Реферат по предмету "Международные отношения"


Перспективы сотрудничества России со странами ЕС и СНГ

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
 
Реферат
Перспективысотрудничества России со странами ЕС и СНГ
студента 1 группы
4-го курса очной формы обученияИвакин МихаилВикторович

Москва 2010
 

Содержание работы
 
Введение
Сферы сотрудничества России сЕвропейским союзом
Интеграция намикроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС
Сотрудничество России со странами СНГ
Перспективы сотрудничества России иСНГ
Проблемы сотрудничества России с ЕС иСНГ
Список использованных источников илитературы
 

Введение
Сегодня каждый из насживет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единоемировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Сутьэтого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей ивзаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми.Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическаяглобализация.
Экономическаяглобализация означает не просто сближение или даже интеграцию экономикотдельных стран. Изменяются качественные характеристики этих экономик, когда изтак или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства,единой экономической структуры. Поэтому неудивительно, что глобализацияприводит к большей открытости национальных экономик[1].
Отчего же это происходит?Прежде всего, от специализации каждой из стран. Государство, как правило,выходит на рынок с тем товаром, производить которой она может лучше всех другихстран-конкурентов, а потому и стремиться извлечь из этого как можно большуюприбыль. Таким образом, происходит товарообмен и формируется мировой рынок,единый для всех стран, на котором каждое государство может предложить своюпродукцию. Но эта продукция должна отвечать определенным требованиям истандартам и должна быть интересна для стран покупателей. И вот именно здесь иформируются такие проблемы, как цена, качество товаров, объем продаж и т.д. Современем люди начинают понимать, что легче и выгоднее действовать сообща, т.е.вместе продавать различные или схожие товары, согласованно устанавливать цены,а также легче всем вместе переживать какие-либо трудности, чем поодиночке. Ивот и рождается интернационализация обособленных хозяйств в единыйэкономический субъект.[2]
Встав на путьэкономических преобразований в начале 1990-х годов, Россия, действуя в духевремени, также заявила о своем намерении активно интегрироваться в мировуюэкономику. После распада СССР роль отправной точки в интеграционном движениинезависимой России досталась СНГ. Но и здесь общую динамику развития событий запрошедшие годы вряд ли можно признать удовлетворительной: вот уже почти десятьлет товарооборот стран Содружества неуклонно сокращается, а его члены всебольше отдаляются друг от друга, попадая в сферы влияния своих более развитыхиностранных партнеров. Подобные тенденции серьезно угрожают политическойстабильности на постсоветском пространстве. Поэтому все эти годы наша странастремилась укреплять хозяйственные связи внутри Содружества.
Что касаетсясотрудничества России с Европейским союзом, то здесь необходимо сказать, чтоРоссия вместе с другими бывшими советскими республиками оказалась преемницейСоглашения СССР с ЕС «О торговле, экономическом и коммерческом сотрудничестве»,подписанного в 1989 г. В этом документе европейское интеграционноеобъединение впервые получило официальное признание со стороны СССР.Впоследствии Россия и ЕС подтвердили приверженность достигнутымдоговоренностям, что позволяет продолжать развитие взаимных связей. Однако данныйправовой акт не отвечал изменившимся условиям. Он регламентировалвзаимодействие государств с различными экономическими системами, ограничивалсявопросами торгового режима и носил во многом дискриминационный для Россиихарактер. И в целом налаживание партнерских отношений между столь различнымисубъектами международных отношений - процесс сложный, требующийнестандартных подходов и решений. Успех предполагает наличие двухусловий - высокой степени взаимной заинтересованности в сотрудничестве идостаточно эффективного механизма взаимодействия
Каковы же в этих условияхпроблемы и перспективы сотрудничества России со странами СНГ и ЕС? На этотвопрос мы и ответим в этой работе.

Сферы сотрудничестваРоссии с Европейским союзом
Как уже былосказано выше, 25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле исотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашениео партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией, котороевступило в силу 1 декабря 1997. Соглашением 2005 года предусматривалосьосуществлять партнёрство в сфере:
· экономическогосотрудничества,
· внутреннейбезопасности и правосудия,
· внешнейбезопасности,
· науки иобразования.
В практическомплане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза,углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью,терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визовогорежима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращиваниесотрудничества сторон в решении международных проблем.
Идею Объединенногоевропейского экономического пространства была предложена в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может бытьосуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободнойторговли.
ЕС – крупнейший торговыйпартнер России, на долю Евросоюза приходится 52% товарооборота России. Россия всвою очередь устойчиво занимает 3-е место среди торговых партнеров ЕС (послеСША и Китая). В структуре поставок из ЕС 36% приходится на машины и продукциюмашиностроения, 14% – на химические товары, 11% – на готовые изделия, 10% – натранспортное оборудование, 7% – на живых животных и продукты питания – 7%, в товремя как доминирующую роль в российском экспорте продолжают заниматьтопливно-энергетические товары – 65%; на готовые изделия приходится 9%,сырьевые товары – 6%, химические товары – 3%. Россия – крупнейший поставщик вЕС изделий из стали, один из крупных поставщиков цветных металлов.
Торговля услугами такжехарактеризуется тенденцией роста, главным образом за счет предоставлениятранспортных и туристических услуг. Более привлекательной становится Россия дляинвестиций из ЕС, при этом около 60% из них направлены в энергетический сектор.
Последние годы торговляРоссии с ЕС имела отчетливую тенденцию к росту – так, за 2006-2009 гг. объемтоварооборота между нашими странами практически удвоился, составив в 2009 г. около 350 млрд. евро. Как показывает анализ развития торговли Россия – ЕС, топливно-сырьевойэкспорт из России остается определяющим фактором динамики товарооборота междунашими государствами (70% российского экспорта нефти и газа идет в Евросоюз).При этом доля России в общем импорте в ЕС товаров топливно-энергетическойгруппы увеличилась до 28%, или до 80 млрд. евро. Основную роль сыгралоповышение цен на энергоресурсы на мировом рынке при к тому же достаточностабильном росте объема поставок. Импорт из ЕС вырос на 19,3 млрд. евро приувеличении положительного сальдо торговли в пользу России.
С учетом структурытоварооборота в ближайшие годы можно рассчитывать на дальнейшее повышениеобъема торговли. В последний год прогнозного периода определенное значениеможет иметь ввод в строй газопровода в Германию по дну Балтийского моря, чтоможет увеличить объем российского экспорта и величину активного сальдо торговлиРоссии. Усилия ЕС по диверсификации внешних источников энергоресурсов вряд лимогут в рассматриваемый период повлиять на спрос на российский газ, нефть ит.п.
При построении прогнозаследует учесть также развертывающуюся в ЕС реформу регулированияэнергетического рынка, состоящую в разукрупнении национальных энергетических игазовых монополий и разделении энергопроизводящих, транспортных ираспределительных структур. В результате возможны определенное снижениевнутренних цен на энергоресурсы и либерализация доступа к конечномупотребителю, что может создать условия для дополнительного объема поставок газаи, возможно, электроэнергии, а также роста российских инвестиций в энергохозяйствоЕС. Пока, однако, крупные страны-члены ЕС во главе с Германией и Франциейпротивятся воплощению этих планов в жизнь.
Существенное влияниеможет оказать присоединение России к ВТО и связанное с этим вступление в силудоговоренностей в отношении снижения ряда импортных таможенных пошлин иобязательств, взятых Россией по либерализации доступа на рынок услуг. Конечно,по наиболее чувствительным товарам и секторам услуг согласованы значительныепереходные периоды, однако в целом можно ожидать, что в случае завершенияпроцесса присоединения к ВТО может несколько увеличиться импорт товаров и услугиз ЕС, в частности сельскохозяйственных товаров, автомобилей, некоторых машин иоборудования, потребительских товаров, телекоммуникационных и финансовых услуг.
Говоря о сотрудничествеРоссии и ЕС, нельзя обойти стороной и разговор об инвестициях. Достаточновесомым может оказаться увеличение инвестиций в производственную сферу, чтопотянет за собой импорт компонентов для нового производства и в болееотдаленной перспективе – формирование экспортно-ориентированного производства,продукция которого может поставляться в Европейский союз. Многие компании ЕС,причем не только крупного, но и среднего и мелкого формата, приглядываются кроссийскому рынку, и присоединение к ВТО может подтолкнуть их к практическимшагам.
До кризиса Россияпереживает бум иностранных инвестиций, еще недавно считавшийся невозможным. Попрогнозу развития российской экономики, обнародованному правительством в конце 2008 г., приток прямых иностранных инвестиций должен был составить 9-10,1 млрд. Реальные цифрыоказались существенно выше. Характерно, что осложнение обстановки на мировыхфинансовых рынках, вызванное кризисом системы ипотечного кредитования в США, вплотьдо августа-сентября 2008 г. практически не сказалось на уровне иностранныхвложений в российскую экономику. Более того, по данным Merill Lynch, в июне 2008 г. портфельные инвесторы оценивали российский рынок как самый перспективный в мире; 84%респондентов – управляющих глобальными инвестиционными фондами – наращиваливложения в Россию.
Очередной виток мировогофинансового кризиса, последовавший за банкротством американского банка LehmanBrothers и падением доверия к крупнейшему американскому страховщику AIG, вкупес ростом политических рисков, связанных с военным кризисом вокруг Южной Осетии,привел к массовому оттоку иностранных капиталов с отечественного фондовогорынка и критическому падению фондовых индексов. Однако макроэкономическиепоказатели экономики России и фундаментальные характеристики российскихкомпаний не дают оснований для паники. С рынка уходят портфельные инвесторы. Вто же время стратегические иностранные инвесторы сохраняют интерес к российскимактивам. Причем, если использовать биржевую терминологию, этазаинтересованность проявляется не только в стратегии «держать», но и встратегии «покупать»: например, Fortum, к середине сентября 2008 г. консолидировавший чуть более 90% акций ТГК-10, по-прежнему намерен приобрести все 100% акцийкомпании.
ЕС является крупнейшиминвестором в российскую экономику. На его долю стабильно приходится около 80%накопленных ПИИ. В свою очередь и для ЕС инвестиции в России становятся важнойсоставляющей экономической активности – Россия делит с Турцией и Китаемчетвертое место по объему поступающих из ЕС ПИИ, пропустив вперед США, Канаду иШвейцарию.
Причины инвестиционногобума очевидны: иностранных инвесторов привлекают политическая стабильность,высокие темпы экономического роста и увеличение покупательной способностинаселения. Усиление государственного влияния в экономике и высокий уровенькоррупции, безусловно, играют сдерживающую роль, но крупный бизнес уже адаптировалсяк правилам ведения дел в России. Важнейшим фактором, определяющим активностьиностранных инвесторов, является то, что инвестиции в российскую экономику –одни из наиболее доходных.
Мировой финансовый кризисуже привел к увеличению стоимости обслуживания долговых обязательств; ежегодныеплатежи оцениваются в 40-45 млрд. долларов. Еще в конце 2007 г. наиболее дальновидные эксперты предсказывали, что увеличение платежей по долговымобязательствам способно привести к снижению ликвидности в долгосрочнойперспективе и возникновению существенных проблем при сокращении притока встрану иностранной валюты. Сегодня уже очевидно, что мировой финансовый кризисразвивается согласно пессимистичным прогнозам. Все страны мира предпринимаютэкстраординарные меры по поддержанию уровня денежной ликвидности и стабилизациинациональных финансовых систем. Активные действия в этом направлениипредпринимает и российское правительство. При этом надо отметить, что: 1) вРоссии нет такого разрыва между финансовыми и реальными активами, нет техпузырей, которые сегодня «лопаются» на рынках США и некоторых стран Европы; 2)у России, в отличие от большинства стран Запада, есть весьма солидныезолотовалютные резервы, которые можно использовать для краткосрочной поддержкиотечественного финансового рынка. Это позволяет прогнозировать, что послеотносительно непродолжительного периода паники инвесторы осознаютфундаментальную привлекательность российских активов и процесс бегстваиностранных капиталов сменится их возвращением.
В последние годывыявилась устойчивая тенденция роста российских инвестиций за рубежом.Информация об их количественных параметрах весьма противоречива. По имеющимся воткрытом доступе данным европейской статистики, объем накопленных российскихПИИ в странах ЕС в конце 2008 г. составил 9,2 млрд. евро
В 2006 г. «Внешторгбанк» (ныне «ВТБ») потратил около 1,3 млрд. долларов на выкуп контрольных пакетов европейскихбанков, созданных еще в советский период. Много шуму наделала покупкароссийским «ВТБ» 5%-го пакета акций Европейской аэрокосмической и обороннойкомпании (EADC). «Газпром» владеет долями в иностранных транспортных ираспределительных компаниях (в Германии, Австрии, Польше, Литве, Великобританиии ряде других стран ЕС), долями в газохранилищах (в Австрии, Германии), 99%акций Каунасской ТЭЦ в Литве и некоторыми другими зарубежными активами.«ЛУКо́йл» активно расширяет сеть автозаправок в Финляндии, Венгрии, Чехиии странах Балтии. Из металлургических компаний в 2005-2006 гг. зарубежныеактивы приобрели «Русал», «Северсталь», «Евразхолдинг». Известно о некоторыхсделках в машиностроении и в телекоммуникациях. Правительство России такжепересматривает свою инвестиционную стратегию. Создан Фонд национальногоблагосостояния, активы которого в июне 2008 г. составили 32 млрд. долларов. Эти средства планируется направить на приобретение иностранных активов, но необлигаций, а акций европейских и американских «голубых фишек».
Интеграция намикроэкономическом уровне и перспективы сотрудничества России со странами ЕС
В сфере экономическихотношений между Россией и ЕС заметна новая и очень важная тенденция – развитиесовместных долгосрочных проектов российских и европейских компаний, становлениеединых мультинациональных технологических цепочек, то есть интеграция намикроэкономическом уровне. Эта микроэкономическая интеграция принимаетразличные формы: возникновение общих технологических процессов, в которыхпредприятия различных стран отвечают за отдельные стадии производства; торговлядеталями и компонентами; координация рыночных стратегий и производственныхпроцессов, обмен активами и т.п. Как минимум, такие формы сотрудничестваповышают уровень доверия в деловой среде. Как максимум, они способныгенерировать «спрос» со стороны бизнеса на макроэкономическую интеграцию,сближение законодательства и снятие барьеров на границах.
Подобные межнациональныепроизводственные цепочки уже возникают. Оставляя в стороне энергетическийсектор, где обмен активами уже стал привычным явлением, приведем нескольконаиболее значимых примеров из сферы промышленного производства. В мае 2007 г. ОАО «Российские железные дороги» и австрийская компания Plasser & Theurer подписалисоглашение о сотрудничестве в сфере передачи технологий и технических средствдля работ по строительству, ремонту и содержанию железнодорожнойинфраструктуры. В июле 2007 г. «Атомэнергомаш» и французская компания Alstromобъявили о создании СП по строительству завода для производства турбин для АЭС.Турбины будут поставляться на АЭС, которые российские специалисты строят как вРоссии, так и в третьих странах. Пожалуй, наиболее известным проектом такоготипа является разработка первого российского регионального гражданскогосамолета – «Суперджет-100», «выкатка» которого прошла 25 сентября 2007 г. в Комсомольске-на-Амуре. Проект реализуется компанией «Гражданские самолеты Сухого» впартнерстве с итальянской Alenia Aeronautica. Консультантом проекта являетсяамериканский Boeing, комплектующие поставляют более 30 ведущих российских изарубежных компаний. Уже сформирован пакет заказов на 73 самолета, в том числеот итальянской AllItalia, венгерской Malev и армянской Armen Avia. Характерно,что зарубежные компании были привлечены к проекту еще на стадии проектированияи будут участвовать в маркетинге и эксплуатационной поддержке самолета.
Эти (и некоторые другие)совместные проекты ориентированы не только на российский рынок, но и на рынкиСНГ и других стран. Это свидетельствует о том, что иностранные компанииучаствуют в таких проектах не только потому, что они стремятся получить доступна российский рынок. Интерес для них представляют технологии, производственныемощности и конкурентные преимущества российских партнеров.
Говоря оперспективах дальнейшего сотрудничества, необходимо отметить, что одним изглавных приоритетов в области экономического сотрудничества с точки зрения ЕСявляется тот факт, что в течение ближайших лет ЕС будет продолжать энергодиалогс Россией. Это связано с тем, что энергетическое сотрудничество между Россией иЕС является одной из основ развития стратегического партнерства между ними нетолько в экономических, но и политических вопросах, что связано с взаимнымиинтересами в области обеспечения энергетической безопасности, а такжеэкономической и политической стабильности в Европе.
Программаразвития инфраструктуры проливает свет на экономические планы ЕС на болееотдаленную перспективу. Очевидно, что ЕС должен заниматься одновременнымподъемом экономики большинства своих новых членов ЕС. ЕС начнет реализовыватьразличные проекты по вовлечению России в общеевропейскую экономику. На какихусловиях это произойдет — пока не ясно. Но если Россия не будет к этомуготовиться и не обозначит выгодные ей условия вхождения в общеевропейскуюэкономическую систему, то это неблагоприятно скажется в будущем на ееэкономическом и политическом положении. В будущей Европе вероятно следующеесвоеобразное разделение труда: высокотехнологичные и наукоемкие производства встранах ядра ЕС (Германии, Франции, Великобритании, Италии, странах Бенилюкса,Австрии.); узкая промышленная специализация на привозном сырье в странах ЦВЕ;поставляющая сырье и энергоресурсы Россия. Данная схема объективна, опираетсяна реалии оптимального размещения ресурсов и близости промышленных производствк потребителям и сама по себе не может считаться планом экономическогопорабощения России. Но России такая схема не выгодна. Избежать ее (т. е. недопустить обслуживания российской экономики промышленными центрами ЦВЕ) и войтив число быстро развивающихся индустриальных государств — стратегическая задачароссийского руководства.
При этомименно страны Запада (прежде всего ЕС и США) останутся основными источникамиинвестиций в российскую экономику, необходимых для успешного прохожденияпериода реформирования страны и поддержания производства на нынешнем уровне[3].В интересах России — распространение зоны «инвестиционного благоприятствования»и на ее территорию. Поскольку это прямо не вытекает из существующих программразвития транспортных коридоров, неудача в достижении этой цели нанесетнесомненный ущерб экономическим интересам России. Обобщая вышеизложенное, надосказать, что долгий путь России к Соглашению с ЕС по вступлению в ВТО сталсерьезным достижением российских политиков и дипломатов, хотя не все пункты сотрудничестваоднозначно оцениваются экспертами. Впереди предстоит большая работа по развитиюнамеченных планов, для чего потребуются серьезные усилия обеих сторон. Такимобразом, процесс сотрудничества окончательно переместился в областьпрактической реализации.
Сотрудничество Россиисо странами СНГ
Для нашей страны в еенынешнем положении самого большого осколка некогда единой страны инародно-хозяйственного комплекса, всем своим положением претендующей на рольлидера на постсоветском пространстве вне зависимости от того, как на этосмотрят другие участники СНГ, вопросы интеграции постсоветского пространстваприобретают важнейшее значение. Стратегические интересы России и бывшихсоветских республик совпадают самым очевидным образом, несмотря на нежеланиеГрузии или Украины признавать лидирующее положение России в СНГ. Поэтому самойреальной перспективой выглядит для нее объединение экономик на постсоветскомпространстве. Ведь жизнь подсказывает, что даже самые развитые в экономическомотношении страны сегодня стремятся решить свои проблемы не в одиночку, а,наоборот, стремятся объединить усилия с другими странами, прежде всего сближайшими соседями с целью максимизации эффекта от совместной экономическойдеятельности. В этой связи экономическая (а вслед за ней и политическая)интеграция постсоветского пространства может превратить Россию в один изцентров силы в мировой экономике. Только Россия с ее экономическим,технологическим и ресурсным потенциалом, емкостью рынка, транспортнымикоммуникациями и конфигурации производственных связей может обеспечитьрациональную интеграцию постсоветских экономик в единую систему и интеграциюэтой системы мировое экономическое пространство, избегая при этом рисканестабильности и не ломая производственных и организационных структур ихэкономик. В то же время сохранение рынка стран СНГ, ориентированного в первуюочередь на Россию, и использование их ресурсного потенциала являютсянеобходимым условием модернизации российской экономики[4].
Говоря о решающей ролиРоссийской Федерации, нельзя в то же время не видеть и резкого преобладанияРоссии в экономической и в военной сферах на постсоветском пространстве.Поэтому Россия слишком велика для равноправной многостороннего сотрудничествасо странами СНГ. Такое доминирование России неприемлемо для остальных членовСНГ, что вполне естественно. В этой связи Россия не должна диктовать своиусловия, но не учитывать их тоже нельзя. Отсюда крайне важно согласованииинтересов без ущерба для каждой из сторон, в том числе и для России.
Вместе с этим Россия,являясь крупнейшим государством-участником СНГ и составляя более половинынаселения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, занимает лидирующееположение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказываетнаиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.
Неравномерно развиваютсяи экономические отношения России со странами СНГ. В конце 90-х годов около 68%товарооборота Российской Федерации в рамках СНГ осуществлялось с Украиной иБелоруссией (35 и 33% соответственно). На Украину направляется основная частьроссийского экспорта, Белоруссия обеспечивает основную долю российскогоимпорта. Далее с большим отрывом идет Казахстан. Однако эти страны по величинеторгового оборота уступают ФРГ и США.
В экспорте РФ в страныСНГ преобладают продовольственные, сырьевые товары, текстиль. Поставкипродукции машиностроения при больших колебаниях к концу 90-х годов составилипорядка 1/4 экспорта.
Неоднозначно развиваютсякредитные отношения. До 1993 г. в рамках единой рублевой зоны Центральный банкРФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распадарублевой зоны Российская Федерация продолжала финансирование других стран СНГна коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второйполовине 90-х годов почти для всех стран СНГ основным источником финансированиястали западные страны. Общая задолженность стран СНГ Российской Федерации наначало 1998 г. составляла относительно небольшую величину — 6,6 млрд. долл.
Незначительным являетсядвижение капитала в форме прямых инвестиций между РФ и другими странами СНГ.Прямые капиталовложения других стран СНГ в российском хозяйстве составляют лишь1,5% общего объема всех инвестиций. Крупнейшим инвестором среди них являетсяУкраина.
После того как Россия с2005 года перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ,Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ инефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководствопредпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств,связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевуюроль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всегопостсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должныиграть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения,Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогомэнергетического союза должна была стать продажа энергетических иэнерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнутадоговорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российскиекомпании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром»получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавиейдостигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которогопринадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавияоплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» —денежные средства.
Несмотря на то, чтоРоссия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ,направленность движения, конституционные параметры, политические институты вомногих постсоветских государствах формировались не без российского идейноговлияния. Интеграция экономик внутри СНГ сопряжена со многими трудностями, частьиз которых связана с неполным исполнением Россией ее роли лидера. Но вместе стем именно СНГ дает возможность нашей стране восстановить свое влияние напостсоветском пространстве и мире вообще. Поэтому Россия жизненнозаинтересована в интеграционном процессе со странами СНГ. Именно здесь сосредоточеныее стратегические интересы, от исполнения которых непосредственно зависит ееустойчивое развитие и положение в мировом сообществе. Российская Федерациядолжна и может реализовать в интеграции на постсоветском пространстве свой «мегапроект»на собственной цивилизационной основе.
Перспективысотрудничества России и СНГ
Несмотря на все трудностии противоречия, сотрудничество России с СНГ продолжается. Более того, с началомнового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности,между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическаяинтеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республикоказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этомнаметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической иполитической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися отнее, которые могут выйти из Содружества.
Следует учитывать, чтостранам СНГ в интеграционных процессах нет необходимости проходить все этапы иформы, присущие европейской интеграции – признанному «эталону» в этой области.В отличие от Европы, страны СНГ в относительно недалеком прошлом представлялисобой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительныеэлементы этого наследства ещё сохраняются. Поэтомуречь фактически идет об экономической реинтеграции части постсоветскогопространства при условии сохранения политической независимости бывших советскихреспублик и установления между ними рыночных отношений.
По мере того становлениясобственной государственности у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения,что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможностирасширения поступлений в твердой валюте за счет переориентации топливно-сырьевогоэкспорта на рынки третьих стран постепенно исчерпываются. Потенциал жеувеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-занизкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГи жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширенияторговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаютсязначительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты,унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга,характер общей инженерной подготовки персонала создают для этого хорошиевозможности. Конечно, региональная продукция по качеству и техническому уровнюочень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках, но зато онанамного дешевле. Спрос существует не только на высококачественные (а значит, иболее дорогие) изделия. Торговля в границах Содружества позволяет поддерживатьчасть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, а такжедобывающей промышленности.
Ряд экспертов убеждены,что существенные различия в уровнях социально-экономического развития и вхарактерах сложившихся хозяйственных механизмов в странах Содружествапредставляют труднопреодолимое препятствие для интеграции. Однако, каксвидетельствует мировая практика, большие различия (например, между Мексикой иСША) не помеха интенсивному росту взаимных экономических связей. Конечно, чемболее высокоразвитыми и диверсифицированными являются экономикивзаимодействующих стран, чем ближе уровни их развития и однотипнеесоциально-экономические системы, тем больше возможности для интеграции. Поэтомуэти возможности шире в Европе, чем в Азии или, тем более, тропической Африке.Но они есть и в Азии, и в Африке, и, безусловно, в регионе СНГ.
Окончательный результатвзаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветскомпространстве будет зависеть от многих причин, но более всего — от развитияроссийской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Всестремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными иотсталыми.
Исторический опыт 1990-хгодов — несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ — показал, что они нужныдруг другу. Резкое сокращение взаимного товарооборота по сравнению смежреспубликанскими поставками советского периода, переориентациявнешнеэкономических связей на третьи страны были реакцией на несообразностипрежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периодаи особенностями политического развития стран СНГ. Но сейчас переориентациязавершается, и между рядом стран вновь начинают проявляться центростремительныетенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно,усилятся после завершения системных реформ и в результате экономического ростав этих странах.
Ответ на вопрос опотенциале сотрудничества России с СНГ во многом зависит от того, что пониматьпод экономической интеграцией. Экономическую интеграцию следует понимать шире.Это постоянные многосторонние экономические связи между группой стран, базирующиесяна устойчивом и глубоком международном разделении труда, оказывающие серьёзноевлияние на экономику и сопровождающиеся в конечном счёте появлением какой-тоинституциональной и организационной надстройки, которая может быть какразвитой, так и весьма слабой.
Говоря о перспективахинтеграции в СНГ, необходимо учитывать специфику периода, наступившего послераспада СССР: повсеместное сильнейшее падение производства, политическуюнеустойчивость многих режимов, сложности с рыночными реформами, неустоявшуюсявнешнеполитическую ориентацию. Нередко упускается из виду влияние движениямировых цен на подсчёты доли торговли в рамках СНГ, падение которой выступаеткак главное доказательство «бесперспективности» Содружества. Сильнейший ростмировых цен на сырьё и топливо, экспорт которого из стран СНГ былпереориентирован на рынки третьих стран, способствовал уменьшению доли взаимнойторговли, где топливо и сырьё имеют несколько меньший удельный вес. Многие этипроцессы постепенно нормализуются, и уже в 2006 и 2007 гг. рост торговли врамках СНГ опережал расширение торговли с третьими странами. Постепеннобазисные факторы начинают играть всё большую роль. Так, страны Центральной Азииещё долгое время будут заинтересованы в получении казахстанского зерна, а Россия- в массированных закупках бокситов, хрома, каменного угля и железной руды вКазахстане и хлопка в центральноазиатском регионе. Немало государств–членов СНГзаинтересованы в серьёзном расширении взаимных поставок газа, нефти инефтепродуктов. Что же касается машин, оборудования, готовых изделий, то здесьперспективы стран СНГ действительно скромнее, но они всё же имеются и будутрасширяться по мере экономического развития. Более низкий в целом техническийуровень этой продукции по сравнению с продукцией развитых стран не являетсяабсолютным препятствием для интенсификации обмена ею — в конце концов напродукцию высоких технологий приходится меньшая часть мировой торговлиготовыми изделиями.
Рассмотрим сотрудничествоРоссии с некоторыми странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Евроазиатское экономическоесотрудничество). Прежде всего, говоря об этом объединении внутри СНГ,рассмотрим Казахстан. Россия является крупнейшим торговым партнеромКазахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объемавнешней торговли Казахстан. 74 из 88 регионов России имеютторгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборотсоставил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом.Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфереэкономики занимают экономические связи между приграничными областями двухстран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такиекрупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ иКостанайского дизельного завода. В 2004-2006 гг. в республике при поддержке ОАО«КАМАЗ» начали строиться заводы по производству грузовых автомобилей иавтобусов. Это выгодный и КАМАЗу, и Казахстану проект. Предприятия несколькихгородов Казахстана будут проводить сборку автомобилей и автобусов, изготовлятькузова, рамы, двигатели и другое оборудование и узлы. Ведутся переговоры сдругими автомобильными компаниями России (например, с «АвтоВазом»),предполагается наладить сотрудничество с американскими и корейскимиавтомобильными компаниями. Еще один яркий пример сотрудничества с Россией –пятидесятилетняя аренда Россией космодрома Байконур, что позволяет Казахстануотнюдь не с нуля начать освоение космоса, развитие аэрокосмической отрасли инауки, прежде всего за счет средств, получаемых с Байконура[5].
Во многом развитиеказахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию,которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого вниманияявляются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России.Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционныхпроцессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловленауровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурныхпреобразований в экономике.
Казахстан и Россия вдвустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря.Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающейдно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а такжеорганизации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы»,«Центральная» и месторождения «Хвалынское». Кроме того, на Тегеранском саммитеглав прикаспийских государств в октябре 2007 года его участники подписалиДекларацию и достигли договоренностей, которые, по оценке главы Казахстана,«являются прорывом в переговорном процессе по определению статуса Каспийскогоморя».
Также в ходе Тегеранскогосаммита Президентом Казахстана было выдвинуто предложение о делимитацииакватории Каспийского моря, которое, по мнению экспертов, может стать основойдля достижения консенсуса, хорошей стартовой площадкой для приведения позицийвсех пяти договаривающихся сторон к общему знаменателю.
На данном этапепереговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога вразличных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок поконцептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направлениявзаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемомустремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства исотрудничества. Эти политические договоренности имеют большое значение длядальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.
Казахстан и Россия,невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростойпуть по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себеотчет в том, что реальная интеграция – сложный и болезненный процесс, которыйтребует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумногопреодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений междутеми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов напостсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.
Именно осознание этогофакта лежит в основе попыток Казахстана и России первыми выйти на новый уровеньрегиональной интеграции, с учетом сложившихся политических и экономическихреалий. Свидетельством тому является начало формирования Таможенного СоюзаЕврАзЭС, решение о создании которого было принято 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе. В этот Союз пока только войдут Россия, Казахстан и Беларусь, какстраны, обладающие в настоящее время необходимым для этого экономическим весом.Однако основным аргументом в пользу того, что данная структура окажетсяжизнеспособной и эффективной является то, что Таможенный Союз будет иметьнаднациональный орган, что является принципиальным моментом. Ему будут переданынекоторые функции национальных правительств.
Рассмотрим теперь сотрудничествоРоссии и Белоруссии. Россия является ведущим торговым партнером Белоруссии.В 2008 г. товарооборот между Россией и Белоруссией достиг 26 млрд. долл.Российский экспорт в Белоруссию составил 18 млрд. долл., импорт из Белоруссии –7 млрд. долл. В общем объеме товарооборота Белоруссии на долю России приходитсяпорядка 50%, а в российском на долю Белоруссии – около 6%.
Структура торговыхпоставок между двумя странами существенно не меняется уже длительное время. Вроссийском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы (40,6%), машины,оборудование и транспортные средства (16,2%), черные и цветные металлы иизделия из них (16,4%), продукция химической промышленности (10,7%),продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (7,3%).
Основными статьямибелорусского экспорта в Россию являются машины, оборудование и транспортныесредства (36,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье(16,1%), продукция химической промышленности (11,1%), черные и цветные металлыи изделия из них (10%)[6].
Россия наряду с США,Нидерландами и Германией является основным инвестором в белорусскую экономику.Объем российских капиталовложений составляет около 3 млрд.долл. Крупнейшиероссийские проекты в Белоруссии — газопровод «Ямал-Европа», создание сетисотовой связи МТС-Белоруссия, реконструкция Мозырского нефтеперерабатывающегозавода. Белорусские инвестиции в России превышают 1 млрд… долл.
На дальнейшее развитиеэкономических связей нацелены принятые совместные экономические программы вобласти автомобилестроения, приборостроения, нефтегазопереработки, выпуска иремонта военной техники, финансирование которых частично ведется из бюджетаСоюзного государства. С участием российских и белорусских предприятий зарегистрированыи активно действуют шесть крупных финансово-промышленных групп – «БелРусавто»,«Межгосметиз», «Формаш», «Электронные технологии», «Оборонительные системы» и«Аэрокосмическое оборудование».
Ведется работа поуглублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Планасовместных действий правительств и центробанков двух стран по введению единойденежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведениеструктурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитнойполитики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютногорегулирования.
В развитииторгово-экономических отношений двух стран весьма значительна роль регионов.Активные торгово-экономические связи с Белоруссией поддерживают более 80российских областей и республик. Основными формами межрегиональногосотрудничества являются торговые связи, производственная кооперация, оказаниеуслуг в области транспорта, строительства, информационных технологий. Егоправовая база включает сегодня более 210 договорных документов.
Говоря о перспективахЕврАзЭс, прежде всего нужно сказать, что ЕврАзЭс – это ядро складывающейсяинтеграции на постсоветском пространстве. Создание ЕврАзЭс решает такие задачи,как проведение согласованной структурной перестройки экономик, создание общейплатежной системы, формирование Таможенного союза и ЕЭП и т.д. Россия здесьпытается усилить свои позиции в Средней Азии с тем, чтобы более успешноконкурировать на соответствующих рынках, прежде всего с производителями изстран, не входящих в ЕврАзЭС. Речь здесь идет, прежде всего, о конкуренции странснациональными компаниями, которые проявляют достаточно серьезный интерес крегиону. Примечательно, что в России в последнее время крупные объединенияпредпринимателей достаточно активно продвигают идею о необходимостиспособствовать созданию крупных российских корпораций, которые могли бы наравных конкурировать с ТНК.
Вместе с тем, учитываяреальную ситуацию в регионе, лидерство России в новом объединении нельзясчитать безусловным. И хотя сегодня все члены ЕврАзЭС заявляют о том, чтообъединение преследует, прежде всего, экономические интересы, вопросыбезопасности также входят в повестку дня. Формирование ЕврАзЭС является удобнымповодом попытаться без излишней политической ангажированности проанализироватьприроду и закономерности интеграционных процессов, разворачивающихся натерритории СНГ. В то же время, если говорить о ЕврАзЭС, очевиднынеопределенность статуса и видов решений органов ЕврАзЭС и их места в иерархииправовой системы ЕврАзЭС и национальных правовых системах государств-членов.Это обусловлено развивающейся международной правосубъектностью международнойорганизации Евразийское экономическое сообщество и действующим международнымхарактером решений органов ЕврАзЭС, относящихся к нормам «международногомягкого права» рекомендательного характера.
Эффективность ЕврАзЭСобусловлена, в первую очередь, созданием четкой институциональной и правовойсистемы[7]. Именно на решении этихпринципиальных вопросов необходимо сконцентрировать усилия на современном этаперазвития правовой системы Сообщества. Первостепенное значение имеет определениестатуса, видов и иерархии правовых актов ЕврАзЭС, построение четкой правовойсистемы Сообщества.
Для этого такженеобходимо однозначно определить статус органов ЕврАзЭС, их полномочия ивзаимоотношения между собой и с органами государств — членов ЕврАзЭС,установить способы и механизмы реализации международных договоров, заключенныхв рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС в законодательствегосударств-членов, формы контроля за их исполнением и ответственность занеисполнение. Кроме того, следует четко регламентировать соотношение правовыхактов Сообщества с нормативными правовыми актами национальных законодательствгосударств — членов ЕврАзЭС.
Решение этих вопросовпозволит создать эффективный механизм координации деятельности органов ЕврАзЭСи органов государственной власти каждого государства — члена ЕврАзЭС в процессеприведения актов национального законодательства в соответствие с правовымиактами Сообщества и гармонизации национальных законодательств государств — членов ЕврАзЭС.
В конечном итоге, оцениваяперспективы сотрудничества России со странами СНГ и перспективы ЕврАзЭС, можносказать, что большинство членов СНГ, скорее всего, станут на путь усилениявзаимного сотрудничества при условии соответствующей политики России. Исвязанно это прежде всего с тем, что страны-участницы СНГ и ЕврАзЭС в первуюочередь сами заинтересованы в развитии интеграционных процессов исотрудничества на основе сложившихся хозяйственных взаимосвязей, доставшихся отСССР.
сотрудничествоинтеграция макроэкономический европейский

Проблемысотрудничества России с ЕС и СНГ
Перед лицомглобализационных процессов Россия оказалась в сложном положении. При нынешнемсостоянии экономики она не может претендовать на ведущие позиции в формированиимировой экономической политики, влиять на деятельность международныхэкономических организаций. Но с другой стороны, Россия довольно глубоко втянутав мировое хозяйство. Доля ее экспорта в ВВП составляет около 27%. Ноодносторонняя ориентация российского экспорта на сырьевые ресурсы делает этузависимость уязвимой из-за значительных, колебаний цен на мировых рынках. Всвязи с этим включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другиестраны, не может не заботиться и об участии и сотрудничестве с интеграционнымигруппировками.
Говоря о проблемахсотрудничества России с СНГ, нужно отметить, что в экономическом смысле страныСНГ по многим признакам остаются составными частями единоговоспроизводственного комплекса с высоким уровнем интегрированности, который,однако, используется весьма неэффективно. Партнеры по СНГ превращаются в конкурентов(например, при строительстве и использовании трансконтинентальныхтрубопроводов).
С связи с этим,происходит понимание стабилизирующей роли взаимных связей как важнейшейпредпосылки не только преодоления экономического кризиса, но и эффективного включенияв мировое хозяйство. На заседании Совета Глав государств и Глав правительствСНГ 31 мая -1 июня 2001г. в г. Минске было заявлено, что «мы принимаем СНГ какполезный и во многом незаменимый инструмент для решения целого ряда конкретныхзадач. Его потенциал не исчерпан». Но тем не менее, сотрудничество России с СНГпротекают вяло по сравнению, например, с сотрудничеством ЕС и США и не могутсравниться с процессами в рамках бывшего единого государства и интеграционнымипроцессами. У стран СНГ по-прежнему разная заинтересованность в степени участияв решении тех или иных вопросов на основе интеграции[8].
Доля государств СНГ вмировом ВВП и мировом объеме инвестиций составляет примерно 2-3%, а на такиекрупные региональные экономические объединения, как ЕС, НАФТА, АТЭС, приходитсяосновная часть мирового валового продукта. Удельный вес в мировом объемеинвестиций ЕС и НАФТА-20%, АТЭС-36%. Главной причиной медленного развитияинтеграции в СНГ является неэффективность управленческих структур. Еслисопоставить количество решений и постановлений, принятых странами-участницамиСНГ, с числом изъятий из этих правил, приостановлений действия, элементарногонеисполнения взятых обязательств, то приходится делать вывод о неадекватностипринимаемых решений, их экономической бесполезности, неэффективности[9].
При этом, однако,необходимо учитывать, что потребность в расширении экономического пространствавозникает тогда, когда на определенном этапе исчерпаны внутригосударственныевозможности экономического развития, что передача части экономическогосуверенитета надгосударственным структурам управления целесообразна лишь вслучае, когда это дает больший экономический эффект, чем эффект при сохранениисуверенитета, что интеграция придает дополнительный импульс стабильноразвивающейся экономике государств, но отнюдь не является ключом к решению всехвнутригосударственных проблем развития национальной экономики. Во многом именнопоэтому наиболее последовательно интеграционные процессы протекают вЕвропейском сообществе, объединяющем наиболее развитые страны мира.
Но и сотрудничество России с ЕС наталкивается на определенные проблемы. Во-первых,расширение ЕС, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россиейбыли низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами«непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина,Молдавия, Грузия и т. п.
С массовым присоединением к ЕС 10 новых стран в 2003 году негативноеотношение к России в штаб-квартире ЕС стало усиливаться.
Претензии России к ЕС касаются:
· предложений ЕС оведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единогоплана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию науровень североафриканских государств;
· неурегулированностивопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградскойобластью;
· ущемления праврусскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
· попыток ЕСпротивостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветскомпространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
· нарушений правчеловека и гражданских свобод;
· сохраненияроссийских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России вовнутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
· заниженныхвнутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
· взимания Россиейкомпенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование имибеспосадочного транссибирского маршрута[10].
ПолитикаРоссии сталкиваются на европейском направлении с достаточно сложным вызовом.Суть его — в необходимости найти баланс между реальными запросами модернизациироссийской экономики и, во многом, общества и, с другой стороны, неспособностьюЕвросоюза предложить России даже ограниченные формы и механизмы совместнойвыработки решений в рамках интеграционного процесса.
Именнопоэтому на настоящем этапе для России, возможно, было бы целесообразнымвосстановление баланса между политической и экономико-правовой составляющими науровне равноправного сотрудничества самостоятельных субъектов международныхотношений. В будущем Россия могла бы рассматривать вопрос о формальномприсоединении к тому интеграционному объединению, которое, после преодоленияфазы стагнации, придет на смену Европейскому союзу.
В своейполитике Евросоюз вынужден был учитывать и позицию тех стран, отношения которыхс Россией были проблемными. Также Евросоюз сознательно уклонялся от обсужденияряда принципиально важных вопросов обеспечения безопасности в Европе, вчастности, проблемы третьего позиционного района американской ПРО. За формальнымисловами о том, что это является предметом двустороннихамерикано-чешских/польских отношений, крылась неспособность ЕС выработатьединую позицию и нежелание создать дополнительный фактор раздражения вотношениях с США. Существовал ряд разногласий по вопросам экономическогосотрудничества, шли довольно острые дискуссии о принципах регулирования вэнергетической сфере. Общественное мнение и в ЕС, и в России становилось всёболее критическим.
Сегодня, когдапартнерские отношения между Россией и ЕС целесообразно рассматривать какперспективную цель, задачей внешней политики России является сохранениеинтенсивности контактов, возможностей вести открытый диалог по широкому кругувопросов, прежде всего тех, по которым имеются разногласия, наращиваниепрактических связей на рабочем уровне, улучшение возможностей для деловогосотрудничества. Неизбежный в нынешней ситуации «худой мир» позволит пережитьпериод неопределенности. России удастся выйти из глобального экономическогокризиса страной с более конкурентоспособной экономикой и более эффективнойгосударственно-политической системой. Такая Россия станет для ЕС и СНГ гораздоболее привлекательным партнером.
 

Заключение
Перспективысотрудничества России со странами ЕС и СНГ нужно оценивать по-разному.
Говоря о сотрудничественашей страны с СНГ, необходимо заметить, что главная слабость стран СНГ –зависимость от цен на природные ресурсы, которые являются главной статьейэкспорта всех стран, включая Россию. Ведь именно сырьевая направленность иопределяет место СНГ в мире сегодня. И поэтому главной задачей здесь являетсяразвитие производства готовых изделий и развитие наукоемких отраслей. Всеучастники СНГ в той или иной мере зависят друг от друга, и эту зависимостьможно обернуть во благо, если с пониманием и уважением относиться ксамостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентироватьвнешнеэкономические связи на дальнее зарубежье. Лучшими союзниками новыхгосударств являются прежде всего сами страны СНГ, связанные не толькомножеством общих проблем переходного периода, но и общими основами для ихразрешения.
Современная российскаяполитика в отношении развития политических интеграционных процессов со странамиближнего зарубежья, по сравнению с политикой, проводившейся в 90-х годах XX века, отличается прагматизмом,стремлением учесть интересы национальной безопасности. Вместе с тем, все ещедостаточно часто наблюдается расхождение между звучащими на самом высокомуровне заявлениями о приоритетности углубления отношений со странами СНГ и реализациейэтого принципа на практике. В целом же, как показывает практика, в случаеигнорирования нашей страной процессов политической интеграции ее место в нихтут же пытается занять другое государство (например, США) илимежгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения России изближнего зарубежья. Поэтому дальнейшее развитие процессов интеграции междуреспубликами бывшего СССР является не просто желательным, а жизненнонеобходимым для национальной безопасности России.
Иная ситуацияскладывается при сотрудничестве России с ЕС. В целом надо признать, что диалогРоссия-ЕС остаётся в основном декларативным. Отношения с Россией так и не сталидля ЕС одной из важнейших тем внутренней политики. В ЕС очень опасаютсяобременения внутренней повестки дня российским фактором. В результате ЕС занятвыдавливанием мелких односторонних уступок со стороны России, а не становлением«стратегического партнёрства». Со своей стороны, Россия стала делать гораздоменьше бессмысленных односторонних уступок. Отношения становятся всё болеепрагматичными и, одновременно, откровенными. Если в отношениях России с СШАпрактически отсутствует фактор тесной экономической взаимозависимости, то дляотношений России с ЕС он принципиально значим.
Продолжается политикаограничения российского влияния на Западе продолжается, она не прекращена – иэто большая неудача России. Само то, что на этапе предвыборной гонки в Европеполитики предпочитают использовать жёсткую антироссийскую риторику, говорит онегативном фоне взаимоотношений, который России так и не удалось преодолеть.Развитие политического сотрудничества между Россией и ЕС в значительной степенибудет зависеть от взаимодействия на постсоветском пространстве. Сегодня онопревратилось в пространство конкуренции. Россия, справедливо считая этот регионзоной своих особых интересов, зачастую стремится к исключительномудоминированию на этом пространстве и недопущению сюда других игроков. ЕС, однако,понимает под этим собственную односторонне сформулированную политику иудивляется, когда Россия отказывается присоединяться к ней. И в этой связи ниРоссия, ни ЕС не в состоянии самостоятельно реализовать свои стратегии, ноуспешно блокируют политику друг друга. Поэтому в целом сотрудничество России состранами ЕС отличается от аналогичного сотрудничества со странами СНГ тем, чтоэто сотрудничество не носит такого взаимовыгодного характера длястран-участников ЕС от партнерства с Россией.
 

Список использованныхисточников и литературы
1. Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И.,Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ / Дятченко Л.Я., ЛяшенкоВ.И., Павлов К.В. – М.: Магистр, 2007. – 508 с.
2. Зиядуллаев Н. СНГ: опыт и итогидесятилетия // Свободная мысль — XXI. — 2002. — N 4. — С.49-62 и др.
3. Ломакин В.К. Мировая экономика:Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 735 с.
4. Надежды и разочарования // ЦентрЕС-Россия. 2010. Режим доступа: eu-russiacentre.ru/our-publications/tv-review/nadezhdy-i-razocharovaniya.html
5. Послание Президента РФФедеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г.
6. Промский Н.И. О некоторыхпроблемах интеграции стран СНГ в эпоху глобализации // Вестник РГГУ, 2007, №11, с. 221 – 228.
7. Россия и Европейский союз //Википедия – свободная энциклопедия, 2010. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
8. Сутела П., Россия и Европа.Некоторые аспекты экономических взаимоотношений, Моск. Центр Карнеги. — M.: Гендальф,2004
9. World EconomicSituations and prospects. – N.Y.: United Nations, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.