МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический университет
Факультет сокращенной подготовки
Контрольная работа по курсу
«Мировая экономика»
ТЕМА: «Основные функции международного валютного фонда»
Исполнитель:
Руководитель:
Екатеринбург
2005
План
Введение
1. Основные направления деятельности и задачимеждународного валютного фонда
2. Структура и функции МВФ
3. Кредитная деятельность МВФ
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Международный Валютный Фонд — наиболее влиятельнаямеждународная организация, регулирующая международную макроэкономику.
Первоначально Фонд кредитовал преимущественно Западныестраны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся государстваполучили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почтицеликом на кредитование последних.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдениемстранами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципымировой валютной системы.
Ни одна другая международная организация не подвергаласьстоль резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказываетсильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах,особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фондав долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитнойсистемы было бы гораздо более серьезным.
В первой части данной контрольной работы представленыосновные направления деятельности и цели международного валютного фонда, такжепроцедура вступления и участия в МВФ. Вторя часть раскрывает структуру ифункции МВФ. В третье части рассмотрены особенности кредитной политики МВФ,основные механизмы кредитования стран-участниц.
В конце работы сделаны выводы.
1. Основные направления деятельности и задачимеждународного валютного фонда
Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund,IMF) — межправительственная организация,предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений междугосударствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютныхзатруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставлениякратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированноеучреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютнойсистемы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовойконференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США,штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, котороеявляется его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическуюдеятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФтрижды пересматривался:
В 1969 году с введением системы СДР; СДР — международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемыедля безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и вкачестве расчетной единицы МВФ;
В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;
В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки праваучаствовать в голосовании — по отношению к странам не погасившим свои долгиФонду.
На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства (Приложение1), т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария,однако в 1992 г. и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами сталибольшинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Россиявступила в состав МВФ с 01 июля 1992 г.
Для каждого из членов МВФ установлена квота, рассчитанная наоснове относительной экономической и финансовой мощи страны. Квоты определяютразмер финансовых взносов (подписки) каждой страны-члена, число приходящихся нанее голосов и условия ее доступа к ресурсам Фонда. Квота равна 250 «базисных»голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1голос за каждые 1000,000 СДР. Страна-участник обязана оплатить 25% от величинысвоей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласноуставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.
На 31 января 2003 года доля США в совокупных ресурсах МВФпревышала 18% (что давало этой стране фактическую возможность наложить вето налюбое касающееся управления Фонда решение, принятие которого требует не менее85% всех голосов), Германия — 5,53%; Япония — 5,53%; Великобритания — 4,98%; Франция- 4,98%; Саудовская Аравия — 3,45%; Италия — 3,09%; Россия — 2,90%. Доля 15стран — участниц ЕС — 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны — членыОрганизации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют всовокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов[1].Взносы по подписке вначале платились частично золотом, а частично — внациональной валюте страны-члена. Для первых членов МВФ взнос, подлежащийуплате золотом, составлял 25% квоты, или 10% чистых официальных золотых идолларовых резервов страны по состоянию на 12 сентября 1946 (меньшую из этихсумм). Размер членских взносов стран, вступивших в МВФ после 1948, определялсяиндивидуально. В 1978, после того как золото перестало играть какую-либо роль воперациях МВФ, начался процесс постепенного избавления Фонда от золота. Внастоящее время 25% взносов стран-членов платятся в свободно конвертируемойвалюте, остальные 75% — по-прежнему в национальной валюте. Взнос, подлежащийуплате в национальной валюте, может быть сделан в форме беспроцентных облигацийсоответствующего государства, которые МВФ при необходимости может истребоватьналичными. По состоянию на 01 января 2004 года, членские взносы, составляющиеобщую сумму квот в МВФ, достигли 145,4 млрд. СДР, или почти 215 млрд. долл. потекущему курсу[2].
Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но ненапрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулыбыли такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовыебалансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квотдо 60-х годов. В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а такжебыли добавлены новые формулы.
Взятые вместе, они использовались как помощники вопределении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Этиформулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущиедоходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.
В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот иусовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.
Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фондарассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами ужесостоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученноезначение квоты обсуждается комитетом «Участников» (membership)Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фондсогласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полномсоставе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всехформальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписанияСтатей Соглашения.
/>К целям международного валютного фондаможно отнести следующие:
Содействие международномувалютномусотрудничествупутем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;
Содействие расширению и сбалансированному ростумеждународной торговли и соответственно росту занятости и улучшениюэкономических стран-членов;
Обеспечение функционирования международной валютной системыпутем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютныхкурсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения ввалютной области между странами-членами;
Определение паритетов и курсов валют; не допускатьконкурентного обеспечения валют;
Оказание содействия в создании многосторонней системы платежейпо текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов икредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов истабилизации валютных курсов;
Сокращение длительности и уменьшение степенинеуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;
Предоставление консультационной помощи по финансовым ивалютным вопросам странам-членам;
Осуществление контроля за соблюдением странами-членамикодекса поведения в международных валютных отношениях.
2. Структура и функции МВФ
Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения.В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитетпо развитию, Исполнительный Совет, Комитет МВФ по статистике платежныхбалансов, Управляющий (директор-распорядитель).
Совет Управляющих— высший руководящий органМВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем,назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководителицентральных банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз вгод, но может собираться или принимать постановления, голосованием по почте ичаще. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда,таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключениестран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборыисполнительных директоров. Решения в Совете управляющих обычно принимаютсяпростым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важнымвопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальнымбольшинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). Советуправляющих может передавать любые из своих функций Исполнительному совету.
Временный Комитетисполняет решенияИсполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или другихофициальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в год иотчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании международной валютной(monetary) системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.
Комитет по развитию так же, как и Временный Комитетсостоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимогоранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ. Комитет поразвитию проводит совместные с Временным комитетом заседания в целях подготовкидокладов и предоставления консультаций по всем аспектам передачи реальныхресурсов.
Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует ИсполнительномуСовету, т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ,включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов,в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора заих политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает напостоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит своизаседания три раза в неделю. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросовадминистративного и операционного характера, а также занимается вопросамикасающимися политики Фонда в отношении стран-членов. С 1992 г. числоисполнительных директоров доведено до 24. Пять из них назначены, согласноуставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т.е. пятьюстранами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 — формально избраны, нопредставляют каждый одну страну — Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 — избраныот остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп,сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо наоснове общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоровпроводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов,которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. В большинствеслучаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формальногоголосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.
Комитет МВФ по статистике платежных балансов, всостав которого входят представители промышленно развитых и развивающихсястран, разрабатывает рекомендации о более широком применении статистическихданных при составлении платежных балансов, координирует проведение базовогостатистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследованияпо регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационногохарактера.
Управляющий (директор — распорядитель). ИзбранныйИсполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет иявляется главой персонала организации. Под управлением Исполнительного СоветаУправляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначаетсяна пять лет и может быть переизбран на последующий срок. Директор-распорядительпредседательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев,когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.
В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дели назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея,заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующихадминистративной службой и штаб-квартирой фонда.
Деятельность МВФ основана на монетарном подходе крегулированию экономической деятельности, что достигается через выполнениеорганизацией следующих основных функций:
Надзор— функция МВФ, предусматривающая егоправо осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установлениявалютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая странаобязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую дляосуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит издетальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а такжео структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающаясреда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявитьпотенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять настабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, датьправительству страны рекомендации по их исправлению.
Финансовая помощь — использование финансовых ресурсовМВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежногобаланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намеренияправительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят изсобственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ всоответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, атакже ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностраннойвалюты за национальную; возврат кредита — обратный обмен. Кредиты МВФ выдаютсядолями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматриваетих выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программыэкономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть полученытолько в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данноесвойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все видыдоступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенныхусловий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительствомстраны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодолениетрудностей с платежным балансом.
Техническая помощь— содействие МВФстранам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора,бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового иэкономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощьосуществляется через направление миссий в центральные банки и министерствафинансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылкуэкспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихсязаконодательных документов.
Выпуск специальных прав заимствования — международныхрезервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых междустранами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономикеСДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международныхрезервов наряду с золотом и иностранной валютой 2) расчетной единицы, котораяиспользуется МВФ и некоторыми другими международными организациями,
3) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах,
4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов.3. Кредитная деятельность МВФ
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельностииспользуются два понятия:
1) сделка (transaction) — предоставлениевалютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation)- оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемныхсредств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами,центральными банками, стабилизационными фондами.
Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного балансаи на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлениикредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этоюМВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы«под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.
МВФ взимает со стран-заемщицразовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые имкредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленногопериода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупитьнациональную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.
Соглашения о резервномкредите, или соглашения "стэнд-бай" обеспечивают стране-члену гарантиютого, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальнуюв соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренныхусловий.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой опредоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может бытьсерьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурнымирасстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов(англ. facility — устройство,механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
/>1. Фонд компенсационного инепредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членовМВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими отних факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировыхцен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений встранах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.
2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных)запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобныхзапасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если этоухудшает их платежный баланс.
3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержкиопераций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняетсяактивной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в80-х годах.
4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержкиструктурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны,осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических иполитических реформ.
Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФпериодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблеммеждународных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемныесредства из различных внешних официальных источников. К временным специальнымфондам относятся:
1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974-1976 гг.). предоставлялкредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванныхувеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этогоресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Развивающиеся страныколичественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика(1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитовиз нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (неменее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальнойэнергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся странк ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов наимпорт подорожавшей нефти;
2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан восновном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателямикредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщикине вносили в МВФ эквивалент получаемых средств внациональной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Этиусловия в наибольшей степени отвечали требованиямразвивающихся стран.55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальнаячасть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам.
3) Фонд дополнительногокредитования или фонд Виттевеена-по имени директора-распорядителяМВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда — предоставлять за счетзаемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисыплатежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фондаВиттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл) сформированы за счет кредитов13 стран-членов МВФ, а также Швейцарскогонационального банка. Кредиты из этого фондаполучили 26 стран.
4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемникфонда дополнительного кредитования, функционировал в 1981-1992 гг. Цель фонда предоставлятьдополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесийплатежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фондиспользовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в большихразмерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей исистемы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок дляосуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашениякредита. Источником ресурсов фонда являлисьсобственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования удругих стран. В связи с увеличением квотстран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.;
5) Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г): предоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимсястранам, испытывающим хронический кризис платежногобаланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической иструктурной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г.36 стран (из 61 страны,имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5%годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимиткредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР.) — погашениекредитов, предоставленных доверительным фондом;
6) Расширенный фонд структурной перестройки; сдекабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсовфонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд.СДР.). По своим целям и механизму функционирования этот фонд являетсяпреемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получениякредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам,включая Албанию и Монголию.29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. насумму 3,2 млрд. СДР (фактически — 2,4 млрд. СДР.) [3].Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты,иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок длязаключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшемон неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г). В конце 1993 г. образованновый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объемнового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл) для предоставления льготныхзаймов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл) для субсидированияпроцентных ставок по этим займам. К маю 1994 г.43 страны согласилисьучаствовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройкиэкономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будетуделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованиюструктуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фондаструктурной перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениямбудут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.
Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФпутем заимствования ресурсов у других стран-членов — это одно из проявленийпроцесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютногорегулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет рольпосредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучныхстран-кредиторов к странам, испытывающимпотребность в кредитах. Одновременно, оказываясиловое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц.Он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.
Заключение
За время своего существования МВФ превратился в подлинноуниверсальную организацию, добился широкогопризнания в качестве главного наднационального органа регулированиямеждународных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международногокредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гарантаплатежеспособности стран-заемщиц. Одновременно онначинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущихгосударств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системырегулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик.Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,накопил большой и полезный опыт.
Конечно, как и всякая международная организация, МВФявляется ареной не только партнерства, но и соперничества национальных,экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольноопределять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения сглавными государствами Западной Европы и Японией.
Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся странАзии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнозаявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ.Из этого потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета ипримирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мировогосообщества, необходимость совершенствования как институциональных структурФонда, так и реализуемых им программных политических установок.
Список литературы
1. Бомбы и доллары // Эко. — 1999. — №5.168 — 172 с.
2. Герчикова И.Г. «Международные экономические организации.» / М.:Изд. АО «Консалтбанкир». — 2003 г.
3. Генезис обратимости валют // ЭКО. — 2003. — №8.103 — 108 с.
4. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовыеотношения» /М.: Изд. «Финансы и статистика», 1994 г.
5. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. — 2004. — №5.58 — 66 с.
6. Международный валютный фонд: на рубеже столетий. Российский аспект // Деньгии кредит. — 2005. — №1.54 — 67 с.
7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник /Под ред. Круглова В.В. — М.: ИНФРА-М, 2000 г.
8. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: Современные тенденции и нашиинтересы. М.: Финансы и статистика, 1999 г.
9. Шреплер Х. — А. Международные организации. Справочник. М.: МО, 1995 г.
Приложение 1
Список государств — членов МВФ
Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Ангола
Антигуа и Барбуда
Аргентина
Армения
Афганистан
Багамские Острова
Бангладеш
Барбадос
Бахрейн
Белиз
Беларусь
Бельгия
Бенин
Болгария
Боливия
Босния и Герцеговина
Ботсвана
Бразилия
Бруней
Буркина-Фасо
Бурунди
Бутан
Вануату
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Габон
Гаити
Гайана
Гамбия
Гана
Гватемала
Гвинея
Гвинея-Бисау
Германия
Гондурас
Гренада
Греция
Грузия
Дания
Джибути
Доминика
Доминиканская Респ.
Египет
Заир
Замбия
Зимбабве
Израиль
Индия
Индонезия
Иордания
Ирак
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Йемен
Кабо-Верде
Казахстан
Камбоджа
Камерун
Канада
Катар
Кения
Кипр
Кирибати
Китай
Колумбия
Коморские Острова
Конго
Коста-Рика
Кот-д'Ивуар
Кувейт
Кыргызстан
Лаос
Латвия
Лесото
Либерия
Ливан
Ливия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Македония
Малави
Малайзия
Мальта
Марокко
Маршалловы Острова
Мексика
Мозамбик
Молдова
Монголия
Мьянма
Намибия
Непал
Нигер
Нигерия
Нидерланды
Никарагуа
Новая Зеландия
Норвегия
ОАЭ
Оман
Пакистан
Панама
Папуа-Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Польша
Португалия
Республика Корея
Российская Федерация
Руанда
Румыния
Сальвадор
Самоа
Сан-Марино
Сан-Томе и Принсипи
Саудовская Аравия
Свазиленд
Сейшельские Острова
Сенегал
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сингапур
Сирия
Словакия
Словения
США
Соединенные Штаты Микронезии
Соломоновы Острова
Сомали
Судан
Суринам
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Таиланд
Танзания
Того
Тонга
Тринидад и Тобаго
Тунис
Туркмения
Турция
Уганда
Узбекистан
Украина
Уругвай
Фиджи
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Центральноафриканская Республика
Чад
Чехия
Чили
Швеция
Швейцария
Шри-Ланка
Эквадор
Экваториальная Гвинея
Эстония
Эфиопия
ЮАР
Ямайка
Япония