КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему:Сотрудничествогосударств в борьбе с международной преступностью
Содержание
Введение
1. Борьба смеждународными преступлениями и преступлениями международного характера
2. Правовая помощь поуголовным делам
3. Международнаяорганизация уголовной полиции – Интерпол
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Формами международного сотрудничествав борьбе с преступностью,в частности, являются: координация действий по борьбе с преступностью;заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениямимеждународного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные мерыпо пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности.
Международно-правовыми нормами в сфере международногосотрудничества в борьбе с преступностьюявляются многосторонние конвенции о борьбес международными преступлениями и преступлениями международного характера;договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельностьсоответствующих международных организаций.
Целый ряд нормативных актов в области борьбы с преступностьюдействует и в рамках СНГ. В их число входят Соглашение о сотрудничестве вборьбе с преступлениями в сфере экономики, Решение о совместных мерах по борьбес организованной преступностью и иными опасными видами преступлений натерритории государств – участников Содружества Независимых Государств и другие.
Обязательства государств по этим договорам заключаются, преждевсего, в определении международных уголовно наказуемых деяний, установленииправил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действийорганизаций.
Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляетсяна многосторонней(в рамках международных организаций) и двустороннейосновах.
В двусторонних соглашениях устанавливаются более конкретные формысотрудничества в борьбе с определенными видами преступлений.
Определенную роль в координации усилий государств по борьбе спреступностью играет созданная в 1923 г. Международная организацияуголовной полиции (Интерпол), членами которой ныне являются более 150государств мира. Интерпол является неоценимым помощников в борьбы смеждународной преступностью и построением миропорядка на основе верховенстваправа.
1. Борьба с международными преступлениями и преступлениямимеждународного характера
Одной из важных сфер международного сотрудничества является борьбас международными преступлениями и преступлениями международного характера.
Международное преступление – это международно-противоправное деяние,возникающее в результате нарушения государством международного обязательства,столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересовмеждународного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление передмеждународным сообществом в целом. Эго такие преступления, как военныепреступления, а также преступления против мира и человечества, геноцид, экоциди другие. Борьба с такими преступлениями попадает в сферу компетенции СоветаБезопасности ООН, который несет главную ответственность за поддержаниемеждународного мира и безопасности и выступает от имени всех членов ООН.Субъектами международных преступлений являются, прежде всего, государства, атакже физические лица, выступающие от его имени и лично совершившие такиепреступления.
К международным преступлениям относятся, прежде всего, военныепреступления, преступления против мира и человечества, геноцид, преступлениеагрессии, определения которых содержатся в Уставе Международного ВоенногоТрибунала от 8 августа 1945 г.В соответствии с Уставом к этимпреступлениям относятся:
а) преступления против мира, а именно: планирование,подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушениемеждународных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем планеили заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;
б) военные преступления, а именно; нарушения законов или обычаеввойны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство илидля других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства илиистязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников;ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушениегородов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, идругие преступления;
в) преступления против человечности, а именно: убийства,истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношениигражданского населения до или во время войны, или преследования пополитическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связис любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того,являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они былисовершены, или нет.
К военным преступлениям относятся также деяния, перечисленные в Дополнительномпротоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защитыжертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I):
а) насилие над жизнью, здоровьем и физическим илипсихическим состоянием лиц, в частности;
убийство;
пытки всех видов, будь то физические или психические;
телесные наказания;
увечья;
б) надругательство над человеческим достоинством, вчастности
унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции илинепристойное посягательство в любой его форме;
в) взятие заложников;
г) коллективные наказания;
д) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 (I) «Выдача и наказаниевоенных преступников» от 13 февраля 1946 г. членами ОрганизацииОбъединенных Наций принимаются все меры для того, чтобы военные преступники,которые несут ответственность за указанные преступления или приняли в нихнепосредственное участие, были арестованы и высланы в те страны, где онисовершили свои деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран.
Всегосударства должны прилагать усилия в целях обеспечения розыска, ареста исправедливого наказания компетентными судами в соответствии с нормамимеждународного права и внутренними законами преступников, виновных в военныхпреступлениях и преступлениях против человечества. Срок давности к военнымпреступлениям и преступлениям против человечества не применяется.
Международным преступлением является геноцид (от греч.genos – род, племя и лат. caedo – убивать). В Конвенции опредупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.под геноцидом понимаются действия, совершенные с намерением уничтожитьполностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую илирелигиозную группу как таковую. Геноцид осуществляется в четырех формах:
а) физический геноцид, т.е. физическое истребление целых группнаселения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;
б) социально-экономический геноцид, т.е. умышленное созданиедля таких групп жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичноеуничтожение;
в) биологический геноцид, т.е. меры по предотвращениюдеторождения в среде таких групп;
г) национально-культурный геноцид, т.е. уничтожениекультурных и духовных ценностей таких групп.
Геноцид может совершаться как в военное, так и в мирное время.Виновные в совершении геноцида лица подлежат наказанию независимо от того,являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами.Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершенгеноцид, или таким международным судом, который может быть создан участникамиКонвенции. В целях выполнения этого положения государства – участники Конвенциивзяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступлениягеноцида, и не считать это преступление политическим. На лиц, обвиненных вгеноциде, не распространяется право убежища.[1]
Преступления международного характера по объекту посягательстваи степени общественной опасности отличаются от международных преступлений. Этотакие преступные деяния индивидов или групп лиц, которые посягают не только нанациональный, но и международный правопорядок, представляя общественнуюопасность для двух или нескольких в масштабе региона государств. Это такиепреступления, как, например, распространение и торговля наркотиками; подделкаденежных знаков и их распространение; пиратство и так называемое «воздушноепиратство», захват заложников; незаконное радиовещание; посягательство на лиц,пользующихся дипломатической зашитой; неоказание помощи на море; незаконныйоборот автотранспортных средств, оружия; преступления на континентальномшельфе.
Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международногохарактера регламентируется главным образом многосторонними соглашениями(конвенциями), каждое изкоторых посвящено отдельному преступлению. Вконвенциях, как правило, содержится: а) нормативное определение составапреступления; б) обязательство государства-участника закрепить норму конвенциив национальном законодательстве (имплементировать); в) обязательствогосударств-участников распространить свою юрисдикцию на соответствующиепреступления.
Одним из самых серьезных преступлений международного характераявляется международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас), которыйхарактеризуется следующими особенностями:
а) подготовка преступления ведется на территории одногогосударства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;
б) совершив преступление на территории одного государства,
террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникаетвопрос о его выдаче).
Международное сотрудничество государств по борьбе с терроризмомначалось в период существования Лиги Наций. В 1937 г. была принята Конвенцияо предупреждении и пресечении терроризма, в которой терроризмопределяется путем перечисления деяний, подлежащих наказанию: покушение на жизньглав государств, диверсии, подстрекательство к террористическим актам и др.Конвенция в силу не вступила. После Второй мировой войны проблемой борьбы стерроризмом занимается ООН. Так, 14 декабря 1973 г. была принята Конвенцияо предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихсямеждународной защитой, в том числе дипломатических агентов.К лицам,упоминающимся в Конвенции, относятся: главы государств, министры иностранныхдел (во время нахождения их в иностранном государстве), представителимеждународных организаций, дипломатические агенты. Преступными являютсяследующие деяния: преднамеренное убийство, похищение или другое нападение налицо, пользующееся международной защитой; насильственное нападение наофициальное помещение или транспортное средство такого лица; угроза любого такогонападения; соучастие в таком нападении. В национальном законодательстве затакие преступления должно быть установлено наказание как за тяжкиепреступления. Преступность террористических актов в отношении этих лицзаключается в том, что такие действия создают серьезную угрозу поддержаниюнормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества междугосударствами.
Конвенция содержит нормы, регламентирующие действия государств по установлениююрисдикции и применению надлежащих мер по обеспечению уголовного преследования.Юрисдикция государства в отношении указанного преступления осуществляется вслучаях, когда;
преступление совершено на территории этого государства;
предполагаемый преступник является гражданином этого государства;
преступление совершено против лица, выполняющего официальныефункции от имени этого государства.
Государства – участники Конвенции взяли на себя обязательствосотрудничать в предотвращении преступлений и оказывать помощь и содействие врасследовании преступлений и наказании преступников.
Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом 1976 г.,которая регламентирует две категории правонарушений;
а) деяния, которые государства признают преступными в силу своегоучастия в Конвенции (незаконный захват воздушных судов; покушение на жизнь исвободу лиц, имеющих право на международную защиту; взятие заложников ипроизвольное лишение свободы и др.);
б) деяния, признание преступными которых отдано на усмотрениегосударств (акты насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу отдельныхлиц; серьезные действия против имущества исоздающие общую угрозу длялюдей).
В рамках принимаемых мировым сообществом мер по пресечениюмеждународного терроризма обозначенный в Римском статуте 1998 г. составвоенных преступлений и преступлений против человечности покрывает собойпреступное деяние международного терроризма. В этом плане можно говорить о том,что международный терроризм как преступление, затрагивающее все мировоесообщество в целом, подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Распространение и торговля наркотиками являются преступлением,посягающим не только на жизнь и здоровье отдельного человека, но и на подрывэкономики страны, внешнеэкономических связей между государствами, на их мирноесотрудничество. В 1961 г. была подписана Единая конвенция о наркотическихсредствах, в 1971 г. – Конвенция о психотропных веществах, а в 1988 г.– Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств ипсихотропных веществ.
В соответствии с этими конвенциями уголовно наказуемыми деяниямиявляются производство, хранение, распространение наркотических и психотропныхсредств, а также их продажа, покупка, ввоз и вывоз. Борьба с распространением иторговлей наркотиками – это внутреннее дело каждого государства, большинство изкоторых приняли национальные законы, предусматривающие суровые меры наказания.Каждое государство может установить свою юрисдикцию, когда предполагаемыйправонарушитель находится на его территории (ст. 4). Конвенция 1988 г.детально регламентирует вопросы взаимной правовой помощи в расследовании, вуголовном преследовании и судебном разбирательстве соответствующихправонарушений (ст. 7).
В данной сфере действуют и двусторонние документы, и, в частности,Меморандум между СССР и США о взаимопонимании, о сотрудничестве в борьбе снезаконным оборотом наркотиков от 8 января 1989 г.
Основными международными органами, осуществляющими контрольнад наркотическими и психотропными веществами, являются:
– Комиссия по наркотическим средствам (КНС), котораяопределяет перечень наркотических средств, подлежащих контролю; даетрекомендации по научным исследованиям; содействует выполнению международныхсоглашений и разрабатывает проекты новых соглашений и т.д.;
– Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН)состоит из 13 экспертов, избираемых ЭКОСОС в личном качестве на пятилетнийсрок, осуществляет контроль за соблюдением странами договоров о наркотиках;запрашивает государства о ежегодном производстве, потреблении, ввозе и вывозенаркотиков; осуществляет наблюдение за торговлей наркотиками и т.д.
В постановочном плане международная система контроля наднаркотиками и их злоупотреблением складывалась постепенно в течение последних80 лет в результате принятия ряда упомянутых выше международных договоров. К ихчислу относятся такие действующие в настоящее время многосторонние конвенции,как Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (Конвенция 1961 г.)с поправками, содержащимися в Протоколе 1972 г.; Конвенция о психотропныхвеществах 1971 г. (Конвенция 1971 г.) и Конвенция ОрганизацииОбъединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств ипсихотропных веществ, принятая в 1988 г. (Конвенция 1988 г.). Каждыйраз с принятием очередной конвенции международное право в области контроля наднаркотиками дополнялось новыми положениями, которые способствовали егодальнейшему развитию. Основная цель этих актов изначально состояла в том, чтобыдобиться ограничения использования наркотических средств только медицинскими инаучными целями.
Созданный в 1968 г. в соответствии с Единой конвенцией онаркотических средствах 1961 г. Международный комитет но контролю наднаркотиками (МККН, или Комитет) является независимым квазисудебным органом поконтролю за соблюдением Конвенции ООН о контроле над наркотиками и преемникомряда органов, которые были учреждены в соответствии с конвенциями о контроленад наркотиками еще со времен Лиги Наций.
Комитет работает как независимый от правительств, а также от ООНорган; 13 членов Комитета, выступающие в своем личном качестве, избираютсяЭкономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) и финансируются ООН. Три членаКомитета избираются из списка кандидатов, предложенных ВОЗ, 10 членов – изсписка кандидатов, предложенных правительствами.
Мандат.Обязанность Комитета заключается в том, чтобы обеспечитьсоблюдение правительствами положений конвенций о контроле над наркотиками иоказать им соответствующую помощь. Функции Комитета определяются в конвенциях.В целом Комитет осуществляет контроль над наркотиками по двум следующимаспектам.
Что касается законного изготовления, сбыта и продажи наркотиков,то Комитет стремится обеспечить предложение наркотических средств длямедицинских и научных целей в достаточных количествах и предотвратить их утечкуиз законных источников в незаконный оборот. С этой целью Комитет применяетсистему исчислений наркотических средств, а также систему добровольногопредставления данных о психотропных веществах и с помощью системыстатистических данных осуществляет контроль над международной торговлейнаркотиками. Комитет также следит за деятельностью национальных механизмовконтроля над химическими веществами, используемыми для незаконного изготовлениянаркотиков, и оказывает помощь правительствам в предотвращении утечки этихвеществ в каналы незаконного оборота.
Что касается незаконного изготовления и оборота наркотиков, тоКомитет выявляет упущения и недостатки в национальных и международных системахконтроля и содействует их устранению. Кроме того, Комитет определяет, какиехимические вещества, используемые для незаконного изготовления наркотиков,можно включить в систему международного контроля.
Секретариат.Секретариат расположен в Венском международномцентре (Вена, Австрия).
Сфера международного контроля над наркотиками.На основаниимеждународных конвенций контролю подлежат две категории наркотиков – наркотическиесредства и психотропные вещества.
В настоящее время в соответствии с Конвенцией 1961 т. мерыконтроля осуществляются в отношении свыше 116 наркотических средств. В основномк ним относятся такие имеющие природное происхождение продукты, как опий и егопроизводные: морфин, кодеин и героин, синтетические наркотические средства, кпримеру, метадон и петидин, а также каннабис и кокаин. В соответствии сКонвенцией 1971 г. меры контроля осуществляются в отношении приблизительно111 психотропных веществ. Большинство из них входит в состав фармацевтическихпродуктов, применяемых для оказания воздействия на центральную нервную систему.К ним относятся такие группы наркотиков, как галлюциногены, стимуляторы идепрессанты, а также некоторые анальгетики. Предусматриваемые обеимиконвенциями меры контроля вотношении различных групп наркотиковотличаются по степени жесткости. В связи с этим наркотики заносятся в различныесписки, являющиеся приложениями к конвенциям, с учетом различной степенивызываемой ими наркотической зависимости, их терапевтической ценности иопасности злоупотребления ими. Как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),так и стороны конвенций имеют право предлагать изменения в спискахконтролируемых наркотиков. Вопросы, связанные с внесением в списки того илииного наркотика, переводом уже внесенного наркотика в другой список или егоисключение из списков, решаются Комиссией по наркотическим средствам ООН (КНС,или Комиссия), являющейся функциональной комиссией ЭКОСОС. При этом Комиссиядолжна учитывать выводы и рекомендации, предлагаемые ВОЗ.
Помимоконтроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а те идругие являются веществами, вызывающими наркотическую зависимость, подмеждународный контроль над наркотиками в соответствии сКонвенцией 1988 г.были поставлены 22 химических вещества, часто используемые для незаконногоизготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Контроль над наркотическими средствами.Созданная в соответствиис Конвенцией 1961 г. международная система контроля над законнымперемещением наркотических средств функционирует в целом удовлетворительно, изаконно производимые или изготавливаемые наркотики в незаконный оборот обычноне попадают. Тот факт, что система, как правило, работает удовлетворительно,объясняется главным образом применением системы исчислений, распространяющейсяна всестраны, независимо от того, являются ли они участниками этойКонвенции. Страны обязаны не превышать исчисления, подтвержденные илиустановленные для них Комитетом.
Комитет в сотрудничестве с ВОЗ публикует доклады, касающиесяположения в области спроса и предложения на опиаты в медицинских и научныхцелях. В докладах анализируются вопросы производства опиатного сырья ипотребления опиатов. Кроме того, в них содержатся рекомендации правительствам,профессиональным ассоциациям и медикам о путях преодоления или сведения кминимуму трудностей, возникающих в связи с обеспечением наличия в достаточномобъеме опиатов, используемых в лечебных целях и для снятия острой боли упациентов.
Контроль над психотропными веществами.Конвенция 1971 г.вступила в силу в 1976 г. В отличие от наркотических средств, поступающихв незаконный оборот в результате незаконного производства и изготовления,психотропные вещества часто поступают в результате их утечки из законногопроизводства. Такие утечки объясняются главным образом недостаточно развитымзаконодательством в ряде стран-изготовителей и экспортеров и отсутствиемпредварительной информации о фактическом количестве психотропных веществ,необходимых для медицинских и научных целей. Миллионы единиц доз таких веществбыли таким образом «экспортированы» в страны, не нуждающиеся в них, и вконечном итоге эти вещества становятся предметом злоупотребления вмеждународном масштабе.
Во исполнение рекомендаций Комитета, подготовленных им в 1980,1981 и 1991 гг., ЭКОСОС просил правительства всех стран представитьКомитету данные оценки их фактических потребностей в находящихся подмеждународным контролем психотропныхвеществах, которыенеобходимы им для медицинских и научных целей. В настоящее время около 170стран направляют Комитету подобную информацию по крайней мере о наиболееопасных психотропных веществах, которую Комитет регулярно публикует. Врезультате утечка законно изготавливаемых веществ значительно сократилась, таккак компетентные органы экспортирующих стран могут легко проверить,соответствуют ли получаемые этими странами заказы реальным потребностямстран-импортеров. В сомнительных случаях страны-экспортеры обращаются в МККН законсультацией.
Контроль над прекурсорами и основными химическими веществами,используемыми для незаконного изготовления наркотиков.В ст. 12 Конвенции1988 г. предусматривается ряд мер по осуществлению контроля в отношенииразличных веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотическихсредств и психотропных веществ. На основании этой статьи Комитету поручено следитьза выполнением правительствами мер контроля над такими веществами и определятьхимические вещества, на которые, возможно, следует распространить международныйконтроль. Комитет ежегодно информирует Комиссию о выполнении правительствамиположений этой статьи.
Создан банк данных, позволяющий МККН в полной мере обрабатыватьинформацию, предоставляемую правительствами или получаемую из другихисточников. Банк данных помогает Комитету, с одной стороны, определятьподлежащие контролю вещества, а с другой – содержащаяся в нем информацияпомогает правительствам пресекать попытки утечки прекурсоров и основныххимических веществ в сферу незаконного изготовления наркотиков.
Оценка и поддержка национальных усилий. Изучая и анализируяинформацию, получаемую примерно от 209 стран и территорий, МККН следит заэффективным соблюдением соответствующих конвенций во всем мире. На основепостоянного анализа деятельности различных стран МККН имеет возможностьготовить рекомендации и предлагать корректирующие меры, призванные улучшитьфункционирование как международных, так и национальных систем контроля. Всоответствующих случаях Комитет может вносить на рассмотрение компетентныхорганов ООН, специализированных учреждений и правительств рекомендации обоказании технической и / или финансовой помощи в поддержку усилииправительств по выполнению их договорных обязательств.
В рамках работы по разъяснению целей конвенций Комитетподдерживает с правительствами постоянные контакты. С ними регулярно проводятсяконсультации или туда направляются миссии соответствующих стран. Все эти мерыпозволяют расширять круг участников конвенций, укреплять национальноезаконодательство, особенно в том, что касается психотропных веществ, илиулучшать координацию национальных усилий в области контроля над наркотиками.
Комитет неоднократно подчеркивал, что реальный успех в борьбе созлоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом зависит от решимостиправительств, от установления приоритетов и от предоставления в достаточномобъеме средств национальным компетентным органам, поскольку у себя в стране онии только они могут осуществить все необходимые меры. Для получения максимальнойотдачи требуется координация всех национальных усилий на региональном имеждународном уровнях.
Для оказания содействия национальным системам контроля наднаркотиками, с тем чтобы их деятельность стала более эффективной, секретариатМККН организует подготовку кадров для сотрудников национальных органов поконтролю над наркотиками. Такие сотрудники проходят подготовку по вопросам,связанным с осуществлением договорных обязательств, в области сотрудничествамежду МККН и сторонами – участниками конвенций. Региональные учебные семинарыне только помогают совершенствовать формы сотрудничества состранами-участниками, но и содействуют укреплению сотрудничества между странамирегионов. Семинары организуются в тесном контакте с Программой ООН помеждународному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и другими компетентнымимеждународными организациями, в частности с ВОЗ и Международной организациейуголовной полиции. Секретариат МККН обеспечивает также подготовку сотрудниковнациональных органов.
О своей деятельности МККН информирует ЭКОСОС в ежегодном докладе,который он представляет через Комиссию. В докладе дается всеобъемлющий обзор положенияв области контроля над наркотиками в различных частях мира. В качествебеспристрастного органа МККН стремится выявлять и прогнозировать опасныетенденции и предлагать меры, которые необходимо принять в этой связи. Ежегодныйдоклад дополняется техническими докладами о наркотических средствах ипсихотропных веществах, в которых подробно излагаются исчисленные ежегодныезаконные потребности каждой страны в наркотических средствах, а также данные озаконном производстве, изготовлении, торговле и потреблении этих наркотическихсредств во всем мире.
Система Организации Объединенных Наций, в параметрахвзаимодействия с органами контроля над наркотиками и их секретариатом включаетв себяГенеральнуюАссамблею, ЭКОСОС, МККН, КНС, Секретариат ЮНДКП/МККН.
Создание целостной картины преступлений международного характераставит в порядке востребованности задачу всестороннего исследования всегокомплекса обозначенных нами преступных деянии.
Преступлением международного характера является подделкаденежных знаков и их распространение. Для устранения этого преступлениянеобходимы усилия многих государств. В 1929 г.была подписана Конвенцияпо борьбе с подделкой денежных знаков, в соответствии с которойгосударства взяли на себя обязательство преследовать в уголовном порядке тех,кто подделывает или фальсифицирует денежные знаки, распространяет поддельныезнаки, участвует в изготовлении приборов или других предметов, предназначенныхдля подделки. К ответственности привлекаются лица независимо от того, денежныезнаки какой страны они изготовляют или подделывают. Конвенция содержитположение о выдаче преступников заинтересованному государству.
Тяжким преступлением международного характера является торговлялюдьми. Этим преступлением охватываются работорговля, торговля женщинами(склонение к проституции) и детьми. Наиболее важными международно-правовымиактами, запрещающими торговлю рабами, являются Конвенция относительно рабства1956 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли,институтов и обычаев, сходных с рабством (принудительный труд).
Как преступления квалифицируются не только сами рабство иработорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство,перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц котдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г.дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификациякоторых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. Вчастности, преступлениями признаются:
1.Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатнойрабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека.Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунамисвоих детей в услужение состоятельным лицам.
2.Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждениебез права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другимлицам или по наследству.
3.Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашениедолга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.
4.Крепостное состояние землепользователя, при котором пользовательобязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащейдругому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или завознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1).Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.
5.Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамкаминационального законодательства. Такой труд допускается только по приговорусуда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий,катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8Международного пахта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако вКонвенции МОТ №29 о принудительном или обязательном труде запрещены дажекаторжные работы по приговору суда.
В 1970 г. государства подписали Конвенцию о пресеченииторговли женщинами, которая содержала обязательство государствнаказывать за такие действия, как склонение к проституции путем обмана,насилия, угрозы; предусматривалось наказание виновных и выдача их по требованиюзаинтересованного государства.
Начатая вмарте 1999 г. совместно с Институтом ООН по вопросам преступности иправосудия Глобальная программа по борьбе против торговли людьмипредусматривает комплекс мероприятий вобласти научных исследовании итехнического сотрудничества и разработку международной стратегии борьбы противторговли людьми. Цель ее заключается в том, чтобы содействовать странам вывоза,транзита и назначения в разработке совместных стратегий и эффективных идейственных мер в сфере уголовного правосудия для борьбы с торговлей людьми.Нормативную основу этой Глобальной программы составляет Протокол опредупреждении и пресечении торговли людьми, дополняющий Конвенцию ООН противтранснациональной организованной преступности, и он же выступает в качествепрактического руководства для ее осуществления. Эта Программа включаеткомпонент сбора и анализа данных, предполагающий создание базы данных отенденциях и потоках торговли людьми, а также передовой практике борьбы сторговлей людьми.
В последние годы в России отмечается рост фактов рабства иторговли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числекупли-продажи женщин и детей. Однако в новом Уголовном кодексе РоссийскойФедерации нет норм об ответственности за рабство, работорговлю и сходные с нимиинституты и обычаи, а конвенции, которые предусматривают подобные преступленияи участниками которых является Российская Федерация, не применяютсянепосредственно, хотя об этом говорится в п. 4 ст. 15 КонституцииРоссийской Федерации.[2]
К преступлениям, носящим международный характер, относятся также пиратство,широко распространенное в древние и средние века. Однако пиратскиенападения совершаются и в наши дни. Согласно Конвенции ООН по морскому праву1982 г.под пиратством понимается:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж,совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческогосудна (летального аппарата);
б) любой акт добровольного участия в использовании судна (летательногоаппарата) в целях осуществления вышеуказанных действий;
в) любое деяние, являющееся подстрекательством илисознательным содействием совершению вышеуказанных действий.
Конвенция обязывает все государства сотрудничать в пресечениипиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикциикакого-либо государства (ст. 100). Любое государство может захватитьпиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватитьимеющееся на нем имущество (ст. 105). Захват судна за пиратство можетсовершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом,состоящим на государственной службе и специально на то уполномоченным (ст. 107).Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и ихэкипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могутпреследоваться в открытом море, быть захвачены и, в случае сопротивления,потоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна егоэкипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст. 105).Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаютсязаконным собственникам. В целях борьбы с захватом воздушных судов государстваприняли в Гааге в декабре 1970 г. Конвенцию о борьбе с незаконным захватомвоздушных судов. Конвенция устанавливает, что любое лицо на борту воздушногосудна, находящегося в полете, которое незаконно, путем насилия или угрозыприменения насилия захватывает это воздушное судно или осуществляет над нимконтроль, совершает преступление. Каждое государство взяло на себяобязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания.Основной целью Конвенции является обеспечение неотвратимости наказания лиц,виновных в незаконном захвате воздушных судов. Мотивы совершения таких действийне считаются обстоятельством, освобождающим преступника от ответственности.
В Конвенции говорится о возможности выдачи преступникасоответствующему государству и устанавливается, что каждое государство можетрассматривать данную Конвенцию как основание для выдачи. Вместе с тем, вКонвенции не предусмотрена обязательная выдача лиц, совершивших незаконныйзахват воздушного судна. Государство, на территории которого оказываетсяпреступник, если оно не выдает его, обязано сурово его наказать в соответствиисо своим национальным законодательством.
В Конвенции предусматривается также, что органы государства, натерритории которого совершил посадку угнанный самолет, должны без задержкивозвратить соответствующему государству воздушное судно, груз, пассажиров иэкипаж. Нормы Конвенции должны применяться ко всем случаям незаконного захватавоздушных судов, как при международных перевозках, так и при полетах повнутренним авиалиниям.
Наемничество было квалифицировано преступным и наказуемым деянием вмеждународном уголовном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.Так, в 1968 г. в Резолюции №2465 устанавливалось, что практикаиспользования наемников – уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по судуобъявляться преступниками, находящимися вне закона. Государствам – членам ООНбыло рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор,финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу вэтом качестве и участие их в боевых действиях. Необходимость наказаниянаемников в уголовном порядке установлена и в «Основных принципах правовогорежима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства ирасистских режимов» 1973 г.
Международная опасность наемничества заключается в подрывестабильных отношений между государствами, при этом наемники являются орудием вруках реакционных, противоправных, колониальных и расистских режимов. Еслинаемников засылает государство, то такие действия могут быть квалифицированыкак агрессия со всеми вытекающими для такого государства и наемниковпоследствиями.
Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями.
Во-первых, по уголовным законам государства, на территориикоторого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовнуюответственность за наемничество, в других странах они предаются суду по статьямза убийства, уничтожение техники и других объектов.
Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специальносозданными военными трибуналами или другими международными судами, еслинаемники совершили преступления на территории нескольких государств.
Известным прецедентом международной борьбы с наемничеством сталсудебный процесс над 13 наемниками в Анголе. Он проходил в г. Луанда в1976 г. Виновные были приговорены к строгим мерам уголовного наказаниявплоть до смертной казни. На этом процессе была осуждена и практикаиспользования наемников в агрессивных войнах против свободолюбивых народов.[3]
В параметрах борьбы мирового сообщества за обеспечениемеждународного мира и безопасности важное место занимают меры по недопущению ипресечению незаконного оборота радиоактивных веществ. Конвенция о физическойзащите ядерного материала 1980 г. была принята для обеспечения физическойзащиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося впроцессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целяхпри использовании, хранении и перевозке внутри государства. К Конвенции имеютсяПриложения Iи II. Приложение I определяет уровнифизической защиты ядерного материала при его международной перевозке.Приложение II подробно классифицирует ядерные материалы.
Под ядерным материалом в Конвенции понимается плутоний, заисключением плутония с концентрацией изотопов, превышающей 80% по плутонию-238,уран-233, уран, обогащенный изотопами, уран-235 ил уран-233, уран, содержащийсмесь изотопов, встречающихся в природе в форме, отличной от руды или рудныхостатков, и любой материал, содержащий вышеназванные элементы.
Международная перевозка ядерного материала, согласно Конвенции,означает перевозку партии ядерною материала любыми транспортными средствами,которые направляются за пределы территории государства, откуда исходит груз,начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и кончаяего прибытием на установку получателя в государстве конечного назначения.
По Конвенции преступлением является:
получение, владение, использование, передача, видоизменение,уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентныхорганов, которое влечет или может повлечь смерть любого лица, или причинить емусерьезное увечье, или причинить серьезный ущерб собственности;
кража ядерного материала или его захват путем грабежа:
присвоение или получение обманным путем ядерного материала;
требование путем угрозы силой пли применения силы или с помощьюкакой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного материала;
угроза использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любоголица, или причинить ему серьезное увечье или значительный ущерб собственности,или совершить хищение ядерного материала с целью вынудить физическое илиюридическое лицо, международную организацию или государство совершитькакое-либо действие или воздержаться от него;
а также попытка или соучастие в совершении какого-либо извышеперечисленных деяний.
В соответствии с Конвенцией Российская Федерация осуществляет своююрисдикцию в том случае, когда правонарушение совершено любым лицом натерритории Российской Федерации, на борту корабля или самолета,зарегистрированных в Российской Федерации; Российская Федерация выступает приперевозке ядерного материала в качестве экспортирующего или импортирующего государства,правонарушитель является гражданином Российской Федерации.
Межгосударственное сотрудничество в рамках Конвенции 1980 г.предусматривает широкий объем правовой помощи. Предметно – это допросысвидетелей, назначение экспертиз, производство других следственных действий,выдача правонарушителя. При этом государство, в котором начато уголовноепреследование, обязано уведомить о результатах разбирательства заинтересованныегосударства и МАГАТЭ.
Одним из важных средств борьбы с преступностью являетсяпредупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности иобеспечение их конфискации. Российская Федерация является участникомнескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению «отмывания»преступных доходов. В их числе – Конвенция ООН о борьбе против незаконногооборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., КонвенцияСовета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов отпреступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) и ряд других.
Согласно Конвенции Совета Европы 1990 г., «доходы» означаютлюбую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.При этом под «материальными ценностями» понимаются ценности любою вида,вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты идокументы, дающие право на имущество.
Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконнымотмыванием доходов. Это – совершенные умышленно:
конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно,что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть ихнезаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствийдеяния (например, конфискации имущества);
утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения,размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностейили соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике ихпроисхождения;
приобретение, владение или использование ценностей, о которыхизвестно в момент их получения, что они добыты преступным путем.
Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудийпреступления и незаконных доходов, в частности идентифицировать и разыскиватьценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждениеэтих материальных ценностей.
Суды и другие компетентные органы государств – участниковКонвенции вправе наложить арест на финансовые или иные документы (при этомссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство можетпотребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятиябанковской тайны, был подтвержден судебным органом).
Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государстводолжно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискацииможет быть отказано, если: законодательство запрашиваемого государства непредусматривает конфискации за данное правонарушение; отсутствует имущество,подлежащее конфискации; истек срок давности.
Государства – участники Конвенции назначают центральный орган,ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощипо делам такого рода и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы.Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.
Важным направлением усилий мирового сообщества по обеспечениюмеждународного правопорядка является борьба ООН против транснациональнойорганизованной преступности. 15 ноября 2000 г. Генеральная АссамблеяРезолюцией 55/25 приняла Конвенцию ООН против транснациональной организованнойпреступности параллельно с протоколами о предупреждении и пресечении торговлилюдьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол противнезаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Той же Резолюцией Ассамблеяоткрыла эти документы для подписания на Политической конференции высокогоуровня, состоявшейся в Палермо, Италия, 12–15 декабря 2000 г. 31 мая 2001 г.Резолюцией 55/255 Ассамблея приняла третий Дополнительный протокол противнезаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частейи компонентов, а также боеприпасов к нему, который был открыт для подписания 2июля 2001 г.
Сто двадцать три государства и Европейское сообщество подписалиКонвенцию на этой Конференции, что представляет собой самое высокое числопоставленных под Конвенцией подписей в истории Организации Объединенных Наций. Протоколо торговле людьми был подписан 80 государствами и Европейским сообществом, аПротокол против незаконного ввоза мигрантов был подписан 77 государствами иЕвропейским сообществом. После Конференции в Палермо Конвенцию подписали ещедве страны, Протокол о торговле людьми подписали еще пять стран и Протоколпротив незаконного ввоза мигрантов – еще пять стран. 5 июня 2001 г. Монакостало первой страной, ратифицировавшей Конвенцию и Протокол о торговле людьми,а также Протокол против незаконного ввоза мигрантов. Конвенция и Протоколыбудут открыты для подписания в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке до 12декабря 2002 г., а после этой даты государства могут стать их участникамипутем присоединения.
Данная Конвенция представляет собой важную веху в международномсотрудничаете в деле борьбы против транснациональной организованнойпреступности и несет в себе мощный политический потенциал и свидетельствует орешимости международного сообщества эффективно бороться с этой глобальнойугрозой. Консенсус по тексту проекта Конвенции и проектов протоколов былдостигнут в беспрецедентно короткие сроки. Эти правовые документы устраняютразличия в культурных взглядах на данную проблему, устанавливают общие темы истандарты и предусматривают структуру и ряд механизмов для совместного действияправительств, и особенно правоохранительных органов. В этих документах защитапотерпевших и предупреждение транснациональной организованной преступностирассматриваются так же, как краеугольные камни совместной международнойдеятельности. Кроме того, они содержат положения, которые способствуютукреплению потенциала, предоставлению технической помощи и обмену информациеймежду государствами-участниками.
ПринятиеКонвенции ООН против транснациональной организованной преступности открылоновые перспективы для деятельности, направленной на оказание помощигосударствам-членам в борьбе с транснациональной организованной преступностью,особенно технической помощи в форме предоставления консультативных услуг иосуществления проектов на местах в сочетании со сбором и анализом данных иразработкой соответствующей политики. Смежные мероприятия, в том числеглобальное исследование по транснациональной организованной преступности,которые были начаты ранее, в настоящее время соединены в одну Глобальнуюпрограмму против транснациональной организованной преступности. НазваннаяКонвенция ООН содержит необходимые нормативные положения и директивные указаниядля осуществления этой Глобальной программы против транснациональнойорганизованной преступности, которая предусматривает оценку действенности иэффективности современной политики и мер по борьбе с организованнойпреступностью; оказание помощи в укреплении национального потенциала для сбора,анализа и использования данных, касающихся уголовного правосудия, на основеприменения комплексной методики; информирование общественности о существовании,причинах и серьезности угрозы, создаваемой транснациональной организованнойпреступностью; содействие обмену информацией о характере и тенденцияхтранснациональной организованной преступности и успешных методах борьбы с ней;и оказание технической помощи в виде предоставления консультативных услуг и осуществленияпроектов на местах.
Борьба с преступным использованием информационных технологий. Проблема использованияинформационных технологий в преступных целях на национальном итранснациональном уровнях вызывает растущую обеспокоенность государств – членовмирового сообщества. Распространение использования компьютеров и электронныхсетей, других средств телекоммуникационных связей усиливает опасностьсовершения преступлений с их использованием, а также масштабы того вреда,который такие преступления могут причинить. В мае 2000 г. по оценкамспециалистов, только один компьютерный вирус заразил 45млн. компьютерови причинил ущерб на сумму 7–10 млрд. долл. США во всем мире.
Озабоченность этими новыми формами преступности отражается в усилияхгосударств-членов по их пресечению. На национальном уровне многие государстваприняли законодательные акты, предусматривающие новые составы преступлений иполномочия по преследованию или же обеспечивающие расширение действующихсоставов, с тем чтобы они охватывали преступления, совершаемые в новой электроннойсреде. В рамках ООН компьютерные преступления обсуждались на восьмом КонгрессеООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, где былапринята резолюция по этому вопросу, на основании которой в 1994 г. было изданоРуководство по предупреждению преступлении связанных с применением компьютеров,и борьбе с ними. Следует также напомнить о том, что 4 декабря 2000 г.Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию 55/63, в которой констатироваласьзначимость усилий мирового сообщества по предупреждению преступногоиспользования информационных технологий.
Во исполнение Резолюции 1999/23 Экономического и СоциальногоСоветаКомиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудиюна ее десятой сессии был представлен доклад о преступлениях, связанных скомпьютерными сетями. В постановочном плане проблемы высокотехнологичных и компьютерныхпреступлений, а также деятельности ООН и других межправительственных организацийпо ее решению необходимо рассматривать и как расширяющиеся новые формытранснациональной преступности, и в таком более общем контексте, каксоциально-экономическое развитие и защита прав человека.
2.Правовая помощь по уголовным делам
Важной формой международного сотрудничества в борьбе спреступностью является оказание правовой помощи по уголовным делам. Правовойосновой такого сотрудничества являются многосторонние (Европейская Конвенция овзаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.),Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным иуголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и двусторонние международныедоговоры (в частности, Договор между Российской Федерацией и СоединеннымиШтатами Америки о Взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня1999 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея овзаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 28 мая 1999 г.),Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи поуголовным делам (Москва, 20 октября 1997 г.).
Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголовным деламоказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, ккомпетенции которых относятся расследование и рассмотрение уголовных дел.Некоторые виды правовой помощи, в частности вручение документов, могутсовершаться дипломатическими и консульскими представительствами государств. Отношенияпо вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, исполнения поручений,требующих санкций прокурора, осуществляются в большинстве стран (в том числе вРоссийской Федерации) только органами прокуратуры.
По вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодействуют черезсвои центральные органы, если иное не предусмотрено договором илизаконодательством. Правовая помощь оказывается на основании поручения(ходатайства,просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:
наименование, адреса запрашиваемого и запрашивающего учреждений, атакже наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;
имена и фамилии соответствующих лиц, по возможности ихместожительство и местопребывание, дата и место рождения / имена, фамилии,адреса представителей;
содержание поручения и сведения, необходимые для его исполнения;
описание и квалификация деяния, данные о размере ущерба.
К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающейстороны материалы дела, иные доказательства. Все документы предоставляются вподлиннике и удостоверяются гербовой печатью компетентного учреждения.
Обычно поручение составляется на государственном языке запрашивающейстороны (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривает возможность использованияодного языка – русского). К поручению прилагается заверенный официальныйперевод на государственный язык запрашиваемой стороны. Если запрашиваемоеучреждение некомпетентно исполнить поручение, оно пересылается компетентномуучреждению с уведомлением запрашивающего учреждения.
Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказанииправовой помощи на их территории.
При исполнении поручений о правовой помощи применяетсязаконодательство запрашиваемого государства. Однако по просьбе запрашивающегогосударства могут быть применены и его процессуальные нормы, не противоречащиезаконодательству запрашиваемого государства.
По выполнении поручения запрашиваемое учреждение возвращаетдокументы запрашивающему учреждению. Если правовая помощь не могла бытьоказана, запрашивающее государство уведомляется об обстоятельствах,препятствующих исполнению поручения; ему возвращаются соответствующиедокументы.
Вручение документов.Факт вручения удостоверяетсяподтверждением, подписываемым лицом, которому вручен документ, скрепленнымофициальной печатью соответствующего учреждения с указанием даты вручения. Вслучае невозможности вручения документов по указанному в поручении адресупринимаются меры по его установлению. При неустановлении адреса об этомуведомляется запрашивающее учреждение; ему возвращаются документы, подлежащиевручению.
Выполнение поручения.Государства обязуются по поручениюзапрашивающей стороны осуществлять в соответствии со своим законодательствомуголовное преследование против граждан, в том числе собственных, подозреваемыхв том, что они совершили преступление на территории договаривающегосягосударства.
При направлении возбужденного по суду уголовного деларасследование по делу производится запрашиваемой стороной в соответствии сосвоим законодательством. Запрашивающая сторона уведомляется о результатахпреследования: ему также передается копия окончательного решения.
При этом, однако, уголовное дело не может быть возбуждено, авозбужденное – подлежит прекращению, если истек срок давности, поручениенаправлено после вступления в силу приговора или принятия иного окончательногорешения по данному факту.
Розыск лицпроводится в целях привлечения к ответственности,обеспечения выдачи или приведения приговора в исполнение и заключается вмероприятиях (процессуальных и оперативных) по отысканию соответствующего лица,осуществляемых в соответствии с внутренним законодательством.
Взятие лица под стражу для обеспечения выдачисостоит в применении всоответствии с внутренним законодательством государств меры пресечения – заключенияпод стражу. Имеются некоторые различия в регламентации этого действияконвенциями по борьбе с отдельными видами преступлений международного характераи договорами о правовой помощи.
Согласно многосторонним конвенциям, заключение под стражупредполагаемого преступника производится в соответствии с национальнымзаконодательством государства, на территории которого он находится. О взятиилица под стражу уведомляются: государство, на территории которого былосовершено преступление; государство, против которого было совершенопреступление; государства, гражданами которых являются преступник ипотерпевшие; другие заинтересованные государства, международные организации идолжностные лица.
В соответствии с договорами о правовой помощи государство,получившее требование о выдаче, должно немедленно принять меры к взятию подстражу соответствующего лица (кроме случаев, когда выдача не производится). Овзятии под стражу или задержании немедленно уведомляется запрашивающая сторона.Лицо, в отношении которого поступило требование о его выдаче, в некоторыхслучаях может быть взято под стражу и до получения такого требования – на основанииходатайства запрашивающего государства. Такое ходатайство в целях оперативностиможет быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефону и должносодержать ссылку на вынесенное в запрашивающем государстве постановление овзятии под стражу или на вступивший в законную силу приговор, а также указание,что требование о выдаче будет предоставлено дополнительно. Задержанное походатайству лицо должно быть освобождено, если требование о выдаче не поступит втечение месяца со дня взятия под стражу, а лицо, задержанное без ходатайства, –в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания.
Выдача правонарушителя.Различают три вида выдачи: выдача лица дляпривлечения к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора висполнение и выдача на время.
Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности.В соответствии сдоговорами о правовой помощи лицо может быть выдано за совершение любыхпреступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. Приэтом выдача производится лишь за деяния, наказуемые по законам изапрашивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматриваетсянаказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одногогода) или более тяжкое наказание.
Не выдаютсяв соответствии с договорами о правовой помощи:
собственные граждане;
лица, в отношении которых уголовное преследование не может бытьвозбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания;
лица, в отношении которых уже вынесен вступивший в законную силу иисполненный приговор за то же преступление либо есть вступившее и силупостановление о прекращении производства по делу.
Выдача также не производится, если преступление преследуется в порядкечастного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление былосовершено на территории запрашиваемого государства.
Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой сторонывыданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности либо подвергнутьнаказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано,или выдать третьему государству. Однако это правило не действует, если выданноелицо по истечении месяца после окончания производства по делу, а в случае осужденияпо истечении месяца после отбытия наказания или освобождения не покинеттерриторию запрашивающего государства.
Если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемогогосударства уже привлечено к уголовной ответственности или осуждено, выдачатаких граждан может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования,приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания. Конкретныевопросы выдачи преступников регулируются между заинтересованными государствами.Так, 26 июля 1995 г. между Россией и КНР был подписан Договор о выдаче,согласно которому стороны обязались «по просьбе выдавать друг другу лиц,находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности илиприведения приговора в исполнение» (ст. 1). 30 июня 1995 г.правительства РФ и США заключили Соглашение о сотрудничестве по уголовно-правовымвопросам.
Выдача лиц для приведения приговора в исполнениесостоит в передаче лица,осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, нозадержанного на территории другого государства. К поручению о выдаче необходимоприлагать заверенную в соответствующем порядке (как правило, Минюстом) копиювступившего в силу приговора в отношении данного лица,
В частности, 22 декабря 1992 г. Россия и Азербайджан подписалиДоговор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным иуголовным делам, согласно которому лица, лишенные свободы за совершениеуголовного преступления на территории одной стороны и являющиеся гражданамидругой стороны, получают возможность отбывать наказание в стране своего второгогражданства. Добровольное согласие осужденного на передачу – коренное условие,без которого все остальные процедурные вопросы просто не обсуждаются.
Если лицо, выдача которого требуется, па территории запрашиваемогогосударства уже привлечено к ответственности или осуждено, оно может быть выданона время расследования конкретного преступления, в отношении которого поступилотребование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должнобыть возвращено.
Производство обысков, выемок, изъятий.Основанием для совершения данныхследственных действий является решение компетентного органа запрашиваемогогосударства, вынесенного в соответствии с просьбой о правовой помощи и должнымобразом санкционированного.
Производство экспертиз.Основанием для производства соответствующихэкспертиз служит постановление компетентного органа, должным образомсанкционированного. Прежде чем направлять поручение о производстве экспертизы,следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должныбыть поставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз полинии прокуратуры могут производиться за счет запрашивающего государства.
Передача предметов.По просьбе запрашивающей стороны ей могутпередаваться предметы: использованные при совершении преступления, в том числепредметы и орудия преступления; приобретенные в результате совершенияпреступления или в качестве вознаграждения за него; имеющие значениедоказательств в уголовном деле. При этом если указанные предметы необходимы вкачестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, ихпередача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончаниипроизводства по делу переданные предметы должны быть возвращены.
Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участниковпроцесса в запрашиваемом государстве.Данные действия сходны с аналогичными,проводимыми в соответствии с УПК РФ.
Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц,имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство.По ходатайствузапрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допросаили производства с их участием других следственных действий. При этом лица,явившиеся в учреждение запрашивающего государства, не могут быть (независимо отгражданства) привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнутынаказанию за деяние, совершенное до пересечения его государственной границы.Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности в связи с ихсвидетельскими показаниями по делу или заключениями в качестве эксперта. Однакоесли в течение определенного срока (как правило, месяц) после выполнения своихобязанностей (что подтверждается специальным документом запрашивающегогосударства) указанные лица не покинут территорию запрашивающего государства,они могут быть привлечены к ответственности.
Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости.Государства ежегодносообщают сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждандруг друга и пересылают отпечатки пальцев осужденных. Государства также попросьбе уполномоченных органов предоставляют сведения о судимости лиц,привлекаемых к ответственности на их территории.
Обмен информацией по правовым вопросам.Центральные учрежденияюстиции предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем встране законодательстве и практике его применения. В принципе аналогичнуюинформацию можно получить и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры,но такая информация будет отличаться по «юридическому качеству» и не для любыхюридических; целей может быть использована.
Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания вгосударстве, гражданами которого они являются.Это действие состоит впередаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговориностранным судом. Суд государства, которому передан преступник для отбываниялишения свободы, выносит решение (как правило, определение) о порядке отбытиянаказания и виде исправительного учреждения, а также согласует вынесенный сроклишения свободы с предусмотренным национальным законодательством. Такимобразом, приговор иностранного суда признается, как если бы он был вынесеннациональным судом.
Правовая помощь оказывается и в соответствии с межведомственными соглашениями,которые базируются намежгосударственных договорах и действуют в той мере, в какой им непротиворечат. Так, на основании Соглашения между МВД РФ и МВД ИтальянскойРеспублики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью инезаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1993 г.стороны обязались: оказывать друг другу помощь в расследовании преступнойдеятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, денег, полученных за наркотики,обмениваться оперативной информацией, данными о возможных контактах преступныхгрупп, действующих в обоих государствах; информацией о методах борьбы снезаконнымоборотом наркотиков, использовании технических средств, новых видов наркотиков,местах их производства, методах сокрытия наркотиков, маршрутах доставки,способах отмывания денег и т.д.[4]
3. Международная организация уголовной полиции – Интерпол
Международная организации уголовной полиции была создана в 1919году. В 1956 году был принят новый современный Устав этой Организации, всоответствии с которым она стала именоваться Международной организациейуголовной полиции – Интерпол. Местом пребывания Интерпола определена Франция.СССР был принят членом этой Организации 27 сентября 1990 г. на 59-й сессииГенеральной ассамблеи. Впоследствии Российская Федерация стала егоправопреемником.
Российская Федерация участвует в деятельности Интерпола в соответствиис Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. №1113 «Об участии РоссийскойФедерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола»и Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. №1190.
В соответствии с Уставом Международная организация уголовнойполиции – Интерпол имеет целью:
а) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений)уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духеВсеобщей декларации прав человека;
б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствоватьпредупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.
Организации категорически запрещается осуществлять какое-либовмешательство или деятельность политического, военного, религиозного илирасового характера.
Любая страна может уполномочить любой свой официальный полицейскийорган, функции которого соотносятся с деятельностью Организации, выступать вкачестве члена Организации. Заявка на вступление в члены направляетсяГенеральному секретарю соответствующим правительственным органом. Решение опринятии в члены утверждается Генеральной ассамблеей большинством в 2/3голосов.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) включает:
– Генеральную ассамблею;
— Исполнительный комитет;
- Генеральный секретариат;
- Национальное центральноебюро;
- Советников.
Генеральная ассамблея является высшим органом Интерпола. Она состоит изделегатов, назначаемых его членами.
Каждый член Организации может быть представлен в ней одним илинесколькими делегатами; однако делегация каждой страны имеет только одногоруководителя, назначаемого компетентным правительственным органом даннойстраны.
Генеральная ассамблея осуществляет следующие функции:
а) выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Уставом;
б) определяет принципы деятельности и разрабатываем общие меры,которые должны способствовать выполнению задач, предусмотренных Уставом;
в) рассматривает и утверждает общий план работы,предлагаемый Генеральным секретарем на следующий год;
г) устанавливает иные регламентирующие положения, полагаемыенеобходимыми;
д) избирает должностных лиц для выполнения указанных вУставе функций;
е) принимает решения и дает рекомендации членам Организациипо вопросам, входящим в ее компетенцию;
ж) определяет финансовую политику Организации;
з) рассматривает и выносит решения о сотрудничестве с другимиорганизациями.
Генеральная ассамблея проводит свои сессии ежегодно. По просьбеИсполнительного комитета или большинства членов Организации могут быть созванычрезвычайные сессии Генеральной ассамблеи. В ходе сессий Генеральная ассамблеяможет образовывать специальные комитеты для решения конкретных вопросов. Правоголоса на Генеральной ассамблее принадлежит только одному делегату от каждойстраны. Решения принимаются простым большинством голосов, за исключением тех,для принятия которых согласно Уставу требуется большинство в 2/3 голосов.
Исполнительныйкомитет состоитиз президента Организации, трех вице-президентов и девяти делегатов. Тринадцатьчленов Исполнительного комитета представляют различные страны в соответствии спринципом справедливого географического представительства. Генеральнаяассамблея избирает из числа своих делегатов президента и трех вице-президентовОрганизации. Президент избирается большинством в 2/3 голосов: если такоебольшинство не набирается и после второго голосования, достаточным являетсяполучение простого большинства голосов. Президент и вице-президентыпредставляют различные континенты.
Президент избирается сроком на 4 года. Вице-президенты избираютсясроком на 3 года. По истечении срока своих полномочий они не могут сразу жебыть избраны на те же должности или делегатами в Исполнительный комитет.
Исполнительный комитет собирается на заседания не менее одногораза в год по созыву президента Организации. При выполнении своих обязанностейвсе члены Исполнительного комитета действуют как представители Организации, а некак представители своих соответствующих стран.
Исполнительный комитет осуществляет следующие функции:
а) контроль за выполнением решений Генеральной ассамблеи;
б) готовит повестку дня сессий Генеральной ассамблеи;
в) представляет Генеральной ассамблее рабочие планы или предложения,которые он считает целесообразным;
г) осуществляет контроль за деятельностью Генеральногосекретаря;
д) осуществляет все полномочия, которыми его наделяетассамблея.
Постоянно действующие службы Организации составляют Генеральныйсекретариат, который осуществляет следующие основные функции;
а) выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью;
б) действует как специализированный и информационный центр;
в) осуществляет эффективное руководство деятельностьюОрганизации;
г) поддерживает контакты с национальными и международнымиорганами, при этом вопросы, связанные с розыском преступников, решаются черезнациональные центральные бюро;
д) издает материалы, которые могут быть сочтены целесообразными.
Генеральный секретариат состоит из Генерального секретаря и техническогои административного персонала, который выполняет функции по обеспечениюдеятельности Организации. Кандидатура Генерального секретаря предлагаетсяИсполнительным комитетом и утверждается Генеральной ассамблеей сроком на 5 лет.Генеральный секретарь может быть переизбран и на последующие сроки, но долженсложить полномочия до достижения 65-летнего возраста. Тем не менее подостижении этого возраста ему может быть разрешено исполнять свои полномочия доистечения срока действия мандата. Генеральный секретарь избирается из числа лиц,обладающих высокой компетентностью в вопросах деятельности полиции.
Генеральный секретарь подбирает персонал и руководит его работой,решает вопросы бюджета, а также организует и направляет работу постоянных службв соответствии с директивами, исходящими от Генеральной ассамблеи или отИсполнительного комитета. Генеральный секретарь ответственен передИсполнительным комитетом и Генеральной ассамблеей.
Для обеспечения сотрудничества каждая страна определяет орган,который будет выступать в качестве Национального центрального бюро(НЦБ).Национальное центральное бюро осуществляет взаимодействие с органами Интерполаи органами полиции других стран. Согласно приказу МВД РФ от 7 декабря 1999 г.№998 днем создания НЦБ Интерпола в России считается 27 сентября 1990 г.Филиалы НЦБ Интерпола созданы по всей территории Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. №1113 «Об участииРоссийской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции– Интерпола» установлено, что Национальное центральное бюро Интерпола, структурноеподразделение Министерства внутренних дел РФ (НЦБ Интерпола), является органомпо сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РоссийскойФедерации с правоохранительными органами иностранных государств – членовМеждународной организации уголовной полиции Интерпола и Генеральнымсекретариатом Интерпола.
Главными задачами НЦБ Интерпола являются:
обеспечение эффективного международного обмена информацией обуголовных преступлениях;
оказание содействия в выполнении запросов международныхправоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранныхгосударств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществление наблюдения за исполнением международных договоров повопросам борьбы с преступностью, участником которых является РоссийскаяФедерация.
Положение о Национальном центральном бюро Интерполаутверждено постановлениемПравительства РФ от 14 октября 1996 г. №1190.
В соответствии с данным Положением Национальное центральное бюроИнтерпола (НЦБ Интерпола) – подразделение криминальной милиции, входящее всостав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления,является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственныхорганов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранныхгосударств членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола иГенеральным секретариатом Интерпола. НЦБ Интерпола возглавляет начальник,который назначается на должность и освобождается от должности министромвнутренних дел РФ.
Министр внутренних дел Российской Федерации может создавать территориальныеподразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.
В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляетследующие основные функции:
принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариатИнтерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государствзапросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иныхгосударственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, арестаи выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска иареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенныхпредметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальныхдействий по делам, находящимся в производстве этих органов;
принимает меры по своевременному и надлежащему исполнениюмеждународными правоохранительными организациями и правоохранительными органамииностранных государств – членов Интерпола запросов правоохранительных и иныхгосударственных органов Российской Федерации;
определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательнымрешениям Генеральной ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международнымдоговорам Российской Федерацииисполнению на территорииРоссийской Федерации запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранныхгосударств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иныегосударственные органы Российской Федерации;
запрашивает и получает от правоохранительных и иныхгосударственных органов Российской Федерации материалы и документы дляпредставления в Генеральный секретариат Интерпола всоответствии сУставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной ассамблеи Интерпола;
формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах идокументах, связанных с преступлениями, носящими международный характер;
изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатываетпредложения по его использованию в деятельности правоохранительных и иныхгосударственных органов Российской Федерации;
направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения осостоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих ворганизованные преступные группы, а также о лицах, совершивших преступления,связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, спосягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления,которые подлежат включению в международную уголовную статистику. При этом недопускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерббезопасности Российской Федерации.
Заключение
Международная преступность представляет собой совокупность всехпреступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. При этомразличают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью:заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности иучастие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе спреступностью.
Такое сотрудничество осуществляется в целях: согласованияквалификации международных преступлений. В международных договорах регулируютсявопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников,передачи осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства,обеспечение неотвратимости наказания, защиты прав своих граждан при уголовномпреследовании их в другом государстве, обмен оперативной и правовой информацией,проведение совместных профилактических мероприятий, координация усилий и мер попредотвращению и пресечению преступлений.
В настоящее время в России отмечается значительный рост преступности,в том числе с «иностранным» элементом: существенно выросло количествопреступлений иностранцев, когда виновные после преступления скрываются зарубежом, в свою очередь, граждане РФ, разыскиваемые иностранными государствами,нередко пытаются избежать ответственности на российской территории. Российская Федерацияактивно сотрудничает с иностранными государствами в борьбе с преступностью.
Список используемой литературы
1. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международноеправо: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 688 с.;
2. Ушаков Н.А. Международноеправо: Учебник. – М.: – Юристъ, 2003. – 304 с.
3. Международноепубличное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. / Под.ред. К.А. Бекяшева. – М.: «Проспект», 1999. -640 с.;
4. Международное право:Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенкои проф. О.И. Тиунов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группаНОРМА-ИНФРА М), 2002. – 592 с.