ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАМИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
06.06.00 –Мировая экономика
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Содружество Независимых Государств»
Тема: СоюзРоссии и Белоруссии
Работа допущена к защите Выполнила:
«___ » _________________2008 г. Студентка4 курса очной формы
Зав. кафедрой Мировой экономики обучениягруппы А
и ВЭД АстаховаЕвгения Леонидовна__
д.э.н., профессор Рязанцев С.В. (Ф.И.О.полностью)
____________________________
(подпись) Научныйруководитель:
к.э.н.,доцент________________
БлудоваСветлана Николаевна__
(ученая степень, должность, Ф.И.О.)
Оценка:
____________________________
Дата:
«___»_______________ 2008 г.
Ставрополь — 2008
Содержание
Введение
1Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии
1.1 Исторические аспектыобразования союза России и Белоруссии
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России иБелоруссии
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2 Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства».
2.3 Органы Союзного государства России и Белоруссии
3 Основные направления сотрудничества и перспективы развития союзаРоссии и Белоруссии
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции Россиии Белоруссии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Достоинстваили недостатки любого Сообщества, Содружества или более интегрированной формыобъединения — Союза — нельзя выявить вне реальных условий их возникновения, тоесть без учета важнейших факторов, предопределивших их создание и перспективыдальнейшего развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализконкретной общественно-исторической среды, в которой возник союз России иБелоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как онотвечает их жизненным интересам.
В мае 1997 г. состоялось подписание договора «Об объединении Белоруссии и России». Из этого договора следует,что при сохранении суверенитета партнеров создается наднациональный орган сширокими полномочиями, и новому союзу придается характер субъекта международногоправа. [9]
Российско-белорусскоесотрудничество развивалось в условиях формирования Союзного государства.Договор о его создании и Программа действий по реализации положений Договора от8 декабря 1999 г. определяют основные направления и ступени интеграции, включаязавершение создания единого таможенного и экономического пространства,объединение энергетических, транспортных систем, интенсификацию сотрудничествав гуманитарной и социальной областях, в сферах внешней политики, обороны и безопасности.
Создание союзаРоссии и Белоруссии и проблема дальнейшего углубления интеграционных процессовв его рамках имеют свою собственную историю и логику развития. После распадаСССР у России с другими бывшими республиками СССР сложилось несколько уровнейсотрудничества. В декабре 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств(СНГ), в марте—апреле 1996 г. появились два новых межгосударственныхобъединения: «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизиии «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Белоруссия.
Чемже объяснить желание обеих сторон на соединение в единое государство? Нужноопределить, что конкретно позитивного получит каждая из сторон. Для Белоруссии– это огромный финансовый и ресурсный потенциал России; приток инвестиций, таккак Белоруссия становится самым западным регионом России, т.е. своего рода«окном в Европу». Такое выгодное положение она не смогла бы получить даже врамках Евросоюза. Для России — расширение своей территории, а это всегдаположительное явление в государстве; огромный приток рабочей силы за счетнаселения Белоруссии.
Уровеньинтеграции России и Белоруссии очень высокий, партнеры выходят на решение такихзадач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветскомпространстве уникальными. Ведь хотя на постсоветском пространстве за последниенесколько лет был создан целый ряд объединительных организаций, именнобелорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие иприобрели динамичный характер. Например, топливно-энергетический комплексБелоруссии и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный — на 85,сельскохозяйственный — на 65, строительная индустрия — на 80 процентов. [13]
Таким образом, объектом данной курсовойработы является союз России и Белоруссии, а предметом – его значение в сферемировой экономики, функции, перспективы развития.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусскиеотношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ,так и мирового сообщества в целом.
Целью данной работыявляется раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение историистановления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического иполитического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовойработы, задачами являются исследования:
— сущности и историиформирования союза;
— условий становлениясоюзных отношений;
— нормативно-правовойбазы Союзного государства;
— проблем развитияинтеграционных связей
1. Предпосылки иистория формирования союза России и Белоруссии
1.1 Исторические аспекты образованиясоюза России и Белоруссии
История учит: государства легко распадаются, но очень трудно восстанавливаются.XX век дал этому многопримеров — распались Югославия, Чехословакия, Советский Союз. Обратныхпримеров, примеров собирания, практически нет. С другой стороны XX век — этовек интеграции. Самым ярким примером является Европейский союз. Этот примеринтересен прежде всего тем, что, помимо чисто экономической интеграции, удалосьсоздать элементы интеграции политической. У Европы есть свое правительство — ЕвропейскаяКомиссия, распоряжающаяся многомиллиардным бюджетом, Европарламент, имеющийправо принимать общеобязательные для стран Европейского союза законы, естьЕвропейский суд с довольно широкой компетенцией. Что касается интеграцииэкономической, то введение евро — единой европейской валюты — самый яркий результат,признак ее глубины.
Советский Союз распался быстро. Надежды на СНГ как на замену СССРне оправдались. Содружество не заменило Союз. Государства, входящие в него,последние годы ведут самостоятельную, часто несогласованную друг с другом и сРоссией политику, углубляется процесс дезинтеграции их экономик. Грузиязаявляет о своем намерении войти в НАТО, Украина балансирует между СоединеннымиШтатами Америки, Европейским союзом и Россией. Существуют попытки найти моделибезопасности без России в рамках СНГ.
Парадокс ситуации, предшествовавшей образованию союза состоял втом, что именно президенты России и Белоруссии оказались в своем стремлении кинтеграции единомышленниками, хотя первоначально были на противоположных позициях.
Для Ельцина союз России и Белоруссии — это была попытка хотьчто-то восстановить из утраченного, хоть как-то оправдаться перед историей зараспад СССР. Для Лукашенко — это шанс войти в историю, в российскую политику.Кроме того, для Лукашенко — это был шанс одним ударом решить многие проблемыэкономики Белоруссии, которая сильно зависела от российской. Так, разные мотивыдвух совершенно разных людей с разной историей и судьбой пересеклись в однойточке, побуждая каждого из них стремиться к подписанию договора о создании союза.
Главы России и Белоруссии понимали, что объединение — долгий процесс.Годы уходят на интеграцию законодательств, создание единого бюджета и единойвалюты. Перед ними стоял пример европейской интеграции. Европа создавала ивводила единую валюту около 10 лет. Страны доводили свои бюджеты доопределенного уровня дефицита, экономики до определенного уровня инфляции,чтобы можно было объединяться на равных условиях. Также на долгие годы можетзатянуться построение политической, законодательной и экономической систем союза.И только после этого можно будет перейти к более глубокой интеграции — сокращению полномочий органов власти России и Белоруссии, постепенной передачеих союзному президенту, правительству и парламенту.
Но чтобы этотпроцесс начался, надо было сделать первый шаг. Договор должен был стать стартомтрудного марафона. И если участники окажутся профессионалами, готовыми пройтидолгий путь с минимальными ошибками и потерями, результат удовлетворит всех — итех, кто критиковал союз, и тех, кто принимал его безоговорочно, а главное — простых граждан России и Белоруссии. [3]
Участие впроцессах региональной интеграции является одним из ключевых способовсамоидентификации страны в современном мире. Выбор направления интеграцииозначает не только определение четкой геополитической стратегии, но иэкономической модели развития.
Всовременных условиях безопасность каждой страны напрямую зависит от ееинтегрированности в систему мирового хозяйства. Нарастание взаимозависимостигосударств во всех сферах общественной жизни способствует тому, что каквнешнеэкономические факторы, так и внутрихозяйственные аспекты играютзначительную роль.
Скаждым годом в мире набирают обороты глобальные интеграционные процессы.Способность страны участвовать в них, несомненно, становится не только ключевымпоказателем эффективности ее внешнеэкономической деятельности, но иопределяющим внешним фактором обеспечения национальной экономическойбезопасности. Россия и другие постсоветские страны пока не всегда в состоянииэффективно защитить свои интересы при подключении к мировым интеграционнымпроцессам, прежде всего из-за внутренней экономической слабости и разрозненностимежду собой. Их стратегическим ориентиром должна служить интеграция вмирохозяйственные отношения таким образом, чтобы занять экономически выгодноеположение в глобальной экономической системе. [11]
1.2 Экономические предпосылкиформирования союза России и
Белоруссии
Проблемы в белорусскойэкономике, начавшиеся до образования союза, продолжались и принималидраматические формы. Сам президент говорил, что экономика находится в «свободномпадении».
Глубокая экономическаядепрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности —дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, — имели объективные и субъективныепричины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости отиностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (снекоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которыеБелоруссия была не в состоянии оплачивать (рисунок 1).
/>
Рисунок 1 — Расходы на энергоносители вБелоруссии (% от ВНП)
Кроме того, Белоруссияимела специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени былавключена в систему разделения труда между республиками СССР. Как следствие,после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт вРоссию резко сократился с более чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России вБелоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в $1.4 млрд., из них только в торговле с Россией — $624млн. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукциивозможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.
В результате этих, атакже иных неблагоприятных факторов можно проследить непрерывное ухудшениеэкономических показателей Белоруссии до создания союза (рисунок 2).
/>
Рисунок 2 — Основные экономические показатели Беларуси (в % от 1990 г.)
Еще один впечатляющийпример распада экономики — взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП. [16]
Исходя изприведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств моглоспособствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россиятоже получала преимущества в виде расширения своейтерритории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а такжеогромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.
Понимаязначимость экономических реформ для создания благополучного будущего своихнародов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимымвосстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой — рыночной — основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечитьзащищенность своих граждан в экономической сфере. [14]
Подэкономической безопасностью Союзного государства понимается состояниезащищенности жизненно важных интересов российско-белорусского интеграционногосоюза от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается национальными исоюзными институтами власти путем налаживания более эффективногофункционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единогоэкономического пространства.
Состояниеэкономики с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексомпоказателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала ивозможности его эффективного использования; соответствие капитала и трудатребуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории иэкономического пространства; способность противостояния внешним и внутреннимугрозам для обеспечения социальной стабильности.
Припостроении Союзного государства обеспечение экономической безопасности становитсяважным направлением экономической политики. В ней фокусируется вся сложность процессов,которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономическойтрансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой.Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобыобеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.
Необходимостьсоздания такого государства заключается в том, что от союзных стран насовременном этапе требуется объединение их потенциалов для решения поставленныхэкономических задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующихугроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условияхможет сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономическойбезопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутреннихи внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивоепоступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии.[21]
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
С точки зренияопределенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединениеРоссии с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированноерасширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение Россиивоенно-стратегическое предполье на западе. Однако, это осложняет формированиеособых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск,возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросомокажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран–кандидатов навступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России противпродвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен,если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.
Для Белоруссииобъединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россияберет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территорииБеларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия истратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становитсямощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.
У стран – непосредственныхсоседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новомуобъединению. Симптоматичен в этом смысле необычный шаг президентов Польши,Литвы и Украины — заявление от 20 ноября 2005 г., в котором они выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданскиесвободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании сустановлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают какисточник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.
С военно-политическойточки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шагвперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО.В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора междуРоссией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока натерритории стран-участниц. [15]
Процессединения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего обострениягеополитического противоборства в мире. В современной международной обстановкегеополитическая значимость союза еще в большей степени возрастает. Скорейшееразвитие Союзного государства будет способствовать созданию условий дляформирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности наевразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым последовательным инадежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов намеждународной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности.В силу особого геополитического положения Республика Беларусь являетсясвоеобразным мостом между Европой и Азией, наличие которого существеннымобразом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.
Неявляется секретом, что любые попытки сближения и объединения народов бывшегоСоветского Союза встречают жесткое противодействие западных геополитическихконкурентов. Все годы становления Союзного государства Белоруссии и Россииосуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь этокасается Белоруссии, в отношении которой предпринимаются беспрецедентные шагипо дискриминации ее политического и экономического курса, осуществляетсяпостоянное давление на руководство суверенной республики. [4]
Но,несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются реальныепредпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейскоепространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Такимобразом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и вполитическом плане.
2. Нормативно-правоваябаза союза России и Белоруссии
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
Нормативно-правоваябаза союза базируется на следующих основных документах:
1) Договор «О создании Союзногогосударства»
Договорподписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.
2) Договор «О равных правахграждан»
Данный договор обеспечивает равные права граждан избиратьи быть избранными в выборные органы союза; на участиев хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; наполучение среднего, среднего специального, высшего и послевузовскогопрофессионального образования; на приобретение, владение, пользованиеи распоряжение имуществом на своих территориях;на трудоустройство, оплату труда и предоставление другихсоциально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.
3) Договор «О сотрудничествев области социального обеспечения»
НастоящийДоговор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихсясторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном)социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к:
— пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;
— пособиям по безработице;
— трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потерикормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;
— пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;
— пособиям для семей с детьми;
— пособиям на погребение.
4) Постановление «Обобеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользованиеи распоряжение имуществом»
В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусьи Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуютсяи распоряжаются принадлежащим им на территории другого государствасоюза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированнаязаконодательством Союзного государства зашита права собственности относитсяв равной мере к гражданам Республики Беларусь в РоссийскойФедерации и к гражданам Российской Федерации в РеспубликеБеларусь.
5) Решение Высшего Совета «Обеспрепятственном обмене жилых помещений»
Основная цель данного решения состоит в том, что обмен жилыми помещениямимежду гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации,постоянно проживающими на территориях обоих государстви переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерациюили из Российской Федерации в Республику Беларусь,осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальнымзаконодательством обоих государств. Такой обмен является основаниемдля выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.
6) Решение Высшего Совета «Оравных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление другихсоциально-трудовых гарантий»
На основе данного решения Высшего Совета порядок регулированияпривлечения и использования иностранной рабочей силы в отношенииграждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан РоссийскойФедерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданныев Белоруссии и России для реализации трудовых прави социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии,заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стажработы по специальности, приобретенный в связи с трудовойдеятельностью на территории обеих стран, взаимно признаетсяза их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производитсяв соответствии с законодательством государства трудоустройства.
7) Постановление «О взаимномпредоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»
Данное постановление гарантирует то, что каждое из государствобеспечивает гражданам другого государства доступность и равныесо своими гражданами права на все виды медицинской помощи.Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в РоссийскойФедерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусьскорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимыхзаболеваний не производятся. [12]
2.2 Основные положения Договора«О создании Союзного государства»
8 декабря 1999 года Российская Федерация и РеспубликаБеларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единениюи опираясь на общность их исторических судеб, заботясьо жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзногогосударства».
Главы России и Белоруссии были убеждены в том, чтообразование Союзного государства позволит объединить усилия в интересахсоциального и экономического прогресса обоих государств, продолжитьразвитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об образованииСообщества России и Белоруссии» от 2 апреля 1996 года,Договором «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года,Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года,а также реализовать положения Декларации «О дальнейшем единенииРоссии и Беларуси» от 25 декабря 1998 года.
Целями Союзного государства являются:
1) обеспечениемирного и демократического развития братских народовгосударств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостоянияи уровня жизни;
2) созданиеединого экономического пространства для обеспечениясоциально-экономического развития на основе объединения материальногои интеллектуального потенциалов государств-участников и использованиярыночных механизмов функционирования экономики;
3) неуклонноесоблюдение основных прав и свобод человека и гражданинав соответствии с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права;
4) проведениесогласованной внешней политики и политики в области обороны;
5) формированиеединой правовой системы демократического государства;
6) проведениесогласованной социальной политики, направленной на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
7) обеспечениебезопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
8) укреплениемира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европеи во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств. [12]
Союзное государство базируется на принципах суверенногоравенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения имивзаимных обязательств. Также оно основано на разграничении предметовведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.Союзное государство России и Белоруссии является светским, демократическим,социальным, правовым государством, в котором признаются политическоеи идеологическое многообразие. [6]
К исключительному ведению Союзного государстваотносятся:
1) созданиеединого экономического пространства и правовых основ общего рынка,обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силыв пределах территорий государств-участников, равные условияи гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
2) единаяденежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
3) единыеправила конкуренции и защиты прав потребителей;
4) объединенныетранспортная и энергетическая системы;
5) разработкаи размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основепоставок и реализации вооружений и военной техники, объединеннаясистема технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
6) единаяторговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран,международных организаций и объединений;
7) единоезаконодательство об иностранных инвестициях;
8) разработка,утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
9) управлениесобственностью Союзного государства;
10) международнаядеятельность и международные договоры Союзного государствапо вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
11) функционированиерегиональной группировки войск;
12) пограничнаяполитика Союзного государства;
13) стандарты,эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчислениевремени, геодезия и картография;
14) статистическийи бухгалтерский учет, единые банки данных;
15) установлениесистемы органов Союзного государства, порядка их организациии деятельности, формирование органов Союзного государства. [12]
2.3 Органы Союзного государства России иБелоруссии
Всоответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятсяВысший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.
ВысшийГосударственный Совет является высшим органом Союзного государства. В составВысшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств,руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору, взаседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель СоветаМинистров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзногогосударства.
Косновным задачам Высшего Государственного Совета относятся:
1) решениеважнейших вопросов развития Союзного государства;
2) образованиев пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органыуправления отраслевого и функционального характера;
3) назначениевыборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
4) утверждениебюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, игодовых отчетов о его исполнении;
5) утверждениемеждународных договоров Союзного государства, ратифицированных Парламентом;
6) утверждениегосударственной символики Союзного государства;
7) определениеместопребывания органов Союзного государства;
8) заслушиваниеежегодного отчета Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.
ПарламентСоюзного государства является представительным и законодательным органомСоюзного государства.
Косновным вопросам ведения Парламента относятся:
1) решениевопросов развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников вполитической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарнойи других областях;
2) одобрениепроекта Конституционного Акта Союзного государства;
3) принятиезаконов Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведениюСоюзного государства;
4) принятиеОснов законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным ксовместному ведению Союзного государства и государств-участников;
5) внесениепредложений по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государствав органы Союзного государства;
6) содействиеунификации законодательства государств-участников и внесение соответствующихпредложений в органы государств-участников, обладающих правом законодательнойинициативы;
7) обеспечениевзаимодействия парламентов государств-участников;
8) заслушиваниеежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзномгосударстве и об основных направлениях его развития;
9) принятиебюджета Союзного государства, заслушивание годовых и полугодовых отчетов о егоисполнении;
10) ратификациямеждународных договоров, заключаемых от имени Союзного государства;
СоветМинистров является исполнительным органом Союзного государства. В СоветМинистров входят Председатель Совета Министров, главы правительств,Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров),министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников,руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзногогосударства.
Назаседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков иминистры государств-участников.
ФункцииСовета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением,утверждаемым Высшим Государственным Советом. Государственный секретарь,руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзногогосударства назначаются и освобождаются от должности Высшим ГосударственнымСоветом по представлению Председателя Совета Министров.
СоветМинистров в соответствии со своей компетенцией, определенной Договором «Осоздании союзного государства» и решениями Высшего Государственного Совета,призван решать следующие задачи:
1) разрабатывать основныенаправления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вноситьих в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
2) вносить в ВысшийГосударственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональныхорганов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;
3) вносить в ПарламентСоюзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
4) обеспечивать контроль надвыполнением положений Договора, актов Союзного государства и при необходимостивносить мотивированные представления государствам-участникам в случаеневыполнения обязательств, вытекающих из них;
5) разрабатывать и вносить вПарламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства,обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовыеотчеты об исполнении бюджета;
6) рассматривать отчеты идоклады Счетной палаты;
7) осуществлять управлениесобственностью Союзного государства;
8) обеспечивать создание иразвитие единого экономического пространства, проведение единых финансовой,налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
9) координировать процессунификации законодательства государств-участников;
10) способствоватьпроведению согласованной политики государств-участников в международных делах,в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан,обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраныокружающей среды.
СоветМинистров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы ирезолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отмененоВысшим Государственным Советом. [12]
Таким образом,нормативно-правовая база союза России и Белоруссии соответствует международнымстандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзногогосударства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют своифункции.
3. Основные направления сотрудничества иперспективы развития союза России и Белоруссии
3.1 Внешняя ивнутренняя политика союза России и Белоруссии
Значение cоюза России и Белоруссиивыходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только какядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьейстраны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет изсебя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ,а также за его пределами.
Средиосновных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можновыделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных сосуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства другихгосударств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничнымвопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращениявооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениямивнешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзногогосударства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности имероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшимиреспубликами СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасностина евразийском континенте и в мире. [3]
Главныйакцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на созданиеединого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа поуглублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Планасовместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единойденежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведениеструктурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитнойполитики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютногорегулирования. [8]
Активноразвиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. В 2005 г. двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговомобороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом оборотеБелоруссии – порядка 50%.
Одним изважных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственныхэкономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансированиеосуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.
Расширениюэкономического сотрудничества содействует образование межгосударственныхфинансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ:«БелРусАвто» — по развитию дизельного автомобилестроения;«Формаш» — по производству оборудования для выпуска химическихволокон и нитей, переработки льна и шерсти; «Межгосметиз» — по производствуметаллокорда; «Электронные технологии» — по производству телевизорови средств связи; «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическоеоборудование».
Большую рольв российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональноесотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связанысоглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минскедействуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах Россииоткрыты отделения посольства Белоруссии.
Осуществляетсятесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают сединых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничаютв ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активныеконтакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программысогласованных действий в области внешней политики государств-участниковДоговора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии, на которомбыла принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участниковДоговора «О создании Союзного государства» на 2006 — 2009 гг.
Укрепляетсяроссийско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности,антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместнаярегиональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлениюкооперационных связей между предприятиями ВПК.
В социальнойсфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан».Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России иБелоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а такжевозможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. Вянваре 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства правроссийских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сферездравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.
Интенсивныйхарактер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. – Год культуры России в Белоруссии. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемыйиз бюджета Союзного государства фестиваль «Славянский базар». [16]
3.2Программы Союзного государства России и Белоруссии
К основнымпрограммам союза России и Белоруссии относятся следующие:
1. «Созданиекомпьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новыхматериалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики доастрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»
Задачамипрограммы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерамиоборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптическихсистем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированныхконтрольных устройств, предоставляющих полную информацию о ходетехнологического процесса в реальном времени для системы управления качеством.
Социально-экономическаязначимость программы состоит в следующем:
— сохранениеи развитие научно-технического потенциала в области оптико-электронногоприборостроения специального и гражданского назначения России и Белоруссии,совершенствование их интеграционных связей;
-обновлениеоптического производства новым компьютеризированным программно-переналаживаемыми экологически чистым оборудованием;
— развитиепроизводства и обеспечения оптико-механическими и оптико-электронными приборамиотраслей народного хозяйства;
- созданиена базе данного оборудования новых форм организации производства оптическойэлементной базы оптико-электронных систем и комплексов «двойного» назначения,максимально адаптированных к условиям рынка.
2.«Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»
Основная цель – создание и организацияпроизводства автомобильной техники, отвечающей современным международным иперспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности инадежности.
Основные задачипрограммы: разработка конструкций и организация производства различных видовбольшегрузной автомобильной техники, силовых агрегатов, систем, компонентов иматериалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии,безопасности, экономичности и надежности.
Программойпредусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей,двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильныхкомпонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости– в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают созданиеконструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на созданиеновых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей попроизводству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем иматериалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электроннымсистемам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России иБеларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.
В результате реализациипрограммы ожидается:
— активизацияи повышение эффективности экономики Российской Федерации и Республики Беларусьна основе развития производства на предприятиях автомобильной промышленности ив смежных отраслях;
— организациядизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим требованиямпо экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих основныепотребности внутреннего рынка и государственные нужды;
— создание новых рабочихмест.
3.«Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительныхсельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредствамощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»
Цель программы – создание конструкции и освоениепроизводства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин набазе универсального мобильного энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностьюдвигателя 210-280 л.с.
Программа решает следующие основные задачи:повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счетобеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективностисельскохозяйственного производства за счет увеличения использованиясельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.
Программа реализуется в два этапа. Первый этап – проведениеНИР и ОКР по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификацииповышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а такжевысокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведениеиспытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап –подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств,комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларусии России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионахРоссии и Беларуси.
Применениекомплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторногопарка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократитьрасход топлива на 25-30%, вдвое уменьшить потребность в мощных дизельныхдвигателях, создать дополнительные рабочие места на предприятиях России иБеларуси.
4.«Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции наоснове прогрессивных технологий и техники»
Основная цель – насыщениепродовольственных рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктамипитания из плодов и овощей отечественного производства в объемах иассортименте, позволяющих удовлетворить покупательский спрос, повысить качествопитания населения.
Для достижения этой целинеобходимо реализовать такие конкретные задачи, как:
— разработкапрогрессивных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологийпроизводства и переработки плодов и овощей;
— создание на их основеновой современной техники и освоение ее серийного производства;
— оснащение новойтехникой белорусских и российских хозяйств и предприятий плодоовощной отрасли.
Выполнение Программы и дальнейшееиспользование ее результатов, то есть создание и внедрение современныхбезопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособнойтехники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения иглубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемыпроизводства, переработки и потребления населением плодоовощной продукцииулучшенного качества и в расширенном ассортименте. [12]
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии
Перспективысоюза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемыханалитиками. И это неудивительно, поскольку отношение к «братской республике» ик установившемуся там режиму является для россиян важным критерием при оценкеадекватности самой российской власти.
Впринципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:
1)полное поглощение,
2)продолжение нынешнего сближения на базе союзного договора,
3)сближение по типу ЕС,
4)самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в «СоединенныхШтатах Европы».
ПоглощениеРоссией Белоруссии по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективными приемлемым вариантом для народов обеих стран. Разумеется, это повлекло бы засобой серьезные экономические издержки для России, однако, когда речь идет остремлении братских народов к объединению, не следует измерять гармониюнародных настроений экономической алгеброй. От такого развития событий болеевсего выиграл бы белорусский народ, так как для него закончилась бы эпохаэкономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант являетсяи наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно неготова — для нее он равнозначен потере средств к существованию.
Продолжениедвижения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо дляРоссии. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состояниемнеустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могутизвлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождениетаможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены наэнергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредятсоюзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих летремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не толькоэкономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политическихинститутов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическомзаконодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко ониразошлись друг с другом за годы сближения.
Объединениев «Соединенных Штатах Европы» может рассматриваться в качестве стратегическойперспективы, однако этот сюжет не имеет прямого отношения к текущим проблемам исреднесрочным перспективам российско-белорусского союза.
Наконец,существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейскойинтеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС неможет быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно.Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенныестолетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет онародах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначальновходили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих,европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты,тогда так в России и Белоруссии они различны и за прошедшие годыэволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальнаяинтеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была впослевоенной Западной Европе.
Следовательно,специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделатьоднозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторысоздают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие,напротив, тормозят этот процесс.
Носуществует еще один фактор сближения наших западноевропейских соседей, которыйпринципиально важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Этоблизость базовых ценностей формирующих европейский союз народов. Наблюдая заповедением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинствабелорусского народа на выборах, трудно сделать вывод, что российские ибелорусские ценности находятся в одной системе координат. Можно спорить вследза белорусской демократической оппозицией, на какой именно процент голосов могбы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд листоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтениеименно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобноготипа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моментыпосткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение междудвумя странами.
Сказанное,однако, не должно закрывать дискуссию о необходимых шагах по формированиюреального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства,препятствующие этому союзу, могут отпасть, и тогда интеграция возобновится.
Дляначала реального движения к объединению Белоруссия должна сама (хотя и спомощью России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнеедесятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующейполитической демократии, оздоровлении бюджета, принятии российской налоговойсистемы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместноедвижение к единой экономике.
Россияможет и должна помочь братскому народу пройти свою часть пути. В самой жеРоссии весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскомуправительству комфортные финансовые условия для существования — будь то дешевыеэнергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практикадесятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только неспособствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.
Помощь нужнаБелоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ееруководства относительно условий и направлений сближения двух стран, в видетехнической помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурнойреформы, в виде поддержки российского бизнеса, готового инвестировать вБелоруссию. И только в данном контексте имеет смысл обсуждать реальныевозможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и Белоруссии.[1]
3.4 Результатыи перспективы экономической интеграции России и Белоруссии
Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный,необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношениймежду Россией и Белоруссией.
В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционногопроцесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональныхобъединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим передрусскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоленияугрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществпоявления небольших группировок, которые могут ускорить решение практическихвопросов взаимодействия.
Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционностьинтеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений междугосударствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двустороннихсоглашений.
Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу –от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ кобщегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению иуглублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательскихструктур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатороминтеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которыеспособствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукциина всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий,производственных и торговых филиалов. [5]
Новая стратегия экономической интеграции России и Белоруссии включаетосновные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодностьдвухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета. [2]
В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения ичеткие действия по активизации интеграции, завершение формирования полноценнойправовой базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы будутразвиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытиенациональных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала,достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств. [7]
Насегодняшний день ощутимыми темпами растет взаимный товарооборот междуРеспубликой Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельствомнеобратимости процесса экономической интеграции двух стран. Итогиторгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за 2006 годсвидетельствуют о том, что, несмотря на падение показателей в 2005 году, вцелом тенденция последних лет к росту объемов товарооборота между Россией иБеларусью укрепилась. Темпы роста взаимной торговли в отличие от2005 года, когда ее падение составило 10,6 %, в 2006 году были высокии сопоставимы с темпами роста товарооборота Республики Беларусь со странамидальнего зарубежья. (таблица 1)
Таблица 1 — Взаимнаяторговля России и Беларуси в 2002-2006 гг., (млн. долл. США)Товарооборот 2002 2003 2004 2005 2006
2006
в процентах к 2005
Товарооборот
в том числе: 9899,4 12481,8 17704,2 15834,0 19944,4 126,0 экспорт России 5922,3 7601,9 11219,2 10118,2 13099,1 129,5 импорт России 3977,1 4879,9 6485,0 5715,8 6845,3 119,8 Сальдо 1945,2 2722,0 4734,2 4402,4 6253,8 -
ТоварооборотРоссии с Беларусью в 2006 году составил 19,9 млрд. долл. США и вырос на 26% посравнению с 2005 годом, в том числе экспорт в Беларусь — 13,1 млрд. долл. США (рост на 29,5%), импорт из Беларуси — 6,8 млрд.долл. США (рост на 19,8%). В 2006 году в основном сохранилась сложившаяся впредшествующие годы структура взаимного товарооборота.
По данным МинстатаРеспублики Беларусь, по итогам 2006 года поступление иностранных инвестиций вБеларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7млн. долл. США. [18]
Дляпостроения полноценного альянса России и Белоруссии нужно выбрать определеннуюстратегию развития, лучше всего подходящую для особенностей экономического иполитического уклада. Основнымипринципами должны быть прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодностьдвухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.
Заключение
С моментаподписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год.Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые странытакже выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимоподчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения кСоюзному государству самых экзотических «коалиционеров», сам этотсоюз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия«мешает» замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги,превращающейся не только в «санитарный кордон» между Россией иЗападом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскуютерриторию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележетерритории самой России по тем или иным стратегическим схемам. [10]
Кроме того,Белоруссия исключительно важна для России и как единственный по сути (вотсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу длятранспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги,газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны«российской союзности» будет означать резкое наращивание уровнягеополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.
Наконец,Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своиххозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимымипроизводственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками,лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно. [13]
Но и уБелоруссии в обозримом будущем иных серьезных союзников, кроме России, нет искорее всего не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастанияэкономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление иуглубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.
В настоящеевремя Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаютсяпо пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичныйхарактер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальноймодели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзногогосударства. [17]
С точки зрения Запада,политика долгосрочного объединения России и Белоруссии — дело свободного выбораобоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕстандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политикапривела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннююполитику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму,свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, кповышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух странприносит достаточно ощутимые результаты. [16]
Списокиспользованных источников
1. Азар И.«Перспективы создания союза России и Белоруссии» — электронная газета, 29.05.2007
2. Акименко В. СоюзРоссии и Белоруссии уже не актуален? — служба мониторинга «Би-би-си»,22.10.2004
3. Бородин П. Союзноегосударство России и Белоруссии – новая геополитическая реальность// газета«Ведомости», – 2006. – С. 8-9
4. Виркунен В. Чем«грозит» союз?// газета «Аргументы и факты», – 2002. — №22 (867). – С.10
5. Гамов А. Почемумы никак не построим союз России и Белоруссии?// газета «Комсомольская правда»,- 2007. – С.14
6. ЗаявлениеГосударственной Думы в связи с восьмой годовщиной единения народов России иБелоруссии – Москва 2.04.2004 №330-IV ГД
7. Лукашенко: Россияне желает строить союз с Белоруссией -информбюро «Грани.ру», 07.09.2002
8. Мах В. Россия иБелоруссия в союзном тупике// газета «Ведомости», — 2004. – С.16
9. Мейнвилл М. Новыешаги к союзу России и Белоруссии// The Washington Times, — 2005. – С.2-4
10. Нетреба П.,Свирко Ю., Рыбальченко И. Союз России и Белоруссии распался на три вопроса//газета «Аргументы и факты», — 2005. – С.22-23
11. Никитин В.П. СоюзРоссии и Белоруссии и возможные конфигурации// альманах «Школа целостногоанализа», — 2002. - выпуск 5.
12. Официальный сайтпосольства Белоруссии в Российской Федерации
13. Плотников А.Ю. Союзноегосударство Белоруссии и России: современное состояние и перспективы развития//доклад экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации по безопасности, — 2005.
14. Россия –государства СНГ: взаимодействие в базовых отраслях промышленности / МельниковВ.А., Спиридонова Е.Э., Клюквин В.И., Зайцев А.А. и др… Под ред. МельниковаВ.А. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001. – 261с.
15. Рыжков В.А. Развитиероссийско-белорусских отношений в рамках союзного государства// информационныйсайт 2007
16. Союз России иБелоруссии: в основе интеграции лежат интересы братских народов// сайт новостейэкономики, политики и бизнеса, 04.04.2007
17. Союз с Белоруссией:споры продолжаются// сайт электронной газеты, 21.01.2005
18. Союз России иБелоруссии: цифры и факты — группа компаний «Monitoring.ru» 29.03.2002
19. Тиммерманн Х. Напути к авторитаризму? Учебник. – М.: Мировая экономика и международныеотношения, 2003. – 303 с.
20. Фадеев А. Времяработает против союза России и Белоруссии// информационно-аналитический портал«Материк», 30.03.2006
21. Федоров В.,Петухов В. Россия и Беларусь: есть ли будущее у союза?// РИА Новости, 05.02.2007
22. Экономическиестратегии стран СНГ и Россия: Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2003.