Современный религиозный экстремизмв Таджикистане (социально-философский анализ)
ислам таджикистан экстремизм
Таджикистан переживает трудныйпериод в своей новейшей истории. Современную Таджикскую обществу мы не можемотнести к благополучным. Оно находится на начальных этапах движения к нему. Послераспада СССР в Таджикистане началось гражданский война, который привелсоциальную и экономическую жизнь в полный разрушение. Всплеск религиозноисламистского экстремизма для Таджикистана связан с особенностями социального ивнутриполитического процесса на рубеже конца 80-х – начала 90-х годах. Этотобстоятельство подставило под угрозу само существование Таджикистана какгосударству и его целостность. Например, народ Таджикистана испитваль на себягорький опыт гражданской войны. Корни этого конфликта началось с лозунгамисвобода единства, но закончились кровавым и варварским конфликтам междуразличными социальными группами в Таджикистане. Начиная с 80 х. годов в Таджикистанепроявили себя нетрадиционные религиозные организации, которые я бы назвал первыезерно религиозного экстремизма. В Таджикистане более 90% население исповедуютислам суннитского толка. Исламская социальное доктрина прочно укоренился всоциальную культурную и бытовую жизнь население Таджикистана. Результатысоциологических исследование по теме «роль ислама в обществе Таджикистана»проводившихся в течение последних пяти лет ЦСИ «Шарк» показывают что дляподавляющие части население Таджикистана, практически для всех таджиков исламвыполняют следующие функции:
· являетсяосновой культурной парадигмы;
· остается,одной из важнейших составных идентичности опережая по степени важностигражданскую и этническую идентичности:
· выступаеткак основа мировоззрение и мировосприятие:
· являетсяосновой морали, норм общественного и индивидуального поведение:
· играетроль социокультурного регулятора общественной и частной жизни:
Это значит что исламдля народа Таджикистана мировоззрение культура образ жизни и мораль. В гораздоменьшей степени ислам это право. По нашему мнению радикализм и агрессивностьпротиворечат духовной сути ислама, его предназначению. Ученные объясняют факторвозникновение и активность исламистского экстремизма внутренней кризисностьюпостсоветского общества Таджикистана. Объясняя реакционной – экстремистскоемоменты, которые появились около ислама, исследователи справедливо отмечают,что они появляются более всего в странах с низким уровнемсоциально-экономического развития, в странах, разрушенных войнами и разногорода переворотами1.Религиозно исламистский экстремизм, рожденный в условиях республикеТаджикистана или привнесены из вне имеет не только религиозный характер, но и,безусловно, отражает особенности культуры, традиций, менталитета и историинарода. В настоящий время в Таджикистане идет процесс роста религиозногосознание среди молодежь. Но при этом воздействием религиозно экстремистскихгрупп привесные из за рубежа радикализуют современный ислам в Таджикистане. Намой взгляд, этот процесс таит в себе большой опасности для общества,государство и для традиционного ислама ханафитского мазхаба, который по нашему мнениюболее толерантно относится к современным глобальным вызовам современности. Говоряо собственно религиозных корнях исламского экстремизма, отметим упадок в годысоветской власти традиционного для таджикистана ислама ханафитского толка. Втаджикистане и в некоторых регионах СССР возникла своеобразная деформированнаямодель ислама – приспособленная к атеистическому государству, лояльная егоидеологии, допускавшая нарушение исламских запретов. Набравшая силу радикальнаятенденций в религии была своего рода реакцией на слабость традиционного ислама,его деградацию, приспособленчество духовенства, отсутствие системы религиозногообразования. Эти причинный актуальный и по сей день.
Как отмечает Ю.А.Бабинов, у традиционных религий, которые глубоко укоренились в быту, культуре ипсихологии тех или иных народов, нет почвы для доктринальных разногласий, таккак каждая из них восходит к собственным источникам вероучения5.
В Таджикистане распространениитакие нетрадиционные религиозные радикальные организации какхизб-ут-тахрир-аль-исламий, исламская движения туркестана, таблиги-джамаат,салафизми и ваххабизм. Религиозно-экстремистские течения в Таджикистаневозникают в силу специфики экономического, политического, социального развитияаграрного и индустриального общества, с учетом местных национальных и историческихособенностей. Эти нетрадиционные религиозные организации в основном действуютподпольно основным их сторонниками являются молодежи от 17 до 35 лет. Вместе стем, анализ причин распространения идей религиозно экстремизма в форме салафизма-ваххабизмав республике Таджикистане позволяет выявить факторы, обусловившие укреплениеего позиций среди части населения, особенно молодежи: среди молодежьТаджикистана особенно распространено идеология салафизма По нашим наблюдениемсегодня в Таджикистане появились много сторонников религиозно экстремистскойорганизации салафизма. «Салафизм» — фундаменталистское направление висламе, последователи которого выступают против внесения в ислам элементовдругих религий и философских течений. Они выступает против таджикских народныхпраздников как Навруз Мехргон, которые по их мнению считается доисламскимЗарастрийским религиозным верованием. В Таджикистане, по информации спецслужбреспублики на начало 2008 года, насчитывалось несколько тысяч салафитов. По мнениювидного политика и общественного деятеля Хочи акбара Турачонзода, салафитскогодвижения как такового в Таджикистане не существует. Он говорить, что «салафиты»Таджикистана, это те же ваххабиты, которые появились в стране в конце 80-х,начале 90-х годов. Они ведут активную пропаганду своих радикальных взглядовсреди население Таджикистане особенно среди молодежи. Их цель — создатьпротиворечия в обществе и уничтожить единство в рядах мусульман. И борьба сшиитами путем их очернения и объявления их кафирами, т.е. неверными. Салафитовв Таджикистане щедро финансируют из за рубежа, они распространяют аудио и видеокассеты печатают литературу религиозно экстремистского характера.
Таким образом, современныйэкстремизм салафитского толка в духовно-религиозном смысле есть лжемессианствои самообожествление, своеволие и бунт против Промысла Аллаха. Салафизм, какисламское религиозное движение, в большей степени представляет угрозуцелостности и стабильности развития мусульманской общины Таджикистана. Какпоказывают исследования, в настоящее время отмечаются подобного рода конфликтымежду старшим поколением, придерживающимся «матрудитской» теологии и, младшимпоколением приверженцев салафизма. Поэтому, говоря о религиозном экстремизмекак об одной из феноменов современного общества в Таджикистане, мы должныпостоянно иметь в виду эту родовую связь и понимать, что особенности религиозноисламистского экстремизма в Таджикистане определяются глубинными причинами,лежащим в основе религиозного экстремизма прежде всего, и теми факторами,которые влияют на его развитию. Видный политический деятель Таджикистана ХочиАкбар Турачонзода видит корни религиозного экстремизма в социальнойнесправидливости2.Деятельность экстремистов в форме ваххабизма салафизма в последние годы срединаселение, их активное пропаганда радикальной и экстремистской идеологиивызывает настороженность руководства Таджикистана и обычных граждан. В своихпоследних выступлениях президент республики Таджикистана заявил, чтоувеличивается число сторонников религиозно экстремистских групп. По данным МВДи спецслужбы Таджикистана в подледные 5 лет члены радикально экстремистскихгрупп активизировали свою деятельность.
Идеологии нетрадиционныхрелигиозных организации как салафизм и вахабизм для привлечение в своих рядах новыхсторонников пользуются социально экономическим трудностями в обществе, основноечасть население бедна, безграмотно и социальное политика правительства оченьслабая. В пост советский истории Таджикистана произошло трансформации всех сфержизни общества, спровоцировавший переоринтатцию общественного сознание наусиление его религиозности. Большой интерес для нас представляет индо — пакистанкая таблиги- джамаат или джамаат – таблиг(общества призыва илинаставление) которое в последние время ввиду с большими проблемами социальноготолка активизировала свой деятельность в Таджикистане. Этот религиознопротестное движение было организовано еще в 80х годах 19века в Северной Индии,движение получило свою современную форму в 40-х годах 20 столетия. Центр егонаходятся в Дели, но наибольшем числом последователей оно располагает вПакистане. Большое значение в 90-х годах она стала придавать пропаганде идейисламского возрождения в Центральной Азии, в том числе Таджикистане ипродолжает это до наших дней. Есть сведение, что сети «Таблиги» использовалисьдля вербовки молодых мусульман из арабских и африканских стран и их переправкив 1992 – 1997годах в Таджикистан3.«Таблиги» ведут, свою миссионерскую деятельность среди население Таджикистана.Вместе с тем или под маской миссионеров этой организаций в Таджикистан такжепопадают группы религиозных экстремистов. Также в таджикистане подпольнодействует религиозно экстремистская организация Хезб – ут – тахрир – аль –исламий. Они ратуют за создание мирового халифата, который существовал вовремена праведных халифов 632-664. Предпринимали неоднократно усилиедестабилизировать обстановку в таджикистане и его соседях. Они продолжают своюподрывную деятельность повсюду в регионе. Прикрываясь лозунгами возврещение Таджикистанав «лоно чистого ислама», сторонники хизб-ут-тахрир делают ставку нараспространение в Таджикистане наиболее радикальных идей, которые особогохождение раньше там не имели. Это оказывает самое негативное воздействие навнутриполитическую в Таджикистане, что чревато опасными последствиями и вобщерегиональном масштабе4.Их программу можно характеризовать следующим образом;
1.Создание в обществеТаджикистана исламского теократического государства.
2.Введение вобщественную практику норм шариата – системы нормативных положений выведенныхиз Корана и сунны.
3.Воссоздание халифата– единого государства всех мусульман под управлением халифа, которойрассматривался как приемник пророка мусульман. налитики, считающие ненасилие лишьтактическим ходом ХТИ, опираются на отдельные положения трудов самого Набхани иполевые данные. Согласно книге «Халифат» конечной целью партии являетсястроительство исламского государства в мировом масштабе, но борьба заосуществление этой цели подразделяется на несколько основных этапов. Первыйэтап – пропаганда идей партии, создание ее организационных ячеек, максимальноширокое привлечение населения в ее ряды. Второй этап начинается тогда, когдаидея создания халифата овладевает массами (как в ленинской теориисоциалистической революции). В этой фазе происходит якобы бескровная революция,в ходе которой массы требуют, чтобы правящие страны политические лидерыдобровольно, но под мощным давлением народа оставили свои посты. Наконец, натретьем этапе произойдут выборы халифа, в которых примут участие все взрослыемусульмане, мужчины и женщины. Отстранение от власти правителейинтерпретируется рядом ис-следователей как задача, неизбежно требующаяприменения силы, отсюда и развивается представление о ХТИ как организации,ори-ентированной на захват власти, лишь на данном, подготовительном этапеконцентрирующей все усилия на завоевании поддержки населения и политическоймобилизации6.Реальную силу представляет «хизб-ут-тахрир аль-ислямий», а в относительнонедавнее время исламское движение Узбекистана. Хотя главным объектом, противкоторого направлена деятельность ХТИ, является правящий режим в Таджикистане,партия приставляет собой наднациональную организацию, ее подразделениясуществуют в других странах региона. Количество членов ХТИ в Таджикистаненеизвестно. Но по мнению Малашенко чиленость хти в Таджикистане якобы достигает5 тысяч ячейки хти существует в северных районах таджикистана2. Одной из главных задач хтиостается проникновение в госаппарат, в том числе в службу безопасности.Разумеется, нет и не может быть никаких подвержденых, тем более официальныхданных о том как это происходит.
Невозможность более илименее точного подсчета активных исламистов, тех, кто относятся к ним спониманием и готов их подержать, заставляет думать, что в Таджикистане нетконкретного социального слоя, который можно рассматривать как главную опоруисламистов. В целом ислам в Таджикистане остается достаточно политизированным.Однако, оценивая его роль, следует быть предельно осторженым и уходить открайностей. По мнению профессора малашенко религиозный экстремизм какполитический и религиозный феномен останется и может усилится в Таджикистане.По менеию профосера малашенко в Таджикистане росту популярности религиозныхэкстремистов способствует социальное раздробленность общества, отсутсвие уруководстве странны четких переспектив ее развитие.3
Решением Верховного суда РТ в 2001году на территории РТ полностью запрещена деятельность Хизб-ут-тахрир. Даннаяорганизация была признана экстремистской. Между тем можно утверждать, что этапартия оказывает большое влияние на учащуюся молодежь, преподавателей ималообеспеченные слои населения7.
Например, за последние 3 месяцачлены этих религиозно экстремистских групп проводили несколько терактов на территориигорода Душанбе и Худжанда, в результате, которых погибли мирные жители. Навостоке странный в Раштском долине, которые более всего отстает всоциально-экономическом плане продолжается антитеррористическая операция противисламистских религиозных групп. По нашему мнению надо принят комплекс мерсоциально-экономического характера, поднят уровень жизней население улучшиткачество образование, чтобы пресекать проявление религиозно исламистскогоэкстремизма в этом регионе Таджикистана. Исследователи утверждают, что Раштскаядолина может стать «очагом исламского сопротивления», который будетдестабилизировать целый регион. Действительно, в современном Таджикистаневысока процент религиозной и светской неграмотности среди молодежи, отсутствуетмотивация к получению образования и они отчуждение от социально – политическойи культурной жизни не развиты социально экономические отношение срединаселение. Этому способствует и низкий уровень подготовки кадровтаджикских священнослужителей. Они в основном проходят подготовку в другихгосударствах, где политическая система другая, отличная от Таджикистана,условия быта другие, культура другая.
По нашему мнению еще одной изпричин проявление религиозно исламистского экстремизма в Таджикистане являетсякоррупция во сферах жизнедеятельности общества. При этом за последнее годыуровень корумпированости в Республике Таджикистана значительно выросло. Понашему мнению, этот фактор тоже порождает определенные условия для появление нетрадиционных радикально религиозных течение, который пропагандируют экстремизми терроризм в нашей странны. Еще один из факторов, которое порождает религиозноисламистского экстремизма в Таджикистане это клановое устройство власти и социально– экономическое отсталость нищета.
И так, мы пришили к выводу, чтоэкстремизм — это явление социальное, которое существовало в обществе с древнихвремен. Он связан с насилием, навязыванием идей, поведенческих форм однойгруппы людей другим социальным группам силовыми методами. Насилие неотъемлемая частьрелигиозного экстремизма. Единого определения экстремизма дать не возможно, таккак явление это многолико, имеет разные формы и виды проявления. Как весьмаобосновано пишет российский ученый И.П. Севостьянов, «ничто не наносить большевреда исламу и мусульманам, чем современный исламский экстремизм.