Реферат
СотрудничествоРФ со странами Ближнего Востока в ООН
Современные отношенияРоссии с арабскими странами в основном сложились под влиянием устойчивогостремления партнеров к развитию сотрудничества в различных областях –политической, экономической, культурной.
В началеXXI в., несмотря на происшедшие глубокиеперемены в политическом и социально-экономическом курсе РФ и в арабском мире, вроссийско-арабских отношениях продолжает доминировать позитивный потенциал,желание сохранить и придать дополнительный импульс развитию партнерства. В особенностиэто заметно в текущем десятилетии – более интенсивными и разносторонними сталиполитические консультации, существенно расширились и стали более разнообразнымиторгово-экономические отношения, заметное развитие получили гуманитарные связи.Таким образом, историческое наследие российско-арабских отношений создаетблагоприятный фон для плодотворного, конструктивного взаимодействия партнеров,в том числе в рамках ООН.
Вместе с тем на фоне вцелом устойчивой позитивной динамики в отношениях РФ с арабским миромсуществуют проблемные зоны. В значительной мере они касаются деятельности,осуществляемой РФ и арабскими странами в ООН. К их числу относятся следующиевопросы:
– выработка и реализациямер по ликвидации региональных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке(ближневосточный конфликт, западносахарский конфликт, иракская проблема);
– профилактикамежгосударственных конфликтов в регионе (трения между ОАЭ и Ираном из-заостровов и свободы судоходства в Ормузском проливе; конфликт между Алжиром иМарокко по западносахарской проблеме; противоречия между Египтом и Суданом,Эфиопией, другими странами долины Нила по вопросам хозяйственного использованиявод Нила; трения между странами Междуречья – Турцией, Сирией, Ираком в связи сиспользованием вод Тигра и Евфрата и т.д.);
– практика применениямеждународных санкций (санкций Совета Безопасности ООН) в отношении такназываемых проблемных государств;
– запрещение разработки ипроизводства ОМП, включая реализацию ядерных программ и другие.
Отдельные международныепроблемы, такие как курдский вопрос, хотя и не рассматриваются как часть «повесткидня ООН», с точки зрения профилактики международных конфликтов, реализацииправа народов на самоопределение находятся в поле зрения ООН (консультации ит.п.) и потому также являются объектами внимания и темами взаимных консультациймежду РФ и заинтересованными арабскими государствами, в особенности такими, вкоторых проживает курдское население (Сирия, Ирак).
По всем «проблемнымзонам», напрямую связанным с безопасностью государств региона, Россия какпостоянный член Совета Безопасности проводит активные консультации и иныедействия, неизменно учитывая позиции и интересы заинтересованных сторон,соответствующих арабских стран. Как правило, конструктивная роль российскойдипломатии в стенах ООН, направленная на урегулирование конфликтов ипротиворечий, встречает позитивный отклик арабских партнеров и желаниесотрудничать (в форме взаимных консультаций, взаимных инициатив и т.д.) сроссийскими представителями. Вместе с тем неурегулированность региональныхконфликтов, отсутствие системы региональной безопасности, имеющиеся проблемы вобласти гарантий нераспространения ОМП и их производства, нерешенность рядадругих вопросов, в частности, имеющихся территориальных споров, сохраняютширокий простор для конструктивных инициатив российской дипломатии в стенахООН.
К числу другихмеждународных проблем, где позиции сторон в отдельных аспектах расходятся илине совпадают и требуют взаимных широких консультаций с участием ведущих мировыхдержав – членов СБ ООН и арабских государств, принадлежат следующие вопросы:
– создание системырегиональной безопасности;
– обеспечение свободыморского судоходства (Дарданеллы, Гибралтар, Ормузский пролив, Баб-Эль-Мандеб,Суэцкий канал);
– борьба с международнымтерроризмом;
– обеспечениеэнергетической безопасности и т.д.
Здесь также имеетсязначительный потенциал сотрудничества с целью сближения точек зрения ивыработки согласованных позиций в интересах партнеров – России и арабскихгосударств, выдвижения (совместных) инициатив.
Важным полем длявзаимодействия между партнерами «на площадке» ООН является вопрос обопределении статуса (о самоопределении) отдельных территорий (анклавы Сеута иМелилья, Западная Сахара, Южный Судан), а также проблема «мятежных»территорий как в самом регионе БВСА, так и в других регионах с компактнымпроживанием мусульманского населения. Нередко эта проблема тесно увязана свопросами международного терроризма, наркотрафика, незаконной торговли оружием,нелегальной миграции, массовой миграции, дефицита медикаментов, продовольствия иугрозы массового голода среди населения, другими проявлениями гуманитарнойкатастрофы. Сотрудничество (консультации) с арабскими странами в этом вопросе,в частности, с Марокко, Сирией, Иорданией, Суданом и другими, создаетположительный плацдарм в случае внесения вопроса в повестку дня ООН в том илиином конкретно-историческом аспекте.
Участие России вурегулировании проблемы вокруг Ливана, возможный ввод миротворческогоконтингента с участием российских миротворцев (в оптимально допустимом для РФформате) актуализируют роль России как миротворца в регионе РБВСА наряду спродолжением ее миссии в качестве коспонсора ближневосточного мирного процесса(наряду с ЕС, США и ООН) и участием в миротворческой операции в ЗападнойСахаре.
Важным аспектом вооновской деятельности России, затрагивающей регион, является участие воказании международным сообществом продовольственной и в целом гуманитарнойпомощи населению в районах, страдающих от региональных конфликтов и гражданскихвойн (Судан, Ирак, Палестина, другие).
Значительный блокполитических, экономических, социальных проблем региона, в решении которыхпринимает активное участие РФ, охватывает Инициатива Большой восьмерки попартнерству со странами РБВСА в целях поддержки политических, экономических исоциальных реформ в регионе, провозглашенная на саммите в Си-Айленде в 2004 г.(см. более подробно 1, с. 43–47; 2, с. 47–48). Успешная реализация целей изадач Инициативы, в которой активно участвует Россия, связана с деятельностьюее важнейшего механизма – «Форума для Будущего». Несомненно, посвоему значению результаты реформ далеко выходят за рамки самого региона.
Несмотря намногочисленные сложности, с которыми сталкиваются процессы модернизации исохраняющиеся различия в понимании сути происходящих изменений, междуинициаторами поддержки проводимых преобразований и их партнерами в регионе,включая арабские страны, сложился консенсус по большинству ключевых оценок ипроблем, связанных с реформами.
Высокая степень согласиямежду основными участниками реализации Инициативы, ставшая возможной в условияхкраха «холодной войны» и становления качественно новой системымеждународных отношений, явилась важнейшим условием успешного старта «Форумадля Будущего». За прошедшие полтора года проведено почти два десяткакрупных международных встреч – конференций, саммитов, «круглых столов»– на которых были заложены основы многостороннего проекта сотрудничества вцелях поддержки реформ. Их важнейшей составляющей явилось совместное участие вформате конструктивного диалога представителей правительственных структур иорганизаций, деловых кругов, а также неправительственных организаций (НПО),т.е. основных акторов гражданского общества. Именно содействие формированиюустойчивого гражданского общества, саморазвивающейся рыночной экономики черезполитические, экономические и социальные реформы составляет «философию»Инициативы партнеров по Большой восьмерке, и на ее реализацию направлены ихосновные усилия (3, с. 1–3).
Они включают комплекс мерполитического, экономического, гуманитарного (социального) характера,реализуемых на двух-, трех- или многосторонней основе по ведущим согласованнымнаправлениям сотрудничества в формате «Форума для Будущего». Срединих поддержка политических реформ с целью содействия демократизации иобщественному участию в жизни региона через систему мер в рамках «Диалогапо содействию демократии»; помощь в реализации реформ в областиобразования (содействие повышению стандартов в сфере образования, обеспечениеего доступности, ликвидация неграмотности и реформа системы профессиональнойподготовки); поддержка предпринимательства, главным образом малого и среднегобизнеса – основы гражданского общества. Особо выделено как одно из приоритетныхнаправлений преобразований, поддерживаемых «восьмеркой», расширениеучастия женщин в экономической и общественно-политической жизни.
Содействие формированиюоснов и традиций гражданского общества, согласно «философии» авторовИнициативы, предполагает «налаживание диалога между гражданским обществом(неправительственными организациями – НПО), правительством и парламентами»стран региона, в ходе которого должны быть выработаны рекомендации всемзаинтересованным участникам – правительствам, политическим партиям, СМИ,институтам гражданского общества стран региона; оказание содействия процессустановления НПО; укоренение транспарентности и верховенства права, обеспечениеправ человека, искоренение коррупции. Важным элементом намеченного должно статьобразование специальных фондов из средств, выделяемых на добровольной основеправительствами, бизнес-сообществом и другими негосударственными структурамидля поддержки демократического процесса, проектов по различным направлениям.
Комплекс мер нарегиональном и глобальном уровнях намечен в области поддержкипредпринимательства. Среди них – финансирование, в том числе через специальносоздаваемые фонды различных проектов, инициатив по развитию малого и среднегобизнеса, создание групп по лоббированию его интересов, увеличение инвестиций всферу деятельности малого и среднего капитала, расширение возможностейпривлечения новейших, передовых технологий, создание региональных центровподдержки предпринимательства, содействия росту профессионализма в сферепредпринимательства и т.д.
Каждое из названныхнаправлений реализуется «инициативной» группой, включающейстрану-члена Большой восьмерки и отдельные (1–2) страны региона. К этой работемогут подключиться на инициативной, добровольной основе другие страны-партнеры,международные и национальные организации. Так постепенно будет охвачена всяпроблематика поддержки предпринимательства. Инициативные участники выступаюткак доноры и Организаторы сбора средств в формируемые фонды содействия.
Широкую поддержку врегионе получила позиция, суть которой состоит в том, что крайне важно с самогоначала реализации инициативы Большой восьмерки обеспечить атмосферуконструктивного сотрудничества между неправительственными и правительственнымиорганизациями и структурами. Исключительное значение имеет оказание поддержкимерам, направленным на повышение роли женщин в политической жизни региона, атакже в сфере деятельности малого и среднего бизнеса. Повышенное внимание входе реализации Инициативы уделяется рекомендациям, связанным с ликвидациейнеграмотности, с глубокой реформой системы образования, в том числе в областиподготовки профессиональных кадров и развития управленческого опыта в сферемалого и среднего бизнеса, обеспечением доступности образования для молодежи,где особенно высока безработица.
Одно из наиболееприоритетных направлений в этой области – реализация комплекса мер в сферереформы и развития образования в странах РБВСА, в которой принимает участие РФ.
Вместе с тем всенамеченные планы могут получить поддержку со стороны специализированных органовООН (при соучастии РФ как одного из участников Инициативы и партнера по «Форумудля Будущего»).
В регионе и средипартнеров по «Большой восьмерке» широко распространена точка зрения,согласно которой успешные реформы благотворно скажутся на мирном процессеурегулирования и ускорят его завершение. Это повышает роль и значение усилийРФ, прилагаемых в рамках Инициативы, и расширяет поле для партнерства состранами РБВСА.
Особое место в потенциалесотрудничества РФ с арабскими государствами принадлежит позиции России пореформе ООН, учитывающей подходы различных стран к решению этой острой и весьмаделикатной проблемы (4).
Позиции арабских государств по проблеме реформирования восновном сводятся к следующим требованиям:
– увеличить число членов СБ ООН, в том числе путем включения1–2 арабских государств в качестве его постоянных членов;
– повысить эффективность деятельности ряда важнейших органовОбъединенных Наций (Комиссии по правам человека, Комиссии по миротворчеству);
– достичь через реформу прозрачности в работе Организации, ееаппарата и тем самым повысить их эффективность;
– упорядочить деятельность Международного суда в Гааге,которая, с их точки зрения, заслуживает критики;
– изменить подходы к практике применения международныхсанкций, которая в значительной части арабского мира оценивается негативно ит.д.
В ходе дискуссии особую остроту приобрел вопрос об увязкехода реформ с формированием бюджета ООН. Это связано с тем, что нынешняяпозиция основных доноров ООН, на которых приходится 85% всех платежей в бюджет,чревата жесточайшим финансовым кризисом и, по сути, параличом всей деятельностиорганизации. Это может произойти в том случае, если предложения, выдвинутые СШАи другими донорами ООН, будут игнорироваться. Но ход дискуссии свидетельствуетв пользу преобладания позитивной динамики в позициях ее участников, хотя воснове такой подвижки лежит не только добрая воля, но и элемент принуждения.
Если проанализировать отношение государств Ближнего Востока иСеверной Африки к проблеме реформ, то при всех различиях в их позициях по темили иным аспектам реформ, превалирует точка зрения на ООН как на не имеющийадекватной альтернативы универсальный и в целом действенный инструмент мировогосообщества, сдерживающий разрастание региональных и иных конфликтов,содействующий экономическому развитию и социальному прогрессу, способствующийкультурному и гуманитарному общению в регионе и за его пределами (5,с.173–192). Поэтому страны региона в своем большинстве стремятся не допуститьпаралича Организации. Таким образом, существует широкая основа для взаимодействияРФ и арабских стран в области реформирования ООН.
Однако проблемы, стоящие перед российской дипломатией вданной области, сложны и многообразны, что требует активной консультационнойработы с партнерами из региона и другими членами мирового сообщества.
Касаясь расхождений в оценках реформ и позиций различныхстран, не стоит умалять масштаба усилий, которые предстоит приложить для ихпреодоления. На это указывает появление ряда государств, отстаивающих групповыеинтересы в вопросе о сути и методах реализации назревших изменений. Причемотдельные страны, и таких немало, имеют свои собственные оценки и позиции поданной проблеме и не всегда готовы идти на компромиссы без тщательнойпроработки с другими членами ООН всего комплекса вопросов, оценок и поиска взаимоприемлемыхрешений. В полной мере это относится и к арабским государствам.
О сложности задач по реформе ООН свидетельствует, вчастности, то, что промышленно развитые страны, включая США, вряд ли откажутсяот своих позиций, хотя, вероятно, будут искать взаимоприемлемые и разумныерешения.
Вместе с тем эффективное реформирование Организации на основекомпромиссных подходов имеет под собой реальную почву при выполнении несколькихусловий.
Во-первых, если реформирование самой ООН перевести вплоскость достижения всеобъемлющих договоренностей, которые бы учитывали, поменьшей мере, два принципиальных момента во «внутриооновской»деятельности:
– необходимость повышения эффективности работы ООН,достижения прозрачности всех видов ее деятельности и решительного пресечениямасштабной коррупции;
– важность сохранения Объединенных Наций, недопущенияпаралича в ее работе.
Анализ многочисленных событий последних лет, связанных прямоили косвенно с реформированием и судьбой ООН, показывает, что при самомкритическом подходе в оценке позиции и деятельности тех или иных группгосударств, оба эти условия в основном или во многом соблюдаются, в том числе итеми членами Организации, которые входят в группу арабских государств.
В позиции арабских стран относительно реформ и увязки их спроблемой наполнения бюджета организации имеются как слабые стороны, так ипозитивные, конструктивные моменты. К последним относится пониманиенеобходимости реформ, борьбы с неэффективностью работы ряда ключевых структурООН, включая содействие скорейшему восстановлению стран (Комиссия помиростроительству) (6), покончивших с вооруженными конфликтами, а также болеерешительную поддержку ооновского института по обеспечению прав человека (Советпо правам человека) (7).
При этом арабские страны стоят перед дилеммой – либо найтиверные подходы, как индивидуальные, так и на коллективной основе – в рамках «группы77» и в более широкой общности развивающихся государств, к активнойреформаторской деятельности, реально содействующей росту эффективности ООН,либо лишиться донорской помощи ООН и ее «рулей и ветрил» в довольнонеспокойной среде международных отношений начала ХХI века.
Несмотря на осознание реалистичности мрачных прогнозовотносительно судьбы ООН и предпринимаемые попытки найти приемлемые решения,видимо, не избежать серьезных и, возможно, даже драматических ситуаций. И здесьвзвешенный и конструктивный подход российской дипломатии может оказаться дляпартнеров РФ в регионе РБВСА полезным и необходимым.
В частности, до сих пор арабские страны так и не пришли к единомумнению, какую же страну из их числа «продвигать» в качествепостоянного члена Совбеза ООН.
Кроме того, вряд ли имеют реальные шансы на успех ихтребования о существенном ограничении или даже отмене применения международныхсанкций и согласие по негативной оценке деятельности Международного суда вГааге.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся угрозы существованию ООН,все же предпочтительнее шансы на продолжение ее деятельности в духе Устава ООНи вытекающего из него отношения большинства членов Совбеза, включая Россию, атакже большинства членов ООН, в том числе и арабских государств, креформированию и оценке роли Объединенных Наций. Практически все группы иальянсы внутри мирового сообщества, представленные в ООН, подтверждают ее исключительноезначение как важнейшего международного инструмента мира и прогресса. Вселяетнадежды и практика, сложившаяся в ходе формирования новых органов Организации –Комиссии по миростроительству и Совета по правам человека. Большинство странрегиона Ближнего Востока и Северной Африки, похоже, учли требования времени.
Что касается практических рекомендаций по решению проблемыреформирования ООН, то они могут быть следующими.
Комплексное или всеобъемлющее реформирование такого сложногомеждународного инструмента, как ООН, видимо, займет длительную историческуюдистанцию. Целесообразно, чтобы оно проходило не «одномоментно», а «пошагово»,в несколько хорошо спланированных экспертами этапов: решение столь деликатнойпроблемы предполагает достижение не только компромиссов, но и консенсуса поряду аспектов проводимых реформ, достижение которых потребует определенного «временногопростора» для необходимой коррекции пореформенных мероприятий. Принятиетакой стратегии различными группами государств позволит преодолеть одно изцентральных противоречий между основными донорами ООН и развивающимисягосударствами, включая арабские, связанных с проблемой увязки реформ снаполнением бюджета Организации.
Ощутимо содействовать прогрессу в этом сложном и деликатномпроцессе будут точно рассчитанные и «обреченные» на успех частичные,отдельные реформаторские меры, принятые на начальном – самом сложном этапереформ на основе либо консенсуса, либо пошедшей на компромисс самой широкойкоалиции государств. Они позволят не только апробировать, более точно и болееполно учесть цели и задачи реформ, методы и инструментарий преобразований, но исформировать самую широкую коалицию сторонников реформ – залог сохранения ООН иповышения ее эффективности.
Успешному реформированию Организации Объединенных Наций будетсодействовать реализация принципа более полного учета представительства вСовбезе различных групп государств и регионов мира, в том числе в качествепостоянных его членов. При этом имеющиеся варианты решения вопроса опредоставлении новым членам Совбеза права вето на основе дифференцированногоподхода позволяет прийти к оптимальным компромиссным решениям. Их достижениеповысит престиж и авторитет Совбеза и ООН как универсального и действенногомеждународного инструмента мировой политики, наиболее полно отражающего мнениемирового сообщества, включая группы государств, представляющих различныеконфессии и цивилизации.
Вклад России в ликвидациюрегиональных конфликтов благодаря активной деятельности российской дипломатиисохраняет свое исключительное значение. Учитывая то обстоятельство, что Россиянаряду с ЕС, США и ООН является коспонсором переговорного мирного процесса, атакже ряд других существенных обстоятельств (в частности, роль ООН какважнейшего инструмента ближневосточного урегулирования), целесообразнопродолжить тесную координацию усилий РФ с членами СБ ООН, в том числе входящимив СБ арабскими государствами, по ликвидации негативного наследия конфликта ипрежде всего военной акции Израиля в Ливане, и возвращения процесса в руслопрактической реализации «дорожной карты». Важными элементамидеятельности РФ на данном направлении могут стать следующие шаги:
– выработкаперспективного курса в отношении участия России в миротворческих операциях,принимая во внимание широкий круг факторов;
– активное использованиеразличных форм и элементов «народной дипломатии». Участие Россиисовместно со специализированными органами ООН с привлечением российских,израильских и арабо-палестинских общественных движений, СМИ, просветительских,образовательных организаций, представителей бизнес-сообщества, муниципальных ииных местных административных органов и т.д. позволяет перевести существеннуючасть процесса урегулирования с исключительно трудно регулируемой и встречающеймногочисленные завалы и тупики межгосударственной орбиты на иной и весьмаэффективный «народный» уровень. Эффективными формами подобнойдеятельности, как свидетельствует мировой опыт, в том числе опыт российскойдипломатии, являются конференции (к примеру, по активно обсуждаемой в настоящеевремя теме о целесообразности проведения международной представительнойконференции по Ближнему Востоку), семинары, «круглые столы», обменделегациями, проведение образовательных краткосрочных курсов, совместныхтематических телемостов, пресс-конференций и т.д. (8, 16, с.372–389; 17).
арабскийконфликт восток ядерный санкция
Библиография
1. Беленькая М. Ближний Восток: большая политика «Большойвосьмерки» // Азия и Африка сегодня. М., 2006, № 6.
2. Ткаченко А. Ближний Восток: судьба реформ // Азия и Африкасегодня. М.,2006, № 6.
3. Report on the Initatives Undertaken in theFramework of the Democracy Assistance Dialogue. 2005. Presented to the secondmeeting of the Forum for the Future. Bahrain, 11–12 November 2005.
4. Заемский В. Необходимость перемен в ООН // Международнаяжизнь. М., 2005, № 9.
5. Ткаченко А. Арабский Восток и новый мировой порядок //Мировой порядок или беспорядок. М., ПМЛ ИАфРАН, 2005.
6. www.un.org/russian/peace/peacebuilding/
7. www.un.org/russian/news/focus.asp?focusID=21
8. Салтанов А. Африканский месяц май // Международная жизнь.М., 2004, № 5; Вершинин С. Ближний Восток нуждается в переменах //НГ-Дипкурьер. М., 30.01.2006.
9.www.un.org.
10.www.fao.org.
11.www.un.org./russian/reform/
12.www.escwa.org.lb
13.www.un.org/russian.sc/ctc/
14. www.mid.ru.
15. www.arab.net.
16. Васильев А. Россия на Ближнем Востоке. От мессианства кпрагматизму. М., 1993.
17. New Challenges in the Middle East. Peace Processand the Israeli-Palestinian Dialogue. InternationalMediaSeminar.UnitedNations.Moscow, 8–9 June2006.