Министерство высшего и среднего специальногообразования РФ
Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского
Финансовый факультет
Кафедра «Финансы»Курсовая работа
на тему
РОССИЯ И ВТО: АГРАРНЫЙ АСПЕКТ
Нижний Новгород
2002г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: МНОГОСТОРОННИЕ ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА
1.1 Основные принципы и функции ВТО
1.2 Обязательства стран-участниц ВТО по сельскому хозяйству
2.РОССИЯ И ВТО: АГРАРНЫЙ АСПЕКТ
2.1 Обязательства России по доступу на рынки
2.2 Экспортные субсидии и внутренняя поддержка сельского хозяйства
2.3 Развитие фитосанитарных и других технических мер регулированияагропродовольственного рынка в России
2.4 Влияние торговых и технических барьеров со стороны развитых странна российский агропродовольственный экспорт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Участие России в процессах бурногоразвития мирохозяйственных связей, несмотря на резкий рост зависимости ееэкономики от внешнего рынка, значительно сократилось. По данным ВТО в 2000 г. ее доля в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру,не превысила 1,5%, импорте — 0,7%. Участие страны в международной торговлеуслугами, так же, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, следуетпризнать чисто символическим. Ее «вес» как экспортера услугсоставляет 0,7%, чуть более — 0,9% — она «отхватила» от этой сферымирового обмена в качестве импортера. Доля России в мировых накопленных прямыхиностранных инвестициях за годы реформ не превышала 2%.
Понижение статуса России на мировой арене связано не только сбеспрецедентным по глубине и продолжительности экономическим кризисом, но и стем, что Российская Федерация стала страной, не имеющей настоящих партнеров исоюзников, что создало угрозу возникновения ее изоляции, прежде всего, в сферемеждународных экономических отношений. Россия фактически оказалась в ролипостороннего наблюдателя консолидационных процессов, развернувшихся как вЕвропе, так и в Азии. Она резко утратила возможность влиять на развитиеситуации в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, т.е. в тех регионах мира,которые на протяжении столетий имели жизненно важное значение для России.
В этих условиях включение страны в институциональную структуру мировогохозяйства становится особенно актуальным. В первую очередь речь идет о ееприсоединении к Всемирной торговой организации (ВТО), являющейся главноймеждународной организацией, регулирующей торговлю между государствами.
Для тогочтобы присоединиться к ВТО, России предстоит принять нормы и правиламеждународной торговли, разработанные странами-участницами ВТО в течение последнихпятидесяти лет. Кроме того, Россия должна обеспечить доступ на свои рынкитоварам и услугам других стран-участниц, а они, в свою очередь, — обеспечитьдоступ российских товаров и услуг на свои рынки. Условия присоединения являютсяпредметом как многосторонних переговоров в рамках ВТО, так и двустороннихпереговоров по вопросам доступа на рынок с заинтересованнымистранами-участницами ВТО.
Переговоры повопросам присоединения проводятся Правительством Российской Федерации. По ихрезультатам на ратификацию Государственной Думы будет вынесен Протокол оприсоединении, представляющий собой международное соглашение. Оценка общегобаланса преимуществ и затрат, связанных с присоединением, будет ключевымвопросом в процессе ратификации. Также, к моменту присоединения РоссийскаяФедерация должна будет завершить обширную программу законодательных реформ вцелях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правиламВТО.
Цель настоящей работы — проанализировать основные положения,нормы и правила ВТО, регулирующие торговлю сельскохозяйственными ипродовольственными товарами, а также разобраться в том, что сулит вступление вВТО российскому АПК. И прежде чем начать анализ проблем и выгод присоединения кВТО, хочется напомнить несколько общеизвестных аргументов, имеющих отношение ковсей последующей дискуссии.
Во-первых, это стандартные экономические аргументы в пользуоткрытия экономики. Выгодность для стран участия в международной торговлеоснована на принципе сравнительного преимущества, согласно которому страныспециализируются в производстве тех товаров, которые производить в этой страневыгодней, чем другие, таким образом, возникает международное разделение труда,которое ведет к экономическому росту. Важным фактором является то, чтовступление страны в ВТО открывает ее предприятиям доступ к более дешевым импортнымкомплектующим и сырью, а населению – к более дешевым товарам и услугам (в томчисле и финансовым) и, таким образом, способствуют повышению уровня жизни.Международная торговля взаимовыгодна, поэтому тот факт, что США и страны ЕСзаинтересованы во вступлении России в ВТО, не означает, что Россия проиграет отвступления.
Во-вторых, ВТО дает возможность защищать российскихэкспортеров на внешних рынках. Количество антидемпинговых исков противроссийских предприятий насчитывается уже более сотни. При этом по мерезамедления экономического роста в развитых странах этот процесс будет тольконабирать силу.
В-третьих, правила ВТО содержат ряд положений, которым простовыгодно следовать, в том числе положения о защите иностранных инвесторов изащите авторских прав в России. Слабая защита интеллектуальной собственностиявляется одним из ограничений для развития внутреннего рынка программногообеспечения и новых технологий.
В-четвертых, открытие экономики способствует развитиюмеждународных отношений. Торговля и взаимные инвестиции делают экономикиразличных стран зависимыми друг от друга и тем самым ограничивают враждебностьвнешней политики. Вместо абстрактных врагов, в иностранцах начинают видеть конкретныхпартнеров по бизнесу, покупателей и поставщиков товаров и услуг.
С другой стороны, несмотря на то, что экономика в целомвыигрывает, отдельные отрасли могут проиграть от вступления. Поэтому приобсуждении вопроса о вступлении необходимо различать национальный и отраслевойинтересы. Отраслевой интерес заключается в том, чтобы иметь доступ на внешнийрынок и к импортным комплектующим и сырью, но при этом защитить внутреннийрынок от импортеров конкурирующей продукции. Естественно, что интересы различныхотраслей часто противоречат друг другу, поэтому вступление в ВТО потребует отбизнес-сообщества, правительства и общества в целом проявить беспрецедентноеумение договариваться – переговоры по ВТО станут первым настоящим тестом длягосударства, бизнес-элиты и общества на способность заключения общественногодоговора. К сожалению, даже в странах с развитым гражданским обществом приобсуждении проблем международной торговли преимущество по понятным причинамполучает крупный бизнес, в то время как интересы населения и малого бизнеса неучитываются в полной мере.
Безусловно, вступление ВТО занимает много времени и сил: необходимопривести национальное законодательство в соответствие с многочисленнымиправилами ВТО, договориться с ВТО и каждым ее членом об условиях вступления.Совершенно очевидно, что логика мировой экономической глобализации состоит вчастичном ограничении суверенитета государств, в превращении их из субъектовмеждународной и геоэкономической активности в объекты воздействия со стороны «субъектаглобального управления». Отсюда у страны-претендента на вступление в ВТОнеизбежно после присоединения к Организации возникают экономические издержки — проблема состоит только в том, чтобы частичное ограничение национальногоэкономического суверенитета в дальнейшем, в максимально короткие сроки,перекрылось выгодами от перехода отечественного бизнеса на «общемировыеправила игры». Через это с тем или иным «балансом потерь иприобретений» прошли все страны, ставшие членами ВТО, придется такой путьпройти и России. Для нашей страны в данном случае важно то, что еевнешнеторговые партнеры выгоды от присоединения России к ВТО получаютнемедленно, в то время как Россия их может получить в перспективе,продолжительность которой будет зависеть от уровня подготовки российскойстороны к переговорам и эффективности их проведения на стадии вступления вОрганизацию. При этом необходимо давать себе отчет в том, что потери могутоказаться неизбежными, а выгоды — возможными и чтобы свести к минимуму первые ик максимуму — вторые, необходимо, прежде всего, иметь о них четкоепредставление.
1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: МНОГОСТОРОННИЕПРАВИЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 1.1 Основные принципы ифункции ВТО
Всемирная торговаяорганизация (ВТО), функционирующая с 1 января 1995 года, является преемницейдействовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)и основывается на соглашениях, достигнутых в рамках Уругвайского раундамногосторонних торговых переговоров (1986 — 1994 годы). Соглашение обучреждении ВТО было подписано министрами 104 государств 15 апреля 1994 года вгороде Марракеше (Марокко), и потому оно известно также как Марракешскоесоглашение.
Пакетдоговоренностей Уругвайского раунда состоит из упомянутого Соглашения обучреждении ВТО и приложений к нему. Приложения содержат правовые соглашения,договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами,услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Весь этотпакет договоренностей рассматривается как единое целое и является обязательнымдля подписания страной-кандидатом при вступлении.
ВТОпредставляет собой институциональную структуру для организации выполнениямногосторонних соглашений и договоренностей, содержащихся в приложениях, атакже выполняет функции организатора будущих торговых переговоров.
В настоящеевремя полноправными участниками ВТО являются 136 государств, более 30 стран(включая Россию) имеют статус наблюдателя и находятся на различных стадияхприсоединения. На страны-участницы ВТО приходится 92% всей мировой торговлитоварами и услугами.
Организационно-правовоймеханизм ВТО состоит из трех частей:
Генеральноесоглашение о тарифах и торговле 1994 года (ГАТТ 1994 г.), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах правинтеллектуальной собственности (ТРИПС). На долю ГАТТ-1994 приходится 4/5 всегообъема правовых документов ВТО.
Принципы ВТО
Многосторонниеторговые соглашения ВТО базируются на следующих основополагающих принципах:
Режимнаибольшего благоприятствования (РНБ): страны-участницы обязаны предоставлятьдля товаров и услуг других стран-участниц режим не менее благоприятный, чемтот, который предоставляется для товаров из какой-либо страны-участницы.
Национальныйрежим: режим в отношении иностранных товаров и услуг на отечественном рынкедолжен быть не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношенииотечественных товаров (в частности, в области налогообложения).
Справедливаяконкуренция: разрешение применять санкции против субсидируемого илидемпингового импорта в случае нанесения ущерба для отечественныхпроизводителей; поэтапный отказ от мер, оказывающих “искажающее” воздействие наторговлю;
Либерализацияторговли: регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ отколичественных ограничений; последовательное сокращение уровня таможенныхпошлин с целью развития международной торговли благодаря специализации напроизводстве конкурентоспособной продукции.
Предсказуемостьи транспарентностъ (прозрачность) торгового режима: мониторинг торговойполитики и обязательность нотификации (уведомления) о вводимых торговых мерах;
Специальный идифференцированный режим для развивающихся стран: более мягкие обязательства посравнению с развитыми: странами и более продолжительный период их реализации (вчастности, по таможенной защите, внутренней поддержке сельского хозяйства исубсидированию экспорта).
Функции ВТО
Руководствуясьвышеупомянутыми принципами ВТО выполняет следующие основные функции:
ü обеспечивает разработку и реализациюсистемы многосторонних торговых соглашений и соглашений с ограниченным кругомучастников;
ü устанавливает правила и процедуры идействует в качестве форума для разрешения международных споров;
ü осуществляет мониторинг национальнойторговой политики стран-участниц;
ü сотрудничает с международнымиорганизациями, участвующими в формировании глобальной экономической политики.
Членство вВТО дает возможность обеспечить более благоприятные, стабильные инедискриминационные условия доступа для экспортеров товаров и услуг назарубежные рынки, в том числе с помощью отлаженного механизма разрешенияторговых споров; сохранить достаточную защищенность собственных производителейв условиях разумно открытой экономики; обеспечить предсказуемость,транспарентность и унифицированность правовой среды внешнеэкономическойдеятельности; влиять на формирование многосторонних торговых правил с учетомнациональных интересов. 1.2 Обязательствастран-участниц ВТО по сельскому хозяйству
Одним изважнейших результатов Уругвайского раунда стало распространение многостороннихторговых правил на сельское хозяйство с целью обеспечить справедливую конкуренциюи проведение рыночно ориентированных реформ в аграрном секторе.
Соглашение посельскому хозяйству предусматривает преимущественно использование таких мерподдержки национальных производителей сельскохозяйственной продукции, которые вменьшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю.
Странам такжеразрешено принимать меры, облегчающие проведение структурных преобразований ваграрном секторе и дающие определенную гибкость в выполнении взятыхобязательств. В соглашении особо учитываются интересы развивающихся стран, вчастности тех из них, которые являются нетто-импортерами продовольствия, атакже наименее развитых стран.
Соглашение посельскому хозяйству устанавливает, что присоединяющиеся страны принимают насебя обязательства по четырем основным направлениям:
ü доступ на рынок сельскохозяйственныхи продовольственных товаров;
ü государственная поддержка сельскогохозяйства;
ü экспортная конкуренция всельскохозяйственной и продовольственной торговле;
ü санитарные и фитосанитарные меры.
1. Доступ нарынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров
В соглашениизаложены основы для преодоления проблем, негативно влияющих насельскохозяйственную торговлю, в частности:
Положение о тарификации иограничительных обязательствах
ü Тарификация:защита внутреннего рынка должна осуществляться исключительно тарифными мерами.Существующие нетарифные барьеры (квоты, переменные пошлины, монополия внешнейторговли и т.д.) должны быть преобразованы в их тарифные эквиваленты, которыеопределяются как разность между средней внутренней ценой на данный продукт исредней ценой мирового рынка на этот же или аналогичный продукт в базовомпериоде. Тарификация позволяет обеспечить транспарентность и определитьдействительный уровень протекционизма. Тарифные эквиваленты для обработанныхпродуктов вычисляются на основе тарифных эквивалентов для каждой изсоставляющих, умноженных на ее долю в конечном продукте.
ü Связывание тарифов: страны-участницыВТО обязаны “связать” уровни тарифов, то есть зафиксировать в перечне обязательствмаксимально допустимые с момента присоединения к ВТО ставки ввозных таможенныхпошлин. Страна не вправе устанавливать таможенные тарифы, превышающие уровеньсвязывания, в противном случае пострадавшей стране должна быть предоставленакомпенсация.
ü Снижение уровней связывания: послеприсоединения к ВТО средняя максимально допустимая ставка ввозных таможенныхпошлин должна быть снижена на 36% в течение 6 лет (для развитых стран).Развивающиеся страны обязаны осуществить снижение тарифов в среднем на 24% втечение 10 лет. Сокращение по каждой тарифной линии должно составлять не менеечем 15% (10% для развивающихся стран). Данное положение соглашения даетнекоторую возможность обеспечить избирательно адекватную защиту для наиболеечувствительных товарных групп.Положениео существующем минимальном доступе
ü Если импорт продукта, подлежащеготарификации, в базовом периоде превышал 5% от объема внутреннего потребления,страна должна поддерживать уровень доступа, существовавший в течение базовогопериода.
ü Если объем импорта продукта,подлежащего тарификации, в базовом периоде составлял менее 5% от объемавнутреннего потребления, страна обязуется обеспечить гарантированный уровеньдоступности для импорта. Иначе говоря, в первом году действия соглашения должнабыть обеспечена возможность доступа на рынок на уровне 3% от объема внутреннегопотребления с увеличением этого показателя до 5% к концу периода осуществления.
ü Для обеспечения выполнения требованияо минимальном уровне доступности импорт в пределах обязательства в отношенииминимального доступа должен облагаться пошлиной по низким ставкам, а остальнойобъем импорта (сверх указанного минимума) будет облагаться по ставкам,установленным в процессе тарификации (то есть вводится квотированный тариф).
Положение о специальных механизмах защиты, особом и дифференцированномподходе
ü Специальные защитные меры: для защитынаиболее чувствительных секторов предусматривается возможность временноговведения специальной защитной пошлины или нетарифные ограничения в дополнение кдействующему тарифу. Специальные механизмы защиты вводятся, если объем импортапревышает некоторый пороговый уровень или цена импортируемого товараоказывается ниже порогового значения цены. Пороговый уровень импортаустанавливается на основании возможностей доступа на рынки, определяемых какдоля импорта в объеме соответствующего внутреннего потребления за трипредшествующих года. Пороговое значение цены равно средней за 1986-1988 гг.справочной цене на рассматриваемый продукт. В целях обеспечения минимальногодоступа на рынок для иностранных поставщиков временные дополнительные пошлиныне могут использоваться в отношении импорта, подпадающего под тарифные квоты, атакже, если увеличение импорта компенсируется расширением внутреннего спроса.Присоединяющаяся страна вправе использовать специальные защитные меры только потем товарным позициям ТНВЭД, которые зафиксированы в перечне обязательств потарифной защите.
ü Особый подход позволяет странам непроводить тарификацию до конца имплементационного периода. Особый подходраспространяется на первичную сельскохозяйственную продукцию и продуктыпереработки, в отношении которых соблюдены некоторые условия и обеспечиваютсяминимальные возможности доступа.
2.Государственная поддержка сельского хозяйства
Принципсправедливой конкуренции в Соглашении по сельскому хозяйству наиболеепоследовательно реализован в отношении бюджетного финансирования. Все мерывнутренней поддержки классифицируются на основе главного критерия: оказывают лиони “искажающее” воздействие на торговлю и производство.
Группа мертак называемой “зеленой корзины” включает меры государственной поддержки, неоказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю иливоздействие на производство. Данные меры финансируются из государственногобюджета (а не за счет средств потребителей) и не имеют следствием поддержаниецен производителей.
Государственныерасходы в рамках “зеленой корзины” могут осуществляться по следующимнаправлениям:
ü научные исследования, подготовка иповышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;
ü ветеринарные и фитосанитарныемероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;
ü содействие сбыту сельхозпродукции,включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;
ü совершенствование инфраструктуры(строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений), заисключением операционных расходов на поддержание ее функционирования;
ü содержание стратегическихпродовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
ü обеспечение гарантированного доходасельхозпроизводителям, улучшение землепользования и т.д.
ü поддержка доходов производителей, несвязанная с видом и объемом производства;
ü страхование доходов, урожая икомпенсация ущерба от стихийных бедствий;
ü содействие структурной перестройкесельскохозяйственного производства;
ü охрана окружающей среды;
ü программы регионального развития.
Учитываяминимальное негативное воздействие на торговлю меры “зеленой корзины”освобождаются от обязательств по “связыванию” и сокращению. Государство вправефинансировать вышеупомянутые программы в любом необходимом объеме, исходя извозможностей бюджета.
Такой жережим действует в отношении мер, направленных на ограничение перепроизводства(“голубая корзина”). Соответствующие расходы должны выделяться на фиксированныесельскохозяйственные площади или фиксированное поголовье.
Мерывнутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и влияющиена производство, классифицируются как меры “желтой корзины”:
ü дотации на продукцию животноводства ирастениеводства;
ü дотации на племенное животноводство;
ü дотации на элитное семеноводство (нареализованные семена);
ü дотации на комбикорма;
ü компенсация части затрат наприобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
ü компенсация части затрат наэнергоресурсы;
ü компенсация части расходов поповышению плодородия почв;
ü компенсация стоимости техники,приобретенной в порядке встречной продажи сельхозпродукции;
ü расходы на ремонт и текущеесодержание мелиоративных систем;
ü расходы лизингового фонда;
ü расходы на создание сезонных запасовзапчастей и материально-технических ресурсов;
ü капиталовложения производственногоназначения, кроме капитальных расходов на мелиорацию и водное хозяйство;
ü ценовая поддержка: компенсацияразницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию;
ü предоставление производителю товаров(услуг) по ценам ниже рыночных.
ü закупка у производителя товаров(услуг) по ценам выше рыночных.
ü льготное кредитованиесельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и региональныхбюджетов, включая списание и пролонгацию долгов;
ü льготы на транспортировкусельскохозяйственной продукции.
В отношениивышеупомянутых мер внутренней поддержки государство должно взять обязательствапо сокращению бюджетного финансирования. Максимально допустимый уровеньподдержки рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов намеры “желтой корзины” за последние три года (базовый период), как нафедеральном, так и на региональном уровне.
Агрегированнаямера поддержки (АМП) является интегрирующим показателем и составляет ежегоднуюсумму всех видов государственной поддержки, на которые распространяютсяобязательства по сокращению. В течение шестилетнего переходного периода агрегированнаямера поддержки должна быть сокращена на 20% (для развитых стран).
Данный подходобеспечивает определенную гибкость в регулировании сельскохозяйственногопроизводства, так как позволяет устанавливать различные уровни сокращения дляконкретных секторов и, соответственно, сохранять адекватную поддержку длянаиболее чувствительных видов продукции.
Страна-участницаВТО вправе не сокращать расходы “желтой корзины”, если обязуется обеспечитьподдержку в размере не более 5% от валовой стоимости сельскохозяйственногопроизводства для развитых стран и 10% для развивающихся стран.
3. Экспортныесубсидии
Субсидированиеэкспорта рассматривается ВТО как один из инструментов внешнеторговой политикинаиболее противоречащий принципу справедливой конкуренции. Наиболееконкурентоспособные страны — аграрные экспортеры активно выступают за полную инезамедлительную отмену экспортных субсидий.
Соглашение посельскому хозяйству запрещает применять экспортные субсидии кроме тех, которыезафиксированы в перечне обязательств страны. Данный запрет распространяется какна виды субсидирования, так и на виды продукции. Присоединяющаяся страна должнапредставить информацию по фактическим затратам на субсидии и объему субсидируемогоэкспорта за последние три года и взять обязательства в течение 6-летнегопериода провести сокращение по затратам — на 36% и по объему — на 21% (дляразвитых стран).
Соглашением предусматриваютсяследующие виды экспортных субсидий:
ü предложение на экспорт некоммерческихзапасов сельскохозяйственной продукции государством по ценам ниже, чем навнутреннем рынке;
ü выплаты при экспорте, финансируемые всилу действий правительства, в том числе, за счет налогообложенияпроизводителей;
ü субсидирование сбытовых имеждународных транспортных издержек;
ü установление государством болеельготных тарифов на перевозки экспортируемой продукции, чем для внутреннихпоставок;
ü субсидирование сельскохозяйственнойпродукции, используемой в качестве сырья предназначенной на экспорт продукции.
Соглашение посельскому хозяйству предполагает продолжение рыночной реформы, долгосрочнойзадачей которой является дальнейшее значительное уменьшение государственнойподдержки, экспортного субсидирования и защиты внутреннего рынка.
4.Обязательства по применению санитарных и фитосанитарных мер
Помимовышеупомянутых многосторонних правил сельскохозяйственная торговля такжерегулируется Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер (статья14 Соглашения по сельскому хозяйству).
В отношениисанитарных и фитосанитарных мер принципы транспарентности, предсказуемости исправедливой конкуренции реализуются следующим образом:
Гармонизация:при разработке национальных санитарных и фитосанитарных мер страны-участницыВТО должны руководствоваться международными правилами, рекомендациями инормами.
Научнаяобоснованность: при угрозе здоровью людей, животных и растений страны-участницыВТО вправе устанавливать более жесткие, нежели международные, меры при соответствующемнаучном обосновании и оценке санитарного и фитосанитарного риска. Национальныемеры должны ограничивать торговлю не более чем требуется для достижениянадлежащего уровня защиты.
Транспарентность:правительства обязаны заблаговременно уведомлять о введении новых или изменениидействующих санитарных и фитосанитарных мер через специально создаваемыенациональные информационно-справочные центры.
Эквивалентность:страны-участницы ВТО обязуются признавать санитарные и фитосанитарные мерыэкспортирующих стран как эквивалент собственных мер, в том случае, если онисоздают тот же уровень санитарной и фитосанитарной защиты.
Отсутствиедискриминации: национальные санитарные и фитосанитарные меры не должныприменяться таким способом, который представлял бы средство произвольной илинеоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковыеусловия, включая и их собственную территорию.
агропродовольственныйэкспорт россия рынок
2. РОССИЯ И ВТО: АГРАРНЫЙ АСПЕКТ
В последние несколько лет Россияведет активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость этого вступленияобусловлена задачами интеграции в мировую экономическую систему, создания болееблагоприятных условий доступа на мировые рынки, элиминирования дискриминациироссийских экспортеров, привлечения зарубежных инвестиций и технологий вРоссию. Процесс присоединения является не только и даже не столько открытиемсобственных рынков, сколько унификацией внутреннего правового и экономическогопространства с мировым. Осложнением этого процесса является то, что Россиянамерена получить статус рыночной экономики в отличие, скажем, от Китая илитолько недавно вступившей Киргизии. Этот статус налагает особые условия напроцедуру вступления.
В середине 1992 г. Россия стала наблюдателем при ГАТТ, формально унаследовав этот статус от распавшегося СССР,который в свою очередь приобрел его в 1990 г. В июне 1993 г. Президент Б Ельцин передал Генеральному секретарю ГАТТ официальное заявление Правительства Россиио намерении присоединиться к этой организации. Это положило начало длительногопроцесса вступления России. В стране была сформирована Межведомственнаякомиссия по ГАТТ, позднее реорганизованная в Правительственную комиссию по ВТО.В декабре 1994 г., после Уругвайского раунда ГАТТ, Россия внесла в секретариатВТО официальную заявку на вступление во всемирную торговую организацию. Вапреле 1995 г. процесс переговоров Правительством о вступлении в ВТО былодобрен Государственной думой.
Уже в 1993 г. была создана Рабочая группа по вступлению России в ВТО, возглавляемая послом Швейцарии ивключающая около 50 членов–представителей стран, являющихся основными торговымипартнерами.
Вопросы внутренней поддержки АПК идоступа на российский агропродовольственный рынок на Рабочей группе были впервыерассмотрены на 6 сессии летом 1997 г. и практически постоянно находятся вцентре дискуссий Рабочей группы.
В последние время процесспереговоров заметно активизировался, российское правительство предприняло рядконкретных шагов, направленных на продвижение по пути вступления в ВТО. Рядпартнеров по переговорам высказали свою позицию о необходимости скорогопринятия Российской Федерации в эту организацию.
Какие же основные требованияпредъявляются к агропродовольственной политике России с точки зрения ВТО?Основополагающими документами по сельскому хозяйству в ВТО на сегодня являютсятри соглашения Уругвайского раунда: Соглашение по сельскому хозяйству,Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС) и Соглашение о техническихбарьерах в торговле (ТБТ).
Соглашение по сельскому хозяйствуохватывает три направления: доступ к рынкам, экспортные субсидии и политикувнутренней поддержки сельского хозяйства. Требования Соглашения по первомунаправлению предполагают увеличение доступности рынков страны посредствомвсеобщей тарификации и снижению уровня тарифов. В отношении экспортных субсидийсоглашение требует сокращения как бюджетных ассигнований на субсидированиеэкспорта, так и физических объемов товаров, экспорт которых субсидируется. Хотяв настоящее время Россия не субсидирует экспорт агропродовольственнойпродукции, в переговорах с ВТО она настаивает на сохранении этой возможностидля ее использования в будущем. Внутренняя поддержка, оказывающая искажающеевоздействие на торговлю, также подлежит сокращению в соответствии сСоглашением.
Соглашения СФС и ТБТпротиводействуют применению неоправданных мер, связанных с санитарными,фитосанитарными и техническими стандартами. В соответствии с Соглашениямиограничения такого рода не должны играть роль торговых барьеров. Страны,вступающие в ВТО, обязаны провести гармонизацию технических, санитарных ифитосанитарных мер на основе международных норм или собственных стандартов,подлежащих научной оценке, подтверждающей необходимость их применения.
В соответствии с этими требованиямимы в данном разделе рассмотрим положение дел в России с доступом на внутренниеагропродовольственные рынки, уровнем экспортных субсидий и внутренней поддержкиАПК, а также положение дел с санитарными и фитосанитарными барьерами. 2.1 Обязательства Россиипо доступу на рынки
Вступление России в ВТО приведет к изменению условий осуществлениявнешнеторговой политики в стране и ее формированию в соответствии стребованиями этой организации. Одним из требований для стран, намеревающихсястать членами ВТО, является рост открытости экономики вследствие увеличениядоступа на рынок страны (см. п1.2).
Либерализация внутреннего рынка всоответствии с нормами ВТО предусматривает преобразование нетарифныхограничений импорта в их тарифные эквиваленты и сокращение действующих и новыхставок тарифов. Тарифы имеют ряд преимуществ перед нетарифными барьерами. Ониявляются более прозрачными, менее дискриминационными и дают меньше основанийдля злоупотреблений. Тарифы также вызывают меньшее искажение, когда изменениемировых цен транслируется на внутренний рынок.
В настоящее время в Россиидействующие ставки импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию ипродовольствие существуют в пределах от 0 до 100%. Таможенными пошлинами необлагается лишь импорт чистопородных видов живых животных, живых животных длянаучно-исследовательских целей и субпродуктов животных для производствафармацевтической продукции. Более половины агропродовольственного импорта,поступившего в 2000 г., облагалось 5-процентной и 15-процентной пошлинами (Рис.1).
Рис. 1. Структура импорта по размерамставок таможенных пошлин, которыми он облагается, 2000 г.
/>
Максимальной ставкой тарифа в размере100% ограничивается импорт этилового спирта с концентрацией спирта 80% илиболее, который составляет мизерную долю (менее 0,1%) в общем объеме российскогоимпорта. Специфическая пошлина получила в России неширокое распространение, еюоблагается 4% импортных товаров сельскохозяйственного и продовольственногоназначения.
Средний уровень импортных тарифов насельскохозяйственное сырье и продовольствие в России ниже, чем в некоторыхстранах-членах ВТО с переходной и развивающейся экономикой (Табл. 1). В 2000 г. средневзвешенный уровень тарифа по агропродовольственной группе товаров составил 14,9%.
Табл. 1. Импортные тарифы в странах спереходной и развивающейся экономиками в 1998 г., %1 Россия Албания Аргентина Бразилия Китай Эстония Индия Литва Словакия Словения Южная Африка Пределы тарифов
Все товары 0-100 0-30 0-33,5 0-52 0-122 0-16 0-260 0-87 н.д. 0-57,5 0-78 Сельское хозяйство, в т.ч. 0-100 10-30 н.д. Н.д. 0-122 0-260 0-87 0-168,1 0-57,5 0-55 Продукция животноводства (вкл. живых животных) 0-30 10-30 0-19,5 0-27 0-50 0-40 0-45 0-168,1 0-57,6 0-40 Продукция растениеводства 0-25 10-30 0-17,5 0-21 0-114 0-125 0-50 0-22,0 0-57,7 0-35 Животные и растительные жиры) 0-15 10-30 7,5-15,5 7-15 0-122 10-40 0-30 0,38,7 0-27,0 0-30 Продукция переработки (вкл. табак) 0-100 10-30 5,5-23,5 5-36 2-65 0-260 0-87 0-82,8 0-57,5 0-55 Средний уровень тарифов
Все товары 12,6 15,9 13,9 14,6 17,4 0,1 30,1 3,5 6,00 10,8 6,1 Сельское хозяйство, в т.ч. 11,0 16,4 н.д. Н.д. 25,9 28,7 9,5 10,73 13,7 8,7 Продукция животноводства (вкл. живых животных) 11,7 15,1 12,3 11,9 22,2 14,4 13,6 15,69 8,8 10,2 Продукция растениеводства 9,4 17,1 10,6 10,2 25,2 22,5 5,0 6,14 9,3 6,1 Животные и растительные жиры) 7,8 10,3 12,9 12,2 28,7 30,9 1,5 7,05 5,1 4,8 Продукция переработки (вкл. табак) 13,9 20,1 18,3 18,1 29,3 50,6 14,5 17,61 15,5 12,4 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
1 Кстранам с переходной экономикой относятся Болгария, Эстония, Латвия, Румыния,Словакия и Словения, являющиеся членами ВТО, а также не входящие в состав ВТОстраны: Албания, Беларусь, Грузия, Казахстан, Литва, Россия, Украина. К развивающимсяэкономикам относятся Аргентина, Бразилия, Чили, Индия и Южная Африка,являющиеся членами ВТО, а также Китай, не входящий в состав ВТО.
В соответствии с требованиями ВТОРоссия должна принять на себя обязательства по связыванию тарифных ставок, тоесть зафиксировать первоначальный уровень связывания тарифов, выше которого онаобязуется не поднимать ставки ввозных пошлин, и конечный уровень связываниятарифов, который будет достигнут в конце имплементационного периода.Первоначальные предложения России на переговорах по присоединению к ВТО предполагалисредневзвешенную ставку начального уровня связывания таможенных тарифов в размере48% и ставку конечного уровня связывания – 37%. Нетрудно заметить, чтовыдвинутые Россией на обсуждение связанные ставки тарифов превышаютдействующие. Это вызвано тем, что в условиях низких по сравнению с другимичленами ВТО таможенных пошлин Россия стремится их повысить до уровня,существующего в других странах. Придерживаясь такой тактики, Россия стремитсяполучить сопоставимый с этими странами уровень таможенной защиты. Однакостраны-члены ВТО настаивают на действующих ставках (около 14%), а также ихдальнейшем сокращении в среднем на 36% в течение имплементационного периода.
При определении максимальновозможных пределов снижения ставок ввозных таможенных пошлин Россия должнаприменять дифференцированный подход – в наибольшей степени подвергаютсясокращению менее чувствительные группы, по которым объем импорта незначителен.К нечувствительным товарам можно отнести живых животных, продукты животногопроисхождения, живые деревья и другие растения, растительные соки и экстракты,растительные материалы для изготовления плетеных изделий и прочие продуктырастительного происхождения. Минимальному снижению таможенных тарифов подвергнутсянаиболее чувствительные группы товаров, например, мясо и пищевые мясныесубпродукты, сахар, растительное масло, вино, спирт.
Соглашения ГАТТ не содержаткаких-либо положений относительно тарифной эскалации. Получившее в Россиираспространение это явление может быть использовано для регулирования тарифногопротекционизма переработанной продукции с помощью вариации тарифов на сырье.
Чтобы обеспечить требованияСоглашения по минимальному доступу, применяется система двуставочногоквотированного тарифа. Среди основных видов продовольствия доля импортакартофеля, а также яиц и яйцепродуктов не превышает 5% от их внутреннего потребления.Согласно этому требованию Россию будет вынуждена повысить степень либерализацииэтих продуктов.
Как и многие страны, в ходепереговоров с ВТО Россия стремится добиться разрешения на использованиетарифной квоты (что очень необходимо для регулирования импортных поставоксахара и сахара-сырца) и специальных защитных мер, которые позволят избежатьмассового наплыва импорта и установление поставщиками импортной продукциидемпинговых цен на российском рынке.
Сейчас представители некоторыхподотраслей пищевой промышленности, где влияние импорта еще довольно значимо,считают, что в Россию поступает продовольствие, цена на которое ниже цен встранах – экспортерах. В частности, представители Нижегородского масложировогокомбината приводят примеры: фасованное рафинированное соевое масло ввозится встрану по цене 334 долл./т, тогда как среднегодовая цена на нефасованное сыроесоевое масло на бирже в Роттердаме составляла 338 долл./т, при этом надоучитывать, что рафинация и фасовка добавляет к цене не менее 30-40%. Средняяцена ввозимого маргарина в 2000г. составляла 654 долл./т, тогда как в среднемоптовая цена маргарина в европейских странах в тот же период превышала 750долл./т.
Процесс переговоров поприсоединению России к ВТО осложняется тем, что Россия, как и всестраны-претенденты на вступление в ВТО, не участвовавшие в переговорах УругвайскогоРаунда, определяет свои обязательства “на условиях, согласованных с существующимичленами”. В этом случае базовый период, как правило, не используется, а ставкитарифов определяются в ходе многосторонних и двусторонних консультаций ссуществующими членами ВТО.
Эффект от создания либеральнойсистемы импортного регулирования в соответствии с требованиями ВТО будетсложным и неоднозначным. С проблемой доступности рынков встречаются какэкспортеры данной страны, которые выходят на внешние рынки, так и зарубежныеэкспортеры, которые внедряются на внутренний рынок страны. В обоих случаях интересыпотребителей импортной продукции противоречат интересам производителей, испытывающихконкуренцию со стороны импорта.
С одной стороны, членство в ВТОобеспечит России режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле сдругими членами ВТО и равный с остальными странами подход к ней привозникновении торговых споров и их разрешении в рамках процедур разрешенияспоров ВТО. Российские экспортеры получат более надежный доступ на внешниерынки.
Однако, с другой стороны,либерализация импорта может привести к существенному расширению импортныхпоставок некоторых товаров в страну и как следствие этого — к ухудшениюторгового баланса.
Вступление в ВТО обусловливаетнеодинаковый баланс выгод и издержек для экспортных и импортозамещающихотраслей национальной экономики. Как известно, Россия является традиционнымнетто-импортером агропродовольственной продукции. Однако, учитывая это, нельзяутверждать, что вступление в ВТО однозначно осложнит ситуацию в агропромышленномсекторе. Оценка последующих в этом секторе убытков и выгод от присоединенияРоссии к ВТО предполагает дифференцированный подход. Снижение импортного тарифасказывается, прежде всего, на доходах бюджета, а не на сельхозпроизводителях. Вто же время гармонизация законодательства может оказать поддержкуотечественному экспортеру агропродовольственной продукции.
Следующей проблемой по обеспечениюдоступности рынков является выбор тарифных линий. ГАТТ не устанавливаетформально уровень дезагрегирования товаров, при котором должны быть выполненыобязательства по тарифам. В результате, страны используют товарную номенклатурувнешнеэкономической деятельности с разной степенью детализации товаров.Минимальный уровень детализации в некоторых странах достигает 6-ти знаков, в товремя как максимальный уровень может достигать 12-ти знаков (Рис. 2). Вусловиях широко дезагрегированных тарифных линий опасность состоит в том, чтоспецификация конкретного продукта может быть настолько узкая, что числопоставщиков этого продукта будет ограничено. В этих условиях может возникнутьриск невыполнения принципа наибольшего благоприятствования (предполагает, чтострана должна обеспечить всем торговым партнерам-членам ВТО одинаковый режим вторговых отношениях).
Рис. 2. Число тарифных линий наоснове детализации товарной номенклатуры до 6-ти знаков в некоторых странахОЭСР и ETE
/>
Одним из стимулов для вступлениястран в ВТО является возможность полноправного участия в разрешении торговыхспоров. Формирование единых правил международной торговли в рамках ВТО непривело к устранению взаимных торговых претензий, но их урегулированиеосуществляется теперь в соответствии с установленными многостороннимиправилами. Главным объектом торговых споров выступает демпинг со стороныкомпаний-экспортеров. С одной стороны, демпинг рассматривается как проявлениенедобросовестной конкуренции, и в соответствии с правилами ВТО в качествепротиводействия допускается принятие антидемпинговых мер ( далее АДМ). Но сдругой стороны на практике именно АМ зачастую становятся скрытым орудиемпротекционизма, используемым правительствами для защиты национальныхпроизводителей. Антидемпинговые и др. ограничения, применяемые зарубежнымистранами в отношении российских товаров, остаются важным фактором, сдерживающимрост российского экспорта. По количеству примененных АДМ Россия входит в первуюдесятку стран мира. Во многом это объясняется тем, что Россия не являетсячленом ВТО и не признана страной с рыночной экономикой.
В связи с возможным присоединениемРоссии к ВТО Минэкономразвития РФ разработало проект нового федерального закона– «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импортетоваров». Законопроект устанавливает подробные правила применения АДМ всоответствии с принципами ВТО. 2.2 Экспортные субсидиии внутренняя поддержка сельского хозяйства
Помимо тарифного аспекта переговоры по сельскохозяйственной проблематикевключают также рассмотрение политики России в отношении государственнойподдержки аграрного сектора.
Переговоры по сельскохозяйственной тематике ведутся с 1998 года, когдаРоссийская Федерация представила первоначальные предложения по обязательствамРоссийской Федерации в отношении связанного уровня внутренней поддержкипроизводства сельского хозяйства (агрегированной меры поддержки) и субсидированияэкспорта сельхозпродукции и продовольствия.
Абсолютно запрещенных («красных») субсидий для сельского хозяйства, вотличие от промышленности, нет. Вообще, существуют запрещенные, т.н. «красные»субсидии (экспортные субсидии и субсидии, выдача которых производится наусловии использования отечественных товаров вместо импортных), и разрешенныесубсидии, которые делятся на субсидии, дающие основания для судебногопреследования («желтые или янтарные»), и на субсидии, не дающие такогооснования («зеленые»). В случае, если «красные» или «желтые» («специфичные»)субсидии наносят ущерб интересам других членов ВТО, в отношении страны, ихприменяющей, может быть проведено расследование. Пострадавшие страны могутприбегнуть к компенсационным мерам.
Переговоры по вопросам уровнейтарифной защиты и мерам «желтой корзины» носят затяжной характер, поскольку дляРоссии они затрагивают весьма чувствительные области защиты, поддержки ивосстановления нормального функционирования АПК в новых условиях хозяйствованияс учетом существенных изменений, в том числе и негативных, произошедших всельском хозяйстве за последние годы.
Первоначальный уровень связыванияобычно рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов запоследние три репрезентативные года («базисный период») как на федеральном, таки на региональном уровнях. Аналогичная схема существует и для связывания, азатем поэтапного сокращения экспортного субсидирования сельхозпродукции ипродовольствия.
Особенностью переговоров по сельскому хозяйству является многостороннийформат их обсуждения, который тоже преимущественно проходит в рамках т.н.мультилатеральных встреч. В ходе двусторонних переговоров затрагиваются лишьотдельные аспекты проблемы, как правило, в связке с тарифными вопросами.
По вопросам государственной поддержки сельского хозяйства в рамках ВТОпостоянно борются четыре группировки. Первая из них объединяет тринадцать развивающихсястран — Индию, Египет, Пакистан, Зимбабве, Кению и др., которые добиваются отразвитых государств отмены любой поддержки национальных сельхозпроизводителейпри сохранении права на такую поддержку для развивающихся стран. Вторая фракция- так называемая Кернская группа: четырнадцать ведущих стран — экспортеровсельхозпродукции во главе с Канадой и Австралией, которые выступают зауравнивание условий для сельскохозяйственной и промышленной продукции, другимисловами — за отмену каких-либо особых условий в отношении сельхозпродукции.Третья группировка включает Швейцарию, Японию, Корею, Норвегию. Эти страны говорят,что сельское хозяйство необходимо не только для снабжения людейпродовольствием, но и для обеспечения занятости населения, сохранения экологиии т. д., так что правительства должны иметь право не открывать свои аграрныерынки и поддерживать национальных сельхозпроизводителей. Наконец, особая точказрения у США, которые выступают за открытие рынков и отмену экспортных субсидийна продукцию аграрного сектора, но занимают мягкую позицию относительногосподдержки внутренних сельхозпроизводителей.
В ходе переговорного процесса в силу оказываемого давления со стороныосновных торговых партнеров России в отношении изменения подходов в определениибазисного периода российские предложения в области внутренней поддержки иэкспортных субсидий дважды обновлялись и корректировались на основеиспользования различных комбинаций с параметрами продолжительности базисногопериода. Так, в 2000 году предлагалось рассматривать в качестве базисногопериода для расчета АМП два варианта – период 1989-1995 гг. за вычетом минимальногои максимального значений в указанный период (1992 г. и 1990 г.), по экспортным субсидиям предлагался период 1988-1995 гг. Однако, такие подходы ненашли должного понимания со стороны главных партнеров по переговорам. Самымирадикальными оппонентами являются страны Кернской группы и, прежде всего, НоваяЗеландия, Австралия и др., которыми предлагался вариант использования вкачестве репрезентативного периода 1997-1999 годы.
На такой подход российская сторонапойти не могла, поскольку:
ü во-первых, такие условия непредставляются выгодными для Российской Федерации, учитывая незначительныйразмер государственной поддержки агропромышленного производства за последниегоды (2-3 млрд.долл.США) и его потенциальное сокращение после присоединения кВТО;
ü во-вторых, условия экономическихпреобразований в стране и, в частности, в аграрном секторе, вызвавших массунегативных последствий во всех сферах агропромышленного производства ижизнедеятельности сельского населения, вряд ли можно считать нормальными;
ü в-третьих, опыт присоединения к ВТОдругих стран показывает, что любое присоединяющееся государство вправе заявлятьопределенные условия присоединения, приводя соответствующую аргументацию, ивопрос в конечном итоге сводится к договоренностям сторон.
Официальная заявленная позицияРоссийской Федерации, представленная в Секретариат ВТО в марте 2001 г., основывалась на базисном периоде по уровню внутренней поддержки агропромышленногопроизводства 1991-1993 гг. и по экспортным субсидиям – на периоде 1990-1992 гг.Данная позиция предусматривала в отношении агрегированной меры поддержки (меры«желтой или янтарной корзины») — сумму 16,2 млрд. долларов США (общий среднийАМП, подлежащий связыванию), с поэтапным сокращением в течение 6-летнегопериода до 12,9 млрд. долларов.
Одновременно позиция российской стороны была обоснована предполагаемымипотребностями в бюджетном финансировании сельскохозяйственного сектора,рассчитанными на базе «Основных направлений агропродовольственной политикиПравительства Российской Федерации на 2001 –2010 гг.».
Как показали многосторонние и двусторонние переговоры и консультации врамках 12-го заседания Рабочей группы по присоединению России к ВТО,проходившего в Женеве в июне 2001 г, напряженность вокруг определения какбазисного периода, так и объемов финансирования мер «желтой корзины» продолжаетсохраняться.
Несмотря на то, что в большинстве стран ВТО существует разрыв междуфиксированными уровнями связывания и фактическими затратами государства на целиразвития аграрного сектора, оппоненты по переговорному процессу подвергаюткритике несоразмерность предлагаемых российской стороной уровней связыванияподдержки сельского хозяйства и нынешних затрат государства в этой области(примерно 1,5 млрд. дол.).
В развитие своей позиции основные переговорщики предлагают обосноватьпотребность в столь значительных средствах на использование мер «желтойкорзины» в среднесрочной перспективе на базе законодательного закрепленияосновных положений по реформированию российского аграрного сектора, т.е. накакие цели будут ежегодно расходоваться заявленные Россией суммы, каковмеханизм доведения этих средств до конечных пользователей, какие результатыбудут получены в итоге и как эта сумма отразится на обычной торговлесельхозтоварами.
5-7 декабря 2001 г. в Секретариате ВТО в Женеве состоялась серия встречроссийской стороны со странами-членами ВТО по вопросам сельского хозяйства.Главным мероприятием 7 декабря в Женеве стали многосторонние консультации стран-членовРабочей группы по присоединению России к ВТО по вопросам сельского хозяйства.Подобные встречи, в которой приняли участие порядка 30 стран, являютсятрадиционной для ВТО формой обсуждения вопросов сельского хозяйства России, ипроводились уже четвертый раз в этом году.
Также состоялись предметные двусторонние переговоры с делегациями рядастран-членов ВТО, представляющими практически весь спектр мнений по даннойпроблеме, в т.ч. США и ЕС (группа «квадро»), Австралии, Новой Зеландии иАргентины (Кернская группа — сторонники сверхлиберального подхода) и Венгрии(имеет близкую к России позицию). В это же время прошли встречи и с рядомдругих стран, в ходе которых обсуждались отдельные элементы аграрнойпроблематики, включая уровень связывания импортных пошлин на сельхозтовары.
Основой для обсуждения был официальный российский документ (SPEC/23 от 28.11.01)«Государственная поддержка сельского хозяйства в России»,подготовленный Минсельхозом. Главными вопросами дискуссии стали базовый периоддля расчета AMS и экспортные субсидии длясельхозтоваров и продовольствия, обсуждались также перспективы аграрнойполитики России, применения тарифных квот, режима СФС и т.д.
Дискуссия проходила достаточножестко и традиционно фокусировалась на проблемах выбора для РоссийскойФедерации базового периода, а также права на применение экспортных субсидий вцелом и их наличия в России в частности. Обсуждение этих вопросов увязывалосьнашими партнерами с перспективами реализации Основных направленийсельскохозяйственной и продовольственной политики Правительства РФ на 2001-2010годы. Большое количество вопросов было задано по прогнозным оценкампотребностей в субсидирования аграрного сектора в России, механизмам ирезультатам отдельных видов господдержки. 2.3 Развитиефитосанитарных и других технических мер регулирования агропродовольственногорынка в России
Соглашение СФС содержит рядпринципов, необходимых для соблюдения странами-членами ВТО. Принцип равенстваозначает, что если меры страны-экспортера обеспечивают уровень охраны здоровья,который является желательным для страны-импортера, то эти меры должны бытьприемлемы даже в том случае, если они отличаются от используемых страной-импортером.
Важным является принциппрозрачности, то есть открытости и ясности санитарных и фитосанитарных норм.Страна должны заранее сообщать об изменениях мер СФС, чтобы торговые партнерыимели возможность для соответствующих изменений в производстве с цельюудовлетворения новым требованиям этой страны.
Таким образом, национальноезаконодательство стран не должно противоречить условиям Соглашения СФС.Правовая основа для стандартизации и регулирования продовольственного оборота сРоссии состоит из следующих нормативных актов:
ü Федеральныйзакон «О стандартизации» (1993 г. с поправками 1995 г.), определяющий правовые основы стандартизации и прав потребителей и производителей с областирегулирования качества продукции;
ü Федеральный закон «О защите правпотребителей» (1992 г. с поправками в 1993 и 1999 гг.), определяющий правапотребителей на безопасность и надежную информацию о производителе и качестветовара, включая продовольственные товары;
ü Федеральный закон «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1993 г. с поправками в 1999 г.), установивший гигиенические требования к агропродовольственнойпродукции, которые в обязательном порядке включаются в государственные стандарты;
ü Федеральный закон «О закупках ипоставках сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд» (1994 г.), определяющий требования кагропродовольственной продукции, закупаемой для государственных нужд (армии,пенитенциарных заведений и проч.);
ü Федеральный закон «Об обеспеченииединства измерений» (1995 г. с поправками 1995 г.), гарантирующий надежность и единство оценок продовольственной безопасности и качества;
ü Федеральный закон «О сертификациипродукции и услуг» (1993 г. с поправками1995 и 1998 гг.), регулирующий процесссертификации в России;
ü Федеральный закон «О качестве ибезопасности пищевых продуктов» (2000 г.), регулирующий отношения в областиобеспечения качества продовольствия и его безопасности для здоровья человека.
Первый российский стандарт былустановлен в 1926 г. на пшеницу. В настоящее время существует почти 900стандартов на агропродовольственную продукцию и около 1000 — на методы еетестирования. Процесс вступления в ВТО заметно активизировал процесс разработкистандартов — только за последние 5 лет зарегистрировано около 500 новых стандартов.Помимо разработки новых стандартов интеграция России в мировую экономикутребует гармонизации национальных стандартов с международной системойстандартов ISO, Codex Alimentary, стандартами безопасности продовольствия ЕС.Большая проблема — разработка новых методов обнаружения фальсифицированнойпродукции.
Так, в области АПК были разработаныновые стандарты на методы тестирования растительного масла и маргаринов, соли,детского питания, на определение соков и напитков. Были введены новые стандартыи ТУ, которые просто не существовали в советское время: йогурты, жевательныерезинки. Были также разработаны стандарты на предоставление потребительскойинформации в соответствии с требованиями ЕС. Так как теперь стандарт этикеткидля потребителя гармонизирован с европейскими стандартами, этикетка не требуетдополнительной адаптации — ее достаточно перевести с языка на язык. Кнастоящему моменту чуть менее половины национальных стандартов ужегармонизировано с международной системой.
Безопасность продовольствия вРоссии призвана гарантировать система обязательной сертификации всех видовтоваров, включая продовольственные. В стране создано более 300 сертифицирующихорганизаций и 900 лабораторий. Кроме того, в США, Германии, Венгрии, Болгарии,Турции, Израиле, Финляндии и некоторых других странах, являющихся торговымипартнерами России, аккредитованы организации по сертификации, что позволяетимпортерам сертифицировать свою продукцию еще в стране происхождения, домомента реального ввоза.
В соответствии с требованиямисоглашений Уругвайского раунда ГАТТ в России создается национальнаяинформационная сеть, основанная на фонде стандартов Госстандарта РФ, а также нанаучно-технической информации Минсельхоза и Минздрава РФ.
В рамках государственной программыконтроля над качеством и безопасностью продовольственных товаров Госстандартпроверяет 15000 предприятий, занимающихся производством продовольствия (околотрети предприятий агропродовольственного сектора). Результаты этого контроляпредставлены в Табл. 2.
Охрана авторских прав в Россиирегулируется базовым федеральным Патентным законом (1992 г.), который регулирует имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи ссозданием, правовой защитой и распространением изобретений и промышленныхпатентов. Закон 1993 г. «Об интеллектуальных и прочих правах» регулирует авторскиеправа в сфере науки, литературы и искусства. Закон «О торговых марках иназвании месте происхождения товаров» (1992 г.) защищает права торговых марок и названия мест происхождения товаров. В аграрном секторе наиболее значим закон«О селекционных изобретениях» (1993 г.), который защищает авторские прававладельцев новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных.
Табл. 2. Результатыгосударственного контроля исполнения национальных стандартов и правилобязательного сертифицирования 1998 1999 2000, 1 квартал Число проверенных предприятий, тыс.
Стоимость проверенной продукции,
млн. руб. Число проверенных предприятий, тыс.
Стоимость проверенной продукции,
млн. руб. Число проверенных предприятий, тыс.
Стоимость проверенной продукции,
млн. руб. Всего Выявлено нарушения Всего Запрещено к реализации Всего Выявлено нарушения Всего Запрещено к реализации Всего Выявлено нарушения Всего Запрещено к реализации Продовольственые товары, в целом 10,2 8,5 1078 414 10,8 8,6 884 195 5,9 4,7 683 138 Сахар и хлебопродукты 2,3 1,8 84 17 2,1 1,7 46 15 1,5 1,1 48 10 Вино 4,3 3,3 376 329 3,4 2,3 188 63 1,8 1,1 145 29 Ликеро-водочная продук-ция, пиво, напитки 4,7 3,2 350 48 4,2 2,7 333 63 2,1 1,3 281 26 Мясопродукты 2,9 2,3 2993 24 2,9 2,4 60 23 2,0 1,7 165 34 Молоко-продукты и сыр 1,8 1,4 35 9 1,9 1,5 74 16 0,8 0,7 75 8 Рыбопродукты 1,0 0,8 55 27 1,1 0,9 41 19 0,7 0,6 40 12 Рыбные консервы и морепродукты 1,1 0,8 6 3 1,0 0,8 7 1 0,6 0,5 5 3
Текущие таможенные процедурырегулируются Таможенным кодексом, принятым в 1993 г. и скорректированным в 1995 г. В настоящее время обсуждается новый Таможенный кодекс, которыйнацелен на установление боле прозрачных процедур прохождения таможни в России.
Рис. 3. Результаты государственногоконтроля исполнения национальных стандартов и правил обязательногосертифицирования (в % запрещенной к реализации продукции в объеме провереннойпродукции)
/>
Таким образом, процесс вступления вВТО обусловлен достаточно активной работой в области развития и гармонизацииорганизационно-правового режима агропродовольственного рынка в стране. С другойстороны, опыт российской истории показывает, что важно не только и даже нестолько само по себе законодательство, сколько правоприменение. В этой связипрогресс заметно скромнее.2.4Влияние торговых и технических барьеров со стороны развитых стран на российскийагропродовольственный экспорт
До сих пор мы рассматривали темеры, которые Россия принимает в рамках продвижения по пути открытия доступа насвой внутренний рынок и по гармонизации своего экономического пространства длявступления в мировое торговое сообщество. Но Россия не только ввозитагропродовольственные товары, но и экспортирует их в другие страны. Дляпонимания возможных выгод российского экспортера при вступлении в ВТО интересенвопрос, каковы барьеры в этих странах для российского экспортера
Опрос российских представителей АПК- крупнейшие ассоциации производителей, крупные фирмы агробизнеса, экспертоврынка агропродовольственной продукции (Зерновой, Молочный, Мясной союзы, союзыпроизводителей соков, алкогольной продукции, союз экспортеровагропродовольственной продукции, компания Вимм-Биль-Данн, зерновой холдинг ОГО,Торговая палата России, несколько аналитиков рынка) демонстрирует, чтороссийские экспортеры агропродовольственной продукции не сталкиваются ссерьезными проблемами технических барьеров со стороны развитых стран.
Требования к маркировке продукции вразвитых странах более сложны, чем в России, но экспортеры считают, что с этойпроблемой можно справиться при незначительных временных и финансовыхинвестициях. Ни один из экспертов не отметил дискриминации российских компанийна рынках развитых стран.
Экспортеры зерна и молочнойпродукции отмечают, что основным препятствием к доступу на рынке развитых страндля них являются высокие импортные тарифы. Другой внешней проблемой дляэкспортеров зерна и подсолнечника является субсидирование экспорта той жепродукции США и ЕС, что составляет недобросовестную конкуренцию для российскихпродуктов на рынках третьих стран, в частности в Северной Африке.
Результаты опроса показали, чтоэкспорт агропродовольственной продукции сдерживается в основном внутреннимипричинами.
Важной проблемой, по мнениюэкспертов, является проблема негармонизированных стандартов и требований к маркировкепродукции. Так, экспортеры зерна отмечали разрыв в отечественных имеждународных стандартах качества в России (например, некоторые характеристикизерна не контролируются в России, хотя в целом наши стандарты более диверсифицированыи жестки). Зерновые стандарты в наименьшей степени гармонизированы с международными.Зерновой союз состоит из весьма разных по интересам компаний: трейдеров,элеваторов, хлебопекарных предприятий, откормочных предприятий, внезначительной степени представлены зернопроизводители. Разные группы членовЗернового союза имеют разные интересы в сфере стандартов, и они никак не могутприйти к согласию по концептуальным вопросам стандартизации в зерновом секторе.Правительство не финансирует эту работу в полном необходимом объеме. Такимобразом, многие зерновые экспортеры отметили, что они вынуждены делатьдополнительные тесты своего продукта для экспорта за пределы СНГ.
Сдерживает агропродовольственныйэкспорт также и российское внешнеторговое регулирование. Важной проблемой экспортеровна протяжении всего периода реформ является более высокий транспортный тарифпри экспорте продукции. Летом 2001 г. эта проблема стала понемногу решатьсяправительством.
Следующим препятствием для вывозапродукции является то, что экспортные контракты подлежат регистрации,экспортная выручка подлежит репатриации в течение 180 дней, а 75% этой выручкидолжно быть продано на валютной бирже.
По итогам этого небольшого опросаможно заключить, что российские экспортеры агропродовольственной продукции покане сталкиваются с серьезными ограничениями доступа на рынки других стран. Этоозначает, что прямой выгоды от вступления в ВТО эта группа экономическихагентов не получит. Но, с другой стороны, в процессе переговоров о вступленииРоссия будет вынуждена привести свое законодательство, систему регулированиярынков в соответствие с мировыми стандартами. А это приведет к упрощениюэкспорта для российских производителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках ВТО сельскохозяйственный аспект обсуждается в основном в двухнаправлениях: уровень государственных субсидий (максимально допустимый уровеньгосударственных субсидий сельскому хозяйству) и уровень таможенно-тарифнойзащиты.
Сельское хозяйство во всех странахявляется отраслью с высоким уровнем государственной защиты, особенно выделяютсяЕС, США и Япония. В России расходы на поддержку аграрного сектора сейчасотносительно малы, и по большинству сельскохозяйственных культур ей трудноконкурировать с другими странами.
Правила ВТО не предусматривают отменысубсидирования сельского хозяйства, а требуют введения максимального порога длягосударственный субсидий. Последним российским предложением по установлениюдопустимого уровня поддержки российских сельхозпроизводителей была сумма вразмере $13,8 млрд. Ранее объем субсидирования был объявлен на уровне $16 млрд.В настоящее время сельское хозяйство дотируется на уровне $1 млрд. Россия отстаиваетправо на возможное бюджетное финансирование, обеспечивающее расширенное воспроизводствои сопоставимое с уровнем поддержки в странах – членах ВТО. А это для России — уровень 1991-1993 годов, то есть $16,2 млрд. в год с поэтапным его сокращениемв течение 6 лет до $12,9 млрд. – величина более чем достаточная при любыхпрогнозах развития российской экономики, проблема скорее заключается вотсутствии средств у бюджета, а также в неэффективности существующей политикирасходов.
Так почему же уровень поддержки российских сельхозпроизводителей вчетырнадцать миллиардов долларов вызывает возражения членов ВТО, если очевидно,что в ближайшие годы у России таких денег просто не будет? Россия в целом инаше сельское хозяйство в частности переживают период реформирования, а чтополучится в итоге — пока не понятно. И вполне возможно, что после реформированияРоссия запросто сможет обеспечить и заявленный уровень поддержки аграриев, ивообще станет весьма опасным конкурентом на мировом рынке сельхозпродукции.Создается впечатление, что наши оппоненты вполне допускают такую возможность ивсерьез этого опасаются.
В вопросах торговли сельхозтоварамиот России пытаются добиться отказа от права использования специальных защитныхмер, тарифных квот, экспортных субсидий и т.д., и т.п. Некоторые члены ВТОпотребовали от России полного отказа от субсидирования отечественногосельхозпроизводства, сославшись на то, что развитие сельского хозяйства должнорегулироваться рыночными механизмами. При этом соотношение дотированиясельского хозяйства к площади пашни составляет в странах ЕС $600 на 1 га, в России — $9 на 1 га.
Так что о надеждах выторговать на переговорах существенные поблажки стоитзабыть. В частности, сегодня уже с большой долей определенности можно говоритьо том, что нам придется отказаться от субсидий на экспорт сельхозпродукции. Изста сорока четырех членов ВТО только около тридцати имеют экспортные субсидии,и всем, кто вступил в последнее время, экспортные субсидии запрещены.
Что касается тарифной защиты, то действующие в России импортные тарифызначительно ниже, чем в среднем по ВТО, при этом вследствие неэффективноститаможенного администрирования даже эти низкие тарифы не выполняют своейзащитной функции. Средний уровень тарифных ставок в РФ составляет 14,9 %. В ЕСэтот показатель составляет, кстати, 17%, Румынии – 98,6%, Польше – 62,5%, Индии– 124%, Норвегии – 123,7%.
Таким образом, сегодня сельскоехозяйство никак нельзя назвать защищенной отраслью. Может ли ситуацияухудшиться после присоединения к ВТО? Если понимать под защищенностью возможностьв любой момент произвольно менять тарифы, как это понимает большая частьотечественных производителей, то да. И скорее всего нет, если взвешенно подойтик процессу переговоров и установить достаточно высокие (но при этом работающие)тарифы по продуктам, нуждающимся в защите (Минсельхоз настаивает, чтобысредневзвешенная ставка импортной пошлины сразу после вступления нашей страны вВТО была 34,7%, а на завершающем этапе – 12,4%).
С другой стороны, главным средствомзащиты сельского хозяйства (как и промышленности) является дешевый рубль.Именно после девальвации 1998 года абсолютно развалившееся сельское хозяйствовновь начало развиваться. Кроме обменного курса, производство многихсельскохозяйственных продуктов защищено расстояниями: транспортные издержкиувеличивают себестоимость продукции европейских производителей на десяткипроцентов на большинстве российских рынков.
Что касается проблем экспорта отечественной сельхозпродукции, то здесь упредставителей агробизнеса пока еще не сформировалось достаточно четкихподходов, хотя бы потому, что объемы его невелики. Но в целом производителимолочной продукции и зерна указали на то, что для них основным барьером длявыхода на внешние рынки являются таможенные пошлины в странах-импортерах.
Прошлый год с перепроизводством зерна вдруг показал вот такую очевиднуювещь, что у нас хороший урожай — это не только радость, но еще и большее горе,потому что получается, что выращивают не то, чего нужно, а выращивают то, чторастет, а потом проблема реализации, и кто это все съест, никого не интересует.Что делать с этим, как может измениться конкурентная среда? Для всех стран эточрезвычайно больной процесс. Все страны стараются закрыть свои рынки поставкисельхозпродукции. Во всяком случае, они точно закрыты для стран — не членовВТО. Мы всегда считали себя страной, импортирующей продовольствие. И вот,действительно, только последние годы мы стали думать о том, что у нас естьхороший экспортный потенциал. А рынки для нас закрыты. Открытость экономикинеизбежно предполагает специализацию в производстве тех товаров, по которым устраны есть сравнительные преимущества. Таким образом, несмотря на трудности ввыходе на внешний рынок, связанные с высоким уровнем госрегулирования отрасли вдругих странах, у России есть перспективы увеличения экспорта сельхозпродукции.
В общем, конкретные плюсы и минусы вступления России в ВТО зависят оттого, на каких условиях мы вступаем. Сельское хозяйство во всех переговорахбыло наиболее чувствительным направлением. Переговоры идут очень трудно, покастороны не достигли понимания в отношении тех цифр государственной поддержкиАПК, которые Россия запрашивает. Естественно, нам не нужна, да и не по силам,поддержка в размере 40-60 млрд. долл., которые тратят США или ЕС, но впересчете на душу населения или гектар пашни хотелось бы иметь эквивалентныевозможности.
Добиться нормальных конкурентных отношений в мировой торговлеотечественные предприятия могут лишь при грамотной и активной политикегосударства. Вступление в ВТО позволит избегать дискриминационны мер и, крометого, став членом этой организации, Россия наконец сможет на равных вестидиалог с мировым сообществом по основным вопросам регулирования мировойторговли и влиять на ее дальнейшее развитие.
Вступление России в ВТО неизбежно, логика развития мирохозяйственныхсвязей и экономики самой России доказывает это, но оно не должно являтьсясамоцелью, и получение членства в этой организации не может быть достигнутолюбой ценой. Главная задача России на переговорах — присоединение на такихусловиях, которые бы исключали ущемление ее прав в международной торговле иобеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг. Ни вкоем случае не форсируя этот процесс, категорически недопустимо его затягивание- в дальнейшем присоединиться к деятельности важнейшего институциональногоучреждения, по нормам и правилам которого осуществляется практически всямеждународная торговля, придется на более жестких условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Агропродовольственная политика имеждународная торговля: Российский аспект» Н. Карлов, М. Прокопьев, И. Кобут –Институт экономики переходного периода, М:2001.
2. Ж. «Эксперт» №5 (312), 4.02.02 –«Двойная игра»,
3. Ж. «Эксперт» №47 (307), 17.12.01 –«Торг начался»,
4. Ж. «Эксперт» №41 (301), 5.11.01 –«Слабое место», «Рискованная ставка», «Членство в ВТО – это новые возможности»,
5. Ж. «Профиль», 15.10.01 – «ВТО – чтонадо»,
6. «Ведомости», 10.12.01 – «Разговор сВТО становится деловым»,
7. «Ведомости», 12.04.02 – «Аграрииопределились»,
8. «Крестьянские ведомости», 11.04.02 –«Вступать в ВТО, а не впрыгивать»,
9. «Общая газета», 11.04.02 – «Не решеноничего, пока не решено все»,
10. Национальнаяинформационная служба СТРАНА.RU — www.strana.ru
11. Информационныйсервер «Ведомости» — www.kapital.ru
12. Ежедневнаяинтернет — газета ВЕСТИ.RU — www.vesti.ru
13. Интернетсайт«Эксперт» — www.expert.ru
14. Интернетсайт«ВТО» — www.wto.ru
15. Интернетсайт«Открытая экономика» — www.opec.ru
16. Интернетсайт«Инвестиционные возможности России» – www.ivr.ru
17. Интернетсайт«Центр экономических и финансовых исследований и разработок» – www.cefir.ru