Реферат по предмету "Международные отношения"


Организация и техника импортных операций по поставке продукции потребительского назначения (на примере ЗАО "Регата")

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДГТУ)
ФАКУЛЬТЕТИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА МИРОВОЙЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ИТЕХНИКА ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПО ПОСТАВКЕПРОДУКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАО«РЕГАТА»)
Автор дипломной работы
Т.Г. Заярина
группа ИМЭ53
Обозначение ДР
Специальность 080102
 «Мировая экономика»
Руководитель дипломнойработы,
к.э.н, доцент
Н.В. Бурьянова
Ростов-на-Дону
2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы импортныхопераций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации итехники импортных операций
1.2 Особенности российского рынкаалкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулированиевнешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операцийна предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техникиВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективностивнешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статейимпортного контракта
3.2 Совершенствование организацииуправления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития исовершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
импортрынок внешнеэкономический контракт
В современных условияхвнешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующейструктуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одногосударство в мире не может успешно развиваться без эффективной системывнешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство.На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическаядеятельность оказала влияние на решение экономических проблем на различныхуровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений,предприятий.
Развитие рыночныхотношений в современной России создало широкие возможности для осуществлениявнешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех формсобственности. Произошедшие за последние десятилетие изменения в сфереэкономического положения страны, характеризующиеся усилением процессовглобализации, либерализацией внешнеэкономической политики страны, устранениемвнешнеторговых барьеров значительно увеличили масштабы экспортно-импортныхопераций. Таким образом, на сегодняшний день внешнеэкономическая деятельностьявляется составной частью всей работы большинства предприятий России.
Развитиевнешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие какиспользование преимуществ международной кооперации производства и свобода впринятии решений для осуществления своих производственных задач (свободныйвыбор производственных ресурсов, свобода выбора направлений и форм реализациипроизведенной продукции, производственного партнера по кооперации и др.)
Организуя ВЭД,предприятия обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняютте или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образомкоординируется их внешнеэкономическая работа.Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагаетрешение таких важнейших задач, как разработка стратегических направленийвнешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках,составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структурыорганов управления внешнеэкономической деятельностью, учет и контрольэффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений вобласти экономических отношений с иностранными партнерами.
От системы управленияВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия намеждународном рынке. Отсутствие комплексного подхода к данной проблемесущественно ограничивает возможности развития конкурентоспособностипредприятия.
Актуальность дипломнойработы заключается в том, чтов условиях глобализациимирового хозяйства значительно повышается роль внешнеэкономической сферы как намакро -, так и на микроэкономическом уровне. На современном этапе внешнеэкономическиесвязи являются неотъемлемой частью деятельности отраслей национальнойэкономики, фирм и организаций. В связи с этим большое значение приобретают вопросыорганизации внешнеэкономической деятельности на предприятии.
Цель дипломной работы –изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО«Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельностипредприятия и разработать меры по повышению эффективности в современныхэкономических условиях.
Для достижения поставленнойцели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотретьтеоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследоватьсостояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провестианализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучитьпрактику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучитьособенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотретьэтапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем,сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельностипредприятия;
7) оценитьосновные технико-экономических показатели работы ЗАО «Регата»;
8) проанализироватьвнешнеторговый контракт ЗАО «Регата» и произвести оптимизацию его статей;
9) разработатьрекомендации по повышению эффективности внешнеэкономической деятельностиисследуемого предприятия.
Объектом исследованиявыступает ЗАО «Регата».
Предметом исследованияявляется система организации и техники импортных операций.
Практическая значимостьдипломной работы состоит в исследовании особенностей организации и техникиимпортных операций ЗАО «Регата» и разработке мер по совершенствованиюуправления ВЭД, реализация которых будет способствовать повышению ееэффективности.
При написаниидипломного проекта использованы методы логического обобщения материала,экономического анализа, графический и табличный методы, приемы группировкипоказателей и аргументации выводов и предложений.
В работе былииспользованы: нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и практическиепособия ведущих отечественных специалистов в области внешнеэкономическойдеятельности, таких как Стровский Л. Е., Дегтярева О.И., Воронкова О.Н.,Пузакова Е.П, Диденко Н.И., Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю., и других, отчетыФедеральной службы Государственной статистики и Администрации РО, а такжебухгалтерская и финансовая отчетность ЗАО «Регата».
Данная работа состоитиз трех основных частей.
В первой частисодержаться теоретические основы импортных операций, нормативно – правовая базавнешнеторговой деятельности, а также представлен анализ рынка алкогольнойпродукции, на котором осуществляет деятельность ЗАО «Регата».
Вторая — исследовательская часть, посвящена анализу внешнеэкономической деятельностипредприятия ЗАО «Регата». В ней дана общая характеристика деятельности исследуемогопредприятия, проведен анализ финансового состояния ЗАО «Регата», изученыособенности организации и управления ВЭД на данном предприятии, рассмотреныэтапы реализации импортной сделки по поставке алкогольной продукции.
В третьей части — практической, на основе полученных результатов исследования разработанырекомендации по практическому совершенствованию внешнеэкономических операцийпредприятия ЗАО «Регата», проведен анализ импортного контракта и предложеныпути его оптимизации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ И РОСТОВСКОЙОБЛАСТИ
 
1.1 Теоретическиеосновы организации и техники импортных операций
На сегодняшний день импорттоваров и услуг является составной частью внешнеторговой деятельностипредприятия. Импортная операция представляет собой коммерческую деятельность,связанную с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя дляпоследующей их реализации на внутреннем рынке. При этом ввозимый товар можетбыть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем дляпереработки.
Законом «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации»от 13 октября 1995 г. импорт определяется как ввоз товаров, работ, услуг ирезультатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав наних) на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы безобязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечениятоваром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав нарезультаты интеллектуальной деятельности.
Необходимым условиемимпортной операции является платежеспособность импортера. Ее основнымипризнаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом ипересечение товаром границы страны-импортера.
Каклюбая внешнеэкономическая операция импортная сделка включает в себя три этапа:подготовка, заключение контракта и его исполнение. При этом данные этапыимпортной сделки имеют свои особенности.
Воснове подготовки предполагаемых закупок должно лежать систематическое изучениеи прогнозирование спроса отечественных потребителей в сфере личного ипроизводственного потребления, либо прогнозирование собственного производства ипотребления в сопоставлении с реальными экспортными и производственнымивозможностями фирм-производителей. [3.с.320]
Изучениеконъюнктуры рынка для импортера также важно, как и для экспортера и выполняетсяв целях выявления современных требований к товарам, закупка которыхпланируется; определения возможных поставщиков с точки зрения качества товаров,технического уровня производства и их финансового положения; определения уровняцен и прогноза его изменения; определить наиболее целесообразный метод закупки:напрямую у производителя, через посредников, используя различные формывстречной торговли и т.д.;
Планированиевнешнеторговой операции, на первом этапе исполнения сделки, представляет собойразработку взаимосвязанных по времени и содержанию организационных икоммерческих мероприятий. Оно включает в себя: рассылку запросов поставщикам,агентам, брокерам, организация международных торгов; разработку технических требованийна закупаемые товары; согласование требований и условий закупок товаров с потребителями,если внешнеторговая организация является посредником; проведение переговоровили торгов и заключение контрактов; выполнение контрактных обязательств иконтроль за выполнением.
Подготовкак исполнению сделки также предусматривает проведение рекламной компании. Приимпортных операциях реклама играет незначительную роль, а нередко и вообщеотсутствует, однако в ряде случаев и импортеры прибегают к ней, чтобыпредставить себя в деловых кругах в качестве крупных покупателей, выявить потенциальныхпоставщиков, а также обострить между ними конкуренцию. [2.с.57-59]
Особоевнимания на этапе подготовки импортных операций анализу поступающих отиностранных фирм оферт, а также подготовке запросов, заказов иностранным фирмами их направление адресатам.
Цель запроса — получение от экспортеров конкурентных предложений, поэтому они рассылаютсянескольким фирмам разных стран. В них указываются наименование товара, егоколичество и качество, срок поставки; цена, как правило, не указывается, таккак ее определяет продавец. Что касается заказов, то они обычно направляютсяпостоянным контрагентам, поэтому в них указываются лишь индивидуальные условияпредстоящей сделки, а в остальном стороны руководствуются условиями либотиповых, либо ранее заключенных контрактов.
Завершает первый этапсоставление проекта контракта покупателем для передачи иностранному продавцуили изучение представленного продавцом проекта контракта.
При разработке импортногоконтракта изучается соответствующая нормативно-правовая база заключениямеждународных сделок, возможность использования типовых контрактов, другихобщих условий поставки отдельных товаров. Текст предлагаемого контрактапостатейно ориентирован на интересы импортера, в связи с чем должен содержатьрасширенное толкование предмета контракта, подробную характеристику качестватовара и порядок его проверки, гарантии по качеству, требования к упаковке имаркировке товара, условия сдачи-приемки товара по качеству и количеству.Валютно-финансовые условия контракта должны отражать выгодные для покупателяформы и способы расчета, подробный перечень документов, против которыхпроизводится оплата товара покупателем. Статья «Претензии» по своему содержаниюдолжна обеспечивать права импортера на заявление претензий по количеству и качеству,срокам поставки и другим основаниям и действенные способы их удовлетворения. Вконтракт необходимо включить перечень санкций, применяемых к продавцу занарушение контрактных обязательств и условия форс-мажора, ограничивающиевозможности исполнения обязательств продавцом. [3.с.321]
Если в ходе письменногообмена предложениями и ответами сторонами достигнута полная договоренность озаключении сделки, подписание контракта является чисто формальным актом. Впротивном случае, при сохранении взаимного интереса сторон, подписаниеконтракта предваряется проведением прямых переговоров.
В ходе переговоровстороны детально обсуждают заранее подготовленный проект контракта,принципиальные условия купли-продажи, уточняют и согласовывают позиции,вырабатывают взаимные обязательства. При достижении в ходе переговоровдоговоренности по всем условиям сделки стороны подписывают контракт. С моментаподписания контракта начинают действовать права и обязанности сторон по егоисполнению.
При осуществленииимпорта товаров покупатель-импортер должен пройти следующие этапы:
1) получить необходимыелицензии, сертификаты, разрешения
2) оформить паспортимпортной сделки
3) произвестинеобходимые платежи по контракту
4) принять товар всогласованном с экспортером пункте или порту назначения
5) произвеститаможенное оформление импортируемых товаров, нести расходы по уплате таможенныхпошлин налогов, сборов (за исключением случаев, когда поставка осуществляетсяна условиях DDP)
В случае импортаподакцизной продукции в обязанности покупателя также входит приобретение втаможенных органах акцизных марок, которые затем направляютсяпроизводителю-экспортеру, а также их страхование.
Продавец в свою очередьосуществляет производство, отгрузку, таможенную очистку, транспортировкутовара, оформляет связанную с поставкой товара документацию (упаковочный лист,накладная дорожно-транспортная, коносамент, счет-фактура, страховой полис), атакже подготавливает по просьбе покупателя дополнительные документы необходимыедля ввоза товара в его страну (сертификат происхождения и др.);
Техника исполненияимпортных операций обычно включает:
1) контроль за качественнымизготовлением закупленного товара и его своевременной доставкой из-за границы.При более сложных импортных операциях, чаще всего при закупках машин иоборудования, контроль за исполнением импортной операции может включать такиедополнительные этапы, как командирование специалистов для контроля заизготовлением и приемкой оборудования, осуществление контроля за монтажом ипуском оборудования в эксплуатацию и т.д.;
2) организациютранспортировки товара из-за границы. Например, при закупке товара на условиях FOBв обязанности покупателя входят: заблаговременное фрахтование судна, извещениепродавца о дате и времени прибытия судна в порт погрузки, страхование товара впути до пункта назначения, выдача инструкций экспедитора, контроль за погрузкойи выгрузкой товара в портах отправления и прибытия, оформление генеральногоакта и аварийного сертификата в порту выгрузки;
3) проведение расчетовза поставленный товар: при аккредитивной форме расчетов — выдача в необходимыесроки банковской гарантии и открытие аккредитива в пользу продавца, проверкапоступивших от экспортера документов; при инкассовой форме расчетов- выпискаакцепта-поручения банку на перевод причитающейся суммы продавцу;
4) организация работы спретензиями: предъявление претензий продавцу в срок, установленный контрактом,контроль за их удовлетворением;
5) итоговый анализэффективности проведенной импортной операции и разработка операций по ееповышению в будущем. [3.с.322]
1.2 Особенностироссийского рынка алкогольной продукции
Алкогольныйсектор в России с давних пор представляет особое значение, как с социальнойточки зрения, так и с позиции российской экономики в целом. Он занимаетлидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной ипищевой промышленности. Несмотря на то, что за последние пятнадцать лет доляалкогольной продукции уменьшилась в общем объеме товарооборота России более чемв три раза, алкогольный сектор по-прежнему остается одним из самых значимых секторовс традиционной социальной точки зрения, а также является одним из важныхисточников поступления доходов в российский бюджет, так как основная массаалкогольной продукции производимой в России и поставляемой из-за рубежаявляется акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы отлюбых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.
Современноесостояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукцииопределяются мировой ситуация и общемировые тенденции. Это связано не только соткрытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции,но также и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынковотдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамкахобщемирового глобального рынка.
Насегодняшний день основными тенденциями российского рынка являются:
1)постепенное восстановление физического объема рынка легальной водки и ликероводочныхизделий (ЛВИ);
2)восстановление «гармонизации» и баланса рынков отечественной и импортнойалкогольной продукции на алкогольном рынке России
3)начало формирования рынка российских алкогольных брендов, компаний ипредприятий;
4)на водочном рынке — постепенное снижение роли импортной водки и отсутствиесинергетического эффекта при размещении иностранного производства водки вРоссии;
5)повышение минимальных цен на некоторые группы крепкого алкоголя
6)самое перспективное направление развития алкогольных компаний- создание группмногопрофильных (водка, ЛВИ, коньяк, вино) заводов в регионах
7)межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний
8)алкогольный рынок России продолжает оставаться самым дорогим алкогольным рынкомлегального дешевого алкоголя в Европе и эта тенденция только возрастает;
9)ростпотребления дорогой алкогольной продукции происходит наряду с ростомпотребления алкоголя в сегменте дешевой водки, переходящей в нелегальныйсегмент;
10)диверсификациябизнеса алкогольных компаний: расширение ассортимента российских производителей(присоединение предприятий по выпуску алкогольной продукции других видов;производство новых алкогольной продукции в рамках своих предприятий);
Несмотряна ряд проводимых сегодня мер по регулированию алкогольного рынкаэтотсегмент по-прежнему является «проблемной зоной» российской экономики,которую можно охарактеризовать следующим:
1)недопустимо высокий уровень теневого нелегального рынка – 40 – 50%; высокийуровень фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции;
2)наличие многочисленных административных барьеров с тенденцией к их нарастанию снарушением единого экономического пространства страны;
3)высокая степень предложения и потребления населением суррогатов спиртных напитков;
4)высокая степень криминализации и коррупционности алкогольного рынка (уход отуплаты примерно 50% акцизов и других налогов в бюджет);
5)недобросовестнаяконкуренция на рынке, незащищенность операторов алкогольного рынка. [20.с.35]
Последние5 лет на российском рынке наблюдается относительно стабильная ситуация с точкизрения производства легальной и доли нелегальной продукции, а также проведениягосударственных реформ в отношении алкогольного рынка. Но 2010 год стал дляалкогольного рынка России во многом переломным. Год начался со стартаантиалкогольной кампании, главным инструментом реализации которой выступиласозданная в 2008 году федеральная служба Росалкогольрегулирование. Была введенаминимальная розничная цена на водку, на предприятиях отрасли начались массовыепроверки, что привело к приостановке лицензий у целого ряда производителей.
Главная тенденция 2010года — сокращение в результате мер Росалкогольрегулирования нелегальной водки иЛВИ в системе легальной розничной торговли. По итогам года объем легальногоалкогольного производства составит 235 млн. дал и увеличился в 2010 г. на 10%относительно 2009.
Из всей алкогольнойпродукции в 2010 году наибольший рост продемонстрировало игристое и столовоевино — 15,3% (22,4 млн. дал) и 14,5% (45,1 млн. дал) соответственно. Изкрепкого алкоголя выросло производство только водки на 3,7% — 95,4 млн. дал.Сильнее всех упало производство ЛВИ: выпуск продукции крепостью менее 25градусов снизился на 37% (3,4 млн. дал), продукции крепостью более 25% — на42,1% (7,5 млн. дал). Выпуск коньяка в 2010 году также сократился — на 28,8% (9млн. дал).
/>
Рис. 1.1 Объемпроизводства алкогольной продукции по основным товарным группам за 2010 г., вмлн. дал.
Производство легальногокрепкого алкоголя упало в начале 2010 г. на 14,2%, во 2 квартале – на 15,1%;однако уже в 3 квартале спад прекратился и начался процесс «относительногороста» — по итогам января – сентября спад вышел на уровень 14,6%. По итогамгода производство легальной продукции в группа крепкой алкогольной продукции вцелом составит около 114,3 млн. дал.
Более трети всегообъема российского производства водки и ликеро-водочных изделий приходится наЦентральный федеральный округ. В Приволжском федеральном округе производится21% данной продукции. Доля Южного федерального округа (включаяСеверо-Кавказский ФО) составляет более 16%.
/>
Рис.1.2 Производствоводки и ЛВИ по Федеральным округам России
Регионами с наибольшимиобъемами производства водки и ликероводочных изделий в 2010 году стали:Московская область, г. Москва, Кабардино-Балкарская Республика, Тульская область,Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург и Республика Башкортостан. ЛидируетМосковская область, производящая около 20% всей отечественной водки и ликероводочныхизделий, в г.Москве выпускается около 10% данной продукции, производимой вРоссии. Третье место занимает Кабардино-Балкарская Республика, производящаяболее 9% этой продукции. [17.с.25]

/>
Рис. 1.3 Производство водкии ЛВИ по регионам России, в %
Крупнейшими российскимипроизводителями водки и ликероводочных изделий являются ЗАО «Ликероводочныйзавод «Топаз», ОАО «Московский завод „Кристалл“, ООО»Омсквинпром", ОАО «Татспиртпром» и ОАО«Башспирт». Наибольшая доля в структуре российского производства принадлежитЗАО «Ликероводочный завод „Топаз“ (более 10%), ОАО»Московский завод «Кристалл» занимает второе место по объемамвыпускаемой водки и ликероводочных изделий в России, производя около 8% даннойотечественной алкогольной продукции, третье место принадлежит ООО«Омсквинпром» — почти 5% производства отечественной водки и ликероводочныхизделий.
Производство коньяка в 2010году составило 676 тысяч декалитров, что практически на треть (28,4%) меньше,чем за аналогичный период 2009 года. За восемь месяцев 2010 года производствоконьяка сократилось на 21,6%.
На российском рыкенаблюдаетсяпостепенное объемное восстановление в производстве низко алкогольной продукции.Если в 1 квартале 2010 падение составило 14,6%, то к концу года уже 11,3%. Вцелом объем легального производства составит по итогам 2010 г. около 109,7 млни дал. Объем производства вина и винодельческих изделий в 2010 году возрос на 4%по сравнению с предыдущим годом. В России вино занимает третье место попопулярности среди алкогольных напитков после водки и ликероводочных изделий, атакже пива. В 2010 году емкость рынка столовых вин оценивалась в 155 млрд.рублей. Около трех четвертей всего объема российского производства виноградныхвин приходится на Южный федеральный округ (включая Северо-Кавказский ФО).Центральный федеральный округ занимает 13% производства, на Северо-Западный ФОприходится 9,0%.
/>
Рис. 1.4 Производствовина по Федеральным округам России, в %
Регионами с наибольшимиобъемами производства вина и винодельческих изделий в 2010 году стали:Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край,Ленинградская и калужская области. Лидирует Краснодарский край, производя около43% всего отечественного виноградного вина. В Кабардино-Балкарской Республикевыпускается 11% всего виноградного вина, производимого в России. Третье местозанимает Ставропольский край, производящий 10% данной продукции.[17.с.23]
Вотношении потребления алкогольной продукции наблюдается смещениепотребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие. Кромеэтого, произошли изменения и в структуре потребления алкоголя. Следуетотметить, что на протяжении последнего десятилетия соотношение между крепким ислабым алкоголем изменялось в пользу легких напитков.

/>
Рис. 1.5 Объем продажотдельных видов алкогольной продукции и пива в 2010 г., в тыс. дал.
На сегодняшний деньнаибольшую долю в структуре потребления алкоголя в натуральном выражениизанимает пиво – 73%. В стоимостном же выражении доля пива в 2010 году составлялаоколо 36% объема российского алкогольного рынка и превысила 480 млрд. рублей,что на 5.5% больше по сравнению с 2009 годом. При этом объем потреблениясократился на 6,5%, причем сильнее всего снизилось потребление в городах снаселением менее 100 тыс. жителей, а также сельских населенных пунктах, что связанос социальным фактором и переключением потребителей в этих регионах наиболеедешевую продукцию.
Второеместо по объему потребления среди слабогоалкогольных категорий занимает вино –его доля в объеме всего потребленного алкоголя в 2010 году составляла 8.5%. Емкостьроссийского рынка тихих вин в 2010 году оценивается в сумму чуть более 155 млрд.руб., рынок игристых вин – около 51 млрд. руб., рынок вермутов – 14 млрд. руб.В объемном выражении суммарное потребление всех категорий вина составило около120 млн. дал, что почти на порядок меньше, чем пива. Основным фактором,формирующим потребительские предпочтения на отечественном винном рынке,остается цена. При этом в 2010 году доля вин отечественного производства встоимостном выражении сократилась до 45% из-за возросшей конкуренции свернувшимися на российский рынок дешевыми молдавскими винами. Снижение продажотмечено практически во всех категориях вин, за исключением игристых.
Водкав потреблении крепкого алкоголя в натуральном выражении занимает около 95%. Объемрынка водки в 2010 году составил чуть более 200 млн дал. По сравнению с 2009годом легальный рынок водки сократился по объему на 7%. В денежном же выражениипродажи водки оцениваются в 490 млрд руб., что лишь немногим выше значенияэтого показателя за 2009 год.
Поданным аудита розничной торговли, проводимого в российских городах с населениемболее 100 тыс. жителей, на протяжении нескольких предкризисных лет встоимостном выражении отмечался рост доли дорогой водки суперпремиального и премиальногоценовых сегментов. Субпремиальный ценовой сегмент, где укрепили свои позициипопулярные водочные марки «Журавли», «Хортиця», «Белая березка», развиваетсябыстрее остальных, при этом темпы роста его доли в последние годы стремительноувеличивались. В 2010 году доля этого сегмента в стоимостном выражении такжевыросла, увеличились и натуральные объемы потребления. [19.с.6]
В2010 году бренди был одной из немногих категорий крепких алкогольных напитков,объем потребления которых увеличился. Продажи категории достигли 72 млрд.рублей, что на 5% больше показателя 2009 года. При этом 70% рынка брендизанимали отечественные марки напитка, 22% – бренди производства РеспубликиАрмения, импорт из других стран составлял около 8%.
Крепкийпремиальный алкоголь (виски, французский коньяк, текила, джин, ликеры) –сегмент алкогольного рынка, демонстрировавший в России наиболее активный ростсреди всех алкогольных напитков в течение пяти предкризисных лет. В 2010 годуразмер рынка достиг своего максимума в 50 млрд. руб. Тем не менее, этосоставляет лишь 10% в стоимостном выражении от всего российского рынка крепкогоалкоголя. В 2010 году потребление премиальных спиртов сократилось больше всего.Общий объем ввезенного в страну премиального импортного алкоголя по итогам 2010года оказался практически на четверть ниже объемов импорта 2009 года.
Самаякрупная категория крепкого премиального алкоголя в натуральном выражении – виски.В 2010 году наблюдается рост доли виски на российском рынке на 4%, что связанос увеличением продаж более дешевых марок. Лидером рынка виски по-прежнемуостается Johnnie Walker. В 2010 году его доля в стоимостном выражении превышала26%, в прошлом году позиции этой марки немного ослабли. Далее идут White Horse,Chivas Brothers Jameson, Jack Daniel’s.
Второеместо по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте премиальных спиртовпринадлежит французским коньякам. В 2010 году их составляла 27% рынка. Рынок коньякав России довольно концентрирован – чуть более 80% рынка занимают пять ключевыхмарок – Hennessy, Martell,Remy Martin,Courvoisier, Otard.
Рынокимпортных ликеров в 2010 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) всравнении с 2009 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российскогопроизводства, более доступным с точки зрения стоимости. Замыкают круг наиболеепопулярных в России элитных крепких алкогольных напитков – остающиеся«экзотическими» в России текила и джин. В 2010 году рынок текилы сократился на 9%в стоимостном выражении.
Джинявляетсясамой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2010 годусохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России – это рынокдвух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2010 году), и Gordon’s (чутьболее 40% рынка в 2010 году).
Вотношении внешней торговли алкогольной продукции наблюдается существенный спадимпорта, что обусловлено законодательными изменениями, вступившими в силу с 1января 2010 г. и требующими получения дополнительных лицензий на импорталкогольной продукции. Отложенные до момента получения лицензий поставки былиосуществлены импортерами в феврале 2010 г., что вызывало значительный всплеск объемов импорта в этом месяце. В итоге суммарный объем ввоза алкогольнойпродукции в РФ в январе-феврале 2009 и 2010 г. оказался идентичным и составил 410,2 млн. л. Таким образом, прирост к 2009 году равнялся 27,1%, а к 2008 году-2,5%. [18.с.5]. Динамика импорта алкогольной продукции в Россию представлена втаблице 1.1.
Таблица 1.1
Общая динамика импортавсей алкогольной продукции за 2008-2010 гг. млн. л.год янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек всего 2008 23,8 32,4 30,9 37,2 35,2 31,8 39,8 35,5 38,4 41,9 36,3 37,0 420,2 2009 13,6 20,7 26,8 26,3 23,5 23,3 24,6 26,1 30,7 35,0 36,1 36,1 322,8 2010 6,8 25,1 37,4 35,3 30,9 32,6 31,3 31,6 36,8 41,5 49,5 51,6 410,2
В категории вин объёмимпорта составил 300,8 млн. литров, прирост 26,6% к 2009 году и к 2008 году-0,5%. Рост игристого вина составил 59,8%, вермутов и ароматизированные вина на27,9%, тихих вин на 22,2% и плодовых вин 1,3%.
В 2010 году увеличениеобъёма заграничных поставок наблюдается практически во всех сегментах рынкавина. Так, рост игристого вина составил 59,8%, вермутов – 41,9%, тихих вин –20,4%. Отрицательный прирост эксперты зафиксировали только в секторе плодовыхвин (-6,9%)

/>
Рис.1.6 Динамикаимпорта вина в Россию, в млн. л
Вслед за импортом винувеличиваются и объёмы поставок других алкогольных напитков. Так, с января пооктябрь иностранные компании ввезли в Россию на 26,9% больше крепких спиртныхнапитков, чем за аналогичный период 2009 года. Итого крепких спиртных напитковза январь-декабрь текущего года в Россию было ввезено 109,4 млн. л
Портфель импорта КСНформируется следующим образом: Наибольшую долю занимает водка 37,1%, ее ростсоставил 27,1%, по сравнению с 2009 годом; виски занимает долю 17,5%, их ростпо итогам 2010 года составил 42,8%. Рост коньяков и бренди был зафиксирован науровне 24,8%, их доля 17,2%. Стоит отметить популярность рома, этот напитоквырос даже по сравнению с 2008 годом на 35,9%, а с 2009 на 42,9% до 3,5 млн.л.
/>
Рис.1.7 Динамикаимпорта КСН в Россию, в млн. л
Импорт алкогольногонапитка виски в последнее время набирает популярность в РФ. И по итогам 2010года этого напитка было импортировано более 19 млн. л., заняв долю импорта КСН17,5%, тем самым обогнав категорию коньяки и бренди. На российский рынок вискипопадают в основном из Великобритании, доля 87,4%, а так же из Ирландии, доля8,2% и из США с долей 3,4%.
Как видно из таблицы1.2 среди экспортеров вина лидирующую позицию занимает Италия – 22,9 %экспорта, вторую строчку занимает Франция – 17,3 %, третье место принадлежитИспания – 10,6%.
Таблица 1.2
Доля стран-экспортеров винана российском рынке за январь-декабрь 2009 и 2010 гг.Страна 2009 г. 2010 г. Кол-во (млн. л) Доля (%) Кол-во (млн. л) Доля (%) 1 2 3 4 5 Италия 48,0 20,0 68,8 22,9 Франция 36,8 15,3 51,9 17,3 Испания 21,8 9,1 31,9 10,6 Болгария 33,5 13,9 31,4 10,4 Германия 22,1 9,2 26,3 8,8 Молдова 25,2 10,5 25,2 8,4 Украина 13,0 5,4 14,3 4,8 Чили 11,1 4,6 14,3 4,7 Абхазия 3,7 1,5 5,6 1,8 Литва 2,8 1,2 5,2 1,7 Аргентина 4,9 2,0 4,3 1,4 Сербия 2,7 1,1 4,0 1,3 США 2,4 1,0 2,5 0,8 Венгрия 2,0 0,8 2,2 0,7 ЮАР 1,8 0,8 1,9 0,6 Прочие 8,7 3,6 11,0 3,7 Всего 240,6 100 300,8 100
В импорте крепкогоалкоголя географической структуры относительно 12 месяцев 2009 года наибольшийприрост показали в основном все страны, например: Испания 208,7%, Пуэрто-Рико81,4%, Франция 80,0%, отрицательный результат был зафиксирован у Финляндии39,3% и у Швеции 22,4%. В целом КСН выросли на 26,9%. Объем экспорта КСН по странамэкспортерам представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Доля стран-экспортеровКСН на российском рынке в 2009 и 2010 г.г., в млн.л.  Страна  2009  2010 Кол-во (млн. л) Доля (%) Кол-во (млн. л) Доля (%) Украина 46,7 54,2 56,3 51,5 Великобритания 12,5 14,5 18,0 16,5 Армения 8,3 9,6 9,8 9,0 Франция 3,3 3,8 5,7 5,2 Молдова 2,8 3,3 3,3 3,1 Ирландия 2,0 2,3 3,1 2,9 Мексика 1,8 2,1 2,3 2,1 Пуэрто-Рико 1,2 1,4 1,8 1,7 Финляндия 2,0 2,3 1,4 1,3 Беларусь 0,6 0,7 1,1 1,0 США 0,9 1,0 1,0 0,9 Швеция 0,8 1,0 0,9 0,8 Италия 0,7 0,8 0,9 0,8 Испания 0,3 0,3 0,7 0,7 Германия 0,4 0,4 0,6 0,5 Прочие 1,9 2,2 2,3 2,1 Всего 86,2 100 109,4 100
Говоря о компаниях-импортерах по итогам января-декабрь 2010 г. лидерами по объемам импорта являютсякомпании Лудинг, International Logistic Systems, Моро, Бакарди Рус и Алианта.
Что касается экспорта,то на внешнем рынке Россия в большей мере представлена крепкими спиртныминапитками. Из таблицы 1.4 видно, что большая доля поставок алкогольнойпродукции приходится на водочные изделия — 27,6 млн. л. Общий объем поставокалкогольной продукции за границу по итогам 2010 года составил 34 млн.л., что на3,84 млн.л. больше чем в 2009.
Таблица 1.4
Объем поставокалкогольной продукции за границу в 2009-2010 гг.,
в млн.л. 2009 2010 Ликеры 0,39 0,49 Водка 26,3 27,6 Коньяк 0,47 0,25 Спиртовые настойки 2,5 4,9 Прочие 0,5 0,76 Всего 30,16 34,0
В 2009 году предложениероссийской водки и ликероводочных изделий на внешнем рынке сократилось на 9%. Ав 2010 году ситуация изменилась в направлении роста экспорта данной продукции.Экспорт водки и ликероводочных изделий в 2010 году увеличился на 7%.
Так, в 2010 годупроизошло постепенное восстановление поставок российской водки за рубеж. Ростэкспорта водки составил порядка 7,3%.
Наибольший объемэкспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ. Основнымиимпортерами российской водки являются Латвия, Казахстан, Германия, Армения,США, Великобритания, Азербайджан и Украина.
/>
Рис.1.8 Структураэкспорта водки из России по странам

Среди российских поставщиковлидирующие позиции по поставкам водки занимают такие компании, как ЗАО «Веда»,ГК « Кристалл», ЗАО «Ливиз», ООО «Оста-Алко», ЗАО «Топаз».
Второе место по объемампоставок российской продукции занимают спиртовые настойки. В 2009 года объемроссийского экспорта спиртовых настоек увеличился практически в 2 раза, как внатуральном, так и в денежном выражении и составил 4,9 млн. л и 2,9 млн. $соответственно. Основным поставщиком спиртовых настоек на экспорт являетсякомпания ОАО СПИ-РВВК, занимающая 84% рынка.
Что касается ликеров,то в 2010 году их экспорт в натуральном выражении по сравнению с предыдущимгодом вырос на 28%, однако по-прежнему останется небольшой долей в структурероссийского предложения ликероводочных изделий на внешнем рынке. Основнымиимпортерами российских ликеров являются Армения, Греция и Туркмения.
1.3 Алкогольный рынокРостовской области
Посостоянию на 1 января 2011 года на территории Ростовской области производствоалкогольной продукции осуществляют 10 организаций-производителей, оптовуюпродажу – 50 организаций, розничную продажу алкогольной продукции 4464организации на 7672 объектах торговли и общественного питания.
В январе 2011 годаемкость официально декларируемого рынка алкогольной продукции области составила459,5 тыс. декалитров. Рост алкогольного рынка за 2010 год в Ростовской областисоставил 16,7%. В таблице 1.5 представлено, что большую долю на ростовскомрынке занимает алкогольная продукция, производимая в других регионах России — 68,1% (63,1 в 2009), а ростовским производителям принадлежит 23,8 %, что на 5,8меньше предыдущего года.

Таблица 1.5
Распределение долейрынка алкогольной продукции в Ростовской области за 2009 и 2010 гг.Алкогольная продукция, (без слабоалкогольной):
2009 г.
произведенная
2010 г.
произведенная в Ростовской области в других регионах за рубежом в Ростовской области в других регионах за рубежом  Тыс. дал 1223,4 2612,7 303,7 1170,0 3370,0 399,8 % от общего объема 29,6 63,1 7,3 23,8 68,1 8,1
За 2010 год донскиепредприятия поставили в розничную торговую сеть и предприятия общественногопитания области 6959,0 тыс. дал алкогольной продукции, из которой 1030,4 тыс.дал, произведено в Ростовской области. Объем поставок алкогольной продукции поосновным ростовским производителям представлен в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Объем поставокалкогольной продукции донскими производителями за 2010 г. тыс. далКомпании-производители Отгружено оптовым компаниям Отгружено в торговую розничную сеть ОАО «Янтарное» 2,8 1,4 ООО «Мариинский спиртзавод» 2,1 16,1 ОАО «Цимлянские вина» 72,6 8,3 ОАО «Миллеровский винзавод» 45,1 4,6 ООО ЛВЗ «Ламос» 16,1 17,4 ООО «Ростовский комбинат шампанских» вин 60,8 2,4 ОАО «Ростовский винно-водочный завод» 10,7 10,3 ООО «Южная столица» 268,5 67,5 ООО «Эврика» 1,6 0,6
При этом потреблениеликероводочной продукции в области возросло на 25,4%, коньяка – на 18,6%,шампанского – на 12,9%, вина – на 11,3%.
Объём поставокалкогольной продукции на душу населения области в январе 2011 года составил 1,1л (в январе 2010 года – 1 л), в том числе: по городам области – 1,5 л, на 0,2 лбольше; по районам – 0,6 л.
Объем поставокимпортной продукции снизился и составил 492,7 тыс. декалитров или 7,1 % (8,4% в2009 году), продукции, ввезенной из других регионов РФ, увеличился и составил –5435,8 тыс. дал или 78,1% (77,4 % в 2008 году).
За последний годнаблюдается тенденция к росту покупательского спроса на водку и ликероводочныеизделия, объем реализации их в Ростовской области вырос по сравнению с аналогичнымпериодом прошлого года на 14,9%. В сравнении с 2009 годом увеличилосьпотребление натуральных вин и слабоалкогольной продукции (на 11,2%),
Фактическая суммапоступления акцизов на алкогольную продукцию и пиво в областной бюджет за 2010 годсоставила 1655,1 млн. руб., что на 5,4% (или 94,7 млн. руб.) меньшезапланированного на этот период.
1.4 Правовоерегулирование внешнеторговой деятельности в России
В целях регулированиявнешнеторговых отношений в зависимости от направления внешнеторговой политикигосударство может применять тарифные или нетарифные меры регулирования внешнейторговли.
Таможенно-тарифноерегулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем установленияимпортных и экспортных таможенных пошлин. Пошлины устанавливаются в целяхрегулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защитывнутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивныхструктурных изменений в экономике Российской Федерации.
Совокупность таможенныхпошлин образует таможенный тариф. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» вРоссийской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
1) адвалорные,начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические,начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
3) комбинированные,сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
В целях защитыэкономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временноприменяться особые виды пошлин:
Специальные пошлины –применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможеннуютерриторию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих илиугрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных илинепосредственно конкурирующих товаров;
Антидемпинговые пошлиныприменяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерациитоваров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза.
Компенсационные пошлиныприменяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров,при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Поднетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимаютсовокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях наввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защитыэкономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.Кнетарифным методам регулирования относятся: установление количественныхограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного(лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретови ограничении экспорта и (или) импорта, установление государственной монополиина экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, применение защитных мер вотношении импорта товаров, установление экспортного контроля, валютногоконтроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер постимулированию экспорта. [4.с.443]
Применение вышеперечисленных мер осуществляется на основе внешнеторгового законодательства,которое представлено совокупностью нормативных актов РФ, регулирующих комплексправоотношений по международным торговым сделкам.
К числу таких актовотносится Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговойдеятельности», цели которого — защита экономического и политическогосуверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулированиенациональной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности иобеспечение эффективной интеграции экономики РФ в экономику мировую. Закономустановлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности, определеныосновные направления государственной политики и принципы государственногорегулирования в данной сфере, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ вобласти внешнеторговой деятельности.
Целью Закона РФ «Оспециальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импортетоваров») является защита экономических интересов российских производителейтоваров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемымимпортом на таможенную территорию Российской Федерации. Настоящий Федеральныйзакон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных,антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.
В ФЗ «О валютномрегулировании и валютном контроле» установлены принципы и правовые основывалютного регулирования и валютного контроля, законодательно определены права иобязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля, определеныправа и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользованияи распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов вотношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценнымибумагами, а также особенности и порядок вступления ФЗ о валютном регулированиии валютном контроле в силу.
29 декабря 2010 годавступил в силу ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Законразработан в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза и приводитнациональное законодательство в соответствие с положениями Кодекса. Целямизакона являются обеспечение выполнения Россией международных договоров в рамкахЕвразийского экономического сообщества, решений органов таможенного союза,обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли;совершенствование управления в таможенной сфере; обеспечение соблюдения прав изаконных интересов лиц в связи с экспортом и импортом товаров; создание условийдля развития внешнеэкономической деятельности. При этом документом закрепляютсяосновные принципы перемещения товаров при их ввозе в РФ и перевозке потерритории РФ под таможенным контролем и правила определения страныпроисхождения товара. Также регламентируется порядок применения таможенных процедурв условиях функционирования таможенного союза.
В связи с формированиемТаможенного союза (ТС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном был подписанряд документов, способствующих созданию более благоприятного режима в торговлемежду этими государствами.
1 июля 2010 годавступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменовало созданиеединого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Данный кодексопределяет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаровчерез таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС подтаможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпускоми использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведениемтаможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношениймежду таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования ираспоряжения указанными товарами.
Основным условиемтаможенного союза является применение единой торговой политики в отношениитретьих стран, одной из составляющих которой является единая нетарифнаяполитика. В этих целях было принято решение «О едином нетарифном регулированиитаможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РоссийскойФедерации». Кроме того, сформирован и утвержден Единый перечень товаров, вотношении которых государствами-членами таможенного союза применяютсянетарифные меры регулирования торговли. Также разработан ряд Соглашений,регламентирующих порядок применения нетарифных мер:
— Соглашение о единыхмерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран
— Соглашение о правилахлицензирования в сфере внешней торговли товарами
— Соглашение о порядкевведения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единойтаможенной территории в отношении третьих стран
Применение единыхнетарифных мер в Таможенном союзе реализуется путем лицензирования экспорта иимпорта товаров.
Соглашение о правилахлицензирования в сфере внешней торговли товарами определяет порядок выдачилицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единыйперечень. Указанным соглашением предусмотрены следующие виды лицензий разовые,генеральные, исключительные. Выдача уполномоченным органом генеральных иисключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решениемКомиссии таможенного союза.
Соглашением о единыхмерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, предусматриваетсявведение единых мер нетарифного регулирования, а также единых подходов кгосударственному регулированию внешнеторговой деятельности государств — участников таможенного союза в отношении третьих стран. В частности,Соглашением устанавливаются такие меры нетарифного регулирования внешнеторговойдеятельности, как количественные ограничения, лицензирование, выдачаразрешений, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импортотдельных видов товаров.
Соглашением «О порядкевведения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единойтаможенной территории в отношении третьих стран» устанавливается порядоквведения и применения в рамках единой таможенной территории Евразийскогоэкономического сообщества запретов и ограничений на ввоз или вывоз отдельныхвидов товаров государствами-участниками Таможенного союза при торговле стретьими странами.
В сфере таможенно — тарифного регулирование в Таможенном союзе к товарам из третьих странпредусмотрено применение единых ставок ввозных таможенных пошлин, установленныхЕдиным таможенным тарифом, что позволит беспрепятственно обращаться такимтоварам на единой таможенной территории Таможенного союза. Ставки ввозныхтаможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются взависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза всоответствии с законодательством государств – участников таможенного союза,если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифномрегулировании от 25 января 2008 года и иными решениями Комиссии таможенногосоюза.
С 1 января 2010г. натерритории Таможенного Союза применяется Товарная номенклатура ВЭД и Таможенныйтариф ТС.
В соответствии сРешением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27ноября 2009 года №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенногосоюза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1января 2010 года вступили в силу следующие международные документы:
— Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года
— Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008года;
— Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставокввозных таможенных пошлин, отличных от ставок ----Единого Таможенного тарифа от12 декабря 2008 года;
— Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
— Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря2008 года.
Кроме того, с 1 января2010 года на территории Таможенного союза применяются единая Товарнаяноменклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тарифТаможенного союза, а также установлены:
— Переченьчувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввознойтаможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
— Перечень товаров, вотношении которых с 1 января 2010 г. устанавливаются тарифные квоты, а такжеобъемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь,Республики Казахстан и Российской Федерации;
— Перечень товаров,происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозекоторых предоставляются тарифные преференции;
— Переченьразвивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций ТаможенногоСоюза;
— Перечень наименееразвитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза;
Важнейшим элементомрегулирования внешней торговли Таможенного союза является применениеинструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействияиностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговыеи компенсационные меры. Правовой основой применения мер торговой защиты наединой таможенной территории Таможенного союза является Соглашение о примененииспециальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению ктретьим странам от 25 января 2008 г., вступившее в силу с 1 июля 2010 г. ДанноеСоглашение регулирует отношения, возникающие в связи с импортом товаров,происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных длятаможенной территории государств – членов ТС.
В рамках даннойдипломной работы необходимым также является рассмотрение особенностейгосударственного регулирования импорта алкогольной продукции.Внастоящее время доля импортного алкоголя на российском рынке довольно велика,она составляет около 60 %, но в тоже время отмечается высокий уровень теневогооборота алкогольной продукции, составляющий около 50% от общего объема рынка и криминализацииалкогольного рынка. В этой связи, очень актуальными является вопросы контроляввозимой алкогольной продукцией, предотвращение ввоза контрафактной продукции ине соблюдения законодательства Российской Федерации.
Государственноерегулирование в области импорта алкогольной и спиртосодержащей продукциинаправлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечениенужд потребителей в указанной продукции, контроль за качеством ввозимойалкогольной продукции качества и соблюдением законодательства, норм и правил.
Правовые основы импортаалкогольной продукции представляют собой систему нормативных правовых актов различнойюридической силы. К ним относятся указы Президента РФ, нормативные актыПравительства РФ, нормативные акты Министерств и Ведомств РФ (Федеральнаяслужба по регулированию алкогольного рынка, Министерство здравоохранения исоциального развития, Министерство экономического развития и торговли, Федеральноеагентство по промышленности, Федеральная антимонопольная служба, Федеральнаятаможенная служба и т.д.).
При этом ключевую рольв системе федерального законодательства, регламентирующего импортную деятельностьсубъектов рынка алкогольной продукции, играет Федеральный закон от 22 ноября1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборотаэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Данным закономустановлен порядок регулирования экспорта и импорта алкогольной продукции,лицензирования импортируемой алкогольной продукции, а также содержатьсясведения об акцизных марках. В соответствии с требованиями статьи 13 данногозакона вывоз или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольнойпродукции осуществляется организациями в порядке, предусмотренном таможеннымзаконодательством РФ, с соблюдением требований, установленных Федеральнымзаконом №171-ФЗ. Качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерацииалкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции,предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в областипроизводства и оборота алкогольной продукции. Требования Федерального закона№171-ФЗ в отношении ввоза алкогольной и спиртосодержащей продукции являютсяедиными для всех импортеров независимо от того, для каких целей осуществляетсяввоз указанной продукции (для нужд производства или для перепродажи).
Конкретизируют данныйзакон положения многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, вчастности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов,разъясняющие и уточняющие нормы закона. Все эти документы обладают юридическойсилой и обязательны к применению в процессе осуществления организациями ипредпринимателями соответствующей деятельности.
В зависимости отобласти регулирования нормативно-правовые акты, регулирующие импорт алкогольнойпродукции можно классифицировать следующим образом:
1) правовые основыимпорта алкогольной и спиртосодержащей продукции: ФЗ от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
2) порядок исчисленияакцизов: Налоговый кодекс РФ (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ;
3) порядок оформлениялицензий на ввоз в РФ алкогольной продукции: Постановление Правительства РФ от30.12.96 г. № 1590 «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территориюРоссии спирта этилового и водки», Постановлением Правительства РФ от02.02.98№114 «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию РФ алкогольнойпродукции отдельных наименований» и Постановлением Правительства РФ от28.01.1997 г. N 77 «О дополнительных мерах по контролю за импортом спиртаэтилового и водки»;
4) нанесение на алкогольнуюпродукцию специальных федеральных и акцизных марок: Постановление ПравительстваРФ от 21.12.2005 N 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольнойпродукции», Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 « О маркировкеалкогольной продукции Федеральными специальными марками», ПриказМинэкономразвития РФ от 02.02.2006 N 22 «Об утверждении правил приобретенияакцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за ихисполнением», Приказ Минэкономразвития РФ от 25.01.2006 N 12 «Об утвержденииобразцов, перечня реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировкиалкогольной продукции». Приказ ФТС РФ от07.10.2010 N 1849 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок длямаркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием»;
5) применение мер поусилению надзора за оборотом алкогольной продукции: Постановление Главногогосударственного санитарного врача РФ от 04.04.2006 N 0100/3835-06- «О ввозе иреализации алкогольной продукции».

2. ОСОБЕННОСТИОРГАНИЗАЦИИ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «РЕГАТА»
 
2.1 Организационно–экономическаяхарактеристика ЗАО «Регата»
Основанная в 1985 годукак первое в Ростове-на-Дону частное кафе, за 24 года работы «Регата» перерослав группу компаний и заняла прочные позиции экспортера, импортера,дистрибьютора, оптового и розничного оператора рынка.
Врезультате приобретении в октябре 1999 Водочного завода «Южная столица» вошла вчисло крупнейших производителем крепких спиртных напитков не только Ростова иобласти, но и в целом по стране. И в этом же году были сделаны первые шаги вэкспортном направлении — водка «Красная Армия» была отправлена завоёвыватьсевероамериканский рынок.
Начиная с 2000 года компанияРегата взяла курс на расширение и уже в апреле того же года было зарегистрированапервая дочерняя компания ООО «Регата-Столица».
С2001 года компания развивает свою собственную розничную сеть алкомаркетов «1000и 1 бутылка», где представлено более 5000 наименований продукции со всего мира.
С2004 усиливая производственную базу, компания «Регата» открыла «ДонскиеВинокурни». Коньячная артель «Донские Винокурни» – преемник одного из старейшихростовских производителей вин и коньяков.
Воктябре 2006 года водочный завод «Южная Столица» стал первым производителемалкогольной продукции, который предоставил своим потребителям возможностьпроверять подлинность приобретенной продукции, разработав специальную этикетку«Знак Качества «Регата».
2006-2007годах водка «Полярка» стала дипломантом всероссийского конкурса «Лучшие товары России»,а также завод был удостоен серебряной награды Бренд года – 2007 в ЮФО за ТЗ«Полярка». В 2008 году водки «Белая Березка» и «Полярка» получили серебряныенаграды в своих сегментах в конкурсе «Лучшая водка 2008 года».
Сбалансированноеразвитие всех видов бизнеса позволило группе компаний «Регата» в 2007 годуполучить рекордные за всю историю ее существования показатели роста.Товарооборот группы компаний «Регата» увеличился по итогам 2007 года примернона 40 проц. Данный факт в немалой степени обусловлен региональной экспансией«Регаты». Во-первых, открытием четырех дочерних компаний в Самаре и Ставрополе — март – апрель 2007 года, Саратове и Волгограде -октябрь – ноябрь 2007 года.Во-вторых, ростом московского подразделения Компании – ООО «Регата-Столица»,товарооборот которого вырос в 2007 году на 92 %.
Розничнаясеть компании — алкомаркеты «1000 и 1 бутылка» в 2007 году расширила географиюсвоей деятельности и открыла областные специализированные магазины в Таганрогеи Новочеркасске. В этом же году 2 партии водки «Белой Березки» (подадаптированным брендом «White Birch») были поставлены на рынок США.
СегодняГК Регата — крупный оператор алкогольного рынка РФ, имеющий 8 дочерних компанийи сотрудничающий с ведущими компаниями стран ближнего и дальнего зарубежья.
Основными видамидеятельности компании являются:
1) производство,розлив, хранение и поставки (реализация) произведенной алкогольной продукции.
В ГК «Регата» входит ВЗ«Южная Столица», который является крупнейшим производителем высококачественногоалкоголя в Южном федеральном округе. Средняя производительная мощность заводасоставляет свыше 1 миллиона бутылок в месяц. На счету завода 30 оригинальныхмарок («Старо Русская», «Ростов купеческий», «Казачийхутор» и «Золотой росток», «Кристальный ключ» и«Ермак», перцовую настойку «Гиркая», «Белаяберезка») снискавших признание не только российского, но и зарубежногопотребителя. Продукция завода поставляется в более чем 55 регионов РоссийскойФедерации и постепенно завоевывает не только российский, но и зарубежный рынок.
2) оптовая и розничнаяторговля — Компания имеет собственную розничную сеть алкомаркетов «1000 и 1бутылка». Розничная сеть состоит из трех магазинов в Ростове-на-Дону и еще трех– в Таганроге, Новочеркасске и Шахтах. Ассортимент алкомаркетов насчитываетпорядка 5 тысяч наименований лучшей продукции со всего мира. Кроме тогокомпании располагает 2 оптово-розничными складами.
3) экспорт алкогольнойпродукции — компании осуществляет поставки алкогольной продукции в страныближнего зарубежья, а также выпускает бренд «Красная Армия», который почтиполностью предназначена для экспорта в США.
4)импорт и дистрибуция на территории России зарубежных спиртных напитков.Компанияимеет налаженные контакты с ведущими зарубежными предприятиями-производителямиспиртных напитков, а также хорошо развитуюсобственную дистрибьюторскую сеть на территорииРоссийской Федерации, что позволяетэффективно развивать данное направлениедеятельности.
Компания «Регата»осуществляет дистрибуцию продукции производства ООО «Водочный завод «Южнаястолица», а также донских производителей (Ростовский комбинат шампанских вин,винзавод «Янтарное») в магазины традиционной розницы на территорииРостова-на-Дону и Ростовской области. Является официальным эксклюзивным дистрибьюторомкомпаний Bacardi Rus (Bacardi, Martini, Dewar’s, Grey Goose и другие ТМ), RoterHouse (Scottish Collie, Saint Patrick, Бальзам Рижский), Castel Malesan, водки«5 озер» на территории Ростова и области.
Насегодняшний день ГК «Регата» обладает диверсифицированным и сбалансированнымпортфелем федеральных и региональных брендов, который продолжаетсовершенствоваться в соответствии с актуальными тенденциями премиумизации. Онасотрудничает с такими известными отечественными и зарубежными компаниями как ИнкерманскийЗавод Марочных Вин, Артемовский завод шампанских вин, Компания Nemiroff, КомпанияЛегенда Крыма (Украина); Kelt International, Компания «Кастель Малезан», PernodRicard, (Франция); «Бакарди Рус» (Бермуды); Группа Компаний «КиН»,Кубанский винодел, ЗАО Прасковейское, Группа компаний Русский винный трест, Ростовскийкомбинат шампанских вин, Компания «Казумян», Группа компаний Парламент,Компания «Лудинг», Компания «МБ Группа Импэкс», Межреспубликанский винзавод,Компания «Фанагория», Торговый дом Компания «Ротор Хаус» Компания «ЮнайтедДистрибьюторс» (Россия)
Среди ведущих компанийРоссии «Регата» как дистрибьютор входит в десятку крупнейших, как производитель— в число 50 крупнейших в стране. На национальном рынке Компания представлена покаодним брендом — «Белая Березка». В сегменте премиальной водки «Регата»— игрок№2 после «Русского стандарта». Лидером отрасли является ОАО «Завод «Кристалл»за ним идут ООО «Омсквинпром» (бренд «Пять озер») и ГК «Русский алкоголь» (ЛВЗ«Топаз», бренды — «Зеленая марка», «Журавли», «Калинов луг»). Кроме того,сформировался еще одни сильный игрок — ГК «Синергия» (бренды — «Беленькая»,«Русский лед», Beluga), что видно из таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Сравнительный анализЗАО «Регата» с лидерами российского рынка
Объем производства
млн. дал
Объем реализации
млн. дал
Выручка от продаж
тыс. руб. 2010 2009 2010 2009 2010 2009 ЗАО «Регата» 0,671 0,606 0,699 0,576 4039162 3762415 ОАО «Завод «Кристалл» 15,3 11,4 13,5 9,8 24246722 21344576 ГК «Русский алкоголь» 11,6 10,1 9,2 8,5 18807345 16723462 ГК «Синергия» 8,5 9,4 7,3 6,9 15822501 14335964 ЗАО «Ладога» 1,8 0,989 1,5 0,775 7918934 5545476

ЗАО« Регата» является головной компанией ГК «Регата», в которую входят: водочныйзавод «Южная Столица», коньячная артель «Донские Винокурни», сеть из 5алкомаркетов “1000 и 1 бутылка» и 8 региональных дочерних компаний — Москва,Ставрополь, Самара, Волгоград и Саратов, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск.Организационная структура группы компаний «Регата» представлена в Приложении 1.
Компанияимеет централизованную структуру управления. В функции головной компании входитразработка генеральной стратегии, определение политики и общее управлениедеятельностью группы, в то время как дочерние компании отвечают за принятиеоперативных решений. Генеральный директор ЗАО «Регата» осуществляет такжеуправление сетью алкомаркетов и ВЗ «Южная Столица».
Деятельностьфинансовых служб дочерних предприятий координируется из головного офисакомпании. Головная компания холдинга контролирует составление и исполнениебюджетов дочерних предприятий, отвечает за финансовое планирование, риски,привлечение, перераспределение средств, оценивает целесообразность дальнейшейинтеграции. Кроме того, управляющая компания координирует процессы закупок,сбыта продукции, всю инвестиционную деятельность.
Структуранепосредственно самого предприятия ЗАО «Регата» представлена в приложении 2.
ЗАО «Регата» имеетдостаточно сложную организационную структуру, поэтому стоит остановиться на техруководителях и отделах, которые выполняют работу связанную непосредственно сосновной деятельностью компании: производство, экспорт, импорт продукции.
Предприятие возглавляетгенеральный директор, действующий на основе единоначалия. Генеральный директорорганизует работу предприятия и несет персональную ответственность за егодеятельность; осуществляет руководство оперативной деятельностью предприятия,без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы во всехучреждениях, организациях и предприятиях, как в Российской Федерации, так и заграницей; организует работу и эффективное взаимодействие всех структурныхподразделений.
Финансовый директоропределяетфинансовую политику организации, разрабатывает и осуществляет меры пообеспечению ее финансовой устойчивости. Руководит работой по управлениюфинансами. Осуществляет анализ и оценку финансовых рисков, обеспечиваетконтроль за соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полнымвыполнением договорных обязательств и поступлением доходов, порядком оформленияфинансово-хозяйственных операций с поставщиками, заказчиками, кредитнымиорганизациями, а также операций внешнеэкономической деятельности. Возглавляетработу по формированию налоговой политики организации.
Директор по снабжениюразрабатывает политику предприятия по вопросам материально-техническогообеспечения; принимает участие в расчетах нормативов производственных запасовна основе определения потребностей в материальных ресурсах; осуществляет поискпоставщиков, проводит переговоры и заключает договоры с поставщиками;обеспечивает доставку материальных ресурсов от поставщиков и продавцов всоответствии с предусмотренными в договорах условиями и сроками; организуетобработку поставок материально-технических ресурсов
Коммерческийдиректор выполняет следующие должностные обязанности: руководит сбытомпродукции компании, разрабатывает ценовую и скидочную политику. Организует иконтролирует работу менеджеров по продажам. Координирует разработкуперспективных и текущих планов сбыта продукции. Организует работу по ведению,анализу и систематизации клиентской базы. Контролирует состояние дебиторской икредиторской задолженности клиентов. Участвует от имени предприятия в ярмарках,торгах, на биржах, выставках по рекламе и реализации продукции.
Служба продаж выполняеттакие функции как: ведет активный поиск и привлечение новых оптовых клиентов,обеспечивать выполнение договорных обязательств по поставкам клиентампродукции, дает предложения в отдел поставок по закупке того или иного видатовара, проводить работу по претензиям покупателей при нарушении договорныхобязательств, осуществляет контроль над тем чтобы, дебиторская задолженностьнаходилась в рамках установленных параметров, постоянно отслеживать оборотсвоих клиентов по сделкам с компанией.
Задачии функции отдела логистики состоят в следующем: планирование, организация,контроль и управление материальными и нематериальными операциями, совершаемымив процессе доведения сырья, материалов и готовой продукции до потребителя; осуществлениеорганизации, планирования и контроля за внешнеэкономической деятельностьюпредприятия на стадиях: заключения договоров, поставки продукции в соответствиис заключенными договорами, таможенного оформления товаров, ведения учета иотчетности на складах; контроль выполнения поставщиками обязательств позаключенным договорам (сроки поставок, цены, количество, качество, номенклатураи т.д.); осуществление контроля за товарными и информационными потоками;разработка рекомендации и рациональных предложений по организации деятельности соответствующихслужб предприятия, с целью оптимизации затрат при доведении материальныхпотоков от продавца к покупателю.
Основныефункции отдела закупок: определение потребности в материальных ресурсах:расчет средств на приобретение материальных ресурсов; поиск, анализ данных,выбор поставщиков; заключение договоров и контроль исполнения; определениеобщей стоимости закупки для формирования цены и условий договора; проверкапоступающей продукции и подтверждение качества.
Отделмаркетинга также как и юридическая служба напрямую подчиняется Генеральномудиректору. На нее возложены такие функции как: разработкаплана маркетинга и его реализация; изучение и анализ общего состояния рынка иего участников, состояния спроса и предложений; сегментирование рынка,определение потребительских потребностей, оценка емкости и потенциала целевогорынка, а также прогнозирование тенденций его развития; анализ деятельностиконкурентов; изучение и анализ внутренних и внешних показателей собственнойконкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности
На сегодняшний день нарынке Ростовской области компания контролирует порядка 45-50% легальногооборота алкоголя. По экспертной оценке доля розничной сети алкомаркетов «1000 и1 бутылка» (ООО «Регата-Маркет») составляет не менее 3% от всего розничногооборота алкогольной продукции в Ростове. Среди конкурентов компании нарегиональном уровне можно выделить ОАО «Ростовский винно-водочный завод», ОАО«Цимлянские вина», ОАО «Миллеровский винзавод», ООО«Эврика», ООО«Ламос», ОАО«Янтарное».
За последние нескольколет компания упрочила свои позиции одной крупнейших и стабильно развивающихсяалкогольных компаний Области, о чем говорят показатели ее развития. Так, в 2010году«Регата» увеличила товарооборот на 26,8 % по сравнению с 2009 г.70-процентый рост показал бизнес «Регаты» за пределами Ростовской области, чтообусловило более чем 40-процентую долю дочерних предприятий в товарообороте ГК,ее ростовский бизнес вырос не менее чем на 15 %.
Как видно из таблицы2.2 чистая прибыль компании 2010 году составила 410254 тыс. руб., что на 225984тыс. руб. больше, чем в 2009 году.
Таблица 2.2
Прибыль компании ЗАО«Регата» по данным финансовой отчетности компании за 2008-2010 гг., в тыс. руб.Показатели 2008г. 2009г. 2010г. Выручка от продажи товаров 3500614 3762415 4039162 Прибыль до налогообложения 465590 309584 589219 Чистая прибыль 304401 184270 410254


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.