РЕСПУБЛИКАУЗБЕКИСТАН
Реферат
ТЕМА: «Отношения междуРеспубликой Узбекистан и Китайской Народной Республикой в политической сфере»
Ташкент 2010
ПЛАН
Введение
1. История отношений междуРеспубликой Узбекистан и Китайской
Народной Республикой
2. Сотрудничество в XXI веке
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
«У нашихнародов много общего в их многовековом историческом прошлом. В Узбекистаневсегда понимали и высоко ценили особую роль великого Китая в мировой истории имеждународных отношениях. В свою очередь, современные отношения между нашимистранами характеризуются прочной основой сотрудничества, открытостью и яснымвидением перспектив взаимовыгодного партнерства»[1]
ИсламАбдуганиевич Каримов
Отношения между Китаем и Узбекистаном насчитывает более чем 3 тыс. лет.Легендарный Великий Шелковый путь, история посольства китайского дипломата ЧжанЦяня в Среднюю Азию, явные следы культурного и научного взаимодействия. Это имногое другое свидетельствует о тесной и бесперебойной связи народов Китая иУзбекистана.
Итак, целью написания данного реферата является короткое описаниенаиболее важных отношений между нашими странами в различных направлениях.
Проявляя заинтересованность в развитии отношений с Китайской НароднойРеспубликой, Узбекистан учитывает выдающиеся достижения Китая за последнюючетверть века, высокие темпы роста его экономики и социального развития. Дляузбекской стороны интересен китайский опыт в тех областях, где ваша страназанимает передовые позиции в мире. Прежде всего, это относится к таким сферам,как широкое привлечение прямых китайских инвестиций и высоких технологий внефтегазовый сектор; телекоммуникации; производство компьютеров;машиностроение, включая сельскохозяйственное и автомобильное; химическая инефтехимическая отрасль; производство бытовой техники.
Важное значение имеет увеличение двусторонней торговли, в том числе засчет стабильных поставок на китайский рынок тех товаров и сырьевых ресурсов, которымибогат Узбекистан, как например, хлопок, медь, нефтепродукты, минеральныеудобрения и многое другое.
Также, считаю нужным отметить, что Китай сегодня – одна из мощныхразвитых держав с крепкими политическими и экономическими позициями в мире. Но,на мой взгляд, ни одно государство, каким бы оно не было развитым, не сможетсуществовать без отношений с другими государствами. Мудрые философы и правителиКитая всегда уделяли большое значение этому аспекту.
Как и Узбекистан, Китайсторонник соблюдения равенства субъектов внешнеэкономической деятельности, уважениясуверенитета государства, решения возникающих проблемы мирным путем и т.д. чтопозволяет нашим государствам найти общий язык в решении возникающих проблем испособствовать развитию.
С созданием в 2001 году Шанхайской организации сотрудничества главыгосударств и правительств Китая и Узбекистана стали встречаться ежегодно.Активизировались контакты на уровне руководителей внешнеполитических ведомств.Председатель КНР Ху Цзиньтао и его предшественник на высшем государственномпосту Цзян Цзэминь многократно посещали нашу страну. Можно смело утверждать,что активные контакты на самом высоком уровне способствуют непрерывномууглублению взаимопонимания и доверия между нашими странами.
Укрепление взаимодействия и сотрудничества с КНР в области такихсовременных угроз как международный терроризм, экстремизм, сепаратизм инаркотрафик с соответствующими структурами Китая является одним из приоритетныхнаших задач.
Всё выше сказанноеобоснует цель написания этого реферата.
узбекистанкитай политика безопасность сотрудничество
1. История отношений между РеспубликойУзбекистан и Китайской
Народной Республикой
История цивилизаций, развивавшихся на территориях Узбекистана(Среднеазиатское двуречье Амударьи и Сырдарьи) и Китая (междуречье Хуанхэ иЯнцзы), исчисляется многими десятками веков. И поэтому они считаются одними издревнейших в мире, наряду с древнеегипетской (в бассейне реки Нил),месопотамской (в междуречье Тигра и Евфрата), древнеиндийской (в междуречьеИнда и Ганга) и другими.
И это не голословные утверждения, поскольку в ходе археологическихраскопок учеными двух стран получены очень интересные результаты,свидетельствующие об их параллельном прогрессе в их общественно-техническом ипрочем развитии.
Вот неопровержимые факты, свидетельствующие об этом. Около семи тысяч летназад на обеих территориях независимо друг от друга возникли первые гончарныеизделия (в Узбекистане, может быть, на 5 веков раньше) и древнеземледельческиепоселения. К середине III — середине II тысячелетий до н.э. появились иполучили развитие первые протогородские культуры — Яншаоская и Хэмудуская, вбассейнах рек Хуанхэ и Янцзы (Китай), а также Сапалли и Джаркутан вправобережье средней Амударьи (на юге Узбекистана).
Примечательно, что лазурит (ляпис-лазурь), фактическим поставщикомкоторого в Китай через Хотан являлся Чач, считался «роскошным подарком» вПоднебесной империи – согласно сведениям раннесредневековых (около XV веков назад) письменных источников.
Завершение периода развития древнекитайских городских цивилизацийсвязывают с крушением величайшей империи Хань (220 г. н.э.), находившейся втечение длительного времени в отношениях добрососедства и взаимовыгодногосотрудничества с Ферганскими, Кангюйскими и Юечжийскими владениями, входившимив межплеменные, а затем и государственные объединения, а позже Кушанскимцарством, ставшим со временем обширной империей (объединившей земли и владенияюга Узбекистана и Таджикистана, Афганистана, севера Пакистана и Индии),складывавшихся в ходе торговых и иных операций на Великом шелковом пути.
Великий Шелковый путь. Общепринято мнение, что начало и развитие политическихи торгово-экономических взаимоотношений государств, располагавшихся натерритории Средней Азии в древности, с китайскими империями было положеноблагодаря Великому Шелковому пути. Исследователи считают, что время его болеечем шестнадцативекового функционирования приходилось (с небольшими перерывами)с конца II в. до н.э. по начало XVI в. н.э.
Шелк в то время был самым дорогим, важнейшим и популярным товаром натрансконтинентальной караванной магистрали, связывавшей древние государстваВосточной и Центральной Азии со Средиземноморским регионом. Существуетобщепринятое мнение, что шелк в древности производился только в Китае — вХаньской империи (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) и пользовался колоссальнымспросом за ее пределами. Но исследования узбекистанских ученых внесли своикоррективы и в эти сведения. Так, фрагменты шелковой красной ткани местного –бактрийского – производства обнаружены автором на глиняной скульптурке богинипри раскопках одного из погребений, датированных монетой кушанского правителяХувишки (вторая четверть IIв.н.э.), в заброшенной к тому времени башне крепостной стены городищаКампыр-тепа в округе Термеза.
Китайские памятники письменности свидетельствуют, что первый торговыйкараван на Запад (так они называли среднеазиатские государства) был отправлен в114 г. до н.э. при императоре By.
Свидетельством наиболее развитых политических, экономических и культурныхотношений на позднем этапе функционирования Великого Шелкового пути являютсякитайские посольства к Амиру Темуру и Темуридам в конце XIV — первой четвертиXV века.
Известно, например, что дипломатические отношения Китайского двора сгосударством Шахруха отличались на протяжении многих лет стабильностью идобрососедскими отношениями.
Сведения о посольствах имеются не только в китайских письменныхисточниках, но и восточных, таких, например, как «Мудисмали-и-Фасихи»,европейских – «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1406)» РуиГонсалеса де Клавихо.
В них характеризуются дипломатические отношения Темуридов с китайскойимперией Минг, приводятся имена китайских посланников, содержание даров.
Археологические данные и сведения письменных источников свидетельствуют,что восточные и центральные области Средней Азии являлись в древности иСредневековье зоной не только китайских политических и торгово-экономическихинтересов. Они всегда были и останутся привлекательными для многих стран мира,в том числе и мировых держав[2].
2. Сотрудничество в XXIвеке
Узбекистан провозгласил независимость после распада СССР в 1991 году.Китай объявил о признании Узбекистана и установил дипломатические отношений вянваре 1992 года.
В соответствии с Конституцией нашейстраны, «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международныхотношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенствагосударств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирногоурегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и другихобщепризнанных принципов и норм международного права.
Республика может заключать союзы,входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходитьиз них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния ибезопасности»[3].
За 18 с лишним лет, прошедшие с той поры, достигнуты блестящие успехи вделе развития дружественных отношений между государствами.
Непрерывное углубление политического взаимного доверия – важнаяособенность процесса развития отношений между Китаем и Узбекистаном. Послеустановления дипломатических отношений взаимные визиты на высшем уровнеприобрели регулярный характер.
На современном историческом этапе двустороннего сотрудничества, собретением Узбекистаном независимости узбекско-китайские политические,экономические и культурно-просветительские отношения постоянно получают новыеимпульсы к дальнейшему развитию, их расширению и углублению.
С середины 90-х явно проявляется повышенный интерес двух стран вразличных отраслях и сферах. Положительный настрой правительств явилсярезультатом достаточно стабильного и доверительного отношения между двумястранами.
В июле 2004 года на ташкентском саммите ШОС председатель КНР Ху Цзиньтаоотметил необходимость укрепления сотрудничества в экономической и гуманитарнойсферах, а также в области безопасности. В целях продвижения экономическогосотрудничества и получения практических результатов китайская сторона решилапредоставить другим членам ШОС льготные товарные кредиты на общую сумму 900млн. долларов США. Данное решение Китая стало важным событием и привлекловнимание не только в ШОС, но и во всем мире. Эти факты свидетельствуют:создание и развитие ШОС способствует дружественному сотрудничеству стран.
У Китая и Узбекистана имеются общие интересы в области региональнойбезопасности. Китай и Узбекистан неуклонно развивают сотрудничество в борьбе стерроризмом и «тремя силами зла». Китай подписал с Казахстаном, Таджикистаном,Киргизией и Узбекистаном соответствующие документы о борьбе против «трех зол».В рамках ШОС проводятся совместные антитеррористические военные учения. В июне2004 года в Ташкенте была официально создана Региональная антитеррористическаяструктура.
В данный момент наблюдается активизация терроризма в мире. Китай иУзбекистан понимают необходимость укрепления сотрудничества и эффективнойборьбы с «силами трех зол», препятствующих мирному и безопасному развитию региона.Только таким образом будут созданы благоприятные условия существования иразвитию региона[4].
К одному из ярчайших примеров сотрудничества можно отнести открытие в мае2005 года узбекско-китайского института имени Конфуция в Ташкентскомгосударственном институте востоковедения (ТашГИВ). Цель данного учебногозаведения – подготовка специалистов-китаеведов. Его слушатели изучают китайскийязык, культуру и литературу этой страны.
Уместно отметить, с 1977 года в ТашГИВ обучают китайским языку,литературе и истории, ко времени открытия института на этом отделениинасчитывалось свыше ста студентов. Основы китайской филологии преподавали триспециалиста из КНР. Ежегодно несколько студентов ТашГИВ стажируются в высшихучебных заведениях Китая[5].
В Китае также велик интерес к изучению узбекского языка. В том же году вПекинском центральном университете национальностей открылось отделениеузбекского языка. Несомненно, новый институт послужит дальнейшему укреплениюсотрудничества между двумя странами в сфере образования и культуры.
Процесс взаимообмена и взаимообогащения культур наших многонациональныхнародов, плодотворного диалога между ними продолжается, поддерживается ипереживает ренессанс в XXI веке.
Намечаются тенденции и стремления его перевода на качественно болеевысокий уровень, что, несомненно, в случае успешной реализации можетсодействовать дальнейшему прогрессу современных цивилизаций и обществ не толькона пространстве региона и Евразийского континента, но и всего мировогосообщества[6].
В мае 2007 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов врезиденции Оксарой принял председателя Государственного комитета по деламразвития и реформ Китайской Народной Республики Ма Кая. Комплект ташкентскихдоговоров, подписанный в ходе визита. Это был серьезный шаг к совместномуосвоению энергоресурсов, углублению двустороннего взаимовыгодногосотрудничества в торгово-экономической и иных сферах[7].
«Мы ценим установившиеся между Узбекистаном и Китаем дружественныеотношения, — сказал Ислам Каримов, принимая главу китайской делегации, — Межгосударственныйдоговор о партнерских отношениях дружбы и сотрудничества. Взаимоотношения междунашими странами с каждым годом обогащаются новым конкретным содержанием». ГлаваУзбекистана особо обратил внимание на развитие отношений двух стран в рамках Шанхайскойорганизации сотрудничества[8].
Узбекистан – близкий и стратегически важный стабильный партнер, участникинтеграционных процессов в рамках ШОС, которые в том числе предусматриваютрасширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении новых месторожденийуглеводородного сырья и его переработки, а также в области геологическогоизучения недр, направленного на развитие минерально-сырьевой базыгосударств-членов ШОС[9].
Также Президент Узбекистана Ислам Каримов провел в резиденции Оксаройвстречи с представителями финансовых ведомств Китая и Японии — министромфинансов Китайской Народной Республики Се Сюйжэнем и заместителемПремьер-министра Японии, министром финансов Наото Каном, прибывшими в Ташкентво главе представительных делегаций своих стран для участия в 43-м ежегодномзаседании Совета управляющих Азиатского банка развития (АБР).
В ходе встречи с главой финансового ведомства Китая Президент Узбекистанаотметил высокий уровень развития межгосударственного сотрудничества в самыхразличных сферах и подчеркнул плодотворное взаимодействие Узбекистана и Китая врамках Шанхайской организации сотрудничества. Стороны обменялись мнениями подальнейшей активизации двустороннего сотрудничества в сфере экономики иторговли, а также реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов[10].
30 июня 2008 года вблизи поселка Саёт Джондорского района Бухарскойобласти началось строительство газопровода «Узбекистан-Китай».
Как сообщается в пресс-релизе Посольства Узбекистана в КНР, во времягосударственного визита Президента Ислама Каримова в Китай в мае 2005 года былидостигнуты договоренности о привлечении в Узбекистан китайских инвестиций вобъеме нескольких миллиардов долларов США. На основе этих договоренностей вапреле 2007 года во время визита в Узбекистан председателя Государственногокомитета по делам развития и реформ Китайской Народной Республики Ма Кая былоподписано соглашение о принципах по строительству и эксплуатации газопровода«Узбекистан-Китай». Согласно данному документу в целях координациипроектирования, строительства и эксплуатации газопроводной линии на территорииРеспублики Узбекистан было образовано узбекско-китайское совместное предприятие«Asia Trans Gaz».
На прошедшем по этому случаю мероприятии выступили заместительПремьер-министра Республики Узбекистан Эргаш Шоисматов, заместительпредседателя Государственного комитета по делам развития и реформ КНР,председатель Государственного бюро по энергоресурсам Чжан Гобао ивице-президент Национальной нефтегазовой корпорации Китая (CNPC) Ляо Юнъюань. Они отметили, чтоданный крупный проект будет служить интересам двух государств, и чтопрактические результаты договоренностей на высоком уровне являются яркимподтверждением последовательно развивающегося торгово-экономического иинвестиционного сотрудничества между двумя странами. Было подчеркнуто, что вэтом особо важную роль играют благоприятная инвестиционная среда, необходимыеусловия, созданные в Узбекистане для сотрудничества с иностранными инвесторами[11].
В апреле месяце 2010 года узбекское посольство в Китае организовалопрезентацию докладов Президента Узбекистана Ислама Каримова «Модернизация страныи построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет» и «Мировойфинансовый экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условияхУзбекистана» и результатов реализации Антикризисной программы республики в 2009году[12].
Китай и Узбекистан – развивающиеся государства. Они имеют общие интересыв создании благоприятной окружающей обстановки, способствующей внутреннемустроительству. В связи с этим Китай и Узбекистан считают политику дружбы важнойпредпосылкой развития межгосударственных отношений.
Экономическое сотрудничество демонстрирует свою эффективность. Вэкономических отношениях наблюдается взаимная дополняемость индивидуальныхпреимуществ экономики отдельно взятой страны. Географическая близость странтакже немало способствует развитию экономических отношений. Создаетсяблагоприятная атмосфера для сотрудничества предпринимателей этих стран в сфереэнергетики, транспорта, торговли и т.д. После установления дипломатическихотношений быстрыми темпами растут объемы торговли между Китаем и Узбекистаном.Узбекистан занимает четвертое место среди государств-участников СНГ по объемамторговли с Китаем.
В числе объектов китайских инвестиций – крупные проекты, такие, какАктюбинские нефтепромыслы и др. Создаются совместные межгосударственныекомиссии по торговым вопросам. Но этой базе наблюдается непрерывный ростмасштабов внешнеэкономического сотрудничества, обеспечивающий трансформациюпервоначально скромной двусторонней торговли во всеобъемлющееэкономико-торговое и научно-техническое сотрудничество и взаимодействие. Такоесотрудничество отвечает интересам стран и открывает новые возможности иперспективы, а также имеет важное значение в плане обеспечения стабильности врегионе[13].
Китай и Узбекистан стоят на единых либо сходных позициях по многиммеждународным вопросам, понимают и поддерживают друг друга. Государстваподдерживают друг друга по вопросам независимости, суверенитета и территориальнойцелостности. Страны региона неуклонно придерживаются принципа «Одного Китая» иподдерживают КНР в тайваньском, тибетском вопросах и вопросе «ВосточногоТуркестана». Китай выражает свое понимание и уважение выбора, сделанногоузбекским народом в том, что касается социальной и политической системы ииндивидуального пути развития. Можно сказать, что Китай и Узбекистан – друзья иравноправные партнеры в международных делах.
Основными причинами успешного сотрудничества Китая с государствами Узбекистанаявляются:
1. Высокая оценка межгосударственных отношений со стороны участников иактивность сторон в их развитии;
2. В отношениях Китая с Узбекистаном неуклонно соблюдается принциправноправия вне зависимости от размера государства. При решении двустороннихвопросов Китай и Узбекистан стремятся достичь соглашения путем переговоров;3. Взаимовыгодныйхарактер развития экономического сотрудничества Китая с Узбекистаном[14].
Китай возлагает надежды на устойчивый и стабильный характер развития Узбекистана.Отношения с Узбекистаном – важный вектор дипломатической работы Китая.Среднеазиатское направление китайской дипломатии непрерывно развивается иуглубляется.
Нетрудно заметить, что политика Китая по отношению к Узбекистану учитываетреалии традиций и современные особенности. Как известно, интересы развитияКитая требуют мирной, стабильной обстановки в регионе и на международной арене.Внешняя политика Китая направлена на обеспечение мирного совместного развитияна планете. Китай твердо держит знамя развития и сотрудничества, придерживаетсянезависимой, самостоятельной, мирной внешней политики. В отношении соседнихрегионов Китай всегда выступает в качестве дружественного партнера. Такаяполитика является бесперебойным импульсом развития отношений Китая с Узбекистани обещает прекрасные перспективы[15].
По приглашению Председателя КНР Ху Цзиньтао Президент РеспубликиУзбекистан Ислам Каримов совершает государственный визит в Китай с 25 по 27 маясего года. В ходе визита были всесторонне обсуждены и оценены сегодняшнеесостояние и перспективы двусторонних отношений, актуальные проблемырегиональной и международной политики, борьбы с терроризмом, экстремизмом,сепаратизмом и другими транснациональными угрозами.
Также немаловажно значение расширения сотрудничества в гуманитарнойсфере, в области образования и подготовки кадров.
Узбекистан высоко ценит политику КНР по укреплению добрососедских отношенийс нашим государством и другими странами Центральной Азии. Со своей стороны, мызанимаем твердую и однозначную позицию в отношении территориальной целостностиКитая и признаем, что Правительство КНР является единственным законнымправительством Китая, а Тайвань – его неотъемлемой частью.
Значительные перспективы имеет активизация межпарламентских связей,контактов по линии общественных организаций, научно-исследовательских кругов,деятелей культуры и искусства.
По итогам 2009 г. двусторонний товарооборот увеличился почти на 70%, аего объем составил около 600 млн.долл. В Узбекистане действуют 83 совместныхпредприятия, 19 из которых со 100-процентным китайским капиталом. Вместе с тем,имеется огромный, пока еще невостребованный потенциал для вывода торгово-экономическогои финансово-инвестиционного сотрудничества на качественно новый уровень.
Многообещающим является взаимодействие в энергетической сфере. Почти на60 % территории Узбекистана располагаются перспективные месторожденияуглеводородного сырья. Объемы разведанных запасов нефти и газа на открытыхместорождениях составляют более 2 трлн. тонн условного топлива. Узбекистан экспортируетнефтепродукты, природный и сжиженный газ в страны СНГ и сопредельные регионы.Одним словом, нефтегазовый сектор – важнейшее направление инвестиционногосотрудничества с компаниями КНР. В этом контексте подписываемое в ходе визитамежду компанией «Узбекнефтегаз» и Китайской национальной нефтегазовойкорпорацией соглашение по созданию совместного предприятия с объемом прямыхинвестиций около 600 млн.долл. является важным шагом в развитии такого родасотрудничества.
В условиях масштабной реализации в Узбекистане приватизационных программв различных отраслях промышленности и сфере услуг Узбекистан приветствует болееактивное участие китайских компаний в этих процессах.
Устойчивое развитие экономического потенциала и взвешенная миролюбиваяпозиция КНР в международных делах обуславливают рост ее влияния в мировойполитике. Узбекистан заинтересованы в дальнейшем укреплении партнерства, дружбыи сотрудничества с Китаем как с близким региональным соседом и авторитетноймировой державой.
Вместе с тем, серьезным препятствием в развитии нашихторгово-экономических отношений является отсутствие прямых транспортныхкоридоров между Узбекистаном и КНР. Узбекистан активно поддерживает усилияПравительства Китая, Кыргызстана и Азиатского банка развития по скорейшемузавершению строительства автодороги Иркештам – Ош – Андижан.
Тесное сотрудничество Узбекистана и Китая по реализации программы и Планамероприятий многостороннего сотрудничества государств-членов ШОС, в качествеосновных направлений которых определены энергетика, транспорт,телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, банковская сфера, экология,создаст прочную базу для кардинального расширения экономической составляющей врамках ШОС[16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя, хочу отметить, что Узбекистан имеет четкую долгосрочнуюстратегию реформирования государства и общества и уверенно строит свое будущее.И одним из факторов стабильного развития Узбекистана на предстоящие десятилетиясчитаю укрепление дружественных, добрососедских и партнерских отношений сКитайской Народной Республикой.
Нетрудно заметить, что политика Китая по отношению к Узбекистануучитывает реалии традиций и современные особенности. Как известно, интересыразвития Китая требуют мирной, стабильной обстановки в регионе и намеждународной арене. Внешняя политика Китая направлена на обеспечение мирногосовместного развития на планете. Китай твердо держит знамя развития исотрудничества, придерживается независимой, самостоятельной, мирной внешнейполитики. В отношении соседних регионов Китай всегда выступает в качестведружественного партнера. Такая политика является бесперебойным импульсомразвития отношений Китая с Узбекистан и обещает прекрасные перспективы.
Хотелось бы подчеркнуть, что наряду с политическим диалогом, Узбекистаннамерен существенно интенсифицировать сотрудничество в экономической,инвестиционной, транспортно-коммуникационной и гуманитарной сферах. Полагаю,для этого есть все необходимые условия и, самое главное – политическая воляруководства двух государств.
Полагаю важным подчеркнуть необходимость активизации деятельности деловыхкругов, изменения структуры экономического взаимодействия с акцентом наувеличение доли высокотехнологичной продукции, в том числе в рамкахинвестиционного процесса, эффективное внедрение новых технологий. Узбекистан,располагая значительным научным и кадровым потенциалом, имеет хорошиевозможности для создания в нашей стране «зон высоких технологий» с участиемкитайского капитала.
Важным направлением сотрудничества может стать создание совместныхпредприятий по производству товаров, комплектующих и аксессуаров длявысокотехнологичных производств, нацеленных как на рынки Китая и Узбекистана,так и другие перспективные рынки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «КонституцияРеспублики Узбекистан». Т., 2008
2. ЗаконРеспублики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности РеспубликиУзбекистан»
3. Каримов И.А.– «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его предотвращению вусловиях Узбекистана». Т., 2009
4. Каримов И.А.– «Узбекистан: 16 лет независимого развития»//Доклад на совместном заседанииОлий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан,посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана. 30 августа 2007 года
5. Каримов И.А.– «Узбекистан на пороге ХХI века. Угрозыбезопасности, условия и гарантии прогресса». Т., 1997
6. Газета «Жэньминьжибао»
7. Газета «Uzbekistan Today»
8. Журнал«Экономическое обозрение»
9. Информационноеагентство PRESS-UZ.info
10. www.mirbudushego.ru/
11. www.uzreport.uz
12. www.zerkalo21.uz/