Социально-экономическое развитие Пакистана (конец 40 – 90 гг. ХХв.)
Даже беглый взгляд на пройденный Пакистаном за годы независимого(с 1947 г.) развития, как политического, так и экономического свидетельствует осущественных позитивных изменениях, происшедших практически во всех сферахобщественной жизни. Конечно, подобные процессы характерны практически для всехстран в ходе их поступательного движения вперед, однако основной вопросзаключается в том, каковы темпы этого развития, за счет какого объема затраткак материального, так и гуманитарного характера они были достигнуты.
Если рассмотреть на высокоагрегированном уровне сначалаполитические процессы, происходившие в течение почти 60 лет в Пакистане испособные в определенной степени объяснить сдвиги в экономике, то становитсяясно, что этот путь был крайне сложен даже по сравнению с аналогичным во многихдругих странах. Достаточно начать с того, что само образование этогогосударства (из двух территорий, находившихся друг от друга на расстоянии почти1,5 тыс. км) носило весьма необычный характер, поскольку основывалось нарелигиозной общности мусульман, что в то время воспринималось, как нечто изряда вон выходящее. За короткий с исторической точки зрения период Пакистанпережил четыре прихода к власти в стране военных режимов, что однозначносвидетельствует о сильной роли армии в обществе. Нестабильностьвнутриполитической обстановки определялась и внешними причинами, среди которыхна первом месте стояло соседство с Индией, ставшей буквально с первых летсуществования Пакистана его главным врагом, а это, в свою очередь, определялонеобходимость поддерживать соответствующий уровень военных расходов, при том,что военный потенциал Индии и Пакистана оценивается как 1:3.
Именно нестабильность внутренней ситуации в Пакистане явилась едвали не главным фактором раскола в 1971 г. страны на два независимых государства– собственно Пакистан и Бангладеш. (Вместе с тем однозначно оценить это явлениелишь как негативное или, наоборот, только как позитивное для дальнейшегополитического и экономического развития пакистанского государства было бынекорректным. Хотя нам представляется, что в итоге нынешний Пакистан большевыиграл от этого, чем проиграл). Наконец, нельзя не учитывать и тообстоятельство, что Пакистан был, есть и будет исламским государством, имеющимтесные связи с исламскими режимами Ближнего Востока и арабского мира. Исламскийфактор оказывает влияние не только на все стороны политической жизни, но и наэкономику, что нашло отражение в ее определенной исламизации в 80-е годы ипродолжается (хотя и в сильно усеченном и формализованном виде) и поныне.
Очевидно, что эти и другие политические факторы в какой-то степенипрямо или косвенно обусловили взлеты и падения в экономическом развитиипакистанского государства за годы независимости. И, тем не менее, еслипроследить общие тенденции экономического роста, то можно сказать, что в этотпериод Пакистан превратился из отсталой практически во всех отношениях страны вгосударство едва ли не со среднеразвитой экономикой. Здесь весомую роль сталииграть высокотехнологичные отрасли, действует мощный агропромышленный комплекс,в агросферу все шире внедряются современные методы хозяйствования, позволяющиесобирать по два, а кое-где и по три урожая в год, неблагоприятные погодныеусловия в какой-то мере стали меньше влиять на состояние сельского хозяйства,несмотря на сложные внешнеполитические процессы в южноазиатском регионе,удается продолжить интегрирование в мировую экономику и т.д. Анализ основныхмакроэкономических показателей свидетельствует, что, например, среднегодовыетемпы экономического роста в 1950–1990 гг. составляли свыше 5%, а в 1990–2002гг. – около 4%.
Мы имеем уникальную возможность сравнить эти данные с аналогичнымипараметрами применительно к Британской Индии, поскольку известный английскийэкономист Ангус Мэддисон на базе обширных полевых исследований и с привлечениемзначительного числа вспомогательных работ осуществил такого рода опосредованныерасчеты для колониальной Индии. Он показал, что среднегодовые темпыэкономического роста составляли 1,1% в 1870–1913 гг. и 1,2% в 1913–1950 гг. Нетсомнений в том, что рост ВВП на территориях, отошедших впоследствии кПакистану, вследствие их более низкого экономического потенциала был ещеменьше.
С чем же пришел Пакистан к началу своего независимого развития?Поскольку эта тема (равно как и последующий экономический рост страны вплоть доначала нынешнего века) в исторической ретроспективе хорошо изучена, то мыостановимся лишь на экономическом развитии Пакистана на макроуровне, причем до1971 г. речь идет о Пакистане в современных границах, т.е. бывшем ЗападномПакистане.
Общеизвестно, что экономика колониальной Индии развивалась в силуразделения труда между колонией и метрополией крайне однобоко, что нашло отражениев росте преимущественно сельскохозяйственного производства и связанных с нимсырьевых отраслей промышленности. Раздел Британской Индии серьезно разрушилсуществовавшие в ее пределах экономические связи, причем все это усугублялосьнепрекращавшимися столкновениями между мусульманами и индусами. Источники сырьяостались на территории Пакистана, а его переработка осуществлялась внезависимой Индии. Очевидно, что о каком-либо развитии в экономической сфере натом этапе вообще говорить не приходится, кое-как поддерживался небольшой рост всельском хозяйстве, где создавалось около 60% валового внутреннего продукта.Доля промышленности колебалась в пределах примерно 8%, и даже торговля,традиционно развитая сфера, заморозилась на уровне 12% от ВВП.
В этой связи, естественно, встал принципиальный вопрос о том, какна макроуровне провести существенные преобразования отсталой, многосекторнойсоциально-экономической структуры и наряду с этим обеспечить стабильные темпыэкономического роста и подъем ведущих отраслей материально-вещественногопроизводства, а также определить оптимальное соотношение между этими двумязадачами. Трудность решения этого вопроса на том этапе экономического развитиязаключалась, как справедливо подчеркивал известный экономист В.Л.Шейнис, в том,что методы, используемые для достижения одной цели, далеко не всегдаспособствуют достижению другой. Низкий уровень развития основных отраслейэкономики и нехватка финансовых ресурсов для достижения высокой нормынакопления и поддержания ее на таком уровне, трудность удержания равновесияплатежного баланса, налаживания и развития внутриотраслевых и межотраслевыхсвязей (что уже само по себе весьма непросто) затрудняют в совокупностипроведение глубоких социальных преобразований.
Очевидно, что в подобных условиях говорить о каком-либопоступательном движении в социально-экономической области не приходится, и еслипопытаться определить общее направление развития Пакистана в 50-е годы, томожно сказать, что в тот период в стране только создавались условия длягрядущего экономического равновесия, обусловленного новыми географическими,политическими, внутрирегиональными границами. Вырабатывались наметки управленияэкономическими процессами; достаточно упомянуть в этой связи принятие первогопятилетнего плана на 1955–1960 гг. И, даже, несмотря на то, что он дваждыпересматривался в сторону уменьшения основных экономических показателей, этоуже было введением элементов смешанной экономики, которая в тех условиях былаедва ли не единственным институтом, способным хоть как-то вывести страну изкризиса5. Неудивительно, что в конечном итоге уже в 50-е годы ростВВП колебался на уровне 2,5–3,2%.
Тем не менее, при росте населения на 2,4% в среднем в год в тотпериод доход на душу населения повышался крайне медленно – лишь на 0,6%.Естественно, что за этим среднестатистическим показателем скрывалсязначительный разброс в реальных доходах, когда основная масса населенияпроживала практически за чертой бедности. Низкий рост сельскохозяйственногопроизводства (а в сельской местности проживало 28 млн. человек, что составляло82% всего населения Пакистана, и состояние агросферы определяло благополучиеили, лучше сказать, бедность подавляющей части жителей страны) никак не могбыть компенсирован увеличением объема промышленного производства. Основнаяпроблема здесь заключалась в том, что следовавшие едва ли ни один за другимнеурожаи требовали роста импорта продовольствия, а это сокращало почти на третьимпорт столь необходимого стране машино-технического оборудования, отсутствовавшегов Пакистане сырья, иных необходимых товаров, объективно требовавшихся дляобеспечения процесса расширенного воспроизводства.
Несомненно, что сложная экономическая ситуация породила наряду сдругими факторами предпосылки для политических изменений в стране, когда квласти пришел главнокомандующий пакистанской армией генерал Мохаммед Айюб-хан.Не касаясь всего комплекса социально-экономических преобразований, проведенныхего правительством (поскольку эта тема подробно изучена советскими и российскимивостоковедами, в первую очередь проф. В.Москаленко), следует отметить,во-первых, модернизацию аграрных отношений, рост инвестиций в сельскоехозяйство, устранение препятствий для частного предпринимательства, в первуюочередь в промышленном производстве при одновременном подчинении госсектораэтому процессу, реформирование кредитно-денежной системы, акцент на повышениенормы накопления, стремление к отказу от практики дефицитного финансирования итак далее. В конечном итоге, это придало существенный импульс экономическомуросту Пакистана. Недаром тот период развития страны, причем не толькоэкономического, но в какой-то степени и политического, называют «золотым веком»Пакистана.
Действительно, в то десятилетие из года в год наблюдалисьнеобычайно высокие темпы роста ВВП – на уровне 6,5–7%. Несмотря на довольновысокий прирост населения – около 3%, – увеличивался и доход на душу населения.Несомненно, что весомую роль сыграли и благоприятные погодные условия,позволившие существенно увеличить сборы основных продовольственных культур,равно как и внедрение достижений «зеленой революции». Но основной составляющейподъема национального хозяйства была общая стратегия экономического развития,составленная с учетом результатов проведения намеченных ранее экономическихреформ, реального повышения нормы накопления (а она, кстати сказать, достиглауже к середине 60-х годов почти 20% по сравнению с 10% в 60-м году), с учетомбыстрого развития внешнеэкономических связей и т.д. Неудивительно, что в 1969г. на 25-й сессии комиссии ЭКАДВ (сейчас – ЭСКАТО) в основном докладе Пакистанотмечался особо как страна с оптимальной моделью развития смешанной экономики,которая может быть рассмотрена как образец для многих афро-азиатскихгосударств.
Следует подчеркнуть, что в 60-е годы на передний план четковыступила тенденция приоритета темпов роста экономики. В тот период вэкономической науке в стране безраздельно властвовали идеи Дж. Кейнса и У. Ростоу,несколько модернизированные одним из ведущих пакистанских экономистов – Махбуб-уль-Хаком.В соответствии с этими идеями, как планирование экономики, так и весь процессее развития исходили из одной цели – достижения максимально высоких темповэкономического роста. Все остальное (сокращение темпов прироста населениястраны, изыскание внешних источников накопления, сокращение уровня прямогоналогообложения с целью стимулирования развития ведущих отраслей экономики идр.) либо было подчинено выполнению этой задачи, либо практически непринималось в расчет (проведение серьезных социальных преобразований,сокращение неравенства в распределении доходов и богатств, ослабление процессасоциально-имущественной дифференциации и т.п.). Нельзя не отметить в этой связипрямо-таки сакраментальную фразу, содержавшуюся в правительственных документах,связанных с подготовкой четвертого пятилетнего плана на 1970–1975 гг., гдеговорилось: «Мы не можем распределять бедность. Прежде чем может быть улучшенораспределение доходов, необходимо обеспечить экономический рост».
Тем не менее, даже при признании происходивших масштабныхэкономических преобразований в Пакистане со стороны международных организаций,невнимание к социальной сфере, к государственным расходам на здравоохранение,образование, к необходимости выполнения социальных программ (в особенности всфере улучшения занятости) не могло не сказаться на социально-политическойобстановке в стране, и вряд ли приходится сомневаться в том, что игнорированиесоциальных факторов сыграло свою роль в причинах распада Пакистана в 1971 г.
Наиболее серьезным следствием простого увлечения показателямиэкономического роста является усиление неравенства в распределении доходов,однозначно ведущее к еще большей социально-имущественной дифференциации,которую на бытовом уровне объективно невозможно скрыть от широких слоевобщественности, следует отметить, что количественно определить ее весьманепросто в силу неразвитости в развивающихся государствах (в отличие отразвитых стран) статистики расчетов национального дохода на стадиираспределения. Тем не менее, в Пакистане в 60–70-е годы были сделаны первыепопытки осуществления расчетов социального неравенства. Не останавливаясьподробно на этой теме (она достаточно исследована в нашей научной литературе иза рубежом)13, отметим, что в результате расчетов, проведенных какнациональными, так и западными экономистами, был сделан однозначный вывод осущественном и постоянно растущем неравенстве в распределении доходов, как всельской местности, так и в городе.
Подсчет ВВП на стадии распределения на регулярной основе не проводилсяв Пакистане вплоть до начала нынешнего тысячелетия, хотя подобные расчеты настадиях производства и использования ВВП ведутся ежегодно и имеют явную (хотя имедленную) тенденцию к качественному улучшению статистического учета,отмеченную экспертами ООН. Попутно представляется необходимым обратитьвнимание, что это совершенствование статучета нагляднее высветило ухудшениеположения не только лиц с низкими доходами, но и благосостояние среднегокласса. Как отмечал пакистанский источник, в начале нового тысячелетия в странеобозначилось «заметное ухудшение положения лиц с фиксированными доходами иувеличение отрыва от высокодоходных групп».
И, тем не менее, если сравнить описанную выше в целомблагоприятную экономическую ситуацию в 60-е годы XX в. с аналогичной вследующем десятилетии, то окажется, что в 70-е годы положение в национальномхозяйстве существенно ухудшилось. Будучи все еще неустойчивой идезинтегрированной, социально-экономическая структура такой развивающейсястраны, как Пакистан, весьма податлива ко многим сильным воздействиям какизвне, так и внутри страны. Анализируя в этой связи условия, в которыхпроисходило развитие национального хозяйства в 70-е годы, едва ли можнопредставить худшую обстановку для процесса экономического роста. Тяжелыепогодные условия (наводнения в 1973, 1975 и 1976 гг., засуха в 1974 г.) привелик замедлению темпов воспроизводства в сельском хозяйстве; достаточно сказать,что за время пребывания правительства З.А.Бхутто у власти (1972–1977 гг.)среднегодовой рост добавленной стоимости в этой отрасли экономики едва превысил2% в среднем в год, что в условиях ежегодного прироста населения в 3% напрактике означало падение среднедушевых размеров сельскохозяйственногопроизводства. Как свидетельствуют данные табл. 1, экономический рост в 70-егоды был достигнут не за счет отраслей материально-вещественного производства,а за счет сферы услуг, что в какой-то мере допустимо, но лишь в рамкахкороткого (год-два) исторического периода, но не более.
Кроме того, разразившиеся в первой половине 70-х годовэнергетический и валютно-финансовый кризисы привели к тому, что Пакистан,который был уже основательно втянут в орбиту мирового капиталистическогохозяйства и международного разделения труда и не обладал необходимыми дляминимальной самообеспеченности запасами энергоносителей, был вынуждензначительную часть валютных резервов направить на закупки нефти инефтепродуктов. А это, естественно, привело (в условиях ограниченности валютныхресурсов) к сокращению импорта товаров производственного назначения.
Но самое главное заключалось в том, что пришедшее к власти встране в 1972 г. правительство Зульфикара Али Бхутто начало проводитьширокомасштабные экономические преобразования, направленные на усиление долигосударственного сектора в национальном хозяйстве страны и соответствующееограничение роли рыночной экономики. При этом широко муссировалась популистскаяидея о том, что экономические реформы «направлены против концентрации богатстви экономической власти в руках немногих, на усиление контроля в экономике иповышение роли «небольшого инвестора». Дело дошло до того, что постепенно как всамом Пакистане, так и за его пределами даже стали говорить о создании в странечуть ли не зачатков социалистической экономики
Среди основных направлений реформ выделялась национализациянескольких десятков крупных промышленных предприятий в 10 основныхиндустриальных отраслях (первоначально они были просто взяты под контрольгосударства). Далее, в 1972 г. была осуществлена национализация 43 страховых компаний(причем 4 из них были иностранными!), являвшихся важным звеном всейкредитно-денежной системы страны. Затем в 1973 г. была национализированаэкспортная торговля хлопком (вывоз товаров хлопковой группы является главнымисточником получения Пакистаном иностранной валюты), а также установленконтроль над торговлей сахаром, зерном.
Дальнейшее усиление роли госсектора в экономике Пакистана нашлоотражение в национализации в 1974 г. торгового судоходства и нефтяных компаний(последнее напрямую объяснялось неспособностью частного энергетического секторасправиться с последствиями мирового топливно-энергетического кризиса 1973 г.).
Но одним из наиболее серьезных шагов в деле укрепления госсекторастало тогда проведение банковской реформы. На первом этапе, в 1972 г.правительство Пакистана с целью усиления контроля за деятельностью частныхбанков предоставило Госбанку страны право смещать и назначать их директоров,приостанавливать деятельность правлений банков и временно назначать своихадминистраторов и др. Но уже в 1974 г. парламент Пакистана принял закон онационализации банковского дела в стране, что означало переход коммерческихбанков в собственность государства (за исключением иностранных).
Наконец, госсектор начал внедряться в аграрный сектор, где былинационализированы многие предприятия по первичной обработкесельскохозяйственной продукции: хлопко- и рисоочистительные, маслобойки,мельницы и др. (вплоть до средних по своим масштабам и даже некоторых мелких).
Мы не случайно уделяем довольно много внимания простому (на первыйвзгляд) перечислению направлений реформирования экономики Пакистана с цельюусиления в ней роли государственного сектора. Дело в том, что, каксвидетельствуют эти факты, правительство З.А.Бхутто затронуло, в конечномитоге, интересы практически всех предпринимательских слоев – крупных, средних идаже мелких. И как не покажется парадоксальным, именно огосударствлениеаграрной сферы стало последней каплей, переполнившей чашу терпенияпредпринимательских кругов, включая самые низшие их формы всельскохозяйственном производстве, которые на первых этапах реформированияпошли за З.А.Бхутто, веря в реализацию его социальных лозунгов.
Более того, на эти процессы наложились противоречия, связанные сразвитием рыночных отношений как в целом в национальном хозяйстве страны, таки, особенно, в деревне. Если в 60-е годы, в условиях быстрого ростасельскохозяйственного производства и развернувшейся во второй половине этогодесятилетия «зеленой революции» немалая часть быстро растущего населения абсорбироваласьтрадиционным сектором (в котором увеличивалась численность не полностью занятойрабочей силы), то дальнейшее развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве(в 70-е и 80-е годы) заметно затруднило этот процесс. «Зеленая революция»постепенно разрушала традиционные отношения в пакистанской деревне, которыебыли основой поддержки сельских групп, частично или полностью лишившихсясредств к существованию, а также в условиях интенсификациисельскохозяйственного производства сократила потребность в живом труде всельском хозяйстве. В немалой степени следствием этих процессов был начавшийсяв то время рост миграции рабочей силы из Пакистана в мусульманскиенефтедобывающие страны Ближнего Востока. Таким образом, в 70-е годы, несмотряна стремление правительства З.А.Бхутто к сбалансированному росту (т.е. ккакому-то оптимальному соотношению в постановке и решении экономических исоциальных задач), добиться этого не удалось.
Вообще, строго говоря, расстановка акцентов всоциально-экономическом развитии в странах, находящихся на периферии мировогоэкономического хозяйства (к каковым до сих пор в определенной степенипродолжает относиться Пакистан), весьма непроста. Экономическое и социальноеразвитие в странах со слаборазвитой рыночной экономикой носит крайнепротиворечивый характер, и поступательное движение вперед происходит лишь вряде очагов. На практике это означает, что на передний план выдвигаются, причемс явным отрывом от остальных, какие-то определенные отрасли или сферыпроизводства, секторы, районы или географические местности (Панджаб и Синд,оставляя позади Белуджистан и СЗПП) и т.п. На развитие таких очагов выделяютсязачастую немалые суммы из сравнительно ограниченного общего объема ресурсов.Так было, например, в первой половине 60-х годов, когда быстрыми темпами сталиразвиваться вспомогательные отрасли тяжелой промышленности; так было во второйполовине 60-х годов, в 70-е годы и в определенной степени в первой половине80-х годов, когда сельское хозяйство Пакистана в связи с развернувшейся «зеленойреволюцией» становилось все более капиталоемкой отраслью. Однако на практикеэто вело к тому, что к уже существовавшим формам социального и экономическогонеравенства стали добавляться новые, иногда труднопреодолимые формы.
Ответной реакцией на эти процессы были усиление в развивающихсястранах Азии эгалитаристских тенденций и разработка (а затем и следование в тойили иной степени) различным концепциям, направленным на некоторое сглаживаниетаких диспропорций (концепция удовлетворения «основных нужд», концепция«коллективной самообеспеченности» и т.п.). Естественно, что не избежал этойучасти и Пакистан, где теория «Основных нужд» стала базой для пятого по счетупятилетнего плана экономического развития страны (1978–1983 гг.). В этом нашелотражение широкомасштабный протест против такого пути трансформации общества,при котором весь процесс поступательного развития сводится практически красширению масштабов производства и увеличению нормы накопления, в то время какудовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей большинстванаселения этих стран сводилось к минимуму. Неудивительно, что во главу угластавилась заведомо невыполнимая (в силу, хотя бы, сложного положения в сельскомхозяйстве в предыдущие годы) задача достижения темпов роста сельского хозяйствав размере в среднем 6% в год.
Нет сомнений в том, что резкое неприятие подавляющей частьюпредпринимательских кругов Пакистана проводившейся широкомасштабнойнационализации стало одним из существенных факторов расширения влияния оппозиции,куда входили, в первую очередь, религиозно-общинные партии и организации. Идаже попытки З.А.Бхутто остановить рост их влияния путем принятия ихисламистских требований (когда ислам впервые в Пакистане был объявленгосударственной религией) не дал никаких результатов. В конечном итоге, как этоуже не раз бывало в истории Пакистана, в условиях очевидной нестабильностиэкономического, политического и социального положения в стране 5 июля 1977 г.военные взяли власть в свои руки, а главным администратором (с осени 1978 г. –президентом страны) стал генерал Зия-уль-Хак.
С его приходом заметно изменилась и экономическая политика,оказавшая существенное воздействие на развитие национального хозяйства страны,включая и социальную сферу. Ставка была сделана почти стопроцентно на частныйсектор, что на практике означало отход от проводившихся ранее реформ понационализации и принятие за основу принципов рыночной экономики. Частномусектору с каждым годом предоставлялись все большие льготы. Стремясь подчеркнутьизменение в соотношении двух составных частей в рамках «смешанной экономики» впользу частного предпринимательства, Зия-уль-Хак, выступая в конце 1981 г. наконференции по вопросам экономического развития, особо отметил, чтогосударственный сектор не должен препятствовать росту частного сектора, а можетлишь его дополнять и способствовать его ускоренному развитию.
Усиление роли и влияния частного сектора в экономике Пакистана в80-е годы в немалой степени было следствием рекомендаций МВФ и МБРР, вчастности экономических советников этих организаций, работавших в Пакистане:К.Шиллера, бывшего министра хозяйства и финансов ФРГ, и Р.Макнамары, бывшегопрезидента МБРР. Надо сказать, что правительство Пакистана и ранее приглашалодля работы в стране экономических советников, однако масштабы деятельностиведущих специалистов международных экономических организаций в 80-е годыпревысили все предыдущие показатели буквально в десятки раз.
Ярым приверженцем рыночной экономики стал в третий раз сменившийточку зрения на стратегию ее развития «экономический отец» Пакистана д-рМахбуб-уль-Хак, занимавший в первой половине 80-х годов пост первогозаместителя председателя Плановой комиссии страны. Именно он задавал тон приопределении стратегии экономического роста и экономической политики. На этотраз основные идеи Махбуб-уль-Хака сводились к значительному расширениюдеятельности частного сектора в национальном хозяйстве, созданию максимальноблагоприятных для этого условий, денационализации большинства государственныхпредприятий, поощрению инвестиционной деятельности наиболее богатых групппакистанского общества, и как следствие этого – все меньшее внимание уделялосьсоциальному равенству.
Эти концепции в наибольшей степени были отражены в шестомпятилетнем плане (1983–1988 гг.) экономического развития страны. В этой связинельзя не процитировать высказывание прогрессивного лахорского еженедельника«Вьюпойнт», который писал, что «в начале 80-х годов Пакистан возвратился ктому, с чего он начал осуществление второго пятилетнего плана (т.е. к началу60-х годов. – С.К.). Шестой пятилетний план, подготовленный верхушкойтехнократов, обучавшихся в США, предоставляет широкие возможностичастнокапиталистическому предпринимательству и уделяет мало вниманиясоциальному сектору».
Тем не менее, факты свидетельствуют о том, что акцент на частноепредпринимательство дал свои позитивные результаты. В рамках рыночной экономикиобъективные и субъективные факторы привели к тому, что в 80-е годы рост ВВПдостиг практически уровня 60-х годов и превысил 6,0% в среднем в год, довольновысоким был и рост сельского хозяйства – свыше 4%, который, кстати сказать, вцелом сохранился и в первой половине 90-х годов (например, 10% в 1992 г., 12% –в 1995 г.)24.
Анализируя экономическое развитие Пакистана в период правленияЗия-уль-Хака, нельзя не сказать о нестандартном подходе, воздействующем на этотпроцесс и реализуемом правительством: речь идет об исламизации экономики,которая на практике началась именно в тот период, хотя разговоры о внедренииисламских принципов, как на уровне официальных лиц, так и национальныхэкспертов и ранее активно велись. Более того, муссировалась идея о созданиитоухидной экономики (т.е. почти полностью основанной на экономических идеяхислама).
Внедрение исламских законов в сферу экономики касалось в первуюочередь налоговой системы и запрета взимания «риба» (ссудного процента). Здесьна первом месте стояло применение в экономической жизни страны исламскихналогов закят и ушр. Как отмечал в 1979 г. Зия-уль-Хак, «они позволят черезнесколько лет кардинально изменить экономику страны… и вскоре в Пакистане неостанется ни одного человека, который ляжет спать голодным». Не надо было бытьпровидцем, чтобы уже в то время видеть явно пропагандистский характер такогорода высказываний, а тем более убедиться в этом сегодня по истечении более чем20 лет.
Не меньшее непонимание вызывает и тогдашнее решение об отменебанковского процента – т.н. «риба». Идея здесь заключалась в том, чтобы вместовзимания процентов банк участвовал в прибылях и убытках заемщика. Более того,предлагалась совершенно нелепая схема, согласно которой вместо кредитныхопераций банк осуществляет покупку товаров, а затем их продажу по более высокойцене. Рассматривались даже варианты того, чтобы производились «покупка торговыхсчетов, движимого и недвижимого имущества у клиентов на основе соглашений,предусматривающих выкуп этой собственности; прокат банками контролируемого имиимущества или сдача его в наем; финансирование банками расширения производствас целью возрастания собственности».
То, что исламизация экономики никак не может уложиться в рамкисовременных экономических законов, сомнений нет. Вопрос иного порядка – почемувоенные во главе с Зия-уль-Хаком, являющиеся одной из наиболее образованныхсоциальных групп пакистанского общества, солидаризировались с улемами и сталипроводниками исламизации в стране? По нашему мнению, на первом месте здесьстоят субъективные факторы, в первую очередь понимание военными властями того,что практически лишь этот процесс вместе с умелым оперированием исламскойфразеологией, а также тонкая игра на религиозных чувствах верующих могут вкакой-то мере стать той силой, которая поможет главе военных Зия-уль-Хакуудержаться у власти и хотя бы частично оправдать свержение им законного правительстваи казнь его главы – Зульфикара Али Бхутто. Ну, и, конечно, нельзя не учитыватьестественное стремление военных получить как можно большую экономическую помощьот таких богатых теократических стран, как Саудовская Аравия. Одним изаргументов, способных снискать большую благосклонность саудовцев (асоответственно, и получить искомую помощь), являлась исламизация экономики,поскольку она подчеркивает приверженность законам шариата.
Анализ макроэкономических процессов в 90-е годы свидетельствует,что сбалансированное в целом социально-экономическое развитие страны былонарушено, и нарушено в немалой степени по политическим причинам. Постоянноесоперничество между Наваз Шарифом и Беназир Бхутто и, как результат, быстраясмена пакистанских лидеров, регулярные предвыборные кампании, крайне негативновлиявшие на эффективность производства – все это в совокупности не могло несказаться негативно на плавном развитии экономики. Ко всему прочему, если НавазШариф был в целом способен обеспечить работоспособность государственной машины(конечно, по пакистанским меркам), а соответственно, и какое-то управлениеэкономикой страны, то Беназир Бхутто была в состоянии руководить лишь партийнымаппаратом, но никак не государственным строительством в силу отсутствия у нееэлементарного практического опыта даже при наличии квалифицированныхсоветников.
Но, естественно, главную роль здесь играли экономические факторы:слабая инвестиционная активность, инфляционные процессы, неизменный дефицитвнешней торговли (от 1,5 до 3,5 млрд. долл. в разные годы) и, конечно,неблагоприятные погодные условия, определяющие состояние основной отраслинационального хозяйства страны – сельского хозяйства. Сейчас его доля всоздании ВВП колеблется на уровне 25–26% (см. табл. 2). О явной нестабильностив экономике свидетельствуют, в первую очередь, скачки в темпах экономическогороста; например, в 1992 г. они составили почти 8%, а в следующем, 1993 г. –лишь 2%, в 1996 г. – почти 7%, а в следующем чуть больше 1%. Лишь в последниегоды он относительно постоянен, хотя и невелик – где-то немногим более 3% всреднем в год.
Особо следует сказать о негативном влиянии экономических санкций,впервые введенных многими зарубежными странами в 1998 г. по отношению кПакистану в связи с проведением им в мае того года ядерных испытаний. Некасаясь политической стороны вопроса (об этом уже много писалось), хотелось быотметить, что по некоторым оценкам, страна лишилась экономической помощи вразмере не менее 2 млрд. долл. Даже Саудовская Аравия, один из ближайшихпартнеров Пакистана, отказала ему в предоставлении обещанных ранее кредитов насумму почти в 1 млрд. долл. И хотя тогдашний премьер-министр Наваз Шарифутверждал, что санкции не нанесли серьезного ущерба экономике страны, уже одното, что во время встречи с Клинтоном в том же году он предложил американскомупрезиденту отменить санкции в обмен на согласие подписать в одностороннемпорядке Договор о нераспространении ядерного оружия, говорит о том, что удар поПакистану был весьма силен.
Выше нигде не затрагивался весьма важный для нормального развитиянационального хозяйства Пакистана (как, впрочем, практически всех стран) вопросо влиянии занятости на такого рода развитие и опосредованное воздействие иныхэкономических факторов на занятость. А вопрос этот отнюдь не прост. Развитиепакистанского общества с его многосекторностью (даже, несмотря на главенствочастного сектора), пестротой этнического состава и в какой-то мере с учетомразличий в культурных традициях происходило на самых разных качественных уровняхи, естественно, в разной степени. Здесь целесообразно принять во вниманиесущественную зависимость экономического роста от изменений в отраслевойструктуре занятости и наоборот: чем выше уровень достигнутого странойэкономического развития, тем больше доля занятых в промышленности,строительстве, сфере услуг и тем меньше она в сельском хозяйстве.
Действительно, общая тенденция, как свидетельствуют данные табл.3, в период с 1972 по 2002 г. именно такова – сокращение доли занятых всельскохозяйственном производстве и общий рост во вторичных отрасляхматериально-вещественного производства и сфере услуг. Здесь следует отметитьодну важную особенность занятости в сфере услуг, связанную с тем, чточисленность рабочей силы возрастала отнюдь не во всех отраслях указаннойобласти, а лишь в торговле, гостиничном хозяйстве и сфере питания. В этом нашлиотражение особенности экономического развития Пакистана практически в течениевсего периода его независимого развития, когда в условиях нестабильностиполитической обстановки в стране, а также взлетов и падений в экономике многиекапиталовладельцы предпочитали осуществлять инвестиции именно в эти прибыльныеи сравнительно надежные отрасли, а соответственно, туда устремлялась в поискахвозможно большего заработка, а самое главное – в своем стремлении иметь болеестабильную работу немалая часть самодеятельного населения.
Следует подчеркнуть, что в 90-е годы произошло обострение целогокомплекса социальных проблем, связанных с нестабильной политической обстановкойи экономической ситуацией. Если в 70–80-е годы в Пакистане наблюдалосьсущественное сокращение численности населения страны, живущего ниже чертыбедности (с 47 до 17%), то в 90-е годы произошел его рост, и сейчас, по мнениюнаиболее видного пакистанского экономиста Махбуб-уль-Хака, около 34% жителейстраны находится за чертой бедности, в то время как в 1990 г. таковыхнасчитывалось около 20%.
Проблема распределения доходов и обеспечения малоимущих слоевобщества продолжает относиться к наиболее серьезным социальным и экономическимпроблемам страны. Пакистанские эксперты и аналитики международных экономическихорганизаций связывают это ухудшение с проведением в 90-е годы в Пакистанекомплекса программ по реструктуризации экономики, падением экономическойактивности в ряде отраслей национального хозяйства, с принятиеммакроэкономических стабилизационных мер, которые в своей совокупности леглинемалым бременем на бедные и беднейшие слои населения (среди них особовыделяются меры по увеличению сбора косвенных налогов). Негативную роль сыгралои замедление роста общих расходов на экономическое развитие, что привело кнедовыполнению таких важных программ, как Программа социальных действий (Фаза2), Программа поддержки сельского хозяйства, Программа развития водных ресурсови др.
Особо следует сказать об экономическом развитии Пакистана послетрагедии 11 сентября 2001 г. в США. Участие Пакистана в антиталибской коалициипринесло ему немалые дивиденды, и думается, что экономические факторыпревалировали над политическими в решении Исламабада примкнуть кантитеррористической операции. С Пакистана были сняты экономические санкции,введенные в 1998 г. в связи с ядерными испытаниями. Уже в октябре 2001 г. онполучил от США, Японии, Европейского Союза и Великобритании гранты наличными наобщую сумму в 780 млн. долл. Кроме того, он получил твердые гарантиипродолжения западной помощи в 2002 г. (что действительно было сделано).Одновременно Канада вложила около 300 млн. долл. в развитие социальной сферы,параллельно Запад выделял помощь афганским беженцам, находившимся на территорииПакистана, с целью ослабить давление на его бюджет. Кроме того, Парижский клубпообещал рассмотреть вопрос об отсрочке платежей по кредитам. Наконец,Европейский Союз снизил пошлины на экспортируемые Пакистаном товары приодновременном увеличении его экспортной квоты. Здесь перечислены лишь основныепреференции, полученные Исламабадом после его решения действовать противталибов.
Вместе с тем была еще одна существенная причина решения Пакистанапримкнуть к западным странам в борьбе с талибами, которая хотя и носитполитический характер, но о которой нельзя здесь не сказать, поскольку онатесно связана с экономическим развитием страны. Дело в том, что Индия почтисразу после трагедии 11 сентября заявила о своем присоединении к антиталибскойкоалиции. В подобной ситуации неучастие в ней Пакистана резко подорвало бы егопрестиж на международной арене при одновременном значительном повышении акцийего основного соперника; кроме того, однозначно усилилось бы экономическоедавление на и без того ослабленную страну. А этого лидер страны Первез Мушаррафдопустить, естественно, никак не мог, даже, несмотря на серьезноепротиводействие союзу с США со стороны миллионов ортодоксальных мусульман,постоянно проводивших многотысячные демонстрации по всей стране и вступавшихпорой в жесткие столкновения с полицией. Наконец, правящие круги не скрывали,что осознают серьезную опасность распространения исламского радикализма и длявнутриполитической ситуации в Пакистане, что могло затормозить егоэкономическое развитие.
Среди существенных ограничителей экономического роста страны напротяжении многих лет выступали значительные военные расходы Пакистана. Этообусловливалось в первую очередь постоянным политическим противостоянием сИндией (главным образом по кашмирскому вопросу) и соответствующим стремлениемИсламабада поддерживать по возможности военный паритет с Дели. Очевидно, чтопри соотношении военных потенциалов между странами приблизительно как 1: 3Пакистан был вынужден тратить на военные нужды значительно большую частьгосбюджета (в процентном отношении), нежели Индия. Так, в 1987 г. (последнийгод пребывания у власти военного режима во главе с Зия-уль-Хаком) эта долясоставила 27%, а затем имела постепенную тенденцию к сокращению: до 26% в 1990г., 24% в 1995 г. и 20% в 2000 г. Вместе с тем более корректным представляетсяисчисление военных расходов относительно ВВП, тем более, что Пакистан пока чтонаходится в переходной фазе от формы традиционно британского госбюджета (имеетдва самостоятельных бюджета – текущий бюджет и бюджет капиталовложений) кконсолидированному, единому бюджету, учитывающему совокупные федеральные ипровинциальные доходы и расходы. Расчеты свидетельствуют, что доля военныхзатрат в ВВП составляла 7,2% в 1987 г., 6,9% – в 1990 г., 5,6% – в 1995 г. и5,2% – в 2000 г.36 Таким образом, эти данные в полной мерекоррелируют с госбюджетом и также имеют тенденцию к снижению. Однако в данномслучае важно иное – возможность их корректного сравнения на международномуровне, и в первую очередь с основным военным противником – Индией, гдеаналогичный параметр колебался в 90-е годы на уровне 3,1–3,3%.
Говоря о сравнениях в международном масштабе, следует, конечно,рассмотреть вопрос о том, какое место занимает в настоящее время Пакистан вмировой экономической системе, но главным образом – относительно другихгосударств региона. Причем целесообразно взять в данном случае не толькотрадиционный показатель – доход на душу населения в долларах, но и постепенновходящий в экономическую практику иной параметр – аналогичный доход, норассчитанный по паритету покупательной способности, учитывающий в первуюочередь потребительские категории.
Как свидетельствуют эти данные, Пакистан по традиционноисчисленному показателю – ВВП на душу населения – опережает свою основнуюсоперницу, Индию. Однако по доходу, подсчитанному на базе паритетапокупательной способности рупии, заметно уступает ей; т.е., попросту говоря,жизнь в Пакистане «дороже», чем в Индии, тем более она дороже, чем на ШриЛанке, не говоря уже об Иране, где Тегеран, по оценкам экспертов ООН, признан в2001 г. самым «дешевым» городом мира.
Особо хотелось бы остановиться на российско-пакистанскихэкономических отношениях, причем в исторической ретроспективе для последовательностиподхода, поскольку изменение геополитической обстановки в регионе обусловливаети постепенную трансформацию наших двусторонних связей.
Несмотря на то, что дипломатические отношения между нашимистранами были установлены уже в 1948 г., более или менее регулярные торговыесвязи и экономическое сотрудничество стали развиваться лишь в 60-е годы. Началоэтому процессу было положено подписанием в 1961 г. соглашения о геологоразведкена нефть и газ, которое впоследствии неоднократно продлевалось. Одновременностала несколько расширяться и советско-пакистанская торговля, хотя она изанимала в товарообороте двух государств крайне незначительное место: так, доляоборота Пакистана в торговле с СССР составляла 0,06% в 1960 г., 0,27% в 1970г., 0,19% в 1980 г. СССР поставлял машины и различное оборудование, чугун исталь, удобрения, цемент, некоторые товары культурно-бытового назначения, ряддругих товаров. В обмен Пакистан экспортировал в Советский Союз товарыхлопковой группы, изделия из джута (до 1971 г.), шерсть, обувь, кожевенноесырье, кожгалантерею и т.п.
Надо сказать, что трудности Пакистана в сфере экономики в 70-егоды не помешали тогда дальнейшему развитию советско-пакистанскогосотрудничества. Более того, в тот период в Пакистане с помощью СССР было начатосооружение таких крупных объектов сотрудничества, как металлургический заводоколо Карачи и вторая очередь теплоэлектростанции Гудду. Строительство большогометаллургического завода было расценено в Пакистане как важный шаг к достижениюэкономической самостоятельности и созданию отраслей тяжелой промышленности, атакже увеличению занятости населения.
Кроме того, в 70-е годы вошел в строй ряд объектов, построенныхпри содействии Советского Союза: это несколько радиостанций (причем одна из них– около Исламабада – была в то время самой крупной в стране), а также большаяхлопкопрядильная фабрика. В счет кредитов, которые СССР предоставил Пакистануна строительство металлургического завода, наша страна получала из Пакистананеобходимые товары текстильной промышленности, а также сырье. Началосьосуществляться сотрудничество в дотоле нетрадиционных сферах, в частности, вобласти рыболовства.
Естественно, что внешнеполитическая ситуация в 80-е годы,связанная, с одной стороны, с присутствием советских войск в Афганистане, а сдругой, – с поддержкой последнего Пакистаном, наложила серьезный негативныйотпечаток на наши двусторонние отношения, которые развивались в тот периодкрайне слабо, хотя и не прекратились полностью. Так, в 1985 г. вышел на полнуюмощность Пакистанский металлургический завод, который более чем на 50%обеспечил потребности страны в стальном прокате и даже дал возможностьэкспортировать часть продукции за рубеж. В 1983 г. между СССР и Пакистаном былодостигнуто соглашение о строительстве тепловой электростанции Мултан-2 близМуззафаргарха. Несколько увеличился и товарооборот: если в 1960 г. объемторговых операций составлял лишь 6 млн. долл., а в 1975 г. – 68 млн. долл., тов 1990 г. он превысил 200 млн. долл., т.е. рост очевиден, хотя в абсолютномисчислении эти цифры крайне незначительны.
Примерно 2/3 российского экспорта и тогда, и сейчас составляютмашины и машино-техническое оборудование – в первую очередь для объектовсотрудничества, а 1/3 – это различного рода товары: электродвигатели и иноеэлектрооборудование, трубы, изделия из стекла, искусственный каучук, полиэтилени тому подобное. Россия так же, как ранее СССР, получает из Пакистанахлопок-сырец, хлопчатобумажные ткани, готовую одежду, необработанную кожу,полотенца и многие другие товары широкого потребления. При этом сотрудничествоосуществляется не только с предприятиями государственного сектора, но и счастными фирмами, хорошо зарекомендовавшими себя на советском рынке: FECTO,Metro, Mercury, Tabani, Escorts и целый ряд других.
Однако целесообразно взглянуть на нынешние реалии. В 2002 г.,например, объем товарооборота составил всего лишь около 70 млн. долл. в год,при этом доля России в общем объеме пакистанского импорта достигла лишь 0,8%, аудельный вес нашей страны в пакистанском экспорте вообще составил 0,06%.Конечно, двустороннее сотрудничество в той или иной степени осуществляется и вдругих, в том числе в новых сферах. Так, уже успешно произведены с космодромаБайконур два запуска пакистанских спутников российскими ракетами-носителями,идут конструктивные переговоры с пакистанской стороной об участии России вграндиозном проекте по сооружению газопровода из Ирана в Пакистан и возможнодалее, в Индию (уже подписан Меморандум о взаимопонимании), на регулярнойоснове проводятся консультации между Счетными палатами обоих государств с цельюобмена опытом по борьбе с коррупцией, рассматриваются возможности расширениядвусторонней торговли и др. Однако, как представляется, этим наши возможностине ограничиваются и взаимный интерес представляет: модернизация построенного спомощью СССР Пакистанского металлургического завода, увеличение мощностирадиовещательных станций, расширение сотрудничества в сфере высоких технологийи т.п., особенно в свете изменения геополитической ситуации в регионе иустранения многих ранее мешавших экономическим связям препятствий.
Проведенный макроэкономический анализ воспроизводственныхпроцессов в национальном хозяйстве Пакистана дал возможность в наибольшейстепени проследить размах и глубину общественного разделения труда, равно как ипостепенный переход от доиндустриальных к современным формам и методампроизводства в ведущих отраслях экономики страны. Такой анализ показал, вчастности, что за годы независимости произошли глубокие структурные изменения вэкономике пакистанского государства: общественный продукт вырос более чем в 10раз, основную часть его прироста обеспечило сельскохозяйственное производство.Значительные ассигнования на его развитие, трансформация аграрных отношений,успехи «зеленой революции», освоение новых земель и др. дали ощутимыерезультаты.
Пожалуй, главным итогом структурных сдвигов в национальномхозяйстве Пакистана стало быстрое расширение национальной основы процессаобщественного производства. Благодаря существенной диверсификации экономики,росту современной промышленности и инфраструктуры, внедрению новых технологийстрана из просто аграрной превратилась в полном смысле этого слова ваграрно-индустриальную, в которой многие важные элементы, необходимые длянормального функционирования воспроизводственного механизма, стали создаватьсявнутри страны.
Вместе с тем осуществлявшаяся в Пакистане индустриализация с ееодносторонним упором на крупную промышленность в условиях крайне низкогоисходного уровня и глубокой дезинтеграции местных хозяйственных структур резкоусилила несбалансированность между различными отраслями и группами отраслей исфер общественного производства и поставила перед страной немало социальныхпроблем. И, если бы не расширение аграрного сектора и сферы услуг (которые былиглавными абсорбентами избыточного и к тому же быстрорастущего населения), товоспроизводственный процесс был бы крайне затруднен – уже в 2002 г. населениеПакистана достигло 145 млн. человек (в 1951 г. оно составляло на территориибывшего Западного, а ныне современного Пакистана менее 34 млн. человек). Однакодаже с учетом высоких темпов роста численности населения и, соответственно,усиления давления на землю, серьезных пертурбаций на мировом рынке, весьманегативно влиявших на уже сильно втянутую в мировое хозяйство экономикуПакистана, внутриполитические катаклизмы, перекликавшиеся с обострениями егоположения на международной арене (в первую очередь взаимоотношения с Индией),Пакистану удалось к началу XXI в. войти в группу государств со среднеразвитойрыночной экономикой, опередив по доходу на душу населения Таджикистан (170долл.), Кыргызстан (270 долл.), Молдову (400 долл.) и приблизившись к Армении(520 долл.) и в некоторой степени к Грузии (590 долл.), и создать, в конечномитоге, серьезную экономическую базу для развития в новом тысячелетии.
Список источников илитературы
пакистан реформа военный режим
1) Шейнис В.Л. Экономический рост и социальное переустройство.Некоторые взаимосвязи и противоречия // «Третий мир». Стратегия развития иуправление экономикой. – М., 1971.
2) Пакистанское общество. Экономическое развитие и социальнаяструктура. – М., 1987, с. 19.
3) Москаленко В.Н. Проблемы современного Пакистана. – М., 1970.
4) В.Я. Белокреницкий. «О стратегии экономического развития Пакистана(по материалам пакистанской печати)» // Современный Пакистан. Экономика,политика, культура. М., 1976.
5) Каменев С.Н. Экономический рост Пакистана. – М., 1977; АрабаджянЗ.А. Иран и Пакистан. Распределение доходов в городе. 60-е – начало 80-х годов.– М., 1987;
6) Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». – М., 1972.
7) С.И. Илларионов. «Роль государства в развитии экономики Пакистана(70-е годы XX в.)». – М., 1981.
8) В.А. Мельянцев. «Экономический рост стран Магриба». М., 1984, с.115–120.
9) Жмуйда И.В. Пакистан. Внутренние и внешние факторы экономическогоразвития (70–80-е годы). – М., 1988, с. 81.
10) Вооруженные силы и военная экономика стран Азии и Северной Африки(информационно-аналитический справочник). М., 2002, с. 119.
11) СССР и Пакистан. – М., 1984, с. 146.