Совет сотрудничества арабских государств Персидскогозалива в поддержании мира и стабильности на Ближнем Востоке
мир ближний восток совет арабский
Впостконфронтационной системе международных отношений региональные организацииначинают играть все более значимую роль в поддержании глобальной и региональнойбезопасности. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива(ССАГПЗ) объединил крупнейших экспортеров нефти, экономическое развитие иполитическая стабильность которых затрагивает интересы значительной частимирового сообщества. Кризис в Заливе 1990-1991 гг. подтвердил это. Вклад ССАГПЗв обеспечение региональной безопасности весьма существенен. Эта организациязаинтересована в сохранении статус-кво, т.к. для успешной реализацииинтеграционных задач, стоящих перед ней, необходимо обеспечить стабильность игарантировать защиту региона от возможных вызовов и угроз. В деятельностиССАГПЗ проблема обеспечения безопасности занимает приоритетное место.Государства-члены этой организации озабочены прежде всего возможностьюнападения на них извне, поэтому акцентируется внимание на военных методахсотрудничества.
Вдокументах Совета содержатся основные принципы, на которых строитсясотрудничество государств-членов в военной области. Это – принцип коллективнойбезопасности, выражающийся в том, что агрессия или угроза ее применения противодного члена организации означает агрессию или угрозу ее применения против всехее членов. Другим основополагающим принципом является положение о том, что заобеспечение безопасности региона несут ответственность его народы ирасположенные там государства. Совет сотрудничества, по мнению егоруководителей, выражает волю этих государств и их права на самозащиту1.
Концептуальныйподход ССАГПЗ к проблеме обеспечения безопасности основывается на необходимостиразвивать собственные вооруженные силы и укреплять сотрудничество в военнойобласти как в рамках организации, так и с внешними, внерегиональнымисоюзниками. Достижение единства взглядов как по концептуальным проблемамобеспечения безопасности, так и конкретным планам осуществления координации вобласти обороны потребовало длительного времени. Так, если для заключениясоглашения об экономическом сотрудничестве государствам ССАГПЗ потребовалосьнесколько месяцев, то соглашение о единой оборонной стратегии было принято лишьв ноябре 1984 г., т.е. более чем через три с половиной года после созданияорганизации в мае 1981 г.
Разрабатываяобщую концепцию национальной безопасности, члены ССАГПЗ столкнулись прежде всегос различиями во взглядах по такому основополагающему вопросу, как степеньвозможного участия иностранных государств в обеспечении их безопасности.
Оманвысказывался за тесное сотрудничество с западными державами, прежде всего сСоединенными Штатами. Его позиция объяснялась уже сложившимися отношениямисотрудничества с Западом. В 1979 г. Оман, единственный среди государств этогорегиона, пошел на заключение военного соглашения с США, согласно которому ониполучили право пользования военными объектами на его территории. Сильныепозиции в вооруженных силах Омана традиционно занимала Великобритания.Достаточно сказать, что вплоть до 1987 г. все командные должности в армиизанимали английские офицеры2.
СаудовскаяАравия поддерживала идею интеграции членов ССАГПЗ в военной области, считая,однако, необходимой помощь Соединенных Штатов, которая не должна быть оформленаофициально в виде соглашения или каких-либо обязательств с их стороны.Саудовская Аравия имела «особые отношения» с Соединенными Штатами, прежде всегов плане получения современного вооружения.
Инуюпозицию занял Кувейт, настаивавший на преимущественной опоре стран-членовССАГПЗ на собственные силы. Кувейт диверсифицировал свои военно-политическиесвязи с иностранными государствами, развивая отношения в военной области нетолько с США, но в значительно более широких масштабах, чем его партнеры поорганизации, со странами Западной Европы и даже с Советским Союзом.
Помере развития сотрудничества в рамках ССАГПЗ принцип опоры на собственные силыи необходимость максимальной диверсификации военных связей получил одобрениевсех участников объединения. Они полагали, что это отвечает их национальныминтересам и соответствует основным внешнеполитическим концепциям,провозглашенным ими в документах, принятых на первом совещании в верхах. В нихговорилось о необходимости уберечь регион Персидского залива от проникновенияиностранных держав.
ССАГПЗне разработал всеобъемлющую доктрину обеспечения безопасности. Основные подходыпо решению этой проблемы были изложены в отдельных официальных документахорганизации и выступлениях ее руководящих деятелей.
Хотяразработка мер по обеспечению безопасности предпринималась Советомсотрудничества в условиях усиления вооруженных действий между Ираном и Ираком входе ирано-иракской войны, нарушения свободы судоходства в Персидском заливе иактивизации подстрекательской деятельности ИРИ, руководители ССАГПЗ избегалипрямых ссылок на источники опасности, исходящей от конкретных государств.Исключение было сделано только для Израиля. Враждебное отношение к этой странебыло обосновано прежде всего его конфронтацией с арабским миром в целом, азатем уже его агрессивными действиями непосредственно в регионе –бомбардировкой экспериментального ядерного центра в Ираке и облетом израильскимисамолетами территории Саудовской Аравии. Однако «источник внешней опасности» небыл четко обозначен. Показательно, что главы государств-членов ССАГПЗ всяческиотрицали связь между эскалацией военных действий между Ираном и Ираком и ихмерами по укреплению военного сотрудничества, хотя она и была очевидна.
Принятиеконкретных шагов по развитию военного сотрудничества шло параллельно свыработкой концептуальных положений. Была создана специальная военная комиссия,проводились регулярно совещания министров обороны, начальников штабов,консультации и встречи между представителями вооруженных сил государств ССАГПЗ.Многие вопросы вызывали расхождения во взглядах. Одним из главных был вопрос отемпах интеграции в военной области. Саудовская Аравия предлагала форсироватьэтот процесс. Она выступала за создание единых вооруженных сил и командования,унификацию вооружения и скорейшее подписание соглашения о коллективнойбезопасности. Этот план, предусматривавший полную военную интеграциюгосударств, входящих в ССАГПЗ, вызвал возражения со стороны других членовобъединения. Малые государства Совета сотрудничества опасались оказаться вполном подчинении у Саудовской Аравии, обладающей бóльшим военнымпотенциалом, чем другие члены организации.
Всилу этого на совещании Высшего совета, проходившем в ноябре 1982 г. в г.Манаме, пять его участников, кроме Саудовской Аравии, заявили, что ситуацияпока неблагоприятна для подписания соглашения о коллективной безопасности. Былодобрен принцип поэтапности в осуществлении сотрудничества в военной области.Признано необходимым поддерживать усилия каждого члена ССАГПЗ, направленные наукрепление своих вооруженных сил. Состоялось, в частности, решение о выделенииОману и Бахрейну финансовой помощи для развития вооруженных сил. Был такжеодобрен проект, представленный министрами обороны, о начале проведениясовместных маневров с участием частей и подразделений вооруженных сил стран«шестерки»3.
Воктябре 1983 г. на территории ОАЭ были проведены первые совместные маневрывооруженных сил государств ССАГПЗ. Они продемонстрировали готовность членоворганизации к общим действиям, несмотря на имеющиеся между ними разногласия.Совместные учения стран-членов Совета сотрудничества стали носить регулярныйхарактер. Кроме того, члены ССАГПЗ участвовали также в двусторонних маневрах.Соглашение о единой оборонной стратегии, разработанное на основе предложенийвоенных специалистов всех шести стран, было принято на совещании в верхах вКувейте в ноябре 1984 г.
Принимаятакую стратегическую линию, руководители Совета сотрудничества подчеркивали,что рассматривают ее как долговременную программу действий в военной области,не связанную с региональной политической конъюнктурой4. На основеединой оборонной стратегии было решено создать совместные вооруженные силыССАГПЗ под названием «Щит полуострова». Предполагалось разместить их на военнойбазе «Кинг Халед» на территории Саудовской Аравии и передать в подчинениеГенеральному секретариату ССАГПЗ. Командование поручалось представителювооруженных сил Саудовской Аравии, заместителями которого назначалисьпредставители вооруженных сил других стран-членов. Каждая страна-участницадолжна была вносить в бюджет взнос, покрывающий расходы на собственный воинскийсостав данной страны, включенный в эти силы. Предусматривалось развертываниесоединений различных родов войск – сухопутных, авиации, бронетанковых, сил ПВОи т.д. Это делалось для того, чтобы их личный состав был подготовлен ксовместным боевым действиям. Первоначально эти силы должны были состоять из двухармейских бригад.
Посообщениям западной печати, численность вооруженных сил «Щит полуострова», поданным на 1988 г., не превышала 7 тыс. человек5. Они былиукомплектованы в основном представителями вооруженных сил Саудовской Аравии.Только в 1988 г. ОАЭ значительно пополнила их состав, включив в него свойбатальон.
Заисключением Саудовской Аравии, остальные члены ССАГПЗ в первые годы после егосоздания уделяли недостаточное внимание этому формированию. Это проявлялось, вчастности, в том, что офицеры, командующие национальными объединениями, неимели высоких воинских званий (как правило, они были капитанами, апредставитель Бахрейна даже был старшим лейтенантом, и только командующийчастями ОАЭ был майором). Отношение малых государств-членов организации кразвитию военного сотрудничества объяснялось нежеланием отказаться отнационального контроля над различными аспектами оборонной политики и опасениямипо поводу значительного превосходства в этой области Саудовской Аравии. Вовремя войны за освобождение Кувейта от иракской оккупации в 1991 годуобъединенные войска ССАГПЗ участвовали в боевых действиях, хотя, конечно же, ихвклад в победу с военной точки зрения был чисто символическим. Это участиеимело прежде всего политическое значение. В посткризисный период страны ССАГПЗстали уделять внимание проблеме повышения своей обороноспособности как нанациональном уровне, так и в рамках всей организации. В ноябре 1993 г. министрыобороны государств Совета сотрудничества приняли решение об увеличениичисленности совместных сил «Щит полуострова» с 8 до 17 тыс. человек и включениив их состав подразделений военно-воздушных и военно-морских сил6. В1996 г. было принято решение об увеличении численности сил «Щит полуострова» до25 тыс. военнослужащих и о создании единой системы слежения и раннегопредупреждения7.
Поразмерам военных бюджетов на душу населения большинство членов ССАГПЗ занимаетведущие места в мире. Несмотря на падение цен на нефть, общие расходы навоенные нужды в 1995 г. достигли почти 22 млрд. долл., что составило примернополовину военных оборонных расходов государств Ближнего Востока и СевернойАфрики8. Военные расходы Саудовской Аравии составляли 1/3 всехбюджетных ассигнований на военные нужды государств Ближнего Востока и СевернойАфрики9. По численности вооруженных сил Саудовская Аравия такжепревосходит своих партнеров. В 1996 г. ее вооруженные силы насчитывали 105.500чел., не считая Национальной гвардии в 57000 чел.10 С ней сравнимылишь ОАЭ и Оман, которые обладают достаточно многочисленными армиями: 64500 и43500 чел., соответственно11. Кроме того, сухопутные силы Оманасчитаются наиболее подготовленными и имеющими опыт боевых действий, так как онивели длительную борьбу с повстанцами Дофара.
Общаячисленность кадровых военнослужащих государств ССАГПЗ составляла, по данным на1996 г., 251600 человек12. Принимая во внимание малочисленностьместных армий, военные специалисты Совета сотрудничества считали целесообразнымсделать упор на развитие военно-морских и военно-воздушных сил, тем более что впериод ирано-иракской войны, когда шла разработка основ военного сотрудничестваССАГПЗ, государства, входящие в эту организацию, столкнулись с необходимостьюзащиты морских коммуникаций и портовых сооружений и были вынуждены значительноувеличить численность своих боевых кораблей и военных самолетов. Кроме того,они предполагали создать эффективную совместную систему ПВО, оснащеннуюсовременным вооружением и оборудованием.
Ееоснову составила система ПВО Саудовской Аравии, которая подразделяется на средствакомандования, управления войсками и средствами связи, ведения разведки,действующими совместно с зенитными ракетами и самолетами-перехватчиками. СШАоснастили ее системами АВАКС (система радарного обнаружения). Передгосударствами ССАГПЗ встает задача интегрировать ее с системами другихучастников этого объединения (системой ПВО «Лямбда» в ОАЭ, кувейтскойрадиолокационной станцией производства «Томпсон», ракетами «Хок» и др.).
Созданиеединой системы ПВО находит поддержку у руководителей всех государств-членоворганизации из-за необходимости обеспечения собственной безопасности. В то жевремя проблема стандартизации вооружения вызывает определенные сложности.
ГосударстваССАГПЗ смогли диверсифицировать источники получения вооружения. Они постоянноувеличивают масштабы военных поставок, в первую очередь из западноевропейскихстран. Пытаясь расширить число поставщиков вооружения, чтобы не зависеть в этомвопросе только от одной страны, они в то же время сталкиваются сдополнительными трудностями в стандартизации вооружения и военной техники врамках ССАГПЗ. По данным одного из ведущих американских специалистов в областивооружения Энтони Кордесмана, закупки вооружения государствами ССАГПЗ в 90-годыотражают то же отсутствие эффективной стандартизации, как и в период войны вЗаливе13. Для решения этой проблемы и ослабления зависимости отиностранных поставщиков ССАГПЗ планирует создание своей собственной военнойпромышленности. Реализовать эту задачу крайне сложно, так как вгосударствах-членах Совета сотрудничества нет необходимой технической базы. Темне менее, располагая огромными финансовыми возможностями, они рассчитываютпривлечь страны, обладающие необходимой технологией и опытом.
Крометого, государства ССАГПЗ предпринимали меры для подготовки бóльшего числанациональных военных кадров и введения единых программ обучения. Было приняторешение о том, чтобы военная академия имени короля Абд аль-Азиза в СаудовскойАравии, военная академия Зайеда в ОАЭ и кувейтская военная академия взяли насебя задачу обучения офицерских кадров и военных технических специалистов длястран ССАГПЗ. Военные специалисты этих государств совместно разработалипрограмму, которая должна была быть апробирована в кувейтской академии, а затемвведена в других академиях. Предполагается также унифицировать подготовку наразличных военных курсах, ввести единые учебные пособия по военному делу.
Послесоздания Совета сотрудничества руководители Саудовской Аравии выдвинули тезис,что безопасность одного государства неразрывным образом связана с безопасностьювсего региона. Они предложили свою помощь в обеспечении внутренней безопасностипартнеров, вплоть до предоставления своих полицейских формирований. Саудовскоепредложение о заключении двусторонних предварительных соглашений в области поддержаниявнутренней безопасности, которые должны стать основой для единого соглашенияобсуждалось на совещании министров иностранных дел в Эр-Рияде в феврале 1981 г.Однако это предложение не получило всесторонней поддержки из-за опасения малыхгосударств оказаться в зависимости от Саудовской Аравии. Эта страна обладалаболее современной системой контроля и наблюдения, оснащенной современнойтехникой, чем остальные члены Совета сотрудничества. Однако последующееразвитие событий в регионе вновь поставило в повестку дня этот вопрос.
Попыткагосударственного переворота в Бахрейне, предпринятая в декабре 1981 г. подруководством, как было официально объявлено в Манаме, экстремистскойгруппировки, подготовленной в Иране, ускорила осуществление планов СаудовскойАравии по укреплению сотрудничества в области внутренней безопасности. Вфеврале 1982 г. в Манаме прошло совещание министров иностранных дел государствССАГПЗ, в ходе которого была выражена поддержка Бахрейну. В тот же периодсостоялось совещание министров внутренних дел государств-членов, которыевыдвинули предложение о заключении единого соглашения по обеспечению внутреннейбезопасности.
Втечение 1982 г. Саудовская Аравия заключила двусторонние договоры пообеспечению безопасности со всеми государствами-членами ССАГПЗ, за исключениемКувейта. Кувейт не хотел быть включенным в орбиту саудовской системыбезопасности и решительно выступил также против предложения о заключенииединого соглашения. Проект его, состоявший из 39 статей, в частности,предусматривал унификацию законодательств, выдачу преступников, разрешение напреследование подозрительных лиц на расстоянии до 13 миль в глубь территориисоседнего государства, обсуждался на совещании в верхах в Манаме в ноябре 1982г. и не был принят. Официально объявили о том, что этот вопрос нуждается вболее подробном изучении. Самую негативную позицию занял Кувейт, которыйзаявил, что подобное соглашение нанесет удар по демократическим традициям егостраны14. Кувейтский парламент вряд ли одобрил бы такое соглашение,поэтому руководство страны должно принимать это обстоятельство в расчет.
Несмотряна то, что заключение единого соглашения по вопросам внутренней безопасностиоткладывалось, государства ССАГПЗ координировали усилия по решениюдестабилизирующих внутреннее положение проблем. Среди них – рост числаиммигрантов, усиление активности экстремистских исламских группировок и т.д.
Соглашениеоб обеспечении безопасности неоднократно обсуждалось и было заключено в 1987г., когда из-за агрессивной деятельности ИРИ крайне обострилось положениегосударств ССАГПЗ, в первую очередь Кувейта и Саудовской Аравии. Вокончательный текст соглашения не были включены пункты, вызывавшие возражениянекоторых членов, в частности пункт об экстерриториальности преступников.
ГосударстваССАГПЗ координируют свою политику по широкому кругу вопросов, относящихся ксфере безопасности. Перечень специализированных комиссий, созданных для решенияэтой задачи, может дать представление о сферах взаимодействия. Это – Комиссияпо дорожному движению, Комиссия паспортного контроля и иммиграции, Комиссия погражданской обороне, Комиссия по борьбе с наркотиками. Кроме того,осуществляется сотрудничество между представителями правоохранительных органов,следователями по уголовным преступлениям, специалистами по обезвреживаниювзрывчатых веществ и вооружения, между подразделениями, осуществляющими охрануаэропортов, пограничниками, обеспечивающими безопасность сухопутных и морскихграниц.
Вто же время, учитывая слабость собственных военных возможностей государств-членоворганизации, было признано целесообразным обеспечить международные гарантиирегиональной безопасности. Поэтому члены ССАГПЗ подписали оборонные соглашенияс большинством постоянных членов Совета Безопасности ООН. Наиболее активно ониразвивают военные связи с США и странами Западной Европы, которые являются ихтрадиционными партнерами.
ВкладСША в освобождение Кувейта обеспечил им ведущее положение во взаимоотношениях сгосударствами ССАГПЗ в области обеспечения безопасности в 90-е годы. Все членыэтой организации заключили с ними оборонные соглашения. Первым среди них былКувейт.
Всентябре 1991 г. Кувейт заключил соглашение, предусматривающее оказание помощисо стороны Соединенных Штатов в случае военной угрозы или агрессии против еготерритории. Срок действия этого соглашения – 10 лет. По этому соглашениюамериканские войска получили доступ к портам Кувейта и разрешение на размещениена его территории своего вооружения и военного снаряжения.
Вто же время соглашение не предусматривает создания американских военных баз натерритории эмирата или присутствия здесь американских войск на постояннойоснове. Соглашением намечалось также создание Американо-кувейтской совместнойгруппы по вопросам обороны, в задачу которой входила разработка 10-летнегоплана оборонных мероприятий, призванных предотвратить возможность внешнейагрессии15.
Воктябре 1991 г. было заключено соглашение между США и Бахрейном. Оноподтвердило предыдущие договоренности между двумя странами, в том числе идоступ США к бахрейнским портам и аэродромам, а также складированиеамериканского военного снаряжения на территории Бахрейна. Кроме того,соглашение предусматривало проведение совместных военных маневров16.Аналогичные соглашения были заключены Соединенными Штатами с другими членамиССАГПЗ. При этом, однако, соглашения, заключенные США с ОАЭ и Катаром непредполагали размещение американского военного снаряжение на их территории.
Виюне 1992 г. США и Саудовская Аравия достигли договоренности о том, чтобырасширить заключенное ранее и рассчитанное на 20 лет соглашение о проведениисовместных маневров, включив в него некоторые новые положения. СаудовскаяАравия дала разрешение американским самолетам использовать своювоенно-воздушную базу в Дахране для контроля за зоной, в которой по решениюСовета Безопасности ООН были запрещены полеты иракской авиации. В то же времяСаудовская Аравия не согласилась на размещение на своей территории американскихвойск или военного снаряжения17.
Военноесотрудничество между США и государствами ССАГПЗ развивается на двустороннейоснове. Каждое из государств руководствуется своими национальными интересами,поэтому формы сотрудничества не полностью повторяют друг друга. Тем не менее,все эти государства заботятся о том, чтобы контакты между ними и СоединеннымиШтатами не привели бы к потере своего суверенитета или слишком теснойзависимости от США.
Важнымаспектом военного сотрудничества между государствами ССАГПЗ и США являютсяпоставки американского вооружения. Они рассматриваются Соединенными Штатами какодна из форм размещения военной техники на территории этих государств, которуюони смогут использовать в случае необходимости. Не спроста пункт о поставкахамериканского вооружения был включен во все оборонные соглашения между США игосударствами ССАГПЗ. То же самое относится и к проведению совместных военныхманевров. Они также были призваны содействовать тому, чтобы американскиевооруженные силы присутствовали в регионе. Но в то же самое время государстваССАГПЗ стремились, как правило, избежать включения в текст соглашения пункта опредоставлении США права размещать свои войска на своей территории.
Послекризиса 1990-1991 гг. США стали главным поставщиком вооружения и военнойтехники государствам ССАГПЗ, прежде всего Саудовской Аравии и Кувейту. Укреплениеоборонных возможностей стран Совета сотрудничества становится одной изстратегических задач Соединенных Штатов. Они решают ее путем расширения своихвоенно-политических связей с этой группой государств. Поставки оружия являютсяважной составляющей американской стратегии. Новые отношения между США игосударствами ССАГПЗ, возникшие в период кризиса, позволяют американскойадминистрации пересматривать концептуальный подход к проблеме оснащениявооруженных сил этих стран самым современным вооружением. В 1990 г. президентСША принял решение о продаже Саудовской Аравии дополнительной партии самолетовF-15, тем самым преодолев введенное в апреле 1988 г. конгрессом ограничение,получившее название «поправка Метзенбаума», на поставку Саудовской Аравии неболее 60 самолетов этого класса18. Согласно этим же правилам,Саудовской Аравии запрещалось поставлять ядерные боеголовки.
Поконтракту, заключенному в августе 1990 г. между США и Саудовской Аравией, этастрана получила также противовоздушные ракеты, танки последних модификаций идругое современное вооружение. Общая стоимость этой сделки оценивалась в 2,231млрд. долларов19. В мае 1993 г. США дали согласие на поставкуСаудовской Аравии 72 самолетов F-15 стоимостью 9 млрд. долларов20.
Поданным солидного справочного издания по вопросам вооружения «MilitaryBalance»,в первой половине 90-х годов США заключили со странами ССАГПЗ значительноеколичество контрактов на поставку им американского вооружения. Речь шла оБахрейне, Кувейте и Саудовской Аравии (с каждой из этих трех стран былоподписано по 4 контракта), а также и об Омане, с которым был подписан одинконтракт. В то же время Катар и ОАЭ предпочитали ориентироваться на другиеисточники получения вооружения21.
Однаков 1996 году Катар принял решение о закупке в США танков и другого тяжелоговооружения22, а в 1998 г. официальная делегация ОАЭ провелапереговоры с администрацией США о заключении контракта на поставку 80 самолетовF-1623. Американские самолеты зарекомендовали себя в государствахССАГПЗ как наиболее надежные и отвечающие самым повышенным требованиям военныхспециалистов. Поэтому не случайно, что прежде всего самолеты фигурируют средиперечня вооружения, на поставку которого заключаются контракты с американскойстороной. Кроме того, в этом списке присутствуют также ракетные установки,танки и средства ПВО.
Необходимоотметить, что если раньше поставки вооружения государствам ССАГПЗ обязательноувязывались с необходимостью поддержания безопасности Израиля, то впосткризисный период они рассматриваются, прежде всего, в региональном аспекте.Администрация США считает необходимым снабдить своих союзников всеми средствамизащиты от возможных угроз со стороны их соседей – Ирака и Ирана. В декабре 1998г. министр обороны США Уильям Коэн предложил государствам ССАГПЗ помощь всоздании противоракетной системы, обосновывая свое предложение наличием данныхо разработке Ираном собственной ракетной технологии24.
СоединенныеШтаты благодаря активизации военно-технического сотрудничества со странамиССАГПЗ стали главным гарантом обеспечения безопасности в регионе. Это вызываетопасения самих государств ССАГПЗ в отношении того, насколько эффективны ихсобственные усилия по повышению своей обороноспособности. Кроме того, возникаетнеобходимость расширения закупок американского вооружения, коль скоронациональные вооруженные силы не способны защитить свои государства. Поэтомутесные военные связи с США становятся объектом критики различных оппозиционныхсил в странах Совета сотрудничества и заставляют правящие круги этих стран искатьальтернативные пути для достижения региональной стабильности. Они стремятсяизбежать нападок за одностороннюю ориентацию на США путем упрочениясотрудничества в области обеспечения безопасности с государствами ЗападнойЕвропы.
Военныесвязи арабских государств региона Персидского залива и европейских держав носяттрадиционный характер. У истоков создания армий этих государств стоялаВеликобритания. Однако по мере развития процесса модернизации местныхвооруженных сил и расширения закупок современного вооружения США в значительнойстепени вытеснили бывшую метрополию. Вместе с тем уже после того, как в 1981 г.Совет сотрудничества был организационно оформлен, его члены приняли программуобеспечения системы коллективной безопасности, которая, в том числе,предусматривала и диверсификацию военных связей государств региона сзарубежными странами. Это привело к росту закупок вооружения в странах Европы.
Движениюв этом направлении способствовало и еще одно обстоятельство. США отказывалисьпоставлять в регион некоторые, существенные для повышения обороноспособностиего государств виды современного вооружения в связи с тем, что они считалинеобходимым поддерживать баланс сил между арабскими государствами и Израилем. Всвою очередь, европейские державы не выдвигали каких-либо политических условийпри поставках своего вооружения в страны региона.
Достаточнопоказательной в этом отношении выступает история заключения соглашения опоставках вооружения между Великобританией и Саудовской Аравией. В июле 1985 г.США отказались поставить в Саудовскую Аравию дополнительную партию самолетовF-15. Обращение Саудовской Аравии в этой связи к Великобритании привело кзаключению между обеими странами контракта на поставки штурмовиков «Торнадо».При этом предполагалось, что самолеты этого типа будут базироваться всеверо-западной части Саудовской Аравии, в Табуке, расположенном всего в 120милях от территории Израиля.
Контрактмежду Саудовской Аравией и Великобританией, получивший название «Ямама-1»,предусматривал поставку 132 боевых самолетов, в том числе 72 штурмовиков«Торнадо», а также учебных самолетов25. В 1988 г. между обеимистранами был заключен новый дорогостоящий контракт «Ямама-2» на сумму,превышающую 25 млрд. долларов26. Он предусматривал поставкунескольких видов самолетов, вертолетов, минных тральщиков, тяжелого и легкоговооружения, а также строительство с помощью Великобритании двух авиабаз насаудовской территории.
Великобританиястремится к активизации своих военных связей с государствами ССАГПЗ. Онапостоянно расширяет список поставляемого в этот регион вооружения. Так, вчастности, ею была продана Саудовской Аравии и Оману партия современных танков Challenger-2.Кувейт заключил с Великобританией контракт на сумму один млрд. долларов,предусматривающий поставку ему боевых кораблей и патрульных катеров27.
Другиегосударства ЕС также ставят перед собой задачу расширения отношений сгосударствами ССАГПЗ в военной сфере. К ним относится, в первую очередь,Франция, увеличившая поставки вооружения ОАЭ, став, таким образом, главнымпартнером Объединенных Эмиратов в этой области. Франция оказывает содействиевсем государствам-членам ССАГПЗ в развитии их военно-морских сил. Онапоставляет боевые корабли и катера Кувейту, Оману, Саудовской Аравии.Предполагается, что французские фирмы примут участие и в реконструкциисаудовских военно-морских баз.
МеждуФранцией и Великобританией идет острая конкурентная борьба на рынках вооружениягосударств ССАГПЗ. В 1996 г. кувейтское правительство приняло решение озаключении с Великобританией контракта на поставку ракетного оружия длявоенно-морских сил Кувейта. Вооружение того же типа предлагала ему и Франция.Показательно, что обе державы боролись за этот контракт в течение целого года.Решающую роль в выборе правящих кругов Кувейта в пользу Великобритании сыгралото, что во время операции «Буря в пустыне» с помощью ракет британскогопроизводства было потоплено 15 иракских судов28.
Втом же 1996 г. Катар заключил с Великобританией крупномасштабный контракт напоставку бронемашин, ракет, боевых кораблей и другой военной техники. Тем самымбыли подорваны позиции Франции, поставлявшей в эту страну до 80% всеговооружения и военной техники29.
Средипоставщиков вооружения и военного оборудования в страны ССАГПЗ прочные позициизанимают все главные его производители ЕС – Великобритания, Франция, Германия,Италия. Хотя в Германии был принят ряд законодательных актов, ограничивающихвоенный экспорт за пределы стран, входящих в НАТО, тем более в «зонынапряженности», к которым относится и регион Персидского залива, немецкиеторговцы оружием их успешно обходят. Саудовская Аравия закупает у Германиитанки, зенитные установки, бронетранспортеры, Кувейт, Бахрейн и ОАЭ –патрульные катера.
Сцелью расширения своего военного экспорта в страны-члены ССАГПЗ Германиясоздает совместные компании по производству вооружения с другимигосударствами-участниками ЕС. Германская и французская компании образовалисовместную фирму по производству противотанковых управляемых ракет «Хот» и«Милан», закупаемых Саудовской Аравией, Кувейтом и Катаром. Примером совместнойвоенной продукции государств ЕС, поставляемой некоторым странам ССАГПЗ,является самолет «Торнадо», в производстве которого участвуют концерныВеликобритании, Германии и Италии.
Послекризиса 1990-1991 г. государства ССАГПЗ начали заключать оборонные соглашения свходящими в ЕС странами. Наибольшую активность в этом плане проявляетВеликобритания, заключившая такого рода соглашения со всеми членами ССАГПЗ.Франция следует тем же курсом. В феврале 1993 г. Италия подписала соглашения овоенном сотрудничестве с Саудовской Аравией и Кувейтом. Эти соглашенияпредусматривают, как правило, расширение поставок вооружения, а такжепроведение регулярных совместных маневров. В то же время ряд соглашений севропейскими странами создают более солидную основу для их всестороннегоучастия в процессе обеспечения региональной безопасности. Например, соглашениемежду Кувейтом и Великобританией, подписанное в феврале 1992 г.,предусматривает проведение совместных консультаций по вопросам укрепленияобороноспособности Кувейта, создание совместного оборонного комитета, которыйпризван обеспечивать расширение поставок вооружения и предоставление помощи вподготовке военных кадров Кувейту со стороны Великобритании. Это соглашение, имеющеесилу в течение 10 лет, также дает возможность военно-морским силамВеликобритании, действующим в этом регионе, использовать портовые сооруженияКувейта30.
Соглашениемежду Кувейтом и Францией, подписанное в июле 1992 г., также являетсясвидетельством того, что европейским державам отводится значительная роль вобеспечении безопасности государств Персидского залива. Этот документпредусматривает непосредственное вмешательство Франции в том случае, еслиКувейт станет объектом нападения извне. Кроме того, в нем указывается, чтовоенное сотрудничество между двумя странами включает разработку программ поподготовке кадров, обмен экспертными оценками и работу французских военныхспециалистов и техников в кувейтских военных ведомствах. Срок действия соглашения– 10 лет31.
ГосударстваССАГПЗ стремятся к тому, чтобы получить более широкие международные гарантиисвоей безопасности, поэтому они не возражают против развития военно-техническихсвязей с Россией и КНР – постоянными членами Совета Безопасности ООН, что даетим возможность влиять на ход событий в различных регионах мира. Однако оба этихгосударства не прилагают активных усилий к тому, чтобы повысить свою роль вобеспечении безопасности региона Персидского залива путем расширения оборонногосотрудничества с государствами ССАГПЗ.
Вконце 1993 г. Россия и Кувейт заключили соглашение о военном сотрудничестве.Срок его действия – десять лет, и оно предусматривает закупку Кувейтомроссийского вооружения, стажировку и обучение кувейтских офицеров в российскихвоенных академиях, проведение совместных российско-кувейтских военных учений иманевров. Первые совместные маневры с участием военных кораблей обеих странпрошли в акватории Персидского залива в декабре 1993 г. Однако дальнейшаяреализация этого соглашения, по сути дела, приостановлена. Российская сторонане располагает достаточными финансовыми средствами для того, чтобы полностьюпретворить его в жизнь.
Нафоне масштабных закупок странами-членами ССАГПЗ оружия западного производствапоставки российского вооружения и техники в Кувейт и ОАЭ кажутся крайненезначительными. Россия заключила в 1992 г. контракт на поставку в ОАЭ 330 БМП32.В 1994 г. она заключила соглашение с Кувейтом, которое предусматривало поставку100 БМП, а также 30 установок ПВО33.
ПолитикаРоссии, направленная на восстановление полномасштабных отношений с Ираком, атакже ее тесные связи с Ираном, в первую очередь в военной области, сдерживаютразмеры российского участия в деле обеспечения безопасности государств ССАГПЗ.Те же причины лежат в основе того, что контакты Совета сотрудничества с КНРтакже остаются крайне ограниченными.
КНРориентируется, прежде всего, на поддержание высокого уровня военных связей сИраном, для которого она является одним из главных поставщиков вооружения ивоенной техники, а также на снятие с Ирака санкций ООН, которые ограничиваютего возможности по экспорту нефти, в том числе в Китай. Для развития отношенийс государствами ССАГПЗ КНР приходится прилагать огромные усилия, т.к. они неимеют прочной основы, с одной стороны, а с другой, КНР приходится преодолеватьконкуренцию со стороны западных держав, которые уже завоевали сильные позиции вэтих странах.
Вподходе ССАГПЗ к проблеме региональной безопасности прослеживается стремлениеуравновесить роль, которую играют в этом процессе индустриальные государства, ккоторым относят всех постоянных членов Совета Безопасности ООН, участием в немарабских и мусульманских стран. Что касается арабских государств, то некоторыеподвижки в этом направлении были достигнуты. В период кризиса в Заливе былизаложены основы военного сотрудничества государств ССАГПЗ с Египтом и Сирией: вмарте 1991 г. подписана Дамаскская декларация, предусматривавшая подключениеЕгипта и Сирии к оборонным мероприятиям Совета сотрудничества. Как известно,оба этих государства приняли активное участие в действиях антииракской коалициипо освобождению Кувейта в 1991 г.
Сдругой стороны, государства ССАГПЗ, опасаясь оказаться в зависимости от Египтаи Сирии, значительно превосходящих их и по численности населения, и по военномупотенциалу, ограничивают участие обеих стран в обеспечении региональной системыбезопасности. В то же время они не идут и на сворачивание с ними военногосотрудничества, связанного с достижением определенных геополитических и стратегическихвыгод. Военно-политические связи с Египтом и Сирией компенсируют, с однойстороны, последствия разрыва связей стран-членов Совета сотрудничества сИраком, а с другой, – в определенной мере уравновешивают развитие их отношенийс Западом. Государства ССАГПЗ отмечают значимость Дамаскской декларации: «Этотдокумент является основой для примирения и диалога. Он содействует становлениюцентрального звена нового арабского порядка в рамках Лиги арабских государств»34.
Средимусульманских государств, с которыми Совет сотрудничества начал развиватьвоенное сотрудничество, можно назвать Пакистан и Турцию. Пакистанские военныекадры используются в армиях ряда государств ССАГПЗ, которые еще в конце 80-хгодов разрабатывали планы создания военной промышленности с помощью Пакистана иТурции. Однако тогда их не удалось реализовать прежде всего из-за кризиса,возникшего в результате оккупации Кувейта Ираком. В перспективе можно ожидатьсо стороны ССАГПЗ активизации усилий, направленных на привлечение этихмусульманских государств к обеспечению безопасности в регионе Персидскогозалива.
Овозможностях военного сотрудничества ССАГПЗ с Пакистаном и Турцией, вчастности, заявлял один из высших военачальников Саудовской Аравии Халед ибнСауд. Он подчеркивал целесообразность привлечения к военному сотрудничествудвух дружественных мусульманских государств, непосредственно примыкающих крегиону Персидского залива, и отмечал: «Я вовсе не хочу сказать, что мы, страныЗалива, должны покупать у других государств услуги в военной области. Напротив,я имею в виду сотрудничество на основе общих интересов: в той же мере, как этистраны могут быть нашим щитом, мы на Аравийском полуострове можем обеспечить имстратегическую глубину. Мы столь же важны для них, как и они для нас»35.
Длястабилизации внутрирегиональной ситуации государства-члены ССАГПЗ пытаютсяразвивать взаимовыгодное сотрудничество с Ираном и не обострять отношений сИраком – двумя региональными державами, которые могут представлять реальнуюугрозу для стабильности в регионе. В то же время они пока не готовы подключитьих к единой системе региональной безопасности, хотя и не исключают возможностиреализации этой идеи в будущем, когда будут разрешены те противоречия, которыесуществуют между ними. Иран, в частности, не приемлет участия западных держав,прежде всего США, в обеспечении региональной безопасности. Кроме того,территориальный конфликт между Ираном и ОАЭ из-за принадлежности трех острововв Персидском заливе также заставляет других членов ССАГПЗ оказывать поддержку своемупартнеру по организации и настаивать на разрешении этой проблемы.
Чтокасается Ирака, то характер его будущих взаимоотношений с ССАГПЗ во многомзависит от того, как сложатся его отношения с Кувейтом. Несмотря на некоторыеотличия в подходе отдельных членов ССАГПЗ к политике в отношении Ирака, вофициальных документах этой организации выражена единая твердая позиция еечленов. Они требуют от Ирака выполнения всех решений Совета Безопасности,касающихся иракской агрессии против Кувейта и, прежде всего, ликвидацииимеющегося на его территории оружия массового уничтожения, освобождения всехпленных кувейтских граждан и граждан других стран и возвращения всей кувейтскойсобственности, похищенной в период оккупации36. В заключительномкоммюнике совещания в верхах государств ССАГПЗ, проходившего в декабре 1997 г.в Кувейте, подчеркивалось, что Ирак должен признать, что совершив захватКувейта, он нарушил Устав Лиги арабских государств, соглашение о совместнойобороне арабских государств и Устав ООН. Государства ССАГПЗ призвали Ирак«подтвердить, словом и делом свои мирные намерения в отношении государстваКувейт и других государств региона»37.
Длястабилизации обстановки в регионе члены ССАГПЗ стремятся разрешать всеимеющиеся между ними разногласия, в том числе касающиеся спорных территорий,мирными способами. В декабре 1995 г. король Саудовской Аравии Фахд призвалгосударства ССАГПЗ найти приемлемое решение для существующих территориальныхпроблем между членами этой региональной организации. Пока ССАГПЗ не удалосьэтого достичь, однако, благодаря общим усилиям конфликты между его членами недостигают стадии прямых вооруженных столкновений и не препятствуют принятиюсовместных мер по стабилизации региональной ситуации.
Советсотрудничества действует в интересах упрочения стабильности в регионеПерсидского залива. Его позитивная деятельность в этой сфере, несомненно,способствует укреплению безопасности в этом регионе.
Список источников и литературы
1. Муджазинджазатмаджлисат-тааунли дувапь аль-халидж аль-арабийа. – Эль-Кувейт, 1997. – С. 23.
2. Asian Defense, July 1988, с.11.
3. Маджаллаталь-Кувейт.– 1984. – № 27. – С.12.
4. Oman Daily Observer, 24.12.1988.
5. The Middle East, April 1988, с.12.
6. The Middle East and North Africa 1996,L., 1996, с. 219.
7. The Military Balance 1996/1997, L.,1996, с.123.
8. Middle East Policy, Vol. VI, №1 June1998, с.26.
9. MEED, 22 July 1983, с.4.
10. Feisal Al Mazidi. The Future of the Gulf.The Legacy of the War and the Challenges of the 1990s, London, New York, 1993, с.74.
11. HassanHamdanAl-Alkim. The GCC States inan unstable World. Foreign Policy Dilemmas of small States. – L., 1994. – С.137.
12. The Military Balance 1996/1997. – L.,1996. – С.125-127.
13. Middle East International, № 539. 6December 1998, с.12.
14. «Аль-Иттихад»,Абу-Даби,13.05.1998.
15. Arabs Trends, № 15, December 1998, с.9.
16. «Аль-Биляд»,Абу-Даби, 23.12.1997