Реферат по предмету "Международные отношения"


Перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию

Содержание
Введение
1 ВТО и Россия: основные вопросыприсоединения
2 Роль зарубежных инвестиций вроссийской экономике
ЗаключениеСписокиспользованных источников
Введение
Требования увеличения объема российского экспорта иулучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базустраны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках,создавать благоприятные торгово-политические условия, обеспечивающие доступроссийской продукции на эти рынки.
Вступив на путь экономической реформы, отказавшисьот государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифнуюсистему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономикина основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активноналаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годыРоссия стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых ифинансовых организаций, а в настоящее время готовится к вступлению в одну изсамых представительных — Всемирную торговую организацию. ВТО призвана статьглавным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономическихсвязей, а также разрешения торговых споров. Важным также является решениевопроса о привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику, безкоторых представляется крайне затруднительным развитие многих сфер и отраслей.Все вышеперечисленные особенности обусловили актуальность рассматриваемой темы.Целью работы выступает рассмотрение основных вопросов присоединения России кВТО и роли зарубежных инвестиций в российской экономике.
1. ВТО иРоссия: основные вопросы присоединения
Всемирная торговая организация (далее — ВТО) былаоснована в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения отарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ.Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизмсдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказаласвою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена.
Система развивалась в процессе проведения в рамкахГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основномобсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другиеобласти, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд — 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, — привел к созданию ВТО, котораязначительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлюуслугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом,механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развитияторговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международнойорганизацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридический статусспециализированного учреждения системы ООН.
ВТО — это и организация, и одновременно комплексправовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющийправа и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами иуслугами. Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли,обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическомуросту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО,которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путемконтроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговыхпереговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а такжеоказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономическойполитики государств.
Что же касается России, то наша страна в 1993 годуобратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению потарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами быласоздана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная послеучреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу поприсоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучениеторгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТОначался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении намногостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России напредмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россиейпервоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержкисельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 годучленам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств подоступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшегоблагоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носитьполномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединенияРоссии к ВТО.
Согласно установленным процедурам переговоры посистемным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО вЖеневе. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах посельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультацияхс участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне подоступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве илисоответствующих столицах наших партнеров.
Основой для проведения переговоров являются документыи предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамкахпроцесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четыремнаправлениям.
1. Переговоры по тарифным вопросам. Ихцель – определениемаксимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всейТоварной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применениекоторых Россия получит после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры по условиям доступаиностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ поприсоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такиепереговоры.
В рамках уже достигнутых российской делегациейдвусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлинни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, ив первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенныхпошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.
Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшаетсяни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россияимеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использоватьтарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) вудовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 %годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
Импортные таможенные пошлины на промышленные товарытакже снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связываниясоставляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в настоящее время – 10,0 %(при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, длятехнологического оборудования). По товарам в целом эти показатели(средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5% и 12,9 %.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимообсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемоввнутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой«желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортныхсубсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, какправило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы«квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либеральнонастроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств.Данные переговоры носят достаточно сложный характер.
22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняявстреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенныхранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а такжеуточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг.
23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах посельскому хозяйству принял участие Министр сельского хозяйства РоссийскойФедерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции Россиина переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласованиязаявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализацииГосударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9млрд. долл. в год).
По итогам встреч было принято решение онеобходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода наприемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке. В целомтехническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. Внастоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ,содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства.Ожидается, что в течение следующих месяцев работу по проекту раздела, а такжепо согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастсязавершить.
3. Переговоры по доступу на рынок услугимеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиковуслуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всемизаинтересованными членами РГ завершены.
По итогам завершившихся переговоров Россиясогласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция Россиипредусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг нароссийском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующимзаконодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортныхуслуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, принеобходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальныхпоставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросам посвященыопределению мер, которые Россия должна будет предпринять в областизаконодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств какбудущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад)– ключевого документа, в которомбудут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогамвсех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована наобсуждении текста этого документа.
В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннееобсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившейрезультаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациямизаинтересованных стран по вопросам обязательств России в области поддержкисельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарныхмер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундовтрехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которыхудалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенногоадминистрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннегорынка и другим вопросам.
Очередная версия Доклада РГ по присоединению Россиик ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г. состоялосьмногостороннее обсуждение этого документа. Вопросы присоединения России к ВТОпостоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной изаконодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована КомиссияПравительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года былапреобразована в Правительственнуюкомиссию по вопросамВсемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономическогоразвития и сотрудничества, которую в настоящее времявозглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской ФедерацииИ.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители ключевых министерств иведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения ивыработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контекстеприсоединения России к ВТО является приведение российского законодательства иправоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике ипредпринимательству ГосударственнойДумы работал Экспертный совет по законодательству во внешнейторговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. — Экспертный совет порегулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности являетсявыявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных иделовых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а такжекоординация законотворческой деятельности в этой сфере. РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции РаспоряженияПравительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации всоответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающийразработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решитьпроблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий былв целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодексаРоссийской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г.№ 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах приимпорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании ивалютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническомрегулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений вТаможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенномтарифе» в частитаможенной оценки товаров(от8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальнойсобственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов ирегионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Для завершения этой работы необходимо принятиеследующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензированииотдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническомрегулировании»; проекта указа Президента России и постановления ПравительстваРоссийской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств вРоссийскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственныхсредствах»; IV части Гражданского кодекса, а также принятия ряда поправок,направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, вТаможенный кодекс.
Российская делегация на регулярной основе проводитконсультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействиястран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросырегулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне главПравительств стран-членов ЕврАзЭС.
Большая информационнаяработа по обсуждению российской позиции на переговорах поприсоединению к ВТО проводится с представителями российских деловых кругов.Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600встреч по этой тематикесразличными союзами экспортеров, импортеров и объединениямитоваропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи сРоссийским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП),Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителяминаучных и общественных организаций.
В течение 2001 — 2008 годов состоялось более 380мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО,поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всехфедеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятиябыли организованы Минэкономразвития России при участии комитетовГосударственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. Втечение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектовФедерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
На сегодняшний момент российскими учеными и экспертамиподготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализпоследствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливалисьнезависимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. Из общего числаисследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствияприсоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.;«Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России вВТО» Государственного Университета — Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ иоценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации кВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики сучетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогамзавершившихся двусторонних переговоров 2007г.
Общие выводы независимых экспертов показывают, чтосистемных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторовроссийской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы уотдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этогофактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидаетсянезначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другиефакторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономическойконъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономикугораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что вдолгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказыватьбезусловное положительное воздействие на экономический рост в России,содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннемрынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политикив сфере регулирования внешней торговли.
2 Роль зарубежных инвестиций вроссийской экономике
На сегодняшний день российская экономика все ещенаходится под влиянием мирового финансового кризиса, что отражается на всехсферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в своюочередь вызывает социальную напряжённость в обществе.
Правительство всеми силами пытается преодолеть этоткризис, однако не всегда безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительствусправиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другиесредства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономическогокризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развитияпроизводства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Проблема инвестиций в нашей стране настолькоактуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, преждевсего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но вто же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов,однако, он также и один из самых непредсказуемых и рискованных, и иностранныеинвесторы пытаются не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время,пытаются не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются,прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяетсянезависимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в тойили иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже недоверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимсястереотипом отношения к власти у россиян — “правительство работает только насебя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именнона то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы нароссийском рынке, и потому в перспективе можно рассчитывать на изменениеситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Огромное значение для России имеют не толькоиностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во времястановления рыночной экономики сформировали себе огромные состояния, которые вданный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами,используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силамипытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что дастощутимый толчок развитию российского производства.
Вообще же капиталовложения проводятся частнымиинвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело снеуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершеннымзаконодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не можетбыть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику,без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождениеэкономики России.
В Российской Федерации инвестиции могутосуществляться путем:
-     созданияпредприятий с долевым участием иностранного капитала;
-     созданияпредприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов ипредставительств;
-     приобретенияиностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов,зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и другихценных бумаг;
-     приобретениеправ пользования землей и иными природными ресурсами, а также иныхимущественных прав и т.р.;
-     предоставлениязаймов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притокаиностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какиесферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в какихформах следует в первую очередь его привлекать.
Иностранный капитал может привлекаться в формечастных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитови займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения вреальные активы (производство) в других странах, в управлении которымиучаствует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранныйинвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольнымпакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах взависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее,чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе этокрайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют такжеспособ повышения производительности и технического уровня российских предприятий.
Размещая свой капитал в России, иностранная компанияприносит с собой новые технологии, новые способы организации производства ипрямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называтькапиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контролянад ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства имеждународных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это — капитальныевложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д.Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Прямые и портфельные инвестиции движимыаналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желаетполучить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако приосуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобыруководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор стремится взять всвои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовыватьсялибо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либона мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями вроссийскую авиационно-космическую промышленность).
России необходимо прилагать все усилия к привлечениюобоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличениюпроизводительной мощи экономики.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферыэкономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии)без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должныраспространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следуетограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальныхприродных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы),в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены взаконодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленныхотраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формыпривлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечениеих было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальныхинтересов и во-вторых — быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективнуюсистему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежныйкапитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участиемцелесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственнойпродукции, производство строительных материалов, строительство (в том числежилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловойинфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во всеотрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потериконтроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важноиспользовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первуюочередь связанных с добычей ресурсов.
Притоку в инвестиционную сферу частногонационального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность,инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной исоциальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционнуюситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономикуобъясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями,Центром и объектами Федерации, наличием конфликтов в самой России и войннепосредственно на ее границах, социальной напряженностью.
Российское правительство в последние годы проявлялов отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальнаяполитика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но напрактике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложитькапитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейсябазы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократическихпреград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политикипросто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Некоторые в России убеждены, что иностранныеинвестиции — это не более чем «надувательство», и зарубежные компанииоткровенно эксплуатируют российскую экономику.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так инациональных) в российскую экономику является жизненно важным средствомустранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль вактивизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестицийот некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединениеРоссии к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющемуих страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие,необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так ииностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил,сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать ипредвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывногореформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранныхинвестициях составляет 10 — 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективезаконодательная база функционирования иностранных инвестиций будетусовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона оконцессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет такжезаконодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступаиностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестицийбыл образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующийбанк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизацииинвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленныхна формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночныхотношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачипривлечения инвестиций.
В качестве первоочередных мер следует назвать:
-     достижениенационального согласия между различными властными структурами, социальнымигруппами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
-     радикализацияборьбы с преступностью;
-     торможениеинфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплатытрудящимся зарплаты;
-     пересмотрналогового законодательства в сторону его упрощения и стимулированияпроизводства;
-     мобилизациясвободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путемповышения ставок по депозитам и вкладам;
-     внедрениев строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
-     запускпредусмотренного законом механизма банкротства;
-     предоставлениеналоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим надолгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки отзамедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями ихдеятельности;
-     формированиеобщего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капиталаи рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климатанеобходимо отметить:
-     принятиезаконов о концессиях и свободных экономических зонах;
-     созданиесистемы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сетьгосударственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний,страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков;
-     созданиев кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата вРоссии;
-     разработкаи принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полнойконвертируемости.
Заключение
Таким образом, переговорный процесс по присоединениюРоссии к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован нарассмотрении на многостороннем уровне в рамках рабочей группыторгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
Важность изучения системы ВТО и ее использования дляРоссии обусловливается большими потенциальными возможностями в извлечениибольших прибылей из либерализации торговли товарами и услугами. Введение новыхправил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будутспособствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии еевступления в BTO.
Общие выводы независимых экспертов показывают, чтосистемных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторовроссийской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы уотдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этогофактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидаетсянезначительным.
Говоря о зарубежныхинвестиций в российской экономике, отметим, что проблема инвестиций в нашейстране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблемаактуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромноесостояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливаетинвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранныхинвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых и рискованных, ииностранные инвесторы пытаются не упустить свой кусок российского рынка и, в тоже время, пытаются не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторыориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, которыйопределяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективностьвложений в той или иной стране.
Список использованных источников
1.    Оходе переговоров по присоединению России к ВТО Департамент торговых переговоровМинэкономразвития России: [Электронный ресурс] – режимдоступа: // http: //www.info-wto.ru,свободный.
2.    Россияи ВТО: вопросы присоединения: [Электронный ресурс] – режимдоступа: // http: //www.economica-vnesh.ru,свободный.
3.    ДробышеваИ. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Финансы.-2008.- 24 февраля.
4.    Иностранныеинвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П.Фаминского- М.: Международные отношения, 2007. – 590 с.
5.    КаминскиM. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- № 5.
6.    ФилатовК. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.-№ 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.