущему году в % Эстония 4,0 17.5 11.3 -14.6 2.0 17.2 10.0 8.0 Латвия 8.7 20.7 44.0 -4.0 10.8 8.0 4.5 4.5 Литва ... 25.2 6.2 -1.5 -9.3 20.0 10.0 120. Россия -10.1 -5.0 -12.0 5.3 17.4 8.7 2.6 7.0 Экспорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в % Эстония 40.3 41.2 10.7 -6.9 26.9 4.8 4.0 10.5 Латвия 29.7 17.3 8.5 -4.8 8.3 7.2 12.0 14.0 Литва 33.4 17.7 -3.8 -19.0 26.8 20.3 15.0 18.0 Россия 22.1 -1.7 -15.9 1.1 39.5 -2.4 4.4 10.0 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002* 2003* Импорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в % Эстония 4,3 10.4 5.0 -0.7 6.9 5.4 5.6 4.8 Латвия -0.8 8.6 3.9 1.1 6.8 7.6 4.5 5.5 Литва 3.3 7.3 5.1 -4.1 3.8 5.9 5.9 5.3 Россия -4.1 0.9 -4.9 5.4 9.0 5.0 4.3 4.5 Экспортно-импортное сальдо, млн. долл. США Эстония 53,0 38.2 7.9 -14.1 23.0 3.5 3.5 9.6 Латвия 32.6 17.7 17.3 -7.6 8.1 10.1 7.0 14.0 Литва 55.0 28.1 2.7 -16.5 12.1 16.4 15.5 18.0 Россия 24.1 5.7 -19.4 -31.9 13.5 19.0 12.1 7.8-11.1
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
2003* Валютный курс (средний), нац. валюта за долл. США Эстония -707 -1505 -1482 -1158 -1108 -1006 -1025 -1100 Латвия -437 -927 -1234 -955 -1030 -1185 -1308 -1400 Литва -994 -1784 -2083 -1831 -1647 -1770 -2067 -2400 Россия 14050 9932 11067 32077 56440 44147 46000 50500-52500 Сальдо госбюджета, в % к ВВП Эстония -1,2 2,2 -0,3 -4,6 -0,7 0,5 0,0 0.5 Латвия ... 1,2 0,2 -4,0 -3,0 -1,8 -2,0 -2,0 Литва ... -1,8 -5,9 -8,5 -2,8 -1,9 -1,2 -1,8 Россия 3,2 5,2 5,6 5.4 0,9 2,9 3,5 ...
1995
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
2003* Потребительские цены, прирост декабрь к декабрю,% Эстония 28,9 … 8,2 3,3 4,0 5,8 2,7 … Латвия 23,1 ... 2,4 3.2 1,8 3.3 1.4 2.7 Литва 35.7 ... 2.4 0.3 1.4 2.1 1.0 ... Россия 128.6 11.0 84.4 36.5 20.2 18.6 15.1 10.0-12.0 Безработица, % к экономически активному населению Эстония 9.8 10.2 10.4 12.8 14.3 13.2 12.5 12.2 Латвия ... 7.0 9.2 9.1 7.8 7.7 8.0 7.5 Литва ... 6.7 6.9 10.0 12.6 12.9 12.0 11.5 Россия 9.5 11.8 13.2 12.6 9.8 8.9 7.6 8.0-8.2
* Оценка ипрогноз: по странам Балтии — Commеrzbank(ФРГ) и национальные центральные банки,по России — Минэкономразвития РФ.
Приложение 2
Динамика грузооборота балтийскихпортов России и стран Балтии[22]
Грузооборот
2001 г.
2002 г.
Индекс
2002/2001 Объем, млн. т Структура, % Объем, млн. т Структура, %
Порты России и
стран Балтии 156,4 100 182,8 100 1,17
Порты России,
в т.ч.: 47,7 30,5 67,9 37,1 1,42 С.-Петербург 36,9 23,0 41,3 22,5 1,12 Приморск ,, 12,3 6,7 ,, ,, Калининград ,, ,, 12,3 6,7 ,, Высоцк 5,8 3,6 9,9 5,4 1,71 Выборг 3,2 2,0 3,1 1,7 0,98
Порты Балтии,
в т.ч.: 0,9 0,6 1,3 0,8 1,42 Эстонии, в т.ч.: 108,7 69,5 114,9 62,9 1,06 Таллинн ,, ,, ,, ,, ,,
Латвии,
в т.ч.: 32,4 20,7 37,9 20,8 1,17 Вентспилс 54,0 34,5 51,1 28,0 0,95 Рига 35,8 22,0 28,7 15,7 0,75 Лиепая 14,9 9,2 18,1 9,9 1,22
Литвы,
в т.ч.: 3,3 2,1 4,3 2,3 1,32 Клайпеда 22,3 14,3 25,9 14,1 1,16 Бутинге 5,1 3,2 6,2 3,4 1,21