Реферат по предмету "Международные отношения"


Современное состояние и перспективы современного межкорейского диалога

Введение
В начале XXI века в системемеждународных отношений происходят коренные перемены. Особенно отчетливо этозаметно в таком бурно развивающемся и перспективном регионе, какСеверо-Восточная Азия.
Одним из важных политическихпроцессов, который серьезно повлияет на положение в мире, и прежде всего вЮго-Восточной Азии, является процесс межкорейского диалога, направленный наобъединение КНДР и Республики Корея в единое государство. Этот диалог,получивший качественно новое развитие в результате визита президента РеспубликиКорея в Пхеньян летом 2000 года и подписания соответствующего соглашения междусторонами, дает возможность значительного ускорения процесса воссоединенияКорей и более быстрого, чем ожидалось ранее, преодоления связанных с этимобъективных трудностей и разногласий.
Цель работы – рассмотретьсовременное состояние и перспективы современного межкорейского диалога.
Задачи работы – рассмотретьдоговоры между этими государствами; рассмотреть ядерный вопрос и проблемуразоружения; рассмотреть перспективы и будущее этих отношений.

1.Основные положения межкорейского диалога
Активно к этим процессам присоединилась и РоссийскаяФедерация, роль и авторитет которой значителен как на Юге, так и на СевереКорейского государства. Все это делает чрезвычайно актуальным изучениепроцессов, происходящих в данном регионе, роли внешних факторов в объединениидвух Корей, позиции России в этом вопросе.
Во время встречи президентов Российской Федерации и РеспубликиКорея В.В. Путина и Ким Дэ Чжуна в феврале 2001 года большинство вопросов, такили иначе, сводилось к общей теме межкорейского урегулирования и роли в немРоссии, которая рассматривается в Сеуле как хороший посредник и партнер. Вместес тем, в Сеуле президент В.В. Путин неоднократно повторял, что главную роль вурегулировании на полуострове должны играть сами корейцы. И это главное впозиции РФ по корейской проблеме[1].
Интересы России в решении корейской проблемы, ее отношения сРК и КНДР, потенциальные возможности влиять на события в этом регионе делаютисследование ее политики в данном направлении чрезвычайно интересным иактуальным для ученых политологов как России, так и Республики Корея.
Развитие и укрепление межкорейского диалога являетсяпроцессом многогранным, который затрагивает как чисто политические, так иэкономические и гуманитарные проблемы. Очевидно, что на каждом из этихнаправлений движение будет осуществляться с различной скоростью. Не менееочевидно и то, что «процесс пошел», и изменить его ход практическиневозможно. Сегодня с известной степенью уверенности можно ожидать, что процессобъединения Корей в основном завершится примерно в 2005-06 годах.
Чем определяются такие временныерамки?
Во-первых, межкорейскийдиалог приобрел устойчивый характер, и в результате предстоящего визитаруководителя КНДР Ким Чен Ира в Республику Корея возможен значительный прогрессв отношениях двух стран, в том числе в плане «открытия» экономики КНДР.Во-вторых, экономическая ситуация в КНДР требует принятия оперативных мер пообеспечению продовольствием, энергоресурсами и электроэнергией, которыевозможны в основном со стороны Республики Корея либо при ее поддержке.Фактически только Южная Корея может обеспечить достаточно быстрый выходСеверной из перманентного экономического кризиса. В-третьих, существуетдостаточно мощный внешний фактор в лице Китая, России, США, Японии и рядадругих стран, объективно (прежде всего — политически) заинтересованных вкорейском объединении. Северная Корея для ряда развитых государств относится ккатегории стран, представляющих (самим фактом наличия у нее ядерного потенциалаи средств его доставки) угрозу мировому сообществу, поэтому ее объединение сЮжной значительно сократит риски военно-политического характера. В-четвертых, вКНДР происходят изменения в идеологической сфере, которые трансформируютобщественное сознание, устраняя образ врага в лице Юга. Воссоединение семей ужестало мощным фактором движения к скорейшему объединению. В-пятых, усилилосьдействие фактора общего исторического прошлого обоих корейских государств,ориентированности на совместные действия, в особенности в рамках международныхорганизаций и движений (достаточно вспомнить последние Олимпийские Игры вСиднее, где впервые выступала единая корейская команда).
Наиболее сложным будет,безусловно, вопрос политической модели единой Кореи. То есть, каким образомбудут функционировать системы законодательной и исполнительной власти, какможно было бы совместить в достаточно бесконфликтном варианте их трансформациии конвергенции те механизмы власти, которые существуют сейчас на Севере и наЮге. Эти трудности хорошо понимаются сторонами, и поэтому, видимо, нужноисходить из того, что в политической сфере будет реализовано несколькопромежуточных этапов объединительного процесса, которые обеспечат в конечномсчете формирование единой политической системы управления объединенной страной.
Экономический фактор процессаобъединения имеет свои особенности. На самом деле речь здесь идет о выработкекомплексного плана экономической трансформации и интеграции, который по своиммасштабам в чем-то даже может превосходить аналогичный план, реализованный вотношении объединенной Германии. Такая работа в Южной Корее уже начата.
Развитие экономическогосотрудничества между Севером и Югом объективно предполагает прежде всего то,что должна быть восстановлена система транспортных коммуникаций между двумячастями Кореи и обеспечено ее бесперебойное функционирование. Этому может вомногом способствовать формирование евроазиатского (Азия-Россия-Европа)транспортного коридора на базе Транссиба с ответвлением на Корею. Ввод вэксплуатацию транскорейской железнодорожной магистрали и выход ее наТранссибирскую магистраль дает возможность решить многие проблемыэкономического развития в процессе объединения и сформировать именно вокругэтой магистрали основные «точки роста».
Ключевые моменты в истории российско-корейских отношенийсередины XIX – начала XX столетий. Корея — небольшая по территорииполуостровная страна Восточной Азии, имеющая протяженность с севера на юг чутьболее 1000 километров, а с запада на восток — от 175 до 645 километров. Внастоящее время ее население, представленное исключительно корейскойнациональностью, составляет порядка 69 миллионов человек: примерно 22 и 47миллионов в Северной и Южной Корее соответственно. В середине XIX столетия ононе превышало 10 миллионов при официальной статистике в 6 – 7 миллионов. (ВКорее вплоть до конца XIX в. население подсчитывалось на основании сведенийпровинциального начальства. Целью такого подсчета было установление нормгосударственного налогообложения. Поэтому для того, чтобы сократить выплаты вказну, цифры количества населения нередко занижались.)
Казалось бы, что важного могли нести в себе отношения междуРоссийской Империей, стоявшей на пути интенсивного капиталистического развития,и маленькой страной Корея, бывшей к середине XIX в. слабой во всех отношениях,испытывавшей на себе постоянное давление со стороны соседних Китая и Японии?
Для России эти отношения имели два важнейших историческихпоследствия.
Установление общих границ между Россией и Кореей в серединеXIX в. и активные контакты между двумя странами вызвали интенсивную корейскуюиммиграцию в Россию и, таким образом, появление в ней еще одной национальности,численность которой к концу XX в. достигла 450 тысяч. (По оценкам южнокорейскихспециалистов, в начале 1990-х гг. численность корейской диаспоры на территориибывшего СССР составляла порядка 450 тысяч человек, при этом 100 тысяч из нихпроживало на российском Дальнем Востоке. Для сравнения, в то же время в СШАпроживало примерно 700 тысяч корейцев, а в Японии – около 680 тысяч.)
Второе историческое последствие установления и последующейинтенсификации российско-корейских отношений состоит в том, что, по мнениюбольшинства историков, борьба между Россией и Японией за сферы влияния в Корееявилась одной из причин русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
История отношений между Россией и Кореей на рубеже XIX и XXвв. привлекает к себе пристальное внимание исследователей и общественностьуказанных двух стран, а также тех государств, которые были наиболее тесносвязаны с Кореей того времени, то есть Японии и США. При этом в оценке позицииРоссии по отношению к Корее можно выделить две основные тенденции. Российскаяисториография, как дореволюционная, так и современная однозначно отрицаютналичие каких-либо агрессивных планов в действиях России в Корее. Литература,изданная в других обозначенных выше странах, как правило, обвиняет Россию вжелании контролировать Корею или даже присоединить к себе часть ее территории.
К настоящему времени самым полным исследованием по историироссийско-корейских отношений конца XIX – начала XX вв. является монография Б.Д.Пака «Россия и Корея» (М.,1979).
Россия и Корея до заключения дипломатических отношений в1884 году. Трудно сказать, когда в России впервые появились сведения о Корее.Однако уже к концу XVII в. в связи с расширением российско-китайских связей«Страна Утренней Свежести», то есть Корея, появилась в поле зрения российскойобщественности. В начале XVIII и в начале XIX столетий контакты между русскимии корейцами происходили на уровне дипломатических миссий в Пекине.
Поворотной в отношениях между Россией и Кореей оказаласьсередина XIX в., когда два государства стали иметь общие границы по нижнемутечению реки Туманган. В 1856 г. в Восточной Сибири была создана Приморскаяобласть. В 1858 г. между Россией и Китаем был подписан Айгунский договор, а в 1860 г. — дополнительный Пекинский договор, признававший за Россией право на владение Амурским иЮжно-Уссурийским краями. В 1861 г. была произведена маркировкароссийско-корейской границы вдоль нижнего течения реки Туманган (подр. см.: ПакБ. Д. Россия и Корея).
Появление общих границ между Россией и Кореей совсем неозначало того, что между двумя странами были установлены официальныедипломатические отношения. В 1863 г. в Корее на престол был возведен 11-летнийкороль Кочжон. В связи с несовершеннолетием монарха регентом был назначен егоотец Ли Хаын, получивший придворный титул тэвонгуна. Правление тэвонгуна (1863– 1873 гг.) ознаменовалось усилением политики «самоизоляции», направленной напредотвращение каких бы то ни были контактов Кореи с западными державами иЯпонией.
Однако несмотря на то, что вдоль всего побережья Корейскогополуострова были установлены каменные стелы с высеченными на них надписями,предписывавшими местному населению давать «заморским варварам» самыйрешительный отпор, российско-корейская граница оставалась особым местоможивленных контактов двух народов.
Во-первых, вскоре после установления общих границ началсяпроцесс стихийного переселения корейцев в Приморский край. Если в 1863 г. по официальной статистике границу перешли лишь 13 семей, то к 1867 г. число зарегистрированных корейцев составило 1000 человек. В 1869 г. только официально границу перешло уже 7000 человек.
Причины такого явления вполне понятны. В первой половине –середине XIX в. экономическая ситуация в Корее была очень тяжелой. Огромноеналоговое бремя, отсутствие сильной центральной власти, которая могла быулучшить положение в стране, частые неурожаи делали жизнь корейцев невыносимой.Особенно тяжелым было положение населения пограничной с Россией провинцииХамгён, откуда шло большинство переселенцев. Горная местность, относительнонебольшое количество пахотных земель, бoльшая климатическая суровость, чем наюге полуострова (на севере можно собирать лишь один урожай в год, в то времякак на юге — два) осложняли экономическое положение населения. Ко всемупрочему, удаленность провинции Хамгён от столицы приводила к большему произволуместной администрации.
Попадая на российскую территорию корейцы получали и землю,причем в большем количестве, чем у себя на родине, и поддержку со стороныместных властей. Кроме того, иммигрантов могли привлекать те новые материальныеблага, которые попадали в Приморский край из далекой европейской части России.
Помимо корейского переселения в Россию, второй значимойсоставляющей российско-корейских контактов в период до заключениядипломатических отношений была приграничная торговля. Корейцы продавали восновном скот, а вывозили из России товары промышленного производства.Например, в 1883 – 1884 гг. из Кореи в Россию сухопутным путем было пригнанопорядка 17600 голов скота. На территории Южно-Уссурийского края корейцам былопродано товаров европейского производства на сумму более чем 800 тысяч рублей.
Таким образом, к 1880-м гг. назрела объективнаянеобходимость законодательного оформления отношений между двумя странами, тоесть заключения договора.
С другой стороны, к этому времени и сама Корея была готова кведению диалога с Россией. До 1876 г. Корея, подобно соседнему Китаю, проводилаполитику «самоизоляции». В 1876 г. между Кореей и Японией на острове Канхва былподписан договор, получивший название «канхваского», согласно которому длясвободной торговли с Японией открывались три корейских порта: сначала Пусан, ав дальнейшем — Вонсан и Инчхон. Вслед за этим в 1882 г. были заключены полномасштабные договоры об установлении дипломатических отношений с США,Великобританией (исправлен в 1883 г.), Германией.
Вторым аспектом готовности Кореи к установлениюдипломатических отношений с Россией (и другими Западными державами) явилосьначало социально-экономических реформ, проводившихся отчасти под влияниемЯпонии. В 1880 г. было реформировано корейское правительство, в котором впервыеза всю историю страны появились органы, соотносимые по функциям сминистерствами западного образца. В 1881 г. в Японию и Китай были отправлены делегации для изучения устройства новых правительственных учреждений,промышленности, системы налогообложения, образования этих стран. И несмотря напопытку консервативных сил совершить государственный переворот в июле 1882 г., курс на реформы оставался неизменным. Именно благодаря ему в начале 1880-х гг. Корея началапостепенно отказываться от отдельных элементов традиционной культуры,модернизироваться, а значит уже могла вести диалог с западными державами, сРоссией «на понятном языке».
Таким образом, в июле 1882 г. российский консул в городе Тяньцзине (Китай) Карл Иванович Вебер был командирован в Сеул для выяснения условийподписания российско-корейского договора. Однако в связи с указанным вышемятежом консервативных сил, бывших противниками «открытия» Кореи, поездкаоказалась неудачной.
При подготовке заключения российско-корейского договора К.И. Вебер обращался непосредственно к королю Кочжону, в то время какпредставители США, Великобритании, Германии и других западных держав, преждечем отправиться ко двору корейского монарха с предложениями о заключениидоговоров, получали рекомендательные письма в Китае, у которого Кореятрадиционно находилась в вассальном подчинении. Россия не пошла таким путемиз-за позиции Китая.
Китайские власти, опасавшиеся потери своего традиционноговлияния в Корее в связи с усилением позиций Японии на Корейском полуострове,рекомендовали корейскому двору заключить договора с западными державами,надеясь, таким образом, сдержать Японию. Так, в 1879 г. китайский генерал Ли Хунчжан,активный сторонник модернизации Китая, обладавший реальной политическойвластью, направил в Корею «Проект установления торговых связей Кореи сзаморскими державами» (подр. о политике Китая в Корее см.: Заборовская Л. В.Политика Цинской империи в Корее 1876 – 1910 гг. М., 1987). Ли Хунчжанпротивился лишь заключению российско-корейского договора, считая, что он будетспособствовать не просто усилению влияния в Корее соседней России, но ивпоследствии может привести к присоединению к России части территории Кореи.Возможно, такие опасения имели под собой определенную почву.
Южная Корея заявила, что правительство Северной Кореи должнополностью раскрыть все свои программы производства ядерного оружия до началаследующего раунда переговоров по проблеме ядерного разоружения Пхеньяна. В ходепоследних шестисторонних переговоров по проблеме ядерного разоружения СевернойКореи Пхеньян в принципе согласился прекратить все программы разработкиядерного оружия в обмен на экономическую помощь и гарантии безопасности.Выступая в Сеуле в клубе иностранных корреспондентов, министр иностранных делЮжной Кореи Бан Ки-Мун заявил, что настало время для того, чтобы КНДР раскрылав точности, какие именно ядерные программы разрабатываются в стране. Главаюжно-корейского внешнеполитического ведомства заявил далее, что Южная Корея,Япония, Соединенные Штаты, Россия и Китай должны предоставить детальный планэкономической помощи, которую они готовы оказать Северной Корее. Ожидается, чтоориентировочно представители шести государств вернутся к столу переговоров вноябре. Глава МИДа Южной Кореи подчеркнул, что на предстоящих переговорахнеобходимо достичь консенсуса о путях реализации соглашений, достигнутых в ходепоследнего раунда переговоров в сентябре. Он выразил сожаление по поводунеожиданного заявления Пхеньяна после сентябрьских переговоров, что КНДР неликвидирует свой ядерный арсенал, пока Соединенные Штаты не предоставятСеверной Корее ядерный реактор на легкой воде для производства электроэнергии.Бан Ки-Мун отметил также, что этот вопрос должен обсуждаться после того, какПхеньян выполнит взятые на себя обязательства. «Северная Корея должна свернутьвсе свои ядерные программы, вновь присоединиться к договору о нераспространенииядерных вооружений и допустить инспекторов МАГАТЭ на свои объекты, — продолжалБан Ки-Мун. — И мы считаем, что в процессе выполнения этих условий,естественно, настанет подходящий момент для обсуждения вопроса о предоставленииПхеньяну легководного энергетического атомного реактора». Министр иностранныхдел Южной Кореи Бан Ки-Мун сделал эти заявления до приезда министра обороны СШАДоналда Рамсфелда, прибывшего в Сеул для ревизии военного союза двухгосударств. Главная задача союза – защитить Южную Корею от вторжения Пхеньяна.
Договоры
26 декабря 2005 года Россия и КНДР подписали Договор одружбе, добрососедстве и сотрудничестве, направленный на оздоровлениедвухсторонних отношений, в которых возникла напряженность после того, какМосква установила дипломатические отношения с Южной Кореей.
Россия и Южная Корея 4 ноября 2004 года подписали протокол озавершении двусторонних переговоров по доступу товаров в рамках присоединенияРоссии к ВТО.
В конце декабря 2004 годасеверодвинской стороной был заключен первый договор с одним из корейскихсудостроительных гигантов. Этот контракт смело можно назвать прорывом наюжно-азиатский рынок. Это первый в истории России и Кореи договор междукрупными промышленными предприятиями. Он предполагает изготовление и поставку вКорею двух гребных винтов из нержавеющей стали. И уже известно, чтосеверодвинской продукцией заинтересовались другие корейские компании.
 
2. Проблемы межкорейского диалога
Важно отметить следующие существенные особенности нынешнейсеверокорейской формулы объединения: первое — Пхеньян практически отказался отвыдвижения предварительных условий, которые затрагивали бы основы политическогостроя противоположной стороны; второе — предполагаемые конфедеративные органыне наделяются реальными рычагами контроля и регулирования деятельностиавтономных региональных властей; третье — подразумевая постепенное движение кунитарному государству, Пхеньян подчеркнул временный характер конфедеративногоустройства корейского государства.
Однако северокорейская теория и программа конфедерации полнапротиворечий и двойственности, что является препятствием на пути национальногообъединения Кореи.
Во-первых, северокорейское руководство продолжалопридерживаться курса на объединение революционным путем — курса, которыйопределяет правительство Южной Кореи не как партнера по диалогу и переговорам вцелях решения проблем национального объединения, а как объект революционногосвержения. Этот основной курс в качестве индивида стратегии объединения методомпоглощения, является источником продолжающегося противостояния, враждебности инедоверия.
Во-вторых, северокорейская доктрина объединенияреволюционным путем, то есть стратегия национально- освободительнойнародно-демократической революции, усиливая движение трех революций — идеологической, технической и культурной, учит нацию не сплоченности итерпимости, а классовой борьбе и классовой революции. Если все произойдетименно таким путем, то национальное объединение опуститься до классовойреволюции (захвата власти коммунистами) в качестве своего единственногосредства.
В четвертом параграфе второй главы, показывается рольвнешних факторов в объединении Кореи. Исследуется политика США, Японии и Китаяв этом вопросе. Автор подчеркивает, что эти страны имеют свои экономические истратегические интересы по отношению к Корее, поэтому каждая из них стараетсясохранить и усилить свое влияние на полуострове. В этом плане интересы каждойиз стран сталкиваются. Однако все эти страны имеют общую заинтересованность втом, чтобы была полностью устранена опасность возникновения новой войны накорейском полуострове. Процесс разрядки напряженности, снижения военногопротивостояния на полуострове полностью соответствует интересам всех четырехстран. Поэтому эти страны стремятся предотвратить развязывание новой войны на Корейскомполуострове. Проводя прагматическую политику реформ, а также политику по отношению к Северной Корее, они желают достиженияпрогресса в диалоге между Севером и Югом, установления мирного сосуществованиямежду двумя Кореями, основанного на примирении и сотрудничестве. Можно сказать,что все четыре страны проводят политику сохранения статус-кво на Корейскомполуострове.
Хотя в вопросах установления мира на полуострове, в вопросахпродвижения диалога между Севером и Югом соседние страны занимают положительнуюпозицию, в вопросах окончательного объединения Кореи они занимают позициюпассивную.
В пятом параграфе второй главы диссертации обстоятельноисследуется роль России в процессе сближения и будущего объединения двух Корей.
Россия может только выиграть от объединения Кореи. В первуюочередь будет ликвидирован многолетний очаг напряженности на ее дальневосточныхграницах и улучшится обстановка в Северо-Восточной Азии в целом. ОбъединеннаяКорея с ее мощным экономическим и людским потенциалом станет существеннымфактором, определяющим ситуацию в этом регионе. Учитывая бесконфликтность идружеский характер российско-корейских отношений в прошлом и настоящем, можнобыть уверенным, что таковыми они будут и в будущем. С экономической точкизрения в случае объединения Кореи Россия приобретет надежного партнера длясотрудничества с ее сибирскими и дальневосточными регионами.
Можно предполагать, но нельзя сказать точно, когда и какбудет объединена Корея. В значительной степени это будет зависеть оттеоретических посылок и практических шагов, выдвигаемых и предпринимаемых вэтом отношении обоими корейскими государствами, а главное — от их совпадения,поскольку только это может устранить взаимную подозрительность в отношенииистинных намерений друг друга. Для России могут быть приемлемы любые сценарии иформулы объединения Кореи, исключающие иностранное вмешательство, любые формынасилия и использование силы, удовлетворяющие народ Севера и Юга, и имеющие всвоей основе демократический процесс, учитывающий национальные иобщечеловеческие ценности.
Анализ позиции Москвы по корейской проблеме показывает, чтоРоссия готова поддержать любую идею, воплощение в жизнь которой способствовалобы укреплению мира, безопасности и стабильности в Корее при том понимая, чтоэта идея должна учитывать историческое прошлое и нынешние реалии Корейскогополуострова.
Российская Федерация предлагает вернуться к идеемеждународной конференции по Корее. РФ предлагает расширить число участниковчетырехсторонних переговоров по корейскому урегулированию (Северная и ЮжнаяКорея, США и КНР) за счет активного подключения к этим переговорам РоссийскойФедерации и Японии.
Россия имеет четкую и взвешенную позицию по проблемамКорейского полуострова, которая учитывает существующие реалии в Корее и вокругнее и направлена на обеспечение здесь мирного и демократического развитияситуации. Об этом заявил президент Российской Федерации В.В. Путин во времявизита в Пхеньян в июле 2000 года, эту же идею лидер России повторил во время своеговизита в Сеул в феврале 2001 года.
Анализ политики РФ по отношению к главной корейской проблеме- объединение Юга и Севера корейского полуострова позволил автору сделать рядвыводов, обобщений, и прогнозов:
Внешняя политика России в отношении Корейского полуострова в90-е годы XX века являлась составной частью политики в СВА.
Экономический кризис и установление дипломатическихотношений СССР/РФ с Южной Кореей явились факторами, ослабившими связи междуРоссией и КНДР. Вследствие политики рыночных реформ и открытости России, врезультате развала социалистического лагеря, повышения международного влиянияРК Северная Корея оказалась в изоляции и переживала серьезные экономическиетрудности. Эти и другие причины явились факторами, ослабившими связи междуРоссией и КНДР.
Однобокая, недальновидная ориентация РФ в сторону ЮжнойКореи в начале 90-х годов, стала еще одной причиной дальнейшего ухудшенияотношений с КНДР.
Приход к власти в РК нового демократического лидера Ким ДэЧжуна, который стал реализовывать свою политику солнечного света, направленнуюна сближение с КНДР и поддержанную Москвой, привел к некоторому улучшениюроссийско-южнокорейских отношений, активизировал сотрудничество потрехсторонней схеме: РК, Россия и КНДР.
Резкий поворот в сторону улучшения отношений России с обеимичастями Кореи связан с приходом к власти новой кремлевской администрации.
Упор в развитии связей с двумя Кореями РФ делает, преждевсего, на экономические контакты. Она предложила сотрудничество с КНДР и РК потрехсторонней схеме: российские природные ресурсы и квалифицированный персоналплюс северокорейские полезные ископаемые и рабочая сила, плюс южнокорейскаяпередовая технология и инвестиции. Диссертант считает, что с использованиемтакого треугольника отношений с Югом и Севером Кореи на равноправной основе,Россия сможет:
а) обладая тесными отношениями с обеими Кореями, улучшитьсвое влияние на Корейском полуострове;
б) выступить в роли посредника в примирении и объединенииКореи;
в) использовать эти отношения сотрудничества для развитиясвоих восточных районов страны;
г) существенным фактором, способствующим сближению двухКорей, по мнению автора, является наличие на российском Дальнем Востоке большойкорейской диаспоры. Выросшие и воспитанные в российских традициях дружбы иуважения к другим народам российские корейцы, более чем кто-либо заинтересованыв объединение Кореи.
Безопасность и мир на Корейском полуострове являются внешнимфактором, который будет способствовать оживлению экономики России. Образование дружественнойи демократической объединенной Кореи отвечают интересам России, поэтому онастремится создать благоприятную обстановку для />межкорейскогодиалога и объединения.
Долговременные интересы России на Корейском полуостровесостоят в сохранении стабильности и безопасности в этом стратегически важномрегионе Азии. Указанные обстоятельства объективно сближают интересы россиян икорейцев, что на взгляд автора, помогает созданию атмосферы доверия идобрососедства в этом регионе СВА.
Выборные опросы, проведенные автором среди корейцевПриморского края в 2000 году показывают, что абсолютное их большинствовыступают за объединение Кореи[2].
Российско-корейские отношения имеют весьма позитивнуюдинамику, как и межпарламентское сотрудничество наших двух стран, сказал первыйвице-спикер Валерий Горегляд, открывая встречу. Показательно, отметил он, чтоделегацию России во время инаугурации Президента Республики Корея возглавлялПредседатель Совета Федерации Сергей Миронов. Далее вице-спикер остановился на экономическихи политических аспектах взаимоотношений Российской Федерации и Кореи.
Говоря об интеграции экономик Кореи и Российской Федерации,Валерий Горегляд дал позитивную оценку совместным проектам в сфере энергетики,поставок нефти и газа, развития общей транспортной инфраструктуры. Как представительот Сахалинской области он упомянул о взаимных интересах в деле разработки нефтии газа на шельфе Сахалина. Однако успехи в экономике будут в значительной мерепредопределяются развитием общеполитической ситуации на Корейском полуострове,считает Валерий Горегляд. Российское высшее политическое руководствозаинтересовано в разрешении ядерной проблемы Кореи и оказывает содействие в процессеурегулирования политической ситуации в регионе, заверил вице-спикер СоветаФедерации корейских парламентариев.
Господин Ким Хан Кю выразил удовлетворение постоянным ростомстабильности в дипломатических отношениях России и Кореи по прошествиипятнадцати лет с момента установления дипломатических отношений. В подтверждениестремлений по максимальному развитию взаимоотношений между нашими странами,корейский депутат сообщил о ведущейся в Корее подготовке визита главыгосударства в Российскую Федерацию. Главной темой встречи «в верхах» станетэкономическое сотрудничество РФ и Республики Корея. В настоящий момент, сообщилон, Корея ведет активные переговоры с Россией по ряду экономических проектов. Вчастности, по строительству железной дороги и поставкам энергоресурсов. В следующемгоду, по словам г-на Хан Кю, Корея рассчитывает получить российский газ. Онпоблагодарил российское руководство за оказываемую в этот сложный для корейскойнации период поддержку позиции Республики Корея в процессе разрешения ядернойпроблемы Северной Кореи и установлении политической стабильности в данномрегионе.
В этой связи господин Ким Хан Кю попросил российскихсенаторов поделиться своим видением путей решения вопросов, связанных ядернымипроектами Пхеньяна, а также с возможностью политической стабилизации на полуострове.
Первый заместитель Председателя СФ Валерий Горегляд сказал,что путь выхода из существующих проблем проходит через переговорный процесс. ОтказПхеньяна от ядерного оружия возможен при предоставлении Северной Корее комплексамеждународных гарантий, а также при решении ряда экономических проблем в стране.Валерий Горегляд особенно отметил энергетическую и продовольственную проблему,которые существенно осложняют социально-политическую ситуацию в КНДР. По мнениюпервого вице-спикера Совета Федерации, помощь в сфере энергетики могут оказатьстраны, активно участвующие в мирном процессе: Россия, США, Китай. Такжероссийский сенатор подчеркнул право южно-корейской стороны осуществлятьконтроль за распределением гуманитарной помощи, которую Сеул предоставляетПхеньяну. Этот вопрос должен регулироваться в рамках международныхдоговорно-правовых отношений.
На вопрос представителей Южной Кореи, не являются лимеждународные гарантии в отношении КНДР гарантиями правящему там режиму,Валерий Горегляд заметил, что эти гарантии являются гарантиями народу СевернойКореи. Первый заместитель Председателя СФ подчеркнул, что Россия придерживаетсяпринципа невмешательства во внутренние дела других государств, и настаивает на мирномрешении всех проблем Корейского полуострова. «Такую же позицию Россия высказалаи в отношении Иракского кризиса», — отметил Валерий Горегляд. По его мнению,народ Северной Кореи сам должен решить вопрос о своем социально-политическомустройстве.
3. Энергопотребление и «эффектобъединения»
В экономической сфере ключевой проблемой станет проблема«подтягивания» уровня жизни Севера к уровню жизни Юга. При всейзакрытости статистики КНДР имеющиеся данные позволяют говорить о том, чтоуровень жизни на Севере примерно в 30 раз ниже уровня жизни на Юге. Доход надушу населения в КНДР не превышает $65-90 в год (правда, следует иметь в видуразвитость и бесплатность жилья и социальной сферы), в стране полностьюотсутствует индивидуальный автотранспорт и т.д.
Даже самые предварительные подсчеты показывают, чтоинвестиции в развитие Севера с целью его вывода на уровень Юга должнысоставлять $20-30 млрд в течение первых 7-10 лет (что в принципе возможно,особенно в случае радикального сокращения военных расходов сторон). Вопрос вомногом заключается в том, насколько новая Корея будет открыта для иностранногокапитала.
При успешном осуществлении программы модернизации Севера исоздания единой экономической инфраструктуры объединенная Корея уже через 10-15лет может стать одним из лидеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сближение уровней жизни двух частей единой страныподразумевает достижение ими сопоставимых значений удельных показателейэнергопотребления. По данным Международного Энергетического Агентства, в 1999году уровень душевого энергопотребления Южной Кореи превышал аналогичныйпоказатель для Северной Кореи в 3,75 раза. Таким образом, любые шаги помодернизации экономики Северной Кореи потребуют весьма серьезных затратэнергетических ресурсов, поставки которых могут быть обеспечены практическитолько извне.
Обеспечить этот, как будет показано далее, достаточнозначительный рост спроса на энергию, сможет только импортный газ, что будетсоответствовать общим тенденциям развития энергопотребления в АТР.
В странах АТР в 90-е годы имел место значительный рост долигаза в балансе первичного потребления энергоресурсов. Так, в Южной Корее с 1990по 2000 годы эта доля увеличилась с 1 до 10% и, по прогнозным оценкам, в 2015году составит 33% от общего потребления первичной энергии.
В Северной Корее сегодня потребность в первичной энергииудовлетворяется в основном двумя видами энергоносителей — углем (83%) игидроэнергией (12%). Импортное жидкое топливо составляет около 4% ииспользуется исключительно на транспорте (согласно докладу корейской стороны наШестой Международной конференции «Газопроводы в Северо-Восточной Азии:многостороннее сотрудничество»)[3].
Природный газ в энергобалансе КНДР в настоящее времяотсутствует, и при самостоятельном развитии страны вероятность его появленияограничена объемами поставок, поступающими в качестве платы за транзитковыктинского газа в Южную Корею при варианте строительства трубопровода черезтерриторию Кореи Северной. В случае же объединения появляются дополнительныеэкономические стимулы для прокладки трубопровода по суше Корейского полуострова(эффект объединения устранит соответствующие политические риски), и тогдавероятность переориентации энергетики Северной Кореи на природный газ как болеесовременное и экологически чистое топливо значительно увеличивается.
Проведенные нами расчеты основаны на предположении обобъединении Кореи в 2005 году, при этом рассматривались сценарии достиженияСевером через 10, 15, 20 лет после объединения уровней душевогоэнергопотребления, составляющих 60, 70, 80 и 90% от прогнозных значений этогопоказателя для Южной Кореи.
На графике показаны объемы потребления природного газа в объединеннойКорее, рассчитанные для данных сценариев с учетом прироста от эффектаобъединения и роста душевого энерго- и газопотребления на Севере (См.Приложение).
Исходя из рассчитанных пропорций, доля природного газа вбалансе первичных энергоресурсов Северной Кореи составит от 12 до 24% взависимости от сценария, что обусловлено экономическим эффектом от объединениястран. В абсолютных показателях, в среднем по различным сценариям выравнивания,дополнительный прирост спроса на газ за счет «эффекта объединения»двух Корей достигает примерно 18-20 млн тонн нефтяного эквивалента (мтнэ).
Таким образом, в результате объединения двух Корейпоявляется существенный объем дополнительного спроса на рынке природного газастран АТР. В этой связи возникает, во-первых, вопрос об обеспечении этогодополнительного прироста, не принимаемого пока во внимание при расчетахэкономической эффективности различных проектов добычи и транспортировки газа.Во-вторых, весьма важным является и вопрос о том, будет ли этот дополнительныйспрос платежеспособен. Здесь необходимо оценить масштабы сокращения военныхрасходов сторон после объединения.
По данным The World Factbook, в 1998 году расходы на военныенужды в Северной Корее составили $4,9 млрд, или 33% от ВВП страны. После объединениянеобходимость в столь значительных расходах на оборону очевидно отпадет. Еслипредположить, что военные расходы Северной Кореи сократятся хотя бы наполовину, то сэкономленные средства — около $2,5 млрд — пойдут на поднятиеуровня жизни населения, удовлетворение потребностей в энергии и импортэнергоресурсов. И в случае переориентации энергетики на природный газ вполнеправомерно было бы инвестировать часть этих средств в развитие газовойинфраструктуры Севера и оплату поставок импортируемого природного газа. Следуеттакже принимать во внимание и возможные в первые годы после объединенияинвестиции Юга в экономику Севера[4].

Заключение
Стремление корейцев, как на Юге, так и на Севере объединитьсвою Родину после полувековой конфронтации и вражды находит глубокое пониманиеу народов АТР и во всем мире. За последние десятилетия между руководителями РКи КНДР проведено немало встреч, переговоров, в ходе которых заключены десяткисоглашений, договоров по вопросам перемирия и сотрудничества в областиэкономики, культуры, гуманитарного, спортивного обмена и т.д.
Правительство Республики Корея предлагает путь мирногообъединения в три стадии: сотрудничество-согласование: Южно-Севернаяконфедерация; объединенное государство. Эта программа объединения предлагаетдобровольный и постепенный процесс объединения Юга и Севера Кореи путемактивизации диалога, опираясь на содействие и помощь соседних стран. На первойстадии сотрудничества — согласования страны — соседи и, прежде всего великиедержавы, могут помочь двум Кореям продвигаться в избранном направлении,предоставляя каждой из двух сторон гарантию безопасности мира и стабильности вих экономическом, социальном и культурном развитии.
Россия больше чем другие страны-соседи заинтересована всохранении мира и стабильности на Корейском полуострове[5]./>

Список литературы
1.      Захаров Т.И. Международныеотношения. М.: Юнити, 2004.
2.      Международное публичное право:учебник / Под ред. К.А. Бекяшева М.: изд. «Проспект» 2004.
3.      Международные отношения / Под ред.И.Ю. Юрова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4.      Международные отношения / Под ред.В.В.Лазарева. М.: 2003
5.      Спиридонов А.И. Мировая экономика.М.: ПРИОР, 2005.

Объем потребления природного газа в объединенной Корее приразличных прогнозных сценариях с учетом прироста от эффекта объединения
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.