Реферат:
Оценка «Афганского договора»
Наиболеевыдающимся событием последнего времени, связанным с Афганистаном, несомненно,следует считать международную конференцию по Афганистану, состоявшуюся вЛондоне в начале этого года.
Представители70 государств, собравшиеся в Лондоне, руководствуясь стремлением помочь этойстране в решении актуальных социально-экономических и военно-политическихпроблем, приняли программу под названием «Афганский договор» (Afghanistan Compact). Этот договор намечает план развития Афганистана наближайшие 5 лет и выделение правительству X. Карзая десятимиллиардной финансовойпомощи. При этом предусмотрено целевое финансирование 4 главных национальныхпроектов. Во-первых, это борьба с коррупцией; во-вторых, – противодействие наркобизнесу;в третьих – снижение уровня бедности населения; и, наконец – разоружениеполевых командиров (war lords) и создание национальной армии. афганский договор коррупция национальный
Задачидля афганского общества, страдающего от нерешенности этих проблем,действительно жизненно важны, но насколько реальны шансы правительствасправиться с ними, даже при финансовой и военной поддержке США и Европы, на нашвзгляд, взвесить весьма проблематично.
Чтобыоценить перспективы их решения, было бы полезно обратиться к историиАфганистана.
Борьба скоррупцией. Попытки покончить с этим злом, глубоко укоренившимся в афганскомобществе, предпринимались не раз. Напомним некоторые факты. Особенно жесткуюборьбу с взяточничеством и подкупом развернул король-реформатор Аманулла-хан(1919–1929). В годы его правления официозная газета «Аманиафган»сравнивала взяточничество с «болезнетворными микробами», разлагающимиорганизм человека, и назвала привычку брать взятки «наигнуснейшимпреступлением». Газета сообщала о разоблачении ряда чиновниковминистерства финансов, уличенных во взяточничестве и приговоренных к длительнымсрокам тюремного заключения.
Вопрос оборьбе с взяточничеством и подкупом должностных лиц был даже вынесен наспециальное заседание парламента. Сам король, выступая в парламенте, предложилзавести особую «книгу регистрации», в которой бы фиксировалосьфинансовое и имущественное положение чиновника до поступления на госслужбу ипосле ухода с нее.
Предлагалосьтакже проводить периодические ревизии и в случае обнаружения нетрудовых доходовконфисковать имущество чиновников, а их самих строго наказывать.
КорольНадир-Шах, пришедший к власти в 1929 г. после свержения мятежника Бачайи Сакао,несколько месяцев правившего страной под именем Хабибуллы-хана Гази, в своемпервом декрете объявил, что «основной причиной только что закончившейсяреволюции и гибели 150-летней афганской монархии было единственновзяточничество». «Грязный этот порок, – говорилось далее в декрете, –ввергает в огненную геену и дающего и берущего».
Правительственнаягазета «Ислах» тогда же сообщала о наказании некоторых чиновников,уличенных во взяточничестве. Так, некий Абдул Гаффар был приговорен к 2 месяцамтюремного заключения и «позорному вождению по кабульским базарам».
Казалось,переломный этап в борьбе с коррупцией наступил с приходом к власти в 1978 г.Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), которая в своей программе(март 1982) поставила задачу по искоренению таких «пережитков прошлого,как взяточничество, казнокрадство, бюрократизм, кумовство и произвол».Однако не прошло и года, как руководители НДПА были вынуждены признать, чтоиспользование служебного положения в целях личной наживы, выражающееся вразличных видах коррупции, как и прежде, имеет распространение в госаппарате.
Гражданскаявойна в Афганистане только усилила этот порок. С победой муджахедов и падениемв 1992 г. режима НДПА страна погрузилась в анархию, оказалась расколотой намножество «удельных княжеств», где полевые командиры правили пособственным понятиям, а не по закону: процветали поборы, насилие, грабежи,разбой и коррупция. В этих условиях появление в стране талибов, провозгласившихборьбу с произволом и обещавших очистить Афганистан «от скверны»,было встречено большинством населения с энтузиазмом. Талибы приговаривали самыходиозных коррупционеров к смертной казни, а затем выставили их тела на всеобщееобозрение, в знак позора вставляя им в рот денежные купюры.
Послеусилий Амануллы-хана прошло почти 80 лет, останки иных бывших монархов-борцовсо взяточничеством давно превратились в прах, рухнула власть талибов, а этотпорок по-прежнему жив и процветает в афганском обществе, о чем свидетельствуютновые попытки его искоренения, зафиксированные в «Афганском договоре».
Борьба скоррупцией и сегодня остается одной из острых проблем социальной жизниафганского общества. О ней много говорилось в ходе предвыборных кампаний, какпрезидентских, так и парламентских. И все кандидаты обещали бороться с этимзлом. Так, один из бывших претендентов на президентский пост Юнус Кануни – нынепредседатель нижней палаты парламента – в своей предвыборной программе, вчастности, заявил: «Мы приложим все усилия в борьбе со взяточничеством,растратами государственных средств, воровством и другими проявленияминедобросовестных отношений в административной сфере».
Неслучайно президент X. Карзай просил страны-доноры адресовать выделяемые его странеденьги непосредственно правительству, которое брало на себя ответственность заих целевое расходование. Понимая, что соблазн слишком велик и чиновники, какиностранные, так и местные, могут поддаться искушению использовать средства вкорыстных целях, X. Карзай потребовал также «остановить коррумпированные иникому не подотчетные неправительственные организации, занимающиеся „восстановлениемстраны“.
Борьба снаркобизнесом. Одним из самых тяжких последствий войны стало то, что площадипод пшеницей, хлопчатником, виноградниками и многими другими культурамиуступили место посевам опийного мака. Производство и контрабанда наркотиков вгоды войны стала основным источником дохода для всех воюющих сторон,вовлеченных в межафганский конфлик.
Известно,что культура разведения опийного мака и конопли насчитывает в Афганистане неодно столетие. Наркомания существовала в этой стране всегда, но никогда нерассматривалась обществом как социальная угроза, и декларируемые властью мерыпо борьбе с наркоманами – „чарси“ – не перерастали в решительнуюкампанию, наркоманы встречались во всех слоях общества, даже в самых высшихкругах.
ЛарисаРейснер, посетившая Афганистан в 30-е годы прошлого столетия, описывая природуэтой страны, упоминала обескрайних „поляхопийного мака“ как явлении само собой разумеющемся. О толерантном, если небольше, отношении власть предержащих к наркомании свидетельствует следующий примериз истории. Эмир Хабибулла Гази в одном из своих первых выступлений переднародом говорил следующее: „Вы свободны! Можете играть в карты, куритьчаре, но берегитесь! – не пейте вина. Если будете пить вино, муллы вас накажут“.
Настоящийнаркотический бум начался в годы гражданской войны, когда лидеры муджахедов,среди которых выделялся глава ИПА Г. Хекматьяр,поставили производство наркотиков на промышленную основу (Г. Хекматьяр имел собственную фабрику по производству героина).Вот как описывает становление наркопроизводства и его контрабанды Сайид АбдуллаКазем, автор книги „Афганистан в чарах дьявольского круга несчастий“.По его словам, в глухих и труднодоступных районах приграничной зоны междуПакистаном и Афганистаном производство героина было налажено уже к концу 1979г. „В 1979 г., – пишет С.А. Казем,– иностранцы, в первую очередь американцы и немцы, как безумные, бросились вэтот район, ввозя с собой приборы для очистки опиума …“; „в то время,– продолжает он, – там действовала лишь одна лаборатория по очистке опиума врайоне Ланди Коталя… Однако год спустя это положение изменилось, и числолабораторий достигло 22, а к 1987 г. уже действовало 60, а позже число ихподскочило до 100. К 1991 г., – продолжает С.А. Казем, – в Пакистан переправлялось до 70 тонн героина, который расходилсяпо всему миру“.
Руководстводвижения „Талибан“ с момента своего появления не раз заявляло о своейрешимости покончить с наркобизнесом. Надо отдать им должное: они действительнопредприняли некоторые меры по ограничению производства наркокультур.
Талибыдаже создали Высшую комиссию по борьбе с наркотиками. Эта комиссия 8 июня 1998г. выступила с заявлением о том, что правительство приняло ряд практических мерпо уменьшению посевов опийного мака и замене его на другие сельскохозяйственныекультуры в уезде Шинвар провинции Нангархар, уездах Хакриз, Гур, Майвандпровинции Кандагар. Далее в заявлении сообщалось, что 1 июня 1997 г. вприсутствии иностранных дипломатов, журналистов и сотрудников ООН талибы сожгли2 тонны опиума. Однако все эти паллиативные меры не привели к кардинальномурешению проблемы. Заметим, что каждый раз в ответ на критику со сторонымеждународного сообщества руководство талибов оправдывало свою пассивность вборьбе с производителями опийного мака „заботой“ о крестьянах,выращивающих это растение якобы для медицинских целей. В феврале 1997 г.тогдашний министр иностранных дел маулави Мухаммад Гаусс в интервью,опубликованном эмигрантской газетой „Аму“, пытался доказать, чтоталибы хотят бороться с культивированием опийного мака на подвластной имтерритории, однако без международной помощи и финансовой компенсации крестьянамсделать это практически невозможно. Но еще в 1999 г., по данным эмигрантскогожурнала „Азад Афганистан“, талибы продолжали взимать налог (»ушр"– десятина) с посевов опийного мака впровинциях Кунар, Лагман и Нангархар.Только в одной провинции Лагман талибы получили в том году в качестве десятины1000 кг опия.
Кстати,поток наркотиков из Афганистана никогда не прекращался, причем, судя по всему,занимались контрабандой обе воюющие стороны. Газета «Хамбастеги»,выходящая в Душанбе и поддерживающая «Северный альянс», признавала,что «теперь зона распространения наркотиков охватывает всю территорию,подвластную талибам, и небольшие участки, подвластные Исламскому ГосударствуАфганистан», – то есть муджахедам.
Правда,в прошлом 2005 г, если верить сообщениям кабульской прессы, ссылающейся наданные ООН, посевы опийного мака в стране уменьшились на 21%, а освободившиесяплощади после уничтожения посевов мака раздаются беженцам, возвращающимся встрану.
Нынешнееправительство X. Карзаяобъявило об активизации борьбы с производством и распространением наркотиков,приняв в январе 2002 г. специальный закон и потребовав от властных структурпринятия мер по разъяснению крестьянству пагубных последствий производстваопийного мака.
Труднопредсказать, чем окончится эта борьба, особенно в свете требований «Афганскогодоговора», поскольку все прошлые режимы, оправдывая выращиваниенаркокультур, ссылались на то, что в условиях войны и экономической разрухи,высокой безработицы и отсутствия других легальных источников доходов ихпроизводство фактически остается единственным средством выживания крестьян.
Действительно,выращивание опийного мака и производство героина все еще являются самымидоходными статьями афганской экономики. По сообщению еженедельника «Кабул»,только за один 1995 г. из страны было экспортировано 200 тонн наркотиков.
Междутем, по данным той же газеты, лишь в одной столице Афганистана, согласноисследованиям Программы контроля за наркотиками ООН и представительства ЮНИСЕФ,по неполным данным, насчитывается 60 тыс. наркозависимых людей, употребляющихгероин, гашиш, опиум, различные наркосодержащие медицинские препараты.
Чтокасается попыток соответствующих международных организаций перекрытьнациональные каналы контрабанды наркотиков из Афганистана через соседниестраны, то, несмотря на все их усилия, решить эту задачу пока не удается.
Радикальноепредложение американцев уничтожить посевы опийного мака с помощью авиации(видимо, с помощью бомбометания или распыления дефолиантов) было отклоненопрезидентом X. Карзаем,который представлял себе, к какому возмущению населения это может привести. Апока смертоносный поток продолжает двигаться на запад.
Борьба сбедностью. Согласно всем довоенным (до 1979 г.) справочникам и статистическимданным, Афганистан постоянно входил в число беднейших стран, где национальныйдоход на душу населения был одним из самых низких в мире.
Поданным ООН, к концу 70 – началу 80-х годов XX века Афганистан занимал по уровню национального дохода надушу населения 108-е место из 129 развивающихся стран. По сведениям той жеорганизации, к 1995 г. по доходу на душу населения страна занимала уже 170-еместо из 174 стран мира.
Афганистан– аграрная страна, 9/10 населения которой проживает в сельской местности. Приэтом сельское хозяйство здесь всегда страдало от нехватки воды, плодородныхземель, отсутствия механизированных средств их обработки и дефицитаэлектроэнергии.
Тем неменее собственная сельскохозяйственная продукция, развитое животноводство(вместе с импортом основных продуктов, таких как мука, жиры и т.п.) позволялиудерживать, хотя и низкий, но относительно стабильный прожиточный минимум.Попытки улучшить экономическое положение страны предпринимались не раз. Первыереальные шаги по реформированию экономики страны были предприняты в 50–60-егоды прошлого столетия при премьер-министре М. Дауде. Именно при нем были заложены основы экономической инфраструктурыкак в области промышленности, так и сельского хозяйства. Бесспорно, что в этовремя ведущая роль в планах развития национальной экономики принадлежалатехнико-экономической помощи СССР, который построил в 50–70-е годы вАфганистане около 200 объектов промышленного, сельскохозяйственного исоциально-культурного назначения, а главное – способствовал созданию большогочисла рабочих мест и подготовке квалифицированного технического персонала.
Вернувшиськ власти в 1973 г., М. Дауд продолжил свою политику «руководимойэкономики». Сочетая собственные ресурсы Афганистана с широкоймеждународной финансовой помощью, прежде всего СССР, правительству М. Дауда удалось еще больше укрепить основы экономическойинфраструктуры, в частности разработать планы проведения крайне необходимыхнароду аграрных преобразований. По мнению российского ученого Г.П. Ежова, земельная реформа, предложенная М. Даудом, была «значительным шагом вперед» и моглауспешно осуществиться и улучшить жизнь населения страны.
Болеетого, продуманная реформа М. Дауда, по мнениюГ.П. Ежова, могла бы реализоваться «безособых социальных потрясений», что выгодно отличало ее от провалившейся «земельнойреформы» 1978 г., проводившейся НДПА «революционными методами»без учета традиций и устоев жизни патриархального афганского общества.
Междоусобнаявойна, начавшаяся после свержения М. Даудаи прихода к власти «коммунистической» НДПА, надолго похоронила планыразвития экономики и подъема жизненного уровня населения. В ходе почти25-летних боевых действий огромный ущерб был нанесен всем сферам экономическойжизни общества. Особенно пострадало сельское хозяйство страны. Большие площадисельскохозяйственных угодий превратились в минные поля, оказались разрушеннымиоросительные каналы, исчезло много садов, виноградников и погибло значительноечисло домашнего скота, многие крестьяне бежали из разрушенных деревень запределы страны.
Согласноданным ООН, только валовый сбор урожая сельскохозяйственных культур составиллишь половину от довоенного уровня. При этом посевы пшеницы, хлопчатника,площади под виноградниками и другими продовольственными культурами все большевытеснялись посевами мака. Таким образом, в результате гражданской войны почтивсе сферы национального хозяйства страны, особенно земледелие, сильнопострадали, что не могло не сказаться на росте бедности подавляющей частинаселения Афганистана.
Послезавершения военных действий против талибов за последние 4 года международноесообщество действительно оказало Афганистану значительную финансовую итехническую помощь. Восстанавливаются дороги, энергетические объекты,ирригационные сооружения, жилищный фонд, особенно городской; разминированабольшая часть территории страны, в том числе и сельскохозяйственные угодья идр. Однако до того, чтобы улучшилась жизнь беднейших слоев населения, ещеслишком далеко.
Междутем Афганистан – одна из стран, недра которой таят запасы ценных истратегических ископаемых.
Это нетолько изумруды, рубины, алмазы, золото и серебро, но и запасы меди, железа,асбеста, олова, бериллия, лития, тантала, барита, а главное урана (например,месторождение Ханшин в Гильменде). Более того, радужные перспективы открываютсяв сфере использования углеводородного сырья. Судя по сообщениям западных СМИ,геологическая служба США и министерство промышленности Афганистана объявили,что прогнозируемые запасы в целом по стране составляют 3,6 млрд. баррелейнефти, а газа – 36,5 трлн. кубометров. Если эти оценочные данные подтвердятся,то наибольшую выгоду от разработки этих богатств получат американцы, которые нескрывают своих интересов. Тем не менее хотелось бы надеяться, что рациональноеиспользование всех природных богатств страны могло бы в значительной мереспособствовать улучшению жизни самого афганского народа.
Взаключение хотелось коснуться еще одного аспекта проблемы. Сегодня вАфганистане доминируют США и страны Запада. Они, действительно, стремятсяобеспечить стабильность в этой стране, делают щедрые финансовые вливания вэкономику страны. Это понятно. Ведь для США Афганистан представляет интерес вкачестве геополитического и военно-стратегического плацдарма в этом регионемира; емкого рынка для сбыта товаров и, наконец, удобного пути для транзитагазовых и нефтяных потоков в Пакистан, откуда, в частности, нефть можно будетдоставлять морским путем в любой район мира.
Судя повсему, США, обладая в Афганистане сильными военно-политическими иэкономическими рычагами, в пылу некой эйфории пытаются отстранить Россию отучастия в процессе восстановления этой страны, не учитывая того, что и Россия,традиционно сотрудничавшая с Афганистаном до трагических событий междуусобнойвойны, также имеет свои интересы в этой стране и регионе. Но те, кто считает,что американцы надолго останутся в Афганистане, а участие или неучастие Россиив афганских делах исключительно зависит от воли США и Запада, заблуждаются.
Принятиерешения по этому вопросу – прерогатива суверенного Афганистана. В подкреплениесказанного, наверное, было бы нелишним обратиться к афганской истории инапомнить одну «важную особенность», традиционно свойственную внешнейполитике этой страны, основной закон которой был сформулирован еще эмиром(1880–1901) Абдуррахман-ханом. Он гласил следующее: «Политика Афганистанав отношении обоих соседей (Британской Индии и России. – Р.С.) должна быть болеедружественной к наименее агрессивной из них и враждебной к державе, стремящейсяпройти через страну или посягнуть на ее независимость. Сам Афганистан своимидействиями не должен провоцировать ни одну из соседних держав, ни под какимпредлогом не допуская их к вступлению на свою территорию; какие бы они нидавали обещания в договорах».
Этимпринципом всегда руководствовались последующие афганские правители. Так, еговнук король Аманулла-хан после 1922 г. в основу своего внешнеполитическогокурса положил принцип «позитивного нейтралитета», что позволило емуулучшить свои отношения как с Британской Индией, так и с СССР. Этой жеполитикой балансирования между сверхдержавами руководствовались бывший корольМ. Захир-Шах и его премьер-министр, авпоследствии и президент Республики Афганистан М. Дауд, про которого говорили,что ему удается «зажигать американские сигареты русскими спичками».
Наглядныйтому пример. Как только в 50–60-е годы американцы начали строительствоавтомагистрали Кабул-Кандагар-Спинбулдак и аэродрома в Кандагаре, СоветскийСоюз был приглашен начать строительство дороги Кушка-Кандагар-Герат и аэродромав Шинданде.
Но кактолько этот принцип политического балансирования нарушался в пользу какой-тоодной из иностранных держав, как это случалось в годы правления шаха Шуджи илирежима НДПА, такой сдвиг приводил к недовольству народных масс, выливавшемуся ввооруженное сопротивление режиму и его иностранным союзникам.
Как нампредставляется, в афганском руководстве зреет понимание того, чтоориентирование только на одну силу контрпродуктивно. Симптомы такого осознания,на наш взгляд, уже проявляются. В феврале этого года в Москве состояласьнаучно-практическая конференция: «Россия и Афганистан: прошлое инастоящее, совместный поиск путей восстановления добрососедских отношений наблаго народов двух стран и укрепления международного правопорядка как вЦентральной Азии, так и в мире в целом», на которой присутствовалофициальный представитель Афганистана, министр-советник по делам культуры припрезиденте страны Залмай Хивадмаль, а также участвовали представителипосольства Республики Афганистан. На конференции вполне определенно прозвучало:Афганистан совсем не против участия России в восстановлении страны послеокончательного урегулирования финансовых проблем, существующих ныне между двумягосударствами.
Созданиенациональной армии. Согласно «Афганскому договору», численностьнациональной армии Афганистана к концу 2007 г. должна составить 70 тыс.человек.
Созданиесовременной армии, преданной центральному правительству, – вопрос жизненноважный для него, поскольку без такой вооруженной силы оно не можетконтролировать провинции страны, где все еще продолжают хозяйничать полевыекомандиры, особо не прислушивающиеся к приказам из Кабула.
Так,несмотря на указы президента X. Карзая и требования статьи 35 Конституции, запрещающиенынешним политическим партиям иметь собственные воинские подразделения, бывшиевоенно-политические группировки муджахедов, ныне выступающие в ролиполитических партий, продолжают игнорировать эти требования. Не соблюдаютсянормы ст. 15 Конституции и ст. 12 Закона о политических партиях, запрещающихчленам любых партий занимать командные посты в армии и правоохранительныхорганах. Как отмечала столичная газета «Армане мелли», по-прежнемувсе ключевые позиции в указанных структурах находятся в руках членовполитических партий, в основном муджахедских группировок.
И,конечно, без сильной современной армии правительство не может успешно боротьсяс движением «Талибан», ведущим партизанскую войну. Нынешняя армия, насчитывающаяоколо 20 тыс. солдат и офицеров, не может справиться с этими задачами в силу целого ряда причин, одной из которыхявляется дезертирство, вызванное, по мнению кабульской газеты «Джомхурият»,этнической дискриминацией, малым денежным довольствием, слабой дисциплиной,трудностями с военным обучением новобранцев, плохими условиями жизни их семей ит.п.
Напомним,что в первое время после разгрома талибов костяк армии составили воинские части«Северного альянса», где преобладали этнические таджики. В этотпериод командный состав армии, начиная от командующего маршала Фахима и кончаякомандирами частей, был почти полностью представлен таджиками, что естественновызвало недовольство пуштунов, из которых при прежних режимах в основном иформировалась регулярная армия. Известный российский историк И.М. Рейснер отмечал, что пуштунские племена, особенно «близкиеэмирскому роду», становились «ядром регулярной армии».
Чтобыоценить перспективы выполнения требований «Афганского договора»,нелишне напомнить некоторые факты из истории создания афганской армии. Запоследние два столетия (XIX-XX) афганская армия не участвовала вбоевых действиях вне пределов своей страны. Давно стали достоянием историизавоевательные походы афганцев под командованием Захируддина Мухаммада Бабура –основателя династии Великих Моголов; Ахмад-шаха Дуррани – создателя афганскогогосударства.
Афганскиевооруженные силы в основном использовались правителями в качестве полицейскойсилы для усмирения мятежных племен, периодически восстававших против Кабула. Неособенно эффективной оказывалась роль регулярной армии в отражении иностраннойагрессии.
Подлиннойударной силой всегда были племенные ополчения лашкары. По оценкам российскихученых, в военное время только пуштунские племена могли выставить до 500 тыс.бойцов.
Разрозненныеи часто враждовавшие между собой пуштунские племена, равно как и кланыэтнических таджиков, хазарейцев, узбеков и др. перед угрозой иностраннойагрессии объединялись и под знаменем «джихада» успешно сражалисьпротив иностранного военного вмешательства, о чем свидетельствует опыт трехангло-афганских войн и борьбы с советской армией.
Как нампредставляется, цифра в 70 тыс., скорее всего, была определена, исходя изисторического опыта строительства армии в Афганистане. Именно такой по своемуколичественному составу была первая регулярная армия, созданная эмиромАбдурахман-ханом.
Этот «железный»эмир, впервые основавший единое афганское государство, большое внимание уделялорганизации сильной, боеспособной армии. В наказе своим наследникам, основныеположения которого, на наш взгляд, сохранили свою актуальность и сегодня,содержались, например, такие положения: афганская армия должна быть вооруженалучшим оружием; 1 млн. бойцов достаточен, чтобы защитить страну от любой иностраннойагрессии; армия не должна пополняться путем обязательной повинности (поинформации И.М. Рейсне-ра, при Абдурахмане армиявсе-таки комплектовалась «путем обязательного рекрутного набора»,хотя некоторые рекруты «могли откупаться»); жалование военным следуетвыплачивать из госказны регулярно.
Особеннопримечательны следующие наставления эмира: не следует прибегать к услугаминостранных военных специалистов, так как это может привести к тому, что «солдатыбудут обучены служить чужим интересам»; не следует посылать офицеров дляизучения военного дела в Европу, ибо там они «могут быть легковосстановлены против своего правительства и своей страны теми народами, средикоторых они будут жить».
ЗаветАбдурахман-хана не был воспринят потомками. Афганская армия не разреформировалась с помощью иностранных специалистов (турецких, немецких,советских), а большая часть офицерского корпуса получала высшее образование зарубежами страны (к чему это привело можно было наблюдать в апреле 1973 г., азатем и в 1978 г., когда костяк заговорщиков, свергнувших короля Захир-шаха, азатем и президента М. Дауда, составили офицеры, в прошломобучавшиеся в СССР).
Нынезаботу о создании новой афганской армии взяли на себя США и НАТО: американскиеи натовские инструкторы обучают солдат и офицеров, выделяют большие средства насодержание армии и полиции, поскольку афганское правительство само нерасполагает необходимыми средствами. Но, ведь история еще не знала прецедента,когда бы армия какого-то государства существовала исключительно за счетиностранной помощи!
Конечно,возможно создать за 5 лет боеспособную национальную армию, можно нанестисерьезный удар по производству наркотиков и их контрабанде, реально, в концеконцов, если не победить бедность, то хотя бы несколько улучшить условия жизнинарода, но победить коррупцию?! Насколько нам известно, история человечестваеще не знает положительного опыта окончательного решения этой проблемы.
Литература
1. Бюллетень прессыСреднего Востока (БПСВ). Ташкент, 1928, книги 6–7, с. 164–165.
2. Актуальныепроблемы афганской революции. М., 1984, с. 364–365.
3. Давыдов А.Д.Движение «Талибан» и проблемы достижения мира // Афганистан: проблемывойны и мира. М., 1996, с. 160.
4. Анис, 12.09.2004.
5. Коммерсант,05.04.2005.
6. Арунова М.Р.Война и наркобизнес // Афганистан: война и проблемы мира. М., 1998, с. 31–38.
7. Сикоев Р.Р.Талибы. М., 2004, с. 140.
8. Ежов Г.П.Реализация реформаторских идей М. Дауда50–60-х гг. // Афганистан: проблемы войны и мира. М., 1996, с. 14.
9. Давыдов А.Д.Война и проблемы восстановления экономики Афганистана // Афганистан: проблемывойны и мира. М., 2000, с. 49–63.
10. Рейснер И.М.Независимый Афганистан. М., 1929, с. 63.