Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Евразийскийнациональный университет имени Л. Н. Гумилева
Кафедраэкономической теории
Курсоваяработа на тему:
«Свободныеэкономические зоны: сущность, возможности»
Выполнил:Кожахметов М. У
и А-13
Приняла:Ахметова Ш. Б.
Астана 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________________________________________________3
1. Характеристика свободныхэкономических зон______________________ 4
1.1 Понятие, сущность, возможностиСЭЗ___________________________ __4
1.2 Виды свободных экономическихзон___________________________ ___ 6
1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ_________________________________ 10
2. Свободные экономические зоныКазахстана________________________ 16
2.1 Первые СЭЗ вКазахстане__________________________ _____________16
2.2 Проблемы функционированияправового режима СЭЗ_______________ 18
2.3 Наличие налоговых и таможенныхльгот делает привлекательным климат СЭЗ для потенциальныхинвесторов_________________________________20
3. СЭЗ как приоритетное направление вэкономике_____________________23
3.1 Зоны внешней торговли_________________________________________23
3.2 Предпринимательскиезоны_______________________ ______________28
3.3 Технологическиепарки______________________________________ ___30
Заключение______________________________________________________34
Список использованной литературы_________________________________35
Приложение №1__________________________________________________36
Введение
Успех проводимыхреформ в Казахстане во многом зависит от умелого поиска и нахожденияприоритетных направлений промышленной и региональной политики, которые насегодняшний день еще не до конца сформировались. С другой стороны, стратегияПравительства на ускоренное проведение реформ и жесткий контроль над бюджетнымирасходами находятся под постоянной критикой со стороны общественности ивлиятельных лоббистских группировок. Нам думается, что в такой ситуации однимиз позитивных шагов на пути трансформации экономики может стать организациянациональной системы свободных экономических зон (СЭЗ), которая пока невключена в список приоритетных задач Правительства. Между тем назревшаяпотребность во всесторонней либерализации экономики, а также ряд особенностейказахстанского постсоциалистического развития, включая этносоциальные, даютоснования полагать, что данный вопрос заслуживает несравненно большего к себевнимания. При этом создание национальной системы свободных экономических зон вКазахстане требует учета местной специфики и изучения зарубежного опыта. Вданной работе мы покажем становление и проблемы создания и функционирования СЭЗв Казахстане, и обобщим опыт тех стран, в которых организация свободныхэкономических зон имела положительный результат.
Целью даннойкурсовой работы является выявление возможностей свободных экономических зон, сущность,а также их значимость в мире.
Задачами даннойкурсовой работы являются:
— Анализсвободных экономических зон в нашей стране
— Выявлениеосновных форм свободных экономических зон
— ЗначениеСЭЗ для экономики Казахстана
В первой главерассматривается сущность экономических зон и причины их создания.
Во второй главеанализируется становление СЭЗ в Казахстане и их проблемы в развитии.
В третьей главе,посвященной мировому опыту создания СЭЗ, рассматриваются СЭЗ США.
1.Характеристика свободных экономических зон
1.1Понятие, сущность, возможности СЭЗ
Специальная экономическаязона (зона свободной торговли, зона свободного или совместногопредпринимательства и т.д.), ограниченная часть национально-государственнойтерритории, на которой действуют особые льготные экономические условия дляиностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного,валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развитияпромышленности и инвестирования иностранного капитала. В конце 80-х годов вразвитых капиталистических странах действовало около 600 подобных зон, черезкоторые осуществлялось почти 6 % мировой торговли. Такие зоны создаются длярешения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-техническихпроблем. [1]
По оценкамзападных специалистов, к 2010 году через различные свободные экономические зоныбудет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации впоисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ какблагоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшиемеждународные корпорации считают организацию собственного производства всвободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. [2]
Свободныеэкономические зоны представляют собой часть национального экономическогопространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемаяв остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степениобособленная географическая территория.
В научныхпубликациях и отчетах международных организаций для характеристики разного родазон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не вполной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемыеэкономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь неосвобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишьоблегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство.Фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства вэкономические процессы.
Для большинстваразвивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смыслеэкстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрациипроизводственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходиттермин «специальные экономические зоны».
Для чегосоздаются свободные экономические зоны? Почему они получили такоераспространение в мире?
Созданиесвободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено вреализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается слиберализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономикасвободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, атаможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних ивнутренних инвестиций. [3]
Фактическисвободные экономические зоны представляют своеобразные «ловушки» длямигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Помимопривлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономическихпроцессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зонувязывают стремя основными задачами:
· стимулированиепромышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
· ростзанятости;
· превращениезон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национальногохозяйства.
Важной причинойобразования свободных экономических зон является то, что часто страна не желаетполностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала иливсеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому используетчастичную, локальную открытость в виде спецзоны. [3]
Мировой опытсоздания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том,что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынкомстимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли,экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимомпоощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например,зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов.Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретномслучае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах,таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались дляреализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднегобизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким исредним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свободадеятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имелиспециальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
С подобной жецелью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, чтообеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся.Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор присоздании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранногокапитала.
1.2Виды свободных экономических зон
Организационно-функциональнаяструктура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольнотрудно классифицировать ту или иную свободную экономическую зону однозначно,поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистамиразработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации —по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральноеместо в классификации свободных, экономических зон отводится зонам промышленнойобработки.
При организациисвободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода:территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зонарассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резидентыпользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второмуподходу, зона — это льготный режим, применяемый к определенному видупредпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующейфирмы в стране.
Примеромреализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона«Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихсястранах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленныеотдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).
Одной изпростейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные)таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся кзонам первого поколения. Они существуют с ХVII-XVIII вв. Эти зоны представляютсобой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки инезначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зонычасто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями.Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывозтоваров. Они имеются во многих странах.
Зоны свободнойторговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Наибольшее развитие зонысвободной торговли получили в США. Их создание предусмотрено специальнымзаконом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорениеторговых операций, сокращение торговых издержек.
Такие зоныпредставляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которыхустановлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в т. ч.внешнеэкономической деятельности. Законом было установлено, что при каждомофициальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, однавнешнеторговая свободная зона.
В соответствии ссуществующим законодательством США зоны свободной торговли, действующие на территориистраны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные(субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколькокв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В нихосуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров(упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).
Субзонысоздаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамкизон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающаяпродукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зонсвободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-хгодов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли.
К числупростейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьютифри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, онирассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонамсвободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) сольготным торговым режимом.
Промышленно-производственныезоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюцииторговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал,заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственныезоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, гдепроизводится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуютсясущественными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение,особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны(ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры,созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от такихзон был получен в «новых индустриальных странах».
Логикаобразования экспортно-производственных зон была предопределена экономикойразвивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимостьстимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранныхкапиталов.
Технико-внедренческиезоны относятся к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуютсястихийно или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупныхнаучных центров. В них концентрируются национальные и зарубежныеисследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиесяединой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее числотехнико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называюттехнопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой ивысокой технологии.
Самый известныйв мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В немзанято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии врамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисовна базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, какправило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники.В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой ивысокой технологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах»технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихсяэкспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степениразвития как экспортно-производственные зоны, и им требуется переориентация навыпуск наукоемкой продукции.
Сервисные зоны представляютсобой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм иорганизаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иныеуслуги.
К числусервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГпривлекают предпринимателей благоприятным, валютно-финансовым, фискальнымрежимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностьюгосударственного регулирования.
Главноетребование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей наполучение налоговых и иных льгот, — это не быть резидентом страны, гденаходится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговыегавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (НГ) все фирмы (как местные,так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые видыдеятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорныхцентров. Среди них налоговых гаваней около 70.
К числу стран,где уже давно функционируют оффшорные компании — Лихтенштейн, Панама,Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг,Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорныезоны появились на Мальте, Маврикии, в Западном Самоа, Израиле, Малайзии (о.Лабуан) и других странах.
Промышленные,торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорных зонах либо вообщене подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшимпаушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.).В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может ине взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонахопределяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозомприбылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин исборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран,организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительныхиностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированнойкомпании в оффшорной зоне, создании дополнительных рабочих мест для местныхспециалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнесконцентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морскомсудоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной)деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. Понекоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса,достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридическихи физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний,увеличивающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельностьоффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Многие сходятся вомнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» иразного рода банковских афер. [4]
Комплексные зоныобразуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режимахозяйственной деятельности на территории отдельных административныхобразований. К ним можно отнести 5 специальных экономических зон Китая,«открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «ОгненнаяЗемля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемыепромышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годыактивизируются процессы по формированию международных свободных экономическихзон. Так, имеется проект создания специальной экономической зоны Туманган(Туманцзян). Эта свободная экономическая зона должна быть создана на стыкеграниц России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость напервом этапе оценивается в 90-110 млрд. долл.
СЗЗ предполагаетучастие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободнойэкономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленныепредприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должнабудет поставлять на эти предприятия сырье для переработки. Предприниматели,организовавшие производство в свободной экономической зоне, будут пользоватьсярядом льгот. Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участиюв совместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы.
Отработкаделовых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела кпоявлению т. н. еврорегионов, как формы организации внешнеэкономическоговзаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединениепограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере,с целью интенсификации связей друг с другом. Высшие органы власти каждойстраны, осуществляющей свою деятельность в рамках еврорегиона, делегируютданной области полномочия, способствующие интенсификации приграничныххозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играютПольша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-хгодов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания». [4]
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районекитайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использованиеприграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего идальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, вКалининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли,реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевыхресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских.
1.3Привлечение инвестиций в СЭЗ
Создание свободныхэкономических зон (СЭЗ) вызывает в различных кругах общества дискуссии оцелесообразности учреждения таких зон, об их задачах и целях, местах размещенияи т.п. Эти обсуждения неизбежны, необходимы и являются неотъемлемой частьюпроцесса утверждения нового явления в жизни страны. Поддержка со стороныпрогрессивных политических и общественных организаций, правительства, отдельныхполитических деятелей и деловых кругов играет важную роль и может сделатьконцепцию свободных экономических зон в стране и приемлемой, и работоспособной.
Не менее важнорешение вопроса об участниках свободных зон – зарубежных и национальныхинвесторах. Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новойформы хозяйствования в экономической системе страны, а они зависят, преждевсего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны.Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зонсталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующихфакторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, апорой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основнымстимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок),может иметь второстепенное значение для национального инвестора.
Работасоздателей зон осложняется ещё и тем, что они сами пока не отдают себе отчета втом, что стимулы и побудительные мотивы могут по-разному пониматьсяиностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторовналичие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большоестимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранногоинвестора такой «стимул» является обязательным предварительным условиемрассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой дляиностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень икачество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах.Местные инвесторы могут считать условия, созданные в какой-либо конкретнойзоне, более чем исключительными и технически современными (например, системауправления), в то время как иностранные инвесторы могут быть настроены болеекритически. Это противоречие представляется непреодолимым и его необходимопринимать во внимание при разработке и реализации проектов зон.[5]
Расхождение воценках привлекательности свободных экономических зон не исключает возможности«консенсуса» с иностранными инвесторами. Фактором, стимулирующим иностранногоинвестора участвовать в зоне, является не качество инфраструктуры (это лишьпредварительное условие), на беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождениеот налогов и другие льготы, а возможность получения прямого выхода навнутренний рынок. Не менее важно для них объем и возможность использованиясредств, получаемых в результате их деятельности в зоне. Проблема здесьзаключается в необходимости перевода прибыли за рубеж, включая дивиденды понаходящимся в обороте акциям. Без решения этого вопроса многие фирмы будутвоздерживаться от вложения значительных капиталов в свободные экономическиезоны.
Прямыеиностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматриватькак метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику.Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможностиустановления прямых и обратных связей иностранных фирм с местнымипредпринимателями. Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевыхтоваров, компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступк местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но напрактике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, можетоказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени. Уделяябольшое внимание данному фактору, разработчики зоны стараются учитыватьследующие моменты.
Во-первых,многие местные ресурсы, которые могли бы закупаться иностранными фирмами, ужеявляются дефицитными в стране. А рост спроса в результате выступления на рынкеиностранных фирм, работающих в зоне, может только осложнить ситуацию. Если речьидет о ближайшей перспективе, то иностранные фирмы, руководствуясь своимисобственными интересами, могут преодолеть дефицит, оплачивая эти ресурсы поболее высоким ценам. Но это может ускорить развитие инфляционных процессов иобострить проблему дефицита ресурсов для других фирм, работающих в стране. Вдолгосрочном плане дополнительный спрос со стороны фирм, работающих в зоне,заставит местных поставщиков увеличить производственные мощности для удовлетворенияэтого нового спроса. Но такой процесс занимает несколько лет.
Во-вторых,качество и технологический уровень местных ресурсов может не соответствоватьстандартам, предъявляемым к этим ресурсам иностранными фирмами, работающими взоне. Это проблема, с которой иностранные фирмы сталкиваются во всех случаях,когда используют местные ресурсы. Со временем местные поставщики постепенноповышают технологический уровень своего производства. Однако этотехнологическое совершенствование не проходит автоматически. Если разрыв вуровнях технологии достаточно велик, иностранные фирмы могут принять решение опрекращении связей с местными поставщиками и продолжать свою деятельность взоне, опираясь на своих традиционных поставщиков. Из этого следует, что необходимасистема методов, стимулов и организационных форм установления экономических итехнологических связей между иностранными фирмами свободных зон и местнымипредприятиями, работающими за её пределами.
В-третьих,необходимость учета величины и уровня затрат, требуемых для установления прямыхсвязей между иностранными фирмами, работающими в зоне, и местнымипредприятиями. Ошибочно предполагать, что местные фирмы, не задумываясь, будутснабжать иностранные фирмы товарами и услугами, соответствующими техническимстандартам покупателя и имеющимся в достаточном количестве. Такая ситуацияскорее исключение, чем правило. А это означает, что солидные инвестиции должныбыть вложены в расширение производственных мощностей и повышениетехнологического уровня местных предприятий, находящихся за пределами зоны, атакже в обеспечение производственных связей между этими предприятиями ифирмами, действующими в зоне. Такие инвестиции принесут пользу всей экономике(при условии, что фирмы, получившие новое развитие таким путем, будутпоставлять товары и услуги и на местный рынок). Решение проблемы требуетфинансовых затрат, которые ранее, возможно, не предусматривались, а этоувеличивает объем инвестиций на создание свободных экономических зон.
Наличиеперечисленных проблем – дефицит сырьевых ресурсов и финансирования, низкийтехнический уровень местных предприятий, низкое качество местных товаров иуслуг – обусловливает сложность решения вопроса установления связи междудействующими в зоне иностранными фирмами и местными предприятиями, действующимиза пределами зоны. Из этого следует, что на первых этапах доступ к местнымрынкам сырья не является сильным мотивом для потенциальных иностранныхинвесторов. Тем не менее, возможность иметь доступ к местным ресурсам вдолгосрочной перспективе может стать для них весомым аргументом.
Развитиеснабжения иностранных фирм в СЭЗ местными ресурсами относится к категориидосрочных мероприятий и нет серьезных оснований сомневаться в том, что хотя бынебольшое число потенциальных инвесторов может проявить готовность участвоватьв разработке таких ресурсов. Разработчики зон часто предполагают, что одним изосновных преимуществ для иностранных участников свободных экономических зонявляется уровень финансовых или других стимулов, предоставляемых правительствомстраны, создающей СЭЗ. Действительно, так и было при создании первых СЭЗ.Однако за прошедшие десятилетия число зон в мире настолько возросло, чтоотносительные преимущества для иностранных инвесторов (налоговые льготы,субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт идругие) во многом, если не полностью, потеряли свое стимулирующее значение.[5]
Поскольку всестраны, которые хотят иметь или имеют свободные экономические зоны,предоставляют практически одинаковые льготы, то страна, которая желаетиспользовать эти льготы в качестве основного стимула для привлеченияиностранных инвестиций, должна будет предоставить более существенные льготы посравнению с другими странами. Это будет настолько обременительно для страны вфинансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую ифинансовую целесообразность учреждения таких зон. Льготы, которыепредоставляются в зонах, можно подразделить на две группы.
1. Общие льготы(обычно предоставляются всеми странами):
— беспошлинныйимпорт товаров и услуг;
— освобождениеот уплаты налогов на период до 15 лет;
— косвенныесубсидии в виде предоставления в распоряжение фирмы обустроенной территории.
1. Специальныельготы (предоставляются конкретной страной):
— Процентнаяскидка с налога на прибыль (до 50%)
— Специальныесубсидии для возмещения фирмам расходов за пределами страны;
— Скидкаиностранным фирмам при покупке оборудования местного производства.
Многие льготы изгруппы общих льгот на самом деле являются символическими и в стоимостномвыражении равны нулю. Так введение 10-летнего льготного периода на выплатуналогов не является финансовой потерей для государственного бюджета, посколькув отсутствие такого периода инвестор, возможно, не заинтересовался бы зоной.Как показывает опыт, специальные льготы играют лишь второстепенную роль впринятии иностранными фирмами решения об участии в зонах. В лучшем случае, этильготы обеспечивают лишь небольшую дополнительную выгоду, которая часто нереализуется. Вместе с тем, затраты на предоставление специальных льгот можетоказаться значительными, поскольку получателями их потенциально может бытьбольшое число фирм. Страна, которая намеревается участвовать в конкуренции намировом рынке свободных экономических зон, должна предложить стимулы и льготы,которые будут находиться на уровне мировых требований или превосходить этотуровень. Такой же подход существует на мировом рынке зон в отношении наличия взонах экономических преимуществ.[5]
Изучениемирового опыта показывает, что ни одна зона не может работать успешно безсоответствующей инфраструктуры: обустроенной территории, сети телекомунникаций,снабжения водой, электроэнергией, без доступа к аэропорту, без наличия жильядля местного и иностранного персонала. То, что 15-20 лет тому назад рассматривалосьинвесторами как сравнительное преимущество (близко расположенный международныйаэропорт, хорошая телефонная связь и т.п.), сейчас считается одним из исходныхусловий, без удовлетворения которого иностранная фирма просто не будетрассматривать вопрос об участии в зоне. Постепенное усреднение материальных иэкономических льгот подтверждает, что эти две группы предоставляемыхпреимуществ недолго будут весомым аргументом для привлечения иностранныхинвесторов в зоны. Они являются лишь предварительным условием для принятияинвестором положительного решения об осуществлении инвестиций или о возможностиинвестиций в будущем. Окончательное решение – вкладывать капитал в зону или нет– зависит от тактических и стратегических соображений инвестора.
Если исходить изтого, что зоны с самого начала будут ориентированы на размещение в них какиностранных, так и местных предприятий, то необходимо разработать и условияпривлечения в зоны национальных фирм и инвесторов. На первый взглядпредставляется, что привлечь национальных инвесторов не сложно, так как онизаинтересованы в использовании развитой инфраструктуры и льгот, предоставляемыхзоной. Но как показывает практика, положение может быть совершенно иным.Национальные инвесторы могут занять скорее выжидательную позицию или, проявивна первых порах заинтересованность, затем могут отказаться от участия в зонах.Это объясняется тем, что вполне реальные преимущества зоне могут превышать дляних возможные сложности работы в непривычных для национальных фирм условияхработы в зонах. Очень трудным для них предоставляется переход от методоворганизации и управления производством, которые они используют, к работе вновых производственных, технологических и организационных условиях.
Таким образом,при разработке проектов свободных экономических зон необходимо уделятьсоответствующее внимание проблеме привлечения национальных предприятий, которыеуспешно бы функционировали бы в данной свободной экономической зоне.[5]
Общейхарактерной чертой различных видов свободных экономических зон являетсяналичие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные,финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом дляпредпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулыимеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они,как правило, сходны.
2.Свободные экономические зоны Казахстана
2.1Первые СЭЗ в Казахстане
Первые свободныеэкономические зоны в Казахстане появились в 1991 году: Жайрем-Атасуйская вЖезказганской области. Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской области,субзона на базе предприятия «Талдыкорганвнештранс» в Талдыкоргане, Лисаковскаяв Костанайской области и свободная торговая зона «Атакент» в г. Алматы. Еще рядобластей (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская)были объявлены свободными экономическими зонами. Однако первый опыт образованияСЭЗ не достиг задуманных целей из-за несовершенного правового иорганизационного механизма функционирования, не было достаточнойсамостоятельности в решении финансовых, налоговых и других вопросов.
Вновьсоздаваемые специальные экономические зоны представляют собой ограниченныетерритории РК, на которых действует особый правовой режим.[6]
Согласно статье3 вышеназванного указа, СЭЗ «создаются в целях ускоренного развития регионовдля активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственныхсвязей, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств,освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработкиправовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления ихозяйствования, а также решения социальных проблем».[7]
Реформированиеэкономической системы привело в движение рыночные механизмы, что предполагаетинтеграцию в мировую экономику за счет разнообразных форм торгового и деловогосотрудничества. СЭЗ, являясь инструментом ускорения регионального развития,оказывают положительное воздействие на экономику, что и показывает опыт другихстран. На международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвященной проблемам развития свободных экономических зон, СЭЗ рассматривались как точкиэкономического роста и интеграции стран и регионов.[6]
Показателиэкономического роста Лисаковской специальной экономической зонысвидетельствуют о стабилизации экономического положения в регионе. Со дняобразования Лисаковской СЭЗ в 1993 г. объем промышленного производстваувеличился в 22,9 раза, рост производства в 1997 г. составил 74%. Объем розничного товарооборота в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%. Сохранились действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой и пищевойпромышленности, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции.Динамичное развитие получили хозяйствующие субъекты малого и среднегопредпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов бюджетазначительно увеличился (59.8%). Административный совет получил возможностьвовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять текущие платежипо выплате заработной платы и пенсий.[8]
Первый годработы Акмолинской СЭЗ характеризуется оживлением и оздоровлением промышленныхпредприятий, наблюдается ежемесячный рост объемов выпускаемой продукции на1,5-2%. Средства фонда экономического и социального развития были направлены нареализацию программы СЭЗ, обустройство и расширение новой столицы.[9]
Придание статусаспециальной экономической зоны городу Кызылорде позволило осуществитьмероприятия по возобновлению работы длительно простаивающих предприятий,освоению новых производств, оказанию поддержки малому и среднемупредпринимательству, привлечению инвестиций. (Приложение №1)
Приложение№1.
Таблица 1.Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.СЭЗ 1996 1997 1998 1999 2000 Акмолинская 40 40 40 40 40 Лисаковская 20 25 30 35 40 Жайрем-Атасуйская 10 10 20 30 40 Кызылординская - 20 40 40 40
В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленности увеличился на 3.0%. а легкой -в 3.4 раза ипищевой промышленности – на 57,8%. Производство сельскохозяйственных жатоквозросло в 23 раза. запасных частей к сельхозмашинам — в 4 раза. бумаги — в 2.3раза, нефти — на 2,7%, швейных изделий — на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий- на 31,4%, кондитерских изделий — в 4.1 раза. Предприятиями города освоенвыпуск оконных жалюзи (ТОО «Ансар», ТОО «Темирхан»), муки пшеничной (ДТОО«Айдан Агро»), фруктовых соков (АО «Сыр-Шарабы»). Возобновлено производствонетканых материалов в ДТОО «Айдан ФНМ». обуви — в ДТОО «Айдан-обувь', яиц. мясаптицы — в ДТОО «Айдан-Аккус». Малые предприятия увеличили объем производства в3.1 раза.[10]
В настоящеевремя в регионе действуют 7 совместных предприятий, из них 4 — по разработкенефтегазовых месторождений. В течение 1997 г. в развитие Кызылординской СЭЗ было вложено и освоено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл. США) иностранныхинвестиций, на стадии рассмотрения находятся проекты на сумму 62.5 млрд. тенге(821.8 млн. долл. США).
Таким образом,создание и становление СЭЗ в Казахстане позволяет осуществлять экономическиереформы в регионах: развивать производство промышленных товаров, привлекать инвестиции,создавать дополнительные рабочие места и обеспечивать занятость населения,расширять поставки на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услугпроизводственного и непроизводственного назначения. 2.2Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон
Правовой режимСЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования для финансовой ибанковской деятельности. налогообложения, таможенного регулирования.государственной регистрации юридических лиц, лицензирования. пребыванияиностранных граждан.
Административныесоветы могут формировать финансовые фонды или. в случае совпадения границы СЭЗс границей административно-территориальной единицы, единый бюджет. Поэтомубюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской СЭЗ одновременно являются ибюджетами соответственно гг. Акмолы, Кызылорды, Лисаковска. В Жайрем-АтасуйскойСЭЗ формируется финансовый фонд, так как она включает в себя территории г.Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и земли запаса Жезказганской области. Вдоход финансового фонда или бюджета СЭЗ зачисляются общегосударственные иместные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами,зарегистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщиков. Платежи вспециальные фонды, предусмотренные действующим законодательством, не могутбыть источниками формирования финансового фонда (бюджета).
ПоКызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличилопоследний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с соответствующим периодомпрошлого года.
Кроме того,объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с 54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично динамика доходов бюджета Лисаковской СЭЗ свидетельствует опостоянном росте объема бюджета. Поступление доходов в бюджет по, ЛисаковскойСЭЗ составило 165%. по Кызылординской — 112,6%. Особенности формированияфинансов позволяют иметь СЭЗ значительные денежные средства для выполнениясоциально-экономических программ развития региона. [14]
Взаимоотношенияфинансового фонда (бюджета) СЭЗ с вышестоящим бюджетом определяются черездолговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов,поступающих в финансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что способствует развитию нетолько зоны, но и региона в целом.
Особый правовойрежим по финансам предусматривает, что административный совет специальнойэкономической зоны может учреждать целевые финансовые фонды, а том числе фондэкономического и социального развития. Такой фонд образован всеми СЭЗ РК, крометого, по Акмолинской предусмотрено образование фонда инвестиций, связанного собустройством новой столицы, по Жайрем-Атасуйской — фонда социальной защиты.
Целевыефинансовые фонды СЭЗ образуются за счет свободных бюджетных средств, отчисленийи сборов неналогового характера. доходов от проведения торгов, зональныхлотерей, займов. добровольных взносов и пожертвований юридических и физическихлиц, а также иных источников. не запрещенных действующим законодательством.
Средства фондаэкономического и социального развития направляются на финансированиемероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на создание и расширениемощностей по производству товаров народного потребления и оказанию услугнаселению, на подготовку кадров и другие цели. В частности, из фондаэкономического и социального развития Кызылординской СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на общую сумму 110 млн. тенге и 13субъектов индивидуального предпринимательства на сумму 2.48 млн. тенге.[8]
Налогообложениена территории СЭЗ осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РК,который предусматривает для хозяйствующих субъектов льготный режим: подоходныйналог с юридических лиц взимается в размере 20% (против 30%).
Кроме льготы поподоходному налогу с юридических лиц, в соответствии с Законом РК «Огосударственной поддержке прямых инвестиций» хозяйствующим субъектам дляреализации приоритетных проектов могут предоставляться льготы и преференции:
· ввиде государственных натурных грантов;
· насрок до 5 лет с момента заключения контракта — в виде понижения ставкиподоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основнойставки, а также на последующий период до 5 лет — в пределах не более 50%основной ставки.
Льготыпредоставляются Государственным комитетом РК по инвестициям. Для специальныхэкономических зон целесообразно было бы ввести его уполномоченный орган, потомучто установленная льгота по подоходному налогу с юридических лиц неконкурентнасо льготным режимом, предусмотренным в вышеназванном законе и болееблагоприятным для инвесторов в других регионах, чем в СЭЗ.[10]
Учитываяпроисходящие реформы в финансово-кредитной и налоговой системе республики, атакже опыт других стран, добившихся успехов в области действенности налоговойполитики СЭЗ (например, США, Китай), становится очевидной необходимостьсовершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности установлениедополнительных льгот.[8]
Таможенноерегулирование регламентируется соответствующими указами Президента РК.Территория СЭЗ рассматривается как находящаяся вне таможенной территорииРеспублики Казахстан, и на ней действует режим свободной зоны. Онпредусматривает освобождение от таможенных пошлин и налогов ввозимогооборудования, сырья, материалов, а также других товаров, необходимых длявыполнения производственных операций. При вывозе товары. произведенные илиподвергнутые переработке на территории СЭЗ, тоже освобождаются от таможенныхпошлин. Организовав предприятие в СЭЗ, можно беспошлинно ввозить оборудование исырье и беспошлинно же вывозить готовую продукцию. Остальные товары при ввозе стерритории СЭЗ на другие территории и вывозе за пределы РК облагаются таможеннымипошлинами в зависимости от страны происхождения. Учитывая. что хозяйствующиесубъекты имеют еще и налоговые льготы, можно отметить, что режим таможенногооформления СЭЗ стимулирует производство, выпуск экспортоориентированнойпродукции.[8]
2.3 Наличие налоговых и таможенных льготделает привлекательным климат СЭЗ для потенциальных инвесторов
В КызылординскойСЭЗ уже работают совместные предприятия по добыче нефти и газа, и естьконкретные предложения по организации производства лекарственных препаратов(Индия), обуви (Турция), расширению производства мяса кур (Испания), выпускупрохладительных напитков (Израиль) и др.[10]
Необходимоотметить, что специальные экономические зоны имеют принципиальное отличие отсвободных таможенных зон. и если в последних не предусмотрено освобождениерозничной продажи товаров от таможенных пошлин и налогов. то эта норма не можетбыть приемлемой для СЭЗ. Товары народного потребления ввозятся на территориюСЭЗ, как правило, для их реализации населению, поэтому целесообразно освободитьтам розничную продажу товаров от таможенных пошлин и налогов.
Банковскаядеятельность осуществляется в соответствии с банковским законодательством, дляиностранных инвесторов на территории СЭЗ предусмотрено право открытия счетов внациональной или иностранной валюте.
Государственнаярегистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов ипредставительств юридических лиц в соответствии с указом Президента РК должнапроизводиться уполномоченным органом Министерства юстиции непосредственно натерритории зоны. Однако внесенные изменения в статью 13'Указа Президента РК,имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. № 2823 значительно ухудшили условия регистрации юридических лиц, особенно совместных предприятий с участиеминостранного капитала, вынужденных теперь проходить регистрацию только вМинистерстве юстиции. Исходя из того. что порядок регистрации юридических лицдолжен быть упрощенным, необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты, организующиеСП, регистрировались на этой же территории. В мировой практике регистрациюхозяйствующих субъектов осуществляют органы управления на территории СЭЗ,поэтому видится целесообразным восстановление порядка регистрации юридических лиц.
Лицензированиедеятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами на территории СЭЗ.производится в соответствии с действующим законодательством РК.
Порядокпребывания иностранных граждан установлен соответствующим законодательством РКи международными соглашениями, участником которых является республика. Длявыполнения функций по оформлению въезда, выезда, транзита и пребыванияиностранных граждан и лиц без гражданства и их транспортных средств натерритории СЭЗ центральными исполнительными органами создаются отдельные подразделениясоответствующих государственных органов. Однако отсутствие консульских пунктови агентств на территории отдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформлениепорядка пребывания иностранных граждан.
Изучение опытаСЭЗ РК показало, что в целях эффективного государственного регулированияэкономики, обеспечения их нормального функционирования необходимосовершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ. Для этого следует:
· во-первых,предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, а также учетнуюрегистрацию филиалов и представительств юридических лиц на территорииспециальной экономической зоны через уполномоченные органы Министерства юстицииРК:
· во-вторых,предусмотреть в статье 74 Указа Президента РК. имеющего силу закона, от 20 июля1995 года № 2368 «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнение о том,что на территориях специальных экономических зон, на которых действует режимсвободной таможенной зоны, может производиться розничная продажа товаров длявнутреннего потребления;
· в-третьих,необходимо внесение изменений и дополнений в действующие законодательные актыпо расширению полномочий административных советов и увеличению льгот ипреференций. Вызвано это тем. что хозяйствующие субъекты, осуществляющиедеятельность на территории специальной экономической зоны, порой оказываются вменее выгодных условиях, чем находящиеся за ее пределами. Административныесоветы, призванные решать практически все вопросы, касающиеся деятельности СЭЗ,не имеют соответствующих полномочий. Более того. в специальных экономическихзонах других стран для инвесторов обеспечены более привлекательные условия, чемв Казахстане. К примеру, отечественные предприниматели предпочитаютустанавливать свои взаимоотношения со свободной экономической зоной «Бишкек» ввидуее большей привлекательности, чем с СЭЗ Казахстана.[10]
Внесениедополнений и изменений в соответствующие нормативные акты будет способствоватьулучшению правового режима функционирования специальных экономических зон ипозволит обеспечить ускоренное экономическое развитие данных регионов.